Статья 'Профессиональная самореализация в сети (на примере социальной сети Инстаграм)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Professional self-realization online (on the example of the social network Instagram)

Gimadeeva Dinara Rifkatovna

Assistant, the department of General and Ethnic Sociology, Kazan (Volga Region) Federal University

420008, Russia, the Republic of Tatarstan, Kazan, Kremlevskaya Street 18

dinara.gimady@gmail.com

DOI:

10.7256/2409-7144.2016.10.2032

Received:

08-09-2016


Published:

31-10-2016


Abstract: This article is dedicates to the transformation of professional self-realization under the influence of Internet technologies. The object of this research is the professional self-realization of an individual in modern society; while the subject is the practices of professional self-realization in social network (on the example of “Instagram”). The author gives special attention to the emergence and popularity of the social networks, which discovered new prospects and opportunities of professional self-realization, such as telecommuting and freelance, which is relevant among the categories of people excluded from the traditional work activity due to the objective reasons (for example, maternity leave). Based on the qualitative research of the social network “Instagram”, the author substantiates that the new opportunities of online interaction became in demand from the perspective of professional self-realization. The author uses the method of discourse-analysis of the accounts of Instagram users, which allows analyzing a separate sector of the social category of “mothers”. The main conclusion consists in the position that women during maternity leave represent one of the most active users category, which closely interacts inside the network community, as well as use various methods of professional self-realization that can be combined into three types: professional blogging, development of personal business, representation of large companies or brands within social network. All of these three types can be realized remotely via Internet technologies, in other words, provide opportunity to combine work with other activities (household chores, children education).


Keywords:

professional self-realization, Internet technologies, social networks, Instagram, telecommuting , freelance, social mobility, maternity leave, blogger, work activity

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Возможности, которые дает Интернет, давно переросли изначальную его функцию как средства коммуникации (как это было с появлением почты, телеграфа, телефона). С одной стороны, Интернет, прочно войдя в нашу жизнь, выполняет и функции СМИ, с другой, стал новым явлением, имеющим большое значение с точки зрения воздействия на социальные взаимодействия[1]. Одним из аспектов такой трансформации является новые возможности профессиональной самореализации, которые будут рассмотрены в данной статье. Быстрый доступ к информации, возможность ее обмена, распространения привели к появлению такого явления как социальные сети. Новый феномен изначально набрал популярность как средство общения, развлечения пользователей. Однако в последнее время наблюдается выполнение социальными сетями новой функции – профессиональной реализации пользователей. Этот аспект развития социальной сети представляется социологическим, который нуждается в осмыслении с научных позиций. Относительно новая социальная сеть (появилась в октябре 2010 года) Инстаграм была задумана как приложение, устанавливаемое на телефон, с целью ведения фото- и видеодневника, слежения за страницами других пользователей. Приложение быстро набрало популярность среди пользователей, которые значительно расширили способы ее использования (по данным официальной статистики компании собственника, на данный момент зарегистрировано около 500 миллионов пользователей по всему миру) [16]. Неожиданно быстрый и резкий скачок популярности Инстаграм привлек внимание маркетологов (число пользователей Instagram превысила численность международных пользователей Твитера (288 миллионов человек).. Их исследования продемонстрировали, что очередная социальная сеть имеет свою специфику, отличающую ее от других популярных сетей и приложений. В частности, маркетологи обнаружили, что многие пользователи используют Instagram как канал для совершения покупок [15]. После этого ведущие маркетологи крупных брендов сосредоточили свое внимание на продвижении в Instagram, т.к. увидели в этой быстрорастущей сети хорошие перспективы для развития своего бренда на мировой площадке [6]. Множество исследований западных и отечественных маркетологов выявляют пути повышения эффективности аккаунтов с точки зрения воздействия на потребителей, делятся секретами эффективных фотографий, видео и текстовых подписей в специализированных блогах для маркетологов и пользователей, желающих вести бизнес с помощью Инстаграм [см.: 8]. Часть исследований направлена на анализ аудитории социальной сети [12]. Так, было выявлено, что основную долю пользователей данного приложения являются молодые, энергичные, образованные люди, которые находят Инстаграм удобным для совершения покупок: «Пользователи обменивались фотографиями покупок с друзьями, оставляли комментарии, ставили лайки и делились своим мнением о покупке. В отличии от пользователей Facebook, которые говорят, что их основная причина использования этой социальной сети – связываться с друзьями и семьей, пользователи Instagram могут дать большую мотивацию для покупки своим подписчикам» [6]. Подробный анализ статистических данных [10], свидетельствует о том, что 86% мировых брендов завели свой аккаунт в Инстаграм. Таким образом, маркетологи обратили внимание на данную сеть как важное средство увеличения аудитории производителей товаров и услуг. Их исследования направлены на повышение эффективности, анализ конкретных способов ведения блога в приложении. Массовость и важность новой социальной сети с точки зрения воздействия на социальные процессы заставляет ее исследовать с научных позиций не только маркетологам. Психологический подход к социальной сети Инстаграм направлен на оценку значимости данного приложения, определения его функций и последствий. Так, доказывается, что одно из наиболее популярных явлений Инстаграма – селфи – размещение фото самого себя, сделанного самостоятельно на камеру мобильного телефона, может говорить о самооценке, самоидентификации личности. Исследование Леси Бусак [17], основанное на большом эмпирическом материале, показывает, что сам факт пристрастия к выкладыванию селфи является пищей для размышления об их психическом состоянии (может не только свидетельствовать о наличии различных отклонений, начиная от нарциссизма, заканчивая склонностью к суициду, но и провоцировать их нагнетание). Другие исследователи данного феномена приходят к схожим выводам, называя страсть к селфи новым видом психического расстройства личности [17]. Однако не все солидарны в столь негативной оценке: исследование группы ученых, призывает не оценивать селфи столь драматично, рассматривая его как новый способ поиска идентичности личности, познания себя, своей внешности, способов увеличения привлекательности. Однако слишком частые селфи могут говорить об эмоциональных проблемах, особенно если мы говорим о подростках, как наиболее активной части населения с точки зрения использования новейших технологий. Тем не менее, психологи все активно рассматривают Инстаграм как площадку для исследований, подчеркивая, что анализ содержания фото может дать информацию о человеке, его душевном состоянии [18]. Представление преимущественно положительных сторон жизни, а порой приукрашенных, заставляет невольно сравнивать пользователей друг с другом. Журнал Slate (США) [19] провел исследование и пришел к выводу о том, что именно Инстаграм наиболее значимый источник дискомфорта (дает искаженный образ успешности окружающих), который может приводить к депрессиям. Попытка понять факторы популярности Инстаграм с точки зрения психологических причин предпринята Козловой Н.С. так, значимыми факторами, почему люди активно пользуются данным приложением, ученый называет стремление к самопрезентации, как техническое средство для нового способа обработки фотографий, а также интерес к другим пользователям, вероятность завести дружбу, удовлетворить потребность в общении. Последнее, к сожалению, удается не очень успешно, автор делает вывод о том, что «Инстаграмм» как и любая другая социальная сеть не способна реализовать существующие в реальности потребности в качественном, близком общении».[4, c.388]. К схожим выводам приходит А.Б. Шалимов [13], который анализирует все популярные социальные сети в целом, подчеркивая их негативное влияние на ценность дружбы и развитие коммуникативных навыков. Как видно, Инстаграм прочно вошел в область социальных взаимодействий современного общества, именно поэтому нуждается в исследовании со стороны социологов. В данной статье предпринимается попытка определить влияние Инстаграм на профессиональную самореализацию пользователей. Эмпирическая база исследования: анализ интернет-материалов социальной сети Инстаграм методом дискурс-анализ. Цель исследования: определить способы использования Инстаграм с целью профессиональной самореализации. Профессиональная самореализация, под которой в данном контексте понимается деятельность, направленная на получение прибыли с помощью трудовых навыков, выражаемая в изготовлении определенного продукта либо предоставления услуги. Инстаграм стремительно развивался, все больше пользователей использовали его с целью продвижения товаров и услуг. Исследованием причин такого применения именно этого приложения занимаются маркетологи. Однако и они не дали однозначный убедительный ответ на этот вопрос. Если подойти к поиску причин с точки зрения социологии, то известно, что каждая социальная сеть имеет свою базовую аудиторию, объединенную какими-либо социально-демографическими характеристиками, которая пользуется данной сетью особенно активно и заинтересовано. Так, основной аудиторией Вконтакте являются школьники и студенты, Твиттера – мужчины. Представляется, что одной из причин успешного развития Инстаграм как инструмента профессиональной самореализации является, что довольно немалочисленную категорию ее пользователей составляют молодые мамы. Инстаграм действительно стал площадкой массового взаимодействия молодых мам России: они объединяются в сетевые сообщества, проводят совместные онлайн и офлайн мероприятия, создают интернет-журналы, блоги, и даже учредили премию Instamam-award [20]. Данные факты подтверждают, что эта категория пользователей прочно укрепилась именно в сети Инстаграм. По данным статистики интернет-активности в Инстаграме, где популярные пользователи объединены в группы, блок «Мамы» занимает второе место по численности после актеров, следом идут модели, певцы, спортсмены, танцоры и фотографы [9]. Запрос хештега #instamam выдает более сотни аккаунтов, каждый из которых представляет сообщество мам определенного города, и более миллиона фотографий пользователей. Отличительной чертой молодых мам является то, что в большинстве своем они находятся в декретном отпуске, то есть имеют ограниченные средства самостоятельного заработка и располагают довольно большим количеством времени для общения в социальных сетях. Именно это обстоятельство и создало почву для развития профессиональной самореализации в сети. Молодые мамы в декрете ищут средства для личной самореализации и/или зарабатывания денег с помощью Интернета, так как лишены возможности традиционного трудоустройства. Кстати, о таком развитии удаленной работы писал М. Кастельс: «Особое разделение труда обусловлено гендером. Восхождение гибкого труда напрямую связано с феминизацией оплачиваемой рабочей силы — фундаментальной тенденцией социальной структуры в последние три десятилетия. Патриархальная организация семьи вынудила женщину ценить гибкую организацию своей профессиональной деятельности как единственный способ совместить семью и трудовые обязанности. Таким образом, женщины превратились в идеальных работников сетевой глобальной капиталистической экономики: с одной стороны, они могут работать эффективно и адаптироваться к изменяющимся требованиям бизнеса; с другой стороны, они получают меньшую заработную плату за такую же работу и имеют меньше шансов для продвижения, поскольку идеология и практика гендерного разделения труда подчинены патриархальным установкам» [3]. Надо отметить, что это далеко не единственная категория пользователей, для которой актуален вопрос о поиске путей профессиональной самореализации, например, для инвалидов эта проблема стоит еще более остро. Эта категория зачастую исключена из профессиональной деятельности не на время, а на протяжении всей жизни. Предполагаем, что выводы, полученные на данном примере, распространяются и на другие категории пользователей социальных сетей, что подтверждают некоторые исследования. Так, исследователи И. Гончарова, Г. Прончев уделяют внимание исследованию адаптации и социальной интеграции людей с нарушением зрения. [14] Для подтверждения тезиса об эффективности Интернета, социальных сетей в частности, в преодолении ограничений (физических, пространственно-временных и проч.) приведем результаты анализа пользовательской активности молодых мам в Инстаграме. Наблюдения аккаунтов рассматриваемой категории пользователей социальной сети Инстаграм позволило выделить классификацию типов самореализации в профессиональном плане. В целом, все многообразие деятельности в сети можно свести к трем типам: Ведение тематических блогов: пользователи, обладающие талантом создания интересного уникального контента (тексты, фото) реализуются как блогеры. Популярность их обуславливается тем, что в отличие от журналистских статей, они описывают обыденную реальность, объединяющую быт мам, их проблемы. Мамам в декрете, резко сменившим привычный вид деятельности и сократившей круг общения и социальных контактов, важно чувствовать включенность в социум. Именно это чувство – того, что они не одни, и дают подобные «мамские» блоги. Примеры: 1) блог Марты Фроловой [23], мамы двух дочек (младшей 2 года), пишет о детях, муже, путешествиях, своем деле, которое начала, выйдя в декрет (занимается шитьем женской одежды, однако эта деятельность идет в отдельном аккаунте, который уже относится к деятельности второго типа), на данную страницу подписано 107 тысяч пользователей; 2) блог о жизни многодетной российской мамы на Кипре (Марина в ожидании четвертого малыша) [24], 48,3 тысячи подписчиков; 3) Карина Палецких [25] - мама двух дочек (младшей 3 года), пишет о путешествиях, своих детях, детской моде и т.д., 1 миллион подписчиков (Карина входит в топ-50 самых популярных пользователей Инстаграм России); 4) блог Саши Зверевой [26] – интересный пример воплощения сразу нескольких сетевых тенденций: во-первых, использование популярности, завоеванной ранее (Саша Зверева является солисткой поп-группы, активной в 1990-е годы), ведение «мамского» блога – освещение актуальных вопросов рождения и воспитания детей (блогер является мамой трех детей, младшему 1 год), продвижение товаров и услуг через Инстаграм (Зверева проводит вебинары и семинары, открыла интернет-магазин женской одежды); 5) блог многодетной мамы Гульназ из Казани [27] (младшей дочери 2 месяца), описывает свои ежедневные дела и заботы в юмористическом жанре (4500 подписчиков). Оценить общее количество таких блогов довольно сложно, в статистику наиболее популярных блогов мам вошли 71 пользователь. Реальное количество таких блогов превышает это число во много раз, так как помимо блогеров с многотысячной аудиторией подписчиков, вошедших в этот рейтинг, существует огромное количество блогеров-мам, имеющих «широкую популярность в узких кругах» (от 1 до 5-6 тысяч подписчиков). Распространение информации среди потенциальных потребителей о товарах и услугах. Данное направление на первый взгляд попадает под традиционную коммерческую деятельность, однако особого внимания здесь заслуживает новая тенденция, получившая большое распространение именно среди пользователей Инстаграм – это превращение увлечения, хобби в профессиональную деятельность: теперь умение вязать, шить, печь торты и любая другая творческая и/или интеллектуальная деятельность стала доступна монетизации. Примеры: 1) Лариса Суркова [28], мама четверых детей (в декрете в ожидании пятого ребенка), практикующий психолог, автор книг (419 тыс. подписчиков); 2) Виктория Дубина [29], фитнес-тренер, мама троих детей, младшему из которых 9 месяцев (6 500 подписчиков), пишет о правильном питании, спорте и детях; 3) Раиса [30], блог с кулинарными рецептами, мама годовалого малыша (499 тыс. подписчиков); 4) швея под ником uriya [31], в ожидании первого малыша (4300 подписчиков); 5) Ксения [33], автор блога про ведение семейного бюджета, мама двоих детей, младшему полгода (13,4 тыс.подписчиков); 6) Катерина Шишкина [34], мама двоих детей, младшему 3 месяца, основатель туристического агентства (2800 подписчиков); 6)автор под ником textbomba [35] - блог о написании текстов в Интернете (копирайт), мама двух детей, профессионально занимается копирайтом, который эксперты называют одним из перспективных направлений удаленной работы) (4400 подписчиков) Как видно, пользователи Инстаграм, располагающие свободным временем и знаниями/умениями, активно распространяют предложение о товарах/услугах через социальную сеть. Продвижение в социальной сети бизнеса определенной компании. Появилось целое направление, называемое «заработок в сети для мам». То есть для профессиональной реализации в сети не обязательно иметь особый талант, достаточно располагать временем и желанием проводить определенное количество времени в Интернете. С развитием мобильных устройств и вай-фай технологий это совершенно не проблема, нет привязки к определенному месту, можно оставаться мобильным, подстраиваться под запросы семьи и при этом работать. Для облегчения вхождения в новую сферу деятельности уже появилось множество предложений обучающих программ: instashkola [21], Школа популярности [22]. Этот факт говорит о серьезности данного направления, значимости его как для представителей крупного бизнеса, так и для рассматриваемой категории пользователей социальной сети Инстаграм. 1) martache_shop [36] – аккаунт производства «одежды для мам» (19,5 тыс.подписчиков); 2) szstyle [37] - магазин женских товаров; 3) tobewoman [38]– блог о женской психологии, администратор выкладывает статьи профессиональных психологов, подбирает к ним картинки и отвечает на вопросы читателей организационного плана (65 тыс.подписчиков). Как было указано выше, до 86% мировых брендов имеют свои аккаунты в Инстаграме. И ведут их, как правило, женщины, особенно, специализирующиеся на женских, детских и семейных товарах или услугах. В данном исследовании предпринята попытка структурировать все многообразие деятельности «мамского» блока Инстаграма, который, как видим, является одним из наиболее многочисленных и устойчивых. Рассмотренные блоги, отличающиеся проблематикой, характером самореализации, численностью подписчиков, имеют общее свойство – все они принадлежат мамам в декрете, среди которых значительное число многодетных. Именно эта категория женщин лишена возможности профессиональной самореализации в традиционном понимании. Вероятно, в этом и кроется причина столь активного освоения Инстаграма мамами, которые, в свою очередь, формируют новые способы профессиональной самореализации в сети. Таким образом, можно говорить о том, что появление и развитие социальной сети Инстаграм является новым витком в развитии Интернета как канала социальной мобильности, включившего женщин в декрете в трудовую деятельность.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.