Статья 'Место информатизации в стратегии формирования инновационного университета' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

The place of informatization within the strategy of formation of innovative university

Pavlenko Irina Igorevna

Docent, the department of Information anc Communication Technologies, Mathematics, and Information Security, Pyatigorsk State Linguistic Univeristy

 357532 Russia, Stavropol Krai, Pyatigorsk, Prospekt Kalinina 9

pavlenkoii@pglu.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.11.1657

Received:

06-10-2015


Published:

12-11-2015


Abstract: This article focuses on the following topics: informatization of social management as a large-scale social process that directly influences the development of university education in modern Russia; impact of informatization upon the formation and execution of management and educational technologies, aimed at establishing an innovative university in Russia; adaptation of information technologies and resources for the system of creative management, including the area of university education; innovative university in Russia as the university that would be characterized by implementation and use of leading information technologies, including the sphere of management. The author devises a methodological construct of research of the effects of informatization upon the social management and establishment of innovative university, within the framework of which he signifies the paradigmal goals of formation of innovative university in Russia, as well as conditions for their realization that are based on the potential of creative (creative-innovative) management. Informatization is one of the vital elements of the strategy for establishing innovative university that contribute to improvement of efficiency of its core objectives, and an intrinsic part of its subsequent transition into the model of University of the Future.


Keywords:

informatization, training management, social organization, social management, Innovation University, innovation, informatization strategy, University e-mail, the campus of the future, teaching and learning

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Информатизация оказывает большое влияние на формы, методы, организацию и содержание всех сфер и процессов в современном университете, включая непосредственно процессы и системы социального управления.

Прежде чем определить место информатизации в стратегии формирования модели инновационного университета, следует определиться с понятиями «инновация» и «инновационный университет».

В широком смысле инновация представляет собой результат создания чего-то нового или усовершенствования уже существующего, в реально-практическом же смысле применительно к современной рыночной экономике инновация – это результат инновационной деятельности, способной осуществлять преобразования на основе получения новых знаний.

Поэтому, как представляется, и под инновационным университетом следует понимать университет, в котором создаются и практически реализуются, материализуются инновации, в том числе и в его системе управления.

Обращает на себя внимание, что далеко не во всех вузах глубоко проработано понимание сути университета инновационного типа.

Наиболее полно, с нашей точки зрения, оно сформировано в Пятигорском государственном лингвистическом университете, который не только в теории, но и на практике реализует концепцию формирующегося преобразовательного (креативно-инновационного) университета в тесной связи с разработкой видения университета будущего. Более того, ректором ПГЛУ профессором А.П. Горбуновым раскрывается понятие инновационного университета и, соответственно, понятие инновационного управления таким университетом как новым – инновационно-ориентированным - типом социальной организации, причем как в более широком, общеуправленческом, смысле, так и в более узком, производственно-экономическом, смысле.

В первом, более общем смысле А.П. Горбунов определяет, что «креативный инновационный университет – это такой, в котором философия новаторства и творчество стали базой всей его основной деятельности, а непрерывность инноваций и самосовершенствования – нормой деятельности» [1]. То есть в данном типе университета используется инновационно-ориентированное управление.

Во втором смысле, более определенно раскрывающем социально-экономическую сущность деятельности креативного инновационного университета и её результатов, А.П. Горбунов определяет его как такой, в котором в полной мере достигнуто устойчивое функционирование инновационной системы как системы разработки и реализации инновационных технологий и подготовки инновационно-компетентных кадров для их разработки и реализации [2]. В интегрированном же виде модель креативно-инновационного университета предстаёт как самообновляющееся социогуманитарное технологическое устройство для воспроизводства процессов преобразовательной мыследеятельности и смыслодеятельности, обеспечивающих порождение новизны знаний и её трансляцию в виде инноваций и инновационных компетенций в реальную экономику и социальную сферу, что и позволяет данной модели преодолеть присущую другим моделям односторонность и фактически «вобрать» их в себя [3].

Понятно, что инновационный университет, взятый как в первом, так и во втором указанных выше смыслах, не может осуществлять передовую стратегию своего развития без опоры на информатизацию, которая в XXI в. пронизывает все сферы и процессы деятельности общества, в том числе саму сферу социального управления.

Так, например, основными комплексными мероприятиями программы развития ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» как передового центра исследований и инноваций на 2011-2020 гг. выступают [4]:

1. Совершенствование содержания и структуры подготовки кадров, развитие системы непрерывного образования.

2. Развитие материально-технической и информационной базы образовательного процесса.

3. Повышение результативности фундаментальных и прикладных исследований.

4. Повышение эффективности и развитие инфраструктуры инновационной деятельности.

5. Повышение уровня международного признания.

6. Развитие кадрового потенциала.

7. Повышение эффективности и результативности научной и инновационной деятельности, развитие её передовой инфраструктуры и материально-технической базы.

8. Повышение результативности образовательной деятельности, развитие её инфраструктуры и материально-технической базы.

9. Привлечение и закрепление научно-педагогических кадров, поддержка ведущих научно-педагогических школ и коллективов.

10. Развитие системы повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических, управленческих и иных категорий работников.

11. Расширение международного сотрудничества и подготовки кадров для зарубежных стран.

12. Развитие международного научного сотрудничества и повышение уровня признания ПГЛУ в международном научном пространстве.

13. Совершенствование системы управления университетом и системы управления интеллектуальной собственностью с целью укрепления интеграции «наука-образование-инновации».

14. Развитие современной сетевой организационной структуры, системы управления интеллектуальной собственностью и механизмов многоканального финансирования.

15. Совершенствование системы управления качеством и достижением инновационных результатов.

Очевидно, что ни одно из указанных направлений совершенствования деятельности передового университета невозможно реализовать без внедрения в его процессы и системы управления, социальные управленческие технологии самых современных информационно-компьютерных технологий, формирования мощной управленческо-информационной инфраструктуры, интегрирующей процессы управления и информационного обмена.

Программы стратегического развития практически всех университетов не только включают специальные разделы, связанные с информатизацией, но и определяют стратегические цели в данной области. Как правило, эти цели предполагают создание интегрированной инфокоммуникационной среды не только вузовского, но и регионального уровня и выход с помощью широкой информатизации на совершенно иной качественный уровень всех видов деятельности университета, прежде всего образовательной и научной.

Так, к примеру, программа стратегического развития Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева, включающая девять направлений деятельности, содержит отдельное направление «3. Информатизация и развитие телекоммуникаций».

При этом стратегические цели информатизации Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева включают:

‑ развитие университета как центра единой научной и образовательной инфокоммуникационной среды региона, интегрированного в мировое информационное пространство;

‑ достижение нового качества образовательной и научной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций [5].

А, например, базовые принципы стратегического плана развития Пермского государственного университета проецируются на основные направления его деятельности, которых также выделяется девять и среди которых в качестве направления 4 определяется «Деятельность в области информатизации».

Стратегическими целями деятельности в области информатизации Пермского государственного университета являются:

‑ выведение Университета на уровень информатизации и использования новых технологий обучения;

‑ реализация концепций "опережающего образования", развивающего образования и открытого образования с использованием дистанционного обучения и телекоммуникационных технологий;

‑ подготовка выпускников к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, содействие предприятиям и учреждениям в решении проблемы информационного неравенства [6].

В другом крупном вузе, Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова, среди пяти стратегических направлений его деятельности выделено следующее направление:

‑ эффективное использование современных технологий, содействие развитию информатизации России, кадровое обеспечение высокотехнологичного сектора экономики и создание единой информационной научно-образовательной среды [7].

Уже из этих примеров программ и стратегий развития университетов видно, какое важное место они отводят информатизации, делая упор на формирование единой информационной научно-образовательной среды, поскольку такая среда фактически пронизывает все сферы деятельности современного формирующегося инновационного университета. Отсюда цели информатизации в высших учебных заведениях схожи, и во всех университетах прослеживается большое её влияние на развитие каждого из них.

С созданием в последние годы 9 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов в них, наряду с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом формируется крупный научно-технологический потенциал, в том числе в области развития управленческо-информационных интегрированных технологий нового типа. К ним примыкают 55 вузов, по итогам конкурсов получившие федеральные средства на реализацию своих программ стратегического развития, а также вузы, как в столицах, так и в регионах, которые можно отнести к стабильно сильным, ведущим вузам Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что без развития информатизации, новых социальных управленческо-информационных интегрированных технологий не смогут в полной мере решить свои особые задачи и те 15 университетов России, которые получили, начиная с 2013 года, государственную поддержку на повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров [8], в том числе и такие указываемые их ректорами задачи, как: создание международных научных лабораторий, привлечение студентов из зарубежных стран, увеличение индикаторных показателей публикационной активности в мировом научном пространстве, увеличение доли передовых магистерских и аспирантских программ, создание центров превосходства в приоритетных исследовательских областях и т.д. [9]

Есть примеры, когда российские университеты, в том числе и расположенные в регионах, достаточно детально прописывают комплекс стратегических целей и задач информатизации, из чего её место в развитии инновационного университета просматривается еще более системно и конкретно.

Так, в Пятигорском государственном лингвистическом университете еще в 2006 году была принята специальная Стратегическая программа информатизации университета, которая в 2011 году была доработана и утверждена на период до 2020 года, войдя в состав комплекса стратегических документов вуза «СТРАТЕГИЯ 2020 ПГЛУ: От традиционного университета к креативному инновационному университету, к Университету Будущего».

Согласно этой программе главной целью информатизации является создание единого информационно-образовательного пространства университета на основе передовой системы управления знаниями, формирование полномасштабного электронного образовательного и научного контента, являющегося основой «Электронного университета ПГЛУ».

Основными задачами информатизации университета, сформулированными в указанном документе, являются:

  1. Расширение доступности и открытости образования, существенное повышение качества подготовки выпускников, рост рейтинга университета на рынке образовательных и научных услуг, достижение нового уровня мобильности и конкурентоспособности его студентов и выпускников за счет информатизации всех форм образовательной и научной деятельности.
  2. Внедрение инновационных и дистанционных образовательных технологий на базе различных электронных информационных ресурсов учебного назначения, что, в конечном счете, позволит значительно повысить производительность труда профессорско-преподавательского состава и эффективность аудиторной и самостоятельной работы студентов, достичь её нового уровня.
  3. Повышение результативности в освоении знаний, умений, навыков и комплексных компетенций.
  4. Создание и внедрение системы компьютерного тестирования и мониторинга качества подготовки выпускников, формирование передовой системы менеджмента качества в университете.
  5. Повышение уровня качества и эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований, расширение хоздоговорной деятельности за счет внедрения информационных технологий на всех этапах научных исследований.
  6. Создание эффективной системы управления университетом, учета и отчетности, повышение оперативности и качества принятия управленческих решений, совершенствование контроля за их исполнением.

Как видно из указанных задач информатизации Пятигорского государственного лингвистического университета, они охватывают прежде всего процессы обучения и самообучения, научную деятельность и систему управления университетом. В последние годы добавились задачи в сфере создания и реализации инновационных технологий, о чем будет сказано ниже.

Выделим основные эффекты от информатизации этих сфер деятельности университета:

- разработка единой интегрированной системы информационно-технологического обеспечения управления образовательным процессом, научными исследованиями, разработкой и реализацией инновационных технологий;

- повышение эффективности функционирования аппарата управления и увеличение производительности управленческого труда;

- развитие систем управления инновационной проектной и предпринимательской деятельностью.

Таким образом, основными мероприятиями в развитии информатизации становятся создание надежной и эффективной социальной управленческо- информационной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным с целью их эффективного использования в управлении, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза.

Еще более существенным становится место информатизации в стратегии формирования инновационного университета, если исходить из необходимости его перехода в модель университета будущего.

Здесь, с одной стороны, сама информатизация стимулирует процесс перехода к новой модели университета, так как создает принципиально новые возможности для университетской деятельности. С другой стороны, информатизация выступает неотъемлемым звеном и инструментом в формировании и развитии качеств университета будущего.

Если указать на первую из этих сторон, то многие видят университет будущего как полностью автоматизированную систему учебного процесса и его организации. Можно зачислиться в университет, перечислить плату за обучение и распечатать студенческий билет через Интернет. Также можно выбрать нужную книгу на сайте библиотеки, оформить и сдать ее с помощью специальных автоматов.

Если указать на вторую сторону, содержательную, то это те качества университетской среды, которые в будущем периоде немыслимы без опоры на управленческо-информационные интегрированные технологии и информационно-коммуникационную среду нового типа, поскольку речь идёт о креативности и инновационности как ключевых свойствах этой среды, главным системообразующим фактором которой становится созидательное мышление, позитивная мыследеятельность и смыслодеятельность.

Например, А.П. Горбунов несколько лет назад так определил для Пятигорского государственного лингвистического университета организационно-управленческую линию перехода к университету будущего: «Главное — это формирование и развитие в университете инновационной управленческой, образовательно-воспитательной, научно-исследовательской и научно-производственной среды, функционирование и совершенствование которой способно обеспечить решение таких ключевых задач, как качественное повышение уровня конкурентоспособности, мобильности и успешности студентов и выпускников вуза, рост его международного престижа и экспортного ресурса как звена российской высшей школы, а также — что исключительно важно в регионе Северного Кавказа — его миротворческого потенциала. А это создает системную основу для последующей трансформации в университет нового поколения, соответствующий потребностям общества будущего, где главным фактором прогресса станет созидательное мышление» [10, 11, 12].

Очевидно, что для формирования инновационной управленческой, образовательно-воспитательной, научно-исследовательской и научно-производственной среды, необходимой для перехода к университету будущего, требуется системная и комплексная информатизация управления вузом - в неразрывной связи с интернационализацией всех этих процессов, что тоже невозможно без опоры на передовые инфокоммуникационные технологии и системы.

В.П. Литвинов, отечественный крупный методолог, руководитель группы проектирования инноваций ПГЛУ выделяет следующие обязательные аспекты в формировании университета будущего:

1. Университет должен быть университетом по определению. Университет будущего должен быть одновременно научным центром и институтом высшего образования. Как научный центр он производит и культивирует знания, а как образовательный институт должен быть таким, модельный выпускник которого является высоким профессионалом.

2. Университет должен быть адекватен будущей эволюционирующей социокультуре. Это саморазвивающаяся система, образ жизни которой определяется как режим инновационного университета.

3. Фокусировка на содержании и разработка критериев повсеместной содержательности того, что делается в университете.

4. Инновационное управление. Новаторы естественно расшатывают систему. В инновационном университете управленец совмещает ответственность за функционирование системы с ответственностью за её развитие [13].

Всё это – аспекты содержательного наполнения деятельности университета будущего. Однако переход к такой модели и её практическое воплощение, как мы убеждены, невозможны без управленческо-информационных технологий, без создания корпоративной управленческо-информационной интегрированной системы, без информатизации процессов и систем управления во всех сферах деятельности вуза. И социальное управление в таком университете не получится на деле инновационным, если новый уровень коммуникации не подкрепят автоматизированные управленческо-информационные системы: автоматизированные информационно-вычислительные системы управления, системы электронного документооборота, системы поддержки принятия решений для конкретных должностных лиц, автоматизированные рабочие места, автоматизированные информационно-справочные системы, управленческо-информационные системы мониторингового, рейтингового типов и т.д.

Руководитель проекта «ИНФО-ВУЗ», ответственный секретарь комиссии центрального совета сторонников модернизации образования в Казани А. Захарян определяет университет будущего как новую парадигму, где студенчество, преподаватели, бизнесмены сами участвуют в постоянном проектировании "кампуса будущего", где обучение - есть стиль жизни, где исследования, работа и учеба - это единый процесс, кампуса, где все создано для этих целей: инновационное, экологичное, творческое, готовое к полному и частичному тиражированию. Единственное требование - любое действие должно проектировать будущее и отражать идею глобального лидерства. Такой университет может и должен базироваться на ежедневном рабочем процессе компаний-лидеров в своих отраслях, инновационных компаний, исследовательских групп, а также существующих образовательных учреждений. Главная функция университета будущего - это функция, интегрирующая будущее. Ставя задачу проектирования будущего, участники проекта запускают процесс, опирающийся на передовые технологии и методики, существующие в мире, изучают их, привлекают их авторов и совместно создают новое качество жизни, учатся настоящему, создавая будущее [14].

Как видим, А. Захарян, говоря об университете будущего, предполагает постоянное проектирование "кампуса будущего". В университете будущего построение кампуса опирается на информационные технологии, поэтому можно говорить о создании электронного кампуса. Электронный кампус - это основа функционирования современного вуза и в особенности вуза будущего. Электронный кампус обеспечивает функционирование вуза, автоматизацию процессов, обеспечивает доступность информации и принятие управленческих решений [15].

То есть кампус будущего как образ обучения и стиль жизни и управления в условиях информатизации интегрирован с электронной средой, инфокоммуникационными технологиями, что открывает новый простор для университетского развития, горизонты которого сегодня просматриваются в концепциях Университета Будущего.

Так, в рамках реализации «Стратегии 2020 ПГЛУ» и Стратегической программы ПГЛУ «ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА 2012-2016» ректор Пятигорского государственного лингвистического университета А.П. Горбунов сформулировал сущность нового радикального поворота, в ходе которого указанный университет «становится не только университетом, «открывающим мир», но и университетом, позитивно изменяющим, преобразующим и совершенствующим мир». Это влечёт за собой необходимость радикального переворота в мышлении и сознании, и именно Университет как социальная организационная система особого типа должен сделать это первым и вести за собой других тем путем, который отвечает сути новой формирующейся эпохи [16].

Главным же изменением в управлении вузом и его организационной среде должен стать рост степени свободы и степени творчества в деятельности каждого единичного звена на каждом уровне управления. Должна быть свобода выбора методов и средств, создания и внедрения инноваций, новых форм деятельности и свобода развития позитивной творческой личности. Каждый преподаватель инновационного университета должен реально сформировать между собой и обучающимися инновационную методическую технологическую среду, что позволит пойти более результативным путем.

Этот переход к новому уровню университетской инновационной организации, несомненно, тесно связан с дальнейшей информатизацией. Именно информатизация ‑ один из наиболее передовых процессов, позволяющих миру человека и общества изменяться и совершенствоваться, соответственно, она является одним из основных факторов, позволяющих на деле осуществить новый радикальный поворот в университетской генеральной стратегии и основной методической задаче.

Социальные процессы управления в университете сейчас невозможны без использования информационных технологий и создания новой управленческо-информационной инфраструктуры. Именно они позволяют более эффективно разрабатывать и применять управленческие решения на всех уровнях, доводить, практически в режиме реального времени, необходимую управленческую информацию до сотрудников и как следствие повышать уровень эффективности процессов и систем управления и общей управляемости университетом. Программы же информатизации современных вузов направлены на дальнейшее техническое оснащение и постоянную замену уже устаревшего технического обеспечения, что позволяет непрерывно совершенствовать процессы управления университетом, повышать результативность и эффективность управления обучением и научной деятельностью университета, развивать международное сотрудничество, внедрять инновационные и дистанционные образовательные технологии, развивать кадровый потенциал.

Управленческо-информационные технологии и системы помогают более эффективно не только планировать работу в любых областях университетской деятельности, но и управлять такой работой. Например, на основе баз данных, хранящихся в системе, составляются расписание занятий, отчёты и сводки сведений об учащихся. Благодаря информатизации также появились виртуальные лекции, что очень важно при дистанционном или заочном обучении.

Тем самым созданы предпосылки для перехода к качественно новому этапу, на котором, как представляется, будут формироваться университеты принципиально нового типа, которые способны продуцировать и реализовывать инновации и одновременно в этом же процессе обеспечивать овладение студентами компетенциями креативной инновационной деятельности и связанной с ней позитивной результативной коммуникации.

Так, в новой Интегрирующей генеральной содержательно-смысловой стратегии ПГЛУ от 30 октября 2012 года, раскрывающей задачу поворота университета к подготовке выпускников вуза и его научных, научно-педагогических и иных работников в качестве социо-гуманитарных инноваторов (технологов), способных и готовых конструктивно преобразовывать окружающее пространство и самих себя, обосновывается выведение на первый план уже не узкопрофессиональных, а всеобщих универсальных креативно-инновационных компетенций, двух их главных видов:

¾ креативно-инновационных качеств организации деятельности (способность и готовность извлекать преобразовательную новизну знаний и продуктивно использовать её для разрешения реально-практических проблем);

¾ креативно-инновационных качеств организации общения, построения коммуникации (способность и готовность выстраивать позитивную направленность и результативность коммуникации для достижения инновационного результата деятельности) [17].

И первая, и вторая универсальные ключевые креативно-инновационные компетенции способны быть сформированными в полной мере, как и столь же полноценно реализованными именно при условии системной интеграции управленческо-информационных технологий нового поколения в университетскую среду.

Ведь формирование первой из них - компетенции креативно-инновационной организации деятельности, предполагающей способность и готовность по-новому, технологически ставить и разрешать проблемы, извлекать новизну знаний и продуктивно её использовать для этих целей, неотделимо от инновационного проектирования, моделирования объектов и ситуаций. А такое проектирование и моделирование получает новые, недоступные ранее, возможности по их качеству и охвату именно при использовании передовых комплексов технических средств и программного обеспечения, вплоть до создания виртуальных проектов высокой степени сложности и наглядности, с высоким потенциалом обработки вероятностных моделей и вариантов, пошаговых процессов разработки и внедрения и т.д.; резко возрастают и эффекты визуализации информации. Еще один аспект этой стороны креативно-инновационной деятельности – создание «банков инноваций» в виде электронных баз данных, которые ведут учёт и регистрацию инноваций и через которые осуществляются их сертификация, градирование по степени возможностей маркетизации и коммерциализации и даже реальное выведение на рынок. Такая работа как реально-практическая тоже уже осуществлена в своей основе, в том числе и в российских вузах; в частности, в Пятигорском государственном лингвистическом университете она выполнена с участием учрежденного им хозяйственного общества – малого инновационного предприятия «IT-ПГЛУ» [18, 19, 20, 21].

Столь же актуально применение передовых комплексов информационно-компьютерных и информационно-коммуникационных технологий для полноценного формирования второй ключевой компетенции – компетенции креативно-инновационной организации общения, построения коммуникации, предполагающей способность и готовность выстраивать позитивную результативную коммуникацию для получения инновационного результата. Их применение позволяет качественно улучшить возможности презентации материалов, организовать коммуникацию как в малых группах (аудиториях), так и больших масс людей (в крупных залах), а также значительно расширить охват общения за счет его дистантных форм, включая вебинары, интернет-конференции, различные формы видеоконференций. Все это повышает не только степень масштабности, но и результативности коммуникации, а также даёт возможность разнообразить состав участников, связывая посредством передовых информационно-технологических систем в едином общении не только представителей различных регионов России, но и зарубежных стран.

Всё это оптимизирует и значительно - содержательно и по формам - обогащает процесс управления различными сторонами деятельности университета, интегрируя их в единую инновационную среду прежде всего для подготовки выпускников нового типа.

Сам же университет становится благодаря использованию таких передовых инфокоммуникационных систем, в том числе электронных сайтов, постоянно повышающих уровень своих коммуникационных возможностей, всё более открытым для общества. Университеты, которые постоянно работают над этим, добиваются существенных результатов. Приведем в качестве примера опять-таки Пятигорский государственный лингвистический университет, который в «рейтинге открытости» сайтов по версии Webometrix из 20000 университетов мира за последние два года переместился с более чем 6000-ого места на 3000-е, а в октябре 2012 года занимал уже 511-е место в этом списке (среди же входящих в этот список вузов России – 40-е) [22]. Это тоже показатель качества управления – в данном случае управления повышением степени открытости университета обществу с помощью передовых программных средств и технологий. Показатели же целого ряда крупных российских вузов – национальных, федеральных, национальных исследовательских университетов – в этом отношении ещё более солидны и уже близки к самым передовым мировым позициям.

Немаловажную роль информатизация играет и в обеспечении безопасности современного инновационного университета: инфокоммуникационные системы безопасности, основанные на применении новых информационных и программных комплексов и технологий, позволяют по-новому выстроить комплексную безопасность университета.

Исходя из вышесказанного, влияние информатизации на процесс формирования инновационного университета и его перехода в модель университета будущего схематично представлено на рисунке 1:

1

Рисунок 1. – Влияние информатизации на процесс формирования инновационного университета и его перехода в модель университета будущего (разработано автором)

В связи с этим важно знать мнение преподавательского состава и студентов о влиянии информатизации на процессы обучения и самообучения в инновационном университете, её воздействии на качество управления и управление качеством в университете, а также её роли и месте в формировании университета нового, инновационного типа.

Исходя из этого, нами было подготовлено и проведено социологическое исследование с участием преподавателей и студентов университета. Использовался метод закрытого анонимного анкетирования на тему «Место и роль информатизации в управленческой перестройке традиционного университета в университет инновационного типа».

Всего было опрошено 150 человек (50 преподавателей и 100 студентов). Преподавателям было задано 14 вопросов, а студентам 15. Содержание и структура анкет приведены в приложении.

Ответы на первые два вопроса показали, что большинство преподавателей и студентов узнают о жизни своего факультета (института) и университета из Интернет источников; при этом студенты предпочитают преимущественно использовать для этого группы в социальных сетях, а преподаватели - информацию с официального сайта университета, что представлено на рисунке 2. Из факультетских же объявлений и информационных стендов узнают информацию только 15% респондентов, что является подтверждением сделанного нами ранее вывода о том, что информатизация относится к наиболее передовым процессам кооперации, укрепляющим взаимную связь всех сфер общества и коммуникацию между его субъектами.

image001

Рисунок 2. – Влияние информатизации на процессы коммуникации в университете. (по результатам социологического опроса, проведенного автором)

На вопрос о результативности использования электронной образовательной среды при самостоятельной работе студентов 60% всех опрошенных среди преподавательского и студенческого состава считают её использование его достаточно эффективным в рассматриваемом вузе. При разработке совместных проектов 80% респондентов постоянно используют интернет-сервисы (в том числе 100% преподавателей), 13% - нерегулярно и лишь 7% опрошенных (из числа студентов) не используют их, что представлено на рисунке 3.

image002

Рисунок 3. – Использование интернет-сервисов при разработке проектов

(по результатам социологического опроса, проведенного автором)

100% опрошенных респондентов используют Интернет в процессе обучения/преподавания, что свидетельствует о высоком уровне информатизации в вузовской среде, 90% из них делают это постоянно. 50% преподавателей и студентов считают возможным переход к успешному использованию дистанционной формы (в качестве дополнительной) по многим дисциплинам очного обучения, а 70% процентов всех опрошенных считают, что развитие дистанционного обучения облегчит им получение нового дополнительного образования или повышение квалификации, что безусловно свидетельствует о качественной перестройке управления социальными процессами обучения и самообучения в инновационном университете под воздействием информатизации.

100% опрошенных считают, что внедрение электронного документооборота значительно упростило поиск, доступ и хранение документов.

77% процентов респондентов уверены, что формирование университета нового, инновационного типа самым тесным образом взаимосвязано с дальнейшим развитием информатизации. (Результаты этой части опроса представлены на рисунке 4.) Респонденты отмечали при этом, что уровень информатизации ПГЛУ высокий, либо хороший, в целом отвечающий современным требованиям (100% опрошенных), что еще раз доказывает, что информатизация занимает ключевое место в управленческой перестройке традиционного университета в университет инновационного типа.

image003

Рисунок 4. Взаимосвязь формирования университета нового, инновационного типа с дальнейшим развитием информатизации

(по результатам социологического опроса, проведенного автором)

Таким образом, можно заключить, что информатизация является одним из жизненно важных элементов стратегии формирования инновационного университета, способствующих повышению эффективности его основной деятельности, и неотъемлемой частью последующего перехода его в модель Университета Будущего.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.