Статья 'О проблемах и перспективах профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации ' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Police and Investigative Activity
Reference:

Problems and prospects of vocational training of internal affairs bodies' officers in the Russian Federation

Dolgikh Igor' Petrovich

Senior Lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

394065, Russia, Voronezhskaya oblast', g. Voronezh, ul. Antokol'skogo, 14, kv. 134

idol_2008@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7810.2015.2.14135

Received:

06-01-2015


Published:

10-06-2015


Abstract: The subject of the research covers pedagogical regularities, principles, content and organization of professional training of  the Ministry of internal Affairs' officers of the Russian Federation.The aim of the study is improvement of professional training of internal affairs bodies' officers. The tasks of the research are: 1. Analysis of the recent condition of professional training of firstly employed officers of different ranks, revelation of tendencies of its development and the existing contradictions. 2. Development of suggestions about optimization of professional training of internal affairs bodies' officers.  The methodology of the research is based on the theory of cognition and the scientific developments of its adoption in the system of professional education. The author uses theoretical and practical methods. The novelty of the research lies in the fact that it provides an objective analysis of the recent condition of the system of professional training of the internal affairs bodies' employees. It reveals essential drawbacks of professional education courses of internal affairs bodies' officers of different ranks, suggests certain ways of their improvement. The paper develops the suggestions about professional training optimization. 


Keywords:

competency, practical training, center for vocational training, training of the police officers, the bodies of internal affairs, professional education, modular education, educational activity, educational level, Department of vocational training

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В системе правоохранительных сил Российской Федерации одной из наиболее действенных структур, безусловно, являются органы внутренних дел. Их важность обусловлена, в первую очередь, многофункциональностью и универсальностью, факторами, которые в третьем тысячелетии становятся приоритетными. Органы внутренних дел призваны реализовывать разнообразные функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и иными направлениями правоохраны, напрямую связанными с устойчивой жизнедеятельностью государства и общества, а также защитой прав и законных интересов человека и гражданина. Последнее обстоятельство на сегодняшний день является наиважнейшим, поскольку Конституция Российской Федерация в статье 2 именует права и свободы человека «высшей ценностью» и устанавливает в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту этих прав и свобод [1].

Происходящие в России глобальные социально-экономические и политические преобразования не могли не затронуть и Министерство внутренних дел Российской Федерации, обусловив не только количественные, но и качественные, сущностные изменения в его структуре, организации и содержании деятельности. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением В.В. Закатова, утверждающего, что новые государственно-служебные отношения в органах внутренних дел МВД России складываются в сложных условиях, когда со стороны населения нет доверия органам государственной власти в целом и правоохранительным органам в частности, когда престиж сотрудника органа внутренних дел резко упал, когда наблюдается несоответствие профессиональных возможностей сотрудников полиции изменившимся трудовым функциям, требующим от них углубленных знаний, умений и навыков [2].

Исследования, проводимые отечественными юристами, наглядно показывают, что наибольший рост противоправных посягательств на общественный порядок, порядок управления, права граждан и другие важнейшие объекты правовой охраны приходится на периоды упадка экономической, политической и правовой системы государства, когда функции охраны правопорядка и законности в обществе ослабевают [3, с. 7]. Сегодня Россия вступает в эпоху, когда внешнеполитическая обстановка начинает диктовать свои условия экономике, а значит и общественному порядку. В этой связи возрастает роль эффективно действующих органов внутренних дел.

Ни для кого не секрет, что выполнение стоящих перед органами внутренних дел задач во многом зависит их от кадрового состава и профессионализма, что обусловливает актуализацию вопросов, связанных с профессиональной подготовкой сотрудников органов внутренних дел.

События последнего времени, проявляющиеся в многочисленных фактах нарушения законности со стороны сотрудников органов внутренних дел, заставили гражданское общество пристальнее взглянуть на проблемы и перспективы профессиональной подготовки сотрудников полиции в стране. Как известно, в соответствии с приказом МВД России от 30.05.2013 г. №318 [4], в целях реализации положений Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], функции большинства центров по профессиональной подготовке полицейских переданы ведомственным образовательным учреждениям (институтам, университетам и академиям).

Данное решение было обусловлено различными причинами, к числу которых, в первую очередь, следует отнести слабую учебно-материальную базу центров профессиональной подготовки, многие из которых на момент упомянутой реформы не имели своих полигонов, спортивных залов, специальных библиотек, стрелковых тиров, столовых и общежитий для размещения слушателей. Кроме того, большинство центров профессиональной подготовки было в недостаточной степени оснащено современной специальной, криминалистической и оперативной техникой, вооружением, техническими средствами обучения, в том числе мультимедийными системами, позволяющими активизировать познавательную деятельность обучаемых.

Однако одновременно с ликвидацией центров профессиональной подготовки не были устранены те сложности и проблемы, которые возникали при подготовке вновь прибывших в министерство сотрудников. Мало того, на сегодняшний день обозначились новые трудности, решение которых должно быть найдено в самые короткие сроки.

Проблема достижения выпускником образовательного учреждения нужной квалификации - одна из основных в современном образовании. В целях достижения требуемой квалификации уже на протяжении более десяти лет в системе ведомственного образования применяется форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, а также использовании соответствующих образовательных технологий.

Несмотря на многочисленные критические замечания в адрес модульного подхода, следует заметить, что в Соединенных Штатах Америки и многих европейских странах высокое качество «полицейского образования» достигается именно системой модульного обучения. Толчком для внедрения в западных странах модульных технологий явилась конференция ЮНЕСКО, состоявшаяся в 1974 году в Париже, на которой было рекомендовано создавать открытые и гибкие структуры образования и профессионального обучения, позволяющие приспосабливаться к стремительно изменяющимся потребностям науки и производства, а также адаптироваться к местным условиям.

В нашу страну модульное обучение пришло в конце восьмидесятых годов прошлого века благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Традиционно модуль представляет собой совокупность частей учебной дисциплины или учебных дисциплин, имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения. Однако подход к модульному обучению, разработанный в свое время О. Д. Нациевским на базе Челябинского юридического института МВД России и внедренный впоследствии во всех ЦПП страны, коренным образом отличался от обозначенного выше. В «челябинском» понимании модульное обучение сводилось к фактическому натаскиванию обучаемых на выполнение тех или иных профессиональных действий (составление процессуальных документов, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и т. п.). Учитывая крайне низкий уровень базового образования слушателей центров профессиональной подготовки, считалось весьма затруднительным донести до них суть необходимых навыков «через голову», поэтому возымел место более действенный подход – «через руки и ноги». Говоря другими словами, в рамках одного модуля на протяжении целого ряда занятий слушатель отрабатывал тактические действия в той или иной возможной (с точки зрения составителей программы) ситуации. Причем действовал он по наработанной схеме, фактически как робот. Таких ситуаций могли быть десятки. Предполагалось, что, выйдя из стен учебного заведения и неся, к примеру, службу по охране общественного порядка, выпускник в нужный момент вспомнит отработанную схему и, особо не задумываясь, станет действовать в соответствии с ранее сформированным навыком. Не случайно модульная система в учебных центрах в начале «нулевых» годов использовалась исключительно для подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава. Отголоски такого подхода к модульному обучению ощущаются и сейчас.

Однако жизнь сложнее любого учебника. И если в практической деятельности возникнет ситуация, не рассмотренная в рамках учебного модуля, а способность к творческому мышлению у сотрудника изначально отсутствует, то ни к чему хорошему это не приведет: цель профессиональной деятельности достигнута не будет, а факт нарушения законности весьма вероятен.

Именно модульный подход к обучению молодых сотрудников полиции используется на факультете профессионального обучения (далее – ФПО) Воронежского института МВД России. Казалось бы, все объективно и оправданно, но…

Модульная система обучения будет эффективна только тогда, когда все входящие в неё элементы (принцип самостоятельного обучения, мониторинг знаний, жёсткий отбор слушателей, структурирование учебных дисциплин, профессионализм преподавательского состава, информационное обеспечение учебного процесса) одновременно взаимодействуют. Наличествует ли озвученный комплекс в вузах системы МВД сегодня? Пожалуй, нет.

Образовательный уровень большинства слушателей ФПО крайне низок, а их отбор для обучения подчас проводится формально. По результатам так называемого входного контроля лишь немногие из потенциальных слушателей получают положительные оценки. Как следствие, их способность к самостоятельному получению знаний минимизирована донельзя, хотя современный вектор образования направлен именно в сторону самообразования.

В программах профессионального обучения сотрудников полиции недопустимо малое место уделено практическим занятиям. Ни для кого не секрет, что именно практические занятия должны обеспечивать связь теории с практикой, содействовать выработке умений применять полученные знания для решения профессиональных задач. Однако, например, рабочая программа профессионального обучения лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по профессии Полицейский, разработанная в соответствии с требованиями, предъявляемыми Департаментом государственной службы и кадров МВД России, по такой важнейшей учебной дисциплине как «Основы административного законодательства» вообще не предусматривает практических занятий. Необъяснимый парадокс!

Говоря о сущностной стороне упомянутой программы обучения, стоит отметить ее несовершенство, проявляющееся в заметном даже не специалисту дисбалансе «основных» и «вспомогательных» дисциплин. Так, изучению иностранных языков в ней уделено больше времени, нежели выработке навыков по тактико-специальной подготовке. И это при том, что именно тактико-специальная подготовленность представляет собой необходимый уровень профессионально-значимых качеств выпускника вуза МВД, гарантирующий успешное выполнение служебных задач по избранной профессии [6, с. 106].

Странным выглядит и тот факт, что большинство занятий практической направленности проводится лицами профессорско-преподавательского состава вузов, не обладающими опытом практической работы в подразделениях министерства. Зачастую они даже не имеют профильного образования. Так, дисциплины юридического блока подчас преподают кандидаты педагогических, экономических, исторических и прочих, весьма далеких от юриспруденции наук. На сегодняшний день подобная ситуация в ведомственных вузах распространена повсеместно.

Еще одной существенной проблемой практического обучения на ФПО является наличие в группах обучающихся совершенно различных по своим должностным категориям слушателей. И если применительно к лицам рядового и младшего начальствующего состава подобная ситуация еще более-менее приемлема, то, к примеру, во взводах, обучающихся по программе, разработанной для лиц среднего начальствующего состава, назначенных на должности, не связанные с охраной общественного порядка, проведение практических занятий не способствует достижению конечной цели обучения – выработке навыка применения полученных знаний в сложных практических ситуациях, приближенных к должностным реалиям. Связано это с тем, что в таких взводах могут одновременно обучаться инспектора дорожно-патрульной службы, подразделений по делам несовершеннолетних, дознаватели, сотрудники подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства и т.п.

Ученые, анализируя сущность практических занятий и определяя их роль в системе профессионального обучения специалистов, установили комплекс психолого-педагогических условий, возбуждающих и поддерживающих интеллектуальный и эмоциональный тонус познавательной деятельности обучаемых.

К наиболее значимым условиям можно отнести:

- осознание слушателями практической значимости приобретаемых на занятиях умений и навыков для их будущей работы по специальности;

- моделирование на занятиях практических действий, максимально приближенных к предстоящей деятельности специалистов;

- создание на занятиях внутренней психологической напряженности, соответствующей реальной деятельности специалистов в практических органах.

Выполнение данных условий обеспечивает формирование у обучаемых смыслообразующего мотива (осознания успеха в учебе). Можно ли говорить о наличии такого мотива у большинства слушателей ФПО сегодня? Вопрос явно риторический.

Где же выход из создавшейся ситуации? По мнению автора, в целях оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, необходимо:

1. Департаменту государственной службы и кадров МВД России дать принципиальную оценку имеющихся примерных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по профессии Полицейский, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к системе высшего профессионального образования МВД России.

2. Исключить случаи формирования единых учебных взводов слушателями, представляющими различные должностные категории, особенно при обучении лиц среднего и старшего начальствующих составов ОВД.

3. В структуре образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России создать кафедры профессионального обучения, комплектуемые преимущественно лицами, имеющими опыт практической деятельности в территориальных органах внутренних дел. Примером в этом смысле может служить кафедра специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, созданная в августе 2013 года. Основным местом работы всех преподавателей кафедры является факультет профессионального обучения с местом дислокации по адресу: город Краснодар, ул. Селезнева, 28/3 (бывший центр профессиональной подготовки ГУ МВД России по Краснодарскому краю). Основной задачей кафедры является профессиональное образование слушателей, вновь принятых на службу в органы внутренних дел.

4. Преподавателям вузов из числа бывших специалистов центров профессиональной подготовки в обязательном порядке пройти обучение в так называемых школах педагогического мастерства, к проведению занятий в которых следует привлекать наиболее опытных представителей профессорско-преподавательского состава.

5. При формировании кафедр профессионального обучения обращать внимание на профильное образование кандидатов на занимаемую должность.

Конечно, это всего лишь небольшая толика возможных предложений, направленных на повышение качества профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Их детализация, а также выработка новых, конструктивных идей возможны в ходе специализированного всероссийского форума, о необходимости проведения которого все чаще говорят и в министерстве, и на местах. Обязательным условием и залогом эффективности данного мероприятия должно стать привлечение к участию в нем всех заинтересованных лиц: и преподавателей вузов, и практиков, и представителей гражданского общества.

References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii ( prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) / [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa. — URL: www.base.consultant.ru (data obrashcheniya: 06.01.2015).
2. Zakatov V.V. Sovershenstvovanie spetsial'nogo professional'nogo obucheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: dis. … kand.ped.nauk. – M., 2007.
3. Blagodatskikh A.A. O problemakh primeneniya organami vnutrennikh del (politsiei) administrativnykh nakazanii // Gosudarstvo i pravo v usloviyakh grazhdanskogo obshchestva: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (20 dekabrya 2014 g., g. Ufa). – Ufa: Aeterna, 2014. – 62 s.
4. Prikaz MVD Rossii ot 30.05.2013 g. №318 «O nekotorykh voprosakh organizatsii podgotovki kadrov dlya organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii» / [Elektronnyi resurs]-Rezhim dostupa.-URL: http://www.police-mvd.ru/index.php?catid=1:latest-news&id=255:----30052013-318-l-----------r&Itemid=50&option=com_content&view=article (data obrashcheniya: 06.01.2015).
5. Federal'nyi zakon 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» / [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa. — URL: www.base.consultant.ru (data obrashcheniya: 06.01.2015).
6. Piskotin V.A., Dolgikh I.P. Taktiko-spetsial'naya podgotovka kak neobkhodimaya sostavlyayushchaya obucheniya budushchikh sotrudnikov organov vnutrennikh del // Nauka i obrazovanie: innovatsii, integratsiya i razvitie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ufa, 29-30 aprelya 2014 g.): v 2-kh ch. Chast' I. – Ufa: RIO ITsIPT, 2014. – 216 s.
7. Dolgikh I.P. "Administrativnaya otvetstvennost' sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: problemy i perspektivy" // Politseiskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. - 2014. - 4. - C. 64 - 73. DOI: 10.7256/2409-7810.2014.4.11728. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_11728.html
8. Lapina M.A., Dolgikh I.S. Vedomstvennoe normotvorchestvo
MVD Rossii: analiz sostoyaniya
i perspektivy razvitiya // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2013. - 3. - C. 233 - 239. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.03.6.

9. Kurakin A.V., Kostennikov M.V. Administrativno-pravovoe protivodeistvie korruptsii v sisteme gosudarstvennoi sluzhby i v deyatel'nosti sotrudnikov politsii Rossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh gosudarstv // Politseiskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. - 2013. - 1. - C. 65 - 83. DOI: 10.7256/2409-7810.2013.1.735. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_735.html
10. Abaturov A.I. Realizatsiya polnomochii organov vnutrennikh del v sfere ustanovleniya, prodleniya i prekrashcheniya postpenitentsiarnogo kontrolya // Yuridicheskie issledovaniya. - 2013. - 8. - C. 137 - 163. DOI: 10.7256/2409-7136.2013.8.9178. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9178.html
11. Inalkaeva K.S. Problemy razgranicheniya predmetov vedeniya mezhdu federal'nym tsentrom i sub''ektami // Pravo i politika. - 2014. - 6. - C. 746 - 753. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.6.12244.
12. Dikarev V.G., Grigor'ev V.N. Sovremennye formy organizatsii obucheniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya v ramkakh povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov // Politseiskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. - 2013. - 3. - C. 75 - 89. DOI: 10.7256/2409-7810.2013.3.798. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_798.html
13. I. A. Kalinichenko Krasnodarskii universitet MVD Rossii // Soyuz kriminalistov i kriminologov. - 2013. - 2. - C. 13 - 14.
14. M.N. Fedorets Razmyshleniya o stanovlenii federalizma
v sovremennoi Rossii // Pravo i politika. - 2012. - 11. - C. 1806 - 1815.

15. Krasnenkova E.V., Gladkikh A.Yu. Osobennosti sokrytiya prestupnoi deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennikh del // Politseiskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. - 2014. - 4. - C. 49 - 63. DOI: 10.7256/2409-7810.2014.4.14098. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_14098.html
16. Dresvyannikova E.A. Nekotorye voprosy kachestvennogo otbora kandidatov na sluzhbu v organy vnutrennikh del // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2014. - 5. - C. 448 - 451. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.5.13043.
17. Kananykina E.S. Sistema professional'nogo obucheniya vo Frantsii // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2013. - 11. - C. 101 - 122. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.11.781. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_781.html
18. Smirnova V.V. K voprosu o razvitii pravovykh osnov Rossiiskogo federalizma i problemy upravleniya // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 11. - C. 1142 - 1153. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.11.13078.
19. Kabanov P.A. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti ekspertnogo soveta pri Upravlenii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii po voprosam protivodeistviya korruptsii // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2014. - 5. - C. 37 - 48. DOI: 10.7256/2306-9945.2014.5.12681. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_12681.html
20. A.N. Chertkov O sostave territorii Rossiiskoi Federatsii // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2011. - 6. - C. 38 - 44.
21. Volokh V.A., Volodin E.V. Poryadok trudoustroistva inostrannykh grazhdan, poluchivshikh status bezhentsa ili vremennoe ubezhishche v Rossiiskoi Federatsii // Yuridicheskie issledovaniya. - 2014. - 10. - C. 19 - 37. DOI: 10.7256/2409-7136.2014.10.13136. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_13136.html
22. Kabanov P.A. Kompromissy pri realizatsii gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere protivodeistviya korruptsii kak sredstva razresheniya pravovykh protivorechii // Yuridicheskie issledovaniya. - 2014. - 7. - C. 66 - 78. DOI: 10.7256/2409-7136.2014.7.12702. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_12702.html
23. Chkhutiashvili L.V. Audit effektivnosti kak instrument protivodeistviya korruptsii v Rossiiskoi Federatsii // Finansy i upravlenie. - 2014. - 3. - C. 1 - 22. DOI: 10.7256/2409-7802.2014.3.13731. URL: http://www.e-notabene.ru/flc/article_13731.html
24. T. V. Kashirina Problemy ratifikatsii rossiisko-amerikanskogo
Dogovora SNV-3 2010 goda // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 6. - C. 28 - 38.

25. Pirbudagova D.Sh., Isabagandova I.I. K voprosu o kompetentsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) organov gosudarstvennoi vlasti sub''ektov Rossiiskoi Federatsii // Pravo i politika. - 2014. - 6. - C. 807 - 811. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.6.12265.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.