Статья 'Оценка политической культуры российской молодежи (по итогам опросов в феврале-марте 2015 года)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Assessment of the political culture of Russian youth (according to the surveys in February-March 2015)

Balynin Igor' Viktorovich

PhD in Economics

Associate Professor, Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

125468, Russia, Moskva, g. Moscow, ul. Leningradskii pr-T, 49

igorbalynin@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.6.15561

Received:

11-06-2015


Published:

20-06-2015


Abstract: The object of research is the Russian youth, the subject - its political culture.The author examines in detail the substantive part of the typology of political cultures G. Almond and S. Verba, represented in the famous treatise «The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations».Particular attention is paid to the results of surveys of the young generation of modern Russia in February and March 2015 on the basis of self-developed questionnaire to determine the political culture of the typology of G. Almond and S. Verba.Methodological basis based on the following methods: surveys in the form of a questionnaire, a comparative. quantitative and critical analysis, synthesis, generalization, classification, historical and logical methods, as well as a graphical way (in a table) for visual display of the results of the study.Russian youth survey conducted in February and March 2015, based on the developed questionnaire showed that the younger generation of modern Russia and inherent patriarchal poddanichesky types. Attempted study political culture has shown that today's younger generation is not indifferent to the future of Russia and processes in our political system. Many young people see themselves as active participants in these processes, understand the importance of active political position, but some underestimate the inherent rationality and responsibility.Based on the results of research it was proposed measures aimed at developing the Russian youth political culture of participation, increasing its electoral activity. At the same time, it is necessary to consolidate efforts of family, state and municipal authorities, civil society with the use of modern information technologies and means of communication, taking into account the international experience, the historical development of the Russian state, the interests and initiatives of young people.


Keywords:

political parties, youth, electoral activity, elections, culture of participation, civil society, political culture, electoral process, suffrage, youth policy

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В системе современных социально-политических отношений наличие активной гражданской позиции и отсутствие политического абсентеизма у молодого поколения является залогом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Более того, молодёжь является той социальной общностью, которая наследует все особенности и закономерности развития общества, формируя будущее нашей страны во всех сферах жизнедеятельности. В связи с этим одна из главных задач – это совершенствование и повышение ее политической и правовой культуры, а также увеличение электоральной активности.

Так, политики, социологи, эксперты и ученые отмечают, что российской молодежи в настоящее время свойственная пассивность в политических и избирательных процессах, что является серьезной проблемой, требующей формирования комплекса мероприятий по ее решению, в т.ч. в контексте обеспечения национальной безопасности российского государства. Так, Бетехтина А.В., Олухов Н.В. справедливо отмечают, что «активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности» [9, с.12].

При этом, Чиж В.Я. подчеркивает, что «решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России» [23, с.336].

Жиркова С.К., изучив результаты исследований «Информационного центра при Президенте Республики Саха (Якутия)», пришла к выводу, что «явка молодежи на выборах различного уровня, по сравнению, с другими возрастными группами, ниже» [11, с. 91].

Аналогичной позиции придерживается Игнатенко В.А., акцентирующей внимание на том, что «молодежь проявляет пониженную активность на выборах в Российской Федерации» [12, с. 317]. При этом, Садырова М.Ю. подчеркивает, что «данная возрастная группа наследует степень развития общества, формирует образ будущего» [18, с. 667]. В то же время Токарь Н.О. указывает на неразрывность становления молодых людей как граждан с проблемой политиче-ской социализации [19, с.1034].

Для оценки политической активности российской молодежи представляет интерес монография «Гражданская культура: политические ориентации и демократия в пяти нациях», опубликованная Г. Алмондом и С.Верба в 1963 году и в дальнейшем неоднократно переиздаваемая как полнотекстовым вариантом, так и отдельными главами. Следует отметить, что монография была написана на основе материалов, полученных в результате сравнения результатов исследования политических культур США, Великобритании, Германии, Италии и Мексики. Данное исследование подразумевало анализ политической ориентации индивида (включающей три компонента - когнитивный, аффективный и оценочный) на четыре основных объекта: политическую систему в целом, правительство, общенациональные выборы, саму личность.

Когнитивный компонент подразумевает истинное или ложное знание о политических объектах и идеях, аффективный – чувства, обусловливающие реакцию индивида, оценочный – ценности, верования, идеалы, идеологию.

В результате учеными было выделено три идеальных типа политической культуры: патриархальный, подданнический и культуры участия [6, с. 16].

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные традиции (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид, как правило, маловосприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей.

Подданическая - предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, он ожидает от нее различных благ и опасается ее диктата.

Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций).

На основе этой, уже ставшей классической, модели, нами был составлен опросник, который включал в себя 14 вопросов как открытого, так и закрытого типа.

Цель анкетирования - анализ знаний и чувств, которым обладают индивиды о национальном государстве, о политической сфере, о своей роли и месте в ней, истории, структуре и ролях разнообразных политических элит, инициативах политических партий и деятелей.

В опросе принимают участие молодые люди - студенты высших учебных заведений ведущих вузов Российской Федерации.

На основании анализа результатов опроса делается вывод о принадлежности молодежи к типу политической культуры, а также формулируются предложения и рекомендации по повышению электоральной активности.

В феврале-марте 2015 года были опрошены студенты Калужского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского», Калужского филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», Калужского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Калужского филиала ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева, Калужского филиала НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и технологий, Калужского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им Н.Э. Баумана» в общей численности 650 человек.

В целях сопоставления результаты обработки полученных данных сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты опроса российской молодёжи в феврале-марте 2015 года

№ п/п

Показатель

Февраль-март 2015 года

1

2

3

1

Забракованные анкеты, %

11,38

2

Вопрос 1. Как высоко Вы оцениваете свои знания о политической системе и ее истории? (низкий; средний; высокий; очень низкий; очень высокий уровни), %

21,53; 68,75; 6,42; 2,08; 1,22

3

Вопрос 2. Каково Ваше отношение к службе в армии?

(положительное; отрицательное; затруднились с ответом), %

79,34; 20,31; 0,35

4

Вопрос 3. Как Вы можете оценить современную политическую систему? (положительная; отрицательная; сдержанная оценки), %

45,5; 18,1; 36,4

5

Вопрос 4. Знакомы ли Вы со структурой и ролью политической элиты РФ? (знакомы; не знакомы)

56,3; 43,7

6

Вопрос 5. Какие предложения и инициативы политических партий РФ Вам известны? (процент ответивших на этот вопрос)

33,51

7

Вопрос 6. Как Вы можете выразить свои чувства относительно предложений и инициатив политических партий, указанных в предыдущем пункте? (процент ответивших на этот вопрос из числа давших ответ на пятый вопрос)

94,30

8

Вопрос 7. Приведите, пожалуйста, одно из последних и наиболее запомнившихся Вам высказываний политического деятеля (деятелей) (процент ответивших на этот вопрос)

34,90

9

Вопрос 8. Согласны ли Вы с этим высказыванием? Как Вы можете оценить его? (процент ответивших на этот вопрос из числа давших ответ на седьмой вопрос)

97,01

10

Вопрос 9. Если бы Вы занимали высокопоставленную должность, стали бы Вы трудоустраивать своих родственников на наиболее почетные и высокопоставленные посты? (да; нет; возможно)

38,71; 43,26; 18,03

11

Вопрос 10. Ожидаете ли Вы от государства получения определенных благ? (да; нет)

71,43; 28,57

12

Вопрос 11. Считаете ли Вы себя полноценным участником политических отношений? (да; нет)

24,7; 75,3

13

Вопрос 12. Знаете ли Вы свои политические права и обязанности? (знают; не знают)

94,0; 6,0

14

Вопрос 13. Обладаете ли Вы стремлением активно воздействовать на политику? (обладают; не обладают)

24,31; 75,69

15

Вопрос 14. Обсуждаете ли Вы вопросы политики в кругу друзей? (да; нет; иногда)

62,2; 22,7; 15,1

Источник: составлено автором на основании обработки результатов проведенного опроса.

Для формирования комплекса предложений, направленных на решение проблемы политического абсентеизма российской молодежи, осуществим детальный анализ полученных результатов по каждому вопросу:

1. Как высоко Вы оцениваете свои знания о политической системе и ее истории?

Большинство участников опроса оценили свои знания о политической системе и ее истории на среднем уровне (68,75 %), 21,53 % респондентов – «низко», лишь 6,42 % посчитали свои знания высокими.

2. Каково Ваше отношение к службе в армии?

Положительное отношение к службе в армии отмечается у 79,34 % участников опроса, отрицательное – у 20,31 %.

3. Как Вы можете оценить современную политическую систему Российской Федерации?

Положительную оценку дали 45,5 % респондентов, отрицательную – 18,1 %, и 36,4 % дали сдержанную оценку.

4. Знакомы ли Вы со структурой и ролью политической элиты Российской Федерации?

Ответы на данный вопрос разделились следующим образом – 56,30 % опрошенных ответили, что знакомы, и 43,70% - что не знакомы

5. Какие предложения и инициативы политических партий РФ Вам известны?

К сожалению, только 33,51 % респондентов смогли ответить на этот вопрос. Примечательно, что наиболее известными инициативами оказались предложения, связанные с социально-экономическим развитием Республики Крым и города Севастополя, реформой пенсионной системы, а также увеличением материнского капитала, заработной платы, пособий, пенсий, стипендий, совершенствованием как содержания, так и процедуры сдачи единого государственного экзамена, запрещение показа западных фильмов и предложение В.В. Жириновского о необходимости сделать Россию империей.

6. Как Вы можете выразить свои чувства относительно предложений и инициатив политических партий, указанных в предыдущем пункте?

Важно отметить, что 94,30% респондентов (из числа ответивших на предыдущий вопрос) смогли выразить свои чувства относительно названных инициатив и предложений путем согласия или несогласия с ними и приведением аргументации своей позиции.

7. Приведите, пожалуйста, одно из последних и наиболее запомнившихся Вам высказываний политического деятеля (деятелей).

На этот вопрос ответило на 1,39% больше респондентов по сравнению с пятым вопросом – 34,9 %. Наиболее часто респонденты приводили следующие высказывания:

Так, наиболее часто в 2015 году респонденты приводили следующие высказывания:

А) «Медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет и тайги своей он никому не отдаст» (В.В.Путин).

Б) «Хватит это терпеть» (В.В.Жириновский).

В) «А сегодня в завтрашний день, не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать». (В.В.Кличко).

Г) «Мы все хорошо помним вторжение СССР в Германию и на Украину» (А.П.Яценюк).

8. Согласны ли Вы с этим высказыванием? Как Вы можете оценить его?

97,01% ответивших на предыдущий вопрос очень активно высказывали свое мнение, достаточно подробно аргументируя свою позицию.

9. Если бы Вы занимали высокопоставленную должность, стали бы Вы трудоустраивать своих родственников на наиболее почетные и высокопоставленные посты?

Практически все участники опроса дали свой ответ на этот вопрос, большинство дали развернутый ответ с пояснением своего положительного или отрицательного ответа. Все ответы следует разделить в несколько групп:

I. Да – 38,71 %

II. Нет – 43,26 %

III. Возможно – 18,03 %

10. Ожидаете ли Вы от государства получения определенных благ?

71,43 % - ожидают

28,57 % - не ожидают

11. Считаете ли Вы себя полноценным участником политических отношений?

Всего на этот вопрос ответили 95,66 % респондентов.

24,7 % ответивших на этот вопрос считают себя полноценными участниками политических отношений, и 75,3 % не считают.

12. Знаете ли Вы свои политические права и обязанности?

На этот вопрос ответили 97,92 % опрошенных.

94,0 % ответили, что знают, 6,0 % - ответили, что не знают своих политических прав и обязанностей.

13. Обладаете ли Вы стремлением активно воздействовать на политику?

На вопрос ответили 94,97% респондентов.

24,31 % опрошенных ответили, что обладают подобным стремлением, 75,69 % - что не обладают таковым.

14. Обсуждаете ли Вы вопросы политики в кругу друзей?

На вопрос ответили 97,92% респондентов.

62,2 % опрошенных обсуждают настоящую политическую ситуацию в России и за рубежом, 22,7 % - не обсуждают, 15,1% - иногда обсуждают.

Таким образом, предпринятое исследование политической культуры показало, что современное молодое поколение не безразлично к будущему Российской Федерации и процессам в нашей политической системе. Многие молодые люди видят себя активными участниками этих процессов. Важно и объективное признание своей слабой подготовки к этому, которое следует понимать как недоработку политических партий в среде молодежи. Однако, довольно высокий процент ожидающих различных благ от государства (71,43% респондентов) выдает принадлежность молодежи, в основном, к подданическому типу политической культуры. Также удивляет большой процент выразивших желание «пристроить» на высокопоставленные посты своих родственников (38,71% участников опроса ответили утвердительно и 18,03% респондентов не исключили такой возможности), ведь семейственность и коррумпированность, казалось бы, широко известные и осуждаемые пороки в настоящее время.

По итогам проведенного исследования было выявлено, что несмотря на существующий массив нормативно-правового регулирования, накопленный отечественный и международный опыт, для молодежи не свойственна политическая культура участия, а характерны ее подданический и патриархальный типы. В связи с этим были разработаны предложения и рекомендации, внедрение которых позволит максимально приблизить к решению обозначенной выше проблемы.

Прежде всего, в целях повышения избирательной активности молодых граждан, необходимо повысить качество как общего и среднего, так и высшего профессионального образования. Это обусловлено наличием прямой зависимости между уровнем образования населения и его участием в выборах. В этом контексте, следует согласиться с тем, что «эффективным инструментом политической и социокультурной интеграции молодежи в российское общество, а также важнейшим институтом формирования их гражданской идентичности выступает образовательное пространство» [21, с. 6].

Более того, представляется возможным создание клубов молодых избирателей при школах, средних и высших специальных учебных заведениях. Это позволит приобщить граждан к избирательному процессу с детства, а также создаст условия и возможности для дополнительной коммуникации между детьми, что очень важно для социализации ребенка (в т.ч. и политической).

Особое внимание необходимо обратить на наличие согласованности действий Центральной избирательной комиссии, государственных органов, общественных организаций и средств массовой информации при проведении различных мероприятий, направленных на повышение электоральной активности российской молодежи. Очень важно, широкое вовлечение в организацию этих мероприятий непосредственно молодых граждан Российской Федерации. Это будет способствовать не только формированию у них политической культуры участия, но также развитию организаторских навыков и способностей.

В целях дополнительного стимулирования участия молодого поколения в выборах рекомендуется развивать электронные способы голосования. Возможно, стоит использовать опыт Германии (а именно организации U18) – и провести специальные выборы в Государственную Думу Российской Федерации, участие в которых могут принять только те, кому нет 18 лет. Такие тренировочные выборы не будут нести каких-либо юридических последствий, но вызовут интерес у подрастающего населения Российской Федерации и помогут развить у них чувство долга и ответственности.

Целесообразно распространить опыт Калужской области на все субъекты Российской Федерации – и проводить не День молодого избирателя, а целую неделю. В эти дни необходимо не только организовать викторины и конкурсы, но и встречи с Председателями Избирательных комиссий соответствующих субъектов Российской Федерации, лидерами региональных отделений политических партий, общественных движений.

Кроме того, учитывая современные возможности видеосвязи, можно организовать видеоконференцию со всеми российскими регионами с участием Президента Российской Федерации, Председателей Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Конечно, подобное мероприятие требует тщательной проработки как с содержательной, так и с технической стороны. Однако, интерес подобного мероприятия для российской молодёжи не вызывает сомнений.

В свою очередь, при высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку будущих юристов, необходимо создавать так называемые юридические клиники, активно привлекая студентов и аспирантов к оказанию бесплатной юридической помощи населению (в т.ч. и молодежи). Это будет способствовать не только повышению правового воспитания обращающихся за оказанием подобной помощи, но и получению практической опыта обучающимися в высших учебных заведениях. В конечном счете, это приведет к выпуску более квалифицированных специалистов в области права.

Успешную работу в правовом воспитании молодежи проводит информационно-справочная система «Консультант», которая предоставляет возможность всем желающим изучать законодательство, как федеральное, так и региональное, как действующее, так и уже отмененное. Помимо предоставления доступа к нему, специалисты этой системы в регионах проводят постоянные встречи со студентами большинства вузов нашей страны, где рассказывают не только о том, как пользоваться их системой, но и о новейших изменениях законодательства в профильных для этих студентов отраслях права. Формой преподнесения является игровая с последующим вручением памятных призов и подарков. Кроме этого, на официальном сайте системы постоянно проводятся онлайн-игры по правовым вопросам, что позволяет молодым людям в достаточно увлекательной и интересной форме познавать нормы права различных отраслей.

Положительным является и опыт компании «Гарант», которая тоже позволяет молодым россиянам работать как с действующими, так и отменёнными нормативно-правовыми актами. Более того, все желающие могут посмотреть выпуски «Правовое обозрение», а также подписаться на обзоры последних изменений законодательства, которые будут высылаться на адрес электронной почты, тем самым, предоставляя возможность всегда оставаться в рамках действующих норм права. Компания ежегодно проводит конкурс «Правовая Россия», одной из номинаций которого является «Правовая надежда России». Наконец, следует отметить, что в 2012 году она заслуженно стала победителем премии «Компания года».

Важную роль в политической социализации современного молодого поколения безусловно должна играть семья. В частности, очень важно то, насколько родители занимаются политическим воспитанием своих детей. Политическая социализация ребенка должна осуществляться с раннего детства. При этом, желательно максимально использовать игровую форму доведения информации.

Особого внимания в рамках данного вопроса заслуживает то, насколько активно участвуют сами родители в избирательном процессе, о том какой политической культурой обладают сами родители. Как правило, в семьях, где родители обладают третьим типом политической культуры – культурой участия (по классификации Г.Алмонда и С.Вербы), то и для их детей он становится характерным. Поэтому, самим родителям не рекомендуется пропускать голосования на выборах под предлогом той или иной причины. Наоборот, необходимо, несмотря на все возникающие препятствия, принять участие в голосовании, тем самым показав ребёнку важность и значимость подобного волеизъявления.

Важность политической социализации в раннем возрасте заключается и в том, что от неё во многом дальнейшее развитие ребёнка. Следует подчеркнуть, что политическая социализация играет огромную роль и в формировании характера человека, определяя нормы и правила его поведения в повседневной жизни. В связи с наличием этой особенности, очень важно не опоздать с началом воспитания у ребенка политической и правовой культуры.

Следует отметить, что семья оказывает влияние на ребенка и через то, как члены семьи проявляют себя в отношениях с другими членами семьи, друзьями и посторонними людьми. Дети очень быстро схватывают информацию в этих случаях, в связи с чем необходимо при наличии соответствующих возможностей, затрагивать темы политико-правового характера в этих разговорах, тем самым дополнительно привлекая ребенка к обсуждению и обдумыванию этих вопросов.

При этом, формирование правовой и политической культуры должно начинаться в самом раннем детстве и сопровождаться не только словесными наставлениями, но и соответствующей игровой атмосферой, в которой дети способны воспринимать наибольшее количество информации.

Наконец, родителям необходимо на собственном примере доносить до своих детей важность, необходимость и значимость активного политического участия в избирательном процессе, формируя тем самым отмеченную и охарактеризованную выше политическую культуру участия.

По итогам проведенного исследования следует сделать вывод о том, только при условии консолидации усилий семьи, органов власти, Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и на региональном уровне, средств массовой информации, учебных заведений, общественных и волонтерских движений представляет возможным повышение политической и правовой культуры современной молодежи, что является основой обеспечения национальной безопасности в нашем государстве. При этом, очень важно использовать современные достижения научно-технического прогресса, информационные технологии и средства коммуникации и в то же время опираться на накопленный международный опыт, историческое развитие российского государства, обязательно учитывая интересы и инициативы самой молодежи.

Представляется, что в результате реализации обозначенных выше мероприятий и предложений проблема политического абсентеизма российской молодежи будет решена, культура участия сформирована, а национальная безопасность и достойное будущее Российской Федерации обеспечены.

References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii ot 12.12.1993 (posl. izm. ot 21.07.2014).
2. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka (prinyata rezolyutsiei 217 A (III) General'noi Assamblei OON ot 10 dekabrya 1948 goda).
3. Mezhdunarodnyi pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh (prinyat rezolyutsiei 2200 A (XXI) General'noi Assamblei ot 16 dekabrya 1966 goda).
4. Federal'nyi zakon ot 26.11.1996 N 138-FZ «Ob obespechenii konstitutsionnykh prav grazhdan Rossiiskoi Federatsii izbirat' i byt' izbrannymi v organy mestnogo samoupravleniya» (v posl. red. ot 04.06.2014).
5. Federal'nyi zakon ot 12.02. 2002 N 67-FZ «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii» (v posl. red. ot 06.04.2015).
6. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Gabriel A. Almond and Sidney Verba. SAGE Publications, 1989. 389 pp.
7. Balynin I.V. Political culture of younger generation of Russians: survey results 2014 // ISJ Theoretical & Applied Science.2015. №3. – pp. 25-32.
8. Abrosimov V.V. Motivatsiya politicheskoi aktivnosti molodezhi Yuga Rossii // Politika i obshchestvo. 2015. № 1. S. 7-13.
9. Betekhtina A.V., Olukhov N.V. Elektoral'noe povedenie molodezhi: pochemu molodezh' ne khodit na vybory? . – Voprosy upravleniya. 2012. № 1 (1). S. 12-20. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2014. № 4. S. 172-178.
10. Gulyaikhin V.N. Pravovoi mentalitet rossiiskikh grazhdan // Yuridicheskie issledovaniya. 2012. № 4. S. 108-133.
11. Zhirkova S.K. Problema absenteizma rossiiskoi molodezhi (regional'nyi aspekt). – Intellektual'nyi potentsial XXI veka: stupeni poznaniya. 2014. № 21. S. 90-92.
12. Ignatenko V.A. Faktory formirovaniya elektoral'noi aktivnosti molodezhi (na materialakh Yuga Rossii). – Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura. 2013. № 2 (35). S. 317-325.
13. Kabanov V.N., Valitov R.B., Kalinin A.B., Sterkhova N.G. Strategicheskii podkhod k upravleniyu proektami po sokhraneniyu kontingenta molodezhi v provintsial'nykh gorodakh Privolzhskogo federal'nogo okruga. Aktual'nost' problemy // Audit i finansovyi analiz. 2014. № 4. S. 300-314.
14. Kirichek A.I. Formy politicheskogo uchastiya i politicheskoi aktivnosti v sovremennoi rossiiskoi molodezhnoi srede // Pravo i politika. 2013. № 1. S. 75-84.
15. Krivtsov N.V. Cposoby povysheniya elektoral'noi aktivnosti molodezhi (na primere studentov YuRIU RANKhiGS). – Elektronnyi vestnik Rostovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituta. 2014. № 2. S. 293-301.
16. Petukhov A.Yu., Krasnitskii N.V. Otsenka politicheskoi stabil'nosti v Rossii: problema effektivnogo izmereniya // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2014. № 6. S. 881-893.
17. Poltavskaya M.B., Vasil'eva E.N. Formy proyavleniya sotsial'no-ekonomicheskoi i innovatsionnoi aktivnosti molodezhi: opyt regional'nogo i sotsiologicheskogo issledovaniya //
18. Sadyrova M.Yu. Problema izbiratel'noi aktivnosti rossiiskoi molodezhi. – Molodoi uchenyi. 2014. № 3 (62). S. 667-669.
19. Tokar' N.O. Politicheskaya sotsializatsiya molodezhi v usloviyakh demokratizatsii rossiiskogo obshchestva. – Politika i obshchestvo, 2013, № 8, s.1034-1038.
20. Tul'chevskii A.I. Molodezh' v politike // Molodoi uchenyi. 2013. № 3. S. 527-529.
21. Khunagov R.D., Zhade Z.A. Sistema obrazovaniya kak institut formirovaniya grazhdanskoi identichnosti molodezhi. – Vlast', 2014, № 12, s.5-9.
22. Khusyainov T.M. Teoreticheskii analiz pravovoi sotsializatsii sovremennoi rossiiskoi molodezhi // Sovremennoe obrazovanie. 2014. № 4. S. 12-22.
23. Chizh V.Ya. Problemy patrioticheskogo vospitaniya kak nravstvennoi osnovy formirovaniya lichnosti studentov vuzov – ugroza natsional'noi bezopasnosti gosudarstva // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2011. № 9. S. 332-336.
24. Shchuplenkov O.V. Molodoe pokolenie: sotsial'no-filosofskii aspekt v issledovanii //Sovremennoe obrazovanie. 2013. № 2. S. 58-114.
25. Kirichek A.I. Issledovatel'skie sotsiologo-politologicheskie podkhody k molodezhnoi problematike // Sotsiodinamika. - 2012. - 1. - C. 124 - 136. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_22.html
26. V. E. Churov, B.S. Ebzeev Demokratiya i upravlenie izbiratel'nym protsessom:
otechestvennaya model' // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya / Journal of foreighn legislation and comparative law. - 2011. - 3. - C. 24 - 35.

27. A. I. Buchkova Vliyanie molodezhnykh obshchestvenno-politicheskikh
organizatsii na formirovanie
politicheskoi kul'tury molodezhi // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 7. - C. 23 - 31.

Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.