Статья 'Университет как носитель историко-культурных ценностей локального текста (на примере БГИТУ и брянского текста)' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

University as a carrier of historical-cultural values of the local text (on the example of Bryansk State Engineering and Technology Academy and Bryansk text)

Voronicheva Ol'ga Viktorovna

PhD in Philology

Docent, Director of MBCI «CSCL of Bryansk»

241020, Russia, Bryansk region, Bryansk, Sevskaya str., 4, sq. 2

voronicheva.olga@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2019.3.28342

Received:

10-12-2018


Published:

30-09-2019


Abstract: This article examines the cultural space of a particular university as a semiotic system characterizes by the thematic diversity, uniqueness and simultaneously typological similarity with cultural space of the city. The author analyzes the role of a university in conceptual saturation of the local text and formation of the urban environment, which under the influence of scientific and educational activity of the teachers and students undergoes improvements and enrichment with new content, becoming suitable for a worthy life. The article determines the conceptual dominants of university environment, which are viewed as the elements of local text; characterizes the means of influence of the Bryansk State Engineering and Technology Academy upon the thematic diversity of urban environment. The key research method is the semiotic interpretation of cultural landscape of the Bryansk State Engineering and Technology Academy in the context of landscape of the city of Bryansk. The author comes to the following conclusions: cultural space of the Bryansk State Engineering and Technology Academy reflects typological features of the Bryansk text; university is a major source thanks to which the mythologem of the forest materializes in the Bryansk cultural landscape; both, Bryansk text and university space gradually depict the topic of the Great Patriotic War, which is viewed in the broad context of military glory of the locals. The effective means for creating the educating environment become the elements with a symbolic nature of cultural landscape of the university: historical building of the second campus, forestry, pocket park in front of the main campus with the monument and commemorative plaque dedicated to defenders of the Motherland – university graduates. From the perspective of semantic diversity, the most interesting site is the Botanical Garden.


Keywords:

University, Bryansk text, cultural landscape, forest, science, war, history, genius of the place, Botanical garden, city

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Современный вуз глубоко интегрирован в жизнь региона, а студенчество составляет активную часть населения, способного влиять на содержание культурного пространства города. «За последние несколько десятилетий значимость университетов в инновационном развитии, как стран в целом, так и городов в частности, стремительно возрастает. Высшие учебные заведения создают особую атмосферу, наполняющую городское сообщество культурой, стремлением к получению новых знаний, инновациями и креативностью» [6, с. 19]. В деятельности преподавателей и студентов историко-культурные ценности конкретного локуса творчески преобразуются и, обретая содержательную полноту, обогащают локальный текст, создают идейную платформу для взаимодействия городских сообществ и объединения поколений. Интересна метафора А.И. Конкина, представившего университет как «"ось", вокруг которой происходит структурирование значительной части городской культуры». В связи с этим ученый предложил изучать его «не только как вещественную структуру, но и как элемент городской культуры – элемент, концентрирующий в себе ценности, идеалы и противоречия социума на определенных этапах социокультурной динамики» [11].

Изучение корпоративной культуры университета в контексте городского текста должно способствовать выстраиванию единого урбанистического пространства, интегрирующего потенциал научных, общественно-культурных объединений и властных структур. Мы задались целью обосновать мысль о том, культурное пространство Брянского государственного инженерно-технологического университета (БГИТУ), фокусируя в себе темы и образы, наиболее значимые для брянского текста, наполняет последний новыми смыслами и формирует культурную идентичность горожан. В качестве основного метода исследования используется метод семиотического прочтения культурного ландшафта БГИТУ в контексте ландшафта Брянска. Анализируются художественные, научные и публицистические источники с точки зрения отражения в них смысловых констант брянского текста.

Культурное пространство БГИТУ как семиотическая система характеризуется тематическим разнообразием, уникальностью и одновременно типологическим сходством с культурным пространством Брянска. Оно представляет собой значимую часть брянского текста и аккумулирует в себе его основные темы, мотивы и сюжеты [подробнее о брянском тексте см.: 3]. Однако специфика учебного заведения отражается на характере интерпретации городских ценностей. Идейный сдвиг проявляется в том, что в университете не разрабатывается главная идея брянского текста (древней истории, определившей судьбу и облик города), однако всесторонне воплощена тема научного, образовательного и воспитательного потенциала его смысловой константы – леса.

Представляя собой наиболее распространенный символ, используемый для характеристики брянского края, лес к тому же является наиболее устойчивой ассоциацией к астиониму Брянск (Дебрянск), указывающему на глубинную связь тысячелетнего города с местом его основания. В брянском тексте глубоко укоренены архетипические представления о лесе как природной и культурной доминанте, заметно влияющей на способы культурно-хозяйственной деятельности города; активно разрабатывается символика расположения Брянска в лесной зоне: лес служит маркером особой военно-исторической судьбы локуса, надежно укрытого дебрями и топями от врага. Лес используется как устойчивая метафора, дающая клюк к пониманию брянского характера. Более того, брянский лес выступает как наиболее полное воплощение представлений о русском лесе, русском характере и менталитете.

Лес как атрибутивный образ Брянска имеет амбивалентную природу и полноценно реализует широкую палитру историко-культурных смыслов. Так, существует огромное количество художественных и исторических произведений, изображающих лес как друга, защитника, кормильца, с одной стороны, и воплощение темных сил, противостоящих человеку и культуре, дикой вольницы и разрушения, средоточие зла и демонических сил – с другой. Оба этих значения полноценно раскрыты в произведениях брянских писателей. Полнокровный и колоритный образ леса питает не только лесную тематику, но и присутствует в других тематических линиях и сюжетах, определяя своеобразие брянского текста.

Однако воплощение и раскрытие архетипа леса сопряжено прежде всего с виртуальным уровнем брянского текста и крайне слабо затрагивает уровень реальный. В культурном ландшафте Брянска как столицы лесного края слабо разработана соответствующая символика. Наиболее полно образ леса воплощался в уникальном музее «Брянский лес», который просуществовал в городе всего два десятилетия и дотла сгорел в мартовскую ночь 2009 года. Сегодня последовательно сокращается естественно-природная зона. Почти сотню лет назад родившаяся добычинская фраза «Торчали обломки деревьев, посаженных в день леса» [7, с. 54] вполне применима для характеристики современной ситуации: под флагом реконструкции уничтожаются уникальные деревья в центре городского пространства, вместо них высаживаются саженцы, далеко не всегда адаптированные к местным условиям. Одновременно происходят обратные процессы: дикий лес врывается в город и прочно завоевывает территории, когда-то занятые ухоженными садами, придававшими самобытность послевоенному Брянску. В качестве примера можно привести эволюцию территории оврагов, расположенных в центре города. Под воздействием созидательной энергии человека они служили источником эстетического наслаждения горожан: «Каждую весну послевоенный деревянный город заливало по самые крыши вишнево-яблоневым цветом. Красно-сиреневые яблоневые и белоснежные вишнево-сливовые языки пламени полыхали по оврагам и улицам, заполняя ароматом воздух и засыпая цветом землю вокруг» [5, с. 36]. Сегодня здесь зона отчуждения: неухоженный лес и городская свалка.

Большинство «лесных» знаков современного Брянска сконцентрировано в культурном пространстве БГИТУ. Среди них назовем музей экологии и лесозащиты (до войны – учебный музей энтомологии профессора Старка); Ботанический сад им. Б.В. Гроздова (заложен в 1944–1945 гг.); учебно-опытный лесхоз, закрепленный за Брянским лесохозяйственным институтом в 1948 году и включавший в себя дендрарий (основан в 1936–1938 гг. по проекту Б.В. Гроздова) и заказник Г.Ф.Морозова. И, наконец, сам университет, основанный в 1930 году как лесотехнический институт (с 1933 г. – Брянский лесной институт, в 1940–1960 годы – Брянский лесохозяйственный институт) и сегодня включающий в свою структуру значительный по численности институт лесного комплекса, транспорта и экологии. Небольшое лесопарковое пространство с ухоженными деревьями и островками ландшафтного дизайна рядом с главным корпусом предваряет знакомство с самим вузом, свидетельствуя о его основной специализации и выступая его визитной карточкой.

Учебно-опытный лесхоз, служащий эталоном лесов Центральной России, и расположенный в центре Брянска, влияющий на качество городской среды музей под открытым небом – Ботанический сад осмысливаются в брянском тексте как памятники природы регионального значения, как «природная кладовая» и как исследовательские лаборатории. Свидетельством значимости этих объектов для города и России в целом является: 1) внесение Ботанического сада в каталоги ботанических садов России и мира (1947); 2) создание путеводителя по Мичуринскому саду, дендрариям Брянска (1959), означавшее их включение в культурно-познавательную программу областного руководства для турбюро и школ; издание пособия «Музей "Брянский лес" и экология» для экскурсионной и учебно-опытной работы (1994); 3) утверждение решением Брянского облисполкома учебно-опытных лесничеств в качестве памятника природы (1961).

В лесном фонде учебно-опытного лесхоза созданы уникальные объекты, имеющие научную и историческую ценность. Здесь отрабатываются новые технологии выращивания леса и ухода за ним, проводятся масштабные экологические и образовательные акции: «Каждая выпускающая кафедра обладает серией учебных и опытных объектов, имеющих научную и историческую ценность, возникновение которых связано с именами крупнейших ученых-лесоводов России. Это заказник Г.Ф. Морозова, дендрарий им. проф. Б.В. Гроздова, полистационары А.П. Сляднева, постоянные пробные площади для изучения различных способов рубок леса В.П. Разумова, студенческие стационары И.С. Марченко и др.» [13, с. 10].

С момента своего создания университет выполнял функции центра исследований природы и естественных богатств Брянщины. Более чем вековые традиции брянского лесоводства (исследования в Брянском опытном лесничестве ведутся с 1906 года), наличие научных школ позволяет рассматривать БГИТУ как «региональный центр лесной науки, в котором успешно функционируют сложившиеся научные школы и направления…» [8, с. 12]. В результате производства и передачи нового знания, развития человеческих ресурсов, использования потенциала новых технологий БГИТУ содействует инновационному росту города и региона. Тема научной деятельности представлена на стендовых экспозициях университета. Значительное место здесь (20 фото) занимает художественная портретная галерея учёных (художник И.Е. Тагаева), положивших начало лесным научным школам на Брянщине, а также стенд-галерея из пяти планшетов «Деятельность профессора Б.В. Гроздова» (47 фото).

Лесная тематика в культурном пространстве БГИТУ, как и в брянском тексте в целом, доминирует. Однако в ее раскрытии акценты смещаются с раскрытия историко-культурного значения леса на его осмысление как источника научной деятельности и средства просветительской работы. Вместе с тем преподавателями БГИТУ вскрывается и реализуется воспитательный потенциал леса как источника исторической памяти, прежде всего о Великой Отечественной войне [см.: 9] и поэтической рефлексии. В стихах доцента университета Г.А. Кистерного прозаическое место учебной и научной деятельности преподавателей и студентов обретает содержательную полноту и многогранность: «Привет тебе, лесничество родное, / Земли моей устойчивая твердь», «Здесь каждый миг приносит смену красок: / То грозовой, то светлый мира лик!» [10, с. 48]. Характерно, что сам доцент Кистерный совмещает в себе таланты исследователя (кандидат наук) и поэта (член Союза писателей): «Он любит птиц, он их знаток, / Он выдаст сведений поток / Об их повадках, голосах, / В каких живут они лесах. / Окраску перьев и хвоста / Опишет с белого листа. / Влекомый тягой к небесам, / Он, вдохновясь, крылат и сам» [14].

Местом гармонии, тишины и вдохновения предстает в брянском тексте Ботанический сад, который в автобиографической «повести о родной стороне» «Листья дуба» Г.В. Метельский отмечает среди главных достопримечательностей Брянска [12, с. 109–113]: «Несколько дней, с утра и до вечера, я провел на этом единственном гектаре, все время передвигаясь от одного растения к другому и останавливаясь то перед одним, то пред другим в изумлении: как попало сюда это чудо? В разумной тесноте разместились здесь пришельцы из многих стран Европы, Азии и Америки».

Ботанический сад, носящий имя своего создателя – Б.В. Гроздова, аккумулирует в себе интереснейшие брянские факты, предания и легенды. Связаны они с личностью основателя, народными поверьями и историей Брянска. Так, зимой 1939–1940 годов морозы в 42 градуса «изрядно прочесами… посадки», в том числе акации, семена которой были выписаны Б.В. Гроздовым «из разных стран и городов… – сорок посылок». После освобождения Брянска на территории дендрария расположилась воинская часть. Обеспокоенный судьбой редких растений, ученый добился ее передислокации. Приказ об этом был отдан маршалом К.Е. Ворошиловым [12, с. 110].

В рассказах Б.В. Гроздова, которые Метельский называет поэмами, сад предстает живым, загадочным, овеянным легендами:

«Тут же редкость – черный папоротник; он, если верить легенде, цветет в ночь под Ивана Купала. Это светоцвет, жар-цвет народных сказаний. Сначала из куста папоротника показывается светящаяся точка, она колышется, растет и становится горящим угольком, чтобы ровно в полночь вспыхнуть яркой зарницей.

И есть еще в мичуринском саду чудодейственное растеньице любисток, привораживающее девчат к ребятам, и пряно пахнущий кустарник вязовик, которым в деревнях натирают полы перед свадьбой, и еще китайский лимонник, соверник знаменитого женьшеня…» В глубокую древность уводит «маленькая поэма» профессора «об удивительном дереве гинкго билоба» («сотни миллионов лет назад гинкговые леса шумели на том самом месте, где мы сейчас стоим») и об одном из видов секвойи – растении каменноугольного периода.

Смысловая емкость территории БГИТУ усиливается благодаря расположенным на ней не только естественно-природным, но и историко-культурным объектам. Особое место в садово-парковой зоне университета (в центре сквера рядом с главным корпусом) занимает памятник студентам и преподавателям вуза, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Цветы у его основания свидетельствуют о живой, актуальной памяти и преемственности между поколениями. Напротив, на здании главного учебного корпуса, расположены мемориальные доски выпускникам вуза, погибшим в войнах и военных конфликтах на современном витке истории. Величайший воспитательный потенциал этого места памяти реализуется благодаря проведению здесь торжественных мероприятий патриотической направленности.

Тема Великой Отечественной войны в брянском тексте звучит особенно сильно [подробнее см.: 2]. Последовательно и емко раскрывается она и в культурном пространстве БГИТУ, занимая, в частности, значительное место в стендовых экспозициях музейного комплекса вуза. В их число входят разделы: «Эвакуация», «Великая Отечественная война», «Возвращение». В отдельный блок выделена информация об участниках войны. Названные объекты активно используются в пропаганде военно-исторических ценностей и воспитании патриотических чувств студентов.

Характерно, что почти все объекты: не только естественные, но и рукотворные, – находящиеся на территории университета, возделаны или созданы силами преподавателей и студентов или с их участием. Так, открытый в 2004 году памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны преподавателям и студентам, был спроектирован доцентом вуза, архитектором В.Н. Городковым; плитка на дорожках сквера уложена под руководством преподавателей кафедры автомобильных дорог. О трудовых достижениях вуза свидетельствует награждение его Орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства и развитие науки (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1980 года).

БГИТУ выпала ответственная миссия – быть обладателем и хранителем исторического здания – памятника архитектуры федерального значения, украшающего архитектурный облик города и служащего визитной карточкой не только университета, но и самого Брянска. Построенное в 1928 г. по проекту архитектора А.З. Гринберга, оно свидетельствует о градостроительной культуре первой половины ХХ столетия. Символично и то, что это здание упоминается в брянских рассказах Л. Добычина, и то, что именно здесь работал доцентом заслуженный архитектор России В.Н. Городков – активнейший участник послевоенного восстановления Брянска (по его проектам строились дома в центральной части города) и тютчевского Овстуга.

Сегодня причастность университета к истории города выражается в активной образовательной деятельности, которую преподаватели ведут за пределами вуза, организуя выставки и выступая с лекциями по истории культуры в музеях и библиотеках; участвуя в краеведческих и почвоведческих чтениях, регулярно проводимых БОНУБ и собирающих широкую аудиторию; проводя в Ботаническом саду научно-познавательные экскурсии для школьников и студентов других учебных заведений; приглашая горожан на Дни памяти Л.И. Добычина и т. п. Удавшимся экспериментом, получившим широкий общественный резонанс, стало проведение Дней занимательной науки на одной из самых посещаемых площадок города. Занимаясь просветительской деятельностью за пределами своего кампуса, университет выступает в роли культурного центра, сохраняющего и развивающего историко-культурные традиции и несущего в массы знания об истории родного города. Расширяя свое виртуальное пространство, вуз вносит заметный вклад в совершенствование городской среды. В данном случае очевидна ориентация на опыт российских университетов XIX века, когда образовательная и культурная деятельность чаще выходила за университетские стены.

Университет открывается городу, активно влияя на развитие брянского текста и одновременно формируя собственный имидж. В этом направлении перед вузом открываются огромные перспективы, связанные с обустройством мест памяти творцов культуры ХХ столетия, известных далеко за пределами Брянска и составляющих его славу и гордость, – ученого Б.В. Гроздова и писателя Л.И. Добычина. Неслучайно о встрече с профессором Гроздовым Г.В. Метельский пишет как об одной из самых значимых и желанных на брянской земле. Деятельность ученого – пример бескорыстного служения науке. Рабочий день Гроздова длился «не менее семи и не более двадцати четырех часов сутки». «К счастью, он не нормирован», – признавался профессор [см.: 12, с. 109, 112]. О Борисе Владимировиче Гроздове пишут книги его благодарные ученики [см.: 1]. Память об ученом воплощает Ботанический сад, носящий его имя.

Здесь же, на территории нынешнего Ботанического сада, до 1982 года находился дом, в котором с 1927 по 1934 годы жил Л.И. Добычин – оригинальнейший писатель ХХ столетия, произведения которого переведены на многие европейские языки. В 1982 году дом был снесен, а место изуродовано огромным котлованом. Потребовалось немало средств и времени для приведения новой территория в пригодное для использования состояние. Сегодня земля дала усадку и стало возможным ее преобразование в соответствии с нуждами вуза и учетом историко-культурного значения места.

Направленность просветительской деятельности БГИТУ на популяризацию имен Л.И. Добычина [подробнее см.: 4] и Б.В. Гроздова способствует закреплению за ними статуса гениев места, восстановлению исторической справедливости и создает предпосылки для объединения творческих сил города.

Как видим, культурное пространство БГИТУ отражает типологические черты брянского текста и концентрирует в себе его основные смысловые линии. Вуз является главным источником, благодаря которому мифологема леса материализуется в культурном ландшафте Брянска. БГИТУ выступает в качестве создателя природных памятников региона, инициатора и организатора экологического воспитания молодежи, центр научно-исследовательской работы ученых-лесоводов. Лес рассматривается преимущественно как природная доминанта и объект университетской науки, однако преподавателями вуза активно разрабатывается его историко-культурное значение. При этом образ леса лишается двойственности, выступает в единстве своих положительных значений и предстает как источник чистоты, естественности, вдохновения, исторической памяти. Как и в брянском тексте, в пространстве университета последовательно воплощается и раскрывается тема Великой Отечественной войны, которая осмысливается в широком контексте военной славы брянцев.

БГИТУ активно влияет на смысловую емкость брянского текста и обладает значительными ресурсами для его содержательного насыщения. В качестве эффективного средства создания воспитывающей среды активно используются имеющие символическую природу элементы культурного ландшафта университета: историческое здание второго корпуса университета, лесхоз, сквер перед главным корпусом с памятником и мемориальными досками защитникам Родины – выпускникам вуза. Наиболее интересным местом с точки зрения семантического многообразия является Ботанический сад. Он концентрирует в себе природные и историко-культурные ценности: 1) представительствует о многообразии растительности на земле; 2) дает пример бережного отношения человека к окружающей среде; 3) сохраняет память об истории города; 4) свидетельствует о научной и литературной деятельности Брянска. С другой стороны, городское пространство используется как важное место, где создается репутация вуза. Организация общегородских мероприятий, участие преподавателей в местных культурных сообществах и инициативных группах, чтение публичных лекций, проведение экскурсий для школьников – все это способствует укреплению статуса университета как центра науки и просвещения горожан.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.