Статья 'Перспективы онлайн-образования в России' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

Prospects of online education in Russia

Makarova Marina Vladimirovna

PhD in Sociology

Docent, Department of Commerce and Trade, Moscow University for Industry and Finance "Synergy"

105318, Russia, g. Moscow, ul. Izmailovskii Val, 2

makarova1382@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2020.2.29088

Received:

26-02-2019


Published:

20-07-2020


Abstract:   The subject of this article is the problems in the export of Russian education, particularly in online education. The author examines the prospects of demand for Russian online education in Russia and abroad. Such problematic questions of online education as its quality and control are raised in the course of this research. Attention is given to the export of education in the Russian Federation, namely online education in universities. The government conducts active import substitution policy since 2014, including in the sphere of education. The prospects of online education in Russia can be reflected in three vectors: 1) development of vocational education; 2) development of higher education; 3) development of business education. The scientific novelty consists in an attempt to answer the following question: is online education as an important element of import substitution policy and advancement of non-resource export is necessary for the government and educational organizations. The provided information testifies to the fact that online education is beneficial for flagman universities, as the grants are allocated to them. At the same time, it is an extremely rare case when nonprofit organizations gain advantage from it. Therefore, the question on the need for advancement of online education remains controversial.  


Keywords:

universities, distance education, additional education, online education, educational platforms., innovations, control, state, Russia, competencies

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

К 2030 году, согласно Инчхонской декларации ЮНЕСКО, странами мира должен быть обеспечен равный доступ к образованию, так как оно содействует взаимопониманию, терпимости, дружбе и миру[1].

Лучше всего этой цели отвечает дистанционное образование. Оно демократично, дешево и способно охватить очень большой объем обучающихся.

Онлайн-образование сейчас – это инструмент получения дополнительных компетенций и переквалификации специалистов. Для образовательных организаций – дополнительный источник дохода и инструмент развития.

Переподготовка специалистов особенно востребована в связи с быстрым устареванием знаний и изменениями на рынке труда, которые требуют от специалистов гибкости и новых компетенций, получить которые в рамках образовательных стандартов недавнего прошлого было нельзя.

Непрерывное образование для представителей многих профессий стало важной потребностью, удовлетворение которой способно принести вузам дополнительный доход.

Важнейшей целью онлайн-образования является качественное и недорогое университетское образование.

Ведущие университеты мира (Гарвард, Стэнфорд, Пристон) начали проводить открытые онлайн курсы несколько лет назад.

В мире широко представлены массовые открытые онлайн-курсы (сокращенно МООК). В 2012 году заработали крупнейшие платформы Coursera, Udacity, FutureLearn, OpenClassrooms, OpenLearning. Coursera предлагает доступ к двум тысячам курсов, а число зарегистрированных пользователей достигает 25 миллионов человек. Половина курсов МООК – это бизнес-практики и технологии.

Существуют бесплатные онлайн-платформы. Крупнейшая некоммерческая платформа edX является площадкой, где публикуют свои бесплатные курсы более 70 организаций и вузов.

На долю МООК-платформы «Открытое образование» в России приходится более 376 курсов.

По данным «Coursera для бизнеса» массовые онлайн-курсы в сфере b2c, приносят платформе более 50% дохода, то есть наибольший доход им приносит бизнес, data science и программирование. В «Coursera для бизнеса» еще один источник дохода – магистерские программы, их доля около 10%.

Одно из преимуществ онлайн-образования — демократизация учебного процесса, так каконлайн-обучение позволяет устранить географические, физические, финансовые барьеры. Онлайн-обучение в разы дешевле классического аналога или не стоит вообще ничего. Одновременно расширяются и возможности вузов, получающих доступ к тем студентам, которые не могут присутствовать на занятиях лично.

Со стороны онлайн-образования можно отнести возможность образовательным организациям заявить о себе, повысить узнаваемость организаций и поднять на новый уровень качество дополнительных программ и программ переподготовки специалистов.

Современное онлайн-обучение задействует интерактивные видео, геймификацию, приложения, объяснение материала в формате сценариев, историй. Английский язык по-прежнему является доминирующим языком онлайн-курсов. Иностранным студентам может быть сложно участвовать в дискуссиях, задавать вопросы и понимать специфические требования, связанные с заданиями и их оценкой.

Основная часть.

Онлайн - образование в Российской Федерации.

Онлайн-образование в России является частью программы по наращиванию несырьевого экспорта.[2] В данном исследовании автор приводит динамику данных за 2016-2018 годы, используя преимущественно официальные данные либо Правительства Российской Федерации, иных органов исполнительной власти.

Проблемы онлайн - образования для школьников, студентов вузов, колледжей освещались в работах различных ученых. Бичеев М.А. и Доронина И.В. рассматривали особенности получения скиллов [3], Л. Костюк, И.С. Левин и др. рассмотрели технологии, предложили новые решения на основе применения смешанных диагностических тестов [2], А.Б. Бизунков , Г.И. Пиловец [4] рассматривали экспорт образования на примере республики Беларусь. Постоянно ведутся дискуссии о контроле качества образования, о преимуществах и недостатках онлайн-образования.

В рамках экспорта образования с 2016 года реализуется программа «Глобальное образование». По итогам конкурса отбираются российские граждане для получение гранта на бесплатное обучение по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры в ведущих зарубежных университетах(32 страны). В рамках указанной программы людям, самостоятельно поступивших в иностранные вузы, предоставляются меры социальной поддержки, в частности, компенсируются расходы на проживание, на проезд. Лица, получившие дипломы, обязаны отработать в компаниях-работодателях. На сегодняшний момент, на март 2019 года число участников этой программы заявлено как 718 человек. Обучаемый обязан возвратиться в Россию и отработать не менее трех лет.

В качестве количественных показателей экспорта образования, можно привести и число студентов-иностранцев в нашей стране.[5]

Таблица 1.

Численность студентов-иностранцев, обучающихся по программам высшего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования Российской Федерации

( на начало учебного года).

2015 год

2016 год

2017 год

Численность студентов-иностранцев, всего, человек

195551

207356

220000

Удельный вес студентов-иностранцев в общей численности студентов, %

4,8

5,3

5,0005

Существует также приоритетный проект «Экспорт образования», он реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года включительно.

Цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг. Как следствие, государство ожидает увеличение объема несырьевого экспорта страны.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. С 2021 года эта модель будет внедрена во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, развивать онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек.

Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, ориентируются на 373 млрд рублей в 2025 году.

Объем средств, выделенных государством на обучение иностранных слушателей, планируется увеличивать из года в год (см. рис.1).

Рис. 1. Планируемые показатели в рамках приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»

Источник: Сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/docs/34496/

Ожидается, что отдача от потраченных средств будет вдвое больше.

Как одно из направлений данного проекта, оказывается поддержка опорным вузам. И как результат можно отметить попадание университетов в международные рейтинги. Начиная с 2016 года, российские университеты, которым была оказана государственная поддержка (21 образовательное учреждение), были представлены в ведущих мировых рейтингах (The World University Rankings (THE), QS World University Rankings (QS)).

Представленный ниже график показывает те направления подготовки, которые выбрали абитуриенты при поступлении в 2017 году. Данные цифры совпадают с запросами работодателей. [6]

Рис. 2. Востребованные направления подготовки на 2016-2017 учебный год.

Источник: Сайт РБК [7]

Всего 46,7% абитуриентов выбрало инженерные направления подготовки и специальности, 9,2% – педагогические, 8,4 % – медицинские.

Собственно, онлайн – курсы для студентов, наверное должны быть представлены в похожей пропорции.

В итоге за 2016-2018 годы было выделено 27 млрд. рублей из федерального бюджета на государственную поддержку вузов, отобранных по результатам конкурса. Увеличивается количество вузов, которым оказывается такая поддержка. В 2017 и 2018 годах номинальные затраты на государственную поддержку вузов растут.

Таблица 2.

Средства на поддержку опорным вузам в 2016 году

Размер средств из федерального бюджета

Размер средств из региональных бюджетов

Количество вузов

Средства на формирование опорных университетов

1250 млн.рублей

230 млн. рублей

21

Таблица 3.

Средства на поддержку опорным вузам в 2017 году

Размер средств из федерального бюджета

Количество вузов

Средства на формирование опорных университетов

3 млрд. рублей

22

Таблица 4.

Средства на поддержку опорным вузам в 2018 году

Размер средств из федерального бюджета

Количество вузов

Средства на формирование опорных университетов

13 млрд. рублей

51

Таблица 5.

Предметные рейтинги QS by Subject образовательных организаций высшего образования

Университет

Предметная область

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

«Физика и астрономия»

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Философия», «Экономика и эконометрия»,

Казанский (Приволжский) федеральный университет

«Лингвистика»

Московский физико-технический институт (государственный университет)

«Физика и астрономия»).

В Российской Федерации в рамках экспорта образования реализуется госпрограмма Современная цифровая образовательная среда в РФ (сокращенно «СЦОС»). За 2013–2020 годы планируется потратить 3786,5 млрд рублей, в том числе в 2017 году – 447,8 млрд рублей, в 2018 году – 456,7 млрд рублей, в 2019 году – 458,9 млрд рублей, в 2020 году – 644,3 млрд рублей.[8,9,10]

Таблица 6.

Распределение средств на проект «Современная цифровая образовательная среда»

Наименование вуза

Цели

Объем выданных грантов, млн. рублей

Томский Государственный Университет, Поволжский Государственный Технологический университет, Московский Государственный Университет, Южный Федеральный Университет, Дальневосточный Федеральный Университет, Сибирский Федеральный Университет, Тульский государственный университет, Балтийский Федеральный Университет, Тюменский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Создание региональных центров повышения квалификации в области онлайн-обучения

220

Уральский Федеральный университет

1. Разработка и тестирование системы оценки качества онлайн-курсов

2. Разработка онлайн-курсов и симуляторов по использованию онлайн курсов

90

15

Высшая Школа Экономики

Разработка и внедрение методики психометрической аналитики онлайн-курсов

30

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

Разработка системы единого окна

175

Московский Физико-Технический Институт (национальный исследовательский университет)

Разработка онлайн-курсов и симуляторов по созданию онлайн-курсов.

15

Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы

Разработка онлайн-курсов и симуляторов по экспертизе онлайн-курсов

15

Данные таблицы говорят о том, что государство выделяется средства на создание, разработку, экспертизу онлайн-курсов. Гранты от государства направлены на создание системы оценки качества курсов онлайн, создание системы повышения квалификации преподавателей . [11]

Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (в 2017 году – 400 млн рублей и по 300 млн рублей – в 2018 и 2019 годах).[12,13]

К самым известным образовательным интернет-платформам в России относят:

1. Платформа «Открытое образование» (представлены курсы от ведущих вузов страны, например Московского Государственного Университета, Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики и пр.).

2. Платформа "Универсариум".

3. Платформа "Лекториум".

За 2018 год предполагалось, что не менее 1525,5 тыс. человек пройдет онлайн обучение (в том числе учащихся общеобразовательных организаций − 600 тыс. человек, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования − 920 тыс. человек, обучающихся в онлайн-школе на русском языке − 5,5 тыс. человек). [14,15,16]

Таким образом, на основании приведенных данных можно сформулировать перспективы онлайн-образования в России:

1. Освоены крупными игроками на рынке образования перспективные сегменты, такие как дополнительное среднее образование, языки.

2. Возможно успешное развитие получит корпоративное обучение. В России онлайн пока только начал проникать в эту нишу.

3. В ближайшем будущем онлайн будет являться одним из основных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность в области экспорта образовательных услуг.

1. По мнению автора, в России экспорт образования, в том числе онлайн-образования, нацелен, прежде всего, на получение дохода вузами (стратегия получения дохода), стратегию расширения возможностей, в том числе развития человеческого капитала (студентов и преподавателей).

2. Предполагается, что значительно увеличиться количество иностранных студентов, то образовательные программы будут дублироваться на английском языке для обучения иностранных студентов.

3. Педагогические работники образовательных организаций должны преодолевать языковые барьеры и осваивать различные уровни иностранных языков, при этом разработка онлайн курсов является творческим и увлекательным процессом.

4. Наблюдается динамика только у крупных вузов, выигрывающих гранты на развитие онлайн-образования.

5. Только единичные примеры онлайн-стартапов достигают монетизации в России.

Российская Федерация находится в начале пути освоения рынка онлайн-образования.

References
1. Inchkhonskaya deklaratsiya i TsUR 4 – Obrazovanie-2030: Ramochnaya programma deistvii Zayavleniya rukovoditelei organizatsii – souchreditelei VFO-2015 [Elektronnyi resurs] URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245656_rus (Data obrashcheniya 10.02.2019).
2. Kostyuk Yu.L., Levin I.S., Fuks A.L., Fuks I.L., Yankovskaya A.E. Massovye otkrytye onlain kursy – sovremennaya kontseptsiya v obrazovanii i obuchenii/Kostyuk Yu.L. i dr.// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Upravlenie, vychislitel'naya tekhnika i informatika. − 2014−№ 1 (26)− S.89-98.
3. Bicheev M. A., Doronina I. V. Skill-obuchenie v rezhime onlain: novyi vyzov professional'nomu obrazovaniyu v Rossii./Bicheev M.A., Doronina I.V.// Filosofiya obrazovaniya. − 2012 − №6 (45)− S. 258-262/
4. Bizunkov A.B., Pilovets G.I. Eksport obrazovatel'nykh uslug i kontrol' kachestva obrazovaniya. // Materialy respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letiyu kafedry geografii VGU imeni P.M. Masherova (Vitebsk, 27 noyabrya 2015 g.). – Vitebsk, 2015.− S.125-128.
5. Obrazovanie v tsifrakh. Elektronnyi resurs https://www.hse.ru/data/2017/11/24/1160886583/OC%202017.PDF(data obrashcheniya 09.03.2019)
6. Minobrnauki nazvalo samye populyarnye spetsial'nosti 2017 goda [Elektronnyi resurs] URL https://www.rbc.ru/society/31/08/2017/59a8273f9a79470d1ddc5197(data obrashcheniya 09.03.2019)
7. Mintrud nazval samye vostrebovannye v 2018 godu professii [Elektronnyi resurs] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c46c3159a7947f6a4061b54https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c46c3159a7947f6a4061b54
8. Vasyutchenko I. N. Strategicheskie napravleniya diversifikatsii eksporta Rossii v usloviyakh importozameshcheniya / I. N. Vasyutchenko // Vestnik AGTU. – 2016. – № 4. – S. 65–72.
9. Larionova M. V. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v stranakh OESR / M. V. Larionova, E. M. Gorbunova // Byulleten' «Novosti OESR : obrazovanie, nauka, novaya ekonomika», TsENTR OESR – VShE. – [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa: http://www.oecdcentre.hse.ru/bulletin.html (data obrashcheniya 01.02.2019)
10. Klyachko T. L. Eksport vysshego obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy v mire i Rossii / T. L. Klyachko, G. A. Krasnova // Ekonomika obrazovaniya. – 2015. – T. 1, № 2. – S. 102–108.
11. Eksport rossiiskikh obrazovatel'nykh uslug: statisticheskii sbornik / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii. – M. : Tsentr sotsiologicheskikh issledovanii, 2017. – Vyp. 7. – 496 s. [Elektronnyi resurs]URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Arefiev_SB_7_Page_001_496_El_Book_22_11_17.pdf
12. Eksport rossiiskikh obrazovatel'nykh uslug: statisticheskii sbornik / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii. – M. : Tsentr sotsiologicheskikh issledovanii, 2016. – Vyp. 6. – 408 s. http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=455
13. O prioritetnom proekte «Eksport obrazovaniya» spravka Pravitel'stva RF (Moskva, 2017). [Elektronnyi resurs] URL: http://m.government.ru/info/27864/ (data obrashcheniya 20.02.2019).
14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 iyunya 2017 g. № 723 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya grantov v forme subsidii iz federal'nogo byudzheta federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym organizatsiyam vysshego obrazovaniya (V redaktsii Postanovleniya Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.08.2018 g. N 942)
15. Osnovnye rezul'taty raboty Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii v 2016 godu 19 aprelya 2017. Rabota Pravitel'stva: fakty i tsifry. [Elektronnyi resurs] URL: http://government.ru/dep_news/27332/ (data obrashcheniya 20.02.2019) 16 . Opornye vuzy ishchut podderzhki. [Tekst] // «Kommersant''» − № 75 − 2017 − S. 5 [Elektronnyi resurs] https://www.kommersant.ru/doc/3283597 (data obrashcheniya 20.02.2019)
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.