Статья 'Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в системе противодействия экстремистской и террористической деятельности:общефедеральные и региональные аспекты' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Patriotic education of the citizens of the Russian Federation within the system of fighting extremist and terrorist activities: federal and regional aspects.

Vasnetsova Anastasiya Sergeevna

Senior Scientific Researcher, the Academy of Prosecution General of the Russian Federation

Russia, 123022, Moskva, ul. 2 Zvenigorodskaya, d.15, kab. 203.

a.vasnetsova@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-0417.2013.5.9517

Received:

17-09-2013


Published:

1-10-2013


Abstract: Based upon analysis of legal, psychological, political and other special sources of literature and legal practice, the author studies the current situation in the sphere of  patriotic education of the citizens of the Russian Federation and the legal issues of its regulation.  Much attention is paid to the specific personality features of convicts, who have committed terrorist and extremist crimes, the author also provides examples of judicial and investigation practice.  The author pays attention to the connections between patriotic education of the youth and the people of the Russian Federation and the system of national security guarantees within a state, the article points out the ways to legal solutions of the existing problems in this sphere.  The author also provides an overview of the tendencies regarding patriotic education in the foreign states, and the possibilities of using their positive experience in Russia. The article may be of interest to a wide range of readers, who are interested in the issues of criminal personality, resocialization, crime prevention, legal education of citizens, and participation of citizens in guaranteeing national security of the Russian Federation.


Keywords:

patriotic education of citizens, fighting terrorism, fighting extremism, national security, state policy, terrorism, extremism, criminal personality, legal education, fighting crime

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В теории гуманитарных учений и практике современной России достаточно остро стоят вопросы: возможно ли сформулировать единую общегосударственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации или же это невозможно, и тогда следует говорить о некотором наборе программ применительно к разным регионам (либо субъектам Федерации), каким образом эти программы наиболее результативно формировать и использовать в аспекте противодействия наиболее опасным проявлениям антипатриотизма – терроризму и экстремизму?[1]

Европейская, американская, израильская, китайская, турецкая, арабская и другие модели формирования гражданственности и патриотизма остаются предметами споров. Тем не менее, признанно, что в каждой из таких моделей существует несколько направлений или режимов. С другой стороны, есть общее согласие относительно того, что во всех развитых государствах и обществах существуют базовые социальные ценности и есть некое сходство соответствующей политики, что отличает их от других стран мира. В части же принятия конкретных решений в сфере такой политики – общей модели не существует. Региональные системы формирования патриотизма у граждан каждой страны многообразны, что связано с разными жизненными стандартами, традициями и т.д.

Однако, все указанные модели выделяются наличием базовых ценностей, среди которых: социальная и государственная защита, стремление к социоэкономическому развитию и к единству общества, солидарность, равенство, недискриминация, свободный доступ к образованию и здравоохранению и к другим общественным благам, важным для создания справедливого общества и сильного государства.

Более того, все модели развития гражданственности и патриотизма – это довольно открытые концепты, в которых нет места инерции и застою, они постоянно развиваются и совершенствуются. Кроме того, это хорошие опыт и практики, применимые к Российской Федерации.

Всем развитым (т.н. «сильным») государствам и обществам присущи следующие признаки, способствующие формированию гражданских и патриотических концепций: одновременное и пропорциональное экономическое и социальное развитие всех регионов страны; особое внимание инновациям и экономике, основанной на знаниях; активная политика занятости; высокий и выровненный уровень жизни; общие ценности: равенство, солидарность, субсидиарность; социальный диалог и социальная активность; открытость и включение в общество всех граждан; значительная роль государственной социальной политики[2].

В рамках настоящей статьи модель формирования гражданственности и патриотизма рассматривается более широко, как процесс создания общих ценностей, похожих учреждений[3], а также ресурсов и средств для решения проблем в рассматриваемой сфере в Российской Федерации[4].

В связи с ограниченным объемом статьи автор актуальные, по его мнению, проблемы патриотического воспитания в аспекте противодействия терроризму и экстремизму излагает тезисно:

1) Необходима реализация антинаркотических стратегий и пропаганда здорового образа жизни, т.к. очевидно, что никакая самая лучшая патриотическая и воспитательная стратегия и практика не окажет должного влияния на подверженное вредным привычкам, нарко- и алкогольнозависимое население[5].

Так, проведенное автором исследование лиц, вовлекаемых в террористическую и экстремистскую деятельность показало, что среди них высок удельный вес лиц, потребляющих наркотические средства и иные сильнодействующие вещества: из допроса подозреваемого Б.И.М. от 22.01.2010 по уголовному делу № 30506: «Х. (активный член НВФ – прим.авт.) предложил мне покурить вместе с ним «марихуану» и я согласился. Мы покурили, после чего Х. предложил мне выпить «Ред булл». Я сделал несколько глотков. Затем Х. стал говорить со мной про веру и предложил мне стать шахидом. Через несколько дней Б.И.М. согласился «быть шахидом ради веры, чтобы попасть сразу в рай за все перенесенные страдания в этом мире».

Другой пример: «легче всего склонить на нашу сторону и использовать людей (в террористической деятельности – прим. автора), имеющих вредные привычки, так как они легче всего подвергаются обработке и за деньги, либо за выпивку готовы на что угодно» (из допроса обвиняемого Б.И.З. по уголовному делу № 30506 по факту вовлечения в НВФ А., злоупотребляющего алкоголем).

2) Аналогичным образом, особое внимание при организации патриотического воспитания следует уделять молодежи и лицам из социально неблагополучных семей (неполных, материально слабо обеспеченных).

Так, из допроса отца подозреваемого М. (подозревается в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 208, 317 УК РФ – прим. автора): «после смерти жены я остался один с 8 детьми, много работал, чтобы их обеспечить. Держал в строгости, но баловать не было возможности, поэтому сын и совершил кражу игрушек в магазине в 16 лет, а сейчас мне стало известно о том, что он вступил в НВФ (незаконное вооруженное формирование – прим.автора)». Мать подозреваемого Э. (ст.ст. 208, 317 УК РФ – прим. автора) – одна воспитывала троих детей, мать подозреваемого К. (ст.ст. 208, 317 УК РФ – прим. автора)– одна воспитывала 4 детей.

3) Проведение соответствующей воспитательной работы с сотрудниками правоохранительных органов, т.к. они как представители государственной власти являются проводниками патриотических настроений либо наоборот способствуют своими негативными действиями разложению государственности и патриотизма.

Последним активно пользуются террористы при вербовке террористов-смертников: «нужно найти людей, которые обижены на сотрудников правоохранительных органов, чтобы они помогли нам, и было бы неплохо, чтобы эти люди были готовы пожертвовать собой ради общего дела» (из допроса обвиняемого Б. по уголовному делу № 30506).

4) Ведение профилактической работы по противодействию экстремистской и террористической деятельности необходимо начинать на местном уровне. Местная специфика требует выработки широкого разнообразия методик, конкретных региональных административных практик, которые бы не состояли в перемещении региональных руководителей и руководителей местного уровня из одного региона в другой, под руководством менеджеров из центра, диктующим своим менее знающим коллегам о том, что нужно делать в их регионе. Общее знание федеральных методик следует сочетать с глубоким пониманием местных сложностей, возможностей, привычек и условий[6]. Здесь важен и сам патриотизм социальных субъектов государственного управления на региональном уровне, организация деятельности региональных государственных органов и общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи (с учетом специфики региона – город, село и др.)

Два нижеследующих примера свидетельствуют о том, что преступная антигосударственная и антипатриотическая деятельность подлежит выявлению прежде всего именно на местном уровне.

Так, из протокола допроса обвиняемого Б. по уголовному делу № 30506: «мужчины, братья хотят независимости республики, а федералы и милиция только мучают простых людей. Примерно в 2008 г. на телефонах, почти у каждого второго жителя ст. Мекенской были фотографии чеченских боевиков из Интернета, на фотографиях я также узнавал своих родственников….нужно вести вооруженную борьбу с российскими войсками, всячески провоцировать правоохранительные органы и таким образом настраивать местных против действующей власти».

Приговор Верховного Суда Чеченской Республики от 14.07.2009: «поступил приказ убить начальника местной милиции И. и жителя станицы О. за сотрудничество с федеральной властью….Выведя О., из машины Д. (член НВФ – прим.автора) сказал потерпевшему, что тот продался неверным и за то примет смерть…».

5) Формирование соответствующей патриотической стратегии в сфере религиозного образования[7].

В последние годы религия оказывает все большее влияние на становление мировоззрения молодежи, поэтому в этой сфере (несмотря на известное «церковь отделена от государства») следует регламентировать определенные элементы государственного и общественного контроля.

Так, из протокола допроса Т.И.Р. по уголовному делу № 76026: «мой брат отправился учиться в исламскую школу в г. Хасавюрте Республики Дагестан, впоследствии он был убит сотрудниками правоохранительных органов в ходе спецоперации в с. Чишки Чеченской Республики[8]».

6) Реализация специальных программ формирования патриотизма и гражданской идентичности для регионов со сложной социально-политической обстановкой, приграничных субъектов Российской Федерации.

Важно при формировании стратегии патриотического воспитания стремиться к единению народов России, к учету интересов прежде всего общероссийских и общенародных перед местническими и узкорегиональными (разумеется, и роль последних не должна принижаться). Воспитание регионального патриотизма не должно вырождаться в сепаратизм, центробежные тенденции и т.д. Так, например, реализация программ военно-патриотического воспитания казаков Северного Кавказа не должна приводить к зарождению идей создания полностью автономных казачьих республик и др.

Крайне негативные формы неверно воспринятого и реализуемого патриотизма демонстрирует нижеследующий пример: так, из приговора Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской Республики от 01.11.2007: Из допроса Д.К.М.: «В 1999 г. многие молодые люди из числа его односельчан вступали в члены НВФ, якобы для защиты своего народа и республики от оккупации Федеральными военными силами России».

7) Формирование национальной идеологии[9], ясной и понятной для населения и разделяемой им, правовое и политическое просвещение молодежи[10] о целях и задачах развития российского государства и общества.

Таким образом, патриотизм в конфликтных условиях российского переходного общества может выступить как ведущий ценностный ориентир, способствовать формированию социокультурной идентификации.

Что происходит в условиях отсутствия таких ориентиров, наглядно демонстрирует следующий пример: из уголовного дела № 00892: Из показаний свидетеля о смертнике-террористе А.: «А. признался, что раньше жил в Казани, занимался криминалом и жил бандитской жизнью, но потом пришел в ислам и решил участвовать в джихаде. А. работал в Москве на стройке, там общался с парнем из Дагестана, который приобщил его к исламу и привез в с. Губден Карабудахкентскго района в сентябре 2009 г. для участия в джихаде».

7) Особое внимание следует обращать на преодоление межнациональной и межконфессиональной ненависти и вражды, соблюдение баланса между такими видами патриотизма: как этнический и государственный, федеральный и региональный; развитие научных исследований патриотизма, национализма, интернационализма, космополитизма, универсализма[11] и др.; исследование проблем этнопедагогики и культуры межнациональных отношений, языковых (лингвистических) исследований.

Формирование антиэкстремистской стратегии в свете патриотического воспитания граждан Российской Федерации актуален в двух ракурсах:

1) В целях преодоления межнациональной и межконфессиональной вражды и ненависти во взаимоотношениях граждан России между собой:

Так, из приговора Городецкого городского суда Нижегородской области от 22.01.2010 в отношении Н.Р.Е., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 282.1, ст. 223 ч.1, ст.222 ч.1, ст.222 ч.3, ст.150 ч.4 УК РФ и др.(всего по делу обвинялось 9 человек) ( дело № 1-006/010): «В 2008 г. Н.Р.Е., поставив перед собой цель борьбы с лицами «неславянской» национальности, изгнания их с территории России путем совершения насильственных действий с использованием оружия, организовал экстремистское сообщество в г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области под названием «Национал-социалистическая рабочая партия России» (далее – «НСРПР»).

2) В целях решения аналогичных вопросов по отношению граждан России к гражданам других государств.

Приговор Мещанского районного суда от 31.01.2008 (Дело № 1-36/2008) в отношении Ю.М.Р., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 282 ч. 2 п.п. «а, в», 282 ч.1, 282.1 ч. 2 УК РФ, Б.В.А., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 282 ч. 2 п.п. «а, в», 282.1 ч.2, 161 ч. 2 п. «г» УК РФ и др. (всего по делу обвинялось 6 человек): «Ю.М.Р. совместно с другими лицами, объединившись, организовал и руководил структурным подразделением Национал-социалистического движения «Славянский союз» (далее – НСД «Славянский союз», сокращенно называвшее себя «СС»). Члены НСД «Славянский союз» совершали акции физического воздействия в отношении лиц с неславянской внешностью, осуществляли массовые беспорядки и хулиганские действия в отношении указанных лиц (совершение членом «СС» Д.П.М. убийства гр-на Кыргызстана К.Б.22.10.2006, избиение граждан КНР Л.Д. и С.В. 17.09.2006 и др.)».

Разумеется, это направление должно реализовываться при одновременном формировании уважения к России, к ее законам, традициям и к гражданам[12].

На основании изложенного, автором предлагается следующее:

1) Разработка: 1) научно-обоснованной политики патриотического воспитания граждан России, 2) системного законодательного обеспечения патриотического воспитания граждан Российской Федерации (концепций и стратегий патриотического воспитания граждан, федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» с обсуждением нормативных правовых актов при участии широких кругов общественности и с учетом: исторического опыта[13], этнокультурной специфики стереотипов-концептов национальных характеров, народов населяющих Россию[14], особенностей поликультурной среды в условиях глобализации, государственных и этнорегиональных социокультурных аспектов; 3) принятие соответствующего регионального и муниципального законодательства, определение органов и учреждений, которые будут ответственными исполнителями запланированных мероприятий[15] (государственные и общественные организации, граждане).

2) Прежде всего разработка необходимого законодательного обеспечения патриотического воспитания необходима в отношении наиболее социально активной части населения Российской Федерации, в т.ч. молодежи[16], у которой необходимо формировать активную жизненную позицию, обеспечивающую стабильность и безопасность в обществе и государстве. Но при этом следует не забывать, что формирование патриотизма следует распространять на все слои общества без исключения, а не только на граждан допризывного и призывного возраста[17].

3) Кроме этого, автор считает необходимым разработку законодательного обеспечения: военно-патриотического воспитания молодежи, в частности формирование морально-политической готовности к защите Родины[18]; использование возможностей средств массовой информации[19], объектов культуры, национально-патриотических организаций[20], книгопотока патриотической тематики, развитие системы патриотического воспитания[21], создание соответствующих национально-региональных стандартов и др.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.