Статья 'Русская Православная церковь в образовательной политике в пореформенной России (1990-е гг.)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Russian Orthodox Church in the Educational Policy of Post-Reform Russia

Koroleva Larisa

Doctor of History

Head of the Department at Penza State University of Architecture and Construction

440028, Russia, g. Penza, ul. Titova, 28

la-koro@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Korolev Aleksei Aleksandrovich

Doctor of History

senior research assistant at Penza State University of Architecture and Construction

440028, Russia, Penza, ul. G. Titova 28

la-koro@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Mol'kin Aleksei Nikolaevich

student at Penza State University of Architecture and Construction

440028, Russia, Penza, ul. G. Titova 28

19-93285@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-0158.2014.5.11887

Received:

17-04-2014


Published:

1-5-2014


Abstract: In article Russian Orthodox Church activity in respect of folding of system of orthodox education and education and a condition of orthodox education in Russia in the conditions of religious "revival" is analyzed: dynamics of opening of new orthodox educational institutions of various level, problem of formation of educational system (management decentralization, insufficient financing of educational institutions, lack of necessary legal status of educational institutions, deficiency of teaching structure and theological literature, low level of preparation of scientific theological shots, etc.) . The Teoretiko-metodologichesky basis of research is made by the principles of objectivity, historicism, systemacity, the complex accounting of social and subjective studying in a subject and the greatest possible neutrality of the relation of the researcher to interpretation and an assessment of the actual material. At opportunity the principles of social and psychological approach and a correctness and tactfulness in an assessment of the facts and events were applied. At the end of 1980 - the 1990th there was a mass opening of new spiritual educational institutions that, in turn, generated also new problems. At times open spiritual schools and seminaries had "facultative" character, that is in them there was no regular released person to which duties the organization and control of educational process and an institution as a whole would belong. Reviving the system of the Russian religious education fully was influenced by difficulties of formation, deficiency of teaching structure, an undermanning of libraries, a lack of manuals, shortage of buildings, lack of the necessary status were basic of which. The situation became complicated decentralization as financing of new religious educational institutions and schools was carried out not from Educational committee, and directly from dioceses; some educational institutions at all didn't receive any – neither central, nor local financing, being in self-sufficiency conditions. Only by 2000 in principle the issue of centralization of religious education in Russia was resolved: mass inspection inspections by Educational Committee are carried out, the question of obligatory licensing of spiritual academies, seminaries and schools and the subsequent their accreditation is designated.


Keywords:

Russia, Orthodoxy, Russian Orthodox Church, Orthodox education, education, Ecclesiastical Academy, Bishops' Council, Education Commitee, religious school, seminary

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Деятельность РПЦ в сфере образования в конце 1980 - начале 1990-х гг.

В условиях религиозного «возрождения» в России конца 1980 – 1990-х гг. Русская Православная церковь не могла обойти вниманием такой важнейший аспект своей деятельности как образовательная политика. Вопрос складывания системы православного образования и просвещения стал более чем актуальным в контексте предоставленных государством возможностей.

Особой проблемой религиозного «возрождения» явился дефицит кадрового состава священнослужителей конфессий, что в полной мере затронуло и Русскую Православную церковь. Ситуацию осложняло и то обстоятельство, что церковные помещения часто располагались в различного рода сторонних организациях - музеях, библиотеках и архивах, откуда их следовало выводить [9, с. 471].

В 1988 г. в семинариях на очном отделении обучалось всего около 900 чел., заочно - 602; в академиях - 200 очно и 202 заочно; во всех академиях и семинариях трудились 20 профессоров, 15 доцентов и 114 преподавателей [1, с. 360-361]. Поместный собор 1988 г. явился переломным в плане открытия духовных учебных заведений: если к 1988 г. Русская Православная Церковь располагала лишь двумя Духовными академиями и тремя семинариями, то к 2002 г. число духовных учебных заведений заметно увеличилось – 5 академий, Богословский институт, 31 семинария, 32 училища и 4 пастырских курсов, многократно возрос преподавательский персонал школ, в несколько раз увеличилось и число студентов [2, с. 2]. С 1989 г. по 1994 г. из стен духовных академий вышло 186 выпускников дневного отделения, 205 - заочного обучения, - из них 79 присвоена степень кандидата богословия. За это время полное семинарское образование на стационаре получили 1390 учащихся, заочное семинарское образование – 1211 священнослужителей. Регентские школы окончили 380 учащихся. 21 выпускник получил образование в иконописных школах. Полный курс духовных училищ прошли около 700 учащихся [4, с. 104]. По решению Священного Синода 1991 г. был создан Отдел Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, председателем которого стал игумен Иоанн (Экономцев) [7, с. 2]. В 1994 г. прошло первое совещание ректоров духовных учебных заведений, которое возглавил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Алексий II затронул вопрос о государственном признании духовного образования.

Остро стоял вопрос об уровне преподавания. Явно ощущался дефицит учебных пособий, издание их типографским способом пока рассматривалось лишь в будущем. Состояние академических и семинарских библиотек вызывало серьезную обеспокоенность, основной фонд из состоял из дореволюционных изданий. Возникла потребность в переиздании наиболее ценных и дефицитных богословских и церковно-исторических книг. В принципе это представлялось возможным, поскольку материально на тот момент духовные школы в целом были обеспечены, учитывая их незначительное количество.

Современное состояние отечественной богословской науки оставляло желать лучшего – отсутствовали высококвалифицированные профессиональные богословы, отвечавшие всем предъявляемым реальностью требованиям, научный уровень многих богословских диссертаций и публикаций был весьма невысок, духовные учебные заведения не имели своих печатных научных изданий, крайне редко проводились научные конференции и другие подобного рода мероприятия и т.д. [1, с. 362].

Архиерейский Собор 1989 заслушав доклад председателя Учебного комитета архиепископа Дмитровского Александра, вынес соответствующее решение: «Подготовка необходимых кадров должна быть первостепенной заботой всей Церкви. Это предполагает осуществление таких перемен во всей системе духовного образования, которые бы способствовали решению назревших проблем. В связи с этим необходимо: предоставить Учебному комитету потребные правовые, кадровые и финансовые возможности для осуществления своих функций; считать своевременным реорганизацию структуры и содержания учебного процесса таким образом, чтобы в ближайшее время обеспечить обязательное высшее богословское образование для пастырей Церкви; признать необходимым возродить печатные органы духовных академий; особое внимание уделить церковным школам нового типа – духовным училищам, призванным готовить церковнослужителей» [6, с. 11].

Но увеличение количества духовных учебных заведений в условиях изменения государственного строя и кризиса экономики осложнялось различного рода трудностями, в первую очередь, духовные школы испытывали значительные финансовые затруднения, отсутствовала централизованная система их финансирования. Как следствие, многие из вновь открытых семинарий и училищ не поддерживали взаимодействия с Учебным комитетом, считая, что орган, от которого не зависит их финансирование, не должен выступать в роли контролирующей организации. Патриарх констатировал, что «не могут не вызывать обеспокоенности те тенденции к самодостаточности, которые наблюдаются в поведении руководства некоторых духовных школ. Мы считаем совершенно недопустимым такое положение дел, когда циркулярные письма и другие официальные документы Учебного Комитета остаются без всякого ответа и должной реакции со стороны ректоров духовных семинарий и училищ» [2, с. 9].

И все же благодаря усилиям Учебного комитета в тех сложных обстоятельствах через решения Архиерейских Соборов, Святейшего патриарха и Священного Синода, совещания ректоров и инспекционные проверки духовных учебных заведений централизованная система управления духовными школами была сохранена. Особая трудность для Учебного комитета заключалась в том, что он не имел доступа к вопросам распределения финансирования духовных учебных заведений, это была прерогатива, в основном, местного епархиального руководства. Для оптимизации управления полномочия в отношении духовных школ между епархиальным архиереем и Учебным комитетом были перераспределены.

Складывание системы православного образования и просвещения в 1990-е гг.

Спецификой 1990-х гг. стало уклонение от рукоположения значительного количества выпускников Духовных семинарий и дефицит преподавательских кадров. Духовные училища, создававшиеся как учреждения для подготовки псаломщиков и церковнослужителей, реально выпускали пастырей, но при этом их учебный план был для этого явно недостаточен.

Недостаточно оформленный юридический статус духовных школ тормозил развитие системы духовного образования. Возникали сложности и из-за отсутствия четкости в разделении компетенций епархиальных архиереев и Учебного комитета в отношении духовных учебных заведений. Только в 1994 г. появился типовой гражданский устав духовных школ как образовательных учреждений с правами юридического лица [4, с. 108]. Тогда же был определен вопрос о процедуре и механизме государственных лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений.

«Острая нехватка духовенства подталкивает епархиальные власти к открытию духовной школы в своей епархии, даже если для этого нет необходимых материальных условий и, что еще важнее, нет должного числа квалифицированных преподавателей. Такой подход к делу иногда ведет к девальвации богословского образования» [5, с. 132]. Созрела потребность параллельно с государственным лицензированием духовных учебных заведений проводить Учебному комитету и внутрицерковное доя проверки уровня квалификации педагогических кадров, укомплектованности библиотечных фондов, наличия учебных и жилых помещений и т.п.

С 24 по 26 января 1995 г. состоялось совещание ректоров духовных училищ, на котором приоритетной задачей было объявлено скорейшее решение острого дефицита духовенства в епархиях.

7 марта 2000 г. Священный Синод принял постановление о распределении выпускников духовных учебных заведений, причем, дипломы об окончании духовных школ вручались выпускникам, не имевшим сана, только через два года после окончания заведения при условии хороших рекомендаций на церковном послушании [3, с. 179]. Это было вызвано ростом количества выпускников, не желавших принимать священный сан по окончания духовных учебных заведений. В итоге получалось, что значительные средства на обучение, как правило, проживание и питание, не возвращались, поскольку студент отказывался служить Русской Православной церкви.

Стремление церковного руководства сократить поступление в духовные учебные заведения случайных граждан нашло свое отражение и в гражданских уставах духовных школ. Некоторые из них включили пункты следующего содержания: «24. Выдача диплома об окончания семинарии выпускникам может быть задержана на срок до трех лет в связи с отказом от выполнения послушания по служению в Церкви. Решение о выдаче диплома данному выпускнику принимается епархиальным архиереем в ведение которого был направлен выпускник» [8, с. 3-4].

Создание системы провинциальных российских духовных учебных заведений в 1990-е гг. протекало в еще более сложных условиях, поскольку не было централизованного финансирования данных заведений, отсутствовали необходимые помещения, библиотеки были недоукомплектованы, преподавательских кадров было недостаточно и т.д. Учебному комитету удалось наладить регулярный контроль духовных школ через инспекционные проверки только после 2000 г.

Государственные контролирующие структуры любым способом тормозили дальнейшее расширение религиозного образования. Семинариям было запрещено принимать граждан, имевших светское высшее образование, не разрешалось преподавание психологии, логики и философия, без которых освоение богословия весьма проблематично. Совет по делам религий агрессивно насаждал исторический и диалектический материализм в качестве методологической основы преподавания в семинариях и академиях.

Итак, в конце 1980 - 1990-е гг. происходило массовое открытие новых духовных учебных заведений, что, в свою очередь, породило и новые проблемы. Порою открытые духовные училища и семинарии имели «факультативный» характер, то есть в них отсутствовал штатный освобожденный человек, в обязанности которого входила бы организация и контроль за учебным процессом и заведением в целом.

Возрождающейся система российского религиозного образования в полной мере испытала на себе трудности становления, основными из которых были дефицит преподавательского состава, недоукомплектованность библиотек, недостаток учебных пособий, нехватка зданий, отсутствие необходимого статуса. Ситуация осложнялась децентрализацией, поскольку финансирование новых религиозных учебных заведений и училищ осуществлялось не из Учебного комитета, а напрямую из епархий; некоторые учебные заведения вообще не получали никакого – ни центрального, ни местного финансирования, находясь в условиях самообеспечения.

Только к 2000 г. в принципе был решен вопрос централизации религиозного образования в России: проведены массовые инспекционные проверки Учебным Комитетом, обозначен вопрос об обязательном лицензировании духовных академий, семинарий и училищ и последующей их аккредитации. Тем не менее, проблем в оптимизации системы православного образования и просвещения остается много, и решение их во многом зависит от государства [10].

References
1. Aleksandr, arkhiepiskop. Dukhovnoe obrazovanie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi // Pomestnyi Sobor Russkoi Pravoslavnoi tserkvi 1988 goda. Materialy.-M.: Moskovskaya Patriarkhiya, 1990.
2. Vystuplenie Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya II na soveshchanii rektorov Dukhovnykh uchebnykh zavedenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2002. 16. 04.-M., 2002.
3. Doklad arkhiepiskopa Vereiskogo Evgeniya, predsedatelya uchebnogo Komiteta pri Svyashchennom Sinode // Yubileinyi Arkhiereiskii Sobor Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Khram Khrista Spasitelya. 13-16 avgusta 2000 g. Materialy.-M.: Moskovskaya patriarkhiya, 2001.
4. Doklad ispolnyayushchego obyazannosti predsedatelya Uchebnogo Komiteta pri Svyashchennom Sinode episkopa Vereiskogo Evgeniya. // Arkhiereiskii Sobor Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 29 noyabrya-2 dekabrya 1994 goda. Moskva. Dokumenty. Doklady.-M.: Moskovskaya patriarkhiya, 1995.
5. Doklad ispolnyayushchego obyazannosti predsedatelya Uchebnogo Komiteta pri Svyashchennom Sinode episkopa Vereiskogo Evgeniya // Arkhiereiskii Sobor Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 18-23 fevralya 1997 g., Svyato-Danilov monastyr'. Sbornik Dokumentov.-M.: Moskovskaya patriarkhiya, 1997.
6. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii.-1990.-№ 1. – S. 9-12.
7. Moskovskii tserkovnyi vestnik.-1991.-№ 3 (48).-S. 2.
8. Ustav religioznoi organizatsii – uchrezhdeniya vysshego professional'nogo religioznogo obrazovaniya «Svyato-Alekseevskoi Ivanovo-Voznesenskoi Pravoslavnoi Dukhovnoi seminarii» Ivanovo-Voznesenskoi i Kineshemskoi eparkhii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.-Ivanovo: Izd-vo Ivanovo-Voznesenskoi i Kineshemskoi eparkhii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2002.
9. Tsypin V., prot. Istoriya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 1917-1990.-M.: Khronika, 1994.
10. Koroleva L.A., Korolev A.A., Mol'kin A.N. Molodezhnaya politika Russkoi Pravoslavnoi tserkvi v sovremennoi Rossii: problemy i perspektivy // NB: Istoricheskie issledovaniya.-2014.-3.-C. 53-59. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.3.11021. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_11021.html
11. Butenko Ya.N. Osnovnye aspekty otnoshenii Vatikana i Rossii vo vremya pontifikata Ioanna Pavla ІІ // NB: Istoricheskie issledovaniya.-2014.-1.-C. 1-16. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.1.10230. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_10230.html
12. Khorina G.P. Demokratiya v sovremennoi rossiiskoi kul'ture: ideal i real'nost' // NB: Kul'tury i iskusstva.-2013.-4.-C. 1-15. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.4.6973. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_6973.html
13. I.V. Egorova. Za chto my stradaem?. // Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-№ 4.-C. 6-12.
14. V.I. Katin. Tserkov' kak sub''ekt politiki (na primere Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi). // Politika i Obshchestvo.-2012.-№ 11.-C. 20-27.
15. N. V. Filina. Sotrudnichestvo gosudarstvennykh institutov i religioznykh organizatsii v sovremennoi Rossii. // Pravo i politika.-2012.-№ 6.-C. 1026-1039.
16. A. N. Polosina. Ideya nasiliya v tvorchestve L. N. Tolstogo. // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-№ 3.-C. 8-13.
17. D. M. Volodikhin. Politicheskii kontekst pereneseniya moshchei mitropolita Filippa na Solovki. // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya.-2011.-№ 4.-C. 88-91.
18. P. I. Gorkunova. Russkaya pravoslavnaya tserkov' kak faktor sotsial'noi stabil'nosti i bezopasnosti v sovremennoi Rossii.. // Politika i Obshchestvo.-2011.-№ 2.
19. O. A. Novikov. Tsivilizatsionnyi vybor Rossii i ideya teokratii.. // Pravo i politika.-2010.-№ 11.
20. V.M.Rozin. Nekotorye cherty sovremennogo pravoslaviya (nablyudenie filosofa). // Politika i Obshchestvo.-2010.-№ 1.
21. S. P. Dontsev. Russkaya pravoslavnaya tserkov' i gosudarstvo v politicheskoi sisteme sovremennoi Rossii.. // Pravo i politika.-2007.-№ 6
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.