Статья 'Методические особенности подготовки специалистов по управлению безопасностью авиационных полетов' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Methodological peculiarities of flight safety management specialists training

Guzii Anatolii Grigor'evich

Doctor of Technical Science

Deputy Director for Flight Safety Management, UTair Aviation

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya alley, 12 A

gniiivm-g@ya.ru
Other publications by this author
 

 
Lushkin Aleksandr Mikhailovich

PhD in Technical Science

 
Deputy Director General for Safety Management of UTair Aviation

125367, Russia, Moscow, Volokolamskoe Shosse, 41, apt. 71

gniiivm-m@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7543.2016.3.19013

Received:

30-04-2016


Published:

14-06-2016


Abstract: The research subject is the procedure of airlines personnel training in the sphere of flight safety management according to the functional peculiarities and the form of participation in a particular flight safety provision system taking into consideration the interaction between the units of the airline and the departments of the sector, the achieved level of flight safety and the flight safety system development plan in the interest of safety culture development and the decrease of a negative impact of human error on flight safety. The research methodology combines the methods of the reliability theory, industrial psychology, flight pedagogics, system analysis, professional training and retraining management. The novelty of the study consists in the justification of a standard program of differentiated professional training which reflects the requirements and recommendations of regulatory documents, implements the main principles of the system approach to flight safety management, reflects the conceptual framework of the flight safety management system, and considers the achieved security level and the plans of its development. 


Keywords:

flight safety strategy, corporate safety management, flight safety, flight safety system, flight safety management, airlines personnel training, airlines personnel, flight safety provision, flight safety management, flight safety

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

Необходимым условием эффективного функционирования Системы управления безопасностью полетов (СУБП) авиапредприятия является наличие персонала, подготовленного в области управления безопасностью полетов (БП) соответственно функциональным обязанностям и степени участия в конкретной СУБП, с учетом предусмотренного взаимодействия между подразделениями в авиапредприятии и ведомствами в отрасли, достигнутого уровня БП и плана развития СУБП авиапредприятия [1]. Международная организация гражданской авиации ИКАО, определяя своим стандартом концептуальные рамки СУБП поставщиков авиационных услуг, особо выделяет «Популяризацию безопасности полетов», а в ней - такой элемент СУБП, как подготовка персонала в области БП (как на государственном, так и на корпоративном уровнях) для выполнения персоналом своих функциональных обязанностей в рамках СУБП [2].

Состояние вопроса подготовки персонала в области управления безопасностью полетов

Проблема подготовки персонала в области управления безопасностью полетов обозначилась с переходом мировой авиационной общественности от концепции абсолютной безопасности полетов к концепции приемлемого риска для безопасности полетов, т.е. в 80-е годы прошлого столетия. Началом решения этой проблемы в РФ вполне официально и обоснованно, с документальным подтверждением, можно считать 2002 год, когда в Руководстве по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в РФ (РПАП-2002) были изложены не только обязанности «должностных лиц», но и порядок подбора и подготовки специалистов [3].

Успешному решению проблемы подготовки персонала в области управления БП в государственной авиации способствовала сохранившаяся к 2002 году совокупная научно-исследовательская и учебно-методическая база Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е. Жуковского, Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, Государственного научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиационной техники МО РФ, Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины МО РФ, Летно-испытательного института им. М.М. Громова, Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова и других государственных учреждений.

В интересах гражданской (коммерческой) авиации начало решения проблемы подготовки персонала по управлению безопасностью полетов обозначилось на международном уровне в 2006 году введением требований по разработке и внедрению СУБП всеми эксплуатантами воздушных судов с 01.01.2009 [4].

Структура подготовки персонала в области обеспечения безопасности полетов

Согласно международным стандартам и рекомендуемой практике ИКАО, весь персонал авиапредприятий должен проходить обучение в области управления БП по учебным программам, которые предусматривают базовую (первичную) подготовку персонала и дополнительную (повторную) подготовку, направленную на поддержание и повышение квалификации персонала.

Обучение персонала авиапредприятия в области управления БП делится на:

- внешнее обучение в аккредитованных учебных (образовательных) учреждениях по утвержденным программам, а также в консалтинговых учреждениях по предварительно разрабатываемым и объявляемым программам конференций и семинаров;

- внутреннее обучение на авиапредприятии по утвержденным учебным программам подготовки персонала, соответствующим достигнутому уровню развития СУБП и плану ее совершенствования.

Внешнее обучение проводится в обязательном порядке с теми категориями персонала, на которые распространяются требования по обязательной аттестации [5, 6]. Эти категории персонала определены «Положением о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (с изменениями и дополнениями) (утв. приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 г. N 13/11). Проводится обучение в аккредитованных учебных учреждениях установленным порядком, с документированием уровня подготовки по соответствующей специальности. Применительно к эксплуатантам воздушных судов требование обязательного обучения в области БП может быть распространено на специалистов, привлекаемых к расследованиям авиационных происшествий (АП) и инцидентов, и на инспекторов по БП [7-11].

Особенности международных требований к подготовке персонала в области обеспечения безопасности полетов

С целью разработки и реализации Государственной программы по безопасности полетов (ГосПБП) в рамках ИКАО предусмотрен 5-тидневный курс обучения «Система управления безопасностью полетов» для персонала государственных полномочных органов, деятельность которого связана с управлением БП.

С целью приведения СУБП авиакомпании в соответствие требованиям международных стандартов эксплуатационной безопасности, например IOSA [12], Авторизованным учебным центром Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA) на регулярной основе проводится обучение специалистов коммерческой авиации на курсах «Система управления безопасностью полетов» с выдачей сертификатов, подтверждающих уровень подготовки специалистов.

С целью обмена передовым опытом разработки, внедрения и совершенствования СУБП на отраслевом, государственном и международном уровнях периодически проводятся тематические конференции и семинары, на которые приглашаются специалисты и руководители поставщиков авиационных услуг и государственных полномочных органов, деятельность которых связана с управлением БП.

Поскольку требования, предъявляемые к СУБП, сформулированы в самом обобщенном виде (авиакомпаниям предлагается самостоятельно выбирать стратегию и методы управления БП с учетом специфики деятельности авиакомпании и решаемых задач), типовая СУБП эксплуатанта ВС на отраслевом уровне пока не сформирована, а единое методическое обеспечение процедур управления БП отсутствует, то каждое авиапредприятие имеет свою СУБП и свой план (Программу) ее развития, ориентируясь по стратегию развития стандартов безопасности IOSA [13]. Поэтому внешнее обучение персонала не исключает, а предусматривает обязательное последующее внутреннее (корпоративное) обучение, которое должен проводиться со всем персоналом авиакомпании в объеме, необходимом для выполнения обязанностей в СУБП своей авиакомпании.

Обновленные стандарты безопасности IOSA предписывают каждой авиакомпании-члену IATA с 1.09.2015 иметь Программу внутреннего обучения персонала в области управления БП, в которой должен реализовываться дифференцированный подход к объему и содержанию программы [12]: от общеознакомительного обзора в области БП – для всего персонала, в том числе не связанного функционально с производством и обеспечением полетов, до курса наивысшего уровня - для персонала, непосредственно выполняющего процедуры, связанные с управлением или с обеспечением управления БП, для внутренних аудиторов, аналитиков и экспертов, задействованных в процедурах СУБП [1, 14-17].

Категории персонала авиакомпаний, требующего специальной подготовки в области обеспечения безопасности полетов

В зависимости от степени участия в управлении БП и требуемого уровня подготовки, как показала практика, в авиакомпании целесообразно выделять следующие категории персонала:

1. - специалисты, непосредственно не связанные с производством и обеспечением полетов;

2. - руководящий персонал авиакомпании, подразделений, служб;

2а. - руководящий персонал авиакомпании, подразделений, служб, непосредственно задействованный в производстве и обеспечении полетов;

3. - персонал, непосредственно задействованный в производстве и обеспечении полетов;

4. - персонал, непосредственно выполняющий процедуры по управлению БП, аналитики и эксперты в области БП.

Программы подготовки персонала в области обеспечения безопасности полетов

Учебные программы должны предусматривать базовую (первичную) подготовку персонала по категориям и дополнительную (повторную) подготовку, направленную на поддержание и повышение квалификации персонала с учетом развития СУБП. Обучение по программам дополнительной подготовки должно выполняться не реже одного раза в два года.

Применительно к наиболее совершенной СУБП, соответствующей международным стандартам безопасности IOSA и стратегии их развития по 2016 год включительно [12, 13], разработана типовая объединенная Программа внутреннего обучения для всех категорий персонала авиакомпании, в которую включены разделы: требования к уровням подготовки, планы обучения с указанием количества часов, отводимых по учебным темам для каждой категории персонала, и содержание тем.

Тема 1. Базовые концепции безопасности полетов.

1.1. Основные понятия и определения в области БП.

1.2. Эволюция концепций и процесса обеспечения БП.

1.3. Политика, цели и задачи авиакомпании в области БП*.

1.4. Права и обязанности персонала, иерархия ответственности.

1.5. Общая характеристика управления БП.

Тема 2. Системный подход к управлению безопасностью полетов.

2.1. Предпосылки системного подхода к проблеме безопасности полетов.

2.2. Международные стандарты и рекомендуемая практика управления БП*.

2.3. Требования к СУБП.

2.4. Принципы управления БП.

2.5. СУБП эксплуатанта воздушных судов*.

2.6. Перспективы развития СУБП, интеграция управления*.

2.7. Информационное обеспечение. Методы распространения информации о БП*.

2.8. Система добровольных сообщений*.

2.9. Документация СУБП*.

2.10. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки.

Тема 3. Обеспечение безопасности полетов.

3.1. Способы оценки состояния БП.

3.2. Контроль уровня БП.

3.2.1. Показатели БП: абсолютные и относительные, общие и частные.

3.2.2. Уровни БП: достигнутый, текущий, приемлемый, целевой (установленный), пороговый*.

3.2.3. Мониторинг состояния БП по статистическим данным (реактивный, проактивный и прогнозный подходы).

3.3. Контроль безопасности при производстве и обеспечении полетов. Выявление нарушений, несоответствий, отклонений.

3.3.1. Мониторинг и анализ полетной информации.

3.3.2. Мониторинг и инженерный анализ надежности.

3.3.3. Расследование авиационных событий.

3.3.5. Аудиты и инспекторские проверки.

3.3.6. Контроль и оценка эффективности обеспечения БП в Авиакомпании*.

Тема 4. Управление рисками для безопасности полетов.

4.1. Основные определения и понятия в области управления риском.

4.2. Выявление опасных факторов: реагирующий, проактивный и прогнозный подходы.

4.3. Информационная система (ИС) СУБП и ее эксплуатация*.

4.4. Управление риском по результатам анализа авиационных событий (показателей достигнутого уровня БП). Реализация реактивного подхода.

4.5. Управление риском по результатам анализа состояния эксплуатируемой авиатранспортной системы. Реализация проактивного и прогнозного подходов.

4.6. Управление изменениями*.

4.7. Реестр рисков*.

Тема5. Особенности организации и реализации СУБП в подразделениях.

5.1. Частные показатели БП и эффективности управления БП.

5.2. Особенность анализа рисков, обусловленных отдельными опасными факторами.

5.3. Методические рекомендации по синтезу мер регулирования рисков для БП.

5.4. Возможности ИС СУБП, особенности ее использования и перспективы развития.

Тема 6.Методическое обеспечение процедур управления БП.

6.1. Основы системного анализа.

6.2. Реализация системного подхода к расследованию авиационных событий, анализу отклонений и синтезу мер по предотвращению авиационных событий или минимизации риска для БП*.

6.3. Совершенствование процедур анализа полетной информации.

6.4. Методика мониторинга уровня БП. Статистический анализ. Методика минимизации случайной и выделения систематической составляющих текущего уровня БП.

6.5. Методика установления целевого и пороговых уровней БП и контроля текущего уровня БП*.

6.6. Методика прогнозирования уровня БП. Оценка достоверности прогнозов*.

6.7. Методика факторного анализа БП. Факторный резонанс.

6.8. Интегральное оценивание БП как состояния авиатранспортной системы*.

6.9. Моделирование авиационного происшествия по идентифицируемым факторам опасности. Методика оценивания риска по модели.

6.10. Апостериорное оценивание вероятности АП по априорной информации.

6.11. Оценка эффективности управления БП. Оптимизация управления уровнем БП.

6.12. Методы экспертных оценок. Априорное оценивание эффективности корректирующих воздействий.

Тема 7.Культура безопасности полетов в авиакомпании.

7.1. Совершенствование корпоративной культуры безопасности*.

7.2. Обучение персонала вопросам управления БП.

7.3. Пути повышения эффективности системы добровольных сообщений*.

Примечание: * - обозначение вопросов, подлежащих обязательному изучению (повторению) при прохождении курсов повышения квалификации.

Особенности реализации программ подготовки персонала в области обеспечения безопасности полетов

Предусмотренная Программой начальная подготовка обязательна для всех. Все сотрудники авиакомпании должны быть ознакомлены с базовыми концепциями БП, Политикой, целями и задачами авиакомпании в области управления БП, своими правами и обязанностями, иерархией ответственности за БП должностных лиц, включая высшее руководство, общей характеристикой и процедурами управления БП, требованиями к СУБП и структурой ее построения, порядком оформления и представления добровольных сообщений.

Персонал, непосредственно выполняющий процедуры, связанные с управлением БП (специалисты подразделения управления БП), члены Оперативного комитета по СУБП, аналитики и эксперты в области БП проходят наиболее глубокое обучение с практическим использованием реализуемых и разрабатываемых методов и средств выполнения предусматриваемых процедур в масштабах разработанной и внедренной СУБП, с учетом ее предстоящего развития и специфики выполняемых процедур. Специалисты по управлению БП, аналитики и эксперты в области БП дополнительно знакомятся с аппаратом экспертного анализа состояний сложных динамических систем, к которым относится авиационно-транспортная система (АТС) [18].

В представленной объединенной Программе внутреннего обучения персонала авиапредприятия отражены требования и рекомендации нормативных документов и реализованы основные принципы системного управления уровнем БП [2, 4, 6]:

- всеобщность охвата всех взаимосвязанных компонентов (подсистем) эксплуатируемой АТС;

- иерархия управления БП;

- объективность (достоверность) оценивания БП, как состояния АТС;

- контролируемость БП и ее изменений;

- оперативность разработки и реализации управленческих решений;

- превентивность управления уровнем БП;

- прогнозируемость БП, как состояния АТС;

- реализуемость управления БП.

Заключение

Таким образом, находятся ответы на наиболее проблемные вопросы, неизбежно возникающие на этапах разработки и внедрения СУБП:

«Что делать?» - ответ дают стандарты и рекомендуемая практика;

«Как делать?» или «Как выполнять требуемые стандартами процедуры по управлению БП» - ответ кроется в разрабатываемом в авиакомпании методическом обеспечении процедур СУБП [19, 20];

«Кто будет делать?» - отвечает внутреннее дифференцированное обучение персонала по учебной программе, соответствующей уровню внедренной в авиакомпании СУБП и плану ее развития.

Кроме того, внутреннее обучение персонала в области БП повышает общий профессиональный уровень авиаперсонала, в том числе руководящего, способствует развитию культуры безопасности на предприятии, стимулирует активность корпоративной системы добровольных сообщений [21], чем снижает степень отрицательного влияния «человеческого» фактора на безопасность полетов.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.