Статья 'Понятие и система преступлений, связанных с незаконным использованием лесов' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

Definition and Structure of Crimes Associated with Illegal Use of Forests

Fis'kov Ivan Aleksandrovich

adjunct at Far-Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

680020, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, per. Kazarmennyi, 15

fis92@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2019.4.29361

Received:

27-03-2019


Published:

24-04-2019


Abstract: The object of the research is the social relations arising in the process of ensurance of environmental safety in the Russian Federation and rational use of forests. The subject of the research is the criminal law provisions set forth by Articles 191.1, 226.1 and 260 of the Criminal Code of the Russian Federation. The aim of the research is to create a structure of crimes associated with illegal use of forests. The author of the article suggests that these provisions were included in the Criminal Code of the Russian Federation in order to ensure the rational use of forests and environmental safety of the Russian Federation. However, the legislator does not view them as an integral structure and these provisions are mentioned by different articles of the Criminal Code of the Russian Federation. This creates the need to carry out a more detailed analysis of these provisions and discover relations between them. The research is based on general research methods  (analysis, synthesis, generalisation, analogy and logical analysis) and special research methods (technical law, structured functional analysis, formal law analysis). The results of analyzing legal provisions of Articles 191.1, 226.1 and 260 of the Criminal Code of the Russian Federation prove that they have general goals and relate to one another. Based on the results of the analysis, the author gives his own definition of crime associated with illegal use of forests. He suggests that this definitino should be included in Chapter IX 'Crimes Against Social Security and Social Order' and Chapter 26 of the Criminal Code of the Russian Federation 'Environmental Crimes'. 


Keywords:

illegal logging, illegally harvested wood, smuggling of timber, environmental safety, environmental crime, use of forests, environmental damage, wood purchase, timber sales, crime object

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Лес является самовозобновляемым природным ресурсом, использование которого удовлетворяет потребности общества, наряду с этим он выполняет важные средообразующие и средозащитные функции. Использование лесных ресурсов объективно и неизбежно. На долю Российской Федерации приходится около 1/5 расчетных мировых запасов древесины. Высокая доходность лесозаготовительной деятельности в совокупности с другими причинами и условиями создают опасность ее криминализации. В зоне риска находится весь процесс, от заготовки до продажи и экспорта. В данной связи значительную роль приобретают нормы уголовного права, поскольку они устанавливают ответственность за наиболее общественно опасные деяния, посягающие на лес.

Понятие «преступления, связанные с незаконным использованием лесов» в настоящее время не встречается в науке уголовного права. Оно было сформулировано нами для обозначения группы преступлений, которые, на наш взгляд, были включены законодателем в УК РФ с целью обеспечения экологической безопасности РФ и рационального использования лесов. Данная группа, по нашему мнению, в УК РФ включает в себя три уголовно-правовые нормы:

1) незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260);

2) приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1);

3) контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов (ст. 226.1).

Расположив данные составы преступлений в разных разделах (главах) уголовного закона, законодатель тем самым продемонстрировал, что не считает их единой системой, целью которой является обеспечение экологической безопасности РФ и рационального использования лесов. Данное положение противоречит сложившейся правоприменительной практике, которая явно показывает, что основной объем преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ, совершается в совокупности с незаконной рубкой лесных насаждений, а для преступлений, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ, она выступает основополагающим «поставщиком» предмета преступления – древесины и лесоматериалов. Таким образом, в настоящее время возникла необходимость проведения исследования рассматриваемых уголовно-правовых норм.

В качестве оснований систематизации нами будут использованы:

– функциональная цель;

– объект преступления;

– взаимосвязь между рассматриваемыми нормами.

Целью криминализации рассматриваемых деяний является обеспечение экологической безопасности и рационального использования лесов. Данный вывод основывается на представленном ниже анализе объекта рассматриваемых преступлений.

Родовой объект преступлений, предусмотренных ст. 226.1 и 260 УК РФ, определяется как общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок. Представленная трактовка, на наш взгляд, на данном этапе соответствует требованиям времени, и в рамках данной статьи не будет оспариваться. При этом заслуживает внимания тот факт, что в соответствии со ст. 2 УК РФ задачам уголовного закона являются охрана общественного порядка и общественной безопасности, а также окружающей среды. Из этого следует, что законодатель данные понятия ставит на один уровень, хотя в рамках УК РФ экологические преступления входят в группу преступлений против общественного порядка и общественной безопасности.

Родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ признаются общественные отношения в сфере экономики. Считаем данное определение объекта неверным. Рассматриваемое преступление создает условия для совершения незаконных рубок, и тем самым является угрозой не столько экономической, сколько экологической безопасности РФ. Данный вывод находит свое подтверждение в Стратегии экологической безопасности РФ, в которой указано, что существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования относится к внутренним вызовам экологической безопасности [7].

Б.Т. Разгильдиев, изучая уголовно-правовые проблемы прикосновенности к преступлению, приходит к выводу о том, что приобретение добытого преступным путем имущества посягает на общественную безопасность, поскольку стимулирует совершение новых преступлений как со стороны исполнителей основного преступления, так и со стороны лиц, сбывающих имущество. Лицо, приобретающее имущество, добытое преступным путем, стимулирует у основного преступника желание продолжения преступной деятельности. В случае, если преступник не сумеет сбыть добытое преступным путем имущество, то совершение нового преступления станет бессмысленным [9. С. 51-52]. Данный вывод применим и к ст. 191.1 УК РФ поскольку она выступает специальной по отношению к ст. 175 УК РФ.

Н.А. Лопашенко также считает, что разумнее и логичнее это преступление (И.Ф. – ст. 191.1 УК РФ) поместить в раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» главу «Экологические преступления», усиливая, таким образом, ответственность за экологический ущерб, причиняемый лесам [4. С. 144].

Принимая во внимание точки зрения ученых и положение, указанное в Стратегии экологической безопасности РФ, считаем необходимым перенести рассматриваемую уголовно-правовую норму в раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Таким образом, родовым объектом преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, выступают общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок.

Для обоснования идентичности видового объекта преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, частично затронем предмет рассматриваемых преступлений.

Предмет незаконной рубки в силу своей физической природы всегда характеризуется местом совершения преступления, поскольку деревья, кустарники и лианы произрастают на земле и при разрыве этой связи уничтожаются. Лес, в соответствии с официальным определением (ст. 5 ЛК РФ), представляет собой экологическую систему и природный ресурс. Разрушение леса как экологической системы сопровождается появлением древесины, представляющей собой природный ресурс.

М.М. Лапунин пишет о том, что так как вторичное деяние совершается в связи и по поводу предикатного преступления, то, зачастую, имеется какой-либо материальный объект, который опосредует эту связь. Таким посредником, как правило, выступает имущество, приобретенное в результате совершения преступления [3. С. 36]. В ходе незаконной рубки образуется предмет, который в последующем может стать предметом преступления, предусмотренного ст. 191.1 и ст. 226.1 УК РФ – древесина (лесоматериалы).

В данном контексте следует задать вопрос, может ли образоваться предмет преступления, предусмотренного ст. 191.1 и ст. 226.1 УК РФ способом отличным от незаконной рубки? Для ст. 191.1 УК РФ ответ однозначно нет, о чем прямо указано в диспозиции статьи.

В случае же со ст. 226.1 УК РФ, незаконно заготовленная древесина и произведенные из нее лесоматериалы являются одним из возможных источников образования предмета преступления. Древесина и лесоматериалы признаются предметом преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, в качестве стратегически важных товаров и ресурсов, в случае их перемещения через таможенную границу с недостоверным декларированием или недекларированием, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о них, и (или) с использованием поддельных, либо относящихся к другим товарам средств идентификации. Перемещение через границу незаконно заготовленной древесины и лесоматериалов в любом случае будут вызывать нарушения закона.

Согласимся с мнением А.В. Скачко о том, что свойство предмета преступления накладывает отпечаток на характеристику видового и непосредственного объекта контрабанды, что, в свою очередь, определяет характер общественной опасности преступления [10. С. 145].

Н.Ю. Приходько, рассматривая объект контрабанды, предусмотренной ст. 226.1 УК РФ, высказывает мнение о том, что он в настоящее время носит очень сложный и многозначный характер. В этой связи она приходит к выводу о необходимости разделения данного состава преступления в зависимости от объекта и предмета [8].

Р.А. Забавко отмечает, что контрабанда древесины относится к преступлениям, которые в первую очередь вредят окружающей среде, а уже во вторую – экономическим отношениям. В связи с чем, высказывает идею о выделении из состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, древесины и лесоматериалов [1. С. 63-64].

В целом соглашаясь с указанными выше мнениями, считаем необходимым выделить посягательства связанные с контрабандой древесины и лесоматериалов в отдельный состав преступления. Создавая условия для совершения незаконных рубок лесных насаждений посредством возможности реализации незаконно заготовленной древесины за рубеж, преступление, предусмотренное ст. 226.1 УК РФ, посягает на установленный порядок рационального использования лесных ресурсов.

Из вышесказанного следует, что видовым объектом преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, являются общественные отношения по рациональному использованию леса, как природного ресурса. Нерациональное использование лесов влечет за собой деградацию естественных экологических систем и исчерпание природно-ресурсного потенциала. Таким образом, данные преступления посягают и на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности РФ. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [6].

Обозначенный спектр общественных отношений полностью соотносится с видовым объектом экологических преступлений, что обуславливает необходимость рассмотрения преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, в рамках главы 26 «Экологические преступления».

Непосредственным объектом ст. 260 УК РФ признаются общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

С.Л. Нудель полагает, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ, являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, связанные с приобретением, хранением, перевозкой, переработкой или сбытом древесины, а дополнительным – отношения в области обеспечения экологической безопасности [5. С. 21]. Аналогичной позиции придерживаются и другие ученые [2. С. 244].

Не можем согласиться с указанием на главенствующую роль экономических отношений в представленном определении. В ходе определения видового объекта нами было показано, что рассматриваемое преступление, в первую очередь, посягает на общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности РФ. Таким образом, приходим к выводу о том, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ являются общественные отношения, регулирующие установленный законодательством РФ оборот древесины как природного ресурса на территории РФ. В данном случае под оборотом мы понимаем последовательно сменяющиеся стадии использования древесины – приобретение, хранение, перевозка, переработка, сбыт.

Аналогичным образом предлагаем сформулировать непосредственный объект контрабанды древесины и лесоматериалов – общественные отношения, регулирующие установленный порядок перемещения через таможенную Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ древесины и лесоматериалов как природного ресурса.

Непосредственным объектом преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, являются общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан. В качестве дополнительного объекта могут выступать общественные отношения, регулирующие установленный законодательством РФ оборот древесины, как природного ресурса на территории РФ, а также общественные отношения, регулирующие установленный порядок перемещения через таможенную Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ древесины и лесоматериалов, как природного ресурса.

Взаимосвязь преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, проявляется в том, что они предусматривают ответственность за последовательно совершаемые деяния, посягающие на экологическую безопасность РФ и рациональное использование лесов. Незаконная рубка лесных насаждений выступает предикатным преступлением по отношению к преступлениям, предусмотренным ст. 191.1, 226.1 УК РФ и является основным «поставщиком» предмета рассматриваемых преступлений.

Дополняющий характер ст. 191.1 УК РФ находит свое отражение и в сложившейся практике правоприменения, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количество лиц, осужденных по ст. 191.1 УК РФ,

по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Год

Статья, УК РФ

Число лиц

осужденных

по основной статье

Дополнительная

квалификация.

Осуждено

по числу лиц

Дополнительная

квалификация.

Осуждено

по количеству

составов

2015

191.1 ч. 1

2

14

15

191.1. ч. 2

0

0

0

191.1 ч. 3

5

8

8

2016

191.1 ч. 1

7

7

8

191.1 ч. 2

1

8

8

191.1 ч. 3

5

49

52

2017

191.1 ч. 1

9

17

17

191.1 ч. 2

3

6

8

191.1 ч. 3

10

44

53

Из представленной таблицы 1 видно, что в большинстве случаев ст. 191.1 УК РФ применяется не в качестве основной статьи, а в совокупности с другими нормами уголовного закона, в частности со ст. 260 УК РФ.

В регионах подверженных незаконным рубкам, выявляется также значительное количество преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ. Исследование статистических данных ГИАЦ МВД России показывает, что более 200 незаконных рубок лесных насаждений в 2018 г. было совершено на территории 17 субъектов РФ, представленных более подробно в таблице 2. Дополнительно в таблицу включены данные о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ, в рассматриваемых регионах в 2018 г.

Таблица 2

Субъекты Российской Федерации, на территории которых было совершено

более 200 преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, в 2018 г.

Субъект

Зарегистрировано

преступлений,

предусмотренных

ст. 260 УК РФ в 2018 г.

Зарегистрировано

преступлений,

предусмотренных

ст. 191.1 УК РФ в 2018 г.

1

Иркутская область

2620

40

2

Республика Бурятия

1364

11

3

Забайкальский край

881

5

4

Красноярский край

623

11

5

Республика Башкортостан

549

1

6

Омская область

467

2

7

Пермский край

375

15

8

Приморский край

327

0

9

Алтайский край

305

10

10

Томская область

296

3

11

Челябинская область

293

1

12

Вологодская область

263

0

13

Тюменская область

258

11

14

Свердловская область

253

5

15

Хабаровский край

242

0

16

Кировская область

216

0

17

Новосибирская область

201

1

Всего

9533

116

Доля от общего объема

69,2 %

70,3 %

Из статистических данных, представленных в таблице 2, видно, что 69,2% от общего числа зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, в 2018 г., приходится на 17 субъектов РФ. Особенно в данном ряду выделяется Иркутская область, на долю которой приходится 2 620 незаконных рубок лесных насаждений, что почти в 2 раза больше чем у региона занимающего вторую строку (Республика Бурятия). Представленные в таблице 2, в качестве дополнительных, данные о количестве зарегистрированных, в рассматриваемых регионах, преступлений, предусмотренных ст. 191.1 УК РФ, показывают, что в этих же 17 субъектах РФ их было выявлено 70,3%. Выявленное сходство, на наш взгляд, отражает территориальную взаимосвязь указанных преступлений.

Проведенная систематизация преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, на основе единства их функциональной цели, общности объекта преступления и взаимосвязи между собой показала необходимость рассмотрения их в единстве. Преступления, связанные с незаконным использованием лесов – виновно совершенные общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности РФ и рационального использования лесов, запрещенные Уголовным кодексом под угрозой наказания. Система преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, является подсистемой экологических преступлений.

На основе превалирования в объекте рассматриваемых преступлений экологических отношений и их значимости, считаем необходимым включить данную группу преступлений в главу 26 УК РФ «Экологические преступления», расположив их в следующем порядке:

– статья 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений»;

– статья 260.1 УК РФ «Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины»;

– статья 260.2 УК РФ «Контрабанда древесины и лесоматериалов».

Данное изменение восстановит логику уголовно-правовой охраны лесов от незаконного использования и не нарушит структуру уголовного закона.

References
1. Ob okhrane okruzhayushchei sredy : feder. zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ (red. ot 31.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 2. St. 133.
2. O Strategii ekologicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda : ukaz Prezidenta RF ot 19 aprelya 2017 g. № 176 // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru
3. Zabavko, R. A. Kontrabanda drevesiny: slozhnye voprosy predmeta prestupleniya / R. A. Zabavko // Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov v sovremennykh usloviyakh : sb. materialov XXI mezhdunarodnoi nauchno-praktich. konf. – Irkutsk : Izd-vo Vostochno-Sibirskogo in-ta MVD RF, 2016. – S. 60-64.
4. Zainutdinov, R. S. Ugolovno-pravovye aspekty prestupleniya v vide priobreteniya, khraneniya, perevozki, pererabotki v tselyakh sbyta ili sbyta zavedomo nezakonno zagotovlennoi drevesiny / R. S. Zainutdinov // Vestnik KemGU. – 2015. №1-4 (61). – S. 244-248.
5. Lapunin, M. M. Vtorichnaya prestupnaya deyatel'nost' : ponyatie, vidy, problemy kvalifikatsii, kriminalizatsii i penalizatsii / nauch. red. N. A. Lopashenko. – M. : Volters Kluver. 2006. – 240 s.
6. Lopashenko, N. A. Prestupleniya v sfere ekonomicheskoi deyatel'nosti : teoreticheskii i prikladnoi analiz : monografiya : v 2 ch. Ch. 2 / N. A. Lopashenko. – M. : Yurlitinform, 2015. – 640 s.
7. Nudel', S. L. Ob ugolovnoi otvetstvennosti za priobretenie, khranenie, perevozku, pererabotku v tselyakh sbyta ili sbyt zavedomo nezakonno zagotovlennoi drevesiny (st. 1911 UK RF) / S. L. Nudel' // Rossiiskii sledovatel'. – 2016. – № 21. – S. 21-25.
8. Prikhod'ko, N. Yu. Spornye voprosy v ob''ekte kontrabandy i vozmozhnye puti ikh resheniya / N. Yu. Prikhod'ko. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=101231#023260750915490824 (data obrashcheniya : 29.10.2018).
9. Razgil'diev, B.T. Ugolovno-pravovye problemy prikosnovennosti k prestupleniyu / pod red. A.P. Gorsheneva. Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta, 1981. S. 51-52.
10. Skachko A. V., Kontrabanda i uklonenie ot uplaty tamozhennykh platezhei : strategicheskie napravleniya ugolovno-pravovoi politiki pro-tivodeistviya im v sovremennoi Rossii : dis. … d-ra yurid. nauk : 12.00.08 / Skachko Anna Vladilenovna. – Krasnodar, 2017. – 377 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.