Статья 'Культы Ленина и Сталина в комсомоле 1950-х годов ' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

Cults of Lenin and Stalin in Komsomol of the 1950’s

Ovanesyan Inna Georgievna

Post-graduate student, the department of History and Philosophy, Tambov State Technical University; Deputy Director, Stavropol State Pedagogical University  

357600, Russia, Stavropol Krai, Yessentuki, Dolina Roz Street 7

inna-ovanesian@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8744.2016.3.19493

Received:

15-06-2016


Published:

25-06-2016


Abstract: The subject of this research is the policy and public work of Komsomol and manifestations of the cults of V. I. Lenin and I. V. Stalin during its implementation in the 1950’s. The author examines their influence upon the political culture of the Soviet youth. Special attention is given to the manifestations of cult in literature and visual art. At the same time, the author took into consideration the specificity of the youth consciousness justified by the age, as well as by the status of youth as a social group. It is highlighted that as a rule, young men and women stood out in their lack of life goals, indecisiveness of social orientations, and incompleteness of the process of formation of their own ideology. The Komsomol is being viewed as a sociocultural phenomenon. It is demonstrated that in fight against cult of personality, Komsomol (as well as the government) was not consistent. Not denying the direction of disenchantment of the personality cult itself, in the late 1950’s, Komsomol more often expressed intolerance towards the supporters of a radical rejection from the cult political behavior. Unlike the previous years, Lenin’s cult did not serve as an instrument of strengthening the cult of Stalin, but rather contributed into the strengthening of the Komsomol political leadership, as well as added “sacredness” to the political regime.


Keywords:

Propaganda, Public moods, Legendary past, Cult of personality, Stalin, Lenin, Khrushchev, Communist Party, Komsomol, Youth

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Одним из основных направлений деятельности комсомола на протяжении всей его истории была политико-массовая работа. В последние годы увеличилось внимание к ней отечественных историков. Различные аспекты идейно-политического воспитания молодежи рассматривали, в частности, А.А. Беляев [1, 2], В.А. Ванин [3, 4, 6], О.Г. Герасимова [5], А.А. Слезин [1, 2, 4, 6, 7, 8,].

Интересны наблюдения Г. В. Кузовкина. Он показал, что начатый XX съездом КПСС сверху идеологический переворот коснулся в первую очередь коммунистов и комсомольцев: они первыми и в большей мере информировались о разоблачениях, связанных с преступлениями времен культа. Поэтому во второй половине 1950-х годов члены КПСС и ВЛКСМ проявляли наибольшую общественную активность, которую власти расценивали как недостаточно лояльную [9].

Весьма интенсивно в отечественной историографии разрабатывается и проблема культов Ленина и Сталина в советском обществе. Среди публикаций последних лет на эту тему выделим труды Н.В. Семеновой [10], Тихомирова А.А. [11], Н.В. Шалаевой [12, 13] . Анализ процесса десталинизации с марта 1953 по февраль 1956 г. предпринял А.П. Артюков [24]

В данной статье мы хотим обратить внимание читателей на особенности использования ленинско-сталинской тематики в комсомоле 1950-х годов, показать коренные отличия на этом направлении в комсомольской деятельности до и после XX съезда КПСС.

Одним из наиболее заметных событий в жизни комсомола конца 1940-х-начала 1950-х годов стала работа организованной ЦК ВЛКСМ в Историческом музее выставки «Ленинско-сталинский комсомол» (1949-1953 гг.). Хотя она посвящалась истории комсомола, главное внимание было уделено не молодежному союзу, а вождю. Журнал «Смена» писал об экспозиции: «Каждый экспонат выставки говорит о великой любви и преданности нашей молодёжи своему другу, отцу и учителю, вождю всего прогрессивного человечества великому Сталину» [15, с. 6].(После смерти Сталина, в июле 1953 г. выставка, посвященная 30 –летию комсомола, была закрыта, ее материалы переданы в музеи — Исторический, Революции, Вооруженных сил и в архив ЦК ВЛКСМ).

.png_01

Рис.1. Иллюстрация из агитационной брошюры "О работе комсомола на селе"( первое издание - 1943 г.).

Практически любая тема политико-массовой работы комсомола связывалась с именем Сталина. Даже биография и сочинения В.И. Ленина вспоминались безотрывно от сталинских дел и забот. Показательна в этой связи обращенная к пропагандистам статья «Помним, любим, изучаем Ильича» в номере комсомольско-молодежного журнала «Смена» за январь 1951 г. Статья, приуроченная к годовщине смерти В.И. Ленина, 20 раз (!) упоминает Сталина. В ней прямо говорилось, что есть «два величайших человека современности» [16, с. 2]. Симптоматично, что здесь же опубликовано стихотворение, завершающееся строками: «Нет, не умирал Владимир Ленин, / если Сталин на земле живет!» [17, с. 2]. Или: «Когда теперь я слышу имя Ленин, / Я сразу вижу Сталина в Кремле» [18, с. 12].

Ярким примером прославления Сталина через лениниану может служить известное в те годы стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина» (написано в 1950 г.). В нем подробный рассказ о детстве, взрослении и превращении маленького Володи в вождя революции завершается появлением Сталина, советами которого он благодарно пользуется: «Они стоят плечом к плечу. / У них спокойный вид. / И Сталин что-то Ильичу /С улыбкой говорит». Символично и то, что стихотворение завершается клятвой верности: «Клянемся ленинским путем — / Прямее нет пути! — / За мудрым и родным вождем — За Партией идти!» [19, с. 106].

.jpg_14

Рис. 2. Кулагин Ф.М. "Для них светлое будущее завоевали", 1951 г.

Не менее показательно еще одно стихотворение из журнала «Смена»: «Всему, что дорого / (Так повелось в народе), / Даем мы имя светлое его./ В честь Ильича, / В честь Ленина / Володей / Мать называет сына своего» [20, с. 2]. Ленин превратился в безликий символ, олицетворяющий все советские достижения, своеобразный компас движения к новым победам. Ленинскими цитатами старались подтвердить правильность новых политических решений (часто вырывая их из контекста), с их же помощью критиковали оппонентов.

.jpg_16

Рис. 3. Соловьев М.м. "Молодые строители коммунизма! Вперед, к новым успехам в труде и учебе!", плакат 1950 г.

Восхваление Сталина было самодостаточно: «Ваше славное имя / Великий советский народ / Над землею проносит, / Как высшую правду и мудрость, / Ваше имя / Планету в прекрасное завтра ведет. / Ваше имя – / Всего человечества утро!» [21, с. 7].

Общественное сознание молодежи напрямую связывало свои мечты и чаяния с заботой Сталина. Молодой Е. Евтушенко писал: «Ведь об этом мечтаем и я и ты, – / значит думает Сталин об этом!» [22, с.11].

.jpg_08

Рис.4. Траурный номер газеты "Сталинская молодежь", 7 марта 1953 г.

После смерти И.В. Сталина еще некоторое время как бы по инерции продолжалось славословие в адрес вождя, однако уже к концу 1953 г. от него практически не осталось следа. Впрочем, стиль комсомольской агитации и пропаганды изменился мало. Обратимся в этой связи к передовой статье октябрьского номера журнала «Смена» за 1953 г. [23, с. 2-3]. Именно подобные публикации лежали в основе докладов комсомольских пропагандистов. Поэтому данную статью можно воспринимать как источник знаний не только о политической культуре журналистов, но и в целом об изменениях в подходах к пропаганде.

Только один раз упоминается Сталин: «Идеи учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина овладели широкими массами». Из исторических персонажей в центре внимания Ленин: « Комсомол Советского Союза носит имя вождя трудящихся всего мира, имя создателя героической партии коммунистов, основателя социалистического государства - великого Ленина. С именем Ленина связана история зарождения революционного движения среди молодёжи». Цитируются также М.И. Калинин, С.М. Киров. Основной тезис: «Политика партии является жизненной основой нашего общества. Этой политике безгранично верит народ, он следует ей, воплощает её в жизнь. Комсомол - верный проводник политики партии. Вот почему велика и почётна роль комсомола». И практически дежурная фраза (на этом месте могло быть прославление любого очередного партийного решения): «Новым свидетельством заботы нашей партии о благе народа явилось постановление Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР». Пленум ЦК КПСС вооружил партию и советский народ развёрнутой программой борьбы за дальнейшее развитие социалистического сельского хозяйства, за обилие продовольствия для населения и сырья для лёгкой и пищевой промышленности».

Начиная с июля 1953 г. с каждым годом усиливался культ В.И. Ленина: основатель советского государства все чаще упоминался в печати, на радио. Плакаты с его портретами постепенно вытесняли плакаты со Сталиным и тандемом Ленин–Сталин.

Примечательно, что в издательстве Академии педагогических наук РСФСР «… в 1953 году на выдирки и вклейки по отдельным изданиям, которые были необходимы в связи с исправлениями, допускавшимися ранее ошибками по вопросам о роли народных масс и личности в истории , о великих стройках коммунизма, было израсходовано … 130,9 тысяч рублей» [24, с. 436]. Однако рядовые комсомольцы практически не заметили начавшейся в 1953 г. «мягкой» десталинизации.

Зато буквально «взорвал» общественное сознание молодежи доклад Н.С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС «О культе личности и его последствиях».

Лишь три года назад умер И.В. Сталин. Характеризуя устоявшуюся в общественном сознании тогдашней молодежи веру в вождя ярко характеризует фрагмент из написанных еще в советскую эпоху воспоминаний Бориса Вайля: «Два молодых студента философского факультета Московского университета разговаривали в 1953 году. Один говорил: мне нравится девиз Маркса «сомневайся во всем». Другой ответил: – Да, мне тоже. Но в одном нельзя сомневаться – в Сталине. Я понял это, когда был на Красной площади 7 ноября и видел Его на трибуне, и видел, как Его приветствовал народ. Во всем можно сомневаться, но не в этом» [25].

И вот теперь эту, как казалось, непоколебимую веру попытались разрушить. Хотя доклад не был опубликован, в течение марта 1956 г. с ним ознакомились 18 миллионов комсомольцев [26, с. 180]. На закрытых партийных и комсомольских собраниях, а также на закрытых собраниях беспартийных сотрудников идеологических учреждений зачитывалось «Письмо ЦК КПСС», составленное на основе доклада Н.С. Хрущева на XX съезде партии. Причем читали его не только на заводах и в колхозах, но и в старших классах школ.

На собраниях комсомольского актива и пленумах обкомов ВЛКСМ, как правило, официальным тоном, с намеком на нежелательность вопросов и секретность тематики, прежде всего, подчеркивалось, что съезд осудил культ личности, как чуждый духу марксизма-ленинизма. Отмечались заслуги Сталина в революции, Гражданской войне, в борьбе за победу ленинской линии индустриализации и коллективизации, «против врагов и извратителей ленинизма». В тоже время говорилось о том, что с течением времени начали проявляться те черты и качества в практике руководства Сталина, которые затем сложились в культ личности. И далее шел стандартный набор обвинений в извращении Сталиным партийных принципов и партийной демократии. Провозглашалось, что для массовых репрессий против кадров комсомола не было никаких оснований.

В апреле 1956 г. V пленум ЦК ВЛКСМ указал на «необходимость во всей деятельности исходить из того, что подлинными творцами новой жизни являются народные массы, руководимые Коммунистической партией» [27, с. 61].

Вслед за прозвучавшими на V пленуме ЦК ВЛКСМ оценками и местные комсомольские руководители дружно повторяли тезис о нанесении серьезного ущерба культа личности комсомолу. Подчеркивалось, что особенно большой ущерб культ личности нанес идеологической работе среди комсомольцев и молодежи: долгие годы молодежь воспитывалась на книгах, фильмах и постановках, насквозь пропитанных культом личности. Не обошлось без явных преувеличений. Например, говорилось о том, что вся прежняя комсомольская работа сводилась к восхвалению и механическому заучиванию цитат из работ Сталина. «Раскройте любую книгу для детей, начиная с букваря, и вы увидите, что все там пронизано духом культа личности. Всем известно, что пионерские слеты посвящались в основном восхвалению личности Сталина», – подчеркивалось на пленуме Тамбовского обкома ВЛКСМ [28, д. 1298, л. 39].

Многие юноши и девушки после ознакомления с докладом, развенчивавшим ореол непогрешимости вокруг Сталина, находились в состоянии шока. Вот типичный отрывок из воспоминаний участника комсомольского разоблачительного комсомольского собрания А. Меркера из Свердловской области: «В зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Такая обстановка в зале была то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким… «Вождь» был несущей конструкцией всей системы символов раннего советского коммунизма. Обращение с ним как с простым «врагом народа» не могло не смутить умы. Рушилась сама идея высшей правды и справедливости, воплощенной в «Нем». Рушился целый космос привычных мифов, образов и идей. Картина мира разваливалась на глазах» [29].

Генерал-лейтенант таможенной службы в отставке Е.С. Шибанов вспоминал, как в его родной Маслянской средней школе Челябинской области уже на следующий день после зачтения закрытого письма ЦК КПСС «какой-то сельчанин рассек ножом портрет Сталина от его предполагаемого сердца до печени» [30, с. 68]. В Шехманском районе Тамбовской области школьники начали вырывать из книг портреты Сталина [28, д. 1298, л. 42]. Наименование комсомола ленинско-сталинским провозгласили личной виной Сталина [28, д. 1298, л. 39].

В Шпикуловской средней школе после зачтения доклада учащиеся подали десятки записок с вопросами. Но ни директор, ни учителя не смогли на них ответить [28, д. 1298, л. 41]

Сохранились свидетельства и иностранцев, находившихся в тот момент в Москве. Наблюдая за московскими студентами один из американцев, например, заключил, что вера некоторых из них «потрясена до основания» и что отныне они будут относиться с недоверием ко всему, что будет исходить от государственного и политического руководства [31, с. 244].

Ставший впоследствии известным диссидентом В. Осипов вспоминал: «Доклад Хрущева был нам прочитан на закрытом комсомольском собрании в Коммунистической аудитории МГУ на Моховой. На стенах висели четыре портрета: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Конечно, я был потрясен этим докладом. Все сразу приобрело знак «минус» [32, с. 171].

Студент юридического факультета МГУ Кабышев заявил, что ученые не имеют своих убеждений и оправдывают это то культом Сталина, то еще какими-нибудь причинами. В подтверждение он привел пример, как один из профессоров объяснял студентам, почему советская конституция называется сталинской и как через год этот же профессор доказывал обратное [33, с. 8-9].

Множество вопросов, связанных с докладом Н.С. Хрущева и породившими его слухами, получили сотрудники отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, выступавшие в учебных заведениях и молодежных общежитиях: «Почему мало пишут о Сталине», «Почему не нашлось человека, таких членов ЦК, которые бы поправили И. В. Сталина», «Какие ошибки содержатся в «Кратком курсе», «Какой вред наносил культ личности», «Почему ему обо всем этом, о чем говорят сейчас, не сказали на XIX съезде партии?» [34, с. 135].

Особенно трудными для пропагандистов стали многие вопросы по истории. Тогдашний курский старшеклассник Б. Вайль в своих мемуарах вспоминает, как неразрешимо тяжело они пытались ответить, например, на такие вопросы: «Если у нас существовала диктатура Сталина, то логично ли говорить, что у нас была диктатура пролетариата?», «В учебнике говорится, что выход России к Балтийскому морю был жизненно важен. Я не пойму: выходит, каждое государство имеет право захватывать чужую территорию, чтобы иметь выход к морю?», «Не является ли Богдан Хмельницкий предателем украинского народа?», «Почему мы не проходим Достоевского?» [25]. Резко возросший интерес к истории и политике обернулся тем, что … в 1956 году в школах не проводился выпускной экзамен по истории СССР.

Из опрошенных московскими студентами 1526 свидетелей событий о своем одобрении услышанного весной 1956 г. заявили 483 человека (32%), а о недоверии и неодобрении — 553 человека (36 %) [26, с. 180]. Проведя подобный опрос среди 50 жителей г. Ессентуки мы услышали 22 положительных и 28 отрицательных отзывов. Правда, некоторые заявили о пересмотре своих взглядов под влиянием событий последних десятилетий.

Однако архивные документы тоже сохранили сведения и о явно отрицательной реакции на осуждение культа личности. Так, в Дагестане на физико-математическом факультете педагогического института при чтении того места доклада, где приводятся строки из гимна: "Нас вырастил Сталин – на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил" часть комсомольцев зааплодировала [35, д. 45, л. 88].

Власть и раньше объявляла заслуженных (казалось бы!) руководителей врагами народа, бандитами, шпионами и т.п. Но в данном случае низвергался Человекобог, «Знамя» нескольких поколений.

«Неудобных вопросов» добавили венгерские события. Официальная версия о контрреволюционном мятеже далеко не всегда удовлетворяла слушателей. В одном из университетов лектор, использовавший при рассказе о Венгрии лишь штампованные казенные формулировки, добился того, что вся аудитория встала и демонстративно покинула зал [36, с. 32]. Под влиянием требований созыва правомочного, всенародного представительства в странах народной демократии, в МГУ вывесили «Манифест» о замене Верховного Совета СССР действительно народным органом, призванным осуществить контроль над жизнью страны [37, с.61]. Дошло до того, что в МГУ регулярно появлялись сводки о текущих событиях в Венгрии. 7 ноября 1956 г. работники КГБ задержали студентов Ленинградского университета, которые скандировали: «Да здравствует свободная Венгрия!», «Да здравствует свободная Россия!», «Долой Хрущева!» [34, с. 136]. Открытые оппозиционные выступления студенчества зафиксированы в вузах Ленинграда, Казани, Саратова, Свердловска [38, с. 13]. В Ярославле старшеклассник Виталий Лазарянц, проходя в рядах праздничной демонстрации перед трибуной, развернул плакат «Требуем вывода советских войск из Венгрии!»[26, с. 182].

В Сухумском педагогическом институте, Кустанайском сельскохозяйсвенном институте начальство во избежание инцидентов предпочитало международное положение вообще никак не освещать [36, с. 132].

Президиум ЦК КПСС 4 ноября 1956 г. вынужден был одновременно рассматривать два вопроса: стабилизацию ситуации в Венгрии после ввода туда советских войск и «очищение вузов от нездоровых элементов» [39, с. 202, 979-980]. В ноябре 1956 г. на митинге московской молодежи, посвященном награждению ВЛКСМ орденом Ленина, Н. С. Хрущев не удержался и напрямую увязал необходимость «уделять больше внимания правильному воспитанию молодежи» с событиями в Венгрии. Первый секретарь ЦК КПСС адресовал «учащимся с нездоровыми настроениями» прямое предостережение: «Если вам не нравятся наши порядки, которые мы завоевали своей кровью, тогда пойдите поработайте, а на ваше место придут учиться другие» [41].

Руководство комсомола все настойчивее говорило о недопустимости неглубокого и неполного раскрытия руководящей роли Коммунистической партии в советском обществе, сущности и значения политики партии, преимуществ социалистической экономики. ЦК комсомола считал, что «пропаганда марксизма-ленинизма еще не носит боевого, наступательного, воинствующего характера» [42, д. 57, л. 14].

Уже в апреле 1956 г. первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. Н. Шелепин говорил: «Кое-где враги пытаются использовать развернувшуюся критику в своих враждебных целях и тем самым подорвать доверие молодежи к партии, к нашему правительству, к нашему Центральному Комитету. А некоторые наши работники не дают должного отпора всякого рода антисоветским и антипартийным высказываниям» [43, с. 388]. V пленум ЦК ВЛКСМ призвал «усилить борьбу с проявлениями буржуазной идеологии, с пережитками капитализма в сознании молодежи» [27, с. 62]. Тезисы А.Н. Шелепина практически повторили на пленумах обкомов и райкомов комсомола многие секретари местных комитетов комсомола. Так, на пленуме Тамбовского обкома ВЛКСМ А. Е. Сергеев обращал внимание комсомольских организаций на необходимость отпора «всякого рода антисоветским и антипартийным высказываниям»: «Мы должны признавать критику только в рамках партийности и давать бой любому, кто допустит антисоветские выпады против партии и государства» [28, д. 1298, л. 42]. Борясь против культа личности, комсомольским организациям поручалось «разъяснять комсомольцам, что марксизму-ленинизму чужды мелкобуржуазные анархические взгляды, отрицающие роль руководителей, организаторов масс. Богатый опыт социалистического строительства учит, что принципы коллективности руководства, широкое развертывание демократии вовсе не отрицают роли, а повышают ответственность отдельных руководителей за порученное дело» [28, д. 1298, л. 42].

Некоторые комсомольские руководители на местах стремились скорректировать осуждение культа личности еще в большей степени. Так, в городе Советская Гавань 1-й секретарь горкома ВЛКСМ подчеркивал, что нельзя отделять сталинизм от ленинизма, что никто после Ленина не сделал для развития марксизма больше чем Сталин [44, с. 41-42].

Кстати, критика культа личности не только не затронула другой устоявшийся культ, но и в еще большей степени способствовала его укоренению в общественной жизни. Пропаганде жизни и деятельности В.И. Ленина придавалось все большее значение в связи с начавшейся после ХХ съезда КПСС работой по преодолению культа личности.

Как и раньше культ Ленина служил рычагом укрепления партийного руководства. Но если раньше партийные и комсомольские руководители использовали его как инструмент формирования и укрепления культа Сталина [45], теперь с не меньшим успехом его использовали для развенчания сталинского культа.

Согласимся с современным публицистом Н.К. Сванидзе: «Для того, чтобы из нашего «пантеона», из «красного угла» убрать икону с изображением Сталина, нужно было ей противопоставить другую икону. Другого варианта тогда не было. А другой иконы, кроме Ленина, на тот момент тоже не было. Потому что Ленин оставался святым и во времена Сталина … Все молитвы, которые раньше были обращены к Сталину, теперь должны были быть обращены исключительно к Ленину» [46].

Преобразились многие произведения советского искусства прежних лет. Так, упоминаемое нами стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина» освободилось от строк про Сталина: отныне Ленин в стихотворении С. Михалкова ни с кем не советовался [47, с. 230-232]. На знаменитой картине «Приём в комсомол» С. Григорьева (1949 г.) исчез бюст Сталина.

.jpg_09

Рис. 5. Григорьев С. "Прием в комсомол". Редакции 1949 и 1958 гг.

В лекциях, тексты которых распространял отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ («Жизнь и деятельность В.И. Ленина – великий пример для молодежи», «О некоторых чертах стиля работы В.И. Ленина», «В.И. Ленин – народный трибун» и др.) подчеркивались близость В.И. Ленина к массам, его скромность, склонность к принятию коллективных решений. После каждой лекции, как правило, организовывались просмотры кинофильмов, отрывков из спектаклей, отражающих историю революционного движения. К выступлениям перед молодежью привлекались старые большевики. В некоторых местах к чтениям готовились документальные выставки, фотомонтажи, рассказывающие о Ленине. С апреля 1956 г. многие комитеты комсомола начали организовывать ленинские чтения на промышленных предприятиях, в районных центрах, в колхозах и совхозах.

За 1953-1958 гг. труды В.И. Ленина были изданы в СССР общим тиражом 53,2 миллиона экземпляров [48, с. 414]. В помощь пропагандистам огромными тиражами издали справочники, библиографические указатели о вожде, сборники ленинских высказываний. Колоссальный объём ленинских трудов «облегчал» работу пропагандистов: доказывая правильность провозглашаемых утверждений, сослаться на то или иное ленинское высказывание можно было едва ли не в любом вопросе.

Еще в январе 1955 г. вышло постановление, установившее перенос мероприятий памяти Ленина с 21 января на день рождения вождя — 22 апреля. В постановлении подчеркивалось: «В сознании народов нашей страны и трудящихся всего мира с именем В. И. Ленина, с его учением связываются великие победы советских людей в строительстве коммунистического общества. Поэтому теперь более целесообразно отмечать память В. И. Ленина не в день его смерти, что накладывает печать траура и скорби, а в день рождения Ленина — 22 апреля, придав этой дате значение праздника, что будет более соответствовать всему духу ленинизма как вечно живого, жизнеутверждающего учения»[49].

С 1955 г. ежегодно практически повсеместно комсомольские организации проводили 22 апреля разного рода праздничные мероприятия: торжественные собрания, ленинские чтения, пионерские парады, конкурсы художественной самодеятельности. Как правило, звучали написанные в мажорном ключе стихи и песни. Подчеркивались горячая любовь вождя к молодым поколениям, символичность того факта, что день рождения Ленина пришелся на весну. Акцент делался на бессмертии, на воскрешении и обновлении. В апрельском номере комсомольско-молодежного журнала «Смена» за 1956 г. поэт на вопрос «Да видел ли ты Ленина живого?» отвечал: «В сердце он живет» [50, с. 4]. В 1957 г. номер «Смены» в честь дня рождения Ленина открывал текст песни «Комсомольская»: «Нам дорога к счастью Лениным указана» [51, с. 1]. В 1958 г. апрельский номер «Смены» открывался стихотворением, утверждавшим про жизнь В.И. Ленина: «Нет жизни более прекрасной. / Смерть оборвать ее не властна». Продолжение жизни Ленина автор видел в «спутников движенье», размахе строек [52, с. 1].

.jpg_11

Рис. 6. Кадр из диафильма "Ленин у ребят на елке". Худ. И.Незнайкин. Пр-во студии "Диафильм", 1960 г.

Среди иллюстраций, используемых в комсомольско-молодежной печати, очень популярными стали репродукции картин на темы «Ленин и молодежь», «Ленин и дети». Например, картины В. В. Щеглова «Ленин и дети» , Н. П. Карякина «Ленин с детьми» , В.Я. Коновалова «Ленин и дети». Активно использовался близкий и понятный не только молодежи, но и детям образ Ленина – простого человека. «Ленин с детьми на картинах больше похож на Деда Мороза, чем на вождя мирового пролетариата,» – справедливо замечает современная исследовательница ленинианы Л.В.Алиева [53, с. 11]. Справедливость данного утверждения подтверждают изданные во второй половине 1950-х годов кнги для детей и юношества, рассказывающие о маленьком Володе и дедушке Ленине – любителе детских игр и развлечений (Кононов А.Т. «Елка в Сокольниках», Боч-Бруевич А.Д. «Кот Васька», «На елке в школе» и др.).

__02

Рис. 7. Жуков Н.Н. "В.И.Ленин в гостях у ребят лесной школы в Сокольниках в 1919 году", 1954 г.

Впрочем, по-прежнему активно использовался и монументальный образ вождя как создателя лучшего в мире государства, отдавшего все силы на благо Родины и народа.Особенно активномолодежная печать тиражировала репродукцию картины Б. Иогансона, В. Соколова, Д. Тегина, Н. Файдыш-Крандиевской, Н. Чебакова «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» (1950 г.). Ленин изображен задушевно беседующим с делегатами. Отображено благоговейное внимание, с которым молодежь (и фронтовики, и школьницы, и работницы) слушает слова вождя о необходимости настойчивой учебы.

.jpg_13

Рис. 8. Иогансон Б., Соколов В., Тегин Д., Файдыш-Крандиевская Н., Чебаков Н. "Выступление В.И.Ленина на III съезде комсомола", 1950 г.

Представая сразу в нескольких амплуа, именно Ленин в общественном сознании становился человеком-идеалом.

В честь 40-летия ВЛКСМ на собраниях комсомольцев и молодежи по всей стране, а затем на торжественном пленуме ЦК ВЛКСМ было принято специальное обращение к ЦК КПСС и Совету Министров СССР. Его фрагмент ярко демонстрирует, с помощью каких постулатов формировалась ленинско-культовая идеология: «Великий Ленин, чье имя гордо носит наш союз, осветил дорогу каждому, кто вступает в жизнь, в борьбу за новый мир, за коммунизм. Ленинские заветы глубоко запали в сердца миллионов юных борцов, стали нашей путеводной звездой» [54, с. 29].

Особенно большое внимание уделялось пропаганде речи В.И. Ленина на III съезде РКСМ. «Ленинский завет – учиться – и сегодня остается законом для нашей молодежи», – говорил на XIII съезде ВЛКСМ Н. С. Хрущев [54, с. 354]. В честь 40-летия речи Ленина прошли торжественные собрания в первичных и региональных комсомольских организациях. В приуроченных к юбилею тезисах ЦК ВЛКСМ провозглашалось, что «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола явилось поворотным пунктом в истории Коммунистического союза молодежи» [55, с. 11].

Ветеран ВЛКСМ из Ессентуков З.Г. Александрова вспоминает: «Каждый из нас запомнил две фразы («Учиться, учиться и учиться» и «Учиться коммунизму»). Комсомольские активисты применяли их к месту и не совсем. Часто это превращалось в какой-то бессмысленный ритуал. А мы любили подшутить по поводу и без: «Что завещал великий Ленин? Учиться!».

Согласимся с современным исследователем В.А. Ваниным: «Культ Ленина был призван воодушевить население прославлением легендарного прошлого, которое убедило бы людей в достижимости славного будущего»[56, с. 93]. В связи с этим вспоминаются слова песни тех лет: «Нас осеняет ленинское знамя / И поднимает к подвигу народ»[57, с.1].

Вместе с тем, любое антиленинское высказывание рассматривалось как антисоветское. Показателен следующий пример. В декабре 1958 г. у студента исторического факультета МГУ Анатолия Иванова сотрудники госбезопасности обнаружили рукопись научной статьи «Рабочая оппозиция и диктатура пролетариата». Проанализировав деятельность «рабочей оппозиции» внутри РКП(б), он доказывал, что прав А.Г. Шляпников, а не В.И. Ленин. По логике «критикует Ленина — значит против советской власти» 31 января 1959 г. в читальном зале Исторической библиотеки Иванов был арестован. Студент Владимир Осипов был исключен из комсомола (а следом, конечно, и из университета) после заявления о том, что арест Анатолия Иванова — это возвращение к сталинским временам, что Н.С. Хрущев на XXI внеочередном съезде КПСС публично заявил об отсутствии в СССР политических заключенных, а КГБ по-прежнему творит произвол [58, с. 172].

Впрочем, даже диссидентское мышление тех лет находилось, как правило, «в плену ленинского культа». Так, известный ныне политический деятель В. Шейнис в 1957 г. написал статью "Правда о Венгрии", за что в 1958 г. был исключен из комсомола и аспирантуры. Одна из основных идей статьи заключалась в том, что Ленин бы так не поступил, как поступили советские руководители [59].

Постановления ЦК ВЛКСМ «О задачах комсомольских организаций в связи с решениями ХХ съезда КПСС» (апрель 1956 г.)[27, с. 50-65] и «Об улучшении идейно-воспитательной работы комсомольских организаций среди комсомольцев и молодежи» (февраль 1957 г.) [27, с. 87-89] настраивали комсомольцев проявлять «непримиримость к чуждой идеологии и буржуазным пережиткам». В 1956 г. в своем закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов» потребовал «усилить политическую бдительность, решительно преследовать всякого рода попытки демагогической болтовни и распущенности» [60, с. 397-400]. Большое влияние на вузовские комсомольские организации оказало также Постановление ЦК КПСС от 6 мая 1957 г. «О серьезных недостатках в преподавании общественных наук в высших учебных заведениях г. Саратова».

Подобные решения принимались и на региональном уровне. Например, пленум Обкома ВЛКСМ Еврейской Автономной Области призвал в конце апреля 1956 г. «усилить контроль над качеством и идейным содержанием политических информаций, проводимых студентами, за выпуском стенных газет» [44, с. 41].

В феврале 1957 г. пленум ЦК ВЛКСМ провозгласил: «Ухватившись за проводимую коммунистической партией критику культа личности и его последствий, враги из лагеря империализма стремятся использовать ее для подрыва основ советского строя, марксизма-ленинизма. Однако нередко комсомольские организации не ведут наступательной борьбы против происков буржуазной идеологии, плохо разоблачают антисоветские, провокационные слухи и измышления, слабо воспитывают молодежь в духе большевистской бдительности. Подчас не дается должного отпора нигилистическим и иным нездоровым высказываниям, допускаемым отдельными юношами и девушками и прежде всего из числа студентов, которые не смогли глубоко и правильно осмыслить суть и значение проводимой партией работы по устранению недостатков, порожденных культом личности» [27, с. 90].

Выдающийся российский историк Ю.В. Аксютин, осмысливая хрущевскую борьбу с культом личности писал: «Общество, во всяком случае, довольно значительная его часть, успело настолько одурманиться сильными и регулярными дозами идеологического культового зелья, что отказ от них, а тем более попытка прописать ему противоядие, вызывали своеобразную «ломку». Врачи в таком случае поступают по-разному: либо решительно и бесповоротно продолжают «шоковую терапию», рискуя, что больной сорвется и все может закончиться летальным исходом; либо ограничиваются гомеопатическими дозами лечения, пилюлями и припарками, не имея, однако, никакой гарантии от возможного рецидива застарелого недуга. Хрущев вставал то на один, то на другой путь, — но ни на одном не был достаточно последователен» [26, с. 181].

С нашей точки зрения, данная оценка вполне подходит и к подконтрольному партии комсомолу. Не отказываясь от самой линии на развенчание культа личности, комсомол в конце 1950-х годов все больше проявлял непримиримость к объявляемым провокаторами, «незрелыми элементами» и т.п. сторонникам радикального отказа от культового политического поведения.

Официально развенчанный культ личности Сталина в реальных условиях борьбы с ним (отсутствие гласности, противоречивость в оценках, критика теми, кто раньше обожествлял вождя, находился в его окружении) подчас возрождался в общественном сознании молодежи в новом качестве: в форме своеобразного социального протеста против неидеальной действительности.

Культ Ленина, наоборот, в конце 1950-х годов был многократно усилен официально, активно использовался для реализации задач коммунистического строительства. В отличие от прежних лет он уже не служил инструментом укрепления культа Сталина [45, с. 23], но с еще большей силой работал на укрепление партийного руководства комсомолом, придавал «святость» политическому режиму.

Таким образом, несмотря на активную борьбу с культом личности, комсомол 1950-х годов по-прежнему способствовал формированию политической культуры подданического типа. С помощью якобы особых качеств харизматических лидеров (в первую очередь – Ленина) пытались мобилизовать молодежь на новые выдающиеся свершения.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.