Статья 'Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия по уголовным делам в сфере торговли людьми' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

Prosecutor supervision over procedural activities of inquiry and preliminary interrogation bodies in criminal cases on human trafficking.

Yanchurkin Oleg Vladimirovich

scientific researcher, the Scientific Research Institute of the Academy of Prosecution General of the Russian Federation  

123022, Russia, gorod federal'nogo znacheniya, g. Moscow, ul. 2-Ya zvenigorodskaya, 15

agprf09@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Kamchatov Kirill Viktorovich

PhD in Law

leading scientific researcher, Scientific Research Institute of the Prosecution General of the Russian Federation

Russia, 123022, Moskva, 2 Zvenigorodskaya ul., d.15.

agprf09@mail.ru
Zhuravleva Anna Sergeevna

junior scientific researcher, Scientific Research Institute of the Academy of Prosecution General of the Russian Federation

Russia, 123022, Moskva, 2 Zvenigorodskaya ul., d.15.

agprf09@mail.ru

DOI:

10.7256/2305-9699.2013.11.9839

Received:

18-10-2013


Published:

1-11-2013


Abstract: The article concerns topical problems regarding prosecutor supervision over the procedural activities of inquiry and preliminary interrogation bodies in criminal cases on human trafficking. The authors analyze practice of prosecutor supervision in this sphere, as well as international documents and statistical data.  The article contains examples of investigation of criminal cases within the above-mentioned category, and possible measures for improvement of efficiency in the sphere of prosecution control and current legislation of the Russian Federation and the CIS against human trafficking.  The authors propose to have joint by-law by the law-enforcement bodies of the Russian Federation defining the list and elements of crimes in the sphere of human trafficking alike to similar lists on extremist and corruption-related, and terrorist crimes. In the interests of the law-enforcement bodies of the CIS Member States there is need to form a joint forensic database. Finally, in order to guarantee unhindered operative (including international situations) participation of victims in criminal judicial proceedings there is need to widen the scope of digital technologies in criminal proceedings, such as video-conferences, SMS, Internet-telephony, electronic signatures, information and consultation websites with the access only to victims and their representatives, etc.


Keywords:

prosecutor supervision, inquiry, investigation, human trafficking, criminal cases, victims, juveniles, prostitution, pornography, organized crime

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Проблема торговли людьми, как общемировое антисоциальное явление, вызывает серьезную обеспокоенность во многих цивилизованных странах. По данным международных организаций ежегодно в мире около 4 млн. человек становятся жертвами современных форм рабства (принудительных браков, эксплуатации женщин-иммигранток, незаконных мигрантов, поставка дешевой рабочей силы и др.)[1].

Увеличивающийся уровень преступности в данной сфере заставляет государства объединять усилия в борьбе с торговлей людьми. Так, для предупреждения, защиты, поддержки жертв и преследования торговцев в 2012 г. Европейская комиссия приняла стратегию Евросоюза на 2012-2016 гг. по искоренению торговли людьми. В соответствии с законодательством Европейского союза к преступлениям в сфере торговли людьми относят не только сексуальную или трудовую эксплуатацию человека, но и нарушения его фундаментальных прав[2].

Повышенное внимание этой проблеме уделяется и в российской правоохранительной системе. Согласно пункту 1.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» надзор за исполнением законов о противодействии преступности, в том числе ее предупреждении в сфере торговли людьми, является приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Более того, пунктом 11.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» предусмотрено усиление прокурорского надзора за исполнением требований гл. 50 УПК РФ при расследовании преступлений, потерпевшими от которых являются дети; за законностью и обоснованностью принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел данной категории или их прекращения; обеспечение в рамках предоставленных полномочий соблюдения прав детей, потерпевших от преступлений данного вида, с обеспечением конфиденциальности полученной информации и права на реабилитацию с применением предусмотренных законом мер безопасности.

С целью повышения эффективности прокурорского надзора в рассматриваемой сфере прокурорам следует применять как отечественный, так и зарубежный опыт профилактики рассматриваемых преступлений, использовать предусмотренные международными договорами и уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ) возможности правового сотрудничества по уголовным делам. Согласно Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г.[3], ратифицированного Российской Федерацией 26.04.2004, к преступлениям, связанным с торговлей людьми, следует относить противоправные деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ): 120 (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации), 1271 (торговля людьми), 1272 (использование рабского труда), 240 (вовлечение в занятие проституцией или принуждение к занятию проституцией), 241 (организация занятия проституцией), 242 (незаконное распространение порнографических материалов или предметов), 2421 (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних), 2422 (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов).

Вместе с тем представляется целесообразным принятие правоохранительными органами России совместного нормативного акта, определяющего перечень составов преступлений по торговли людьми, так как это сделано, например, по преступлениям экстремистской, коррупционной направленности и террористического характера[4].

Согласно данным официальной статистики, уровень преступности в анализируемой сфере, в сравнении с зарегистрированными общеуголовными преступлениями, остается достаточно низким.

Так, в 2011 году количество зарегистрированных и находящихся в производстве уголовных дел и материалов проверок рассматриваемой категории составило 2 981 из 2 815 231 преступлений (0,1 %), в 2012 году зарегистрировано 3 348 из 2 688 776 (0,1 %) и за первое полугодие 2013 года количество зарегистрированных и находящихся в производстве уголовных дел и материалов проверок составило 2 518 из 1 507 579 преступлений (0,2%)[5].

Вместе с тем количество преступлений, совершенных в сфере торговли людьми, с каждым годом увеличивается.

Так, в 2011 году по данной категории преступлений зарегистрировано 2 981 уголовное дело и материалов проверок, в 2012 году – 3 348, за первое полугодие 2013 года – 2 518 преступлений и сообщений о преступлениях, что дает основание предполагать дальнейший рост числа преступлений в сфере торговли людьми.

Динамика отдельных составов преступлений по указанной категории дел за анализируемый период выглядит следующим образом. Так, по сути, недействующим составом является ст. 120 УК РФ, по которой не зарегистрировано ни одного преступления. По всем остальным составам отмечается ежегодное увеличение их количества (ст. 1271 УК РФ – 99, 123, 105; ст. 1272 – 23, 31, 18; ст. 240 – 484, 688, 409; ст. 241 – 955, 842, 525; ст. 242 – 852, 1012, 692; ст. 2421 – 568, 646, 758; ст. 2422 УК РФ (криминализирована 29.02.2012) – 6, 11 на фоне преимущественно отрицательной динамики выявления лиц, их совершивших (ст. 1271 – 26, 58, 22; ст. 1272 – 11, 11, 7; ст. 240 – 173, 160, 69; ст. 241 – 701, 687, 366; ст. 242 – 338, 257, 146; ст. 2421 –127, 145, 85; ст. 2422 – 3, 1)[6].

Как видно из представленного анализа, большинство уголовных дел рассматриваемой категории, расследуется по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями 240, 241, 242 и 2421 УК РФ.

Например, в ОП № 1 УМВД России по г. Омску поступило сообщение о деятельности Ш. по организации занятием проституцией. При проведении проверки установлено, что Ш. направила В. и К. в сауну для оказания сексуальных услуг. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела Ш. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ, дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

Оперативным отделом «К» УМВД России по Омской области в СО по РПТО ОП № 6 СУ УМВД России по г. Омску предоставлены материалы проверки, по которым возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица о распространении в сети «Интернет» материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. В ходе расследования установлено, что преступление совершено Н. и уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Омский районный суд г. Омска. По результатам судебного разбирательства вынесен обвинительный приговор.

Имеются случаи незаконного возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 241 УК РФ. Например, отделом дознания ОМ-2 УВД по г. Таганрогу в отношении К. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ. В ходе расследования дела установлено, что в действиях К. формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ, однако отсутствует объективная сторона данного преступления – систематическое предоставление помещения для занятия проституцией, что означает его предоставление не менее трех раз в течение определенного времени. В ходе дознания вина подозреваемого К. доказана только по двум фактам предоставления помещения для занятия проституцией. В связи с этим по результатам расследования ОД УМВД России по г. Таганрогу вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении К. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ.

Практика расследования уголовных дел в сфере торговли людьми показывает, что в большинстве случаев меры государственной защиты потерпевших, установленные Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» не применяются. Предварительное следствие по указанным составам преступлений осуществляется с нарушением сроков, установленных УПК РФ, по причине сложности расследования и значительного числа эпизодов преступной деятельности. Среди других причин выделяют длительность проведения судебных экспертиз и значительный объем следственных действий.

Допускаются нарушения закона и в судебных стадиях. Так, постановлением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия уголовное дело в отношении Ф., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 242 и п. «в» ч. 3 ст. 146 УК РФ, возвращено прокурору Пролетарского района г. Саранска на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом в связи с нарушением права обвиняемого на защиту. В ходе предварительного расследования Ф. предъявлено обвинение, он ознакомлен с постановлениями о назначении экспертиз и заключениями экспертов, допрошен в качестве обвиняемого, уведомлен об окончании следственных действий и ознакомлен с материалами уголовного дела фактически без участия защитника, поскольку лицо, осуществлявшее его защиту, было лишено статуса адвоката.

Отмечаются факты частичного отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения по уголовному делу. В качестве примера можно привести практику Кемеровского областного суда, где государственный обвинитель отказался от обвинения Л. по п. «а» ч. 2 ст. 240 УК РФ по эпизоду вовлечения потерпевшей Б. в занятие проституцией с применением насилия и угрозой его применения, поскольку последняя ранее занималась проституцией и продолжала заниматься ею самостоятельно и независимо от действий Л.

В ходе осуществления прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия выявляются случаи отмены решений об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду ненадлежащего выполнения необходимых проверочных мероприятий и неисполнение органом дознания в полном объеме ранее данных прокурором указаний.

Небольшое количество сообщений о преступлениях в сфере торговли людьми (0,1 %) от общего количества зарегистрированных преступлений, свидетельствует не столько об отсутствие фактов торговли людьми и использования рабского труда, сколько о латентном характере данных видов преступлений.

Такое суждение подтверждается общемировой практикой, что в свою очередь, затрудняет получение четкой картины, свидетельствующей о масштабах проблемы[7]. Ситуация осложняется еще и тем, что потерпевшими, в отношении которых совершаются рассматриваемые преступления, являются лица из социально неблагополучных слоев населения, для которых получение вознаграждения за предоставление сексуальных услуг является основным источником дохода, что обосновывает их нежелание сообщать в правоохранительные органы о совершенных в отношении них преступных действиях. Кроме того, потерпевшие не желают контактировать с представителями правоохранительных органов из-за боязни мести со стороны преступников. Некоторые потерпевшие отказывались признавать себя таковыми, указывая на то, что занимались проституцией по своей инициативе. Особую сложность представляет процесс доказывания преступления, когда потерпевшим является новорожденный или малолетний.

Как показывает правоприменительная практика, иностранные граждане особо подвержены повторной виктимизации. Ряд присущих им социально-психологических и этнобиологических особенностей, особый правовой статус, часто встречающаяся маргинальность, повышают их предрасположенность повторно стать жертвами преступлений[8]. Особо острую потребность они испытывают в психологической помощи[9] (исходя из презумпции причинения морального вреда анализируемым видом преступления). Как правило, у потерпевших отмечаются психологические комплексы в связи с характером эксплуатации жертвы в период пребывания в рабстве, пагубное воздействие на подавленную психику оказывают некорректные и сомнительные действия представителей правоохранительных органов, ответственных за принятие и рассмотрение сообщений о преступлениях[10]. Жертвы преступлений часто испытывают психосоматические боли, посттравматический стресс, находятся в неудовлетворительном физическом состоянии в результате голода, различных травм, длительного нахождения в антисанитарных условиях и пр. С целью устранения указанных последствий, порой труднопреодолимых, а также установления психологического контакта, снятия напряжения у допрашиваемого, диагностирования его психологического состояния в следственных и иных процессуальных действиях необходимо участие специалиста-психолога.

Транснациональный характер торговли людьми, ее связь с организованной преступностью, малоуязвимой для непосредственного антикриминального воздействия, обусловили необходимость сочетания международно-правового и внутригосударственного механизмов для борьбы с этим явлением. Одним из ключевых условий эффективности и результативности совместных усилий государств по противодействию торговле людьми является применение единого подхода к формулированию юридически значимых категорий в данной области.

Так, МВД России имеет положительный опыт осуществления с зарубежными коллегами совместных оперативных мероприятий по борьбе с работорговлей в рамках соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, подписанным в 2010 году и предусматривающем проведение мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию подобных преступлений[11].

Эффективным средством борьбы с торговлей людьми являются и информационные технологии, при использовании которых зачастую и достигаются цели и задачи правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере.

Обладание информацией о преступлениях, связанных с торговлей людьми, лицах, способах и средствах их совершения и т.д. не предполагает ее безусловное и эффективное использование. Взаимный доступ к криминалистическим учетам правоохранительных органов государств -участников СНГ позволяет реализовать главный принцип правосудия – неотвратимость наказания, в том числе за преступления рассматриваемой категории. Изложенное обусловливает необходимость создания единой базы криминалистического учета в интересах правоохранительных органов стран-участников СНГ.

Значимость оперативного обмена информацией трудно переоценить, но эффективность подобной системы во многом оценивается объемом располагаемой криминалистической информации и обеспечения оперативного доступа к ней. Положительным примером построения сегментов мультисистемной сети обмена криминалистической информацией является внедрение системы межгосударственного информационного обмена министерств внутренних дел (полиций) государств-участников СНГ в работу правоохранительных органов МВД России, МВД Беларуси и МВД Таджикистана. В перспективе предполагается создание высокоскоростной сети передачи данных для защищенного обмена информацией в рамках Межгосударственного информационного банка министерств внутренних дел государств-участников СНГ[12].

В этой связи перспективными направлениями совершенствования механизмов обмена информацией признано внедрение новых единых электронных форматов процессуальных документов, предусматривающих возможность передачи фотоизображений лиц, объявленных в межгосударственный розыск, похищенных культурных ценностей, дактилоскопических карт и электронных копий следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, возможность постановки на учет документов о межгосударственном установлении и розыске лиц с использованием латинской транслитерации в их установочных данных[13].

Полагаем также, что в целях обеспечения беспрепятственного, оперативного, в том числе и на международном уровне, участия потерпевших в уголовном судопроизводстве необходимо расширять механизм применения в рамках уголовно-процессуального регулирования цифровых технологий: видеоконференц-связь, СМС-сообщения, интернет-телефония, электронные подписи, создания информационно-консультативных веб-сайтов с доступом только для потерпевших и лиц, защищающих их права и др.

В связи с этим представляется целесообразным дополнить статью 12 Модельного уголовно-процессуального кодекса для государств - участников СНГ[14] пунктом следующего содержания: «При проведении следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам допускается применение цифровых коммуникационных технологий общего и специального пользования в порядке, установленном настоящим Кодексом для производства указанных действий и мероприятий».

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.