Статья 'Деятельность некоммерческих организаций в современных российских условиях: социолого-управленческий аспект' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

The activity of nonprofit organization in the current Russian conditions: sociological-administrative aspect

Babichev Igor' Viktorovich

Doctor of Law

Professor, the department of Management and Administrative Management, Russian State Social University

129226, Russia, Moscow oblast', g. Moscow, ul. Vil'gel'ma Pika, 4, of. 1

BabichevIV@rgsu.net
Demina Svetlana Vladimirovna

Senior Educator, the department of State and Municipal Procurement Management, Russian State Social University

129226, Russia, g. Moscow, ul. Vil'gel'ma Pika, 4, of. 1

dematown@rambler.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.2.32183

Received:

13-02-2020


Published:

02-03-2020


Abstract: The object of this research is the activity of nonprofit organizations in the current socioeconomic conditions established in Russia. Assessment of their activity is conducted for the purpose of identification of factors, trends and stereotypes forming the attitude of Moscow residents on NPO. Particular attention is focused on determining the extent of involvement of the respondents in the work of third sector, analysis of experience of interaction of Moscow residents with NPO, estimation of the level of information awareness of respondents on the activity of NPO and the third sector as a whole. The phone survey of respondents based on random generation of phone numbers became the key method for this research. Sampling includes 1006 Moscow residents of 18 years of age or older. It is established that the expectations of Moscow residents with regards to NPO are associated with the need for solution of the urgent social problems, while the narrow-focused vectors in activity of the nonprofit organizations (independent public control, human rights advocacy, etc.) is perceived as collateral. The author reveals that more than half of Moscow residents give positive assessment to the activity of NPO; however, the presence of negative trends with regards to third sector is also observe – low level of trust, stereotypical perception of its functions. In a number of instances, assessment of the activity of nonprofit organizations is built on the shallow knowledge due to the fact that majority of respondents to not have actual experience of interaction with NPO or sufficient information on their activity.


Keywords:

municipality, third sector, nonprofit organization, social assistance, social support, charity, state, management, trust, social policy

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. Некоммерческий сектор, как особый социальный, экономический и политический феномен, привлек серьезное внимание исследователей относительно недавно - лишь в конце 1960-х годов. И только в 1970-е годы эта проблематика в странах Запада стала предметом общественных дискуссий и политических программ. [7;9] Сегодня государственная и муниципальная политика в развитых странах обязательно строится с учетом экономического и политического потенциала некоммерческих организаций [2], а интересы и цели населения как субъекта межсекторного взаимодействия выражаются представителями общественных объединений. [17]

Развитие российского некоммерческого сектора идет по несколько отличному от Запада пути, который во многом зависит от того, какие отношения формируются у основных его субъектов (общественных организаций) с институтами внешней среды. [4;12] Основной проблемой взаимодействия власти, населения и представителей НКО на сегодняшний день выступает отсутствие доверия между участниками этих отношений [3], низкая информированность о специфике работы третьего сектора, стереотипизация НКО в глазах общественности. [5]

Обзор научных источников. Значительная часть научных исследований по вопросам развития НКО, посвящена изучению финансовой стороны организации третьего сектора экономики. [1] Фокус внимания ученых сосредоточен на механизмах сбора средств, «менталитете пожертвований». В частности, ученые отмечают, что молодое поколение стало реже жертвовать, чем представители старшей возрастной группы. [10] В работе Klafke R. с соавторами предлагается теоретический анализ феномена некоммерческих организаций через призму теории доминирующей службы. [18] В частности, ученые предположили, что благотворительные некоммерческие организации имеют возможность контролировать и формировать поведение человека путем установления моделей поведения.

В работах ряда ученых приведены результаты исследования стратегий формирования социальных сетей некоммерческих организаций (НКО). Особое внимание уделяется специфике диалога между НКО и различными социальными группами населения, формирования позитивного имиджа некоммерческого сектора [19]. Заинтересованные стороны могут также создавать автономные сети между собой, что повышает роль виртуальных сообществ для НКО в эпоху трансформации коллективных действий и социальных изменений, существующих на стыке слабой организационной координации и индивидуальной автономии [13].

В работах ряда ученых делается вывод, что некоммерческие организации служат уникальной цели, восполняя дисфункции в государственной социальной политики [14; 16]. Вместе с тем некоммерческие организации часто ограничены ресурсами, как финансово, так и с точки зрения человеческого капитала [6]. По этим причинам персонал небольших НКО часто отвлекается от миссии организации до административных функций. В исследованиях Song, D и Kim, DH установлена взаимосвязь между отношением общественности и отдельных социальных акторов к деятельности некоммерческой организации и размером вклада в ее работу: ресурс времени, финансовая составляющая и пр. [22]. В связи со сложившимся положением особо актуальной видится задача привлечения волонтеров [11;21]; приобщение молодежи к деятельности НКО как перспективного вектора построения профессиональной карьеры.[8] В этих условиях особое значение приобретает доверие как катализатор социальных взаимодействий инициативных граждан в контексте включения общественности в работу некоммерческого сектора. [20]

Методология. Авторами представлены эмпирические результаты, полученные в ходе социологического исследования по теме: «Изучение отношения жителей города Москвы к деятельности некоммерческих организаций (реализующих социальные проекты и программы и/или оказывающие социальные услуги), вовлечение в их деятельность». Данное исследование проведено под руководством Московского дома общественных организаций в ноябре-декабре 2018 года.

Цель исследования заключалась в оценке деятельности некоммерческих организаций на основе анализа материалов опроса москвичей, определение факторов, детерминирующих отношение общественности к третьему сектору.

Выборка составила 1006 респондентов в возрасте старше 18 лет. Признаками репрезентативности стали пол и возраст жителей города Москвы. Ведущим методом исследования выступил телефонный опрос респондентов на основе случайной генерации телефонных номеров в пропорции: 70% мобильные телефоны, 30% - стационарные телефоны.

Результаты исследования.

Информированность москвичей о деятельности НКО. Полученные материалы исследования иллюстрируют высокий уровень информированности москвичей о деятельности НКО. В совокупности 63% опрошенных, по их собственным словам, имеют какие-либо представления по этому вопросу (суммируются ответы «Да, я лично сталкивался с деятельностью некоммерческих организаций», «Да, я определенно знаю о таких организациях» и «Я что-то слышал о таких организациях»). Немногим более трети респондентов (36%) заявили, что ничего не знают об НКО, или затруднились ответить на вопрос. Следует отметить, что низкий уровень осведомленности о деятельности НКО чаще других демонстрируют люди с низким уровнем материального дохода и образования, представители старшей возрастной группы.

Две трети от числа тех, кто декларирует свою осведомленность о работе НКО (а это 41% от общего числа опрошенных), сказали, что они просто «что-то слышали о таких организациях». Данные респонденты лично не взаимодействовали с НКО и даже не имеют конкретных знаний об их работе. Таким образом, отнести к категории осведомленных о работе НКО можно лишь каждого пятого жителя столицы (выбравших варианты ответов «я лично сталкивался» и «я определенно знаю» о таких организациях).

Более точно реальный масштаб информированности населения о работе некоммерческих организаций проявляется в ответах на открытый вопрос с просьбой вспомнить название конкретных НКО, действующих в Москве. Этот вопрос задавался только тем респондентам, кто вошел в число информированных о работе НКО (63% от всей выборки). Больше половины из них (37% от общего числа населения столицы) не смогли назвать ни одну некоммерческую организацию (варианты ответов «не знаю», «затрудняюсь ответить»).

Всего четверть опрошенных москвичей (26%) смогли предоставить содержательный ответ, при этом половина из них допустила большое количество ошибок, неправильных и неточных формулировок. Так, около 7% от общего числа респондентов дали ошибочный ответ, назвав среди «некоммерческих организаций» (как звучало в формулировке вопроса) государственные учреждения соцзащиты, Центры предоставления государственных услуг, пенсионные фонды, платформу «Активный гражданин», политические структуры и т.п.

Еще около 6% от общего числа респондентов называли не конкретные НКО, а обобщенную группу (тип) организации. Чаще всего здесь встречались такие ответы: «благотворительные фонды», «волонтерские организации/добровольцы», «правозащитные/организации по правам человека», «религиозные организации», а также различные объединения собственников недвижимости (ЖСК, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и т.п.). Таким образом, только 13% от общего числа опрошенных москвичей смогли вспомнить точные названия конкретных НКО.

Всего было названо чуть более 100 НКО, но чаще всего это были единичные упоминания. Наиболее известны москвичам Фонд «Подари жизнь», Правозащитный центр «Мемориал», «Фонд борьбы с коррупцией», АНО «Голос» и Благотворительный фонд «Русь сидящая». Эти организации довольно активны в публичном пространстве, что безусловно, отражается на результатах опроса.

Интересно, что три четверти (72%) из тех, кто выбрал ответ «что-то слышал» о работе НКО, не могут назвать ни одной конкретной организации. Даже при наличии личного опыта взаимодействия с НКО (декларируемого в опросе) значительное количество респондентов (31%) не могут вспомнить ни одного названия НКО.

Оценка деятельности НКО. Исходя из вышесказанного, становиться понятным, что реально оценить деятельность НКО могут далеко не все респонденты. Этот вопрос задавался только тем респондентам, кто осведомлен о работе НКО. Около 27% опрошенных затруднились на него ответить. Таким образом, менее половины опрошенных москвичей (46%) смогли дать какую-то определенную оценку работе НКО. Среди них 55% склонны оценивать работу НКО по большей части позитивно и 17% - негативно (суммируются попарно оценки «целиком положительно» и «скорее положительно»; а также «целиком отрицательно» и «скорее отрицательно»).

Молодежь чаще других категорий респондентов оценивает работу НКО положительно. Результаты исследования также продемонстрировали наличие корреляционной зависимости между уровнем образования респондентов и позитивной оценкой деятельности НКО.

Проведенный опрос показал еще одну особенность – высокая информированность и наличие личного опыта общения с НКО определенно меняет общественное мнение в сторону более позитивного восприятия деятельности некоммерческих организаций. Среди тех, кто «лично сталкивался» с деятельностью НКО, 70% оценили эту деятельность положительно, что выше средний значений на 15 п.п. По мере уменьшения информированности сокращается разрыв между положительными и отрицательными оценками и увеличивается число затруднившихся ответить респондентов.

Представление о функциях НКО. В целом скорее доброжелательное отношение многих москвичей к НКО проявляется и в ответах на вопрос о функциях, которые выполняют НКО. Этот вопрос затрагивает не знания респондентов, а иллюстрирует восприятие образа некоммерческих организаций в общественном мнении (вопрос задавался всем респондентам).

Общественное мнение отводит «третьему сектору» в лице НКО, прежде всего, ведущую роль в решении социальных проблем и вопросов благотворительности. Такие направления, как правозащитная деятельность или независимый общественный контроль, воспринимаются москвичами как второстепенные. При этом значительная часть москвичей (49%) считают, что НКО, в первую очередь, озабочены решением своих частных проблем. Данные результаты иллюстрируют не вполне благоприятный имидж НКО. Почти половина населения не замечает общественной пользы от деятельности НКО. Полученные данные могут свидетельствовать об осторожном отношении значительной части населения к деятельности НКО в условиях довольно слабой информированности.

В целях оценки факторов формирования имиджа НКО рассмотрим распределение ответов на вопрос «Чем, на Ваш взгляд, в основном занимаются некоммерческие организации?» среди респондентов, имеющих низкий уровень информированности о деятельности НКО.

Поскольку вопрос о представлениях населения о функциях некоммерческих организаций отражает еще и общее отношении москвичей к деятельности НКО, интересно посмотреть, влияет ли информированность на это отношение, и что думает в целом об НКО та часть населения, которая говорит, что ничего не знает о работе некоммерческих организаций.

Позитивное восприятие функций НКО среди слабо информированных респондентов в целом ниже средних значений по выборке. Только 43% респондентов данной группы считают, что НКО оказывают благотворительную помощь различным группам населения (ниже средних значений на 12 п.п.). Аналогичные данные получены при оценке такой функции, как «осуществляют независимый общественный контроль за работой государственных органов» (ниже средних значений на 11 п.п).

Для лучшего понимания столичной специфики обратимся к данным всероссийских и московских опросов, проведенных другими центрами изучения общественного мнения (таблица 1). Сопоставление в данном случае весьма условно из-за разницы методик. Однако очевидно, что порядок приоритетных функций НКО в общественном мнении россиян в целом и отдельно москвичей схож: респонденты видят в организациях «третьего сектора» не столько институты гражданского общества, сколько субъектов, осуществляющих, наряду с государством, решение социальных проблем, а также реализующих свои собственные цели.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, с какими из следующих суждений о роли и деятельности некоммерческих организаций Вы согласны, а с какими – нет? (приведены данные по ответу «скорее согласен» по результатам массового опроса, проведенных Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) в 2014 году N=1600 чел. и опроса, проведенного авторским коллективом в 2018 году N=1006 чел.), %.

Суждения

2014 год

2018 год

1

Некоммерческие организации содействуют решению острых социальных проблем, развитию социальной сферы

55

59

2

Некоммерческие организации защищают права граждан, способствуют проявлению общественной инициативы

56

50

3

Некоммерческие организации создаются для решения отдельных задач, удовлетворяющих личные интересы их руководителей

40

12

4

Некоммерческие организации осуществляют независимый общественный контроль над деятельностью государственных органов

40

18

5

Некоммерческие организации не приносят ни пользы, ни вреда, их деятельность для большинства граждан не заметна и не важна

40

9

6

Некоммерческие организации оказывают услуги и помощь только членам своей организации

39

12

7

Некоммерческие организации не нужны в принципе, их задачи должно решать государство

34

17

Результаты опроса показывают, что некоммерческие организации в глазах значительной части граждан прочно заняли свое место в решении проблем социальной сферы. НКО воспринимаются наряду с государством, как полноправный субъект социальной политики. При этом почти каждый пятый опрошенный респондент не поддерживает данные тенденции. 22% полагают, что социальные вопросы должны быть прерогативой государства. Из них 70% респондентов дали негативные оценки работы НКО. Значительная часть опрошенных полагает, что сотрудники НКО «решают свои личные проблемы» (49% по выборке в целом). Указанные результаты объясняют недоверие граждан к деятельности НКО. Категория респондентов, имеющие низкий уровень доверия к НКО, чаще всего представлена такими социальными группами, как: пенсионеры, люди старшего возраста. Они традиционно считают, что социальная сфера должна находиться под ответственностью государства.

Оценка москвичей приоритетных направлений деятельности НКО. Результаты опроса, свидетельствуют, что приоритетным направлением деятельности НКО является решение социальных вопросов. Данный ответ, не предполагает снижения значимости других сферы и направлений деятельности НКО, однако в глазах широкой общественности они обладают меньшим приоритетом, чем острые социальные вопросы. Это может быть обусловлено сложившейся в России социально-экономической ситуацией, где трудности в социальной сфере настолько актуальны и злободневны для подавляющей доли населения страны, что «заслоняют собой» проблемы в остальных сферах общественной жизни. Список традиционных острых тем, характерных для всего российского общества – низкий уровень материального благосостояния населения, безработица, трудности в области здравоохранения, образования. На фоне этих проблем вопросы культурного развития, экологии, досуга и т.п. оттесняются на периферию. Сложившееся положение характерно как для всероссийских, так и московских опросов. Опираясь на сказанное выше, становится объяснимым распределение ответов на вопрос о «сферах, в которых деятельность некоммерческих организаций была бы наиболее полезной для нашего города и его жителей» (таблица 2).

На первое место в числе приоритетных задач для НКО москвичи ставят помощь социально незащищенным слоям населения (60%) и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (37%). Немного чаще, чем в целом по выборке, указанные задачи выделяют пенсионеры, домохозяйки, малообеспеченные граждане, а также молодежь. Для респондентов возрастной категории до 35 лет, кроме указанных выше приоритетных задач, особую актуальность представляются вопросы экологии, здравоохранения, досуга, правозащитная деятельность со стороны НКО.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, в каких сферах деятельности некоммерческих и общественных организаций была бы наиболее полезной для нашего города и его жителей?», %.

Параметр оценки

Доля респондентов, %

Поддержка социально уязвимых категорий населения – пенсионеров, инвалидов, детей, сирот и т.п.

60

Помощь людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, пострадавших в стихийных бедствиях

37

Экология, благоустройство и защита животных

35

Деятельность в области здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни

31

Защита прав граждан, оказание юридической помощи населению

27

Организация досуга и развлечений (клубы по интересам), деятельность в области физкультуры и спорта

26

Деятельность в области образования, науки, культуры, искусства

20

Другое

4

Затрудняюсь ответить

3

Обсуждение. Сравнение оценок функций НКО среди слабо информированных респондентов и в целом по выборке показывает низкий диапазон расхождений. Можно предположить, что в обществе есть некий кредит доверия или устойчивые стереотипы в отношении НКО, слабо связанные с фактическим знанием москвичей о деятельности «третьего сектора». С другой стороны, полученные результаты указывает на недостаточное качество и объем информации о работе НКО, что создает определенные искажения в представлениях населения о целях НКО, имидже некоммерческих организации, приоритетных сферах их работы.

Результаты исследования демонстрируют более высокий уровень лояльности москвичей к деятельности НКО по сравнению с жителями других регионов РФ. В частности, 40% россиян разделяют мнение, что «общественные организации не приносят ни пользы, ни вреда, их деятельность для большинства граждан не заметна и не важна». Среди москвичей доля скептически настроенных значительно ниже (24% по результатам опроса ВЦИОМ, среди москвичей данный процент составляет 9%). Можно сделать заключение, что большинство москвичей поддерживают деятельность некоммерческих организаций в сфере решения социальных проблем.

Отрицательные оценки деятельности НКО, низкий уровень доверия к третьему сектору демонстрируют люди старшего возраста, которые имеют традиционные представления о роли государства в социальной сфере. Их патерналистские настроения определяют оценочные суждения по отношению к третьему сектору. Общий социальных фон, острота социальных проблем и неблагоприятная экономическая ситуация в России детерминирует ожидания москвичей к деятельности НКО. В большинстве своем респонденты полагают, что НКО должны фокусировать свои усилия на поддержке социально уязвимых категорий населения: пенсионеров, инвалидов, детей, сирот, а также помощи людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Представленные результаты коррелируют с исследованиями других авторов (Papkova N.E., Bagrova N.V., 2018). Организация работы в сфере досуга, юридическая помощь гражданам на сегодняшний день не получила широкого признания общественности как значимой сферы деятельности НКО.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее. Результаты опроса показали, что подавляющее большинство москвичей не имеет точного представления о сущности и специфике работы некоммерческого сектора России. Имеющиеся у россиян знания об НКО поверхностны и фрагментарны. Материалы исследования иллюстрирует доминирования в сознание широких масс общественности устоявшихся стереотипов и патерналистских суждений о роли и месте НКО в приводимой государством социальной политике.

Общественное мнение отводит «третьему сектору» в лице НКО ведущую роль, прежде всего, в решении социальных проблем и вопросов благотворительности. Такие направления, как правозащитная деятельность или независимый общественный контроль, отходят на второй план, снижая значимость НКО в глазах населения как института гражданского общества. Почти половина населения не замечает общественной пользы от деятельности НКО, полагая, что некоммерческие структуры озабочены решением, прежде всего, своих личных проблем. Важно, что на ответы, связанные с общими представлениями москвичей о назначении и функциях НКО, слабое влияние имеет информированность или наличие личного опыта взаимодействия с некоммерческими организациями.

Резюмируя материалы проведенного исследования, можно сделать вывод, что москвичей к деятельности третьего сектора в целом и отдельным некоммерческим организациям определяется опытом их взаимодействия по решению социальных проблем. При этом среди москвичей, имеющих высшее образование, наиболее высока доля тех, кто позитивно оценивает работу НКО. Аналогичные результаты характеры для представителей молодежи. Возможным ограничением в интерпретации полученных результатов является низкое представительство доли респондентов, имеющих реальный опыт взаимодействия с некоммерческими организациями.

References
1. Mironenko, N. V., & Gashin, A. A. (2014). Institutsional'nye izmeneniya mezhsektornogo vzaimodeistviya nekommercheskikh organizatsii. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, (2 (32)), 232-236.
2. Morozov V.Yu., Khavanova N.V., Bokareva E.V. FORMIROVANIE TsELEVOGO KAPITALA NEKOMMERChESKIMI ORGANIZATsIYaMI // Servis v Rossii i za rubezhom. 2016. T. 10. № 1 (62). S. 20-30.
3. Sokolov, A. V. (2013). Deyatel'nost' obshchestvennykh organizatsii: otsenki naseleniya. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, (10), 300-303.
4. Sul'dina, G. A., & Glebova, I. S. (2009). Interesy obshchestvennykh organizatsii i organov munitsipal'noi vlasti v regionakh Rossii: protivorechiya i formy vzaimodeistviya. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki, 151 (1), 261-274.
5. Shapovalova, A. M. (2010). Razvitie mnogoobraziya vzaimootnoshenii vlasti i obshchestvennykh organizatsii. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', (4).
6. Alshammari M.H. Patient safety culture of nurses in public and private hospitals in northwestern Saudi Arabia. International Journal of Advanced and Applied Sciences, 6(12) 2019, Pages: 71-77. https://doi.org/10.21833/ijaas.2019.12.008
7. Altaibaatar Ja. BUDDHIST RELIGIOUS NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN MONGOLIA. Contemporary Problems of Social Work. 2018. T. 4. № 2 (14). 18-26. DOI: 10.17922/2412-5466-2018-4-4-18-26
8. Belyakova T.E. Features of formation of culture of project activity of students to design in Russia. Sontemporary problems of social work. 2019. T. 5. № 1 (17). S. 44-51. DOI: 10.17922/2412-5466-2019-5-1-44-51
9. Buley, N.V., Demchenko, T.S., Makushkin, S.A., Vinichenko, M.V., Melnichuk, A.V. (2016). Human resource management in the context of the global economic crisis. International Journal of Economics and Financial Issues, 6(8S): 160-165.
10. Choi, S Kim, H; Chung, M; Lee, SY Online Donation Experiences, Donation Awareness, and Intention of Future Donation Among Teenagers in South Korea JOURNAL OF SOCIAL SERVICE RESEARCH Tom: 45 Vypusk: 5 Str.: 622-633 DOI: 10.1080/01488376.2018.1487363
11. Frolova E.V., Rogach O.V., Medvedeva N.V., Kabanova E.E., Ryabova T.M. Volunteer activity as a factor in the development of cultural tourism in the Russian Federation. Academy of Strategic Management Journal. 2017. T. 16. № 2. S.1-20.
12. Frolova E.V., Medvedeva N.V., Kabanova E.E., Kurbakova S.N., Vinichenko M.V. (2016). Social Partnership in Russia: Prerequisites, Problems and Trends. Journal of Advanced Research in Law and Economics, (Volume VII, Spring), 2(16): 221 – 228 doi: 10.14505/jarle.v7.2 (16).05. Available from: http://www.asers.eu/journals/jarle/jarle-issues.
13. Ihm, J Communicating without nonprofit organizations on nonprofits' social media: Stakeholders' autonomous networks and three types of organizational ties NEW MEDIA & SOCIETY Tom: 21 Vypusk: 11-12 Str.: 2648-2670 DOI: 10.1177/1461444819854806
14. Novel Lyndon, Mohd. Nor Shahizan Ali, Mohd. Fuad Mat Jali et al. Sociological perspective on the well-being of the elderly Muslim women in Malaysia. International Journal of Advanced and Applied Sciences, 6(12) 2019, Pages: 82-91. https://doi.org/10.21833/ijaas.2019.12.010
15. Papkova N.E., Bagrova N.V. SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEMS OF PEOPLE OF "THIRD AGE" AT THE PRESENT STAGE. Contemporary Problems of Social Work. 2018. T. 4. № 2 (14). S. 41-48.DOI: 10.17922/2412-5466-2018-4-4-37-45
16. Pope J. A., Key K. A. & Saigal A. (2015) Nonprofit Outsourcing Patterns: Why Don’t Small NPOs Outsource More?, Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing, 27:1, 99-116, DOI: 10.1080/10495142.2014.934563
17. King, D; Griffin, M Nonprofits as Schools for Democracy: The Justifications for Organizational Democracy Within Nonprofit Organizations NONPROFIT AND VOLUNTARY SECTOR QUARTERLY Tom: 48 Vypusk: 5 Str.: 910-930 DOI: 10.1177/0899764019837603
18. Klafke, R; Von der Osten, F; Didonet, SR Toaldo, AMM Service-Dominant Logic and Nonprofit Organizations: A Value Creation Perspective JOURNAL OF NONPROFIT & PUBLIC SECTOR MARKETING SEP 2019 DOI: 10.1080/10495142.2019.1668327
19. Ranucci, R; Lee, H Donor Influence on Long-Term Innovation Within Nonprofit Organizations NONPROFIT AND VOLUNTARY SECTOR QUARTERLY Tom: 48 Vypusk: 5 Str.: 1045-1065 DOI: 10.1177/0899764019843346
20. Rogach O.V., Frolova E.V., Ryabova T.M. Theory of "trust" in the focus of expectation study concerning educational space key actors. European Journal of Contemporary Education. 2018. T. 7. № 2. S. 392-399. DOI: 10.13187/ejced.2018.2.392
21. Shachar, IY; Hustinx, L Settling the Neoliberal Contradiction through Corporate Volunteering: Governing Employees in the Era of Cognitive Capitalism JOURNAL OF CONTEMPORARY ETHNOGRAPHY Tom: 48 Vypusk: 6 Str.: 773-805 DOI: 10.1177/0891241619828442
22. Song, D; Kim, DH "I'll donate money today and time tomorrow": The moderating role of attitude toward nonprofit organizations on donation intention INTERNATIONAL JOURNAL OF NONPROFIT AND VOLUNTARY SECTOR MARKETING. 2019. DOI: 10.1002/nvsm.1659
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.