Статья 'К вопросу об участии духовенства в формировании института общественного воздействия как средства исправления осуждённых в XIX – начале XX веков.' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

On the issue of participation of clergy in the formation of social influence institution for the correction of convicts in XIX - early XX centuries.

Popova Elena

PhD in Law

Professor, Department of Criminal Law Disciplines,  International Law Institute

127427, Russia, g. Moscow, ul. Kashenkin Lug, 4

anatelsvetjen@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2305-9699.2013.11.1005

Received:

18-10-2013


Published:

1-11-2013


Abstract: The author studies the role of clergy in formation of the social influence institution in the procedure of correction of convicts. From the time when the Philantropic Society was formed, the initiative of clergy towards the convicts, which was previously sporadic and unregulated became systemic and ordered. The representatives of the Russian Orthodox Church took active part in pastoral direction of convicts, formaton of rules for religious rites during the transits, which later had legislative value, organization of education and libraries in prisons.  All of the work of the Church was aimed towards moral reeductaion of convicts by support of their religious beliefs and positive spiritual qualities. By forming the policy of social influence as means of correction of convicts in XIX and early XX century the state attempted to use the moral and spiritual potential of the church for the correction of criminals, as well as for the purpose of their  inner rebirth under the influence of moral norms and repention.


Keywords:

correction of convicts, moral influence, criminal punishment, social influence, execution of punishments, spiritual correction, religion, criminal penal law, prison, educative influence

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Процесс воспитания нельзя представить без формирования основ духовно-нравственного потенциала человека. Исправить – значит устранить ошибки, недостатки, погрешности; сделать кого-либо, что-либо лучше, совершеннее; избавить от недостатков [1]. Поэтому исправление осуждённого не может осуществляться без работы по духовно-нравственному возрождению или преобразованию. Решение этой проблемы не оставалось никогда без внимания церкви.

Изначально роль духовенства сводилась, большей частью, к заботе о приговорённых к смертной казни. С ними проводили беседы священники, их исповедовали и причащали, а также утешали колодников при этапировании. Вся эта деятельность осуществлялась на основе личной инициативы мирян и пастырей. В начале XIX века стало упорядочиваться участие духовенства в судьбах осуждённых. После создания 16 июля 1816 г. Александром I «Человеколюбивого общества», данная инициатива начинает приобретать системность и актуальность [2].

Наиболее ярким представителем духовенства в общественной деятельности с осуждёнными со стороны Русской Православной церкви в этот период был архипастырь святитель Филарет (Дроздов). В одном из своих писем к архиепископу Леониду, он так определяет свою цель в деле исправления осуждённых: «Обратить места заключения в нравственные врачебницы душ, уязвлённых пороком и преступлением» [3]. В 1816 году Филарет был утверждён в звании члена Совета Императорского Человеколюбивого Общества и, будучи одним из деятельных членов этого Общества, постоянно жертвовал на его деятельность большие суммы из собственных средств. В 1819 году Филарет вступил в состав Общества Попечительного о тюрьмах и его деятельность основывалась на духовном содействии благу и успехам благотворительной деятельности Общества, которую он считал гораздо более важной, чем просто денежные пожертвования и состояла она в пастырском окормлении заключённых [4]. 18 ноября 1840 года митрополит Московский Филарет представил в Св. Синод расписание этапов ссылок, с указанием городов и населённых пунктов, в которых должны быть назначены священнослужители для назидания ссыльных и обеспечения им возможности отправления религиозных обрядов [5]. Составленные им правила имели законодательное значение и в 1842 году состоялся циркулярный указ Св.Синода с правилами назидания ссыльных, в основу которых положены наставления м.Филарета [6]. Всю суть своего служения он сводил к рождению в душе осуждённого искреннего покаяния: «если вы не можете, как Иосиф, сделать свою темницу, изгнание, заточение, почтенными и славными посредством невинности и непоколебимой добродетели: по крайней мере, как Манассия, старайтесь сделать ваши бедствия и трудности спасительными для вас посредством покаяния, исправления жизни и безропотной покорности закону, власти и судьбе Божией» [7]. Одним из результатов его служения стала, составленная им в 1843 году, «Молитва заключённого в темнице» [8].

Активную работу Церковь осуществляла и по формированию тюремных библиотек, изданию специальной религиозной литературы для заключённых, обучения их грамоте. Так, протоиерей Попов, осуществлявший пастырское попечение с первого дня своего служения, составил и издал книгу «Беседы с заключёнными в тюрьме», в 1888 году Св. Синод передаёт в Главное тюремное управление для передачи заключённым 1161 экземпляр «Евангелие от Иоанна», присланного в Россию Лондонским Библейским обществом. Как справедливо отмечал русский пенитенциарист В.Н.Никитин, «нравственное исправление арестантов закон возложил на смотрителя, его помощника, помощницу, надзирателей и надзирательниц и в особенности на священника, который наставляет, увещевает и дважды в неделю обходит всех арестованных, а выпускаемых напутствует» [9]. Организация просветительской работы в тюрьмах сводились в основе своей к организации библиотечного дела, религиозно-нравственного воспитания осуждённых. Просветительская работа заключалась в религиозном воздействии на заключённых посредством распространения среди них книг соответствующего содержания и совершения религиозных обрядов. В отчёте Главного тюремного управления за 1904 год говорилось, что одной из главных забот является нравственное перевоспитание арестанта путём укрепления в нём религии и положительных душевных качеств. Вместе с тем просветительное дело в тюрьмах ещё не поставлено на должную высоту [10]. В отчёте отмечалось, что наибольшее число библиотек было организовано в тюрьмах Харьковской губернии – 15, Воронежской – 13 и Киевской - 13, а тюрьмы Кавказа и Сибири вообще не имели библиотек. Наибольшее количество книг было в С._Петербургском Доме предварительного заключения – 7316 томов и создана эта библиотека была в большей части усилиями самих заключенных. По составу книги в тюремных библиотеках распределялись следующим образом: до 18% занимали книги религиозного характера, 17% - беллетристика, 7% - книги по истории и географии, 2-3% - учебники, в некоторых библиотеках до 38% составляли журналы прежних лет, и наибольшим спросом у заключённых пользовались книги беллетристического содержания и журналы [11]. Из таблицы, приведённой в отчёте о действующих тюремных библиотеках, следует, что до 1860 г. библиотеки существовали только в двух тюрьмах: в Пензе с 1801 г. и в Харькове с 1839 г. За 60-е годы были открыты первые библиотеки в неизвестных тюрьмах четырех губерний, за 70-е годы были открыты библиотеки ещё в 9 губерний. После образования Главного тюремного управления первые тюремные библиотеки были организованы при некоторых местах заключения в 17 губерниях, в 1890 -1891 гг. – в 31 губернии, и в первое пятилетие ХХ века – в 11 губерниях. Из общего числа 652 тюрем, приславших ответы о библиотеках, 220 мест лишения свободы, т.е. ⅓, должны были признаться в полном отсутствии у них библиотек. Среднее количество экземпляров книгообеспеченности составляло 308 шт., а в минимальном пределе доходило всего до 10 шт. Эти цифры были ничтожны по отношению к количеству арестантов, проходивших через тюрьмы, поэтому книга могла попасть к тюремному читателю лишь в порядке исключения [12].

Не лучше обстояло дело школьного обучения в тюрьме. Из 688 мест заключения только в 129 были организованы постоянные школы с преподавателями в лице священника и псаломщика и редко со штатными преподавателями. Состав преподавателей определял и объём преподавания, которое сводилось к обучению закону божьему, арифметике, географии, чтению, письму, началам естествознания [13]. Главное тюремное управление признавало, что чины тюремной администрации не пригодны для ведения педагогической деятельности в связи с тем, что на них возложен большой круг обязанностей, а также по своему нравственному и умственному развитию. Вместе с тем у тюрем в необходимом объёме не имеется средств для найма хороших учителей, которые действительно могли бы расширить умственный и нравственный кругозор арестантов и дать им необходимые знания, пригодившиеся им в свободной жизни. Поэтому тюремная администрация чаще всего обязанности учителя в школе, возлагала на самих арестантов. Частая смена таких импровизированных учителей отрицательно сказывалась на организации обучения в школе.

В целях урегулирования, возникших активных отношений в связи с деятельностью тюремных священников, Инструкция смотрителю губернского тюремного замка, принятая в 1831 году, в отдельной X главе подробно регламентировала порядок проведения религиозных обрядов, права и обязанности священнослужителей и их взаимодействие с администрацией тюрем. В 1887 году принимается Указ «Об устройстве управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи», который священников, дьяконов и псаломщиков относит к Управлению местами заключения, а должностной оклад их приравнивает к окладу начальника тюрьмы [14].

Формируя политику применения общественного воздействия как средства исправления осуждённых в XIX и начале ХХ века, государство стремилось в полной мере использовать духовно-нравственный потенциал церкви по вопросам исправления лиц, совершивших преступления. Представители государства и церкви понимали, что исправление преступника возможно только вследствие его внутреннего перерождения, под воздействием религиозно-нравственных норм и покаяния, так как не раскаивающийся в своих злодеяниях преступник очень далёк от нравственного исправления. Именно чувство раскаяния, угрызение совести имеет важнейшее значение в духовно-нравственной жизни любого человека, в том числе и осуждённого [15]. Таких результатов можно достичь через саморазвитие, самовоспитание и образование. Поэтому активное участие церкви в процессе исправления осуждённых проявлялось в религиозном воспитании и служении, школьной работе, библиотечном деле и нравственном назидании осуждённых.

References
1. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka /Gl.red. S.A.Kuznetsov. – SPb.: «Norint», 2008. S.402
2. «Po dolgu zvaniya Glavnago Popechitelya Imperatorskago Chelovekolyubivago Obshchestva, razsmatrivaya predmet onogo, kotoryi … sostoit v vspomozhenii vsyakago roda bednym, v Stolitse sei nakhodyashchimsya, a so vremenem i v drugikh gorodakh Imperii, kogda Obshchestvo rasprostranit deistviya svoi, Chelovekolyubivoe Obshchestvo obyazano ne tol'ko razdavat' milostynyu, no dostavlyat' bednym i drugiya vspomozheniya, i osobenno starat'sya vyvodit' iz sostoyaniya nishchety tekh, kto trudami svoimi i promyshlennostiyu sebya propitat' mogut. Takim obrazom mnozhestvo bednykh izbavitsya ot krainei nishchety i yavnago pozora, a miloserdiem dvizhimye grazhdane, menee budut podverzheny tyagosti chastnago, neredko bespoleznago podayaniya…» // № 26.357 ot iyulya 16 «Vysochaishe utverzhdennyi proekt obrazovaniya Imperatorskago Chelovekolyubivago Obshchestva» // Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii: Sobranie 1-e s 1649 po 12 dek. 1825 g. // Sankt-Peterburg: tip. 2 Otd-niya sobstv. e.i.v. kantselyarii, 1830-1851. (1815-1816) S.935
3. Pis'ma mitropolita Filareta k arkhiepiskopu Leonidu. M., 1883. S.91
4. Korsunskii I.N. Russkaya blagotvoritel'nost': Filaret, mitrop. mosk. I F.P.Gaaz /[Soch.] Prof. Mosk. dukhovnoi akad. I.N.Korsunskogo. M.: Tip.A.I.Snegirevoi. 1893. S. 16
5. «I. Dlya ispravleniya molitvoslovii i nazidaniya prestupnikov naznachit', iz oznachennykh v rospisanii pnutov, sleduyushchie etapy: po traktu ot S.-Peterburga do Tobol'skoi granitsy – goroda: Klin, Moskvu i Bogorodsk; po traktu ot Belostoka do Moskvy: Mozhaisk i Moskvu; po traktu ot Moskvy do stantsii Aksaiskoi: Moskvu i Serpukhov. – II. Dlya ispolneniya sei obyazannosti naznachit' v Klinu, tamoshnego sobornogo svyashchennika Alekseya Vinogradskago; v Bogorodske, tamoshnego protoiereya Nestora Arkhangel'skago; v Mozhaiske, tamoshnei Troikoi tserkvi svyashchennika Ionu Donskago; v Serpukhove, tamoshnei Raspyatskoi tserkvi svyashchennika Ivana Znamenskago; a v Moskve, prikhodskago Troitskago, na Vorob'evykh gorakh, svyashchennika Aoanasiya Skvortsova i poseshchayushchego peresyl'nyi zamok chlena tyuremnago Komiteta, Nikoloyamskago svyashchennika Vasiliya Blagoveshchenskago. – III. Naznachennym protoiereyu i svyashchennikam predpisat' sleduyushchee: 1) poseshchat' peresylaemykh prestupnikov v tekh mestakh, gde oni ostanavlivayutsya po naznacheniyu nachal'stva; 2) dlya sego izbirat' vremya udobnoe dlya poseshchayushchikh, po soobrazheniyu s obyazannostyami sluzhby, i dlya poseshchaemykh, daby imet' svobodu voiti s nimi v snoshenie; 3) snoshenie nachinat' sobesedovaniem chelovekolyubivym i sostradatel'nym, i chrez sie otkryvat' put' nazidaniyu; 4) besedovat' s khristianskoi lyuboviyu, prostotoyu i sniskhozhdeniem; i osteregat'sya vsego, chto unichizhaet i oskorblyaet. Nizko prestuplenie, a chelovek dostoin sozhaleniya; 5) raspolagat' k priznaniyu vinovnosti pred Bogom i pred postavlennoyu ot Nego vlastiyu, i k iskrennei pokornosti vole zakonnoi vlasti i sud'bam provideniya Bozhiya; 6) iz''yasnyat' neobkhodimost' pravosudiya i blagotvornost' vlasti, kotoraya i osuzhdennykh zakonom ne sovsem otvergaet, no zhelaet videt' ispravivshimisya, i sdelat' poleznymi samim sebe i obshchestvu v drugom krayu gosudarstva; 7) v trudnosti nastoyashchago polozheniya ssylaemykh uteshat' i obodryat' tem, chto esli perenesut onoe s terpeniem, pokayaniem i ispravleniem, to vremennym nakazaniem priobretut izbavlenie ot vechnago mucheniya, ugotovannago greshnikam po pravosudiyu Bozhiyu; 8) v vere i molitve ukazyvat' istochnik vnutrennego i neot''emlemago utesheniya, podkrepleniya i vsyakoi pomoshchi ot Boga, blagodatiyu Edinarodnago Syna Ego Iesusa Khrista, postradavshago i umershago za spasenie nas greshnikov; 9) po mere vnimaniya slushashchikh, razgovor obrashchat' v pouchenie, li soprovozhdat' onyi chteniem prilichnykh mest iz Svyashchennago Pisaniya ili Pisanii Svyatykh Otets, i priglashat' k obshchei molitve; 10) k obshchei molitve pristupat', kogda khotya nekotorye podadut nadezhdu, chto primut v nei uchastie. Nevnimayushchikh ne prinuzhdat', a tol'ko ubezhdat', chtoby ne pripyatstvovali drugim. Dolzhno upovat', chto iskrennost' molitvy molyashchikhsya umyagchit ozhestochenie drugikh»// 9361. Rezolyutsiya ot 17 noyabrya 1840 g. na konsistorskom opredelenii po delu o dostavlenii Svyateishemu Sinodu soobrazhenii otnositel'no dukhovnago nazidaniya ssylaemykh v Sibir' prestupnikov. Polnoe sobranie rezolyutsii Filareta, mitropolita Moskovskago [Tekst]: s prilozheniem portreta / s predisl. i primech. Prof. I.N Korsunskogo i protopresvitera Moskovskogo Bol'shogo Uspenskogo sobora V.S.Markova. t.4. 1914. C.151-153-[Elektronnyi resurs]-Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka. Ofitsial'nyi sait. 1999-2013.-Rezhim dostupa. – URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004073412#?page=155
6. №16015. – 1842 g. Sentyabrya 3. Sinodskii. – O dopushchenii svyashchennosluzhitelei dlya nazidaniya, chteniya molitv i svoersheniya molebstvii ssylaemym prestupnikam v mestakh ikh soderzhaniya. // Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii: Sobranie 2-e // Sankt-Peterburg: tip. 2 Otd-niya sobstv. e.i.v. kantselyarii. 1842. S.894-895
7. Sochineniya m. Moskovskago Filareta. M., 1882. T.4. S.278-283
8. «Gospodi Bozhe, Sozdatelyu i Spasitelyu moi, blagoslovenno da budet imya Tvoe svyatoe! Blagodarenie i slava Tebe, Gospodi, o vsekh blagikh, yazhe priyakh ot Tebe v zhitii sem! Nyne zhe skorb' i bolezn' obretokh i imya Tvoe prizyvayu. Ponosheniya napadosha na mya. Polozhisha mya v rove preispodnem, v temnykh i seni smertnei. Skorblyu o sem, i po sei skorbi razumevayu, yako sogreshikh pred Toboyu i po grekham moim priidosha pred Toboyu, i po grekham moim na mya bedy. Ibo pravedniki Tvoi ne unyvayushchee i v temnitsakh poyakhu Tebe, i vo stradaniyakh radovakhusya. I ashche bezzakoniya nazrishi Gospodi, Gospodi, kto postoit? Yako nest' cheloveka, izhe ne sogreshit'. – No Ty, Gospodi, grekhi vsego mira nosishi i pokayaniem ochishchaeshi. Veruyu, yako i mene greshnago na otverzheshi ot litsa Tvoego. Za ves' mir Edinorodnyi Syn Tvoi izliya Svoyu Bozhestvennuyu krov'. Veruyu, yako i mene ot grekhov moikh omyti mozhet i khoshchet. Sego radi s Davidom glagolyu: ispovem na mya bazzakonie moe, Ty zhe, yako blag, ostavi nechestie serdtsa moego. – Strashusya suda i osuzhdeniya chelovecheskago, no naipache da budet mne v strakh Tvoi neumytnyi sud i vechnoe osuzhdenie. – Ashche nepravda vozstanet na mya: derzayu slovom Davidovym molitisya Tebe: uslyshi, Gospodi, pravdu moyu i voimi sudu moemu, i pravdoyu Tvoeyu izbavi mya. Ashche zhe nepravdu sotvorikh, miloserdiem Tvoim nepravdu moyu uvrachui. – Ne propusti uklonitisya serdtsu moemu vo slovesa lukavstviya, k sokrytiyu istiny i k lozhnomu opravdaniyu. – Pomozi mne i urazumeti i voznenavideti nepravdu moyu, vozlyubiti zhe pravdu i vo istine obresti oblegchenie dushi moei. – Oblegchi bremya bedstviya moego. A ezhe ponesti mne suzhdeno, do ponesu s terpeniem radi ochishcheniya grekhov moikh i radi umilostivleniya Tvoego pravosudiya. – Ashche i styd pokryet mene pred nekimi cheloveki, da poterplyu so smireniem, da umilostivlyu Tebe, Gospodi, da ne postyzhen budu pred litseem vsego mira na strashnom sude Tvoem. – Prikhozhdu k Tebe skorbnyi i pechal'nyi, ne lishi mene dukhovnago utesheniya. – Prikhozhdu k Tebe omrachennyi, yavi mne svet upovaniya spaseniya. – Pripadayu k Tebe iznemogshii, vozstavi i utverdi mene blagodatiyu Tvoeyu. – Pache zhe vsego darui mne zhelanie i pomozi mne, Gospodi, tvoriti vo vsem Tvoyu volyu, da v mire sovesti proslavlyayu imya Tvoe svyatoe Ottsa i Syna i Svyatago Dukha. Amin'.» //Sobranie sochinenii. m. Moskovsk. Filaret. T.4. 1917. S.283-284
9. Nikitin V.N. Zhizn' zaklyuchennykh. SPb. 1871. S.22
10. «Ustroistvo shkoly gramotnosti i biblioteki pri Zhitomirskoi gubernskoi tyur'me. 12 marta 1903 goda Nachal'nikom Volynskoi gubernii byla razreshena podpiska na sbor dobrovol'nykh pozhertvovanii dlya ustroistva shkoly gramotnosti, biblioteki i priobreteniya fonarya dlya chtenii. Den'gami bylo vsego sobrano-125 rub. 05 kop. Na etu summu bylo priobreteno: volshebnyi fonar' s atsetilenovym osveshcheniem i 7 seriyami kartin – 99 rub.50 kop.; knigi dlya chteniya i uchebniki – 9 rub. 95 kop.; doski dlya stolov, skamei, klassnoi doski, bibliotechnogo shkafa i rabota ikh – 10 rub. 58 kop.; perepletnye prinadlezhnosti, karton i bumaga – 1 rub. 72 kop.; tri banki korbitu dlya fonarya – 3 rub. 30 kop.; Itogo izraskhodovano – 125 rub. 05 kop. Iz priobretennykh i pozhertvovannykh knig sostavilas' malen'kaya biblioteka, no ona eshche daleka do toi biblioteki, kotoraya neobkhodima pri tyur'me. Odnako est' polnoe osnovanie polagat', chto polnoe ustroistvo shkoly i biblioteki ne ostanetsya v dal'neishem bez uchastiya sochuvstvuyushchikh lits» // Tyuremnyi vestnik (godovaya podshivka) 1904 god. S.214. – [Elektronnyi resurs] – Ofitsial'nyi sait Elektronno-bibliotechnoi sistemy Knigofond. – Rezhim dostupa. – URL: http://knigafund.ru/books/54276/read (data obrashcheniya 27.09.2013 g.)
11. «Biblioteku mozhno podrazdelit' na sleduyushchie razdely: 1) otdel religiozno-nravstvennyi, knig 353, vzyato arestantami dlya chteniya 100 raz; 2) Russkie belletristy, knig 223 vzyato dlya chtenii 1893 raza; 3) Inostrannye belletristy, knig 102, vzyato 1651 raz; 4) Sborniki i biografii, knig 71, vzyato 250 raz; 5) Istoriya i geografiya, knig 128, vzyato 418 raz; 6) Nachal'nye uchebniki, knig 45, vzyato 65 raz; 7) Zhurnaly prezhnikh godov, knig 698, vzyato 2090 raz; 8) Illyustrirovannye zhurnaly, knig 40, vzyato 280 raz; 9) knig na pol'skom, nemetskom, frantsuzskom, gruzinskom i armyanskikh yazykakh 169, vzyato 236 raz. Vsego knig 1822Yu vzyato dlya chteniya v techenie goda 6983 raza» // Aleksandrovskaya tsentral'naya katorzhnaya tyur'ma. 1907 g., Tyuremnyi vestnik (godovaya podshivka) 1907 g. yanvar'. S.65.-[Elektronnyi resurs]-Ofitsial'nyi sait Elektronno-bibliotechnoi sistemy Knigofond. – Rezhim dostupa. – URL: http://knigafund.ru/books/54280/read (data obrashcheniya 01.10.2013 g.); Otchet Glavnogo Tyuremnogo upravleniya za 1905 g. Tyuremnyi vestnik (godovaya podshivka). 1907g. mart. S.244-[Elektronnyi resurs]-Ofitsial'nyi sait Elektronno-bibliotechnoi sistemy Knigofond. – Rezhim dostupa. – URL: http://knigafund.ru/books/54279/read (data obrashcheniya 01.10.2013 g.)
12. Gernet M.N. Istoriya tsarskoi tyur'my T.3. M., 1948. S.360
13. Otchet Glavnogo Tyuremnogo upravleniya za 1905 g. Tyuremnyi vestnik (godovaya podshivka). 1907 g. mart. S.245-[Elektronnyi resurs]-Ofitsial'nyi sait Elektronno-bibliotechnoi sistemy Knigofond. – Rezhim dostupa. – URL: http://knigafund.ru/books/54279/read (data obrashcheniya 01.10.2013 g.)
14. Ob ustroistve upravlenii otdel'nymi mestami zaklyucheniya grazhdanskago vedomstva i tyuremnoi strazhi. №4595.-iyunya //Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii: Sobranie 2-e // Sankt-Peterburg: tip. 2 Otd-niya sobstv. e.i.v. kantselyarii. 1887. S.225, S.333-335
15. Polishchuk N.I., Bazhenov V.V. Popechenie o litsakh, otbyvayushchikh nakazanie: monografiya. – SPb.: Izd-vo Yurid. in-ta (Sankt-Peterburg), 2011. S.5
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.