Статья 'Проблемы антропологического исследования религии и образования' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

The problems of anthropological research of religion and education

Nadyrshin Timur Maratovich

Junior Scientific Associate, R. G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies of Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

450077, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Karla Marksa, 6

timurimp@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2019.4.31075

Received:

17-10-2019


Published:

27-12-2019


Abstract:   This article describes the main problems emerging at the intersection of the two developing subdisciplines of anthropological science: anthropology of education and anthropology of religion. The author lists such problems as atheistic and religious socialization of school students, correlation of confessional self-identification with educational process, religious minorities at school, religious organizations at school, consumption and reproduction of religious media, language, role of class culture, religious literacy, and link between anthropology of education and religion. Each of the aforementioned problems requires particularization and explication; all of them are quite broad, and in sense, just the attempts of comprehending the extensive locus of the anthropology of education and the anthropology of religion. This study just outlines the framework of future vectors of development on the topic. The indicated directions may also be used in arrangement of curriculum for religious studies in the educational establishments.


Keywords:

Anthropology of Education, Anthropology of Religion, cultural transmission, elements of anthropological analysis, religious socialization, cultural self-reflection, confessional identity, religious minorities, religious organizations, religious media

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Антропологическое изучение общества не должно ограничиваться только традиционной культурой народов. Это означает, что единица анализа для этнографа, не обязательно должна быть нацией, лингвистической группой, регионом или селом. Как отмечает американский антрополог Ф. Эриксен любая социальная сеть, образующая корпоративную структуру, в которой социальные отношения регулируются обычаем, может быть предметом этнографии. Этнографическим исследование делает то, что оно не только относится к социальной единице любого размера в целом, но и к тому, что этнография изображает события, по крайней мере, частично, с точки зрения действующих лиц, участвующих в событиях [8, С. 52]. Академик В.А. Тишков поставил перед этнографами задачу видеть архетипическое и культурно-значимое в окружающем на сегодняшнем мире: «Этнография должна не только искать утраченную норму-традицию и совершать необходимые экскурсы, но и, прежде всего, уметь видеть культурные практики современного общества» [3, С. 226]. Аналогичную проблему высказывает и С.В. Соколовский. По его мнению в условиях полевых этнографических исследований культура понимается исключительно как носитель гердеровского «духа народа». Она подразделяется на «духовную» и «материальную». К первой относятся верования, обычаи, ритуалы, мифология, фольклор, а ко второй хозяйственный уклад, пища, одежда, жилище, транспорт. По сути к «этнической культуре» относят лишь то, что можно называть традицией. Все влияние «цивилизации» не входит в нормативное описание этнической культуры [4].

Перечисленные выше позиции, определяют, что векторы антропологического анализа должны быть применены ко многим сторонам жизни. Один из возможных векторов современной этнографии – это школа. Мировая антропология образования, выделившаяся в самостоятельную субдисциплину в середине XX в. является одной из интенсивно развивающихся отраслей современной науки. Сформировавшиеся научные школы и коллективы по данному направлению работают в США, Великобритании, Японии и ряде других стран. Существуют журналы по данному направлению, такие как Anthropology & Education Quarterly, Ethnography and Education и ряд других изданий.

Между тем такое направление как религия в школе остается представленным в меньшей степени. В крупнейшем периодическом издании, посвященному антропологии образования, в журнале «Anthropology and Education Quarterly» по запросу в системе Web of Science из 1600 работ, только в 9 названии или тексте, в аннотации которых можно найти указание на религию. Актуализации проблемы слабого изучения религии в антропологии образования посвящена работа Т. абу Эль-Хадж. В связи с событиями 11 сентября она призвала ученых не оставаться в стороне [7]. Образовательный процесс скрыт от окружающего мира его практики, а также условия взаимодействия меняются постоянно. Ввиду этого фиксация и культурная рефлексия этого пространства нуждается в постоянном мониторинге не только учеными-педагогами, но и представителями других гуманитарных дисциплин и в первую очередь этнографов.

Под влиянием вышеперечисленных причин является целесообразным выделение проблем, по которым может произойти взаимодействие двух областей: современной антропологии религии и антропологии образования. Ввиду слабой разработанности проблемы является актуальным создание методологического инструментария, который бы обозначил направление для будущих исследований в этой области.

В данной статье последовательно будут перечислены проблемы, которые находятся на стыке антропологии религии и антропологии образования. Каждая из указанных проблем является вектором, по которому отчасти разрабатываются межсубдисциплинарные исследования. Каждая проблема будет, в свою очередь, детализирована и включать себя возможные подэлементы глобальной темы, а также комментарии или примеры исследований, затрагивающие данную проблему.

Проблемы исследования

1. Атеистическая и религиозная социализация детей в школе. Агенты социализации; методы и технологии социализации; условия социализации; история атеистической социализации; секулярная индоктринация как форма социализации; сосуществование различных форм социализации; риски социализации; этика и социализация.

Наверное, воскресные школы – это тот пример, который идеально бы сочетал перечисленные аспекты. Самими участниками образовательного процесса в этих учебных заведениях, а также их организаторами постоянно рефлексируется миссия, роль и предназначение воскресных школ. Структура, программа обучения, уроки могут и должны стать предметом осмысления российских этнографов.

2. Конфессиональная самоидентификация и учебный процесс. Взаимоотношение верующего с противоречащим, или не вполне согласующимся с религиозными взглядами материалом; условия противоречия; оценка акторами проблемы; антирелигиозный дискурс и реакция.

Урок биологии – это один из предметов, где верующий ученик может столкнуться с материалом, противоречащим религиозным взглядам. На поверхность выходит история взаимоотношений теорий креационизма и эволюционизма. Данная проблема актуальна, потому что может стать источником напряжения между сразу несколькими акторами – это религиозные организации, родители и учащиеся. Современная отечественная наука не дает антропологического анализа проблемы, а лишь обозначает ее. В работах посвященных этой проблеме озвучивается дискуссия элит, проводится анализ учебников, а также разбираются частные случаи, связанные с недовольством отдельных верующих [9].

3. Религиозные меньшинства в школе. Конфликт с доминантной культурой; нормы одежды и нормы учебного процесса; социальная стратификация и учебный процесс; культурный разрыв дома и школы.

Современные процессы сталкивают представителей религиозных меньшинств с обществом, чьи культурные установки основаны на других нормах, что может стать источником напряжения. Иллюстрацией здесь могут служить религиозные нормы взаимоотношений с противоположным полом, а также бесконечные споры в науке и СМИ относительно норм одежды [1]. Другой интересный феномен – это культурный разрыв между домашней и школьной средой. Это становится причиной того, что ученик выстраивает две модели поведения, что может отрицательно отразиться на его культурной целостности.

4. Религиозные организации и школа. Взаимодействие религиозных организаций и школы; условия взаимодействия; векторы взаимодействия; отношение религиозных организаций к процессам в образовании.

Перед лицом культурных трансформаций вызванных эпохой потребления и ускоренными развитием коммуникаций религиозные лидеры и образовательные учреждения хотят обеспечить членов общин такими моральными инструментами, которые бы позволили бы существовать в этих условиях, сохраняя при этом сущность религии [6, C. 340]. Какая роль при этом отводится религиозным организациям, их отношение к вопросам связанным с местом религии в школе, отношение ключевых субъектов образования к вопросам взаимодействия с религиозными организациями – поле для антропологов образования.

5. Потребление и воспроизводство религиозных медиа. Интерпретация продуктов религиозных медиа участниками образовательного процесса; влияние продуктов религиозных медиа на этноконфессиональную идентичность.

То как школьник реагирует на религиозные медиапродукты, дает возможность зафиксировать его конфессиональную самоидентификацию. Самыми адекватными исследованиями в этом жанре те, которые посвящены взаимодействию между «текстами» произведенными медиа, с одной стороны, и набору культурно-образных практик потребления и использования, с другой [5, C. 212]. В условиях трансмедийного повествования место данной проблемы в этнографических исследованиях, несомненно будет актуализироваться.

6. Язык. Влияние языка обучения на развитие этноконфессиональной идентичности; связь языковой и религиозной социализации; структура родного языка и ее взаимосвязь с религиозной самоидентификацией.

Религиозные условия также влияют на то, как школьники получают грамотность. Многие школьники сталкиваются за пределами школы, с посторонними или негативными публичными разговорами о своей религиозной идентичности и практике. Исследование М. Амини мусульманской религиозной общины в северной Калифорнии, в которую вошли многие недавние иммигранты из Пакистана, Афганистана, Палестины и Марокко, показало возрождающуюся природу религиозного обучения в этой общине. Ее этнографическое исследование двух исламских школ для детей младшего возраста описало разнообразие лингвистических и культурных практик в исламском сообществе, даже несмотря на то, что реакция американской общественности на события, связанные с 11 сентября, выстроила однобокую структуру, и во многом негативный, публичный имидж того же сообщества. М. Амини описала, как ученики научились использовать почетные обращения на арабском языке, тем самым она проиллюстрировала, как исламские ценности и опыт были объединены с академическими занятиями по изучению языка [5, C. 205].

7. 7. Классовая культура. Связь религиозной самоидентификации с классовой структурой и ее влияние на образование.

В российских условиях в отдельных географических локусах может существовать такая проблема как восприятие этноконфессиональных групп в соответствии с классовыми критериями, что может влиять на самоидентификацию этих групп. В этих же условиях может присутствовать такое явление как навешивание ярлыков по псевдонаучным критериям.

8. Религиозная грамотность. Проблема религиозной грамотности и неграмотности и ее связь с образованием.

Религиозная грамотность может быть источником социальной мобильности в отдельных культурных группах. Однако следует признать, что в секулярном обществе представитель культурной группы может скрывать подобного рода грамотность. Это опять таки связано со стремлением преодолеть культурный разрыв.

9. Прикладная антропология образования и религия. Создание культурно ориентированных моделей обучения и разработки учебных программ.

Культурно-ориентированные модели обучения могут быть реализованы на национальном и субнациональном уровне. Они могут включать в себя, например рецепты по созданию образовательных организаций, учитывающих культурные особенности и устраняющие базовые причины образовательного неравенства. Кроме того задачей прикладной антропологии может стать обеспечение функционирования культурно-ориентированных учебных заведений. Их создание будет основой для понимания взаимоотношений между учителем и учениками, как субъектами образовательного процесса. В этом смысле вполне применима «культурная терапия» педагогического коллектива, направленная на культурную саморефлексию учителя.

Заключение

Указанные выше проблемы и аспекты являются очень широкими мазками, и по сути лишь попытками осмысления масштабного локуса взаимодействия антропологии образования и антропологии религии. Данная работа лишь обозначает контур будущих направлений разработок. Также все указанные направления могут быть соединены в исследовании одной более крупной темы и в свою очередь стать заделом для программы исследования. Например, исследование опыта введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» привело нас к необходимости осмыслить большинство перечисленных выше проблем [2]. Указанные проблемы находятся на стыке значительного количества гуманитарных дисциплин, таких как религиоведение, история, антропология, педагогика, что в свою очередь требует значительной подготовки для ученых.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.