Статья 'Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

Education is the key factor of innovation and sustainable development

Kirko Vladimir Igorevich

Doctor of Physics and Mathematics

Professor, the department of Economics and Management, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev; Professor, Siberian Federal University

660049, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, ul. Ady Lebedevoi, 89

director.nifti@mail.ru
Kononova Elena Sergeevna

PhD in Economics

Deputy Prorector of Educational Activities, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

660037, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, prospekt imeni gazety, 31

elkask@rambler.ru

DOI:

10.25136/2409-8736.2019.1.28894

Received:

06-02-2019


Published:

01-04-2019


Abstract: This article examines the questions of ensuring sustainable development of socioeconomic systems through combining such factors of sustainable development as science, education and culture. The maintenance of sustainable development of socioeconomic systems alongside creation of conditions for wellbeing of the population is inseparably associated with establishment of the development pattern oriented towards the growth of financial and economic indicators, as well as the achievement of high living standards of citizens. The authors demonstrate a chain of elements ensuring sustainable development of noosphere, examines the evolution of accumulation of knowledge that leads to human capital gains. The article substantiates the key role of the modern education system in maintenance of innovation development, and suggests the mechanism for creation and distribution of structural and educational innovations. The conclusion is made that in order to ensure correspondence of the Russian education system to the requirements of the sixths technological paradigm, it is necessary to conduct significant changes in approaches towards the educational process. The authors determine the following key directions of reforms in the modern Russian education system, which are capable of creating a new vector of the development of education systems in Russia: 1) establishment of the system of continuous education that substantially rather than formally ensures the concepts of “education throughout lifetime”; 2) revival and advancement of the system of integrative learning to ensure partnership of universities with businesses and society; 3) formation of the system of global access to the top educational resources, incorporation of formal and informal education.


Keywords:

noosphere, socio-economic development, sustainable development, technological order, human capital, knowledge, education, understanding, competences, technology

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Обеспечение стабильного развития социально-экономических систем и создание условий для благополучия населения неразрывно связано с формированием модели развития, ориентированной не только на рост финансово-экономических показателей, но и достижение высоких стандартов жизни отдельного человека, а также эффективное использование всех видов ресурсов. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса трансформации мировоззрения в области природопользования и воздействия на окружающую среду. Практически до конца XX столетия щедрое распространение имели представления о покорении природы, проникновении в глубины океана и даже о переселении на другие планеты. Как пишет в своей монографии «Судьба Цивилизации. Путь Разума» Н.Н. Моисеев: «Мир принадлежит человеку, все, что вокруг нас, существует для нас - вот такая аксиома нам досталась от наших далеких предков и укрепилась в сознании современного человека. И чем мощнее техника, чем совершеннее наука, тем прочнее в сознании людей укрепляется мысль о своем беспредельном могуществе» [1]. Однако состояние окружающей среды, нарастающий и зачастую необратимый урон, наносимый окружающей среде развитием промышленности, постоянный рост социального расслоения общества, крайне низкий уровень жизни существенной части населения планеты, низкая доступность достижений здравоохранения и образования для отдельных групп и даже целых народов, снижение общего уровня культуры населения, говорят нам о том, что дальнейшее развитие мира без глобального изменения подхода к данному процессу ставит под угрозу существование человеческого общества.

Осмыслению нарастающих угроз в немалой степени способствовала работа Римского клуба – неправительственной международной организации, объединившей около ста ученых, представителей политических и деловых кругов из различных стран мира. Основанная в 1968 г. итальянским общественным деятелем Аурелио Печчеи, эта организация ставила своей целью углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции и способствовать привлечению внимания мировой общественности к нарастающему обострению глобальных проблем.

Следует отметить, что при поддержке Римского клуба был проведен целый ряд исследований комплексного характера по проблемам развития: «Пределы роста» («The limits to growth», 1972, под рук. Д. Медоуза (США), на основе концепции, изложенной в книге Дж. Форрестера (США) «Мировая динамика» («World Dynamics»), 1971, рус. перевод 1978); «Человечество на поворотном пункте» («Mankind on the turning point»), 1974, под рук. М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ); «Пересмотр международного порядка» («Renewing of the international order»), 1974, под рук. Я. Тинберга (Нидерланды); «Цели человечества» («Goals for mankind»), 1977, под рук. Э. Ласло (США); «За пределами века расточительства» («Beyond the age of of waste»), 1978, под рук. Д. Гэбора (Великобритания) и У. Коломбо (Италия); «Нет пределов обучению: сужение разрыва в уровне образования людей» («No limits to learning: bridging the human gap»), 1979, под рук. М. Малицы (Румыния), Дж. Боткина (США) и М. Аль-Маджары (Марокко); «Диалог о богатстве и благосостоянии» («Dialogue on welth and welfare: an alternative view of world capital formation»), 1980, под рук. О. Джарини (Италия); «Путеводители в будущее: к более эффективным обществам» («Road maps to the future – towards more effective societies»), 1981, под рук. Б. Гаврилицына (США) и др. [2].

Одним из путей решения вышеуказанных проблем, предложенным мировому сообществу Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию, стала концепция, оригинальное наименование которой звучит как «sustainable development», в России данный термин известен как «устойчивое развитие». Данная концепция раскрывает экологические, экономические, философские и другие аспекты возможного развития человечества.

Проблема устойчивого развития впервые была сформулирована в Концепции устойчивого развития, основные тезисы которой были представлены в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Г. Х. Брундтданд, изданном в 1987 [3]. Одним из первых определений устойчивого развития стало следующее: «Развитие, которое отвечает потребностям настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [4].

Значительный вклад в теорию устойчивого развития внесли работы Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Пестеля Э., Печчеи А., Рандерса Й., Тинбергена Я., Форрестера Дж., П.Я. Бакланова, Б.Е. Большакова, И.П. Глазыриной, В.И. Данилова-Данильяна, О.К. Дрейера, М.Ч. Залиханова, К.Я. Кондратьева, В.А. Коптюга, В.К. Левашова, К.С. Лосева, В.А. Лося, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула, М.М. Циканова и др.

Как считают D.J. Nelson и F. Kongoli [5, 6] устойчивое развитие возможно при условии обеспечения тесной взаимосвязи следующих факторов: охрана окружающей среды, экономическое развитие, социальное развитие. Последнее предполагает: эксплуатацию природных ресурсов, ориентацию на технологическое развитие и институциональные изменения, а также на инвестиционный климат. Таким образом, можно назвать три «таблетки» для устойчивого развития в комбинации:

1. Наука, технология и промышленная практика;

2. Политика и социальная основа;

3. Образование, гражданское общество и культура.

На рис. 1 приведена цепочка элементов, обеспечивающая устойчивое развитие ноосферы и, как следствие, устойчивое развитие человечества. В соответствии с определением, которое в конечном итоге дано на основе работ В.И. Вернадского «Ноосфе́ра - это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера»[7])».

На первом шаге человечество познает своими органами чувств с использованием различных методов и инструментов (камня и палки в каменном веке, сложнейших приборов и методов - в 21 веке) различные области ноосферы - геосферу, атмосферу, флору, фауну, космос и т.д.

Рис. 1 Цепочка элементов, обеспечивающая устойчивое развитие ноосферы

Происходит накопление фактов, опыта, приобретение навыков и рефлексов у живых организмов, в том числе и у человека. Основной результат данного этапа познания - это формирование представления о «действительности, проверенной практикой, её верное отражение в сознании человека»[9]. Именно факты, опыт, приобретенные навыки, умения и рефлексы являются фундаментом формирования цепочки устойчивого развития общества и ноосферы в целом.

В результате анализа и систематизации результатов познавательной деятельности человека формируется знание [10], которое отражает в сознании человека внутренний и внешний мир в виде теорий, закономерностей, взаимосвязей, свойств материи и т.д.

Прямым следствием знаний является создание технологий и банка осознанной человеческим сознанием и проверенной информации. Банк информации в ноосфере не является исключительно продуктом человека, т.к. в процессе эволюции так или иначе информация передается, например генетическим путем, из поколения к последующему поколению всего живого мира, позволяя ему адаптироваться к внешней среде и эволюционировать. Причем для эволюции каждое поколение должно передавать больше информации последующему (например: генетической, умений и навыков, в том числе приобретенных в течение собственного жизненного цикла и др.)

Анализ, обработка и систематизация познавательной деятельности, создание технологий, средств производства и познания (исследований) — продукт человеческой деятельности. В результате формируется банк информации, полученный в результате познавательной деятельности человека, главной задачей которого, является повышение человеческого капитала и в конечном итоге - качества жизни. Здесь авторы прибегнули к термину «банк информации». Дело в том, что вся информация, полученная в результате познания человеком или им произведенная (например, произведения искусства), ее анализа и обработки заключена в тех или иных носителях — бумажных, электронных и т. д. может быть измерена путем использования двоичного кода в битах или байтах. В этой связи мы должны быть глубоко благодарны Г. Лейбницу, который в 1666 году изобрел двоичный код. Не может быть измерен объем информации, хранящийся в мозгу человека (пока). Информация, хранящаяся в его генетическом коде, скорее всего вскоре будет получена.

Здесь необходимо отметить, что скорость роста объема интеллектуальной информации возрастает не только за счет познавательной деятельности человека, мозговой обработке результатов, но и за счет средств, ускоряющих обработку (например: вычислительные машины и программное обеспечение для них, искусственный интеллект и т.д.). По-видимому, скорость роста объема знаний, технологий и информации коррелируют между собой и имеют экспоненциальную временную зависимость, что, как предсказывают [11, 12], приведет в будущем к технологической и биологической сингулярности (при условии, что человечество не уничтожит себя само).

Качественная и обобщенная диаграмма скорости накопления объема знаний, информации, объема накопленных технологий от времени представлена на Рис.2.

Ось N

Ось t

Рис.2 Диаграмма скорости накопления объема знаний, информации, технологий от времени

где N - объем знаний, информации и технологий, накопленных человечеством, t-время. Стрелки обозначают время, когда совершаются эпохальные открытия (новые элементы таблицы Менделеева) или изобретения (паровой двигатель или компьютер), формирующие новые лидирующие отрасли.

Как видно из рисунка, диаграмма имеет ряд особенностей:

1 - изменение скорости накопления знаний и информации со временем происходит скачкообразно (хотя, как это будет показано ниже, эти области по времени могут перекрывать друг друга). Последнее, как правило, происходит в результате новых открытий (материалов, явлений, изобретений и т.д.) На их основе создается сонм доминирующих технологий, которые скачкообразно ускоряют процесс познания, обработки и накопления информации.

2. - сокращение времени накопления информации до следующего скачка изменения скорости за счет ускорения ее получения и обработки, а также за счет увеличения объема памяти ее сохранения (закон Г. Мура [13]).

Динамику скачков накопления объема знаний, информации, технологий от времени можно продемонстрировать на примере открытия новых элементов таблицы Менделеева и новых материалов.

Область 1 (Рис.2) — каменный век (2.5 млн.лет - 2.2 тыс.лет до н.э.) [13];

Основные материалы: камень, кости, дерево, шкура, вода и т.д.

Технологии и отрасли: механическая обработка для производства оружия и орудий труда, охота, рыболовство, начало сельского хозяйства и искусства, строительство, религия, кулинария, торговля и т.д.

Область 2 — бронзовый век (4 — 1,2 тыс.лет до н.э.) [14, 15];

Основные материалы: медь, мышьяк, бронза, стекло, цинк, свинец, олово и др. материалы из каменного века.

Технологии и отрасли: революция в цветной металлургии (использование сплавов для производства оружия, посуды, украшений и др.), в сельском хозяйстве (плуг, животноводство), оружие (меч, колесница). Продолжилось дальнейшее развитие отраслей каменного века, только с использованием других методов и инструментов, позволяющих существенно увеличить производительность труда.

Область 3-железный век (1200 г. до н.э. до 340 г. н. э. (по официальной версии) [16].

В основу названия железный век было положено название одноименного элемента таблицы Менделеева. Железо было известно и в бронзовый век, но из-за его редкости (метеоритное железо) и из-за его малой твердости в чистом состоянии (110 кг/мм2- электролитическое железо), которая практически в 2 раза меньше твердости бронзы (550 кг/мм2), а также того, что температура плавления железа выше температуры плавления меди, его использование было дорогим и не практичным.

Первыми, кто начал освоение использования железа, были хетты (1800 г. до н.э.). Это они положили начало производству стали. По мнению автора, железный век с точки зрения открытия новых материалов продолжался до середины 19 века, а производство чугуна и стали являлись доминирующей отраслью и являлись локомотивом сопутствующих отраслей. Открытие железа и технологии производства стали предвосхитило развитие многих отраслей промышленности вплоть до середины 19 века н.э. Человечеству крайне повезло в том, что железо при температуре 910°С имеет фазовый ɑ-ɣ переход, когда объем элементарной ячейки кристаллической решетки скачкообразно возрастает. В этом случае углерод из практически нерастворимого состояния в ɑ-фазе (0,2%) становится растворимым в ɣ-фазе (2,14% при 1159°С [17]). При температуре выше 910°С можно насытить кристаллическую решетку углеродом и/или другими элементами. После быстрого охлаждения в масле или в воде кристаллическая решетка переходит в псевдо-исходное состояние, углерод не успевает выйти и зажимается в искаженной кристаллической структуре. В этом и состоит процесс закалки стали, приводящий к ее упрочнению. Если бы ɑ-ɣ-ɑ перехода в железе не было бы, то человечество скорее всего и осталось бы в бронзовом веке. Именно благодаря открытию жаропрочных и износостойких сталей стало возможным создание парового двигателя. После открытия высокопрочных сталей стало возможным изобретение ткацкого станка. Технологии и отрасли условного «железного века»: судостроительная, железнодорожная, горно-добывающая, металлургическая, машиностроение и т.д. Продолжали развиваться отрасли, возникшие в предыдущие периоды, такие, как оружейная (ружья, пушки), строительная (подъемные механизмы), сельскохозяйственная (трактор на паровом двигателе), текстильная (ткацкий станок с водяным колесом) и т. д.

Именно в конце этого периода начались 1-я (1772 год) и 2-я промышленные революции(1875 год) по версии [18], а также 1-3-й технологические уклады по версии [19]. В этот период была открыта (1700-1840 г.) основная часть элементов Таблицы Менделеева. В период времени с 1669 года (открытие фосфора) по 1840 год было открыто 34 элемента. В следующий период с 1840 по 1890 года уже 10, а с 1890 года по 1940 год только 3.

Открытие целлулоида положило основу стремительного роста технологий органической химии, в том числе нефтехимии.

Область 3 (Рис.2) — век алюминия (1854 год, А.Э.Сент-Клер Девиль), кремния (1811 год, Жозеф Луи Гей-Люссак и Луи Жак Тенар), целлулоида (1855 год, А. Паркс) и урана (1789 год, М. Клапрот).

Открытие этих элементов предопределило интенсивное развитие отраслей промышленности в 20 веке, таких как авиационная, автомобильная, атомная, химическая (в том числе нефтехимическая), электронная и т. д. В этот период практически закончилось открытие новых элементов Таблицы Менделеева. Эта область перекрывает период времени 4го технологического уклада по С.Ю. Глазьеву.

Область 4 (Рис.2) необходимо обозначить отдельно т.к. в этот период кремний играет особую роль, отличную от роли предыдущего периода.

Второго элемента со свойствами кремния в природе не существует. Кремний является основой элементной базы современной электроники. В этом случае человечеству опять повезло, также как и с железом. Не было бы кремния, то вряд ли мы имели бы компьютеры, современные гаджеты, роботы. Не имели бы современных методов управления, информатизации и обработки массивов данных и т. д.

Начало этой области - 1954 год, когда американская компания Texas Instruments выпустила первый кремниевый транзистор. В 1959 году Жан Эрни создал планарный кремниевый транзистор, на базе, которого стало возможным создание интегральных схем [20]. Последнее послужило интенсивному развитию компьютеров, IT-технологий и т.д. Этот этап мы наблюдаем сейчас и, по-видимому, он продолжится до тех пор, пока не будет достигнут предел возможного размещения количества микротранзисторов на 1 см2 интегральной микросхемы. Этот период может перекрыть область 5 и подойти к области 6.

Область 5 (Рис.2) — век наноматериалов и нанотехнологий. Наноалмазы (1962 г. К. В. Волков, В. В. Даниленко и В. И. Елина [21]). Фулерен С60 ( Х. Крото, Р. Смолли, Р. Керл, Нобелевские лауреаты 1996 г.), Графен (2004. А. Гейм, К. Новоселов, Нобелевские лауреаты 2010 г.), Нанотрубки [22] и т. д.

Рынок наноматериалов в настоящее время экспоненциально растет и по прогнозам [23] составит в 2020 году 1,5 трлн $ USD, что практически сравнимо с рынком информационно-коммуникационных технологий. Количество рабочих мест в наноиндустрии предположительно в 2014 году достигло 10 млн. человек [24].

Область 6 (Рис.2 ) - это век нейроматериалов, когнитивных технологий, генной инженерии и т.д. [25, 26]. Соответствует 6му технологическому укладу по С.И. Глазьеву. Появление его тесно связано с двумя предыдущими областями т. к. именно в предыдущих временных областях разработаны совершенная техника, позволяющая исследовать микромир, а также быстродействующие суперкомпьютеры, позволяющие моделировать структуру сложных молекулярных объектов.

Интерес к этим материалам связан не только с революцией в области медицины (клеточные технологии, стволовые клетки, генная инженерия и т.д. [27], но и, как предсказывают футурологи, с дальнейшей революцией в IT – технологиях, создание искусственного интеллекта [28]. Нейроматериалы могут заменить кремний в устройствах накопления памяти и создания сверхбыстродействующих нейрокомпъютеров. Существенный вклад в начале этого периода (6го технологического уклада) внесли Нобелевские лауреаты 2016 года по химии Жан-Пьер Соваж, С.Ж.Стоддарт и Б. Ферринг — специалисты в области супрамолекулярной химии, стереохимии и молекулярной нанотехнологии [29].

Достигнув области 5 или 6 го технологического уклада, человечество использует все те же элементы Таблицы Менделеева и материалы, которые были открыты в предыдущие периоды. Изменились только способы их обработки и применение. Можно говорить о том, что фактически мы продолжаем жить и в каменном, и в бронзовом, и железном веках.

Представленная на Рис. 2 диаграмма скорости накопления объема знаний, информации, технологий, накопленных человечеством, от времени в какой-то степени коррелирует с представлениями С.Ю. Глазьева [30] о технологических укладах и Л.И. Гринина о революциях (аграрной, промышленной и кибернетической). Последние формируются на основе смены форм деятельности человека и выделяются из четырех принципов производства: 1. Охотничье-собирательный, 2 .Аграрно – ремесленный, 3. Промышленно-торговый и 4. Научно-информационный [31]. Однако только С.Ю Глазьев отметил влияние новых материалов на формирование 5го технологического уклада.

Следует отметить, что для достижения 5 или 6го технологического уклада необходима не только устойчивость развития, но и его инновационность. В данном случае под инновационным развитием, по нашему мнению, следует понимать тип развития, основанный на принципах преобразования знаний и технологий в прирост человеческого капитала.

Для того, чтобы накопленные знания, технологии увеличивали человеческий капитал необходимо образование. Образование по Р. Куртцвейлу [28] — это передача информации, формирование образов реального мира, а также формирование мнений и убеждений [32]. Именно это позволяет при общении друг с другом представить себе объект и предмет обсуждения. Фантастам, футурологам, писателям, изобретателям и вообще творческим людям и т.д. представлять и изобретать образы даже не существующие в реальности. Разные люди формируют образы с помощью всех органов чувств (иногда доминирующих): музыкант – с помощью доминирующего слуха, художник – зрения, слепой – осязания.

Способность формирования образов присуща не только человеку, но и животным и даже птицам. Отличие — это глубина представления образов во времени и пространстве. Например: сорока формирует образ человека с ружьем и, сопоставляя его с реальностью, принимает решение улетать. Вожак волчьей стаи может планировать на охоте 8-миходовую операцию, т. е. формировать соответствующее количество образов в пространстве и времени, а также сопоставлять их с реальностью и принимать решение.

Отличительное свойство человеческого мозга - возможность формирования и восприятия образов, которые сформировались в результате полученного образования, самостоятельного познания окружающего мира (первопроходцы в открытии законов, явлений, объектов живой и не живой природы) и т.д.

Последовательное и разветвленное формирование образов, представлений и убеждений, которые впоследствии сопоставляются с реальным миром и закрепляются в человеческом капитале.

Человеческий капитал, как показано на Рис.1, необходим для воздействия с целью совершенствования на 4 основные среды, обеспечивающие улучшение качества жизни человека и в конечном итоге — гарантирует устойчивое развитие общества. Это окружающая, технологическая, социальная и управленческая среды [30].

В схеме, приведенной на Рис.1 образование — ключевой элемент. Его отсутствие или ограничение приводит к разрыву всей цепочки этапов, ведущей к совершенствованию качества жизни, а также к устойчивому развитию общества и ноосферы в целом.

Для того, чтобы обеспечить соответствие системы российского образования требованиям 6го технологического уклада, необходимы серьезные преобразования и изменение самих подходов к образовательному процессу.

По мнению авторов, можно выделить следующие ключевые направления преобразований современной российской системы образования, способные задать новый вектор развития образовательных систем России:

1) создание системы непрерывного образования, которая реально, а не формально обеспечивает концепцию «образование на протяжении всей жизни», модернизация системы дополнительного образования [33];

2) возрождение и развитие системы интегрированного обучения, обеспечивающей партнерство университетов с бизнесом и обществом;

3) формирование системы глобального доступа к лучшим образовательным ресурсам, объединение формального и информального образования в целях индивидуализации образовательных маршрутов обучающихся, снижение уровня формализации образовательного процесса [34-37].

Инновационный вектор развития экономики России обуславливает необходимость создания системы непрерывного образования, которая смогла бы обеспечить переход к новому устойчивому типу социально-экономического развития [33, 38]

Устойчивое социально-экономическое развитие, основанное на принципах инновационности, невозможно без формирования высокоэффективной системы образования, позволяющей формировать новые компетенции и развивать уже имеющиеся на протяжении всей жизни человека. Формирование основы создания и распространения структурных и образовательных инноваций, применяемых в процессе формирования профессиональных и так называемых метапредметных компетенций, требует системной модернизации дополнительного образования, включающей создание инновационной образовательной среды, сетевое взаимодействие, формирование сетевых научно-образовательных комплексов, персонификацию образовательного процесса на основе единства и преемственности формального, неформального и информального образования, интерактивные образовательные среды и платформы, новые технологии и методы преподавания, новые формы организации образовательного процесса, обеспечивающие доступность и высокое качество образовательной услуги. Т.о., дополнительное образование должно стать полноценным элементом системы высшего образования.

Инновационное развитие государства невозможно без высокоэффективной системы инженерно-технической подготовки. Модернизация образования в соответствии с потребностями высокотехнологичных отраслей промышленности определена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, государственной программой «Развития образования на 2013-2020 годы». Интегрированное обучение – один из путей, позволяющих обеспечить высокое качество подготовки инженерно-технических кадров, и это показывает как опыт прошлых лет, так и современные попытки возродить данную систему в вузах России. Однако в настоящее время процесс взаимодействия вузов с профильными предприятиями сопряжен с колоссальными процедурными сложностями, часто носит формальный характер и не отвечает реальным потребностям современной экономики. Необходимо модернизировать процесс взаимодействия образовательных организаций, бизнеса и общества таким образом, чтобы все участники процесса были замотивированы на сотрудничество, не сталкивались в процессе взаимодействия с необходимостью подготовки огромного количества формальных документов, имели возможность максимально просто «встроить» практическую подготовку в образовательный процесс. Необходимо также и модернизировать систему подготовки научно-педагогических кадров, осуществляющих обучение будущих высококвалифицированных инженеров. Оптимальная структура профессорско-преподавательского состава, реализующего программы подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей, должна включать как ведущих ученых-теоретиков, так и преподавателей-практиков.

Обеспечение доступа к лучшим глобальным образовательным ресурсам, объединение формального и неформального образования позволит сформировать систему подготовки высококвалифицированных выпускников, обладающих не только профессиональными компетенциями, сформированными на основе сложившихся научных и образовательных достижений и традиций определенного вуза, но и профессиональными и метапредметными компетенциями, сформированными на основе передового мирового опыта. Для этого должна быть создана эффективная система учета использования дополнительных образовательных ресурсов в образовании, созданы процедуры, позволяющие реально оценить возможность зачета освоения дополнительных образовательных программ в качестве результатов освоения элементов основных образовательных программ вузов.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что развитие образования является ключевым направлением формирования инновационных устойчивых социально-экономических систем, обеспечивающих реализацию и развитие человеческого капитала и, в конечном итоге, повышение качества жизни населения.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.