Статья 'Направления борьбы с организованным сопротивлением участников преступных формирований в стадиях досудебного производства в период контртеррористической операции (по материалам Чеченской Республики) ' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Directions for the fight with organized resistance of the members of criminal formations at the stage of pre-trial proeedings in the counter-terrorist operation period (on the materials of the Chechen Republic)

Panenkov Aleksandr Aleksandrovich

Prosecutor's Office of the Chechen Republic, Deputy Director of the department of State and Departamental Statistics

364000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', pgt. Zhdanovskii, ul. Zhemchuzhnaya, 4 kopus 2

sashapan-55@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-0417.2013.6.7132

Received:

17-11-2013


Published:

1-12-2013


Abstract: In this article the author analyzes the directions of fight with the organized resistance of members of the criminal formations at hte stage of  of pre-trial proeedings in the counter-terrorist operation period (on the materials of the Chechen Republic). The author provides some results of his scientific studies in the sphere of fighting against terrorism financing. The author also makes specific proposals on optimization of guarantees of security of the investigators of the Investigation Departments of the Investigation Committee of Russia.


Keywords:

jurisprudence, coordination, resistance, emissars, investigation, directions, encroachment, fight, interaction, mercenaries

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Терроризм продолжает оставаться реальной угрозой для федеральной безопасности России. 16 октября 2012 года на совещании по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал о важности координации действий между различными ведомствами, которым вменено в обязанность работать на этом направлении и «…предотвращать одну из самых серьёзных и опасных угроз для нашей страны, для наших граждан – террористическую угрозу…За последние несколько месяцев (2012 года) в ходе операций задержано 479 бандитов, в ходе боестолкновений уничтожено 313 террористов, которые не пожелали сложить оружие, среди них – 43 главаря... Нужно подавлять террористическую инфраструктуру…Необходимо продолжить проведение скоординированных точечных силовых операций для пресечения террористической деятельности тех, кто не желает складывать оружие…»[21].

В своей шестой программной статье, опубликованной 20 февраля 2012 года В.В.Путин написал: «…Когда в 1999 году банды международных террористов развязали прямую агрессию против России, мы столкнулись с трагической ситуацией. 66-тысячную группировку нужно было буквально собирать "по частям" - из сводных батальонов и отдельных отрядов…Но Армия выполнила свою задачу…И, главное, в государстве, в обществе, наконец, вернулось понимание простой истины - Вооружёнными Силами надо дорожить. Их надо укреплять, иначе "придётся кормить чужую армию" или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов…»[1].

Источником реальных угроз для следователей, в первую очередь, являются лидеры, активные и непримиримые участники организованных преступных формирований (ОПФ) террористической направленности, к которым относятся «Кавказский эмират» Д. Умарова и еще 18 террористических организаций, признанных таковыми решениями Верховного Суда Российской Федерации, а также эмиссары международных террористических организаций и наемники, через которых идет внешнее финансирование организованной террористической деятельности в России. Участники организованных преступных формирований (ОПФ), действующие на Северном Кавказе, и входящие в международную террористическую организацию «Кавказский Эмират» под руководством Д. Умарова, носящую иерархо-сетевой характер, совершают посягательства не только на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих (статья 317 УК РФ), но и организуют и совершают посягательства на работников следственных подразделений (статья 295 УК РФ). Немало посягательств совершается в отношении следователей, расследующих уголовные дела террористической направленности (В науке и на практике употребляются следующие выражения: «террористические преступления» (документы ООН), «преступления террористического характера», «преступления террористической направленности». Например, Перечень 22 преступлений террористического характера (приложение к Указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 28.12.2010 №450853). Термин «преступления террористического характера» употребляется в пп.1.5-1,9,2.1,2.3 приказа Генерального прокурора от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму». Автор статьи использует выражение «преступления террористической направленности» как в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации №1 от 09.02.2012 года «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».).

Сотрудники правоохранительных органов должны знать о том, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации: «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации: «Джунд аш-Шам» «Исламский джихад - Джамаат моджахедов».

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации: «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название - «Салафистская группа проповеди и джихада»).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2010 года признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации международной организации: 19. «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»)[22].

С начала КТО в Чеченской Республике активизировалась минно-взрывная война, в том числе с участием смертников. Например, 7 июня 2000 года в с. Алхан-Юрте на территории местной комендатуры взорвался начиненный взрывчаткой "УАЗ", которым управляла Хава Бараева, племянница известного бандита Арби Бараева. Погибли двое омоновцев, пятеро ранены.

2 июля 2000 года: серия терактов совершена в Аргуне, Гудермесе, Новогрозненском и Урус-Мартане. Камикадзе подъезжали на грузовиках со взрывчаткой к зданиям воинских и милицейских подразделений и подрывали себя. 33 человека убиты, 84 ранены, 3 пропали без вести.

12 октября 2000 года в Грозном у здания Октябрьского РОВД взорван УАЗ-469. Погибли 12 человек, 20 ранены. 9 декабря 2000 года. На восточной окраине Алхан-Юрта взорвался автомобиль "Москвич". Когда на месте происшествия собралась толпа, в машине сработало второе взрывное устройство. Погибли 22 человека, 52 получили ранения.

19 июня 2001 года в центре Гудермеса практически одновременно взорваны три автомобиля "Жигули": один у гудермесского временного отдела милиции и райадминистрации, второй – у республиканского суда, третий – у горпрокуратуры. 3 человека погибли, около 40 ранены.

10 августа 2001 года. В Грозном на радиоуправляемом фугасе подорвался грузовик "Урал" ОМОН МВД Тувы. Погиб один человек, четыре милиционера ранены. В тот же день на Старопромысловском шоссе в Грозном в 300 м от КПП подорвался на фугасе БТР. Шесть сотрудников местного ОВД погибли, девять ранены.

20 марта 2002 года в г. Грозном боевики расстреляли двух женщин и бросившегося им на помощь сотрудника республиканского УВД, затем подорвали приехавшую на место происшествия оперативно-следственную группу: пять милиционеров и один следователь прокуратуры получили осколочные ранения.

18 апреля 2002 года в Грозном в 200 м от здания УВД республики на двух радиоуправляемых фугасах подорвался автобус с чеченскими омоновцами. Пришедшие на помощь сослуживцы стали жертвой третьего взрыва. 18 милиционеров погибли и более 20 получили ранения.

6 августа 2002 года в Шатое перед зданием комендатуры подорван на радиоуправляемом фугасе ГАЗ-66 с военнослужащими. Десять солдат погибли и семь ранены.

3 сентября 2002 года в Шали рядом со зданиями комендатуры и ОВД взлетел на воздух грузовик с русскими и чеченскими милиционерами. 8 человек погибли, 11 ранены.

16 сентября 2002 года в центре Грозного подорван пассажирский автобус. Убиты 8 и ранены 26 мирных жителей. За секунду до взрыва это место проехали два военных "УАЗа".

10 октября 2002 года в Грозном при подрыве здания Заводского РОВД погибли 25 милиционеров, 17 получили ранения.

27 декабря 2002 года в Грозном груженные взрывчаткой "КамАЗ" и "УАЗ" протаранили Дом правительства Чечни. 70 человек погибли, 310 получили ранения и контузии.

3 апреля 2003 года в Грозном взорван автобус, перевозивший строителей на военную базу в Ханкале. 7 человек погибли, 13 получили ранения.

7 апреля 2003 года в Грозном совершены два теракта рядом с минпечати республики. У здания министерства во время проезда армейского "Урала" взорван мощный фугас – пострадавших не было. На перекрестке улиц Красных Фронтовиков и Чернышевского взорвалась бомба в канализационном колодце, погибли пять сотрудников УФСБ Чечни, находившиеся в проезжавшей над ним "Ниве".

В период активной фазы контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике жертвами преступной деятельности террористов становились, в том числе, следователи прокуратуры (в то время следственный аппарат входил в структуру прокуратуры). Например, 2 июля 2000 года произошла хорошо подготовленная и тщательно спланированная серия террористических атак с использованием автомашин, груженных взрывчатыми веществами, под управлением «террористов-смертников» на позиции российских войск.

2 июля 2000 года в г. Аргуне от взрыва автомашины, груженной взрывчатыми веществами, и в последовавшей перестрелке – погибло 34 человека, вдвое больше получили ранения (В 2002 году следственными органами было объявлено, что теракт против челябинских милиционеров в Аргуне был организован полевым командиром Арби Бараевым и профинансирован Хаттабом.)[23]. Некоторые из раненых остались инвалидами. Тогда же погиб следователь прокуратуры Центрального района Челябинска Николай Симанов, который в июне 2000 года в рамках КТО по наведению конституционного порядка прибыл в служебную командировку, где исполнял обязанности следователя только созданной Аргунской межрайонной прокуратуры, расследовал убийства и другие особо тяжкие преступления[2].

В прокуратуре Чеченской Республики изучалось уголовное дело по факту террористического акта и массовой гибели и ранений личного состава Челябинского ОМОН 2 июля 2000 года, дважды отменялось постановление о приостановлении предварительного следствия. По факту террористического акта в г. Аргуне назначались и проводились даже такие редкие экспертизы: военно – ситуационные и штабные экспертизы. По материалам уголовного дела усматривалось, что за день до террористического акта пришла шифрограмма о готовящихся 2 июля 2000 года террористических актах по всей территории Чеченской Республики и необходимости принятия дополнительных мер безопасности. За 30 минут до прорыва автомашины 2 июля 2000 года, груженной взрывчатыми веществами (ВВ) с двумя террористами-смертниками, неустановленное лицо отогнало автомашину, преграждающую въезд в пункт временной дислокации (ПВД) военной комендатуры и Челябинского ОМОНа, что, в конечном итоге, и привело к массовой гибели личного состава. Привлечь к ответственности за халатность виновных должностных лиц военной комендатуры и командира Челябинского ОМОНа не представилось возможным в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Другой пример: 8 декабря 2001 года в г. Грозном подорвались на фугасе два работника прокуратуры, выезд которых осуществлялся в сопровождении военнослужащих комендатуры с целью проведения следственных действий по уголовному делу, возбужденному по факту похищения Ш.Байсаева. Тогда 8 декабря 2001 года в результате подрыва фугаса погибли следователь по особо важным делам юрист 1 класса Леушин А. Н. и прокурор-криминалист прокуратуры г. Грозного юрист 1 класса Хамзатов А. М., которые следовали для осмотра места происшествия.

У Хамзатова А.М. осталась жена и грудной ребенок, а Леушин А.Н. являлся единственным сыном в семье, прибыл в прокуратуру Чеченской Республики из прокуратуры войсковой части в командировку на 6 месяцев.

Автор данной статьи по указанию заместителя прокурора Чеченской Республики выезжал на дополнительный осмотр места происшествия. Взрыв был такой силы, что тела двух погибших работников прокуратуры собирали по фрагментам, а искореженное табельное оружие потерпевших обнаружили за несколько сот метров от эпицентра взрыва. Преступление по факту террористического акта в отношении следователя по особо важным делам юриста 1 класса Леушина А. Н. и прокурора - криминалиста прокуратуры г. Грозного юриста 1 класса Хамзатова А. М. до настоящего времени не раскрыто. Оба работника прокуратуры награждены орденом «Мужества» (посмертно).

Несмотря на гибель двух работников прокуратуры г. Грозного, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) единогласно пришел к выводу о том, что не было проведено эффективного расследования обстоятельств исчезновения Шахида Байсаева, не было обеспечено защиты мужа заявительницы от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и постановил: России в трехмесячный срок выплатить заявительнице 1 732 евро (одна тысяча семьсот тридцать два евро) в возмещение материального ущерба в рублях по курсу на дату выплаты; 50 000 евро (пятьдесят тысяч евро) в возмещение морального вреда в рублях по курсу на дату выплаты; 12 994 евро (двенадцать тысяч девятьсот девяносто четыре евро) в счет возмещения издержек и расходов, подлежащие уплате на счет банка представителей заявительницы в Нидерландах[3].

Следует отметить, что Европейский суд по правам человека при вынесении своих постановлений не учитывал экстремальный характер социальных условий того периода времени в Чеченской Республике, активную фазу контртеррористической операции против участников организованных преступных формирований террористической направленности, которым существенно помогали эмиссары и наемники международных террористических организаций, через которых шло финансирование организованной террористической деятельности, исчисляемого десятками миллионов долларов США.

Можно привести следующие сведения о гражданах иностранных государств, принимавших участие в террористической деятельности на территории Северо - Кавказского региона, участвовавших в незаконных вооруженных формированиях террористической направленности, оказавших ожесточенное вооруженное сопротивление и нейтрализованных в ходе спецопераций сотрудниками правопорядка:

1. Абу Омар (Умар), прим.1960 г.р., подданный Королевства Саудовская Аравия, духовный лидер ваххабитов Чечни, заместитель Хаттаба. Нейтрализован 11.07.01г.

2. Абу Аль - Валид Аль Гамиди, 1966 г.р., подданный Королевства Саудовская Аравия. Один из лидеров НВФ. Нейтрализован в апреле 2004г.

3. Абу Кутейба, прим.1960 г.р., близкая связь Хаттаба и Абу Аль-Валида. Нейтрализован 01.07.04 г.

4. Айдын Кайя (Аус-Ша - Кауа), 05.04.81 г.р., урож. г. Малатья Турция, гражданин Турции, паспорт серия ТК-0 № 705208, порядковый номер 41-49621-2004. Нейтрализован 05.11.04г.

5. Бинатиа Ясин, 23.03.79г.р., паспорт КР № 0166202, выданный 23.02.01г. Иммиграционным департаментом МВД Великобритании. Нейтрализован 08.03.04 г.

6. Бурхан Челеби, 23.04.80 г.р., урож. Везиркепрю, гражданин Турции, паспорт серия ТК.-М № 051823, порядковый номер 50-38297-2004. Нейтрализован 05.11.04 г. и т.д.

Следователи также должны знать мнение признанных специалистов по борьбе с терроризмом из Израиля о том, что «…впервые с момента обретения независимости Израиля и со времен президента Трумэна, солидарность между США и Израилем, основанная на еврейско-христианских ценностях, уступает место христианско-мусульманской солидарности…а Яков Пери, в прошлом глава ШАБАКа, одной из наиболее серьезных угроз в условиях современного общества назвал террористическую деятельность посредством компьютеров…»[4].

В Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике осталось более 1200 приостановленных уголовных дел террористического характера, сложность раскрытия которых обусловлена высокой степенью национальной и конфессиональной сплоченности населения, родственными, межтейповыми и религиозными связями, нежеланием сотрудничать со следственными органами, в том числе из-за опасений мести со стороны участников организованных преступных формирований (Только в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике имеется 1873 уголовных дела, возбужденных по фактам похищения людей, которые остаются нераскрытыми и приостановленными за неустановлением лиц, причастных к преступлениям.) [5].

16 апреля 2009 года был отменен приказ, объявляющий территорию Чеченской Республики зоной проведения контртеррористической операции (КТО), но у следственного аппарата всех правоохранительных органов работы только прибавилось: необходимо было расследовать не только текущие сложные уголовные дела (в том числе с помощью мобильных следственных групп)[6], но и преступления прошлых лет.

Лидеры и непримиримые участники ОПФ террористической направленности, максимум усилий прилагали к тому, чтобы нанести максимальный урон «федералам» и лишить следствие возможности сбора каких-либо вещественных доказательств (например, взрывы с использованием «террористов – смертников»), установки дополнительных самодельных взрывных устройств (СВУ), чтобы взорвать их в момент прибытия следственно-оперативной группы (как при взрыве в ходе осмотра «Невского экспресса»)[7], а в случае возбуждения уголовных дел принимали меры к подкупу следователей.

Когда способ дачи взятки не действовал, прибегали к угрозам убийством, которые носили реальный и наличный характер (как для самого следователя, так и его родственников). В связи с этим, в период активной фазы КТО в Чеченской Республике некоторые следователи и прокуроры титульной нации вынуждены были скрывать местонахождение своих близких родственников и даже вывозить на жительство в другие регионы России. В случае принципиальной позиции следователей, по находящимся в производстве уголовным делам, бандиты разрабатывали тщательно продуманные планы по их убийству.

В период активной фазы КТО в Чеченской Республике, обеспечение собственной безопасности входило в круг служебных обязанностей самих работников прокуратуры, отдельной службы собственной безопасности не было, методические рекомендации и инструкции также отсутствовали (Некоторые следователи и прокуроры центрального аппарата прокуратуры Чеченской Республики, даже в период дислокации в г. Гудермесе в 2001 году, а потом в г. Грозном, носили при себе в кармане гранату, в лучшем случае пистолет, иногда автомат из вещественных доказательств по уголовным делам, а при передвижении и по городу в «Жигулях» или «Ниве» в «бардачке» лежали 1-2 гранаты. Некоторые водители возили с собой гранатомет «Муха» в целях самообороны. Но как показала практика борьбы с терроризмом в Чеченской Республике перечисленные «индивидуальные средства защиты» от взрыва СВУ (самодельных взрывных устройств») не спасали.).

Уже в 2002 году работники прокуратуры Чеченской Республики стали получать табельное оружие, а приезжавшие в командировку получали это оружие по месту постоянной службы в субъектах России.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. Бастрыкин еще в 2009 году предлагал «…включить свое ведомство в число государственных военизированных организаций, а для защиты следственных бригад, особенно в неспокойных регионах, им требуются автоматы...»[9]

Следователям следует принимать дополнительные меры не только личной безопасности, но и к сохранности находящихся в производстве или приостановленных уголовных дел. Следует иметь в виду, что лидеры и непримиримые участники ОПФ в период активной фазы КТО в Чеченской Республике, сумели уничтожить помещение одной районной прокуратуры, где сгорели уголовные дела, восстановленные потом в установленном законом порядке (Гор (рай) прокурорам Чеченской Республики было разослано информационное письмо, подготовленное аппаратом прокуратуры, о механизме восстановления утраченных уголовных дел в ходе боевых действий.).

Особые меры безопасности необходимо предпринимать при перемещении уголовных дел из одного помещения следственного отдела, например, в следственное управление. В период активной фазы КТО в Чеченской Республике имел место случай, когда следователь одной из районных прокуратур был задержан неустановленными лицами в защитной форме одежды, которые потребовали отдать им перевозимые уголовные дела. Следователь выдернул предохранительную чеку из гранаты и пригрозил взорвать нападавших. Поняв, что угроза взорвать носила реальный характер, следователь настроен на решительные действия, оставив попытки забрать уголовные дела, неустановленные лица скрылись. Впоследствии следователь быть награжден государственной наградой - медалью «За отвагу».

Чем последовательней и активней действуют правоохранительные органы и спецслужбы России по нейтрализации лидеров и непримиримых участников ОПФ, эмиссаров международных террористических организаций и наемников, тем сильнее возрастает организованное сопротивление последних, перерастающее, в том числе, в посягательство на жизнь следователя. Таким образом, следователи и их родственники зачастую становятся потерпевшими по преступлениям, совершенным членами ОПФ террористической направленности.

Проанализируем, как складывалась ситуация с посягательствами на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование, в 2011 году, и их расследованием.

В 2011 году в России произошло снижение зарегистрированных преступлений этой категории: было зарегистрировано 13 (снижение на - 27,8%) преступлений по ст.295 УК РФ (Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), предварительно расследовано - 4 (- 20,0%) преступления, направлено в суд с обвинительным заключением - 1 (удельный вес к числу расследованных преступлений - 25,0%, Республика Бурятия), выявлено 9 лиц (+50,0%), приостановлено по п.1ч.1 ст.208 УК РФ – 10 (- 23,1%), приостановлено по п.2,3 ч.1 ст.208 УК РФ – 2 (0,0).

Как видим, в 2011 году только 4 уголовных дела расследованы и только 1 дело направлено в суд, хотя выявлено 9 лиц.

Из федеральных округов в 2011 году больше всего преступлений по ст.295 УК РФ было зарегистрировано в СКФО. Ранжирование федеральных округов России по ст.295 УК РФ выглядело в 2011 году таким образом: СКФО – 9 (-35,7%), СФО-2 (-), ПФО-1 (-), СЗФО – 1 (-), ЦФО- 0 (-100%), ЮФО- 0 (-100%), ДФО- 0 (-100%), УФО- 0 (-).

Больше всего преступлений по ст.295 УК РФ было зарегистрировано в Республике Дагестан. Ранжирование субъектов СКФО по ст.295 УК РФ выглядело так: Республика Дагестан - 5 (+25%), Кабардино-Балкария - 2 (-60%), Республика Ингушетия - 2 (-60%), Чеченская Республика, Северная Осетия Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край-0 (-).

За 6 месяцев 2012 года всего по России уголовные дела, которые находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчетном периоде составили 24 (+9,1%) преступления по ст.295 УК РФ, количество зарегистрированных преступлений по ст.295 УК РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) увеличилось - 11 (+120%), количество предварительно расследованных дел снизилось до - 2 (-33,3%), в первом полугодии 2012 года в суд уголовные дела по ст.295 УК РФ не направлялись. Таким образом, преступления по ст.295 УК РФ являются трудно раскрываемыми.

Из федеральных округов за 6 месяцев в 2012 года больше всего преступлений по ст.295 УК РФ было зарегистрировано в СКФО. Ранжирование федеральных округов России по ст.295 УК РФ выглядело за 6 месяцев 2012 года таким образом: СКФО – 9 (+200,0%), ЦФО- 2 (-), СФО-0 (-100%), ПФО-0 (-), СЗФО – 0 (-), ЮФО- 0 (-), ДФО- 0 (-), УФО- 0 (-). Выявлено за 6 месяцев 2012 года 3 лица (-50,0%), совершивших преступление, предусмотренное ст.295 УК РФ (Республика Дагестан - 2, Красноярский край – 1 преступление).

Больше всего преступлений по ст.295 УК РФ было зарегистрировано за 6 месяцев 2012 года в Республике Дагестан. Ранжирование субъектов СКФО по ст.295 УК РФ выглядело так: Республика Дагестан - 6 (+200,0%), Кабардино-Балкария - 3 (+200%), Республика Ингушетия - 0 (-), Чеченская Республика, Северная Осетия Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край - 0 (-). В ЦФО было зарегистрировано 2 преступления по ст.295 УК РФ: по 1 преступлению в г. Москве и Тамбовской области[24].

В России действует Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[10].

Согласно преамбулы данного ФЗ «В целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких. (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ). Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью[25].

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность[26].

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности[27].

В субъектах СКФО данный Федеральный закон действует не в полной мере, его реализация существенно затруднена как из-за недостатка финансирования[11], так и существования кровной мести на Северном Кавказе, адатов, особенностей горского менталитета, тейповой психологии и иных причин. Именно в результате низкой эффективности принятых мер безопасности, существенных недостатках в организации и проведении оперативно-розыскные мероприятий, отсутствия элементарного моделирования возможных действий лидеров и непримиримых участников ОПФ, бандитам удавалось реализовывать посягательства на жизнь следователей, то есть подрывать их с помощью СВУ или расстреливать в ходе движения на автомашинах на службу, при подъезде к дому и т.д.

В настоящее время криминальная ситуация на Северном Кавказе изменилась: от методов открытого противостояния, ведения боевых действий крупными бандами, захвата и блокирования населенных пунктов, лидеры, активные и непримиримые участники ОПФ террористической направленности перешли к партизанским методам: ночные обстрелы зданий правоохранительных органов, мест постоянной и временной дислокации военнослужащих, проживания следователей, установка СВУ в наиболее вероятных местах движения (перемещения) сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. При этом, используя опыт террористов с Ближнего Востока, используется метод двойного и тройного подрыва. Эти факты характерны для Чеченской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия.

Особая система мер безопасности должна приниматься при выезде и организации осмотра места происшествия по преступлениям террористической направленности и другим тяжким и особо тяжким преступлениям, в том числе для созданных мобильных следственных групп. Следует не забывать, что противник в лице профессиональных террористов, их лидеров и эмиссаров международных террористических организаций, наемников хитер и коварен, использует нетрадиционные методы ведения боевых действий: закладка СВУ в кроне деревьев (для усиления поражающих свойств), в куче мусора, в детские игрушки, ведра, пачки сигарет, спичек и т.д., не «брезгует» и традиционной «растяжкой».

Преступления, связанные с посягательствами на жизнь лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование имеют свою специфику и сложны в сборе доказательств, так как лица, подготовившие эти преступления заранее разрабатывали план, способы подхода и отхода с места преступления, создания фальсифицированных доказательств в целях запутать следствие и т.д.

Как правило, лица, организаторы и пособники посягательств на жизнь следователей, в результате ожесточенного вооруженного сопротивления, нейтрализовывались сотрудниками спецслужб или правоохранительных органов, действовавшими в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, исключавшей их уголовную ответственность.

По данным Председателя Национального антитеррористического комитета (НАК), А.В. Бортникова в 2011 году были нейтрализованы "…48 бандглаварей, в их числе три эмиссара "Аль-Каиды", всего уничтожены еще 297 активных членов бандгрупп. Задержано 660 бандитов и их пособников, в том числе 13 лидеров религиозно-экстремистского подполья…"[12].

Большое значение для правоприменительной практики имеет постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации №1 от 09.02.2012 года «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности». Как правило, основной мотив посягательств на следователей в субъектах СКФО, связан с их служебной деятельностью по расследованию преступлений террористической направленности и является местью за эту правомерную деятельность. Но может быть и мотив «путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями». Об этом говорится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В том случае, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по статье 205 УК РФ.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по статье 295 УК РФ или статье 317 УК РФ[13].

Хотя правозащитные международные организации поддерживают взятый Правительством России курс на социально-экономическое развитие северокавказских республик, но считают, что права человека не включены в число приоритетов российской политики на Кавказе и не прекращен системный произвол при контртеррористических мероприятиях(Представители международных правозащитных организаций полагают, что самым эффективным способом предупреждения нарушений прав человека в северокавказском регионе стало бы эффективное расследование актов пыток, незаконного задержания и содержания под стражей, насильственных исчезновений, внесудебных казней и коллективного наказания со стороны силовых структур различного подчинения и привлечение виновных к ответственности.). Правозащитники утверждают о том, что в ходе работы в Чечне в феврале 2010 г. были задокументированы четыре случая насильственных исчезновений, совершенных республиканскими силовиками во второй половине 2009 г. В трех из них имеются веские утверждения о причастности к преступлению лиц, занимающих руководящие посты в республике. Семьи всех похищенных уже обратились с жалобами в Страсбург (В меморандуме Комитета министров Совета Европы определено четыре приоритетных направления в делах заявителей из Чечни: первое - совершенствование нормативно-правовой базы деятельности силовых структур; второе-проведение разъяснительной работы среди их сотрудников и обеспечение соответствующей подготовки личного состава; третье – совершенствование национальных механизмов правовой защиты; четвертое – улучшение сотрудничества России с Европейским судом в части предоставления материалов уголовных дел, истребуемых документов и другой информации.).

Они (правозащитники) призвали правительство России выполнить 4 мероприятия, в том числе, провести эффективное, объективное и тщательное уголовное расследование в отношении лиц, фигурирующих в решениях Европейского суда в качестве участников операций в Чечне, сопровождавшихся установленными судом нарушениями, либо несущих командную ответственность за такие операции, включая генерал-майора Якова Недобитко, генерал-майора Владимира Шаманова и генерал-полковника Александра Баранова (Четыре мероприятия, предложенные Правительству РФ: 1.Безотлагательно довести продолжающиеся уголовные дела до реального завершения, установив лиц, совершивших установленные Европейским судом нарушения, и обеспечив их уголовное преследование. 2. Безотлагательно провести эффективное, объективное и тщательное уголовное расследование в отношении лиц, фигурирующих в решениях Европейского суда в качестве участников операций в Чечне, сопровождавшихся установленными судом нарушениями, либо несущих командную ответственность за такие операции, включая генерал-майора Якова Недобитко, генерал-майора Владимира Шаманова и генерал-полковника Александра Баранова (звания приводятся на момент нарушений). 3.Безотлагательно довести до всех прокурорских и следственных органов, что игнорирование или непризнание решений Европейского суда по правам человека недопустимо, поскольку является нарушением обязательств России по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 4. Довести до всех прокурорских и следственных органов требования Европейского суда, касающиеся эффективного расследования, и обозначить конкретные санкции за их неисполнение.). Следует отметить, что командующий ОГВс генерал-полковник А. Баранов стал жертвой террористического акта 9 мая 2004 года в г. Грозном и ему был причинен тяжкий вред здоровью.

Правозащитники также предложили предоставить родственникам всю информацию о судьбе и местонахождении исчезнувших лиц, немедленно создать единую и действенную систему идентификации всех останков, в том числе через выявление захоронений и проведение эксгумации (Обеспечить своевременное получение потерпевшими полной информации о ходе расследования в соответствии с их правами по Европейской конвенции, в частности:- подтвердить обязанность органов следствия и прокуратуры надлежащим образом информировать потерпевших о ходе расследования; - обязать все органы следствия и прокуратуры в максимально возможном объеме допускать потерпевших или их юридических представителей к ознакомлению с материалами дела, включая снятие копий с документов; - пересмотреть статью 42 УПК, отдельно оговорив право потерпевших в полном объеме знакомиться с материалами уголовного дела, предварительное расследование по которому приостановлено; - пересмотреть статью 161 УПК, признанную Европейским судом неоправданно ограничительной, уточнив обстоятельства, допускающие разглашение данных предварительного расследования, таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность общественного контроля за следствием (Европейский суд считает такой контроль необходимой составляющей эффективного расследования); - рассмотреть вопрос о введении должности сотрудника по связям с родственниками, который поддерживал бы контакт с семьей пострадавшего на протяжении всего расследования. Обеспечить возможность уголовного преследования за нарушения закона должностных лиц, принимающих участие в спецоперациях, включая контртеррористические, или осуществляющих руководство такими операциями.).

Они пришли к выводу о том, что «…руководством Чеченской Республики открыто взят курс на коллективное наказание всех, кто считается тем или иным образом связанным с вооруженным подпольем. Одним из проявлений этой политики служат поджоги домов семей реальных или предполагаемых боевиков. С июля 2008 г. по июль 2009 г. известно о 30 таких поджогах, совершенных чеченскими силовиками...». В июле 2009 года Хьюман Райтс Вотч опубликовала по этой проблеме доклад «Расплата за детей». Во всех этих случаях кто-то из членов пострадавшей семьи считался боевиком (обычно сын или племянник)…С середины лета прошлого года и до настоящего времени мы продолжаем получать сообщения о карательных поджогах домов в Чечне. Последний известный нам случай произошел в Шали 16 марта 2010 года…»[14].

Один из правозащитных центров в интернете также сообщил о том, что в «…Чечне применяют новые способы давления на боевиков - их родственникам не выплачивают детские пособия и пенсии. Об этом незадолго до своей гибели рассказывала представитель грозненского отделения Правозащитного Центра "Мемориал" Наталья Эстемирова…»[15].

Данная позиция не расходится с мнением руководства всех правоохранительных органов и спецслужб России: любое преступление должно быть раскрыто и принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление является одним из ключевых. Достаточно вспомнить, что в России исполняются решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Все предложения представителей правозащитных организаций, в том числе международных, требуют внимательного изучения и дополнительной углубленной проверки с изучением имеющихся материалов и уголовных дел, как в прокуратуре, Следственном управлении Следственного комитета РФ по Чеченской Республике, так и в других правоохранительных органах Чеченской Республики, проведения дополнительных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Следует отметить, что никто из представителей правозащитных международных организаций не отметил фактов сокрытия преступлений от учета, отказа от возбуждения уголовных дел при наличии законного повода и достаточного основания, ущемления прав потерпевших в ходе расследования уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям прошлых лет (согласно действующему УПК Российской Федерации), неоправданной волокиты только по вине следователя. В то же время, как прокуратура, так и правозащитники отмечали низкий уровень оперативно-розыскной деятельности, недостатки во взаимодействии следственных подразделений и субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Активность и организованность участников ОПФ существенно возрастала при поступлении денежных траншей, особенно из-за границы, то есть внешнего финансирования организованной террористической деятельности в России, так как эти суммы необходимо было «отрабатывать», предоставлять видео (фото) отчет о совершенных террористических актах, убийствах «федералов», включая следователей правоохранительных органов и спецслужб.

Поэтому обнаружение и перекрытие внешних и внутренних источников и каналов финансирования терроризма являются главными направлениями деятельности следователей и оперативных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, и в то же время профилактикой посягательств на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих (статья 317 УК РФ) и следователей, дознавателей, судей (статья 295 УК РФ).

Например, еще до введения уголовной ответственности за финансирование терроризма (статья 205-1 УК РФ) (Федеральным законом от 24.07.2002 была введена новая статья в Уголовный кодекс: 205-1 («Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению»).) прокурор Чеченской Республики государственный советник юстиции 3 класса В.Г. Чернов обладал оперативной информацией от командующего Объединенной группировки войск и сил (ОГВс) о поступлении денежных средств (в том числе в долларах США) лидерам и активным участникам ОПФ для подкупа дознавателей, следователей правоохранительных органов за отказ в возбуждении или прекращении уголовного дела (как правило, по ст.222 УК РФ), предъявлении обвинения по менее тяжкой статье, изменении меры пресечения в виде ареста на подписку о невыезде на стадии предварительного следствия.

По проверенным оперативным данным большая часть денежных средств, предназначенных для организации террористической деятельности в Северо - Кавказском регионе, другую часть - планировалась истратить на подкуп следователей, дознавателей, судей или для организации посягательств на их жизнь (то есть убийств) в случае отказа от получения взяток. Именно тогда прокурор Чеченской Республики принял решение о том, что изменение меры пресечения в виде ареста за совершение любого преступления гор (рай) прокурором или его заместителем возможно только после согласования с ним лично (По УПК РСФСР меру пресечения в виде ареста избирал прокурор района или его заместитель.).

Таким образом, выявление и перекрытие внутренних и внешних источников и каналов финансирования терроризма для лидеров и участников ОПФ, является профилактическим мероприятием не только по преступлениям террористической направленности, но и по другим тяжким и особо тяжким преступлениям, включая посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, следователя, дознавателя, судьи, прокурора.

В НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (НИИ Академии ГП РФ) с 2010 года стали проводиться исследования по борьбе с финансированием терроризма (БФТ). На первом этапе исследования была составлена анкета (В редактировании анкеты и обобщении результатов принимала участие научный сотрудник НИИ Академии ГП РФ юрист 1 класса Звягина В.) для опроса следователей СКП РФ (в настоящее время следователи Следственного комитета РФ) и опрошены представители следственных подразделений на международном совещании следователей (МСС) 3-4 июня 2010 года в Казани. На нем были розданы 100 анкет (Из 100 анкет, включающих 35 вопросов, розданных в г. Казани были заполнены и возращены только 29. Содержание анкет достаточно информативно и обогащает следователей новыми знаниями.) для проведения анкетирования следователей и прокуроров в связи с подготовкой «Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (п. 4 приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 №11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Результаты обобщения были завершены совместно с сотрудниками отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (В целях достижения репрезентативности исследования, дополнительно были направлены уточненные анкеты для опроса следователей СУ СК по Чеченской Республике, Республикам Дагестан и Ингушетии, полученные анкеты в стадии обработки. Некоторые выводы по результатам анкетирования: 1. Даже первоначальный этап исследования свидетельствовал о недостаточной теоретической и практической подготовленности следователей прокуратуры к расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма. 2. Было также выявлено слабое взаимодействие оперативных подразделений ФСБ, МВД России, Росфинмониторинга со следственными подразделениями прокуратуры. 3. При большом количестве оперативно-значимой информации по финансированию терроризма, она оставалась неизвестной подавляющему большинству следователей и не реализовывалась в конкретных уголовных делах. 4. Отсутствовал должный уровень взаимодействия и координации действий правоохранительных органов и спецслужб России со следственными подразделениями СКП, направленный на решение проблем выявления, возбуждения, расследования и направления в суд уголовных дел, связанных с финансированием терроризма. 5. Практики пришли к выводу, что необходимо создание в регионах со сложной криминальной ситуаций (СКФО, Москве) специальных подразделений по расследованию только этой категории уголовных дел, то есть террористических преступлений и их финансирования.).

Следователям было предложено высказать свое мнение по важным для совершенствования закона и практики выявления и расследования преступлений, связанных с финансированием терроризма. Аналогичное анкетирование было проведено в Следственном управлении Следственного комитета (СУ СК) РФ по Чеченской Республике (ЧР) (Из СУ СК при прокуратуре РФ по ЧР поступило и обработано 90 анкет.), СУ СК РФ по Республикам Дагестан (РД) (Из СУ СК при прокуратуре РФ по РД поступило и обработано 30 анкет.) и Ингушетия (РИ) (Из СУ СК по РИ поступило 21 анкета.).

В ходе анкетирования 170 следователей в 2010 году было установлено, что взаимодействием с ФСБ России по борьбе с финансированием терроризма были неудовлетворенны: МСС (Следователи, опрошенные на международном совещании следователей в г. Казани.) - 63,0% опрошенных, ЧР- 54,5%, РД – 69,2%, РИ-95%, удовлетворены: МСС – 22,2%,, ЧР -27,3%, РД – 23,1%, РИ-5,0%, иное мнение: МСС -14,8%, ЧР 18,2% (Иное мнение эксперта из Управления Следственного Комитета России по Чеченской Республики: взаимодействия по борьбе с финансированием терроризма с ФСБ нет.), РД - 7,7%, РИ-0 (Иное мнение экспертов из Управления Следственного Комитета России по Республике Ингушетия: «Очень закрытая организация, решающая свои задачи, практики нет, считают, что у них свои задачи, готовы предоставлять данные, которые считают нужными сами. Взаимодействия с ФСБ по борьбе с терроризмом нет. Реально взаимодействие осуществляется только в протокольной форме. СУ СК РИ - нет информации. ФСБ работает из рук вон плохо, слабые оперативные позиции».).

В ходе анкетирования 16-29 мая 2011 года по проблемам борьбы с финансированием терроризма (БФТ) сотрудников прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студентов в Республике Ингушетия 178 (75,7%) (Отдел ФСИН (Ингушетия респ.) -10 (4,3%), УФСКН по Ингушетии респ. – 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на -6 (2,6%), Джейрахская прокуратура – 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак -5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Ингушетия респ.) -22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на – 6 (2,6%), ОМОН МВД (Ингушетия респ.) - 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в респ. Ингушетия – 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Ингушетия респ.) – 14 (6,0%), УФСБ (Ингушетия респ.) – 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Ингушетии респ. - 24 (10,2%), Совет Безопасности (Ингушетия респ.) – 5 (2,1%), военный следственный отдел (Ингушетия респ.) - 5 (2,1%),. военная прокуратура Ингушетии респ. – 6 (2,6%).) респондентов, в Чеченской Республике – 44 (18,7%) (Аппарат прокуратуры (Чеченская респ.), гор. (рай) прокуроры - 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская респ.) – 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская респ.) - 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская респ.) - 3 (1,3%).), в Республике Дагестан – 13 (5,5%) (Студенты (респ. Дагестан) - 13 (5,5%).), всего 235 респондентов, были получены интересные результаты.

Большинство сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры в 2011 году заявили о том, что взаимодействием с оперативными подразделениями ФСБ России по борьбе с финансированием терроризма (БФТ) не удовлетворены 107 (48,2%), удовлетворены только 88 (39,6%) респондентов, иное мнение – 27 (12,2%).

Таким образом, в 2010 и 2011 году большинство следователей, сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры посчитали необходимым совершенствовать формы взаимодействия с оперативными подразделениями ФСБ России по борьбе с финансированием терроризма (БФТ).

Согласно тому же исследованию взаимодействием с МВД РФ по борьбе с финансированием терроризма были неудовлетворенны в 2010 году следователи: МСС - 65,4%, ЧР – 59,8%, РД – 82,8%, РИ-95,2% положительно оценили взаимодействие МСС-19,2%, ЧР 21,8%, РД – 10,3%, РИ- 4,8% иное мнение: МСС -15,4%, ЧР-18,4% (СУ СК по ЧР: нехватка профессиональных кадров. СК по ЧР: взаимодействия по борьбе с финансированием терроризма с МВД нет.), РД – 6,9% (Иное мнение СУ СК по РД: все необходимо менять.), РИ-4,8% (СУ СК РИ: слабая оперативная работа. В МВД РИ еще хуже, чем в ФСБ, слабые оперативные позиции. Уровень подготовки также низок, как и у следователей СКП РФ. Взаимодействия с МВД по борьбе с терроризмом нет. Отсутствует такое взаимодействие, не предоставляется МВД такая информация.).

Большинство сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры в 2011 году заявили о том, что взаимодействием с МВД РФ (полицией) по борьбе с финансированием терроризма: не удовлетворены – 142 (63,7%) респондентов, удовлетворены – 55 (24,7%), иное мнение 26 (11,7%).

Таким образом, в 2010 и 2011 году большинство следователей, сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры заявили о том, что не удовлетворены взаимодействием с МВД РФ по БФТ.

С оперативной информацией по финансированию терроризма необходимо обращаться очень осторожно: в случае малейшей оплошности сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России планы и схемы финансирования изменяются. Источники оперативной информации о финансировании вычисляются и погибают мучительной смертью. Звенья цепочки (канала) финансирования выводятся из игры или нейтрализуются. Следует отметить, что именно следователи ФСБ России были наиболее успешны в расследовании преступлений, связанных с финансированием терроризма, что можно объяснить, в том числе более тесным взаимодействием следственного аппарата и оперативных подразделений, использованием имеющихся оперативных баз данных, оперативным сопровождением всего хода расследования преступления (даже после постановления обвинительного приговора).

Посягательства на жизнь следователей продолжались и в 2012 году. Так, 11сентября 2012 года около 23.00 в Москве неустановленным лицом был убит следователь Северного следственного отдела московского межрегионального управления на транспорте Сергей Леонов. Это преступление далеко не первое в отношении следователей Следственного комитета России. Преступники стреляли в следователя следственного управления по Астраханской области Евгения Ковалёва, в Санкт-Петербурге от рук преступников погиб сотрудник Следственного комитета Дмитрий Марининов. Особенно часто подвергается опасности жизнь следователей в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, где на них совершено более десяти нападений их обстреливали, взрывали служебные машины, пытались взорвать дома, где живут семьи следователей. Можно привести скорбный список погибших сотрудников Следственного Комитета России: Казиахмедов Назим погиб - 27.09.2007, Марининов Дмитрий - 15.01.2009, Казиахмедов Сейфудин - 21.05.2009, Мусаев Гамзат - 30.09.2009 . Васюкович Сергей - 03.03.2010, Давыденко Анна - 29.09.2010, Алибегов Гаджи - 21.06.2011, Гаджибеков Арсен - 14.12.2011, Кяров Кантемир - 04.02.2012, Глушко Константин - 24.06.2010, Вороков Алим - 01.06.2012 года[20]

Борьбу с организованным сопротивлением участникам ОПФ в СКФО следует активизировать и принять дополнительные меры к реализации следующих предложений по оптимизации мер обеспечения безопасности следователей:

1. Для обеспечения безопасности очень важна бесперебойная связь. В настоящее время в армию поступают новые образцы связи, которые могут быть использованы и следователями правоохранительных органов (работающие на разных частотах, в любых метеорологических условиях, имеющие шифратор и возможность выхода на сотовую, районную или городскую телефонную связь т.д.)[16].

2. В целях обеспечения физической безопасности следователей при проведении следственных действий в отдаленных и горных районах республик СКФО необходимо выделение бронированного транспорта.

Для выезда следователей по служебным вопросам за пределы республики, в целях экономии горюче-смазочных материалов и увеличения срока эксплуатации бронированного автотранспорта, целесообразно выделить в СУ СК РФ не менее 7-10 легковых автомашин («Жигули», «Нива» и другие, в зависимости от численности следователей, следственной нагрузки, сложности уголовных дел)

3. Нуждается в постоянном совершенствовании и система антитеррористической и противодиверсионной защищенности зданий отделов и управлений СК РФ, особенно в СКФО. Для установления физической преграды проникновения к зданиям следственных подразделений транспорта требуется, как минимум, установка противотаранных устройств с высотой блокиратора в открытом положении до 0,7 м (и выше) с возможностью интеграции с системой контроля доступа. Противотаранные устройства необходимо установить при въезде на территорию, прилегающую к зданиям всех отделом СУ СК РФ в СКФО. Не менее эффективными являются «змейки» из бетонных блоков, препятствующих разгону транспортных средств, груженных взрывчатыми веществами, для выполнения таранных действий «террористами-смертниками», а также иные фортификационные сооружения, хорошо зарекомендовавшие себя в Чеченской Республике.

В качестве образцов системы антитеррористической и противодиверсионной защищенности зданий могут быть использованы здания Управлений и отделов ФСБ России по Чеченской Республике и Республике Ингушетия.

4.В судебных органах стала широко использоваться система видеоконференцсвязи. Использование указанной системы видеоконференцсвязи между следственными отделами и управлением повысит эффективность работы следственных органов (появится возможность проводить все совещания в режиме видеоконференцсвязи), существенно снизится потребность в перемещении следователей в служебных целях между городами и районами субъекта СКФО, тем самым обезопасит их работу снижением риска нападения на них в пути следования, сократит расходы на содержание автотранспорта (ГСМ, ремонт, естественный износ).

5. Важна установка сетевой системы контроля доступа в здание следственных управлений и отделов. Для оперативного контроля за перемещением следователей помимо личных и служебных сотовых телефонов, персонала и граждан в здании СУ СК в реальном времени, учете рабочего времени, обеспечения взаимообмена информацией с системами видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализацией требуется установка сетевой системы контроля доступа. Для предотвращения проноса огнестрельного оружия и СВУ в здания следственных подразделений требуется установка арочных металлоискателей[17].

6. Для создания нормальных условий труда, повышения эффективности следственной деятельности необходимо финансирование строительства служебного жилья для следователей (Например, по исследованиям отдела собственной безопасности (ОСБ) прокуратуры в Республике Ингушетия установлено, что более 70% всех посягательств в республике совершается в двух случаях: в пути следования на работу или у домовладения. Для обеспечения технической безопасности следователей и их защиты требуется установка в квартирах (домах) видеонаблюдения, пожарно-охранной сигнализации и прямой экстренной связи с дежурной частью полиции (кнопка экстренного вызова). Эти технические устройства должны быть, в первую очередь, установлены в квартирах (домах) следователей, которые подлежат государственной защите в соответствии с действующим законодательством. Во-вторых, технические средства должны быть установлены во всех служебных квартирах (домах) прокуратуры республики.).

7. Для подготовки террористического акта или посягательства на жизнь следователя, участники ОПФ изучают пути подхода и отхода к месту преступления, наиболее удобные места для производства выстрелов или закладки СВУ, подъезжают на автомашинах или пешим порядком. Поэтому в целях повышения безопасности следователей необходима установка таких систем видеонаблюдения по месту службы и жительства, которые могли бы различать не только фигуру, но и лица граждан, сравнивать их с фотографиями лиц, находящихся в розыске и причастных к организованной террористической деятельности, а также определять номера, проезжавших автомашин, объявленных в розыск, с выводом указанной информации, сопровождающейся звуковым сигналом, на монитор оперативного дежурного следственного управления, дежурной части полиции, Управления ФСБ России (по республике СКФО), кризисного ситуационного центра регионального МЧС[18]. Например, Ворон-Гео-2-волоконно-оптическая система мониторинга границ и периметров от ООО «Прикладная радиофизика». Система способна распознать и классифицировать нарушителя (с вероятностью 0,95), в том числе на фоне помехового сигнала[19].

8. В период активной фазы КТО в прокуратуру Чеченской Республики поставлялись бронежилеты типа «Кираса». Они были очень тяжелы, неудобны и, как правило, следователи и прокуроры при выезде на осмотр места происшествия, или передвижении по г. Грозному, ими не пользовались. Эти бронежилеты вешались на передние сиденья служебных автомашин. Поэтому в настоящее время в целях обеспечения физической защиты следственных работников (находящихся под государственной защитой, командированных в СУ СК) необходима поставка легких бронежилетов скрытого типа.

9. Следует перенимать положительный опыт обеспечения защиты другими правоохранительными органами, например, сотрудниками Управлений ФСБ России по Республике Ингушетия, Чеченской Республики

10. Безусловно, важна осмотрительность самого следователя, знание криминальной ситуации в регионе прохождения службы, умение моделировать действия лидеров и непримиримых участников ОПФ террористической направленности.

Анализ криминальной ситуации в СКФО свидетельствует о том, что организованное сопротивление лидеров, непримиримых и активных участников ОПФ террористической направленности, эмиссаров международных террористических организаций и наемников, с учетом сложной обстановки в мире, кризисной ситуации вокруг Сирии и Ирана, будет только возрастать,при отсутствии реальной возможности выявить и перекрыть все внешние и внутренние источники и каналы финансирования терроризма, что требует новых форм координации и взаимодействия всех правоохранительных органов и спецслужб России, разработки новых нестандартных методов защиты следственного аппарата от преступных посягательств с учетом местных условий и кавказского менталитета.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.