Статья 'Коррекция негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля посредством технологий виртуальной реальности ' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

Correction of negative mental states of the students majoring in extreme psychology by means of virtual reality technologies

Berezina Tatiana Nikolaevna

Doctor of Psychology

Professor of the Department of Scientific Basis of Extreme Psychology at Moscow State University of Psychology and Education.

123290, Russia, Moscow, nab. Shelepikhinskaya, 2a, room 508

tanberez@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Perepechina Anastasiya Sergeevna

Psychologist, Moscow State University of Psychology and Education

123290, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Nab. Shelepikhinskaya, 2a,, of. 206

perepechina-nast@mail.ru
Buzanov Kirill Eduardovich

Laboratory Researcher, Moscow Power Engineering Institute

123290, Russia, Moskovskiya oblast', g. Moscow, ul. Shelepikhinskaya Nab, 2a, of. 206a

kirilla4@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8736.2020.4.34127

Review date:

13-10-2020


Publish date:

20-10-2020


Abstract: The object of this research is the negative states experienced by the students during class time. The subject of this research is the correction of negative states by means of virtual reality technologies. The possibility of correcting negative mental states of extreme psychology students is explored from theoretical and empirical perspectives. The author reveals the basic techniques aimed at correction of mental states by means of virtual technologies. Analysis is conducted on implementation of virtual reality technologies in educational sphere. An empirical research is carried out. The author uses the diagnostic methods for assessing mental states, such as exhaustion, fatigue, tension, stress, monotony of satiation; and experimental methods, such as 10-20 minute preview of relaxing and dynamically-arousing scenes in virtual reality headset. It is demonstrated the during the academic day, the students majoring in extreme psychology accumulate negative emotional states, which include: exhaustion, tension, situational fatigue, and monotony. Application of virtual reality technology for submerging students into a virtual space allows restoring mental resources and delay the expansion of negative states. The development of mental resource requires appropriate choice of virtual realities. The conclusion is made that viewing virtual reality scenes of relaxing type decreases the level of exhaustion, while viewing the scenes of dynamically-arousing type with the effect of presence decrease the level of situational fatigue.


Keywords:

education, higher education, extreme profile, virtual reality, virtual technologies, mental activity, situational fatigue, fatigue, situational anxiety, stress

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Обзор литературы.

Учеба в высшем образовательном учреждении – сложный вид деятельности, требующий напряжения физических и интеллектуальных сил, в процессе обучения встречаются стрессовые ситуации, которые  влияют на психологическое и соматическое здоровье, и при которых студенты переживают негативные психические состояния [1].  Наиболее изученные из негативных психических состояний, встречающихся у обучающихся, это утомление  (из-за перезагруженности учебного процесса, совмещения учебы и работы и т.п.) и тревожность (чаще всего, это экзаменационная тревожность) [2].

Для оптимизации многих психических состояний и развития ментальных ресурсов   можно применять технологии виртуальной реальности.  Технологии виртуальной реальности работают с образной сферой, воссоздавая вокруг испытуемого образы, близкие к образам реальных людей и предметов [3].  Методы психологической коррекции, работающие с образной сферой, традиционно применяются   для того, чтобы способствовать расслаблению человека и помочь ему избавиться от стресса [4].  В профессиональной сфере роль психических образов тоже значима, например,  профессиональны,  работающие с художественными образами переживают меньший профессиональный стресс и это может влиять на состояние их здоровья [5, 6]. Работа с психическими образами часто используется в профессиональных условиях – для снижения утомляемости работников  и восстановление работоспособности.

В настоящее время технологии виртуальной реальности широко используются в самых разных областях деятельности: военных технологиях, дизайне и т. д. И в ходе анализа научной литературы установлено, что применение технологий виртуальной реальности является одним из современных методов оптимизации психического состояния [7], рассматриваемая во многих отраслях психологии, в том числе в психологической реабилитации и психотерапии [8, 9].

Подготовка экстремальных психологов в деятельности в условиях особого риска предъявляет особые требования к  возможности быстрой коррекции  психических состояний [10].  Подготовка экстремальных психологов начинается с института, и особенно на старших курсах, когда студенты проходят практику на реальных рабочих местах. Необходимо повышать  продуктивность  учебно-профессиональной деятельности студентов, эффективность которой зависит от множества разных факторов, в частности их психического состояния, с личностными характеристиками, результативностью, продуктивностью, со стремлением человека к успеху и т.д., которые способны значимо повлиять на весь результат образовательного процесса: сдачи экзаменов, зачетов, тестов [11], в ходе которых достаточно часто отмечаются такие негативные психические состояния обучающегося, как психическая напряженность, высокий уровень тревожности, сильная физическая и умственная усталость, утомление и даже панический страх [12].

Преодоление негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля взаимосвязано с необходимостью повышения адаптационного потенциала личности [11]. Однако разные негативные психические состояния требует развития различных ментальных ресурсов  и соответственно применения   различных методов коррекции.  Например, для снятия тревожности часто применяется аутотренинг, направленный на развитие такого ресурса, как нервно-психическая устойчивость.  Это может быть достигнуто путем снижения нервно-психического напряжения, связанного с учебным и профессиональным стрессом, посредством совершенствования навыков осознанной регуляции деятельности, саморегуляции, развития личностных и межличностных адаптационных ресурсов через трансформацию из неосознанного состояния в активное состояние [13].

Одним из самых негативных состояний для экстремального психолога – это утомление. Коррекция его требует развития соответствующих ментальных ресурсов, таких как эмоциональная устойчивость, саморегуляция.  Для коррекции состояния утомления также можно использовать аутотренинг, направленный    на релаксацию человека, отдых, для чего  часто используются методы активного воображения, работающие с образной сферой [7].

В настоящее время для коррекции негативных психических состояний обучающийся применяют   технологии создания виртуальной реальности [13] .  Однако разные негативные состояния требуют формирования разных виртуальных реальностей.  Мы выявили два главных подхода  к использованию технологий виртуальной реальности для коррекции функциональных состояний и развитию ментального ресурса  [14].  Основной принцип первого подхода – это наполнение виртуального пространства  расслабляющими «сюжетами» или «сценариями», чтобы достичь контроля над состоянием организма и управлять вегетативными  реакциями тела. Это релаксационный подход. Второй подход  - активно-динамичный, предполагает вовлечение самого человека в виртуальный сюжет, можно сказать, что упор в этом подходе делается на влияние мышечную систему респондента, управление действиями и движениями [15].  В обеих подходах предполагается обучение  респондента   справляться с негативными стимулами и чувствами, управляя эмоциями, которые они испытывают, более эффективным способом [14]. Оба эти подхода  не являются взаимоисключающими. Мы полагаем, что они могут использоваться совместно.  И комбинация этих подходов даст новый более сильный эффект в коррекции негативных психических состояний.   

Организация исследования

Цель исследования заключалась в выявлении возможности применения технологий виртуальной реальности для оптимизации психических состояний студентов-психологов экстремального профиля.

Гипотеза: Если в процессе учебного занятия проводить воздействие расслабляющими  и активно-динамичными  сюжетами, воссоздаваемыми посредством технологий виртуальной реальности,  то это позволит снизить утомление и ситуативную тревожность студентов психологов экстремального профиля.

Методы исследования.

1. методика «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс» (ДОРС) (А.Б. Леонова, С.Б. Величковская),

2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин),

3. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Л.А. Курганский и Т.А. Немчин),

4. Опросник для оценки острого физического утомления (Леонова А.Б.),

5. Опросник для оценки острого умственного утомления (А.Б. Леонова, Н.Н. Савичева),

6. Тест оптических иллюзий Акиоши Китаока (направленная на измерение синдрома ситуативной усталости).

7. Для обработки результатов методики использовалась компьютерная программа статистической обработки данных IBM SPSS Statistics v23. Применялся однофакторный дисперсионный анализ (F- критерий).

Независимой переменной: выступало наличие оказываемого воздействия:  1 замер (в начале учебного занятия, без воздействия -0 баллов, 2 замер (или в середине учебного занятия  или после воздействия) – 1 балл.

Зависимой переменной выступили характеристики психического состояния. 

8. Для оказания воздействия применялись технологии виртуальной реальности с применением шлема виртуальной реальности: Oculus Go  -64 VR. Экспериментальное воздействие осуществлялось путем просмотра испытуемыми сюжетов виртуальной реальности:  1)  релаксационного типа в течение 5-10 минут (медитация) и 2) динамически-возбуждающего типа с эффектом присутствия в течение 5 минут (игра в снежки или гонки). Для первой экспериментальной подгруппы демонстрировались сначала релаксационные, затем возбуждающие сюжеты. Для второй экспериментальной подгруппы демонстрировались сначала возбуждающие, а затем успокаивающие  сюжеты.

Испытуемые: 52 студента-психолога экстремального профиля, в возрасте от 18 до 25 лет, из них – 5 мужчин и 47 женщин. В ходе организации эмпирической части исследования все случайным образом участники были разделены на две группы: экспериментальная группа (ЭГ, n=27) и контрольная группа (КГ, n=25).

Экспериментальная группа в свою очередь была разделена на 2 подгруппы:

1 экспериментальная подгруппа просматривали сначала  релаксационный сюжет, а потом  активно динамический.

2 экспериментальная подгруппа просматривала сначала активно-динамический сюжет, а потом релаксационный.

Обследование проводилось в середине учебного дня.

У контрольной группы  проводилось два замера показателей состояний: в начале учебного занятия и в середине.

У экспериментальной группы проводилось также два замера показателей состояния: в начале учебного занятия и после просмотра сюжетов виртуальной реальности.

Результаты исследования

На первом этапе мы изучили обычную динамику негативных психических состояний  в процессе учебного занятия у студентов психологов экстремального профиля без применения каких-либо коррекционных занятий. Это исследование было выполнено на контрольной группе.  Динамика показателей представлена в таблице 1.

Таблица 1.  Динамика негативных состояний в процессе учебного занятия  у контрольной группы

Методика

M ± SD

Критерий F

p

Замер 1

Замер 2

Синдром ситуативной усталости

19,6 ± 3,9

21,2  ± 3,2

-2,89*

0,004

Шкала Спилберга-Ханина, ситуативная тревожность

44,1 ± 8,9

43,6 ± 8,1

-0,62

0,539

ДОРС, индекс утомления

18,2 ± 3,7

20,8  ± 4,4

-3,66*

0,000

ДОРС, индекс монотонии

18 ± 4,3

19,8  ± 3,4

-2,98*

0,003

ДОРС, индекс пресыщения

18,8 ± 3,2

19,4 ± 3,3

-1,98*

0,048

ДОРС, индекс стресса

18,3 ± 2,7

19,4 ± 2,9

-2,74*

0,006

Методика Немчина, психическая активность

11,5 ± 4,5

14,1 ± 5,7

-3,52*

0,000

Методика Немчина, интерес

11,7 ± 5

12,8 ± 5,3

-1,52

0,130

Методика Немчина, эмоциональный тонус

9,7 ± 3,8

9,6 ± 4,2

-0,05

0,962

Методика Немчина, напряжение

12,6 ± 3,1

14,9 ± 3,9

-3,19*

0,001

Методика Немчина, комфортность

13,2 ± 3,9

14,1 ± 4,3

-1,58

0,114

Острое физическое утомление

9,8 ± 6,6

12 ± 6,4

-3,94*

0,000

Острое умственное утомление

17,7 ± 6,9

20 ± 6,8

-3,34*

0,001

Примечание: * - различия статистически достоверны.

Представленные в таблице 1 результаты свидетельствуют о статистически значимых различиях у испытуемых контрольной группы в начале и середине учебного занятия по 9 показателям: синдром ситуативной усталости, уровень утомления, монотонии, пресыщения и стресса по методике ДОРС, психическая активность и напряжение по методике Немчина, опросники для оценки острого физического утомления и острого умственного утомления. При этом все они изменились в сторону увеличения показателя, что свидетельствует об ухудшении состояния испытуемых контрольной группы. Однако наряду с негативными состояниями у студентов повышаются и некоторые позитивные характеристики: психическая активность (достоверно) и интерес ( на уровне  тенденции)

На втором этапе  мы изучили, как влияет на испытуемых сочетание  сначала успокаивающих, а затем  возбуждающих виртуальных реальностей (первая экспериментальная подгруппа). Результаты в Таблице 2.

Таблица 2. Динамика негативных психических  состояний у испытуемых 1 экспериментальной подгруппы, до и после просмотра  успокаивающих, а затем возбуждающих ВР-сюжетов

Методика

Направление воздействия

Критерий F

p

Синдром ситуативной усталости

Не влияет

0,00

0,999

Шкала Спилберга-Ханина, ситуативная тревожность

Тенденция к уменьшению

-1,44*

0,09

ДОРС, индекс утомления

Уменьшает

-3,02**

0,001

ДОРС, индекс монотонии

Не влияет

0,00

0,999

ДОРС, индекс пресыщения

Не влияет

0,00

0,999

ДОРС, индекс стресса

Не влияет

-0,87

0,388

Методика Немчина, психическая активность

Не влияет

-0,67

0,508

Методика Немчина, интерес

Не влияет

0,00

0,999

Методика Немчина, эмоциональный тонус

Не влияет

-1,44

0,146

Методика Немчина, напряжение

Не влияет

-0,60

0,549

Методика Немчина, комфортность

Не влияет

-0,29

0,774

Острое физическое утомление

Не влияет

-0,60

0,549

Острое умственное утомление

Не влияет

-0,95

0,344

Примечание: ** - различия статистически достоверны; * - различия на уровне тенденции (р<0,1).

Представленные результаты из таблицы 2 свидетельствуют о том, что наблюдается положительная динамика у испытуемых первой экспериментальной подгруппы после проведения воздействия методами виртуальной реальности по показателю: утомление по методике ДОРС.

Данный показатель снизился после просмотра испытуемыми сначала успокаивающих стимуляторов (медитация), затем возбуждающих (снежки или гонки).

Показатели ситуативной тревожности по Шкале Спилберга-Ханина в рамках тенденции имеют отличия до и после воздействия у первой подгруппы. Можно предположить, что методы виртуальной реальности способствуют снижению данного состояния у студентов. При этом, возможно, для статистически значимых различий по этим показателям нужно более длительное воздействие возбуждающими стимуляторами.

На третьем этапе мы изучили динамику негативных психических состояний  у  испытуемых 2 экспериментальной подгруппы, которые получали воздействие сначала возбуждающими, а потом расслабляющими ВР сюжетами.   (Таблица 3).

Таблица 3. Динамика негативных психических  состояний у испытуемых 2 экспериментальной подгруппы, до и после просмотра  возбуждающих, а затем успокаивающих ВР-сюжетов.

Методика

Направление воздействия

Критерий F

p

Синдром ситуативной усталости

Уменьшает

-2,41**

0,012

Шкала Спилберга-Ханина, ситуативная тревожность

Не влияет

-1,34

0,180

ДОРС, индекс утомления

Не влияет

-0,87

0,388

ДОРС, индекс монотонии

Не влияет

-0,29

0,774

ДОРС, индекс пресыщения

Тенденция к уменьшению

-1,66*

0,092

ДОРС, индекс стресса

Не влияет

-1,03

0,302

Методика Немчина, психическая активность

Не влияет

0,52

0,607

Методика Немчина, интерес

Не влияет

0,27

0,791

Методика Немчина, эмоциональный тонус

Не влияет

-0,29

0,774

Методика Немчина, напряжение

Тенденция к уменьшению

-1,55*

0,100

Методика Немчина, комфортность

Не влияет

-0,29

0,774

Острое физическое утомление

Не влияет

0,00

0,999

Острое умственное утомление

Тенденция к уменьшению

-1,87*

0,057

Примечание: ** - различия статистически достоверны; * - различия на уровне тенденции (р<0,1).

Данные результаты из Таблицы 3 свидетельствуют о том, что наблюдаются изменения у испытуемых второй подгруппы экспериментальной группы после проведения воздействия методами виртуальной реальности по показателю: синдром ситуативной усталости.

Данный показатель снизился после просмотра испытуемыми сначала возбуждающих стимуляторов (игра в снежки или гонки), а затем успокаивающих (медитация).

Показатели по индексу пресыщение по методике ДОРС, напряжение по методике Немчина и опроснику для оценки острого умственного утомления в рамках тенденции имеют отличия до и после воздействия у второй подгруппы. Можно предположить, что методы виртуальной реальности способствуют снижению данных состояний у студентов. При этом, возможно, для статистически значимых различий по этим показателям нужно более длительное воздействие успокаивающими стимуляторами.

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод, что технологии виртуальной реальности помогают производить коррекцию негативных психических состояний у студентов, возникающих в процессе длительной учебной деятельности. Просмотр 2-х виртуальных роликов в течении 5-10 минут позволяет снизить уровень ситуативной усталости и степень утомления.

Обсуждение результатов.

Прежде всего хочется отметить, что учебное занятие само по себе влияет на функциональное состояние студентов, особенно студентов экстремального профиля [15]. Этот вывод можно сделать, проанализировав динамику состояний у контрольной группы студентов. Мы проводили исследование в середине учебного дня  на 2-3 паре. Первый замер делался в начале пары, а второй – в середине пары, ближе к ее концу.  Как показало наше исследование, у студентов по мере прохождения занятия усиливаются  переживания  утомления.  Данные показатели могли увеличиться из-за отсутствия работы с негативными состояниями студентов. Возможно также, что повышение этих показателей вызвано факторами, которые не были заведомо учтены в исследовании. Можно предположить, что данные значимые результаты связаны с тем, что исследование контрольной группы было проведено во время напряженных занятий в университете, которые проводились к непривычных  для студентов условиях экстремального характера (пандемиии). Следует также отметить, что наряду с негативными,  в процессе учебного занятия усиливались также некоторые позитивные состояния, в частности,  психическая активность, и на уровне тенденции – интерес.  Это говорит о том, что в целом занятие проходило успешно, студенты работали, усваивали материал, однако при этом усталость и утомление в различных формах, все равно накапливались.

С экспериментальной группой мы провели также в середине учебного дня (также на 2-3 паре) коррекционное  занятие, после него был проведен второй замер показателей состояний. Оба варианта воздействия (сочетание релаксационных и возбуждающе-динамических сюжетов, а также сочетание возбуждающе-динамических и релаксационных сюжетов) были позитивными, они привели к  достоверному снижению состояния утомления  и ситуативной усталости.  Ситуативная тревожность снижалась только на уровне тенденции.  Возможно, отсутствие выраженного снижения ситуативной тревожности было связано с тем, что этот показатель у студентов и изначально не был  повышен,  он также не повышался в процессе учебного занятия у контрольной группы. Скорее всего, это объясняется тем, что мы проводили исследование на обычных учебных занятиях, не в период сессии или проведения важных контрольных работ, поэтому главным негативным состоянием студентов оказалось именно утомление.

Виртуальное воздействие само по себе   длилось не более 10-20 минут, за это время студенты могли посмотреть 2 сюжета. И, как показало наше исследование, подобное погружение  является благоприятным, оно позволяет снизить характеристики утомления и восстановить работоспособность. Это особенно интересно для студентов-психологов экстремального профиля, чья будущая детальность может проходить в сложных и напряженных ситуациях. Можно использовать  апробированные нами сочетания виртуальных сюжетов для быстрой коррекции функциональных состояний в процессе как учебной, так и практической деятельности.  Интересно, что изменение последовательности сюжетов влияет на разные компоненты состояния утомления.   Просмотр сначала успокаивающих, а потом возбуждающих сюжетов  приводил к снижению утомления, регистрируемого по методике ДОРС.  По определению, - это показатель характеризующий состояние истощения и дискоординации в  протекании основных реализующих деятельность процессов, развивающихся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок, с доминирующей мотивацией на завершение работы и отдых. Вероятно, подобранные нами ВР сюжеты, обеспечивают студенту  именно отдых, поэтому у него и снижается  индекс утомления, а также на уровне тенденции уменьшается ситуативная тревожность.  

А вот сочетание сначала  возбуждающе-динамического, а затем релаксационного сюжета ведет к снижению синдрома ситуативной усталости, определяемого по методике Акиоши Китаока. По определению, эта методика оценивает способность человека справиться с повседневным стрессом, высокие значения показателя говорят о неспособности справиться со стрессом  вследствие физического и умственной усталости. Мы полагаем, что данное сочетание виртуального контента  позволяет  снизить уровень стресса, «разрядить» его  в возбуждающе-динамическом сюжете с эффектом участия, а в последующий  релаксационной  ролик обеспечивает отдых и восстановление сил.

  Заключение

Таким образом, в соответствии с полученными в ходе эмпирической части исследования результатами, можно заключить, что применение современных технологий, в частности методов виртуальной реальности, предоставляет возможности для развития и быстрой коррекции негативных психических состояний (в частности, утомления) у студентов-экстремальных психологов, что способствует увеличению эффективности деятельности и ее продуктивности. На динамику психических состояний влияет характер просматриваемых ВР-роликов и их последовательность. Просмотр сюжетов виртуальной реальности релаксационного типа в течение 5-10 минут, а затем динамически-возбуждающего типа с эффектом присутствия приводит к снижению степени утомления, а просмотр сначала динамически-возбуждающего типа с эффектом присутствия в течении 5 минут, а затем успокаивающего воздействия позволяет снизить уровень ситуативной усталости. Полученные результаты не претендуют на полную исследовательскую законченность, однако выступают в качестве основы, позволяющей их последующее применение в ходе исследований в контексте темы настоящего.



References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.