Статья 'Электронное обучение в билингвальной среде медицинского вуза' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

Electronic education in the bilingual environment of medical university

Snegireva Liudmila Valentinovna

PhD in Biology

Docent, the department of Physics, Informatics, and Mathematics, Kursk State Medical University

305041, Russia, Kursk, Karla Marksa Street 3

sneglv1@gmail.com

DOI:

10.7256/2409-8736.2016.3.20264

Received:

31-08-2016


Published:

05-09-2016


Abstract: This article presents the results of the study on the demand of the main elements of electronic education by foreign students that are implemented in the educational process of medical university while working with English language. The author examines the advantages and flaws of the presented elements of electronic education in the bilingual environment, as well as the questions of the necessity of their comprehensive application in combination with the traditional methods of education in the higher school. Based on the empirical material, the author conducts a research of the aspects of purposefulness of implementation of various elements of electronic education for the establishment of cultural and professional competency of foreign students with the different level of educational and learning activity. The prospects of implementation of the main elements of electronic education alongside the measures on increasing its efficiency for the foreign students in English language are being reviewed. The goal of this work is to examine the specificity of implementation of electronic education in the bilingual environment of medical university.


Keywords:

Advantages of electronic education, Medical education, Elements of electronic education, Bilingual environment, Specificity of electronic education, Demand for electronic education, Academic score, Efficiency of electronic education, Higher education, Electronic education

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение.

По определению специалистов ЮНЕСКО электронное обучение представляет собой систему обучения с помощью интернета и мультимедиа. Результаты изучения эффективности различных элементов электронного обучения в образовательном процессе высшей школы дают основания утверждать, что электронное обучение позволяет стимулировать познавательную активность студентов [2,8,13,16,18], повысить успеваемость учащихся [4,12,17], внедрить в учебный процесс передовые достижения науки и техники [3,5,22], оптимизировать процесс самостоятельной работы учащихся [7,9], эффективно обеспечивать функции самоконтроля студентов [6,15,21] . При этом необходимо отметить, что специфика электронного обучения в билингвальном пространстве высших учебных заведений мало исследована [10,11,14,19,20], несмотря на то, что актуальность и востребованность такого рода работ чрезвычайно высоки, поскольку:

- во-первых, российские вузы на современном этапе обеспечивают подготовку значительного числа студентов - иностранцев, в том числе с помощью языка-посредника, в роли которого чаще всего выступает английский язык;

- во-вторых, в силу того, что различные элементы электронного обучения в вузах активно используется в образовательном процессе студентов международного факультета, отличающихся как по уровню базовой и языковой подготовки, так и по уровню культурного развития. В этой связи целью настоящего исследования было определено изучение спе-цифики использования электронного обучения в билингвальной среде медицинского вуза. Объектом исследования выступили основные элементы электронного обучения, используемые в учебном процессе с иностранными студентами международного факультета медицинского вуза, обучающимися на английском языке.

Материал и методы. Материалом исследования послужили результаты анкетирования студентов первого курса. Всего было опрошено в конце учебного года 244 первокурсника международного факультета Курского государственного медицинского университета (специальность «лечебное дело», язык обучения-английский). Из 244 человек нами были отнесены к группе с высокими показателями академической успеваемости 27% студентов, к группе среднеуспевающих учащихся- 70% и к группе слабоуспевающих студентов-3% учащихся. Для всех групп студентов поддерживались константные условия: исследование проводилось в первой половине дня (11:00), в учебной комнате, длительность исследования составила 15 минут. Исследуемые выполняли методику самостоятельно. Для исследования использовался оригинальный опросник на английском языке, включающий 12 позиций.

Результаты.

Иностранным учащимся на начальном этапе проводимого исследования было предложено разместить в опросных листах элементы электронного обучения в соответствии с частотой их использования в учебном процессе медицинского вуза. Студентами международного факультета элементы электронного обучения были распределены в следующем порядке:

− лекции с мультимедийным сопровождением;

− электронные учебные пособия;

− компьютерное тестирование;

− лабораторные работы на компьютере;

− учебные задания на компьютере;

− информация с сайта университета.

Далее перед нами ставилась задача изучения востребованности студентами - иностранцами перечисленных элементов электронного обучения. Как показали результаты исследования, оправданность применения лекций с мультимедийным сопровождением в образовательном процессе высоко оценили 91,8% учащихся международного факультета. Неэффективным указанный элемент электронного обучения посчитали 4,7% среднеуспевающих студентов, 7,6% учащихся с высокими показателями успеваемости, и 12,5% слабоуспевающих студентов. Для сравнения: применение в образовательном процессе лекций с мультимедийным сопровождением посчитали целесообразным 100% отечественных студентов с низкими показателями академической успеваемости, отметив несомненную пользу визуального ряда презентаций, дополняющего устное изложение материала лектором и позволяющего студентам лучше понять суть излагаемой проблемы, включающего графическое изображение различного рода процессов и явлений, которое безусловно способствует лучшему усвоению материала.

По нашему мнению, причина того, что слабоуспевающие учащиеся международного факультета не смогли оценить в лекциях с мультимедийным сопровождением эффективного помощника в освоении учебного материала, кроется в различии базовой подготовки иностранных студентов, в том числе и по информатике. Если представители таких стран, как Бразилия и Малайзия свободно владеют современными компьютерными технологиями, то студенты из Индии и Шри-Ланки испытывают серьезные затруднения при работе на компьютере. Студенты признаются, что для них обучение с использованием современных компьютерных технологий является непривычным и поначалу вызывает неприятие. Верность нашей мысли подтверждают и результаты опроса иностранных учащихся о целесообразности использования в образовательном процессе учебных заданий на компьютере.

Учебные задания на компьютере посчитали эффективными 96,7% учащихся международного факультета: 94% студентов с высокими показателями академической успеваемости, 98,2% среднеуспевающих учащихся и 87,5 % слабоуспевающих студентов. Иностранные учащиеся с низкими показателями академической успеваемости отметили, что им достаточно сложно работать на компьютере, и часть ошибок при выполнении заданий объясняется незнанием основ использования того или иного вида программного обеспечения, неготовностью к использованию компьютерных технологий. Ровно такие же сложности вызывает и выполнение лабораторных работ на компьютере. Их считают неэффективными 11,5% слабоуспевающих студентов.

А вот компьютерное тестирование считают эффективным 91% учащихся международного факультета. Причем 100% слабоуспевающих студентов выразили мнение о достаточной объективности компьютерной формы контроля знаний. На наш взгляд, предельно четкий, несложный и сжатый алгоритм использования программ для тестирования не вызывает неприятия у иностранных учащихся. Четкая формулировка вопроса, возможность выбора вариантов ответа на компьютере позволяют сделать процедуру тестирования щадящей. Ведь часто наличие языкового барьера, недостаточное знание на языке-посреднике терминологических основ дисциплины становится достаточно сложной преградой для иностранных студентов при устном ответе. Компьютерное тестирование снимает языковой барьер, устраняет психологический дискомфорт.

По результатам опроса высокую оценку студентов международного факультета получила эффективность электронных учебных пособий. Так, 78,7% иностранных учащихся активно используют для подготовки к занятиям электронные учебные пособия, еще 34% студентов постоянно обращаются к электронными учебным пособиям в аудиторное время. Однако, интересно отметить, что среди учащихся с высокими показателями академической успеваемости и среднеуспевающих студентов процентное соотношение учащихся, использующих на занятиях электронные учебные пособия, значительно выше, чем среди слабоуспевающих студентов. 31,8% студентов, успевающих в основном на «отлично», 35,9% у среднеуспевающих учащихся и всего 12,5% студентов с низкими показателями академической успеваемости работают с электронными учебными пособиями в аудиторное время.

Слабоуспевающие учащиеся международного факультета отмечают ряд недостатков электронных учебных пособий, а именно:

− необходимость для подготовки аппаратного обеспечения (компьютера) -60,7% студентов-иностранцев;

− утомляемость -19,7% первокурсников;

− сложность использования, отсутствие навыка в работе -16,4% учащихся первого курса международного факультета.

Соответственно и время работы с электронными учебными пособиями лишь для 25% слабоуспевающих учащихся международного факультета превышает 3 часа в день. Для сравнения: 57,6% студентов, успевающих в основном на «отлично» и 37,7% учащихся со средними показателями успеваемости занимаются по электронным учебным пособиям более 3 часов в день.

По результатам опроса, подавляющее большинство (75% учащихся первого курса международного факультета.) считает необходимым использовать электронные учебные пособия для всех курсов в силу таких преимуществ, как:

- простота использования -77,9%;

- удобство использования -57,0%;

- возможность самоконтроля- 32,4%;

- удобство восприятия информации-27,0%;

- повышение интереса к изучаемому предмету-21%;

- наглядность представления учебного материла -20,5%.

Выводы.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что электронное обучение в билингвальной среде вуза имеет свои особенности. Если в случае с отечественными студентами электронное обучение в первую очередь оказывается востребовано слабоуспевающими учащимися, то студентов-иностранцев с низкими показателями академической успеваемости электронное обучение отпугивает своей новизной, а недостаточная база компьютерной подготовки препятствует активному включению студентов -первокурсников международного факультета в процесс электронного обучения. На наш взгляд, такие меры, как четкая алгоритмизация работы, постепенное введение новых элементов электронного обучения, основное внимание компьютерным формам контроля знаний, подробные пояснения по использованию электронных учебных пособий способствуют обеспечению психологического комфорта иностранных студентов, формированию позитивной реакции учащихся на введение различных форм электронного обучения, и соответственно позволяет студентам международного фа-культета воспользоваться всеми преимуществами и оценить достоинства электронного обучения.

References
1. Arkhangel'skaya A. L., Zhigunova O. V. K probleme formirovaniya elektronnoi obrazovatel'noi sredy na portale vuza dlya studentov-inostrantsev dovuzovskogo etapa obucheniya// Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial'nost'. 2012. № 3. S. 110-115.
2. Balashova I. V. Primenenie elektronnykh sredstv obucheniya-faktor effektivnogo razvitiya poznavatel'nogo interesa studentov // Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2008. № 2. Tom 14. S. 247-249.
3. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu. Effektivnost' elektronnogo obucheniya: sistema trebovanii k elektronnomu kursu// Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie. 2016. № 2 (62). S. 62-68.
4. Viktorova Yu.V. Ispol'zovanie elektronnogo uchebnika dlya povysheniya effektivnosti obucheniya matematike // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2012. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6593 (data obrashcheniya: 24.05.2016).
5. Voitovich I. K. Kriterii effektivnosti elektronnogo obucheniya i kachestva elektronnykh obrazovatel'nykh programm v vuze// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 4 (145). S. 152-156.
6. Vorob'eva T. A. Psikhologicheskie osobennosti elektronnogo obucheniya // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2015. № 2. S. 100-104.
7. Glazunova E.G. Faktory effektivnoi organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov vysshikh uchebnykh zavedenii s ispol'zovaniem tekhnologii e-learning // Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie. 2013. № 11 (77). S. 36-51.
8. Dimova N.A. Mul'timediinaya prezentatsiya na urokakh biologii kak sredstvo aktivizatsii poznavatel'noi deyatel'nosti// Metodist. 2013. № 5. S. 49-54.
9. Dolotova R.G., Dolotov A.E. Primenenie informatsionnykh obrazovatel'nykh resursov dlya povysheniya effektivnosti samostoyatel'noi raboty studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2016. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24382 (data obrashcheniya: 4.06.2016).
10. Ivashkovskaya T. K., Modnov S. I. Elektronnye obrazovatel'nye resursy kak sredstvo povysheniya effektivnosti obucheniya inostrannykh studentov// Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2014. № 1. Tom 2. S. 251-265.
11. Kazantseva A.A. Znachenie informatsionnykh tekhnologii v protsesse akademicheskoi adaptatsii inostrannykh uchashchikhsya v vysshei shkole Rossii// Izvestiya Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. S. 41-48.
12. Karshiev Kh., Aminova N. I. Elektronnye sredstva i metody obucheniya dlya povysheniya effektivnosti uchebnogo protsessa// Molodoi uchenyi. 2016. № 14 (118). S. 539-542.
13. Mokienko O. P. Ot potrebleniya informatsii k tvorcheskomu ponimaniyu. organizatsiya kreativnoi obrazovatel'noi sredy v usloviyakh distantsionnogo obucheniya// Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii. 2015. № 1 (2). Tom 2. S. 241-248.
14. Sedova N.V., Zabavnikova T.Yu. Razrabotka i ispol'zovanie elektronnykh mul'timediinykh uchebnykh izdanii v obuchenii inostrannykh studentov // Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii. 2015. № 3-5. S. 103-106.
15. Seslavskaya O.M. Novye obrazovatel'nye tekhnologii v povyshenii kachestva zaochnogo obucheniya // Sovet rektorov. 2014. № 12. S. 66-70.
16. Snegireva L.V. Razvitie abstraktnogo myshleniya studentov-medikov v protsesse elektronnogo obucheniya matematike// Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2016 g. №2 (15). Tom 2. S. 143-146.
17. Snegireva L.V. Formirovanie osnovnykh strukturnykh komponentov matematicheskoi kompetentnosti studentov meditsinskogo vuza v protsesse elektronnogo obucheniya //Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016. № 8 (chast' 2). S. 363-367.
18. Snegireva L.V. Elektronnoe obuchenie v formirovanii matematiche-skikh sposobnostei studentov meditsinskogo vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. No 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24493 (data obrashcheniya: 13.05.2016).
19. Fedorova N. Yu. Didakticheskie printsipy v protsesse obucheniya ino-strannykh slushatelei s ispol'zovaniem mul'timedia-tekhnologii// Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2016. № 2 (15). Tom 5. S. 158-161.
20. Sherstneva A.I., Imas O.N. Gotovnost' inostrannykh studentov k sa-moobrazovaniyu v ramkakh kontseptsii elektronnogo obucheniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12255 (data obrashcheniya: 21.04.2016).
21. Press I.A., Dzhevaga N.V. Obrazovatel'nye resursy dlya samoobucheniya i treninga: test-trenazhery po khimii // Pedagogika i prosveshchenie. - 2015. - 2. - C. 159 - 174. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.2.15207.
22. Gryaznova E.V., Skopintseva-Sedash O.Yu. Distantsionnaya pedagogika kak nauchnoe napravlenie v filosofii obrazovaniya // Pedagogika i prosveshchenie. - 2015. - 1. - C. 59 - 66. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.1.14709.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.