Статья 'Современное состояние и основные тенденции развития интернет-технологий в сфере маркетинга' - журнал 'Кибернетика и программирование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of Editors > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Cybernetics and programming
Reference:

Modern state and main tendencies in development of internet technologies in the field of marketing

Alekseev Igor' Vladimirovich

graduate student, Moscow Witte University

115432, Russia, Moscow, pr-d 2-oy Kozhukhovskiy, 12, of. 313

rznpost@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-4196.2015.3.15364

Received:

24-05-2015


Published:

14-06-2015


Abstract: The article is devoted to internet technologies in the field of marketing under conditions of informational environment. The subject of the study is the state and main development trends in this area. The aim of the article is to study appliance of internet technologies in the field of marketing. The purpose of this research is to define a vector of progress in the development of ideas about internet technologies by analyzing scientific sources, and to highlight their role in the activity of enterprises by comparing the basic and massive stages of development of internet technologies. For this research the author studies sources on the topic of marketing in internet. The author concludes that taking into account the growing influence of internet technologies to the consumer market, companies need to focus on creating marketing mix within its structure. Studies of changes in economic environment highlight the urgency of expanding the role of internet marketing and its adaptation to the constant innovation and technological solutions. The implementation of the united development of the company's marketing and internet marketing is a necessary condition for building a successful business model.


Keywords:

economy, inforamation space, commercial, comsumer, instrument, technologies, marketing, Internet, PR, IT-market

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Стремительное проникновение Интернета во все стороны жизни общества является одним из ключевых глобальных трендов современной эпохи. Данный факт подтверждает усиление веб-активности большинства предприятий на территории сети интернет. Внедрение интернет-технологий в операционную деятельность субъектов экономики становится их реальным преимуществом при изменении конкуренции на потребительском рынке.

Началом практического изучения применения интернет-технологий в решении задач сферы маркетинга, принято считать начало 90-х - период появления первой электронной страницы в сети интернет. Все исследования, которые предпринимались ранее, носят теоретический характер в области развития маркетинга и информатизации экономической среды. С течением времени ход развития представлений об интернет-технологиях сформировался в три этапа: базовый, массовый и адаптационный. Границей перехода этапов является изменение доступности интернет-технологий в экономической среде, появление новых технологий и изменение представлений о возможностях маркетинга в сети интернет.

Первый этап исследований в области интернет-технологий является «базовым», т.к. данный период сформировал в сознании специалистов необходимую теоретическую и практическую составляющую новой экономической среды. Первую серию научных трудов относящихся к вопросам взаимодействия маркетинга и интернет-среды опубликовали Д.Хоффман [1] и Т.Новак [2]. В их статьях были представлены фундаментальные отличия новой маркетинговой деятельности от традиционной среды. Этот аспект связан с уникальным характером обмена информацией между участниками рынка, возникающими в такой среде.

До появления глобальной сети Интернет, данный процесс происходил в одностроннем порядке «один ко многим», т.е. от предприятия к потребителям. Прогресс технологий расширил эту возможность до комплексного диалога между предприятиями и потребителями, тем самым зафиксировав отношение «многие ко многим». Основным звеном представленной выше модели стал медиаканал (инструмент электронного взаимодействия между предприятиями и потребителями, построенный на интернет-технологиях).

Западные специалисты Д.Хоффман и Т.Новак показали, что потребители в среде Интернет демонстрируют повышенную активность, тем самым создавая вокруг себя новый класс аудитории, имеющий своей целью накопление знаний о продукции и поиске выгоды. Также необходимо отметить, что различные виды активности в сети интернет по-разному отражаются на приросте аудитории потребителей.

По нашему мнению, потребители за счет возможностей интернет-технологий получают расширенный контроль над отношениями «многие ко многим», параллельно изменяя роль самого маркетинга. Эти аспекты наиболее ярко проявляются в активизации диалога с потребителями (Р. Блаттберг и Дж.Дейтон [3]), в усилении роли потребителя в качестве партнера (Р.Маккен [4]) и росте активности спроса перед предложением в вопросах создания продукта (Ф.Рейпорт и Дж.Свекла [5]). С точки зрения Р.Кианни роль потребителей необходимо рассматривать с позиции отношений “потребитель для компании”. У организаций появляются возможности для выбора и сбора личной информации (предпочтениях) от заинтересованных потребителей при помощи интернет-технологий, сокращая широковещательные рассылки в пассивной аудитории [6].

Создание интерактивного взаимодействия предприятия и окружения позволили интернет-технологиям перейти на новый уровень своего развития - от широковещательного маркетинга к персональному. Эти кардинальные изменения становятся катализатором к усиленной подготовке специалистов в области интерактивного маркетинга. Теперь взаимодействия предприятия и потребителя обогащаются такими свойствами, как доступность, адресность и гибкость. Результатом этих процессов стало появление тенденции к децентрализации рынка и диверсификации производства.

Основу маркетинга, по мнению А. Киержковски составляют теперь пять базовых активностей: привлечение потребителей, вовлечение, удержание, обучение и формирование персональных ценностей. Однако, с точки зрения Р.Кианни основой являются: информирование, привлечение, взаимодействие, покупка, повторная покупка [7]. Несмотря на различия в обосновании терминов по вопросам элементов маркетинга, авторов объединяют два понятия - привлечение и удержание. Демонстрация общего подхода к диалогу между предприятиями и потребителями показывает, что к выбору рекламных (коммуникационных) моделей в среде интернет необходимо подходить более тщательно.

Второй «массовый» этап открыл начало XXI века и вместе с тем запустил широкое распространение интернет-технологий в экономической среде, что в свою очередь предопределило дальнейший ход развития взглядов данной отрасли. Отличительными чертами этого периода являются: распространение персональных компьютеров, повышение роли медиаканалов и свойств глобальности среды Интернет, применение интернет-технологий при продаже товаров и оказании услуг для потребительского рынка, внедрение обновленных конкурентных стратегий в маркетинговую практику организаций.

Новая информационная среда в публикациях Ф.Котлера и Г.Армостронга становится по значимости в один ряд с персональными продажами, адресными рассылками и телемаркетингом [8]. Погружение в науку и практику для большинства исследователей того периода становится одним из ключевых моментов для изучения глобализации сети интернет. В ходе исследований, авторами А.М. Франческо и Б.А.Голд было доказано, что при охвате 15-20% населения страны интернет-технологиями, их влияние носит обширный характер воздействия на экономику[9]. Таким образом, расширение знаний о медиаканалах стало ключевым результатом исследований массового периода.

В 2008 году, западным автором Д.Чаффи была классифицирована типология инструментов электронного взаимодействия предприятия с потребителем по присутствующим в сети маркетинговым активностям: поисковый маркетинг, интернет-pr, интернет-партнерство, интерактивная реклама, электронные рассылки и вирусный маркетинг. При этом с термином маркетинг специалист соотносит управляющий процесс, который направлен на определение и удовлетворение ожиданий потребителей [10].

Дальнейшему развитию представлений о роли интернет-технологий в операционной деятельности организаций способствовал рост интереса к электронной коммерции и усиленное внимание к сфере торговли [11]. Подготовка маркетинговых планов предприятий и планов развития в среде интернет у многих экономических субъектов стала разделяться. Этот процесс привел к созданию целого направления для работы с новой информационной средой, включающей в себя адаптацию навыков сотрудников для работы с базами данных и интернет-технологиями; организацию управления информацией для оптимизации и повышения эффективности работы предприятия; систематизацию актуальных программных средств, применяемых для решения маркетинговых задач.

Постепенно с ростом аудитории глобальной сети, интернет-технологии стали позиционироваться как заменители основных каналов связи (рекламы): газеты, телевидение и радио [12].Новые правила ведения бизнеса поспособствовали развитию брендинга в виртуальном пространстве и созданию целого ряда корпоративных порталов для коммуникации с потребителями. Многосторонний практический опыт применения интернет-технологий в дистрибуции товаров и оказании услуг обществу, позволил изучить теоретические основы ведения хозяйственной деятельности огромного числа предприятий и сформулировать новые особенности создания успешной модели ведения бизнеса на базе современной маркетинговой практики.

Интерес к сфере интернет-технологий подогревали не только бизнесмены, но и целое сообщество ученых-специалистов. Так, благодаря последним новая информационная среда была дополнена следующими терминами: интернет-маркетинг (Чаффи Д.), электронный бизнес (Эймор Д.), e-mail маркетинг (Бэгготт К., Сейлс А. [13]), социальный медиа маркетинг. В контексте задач диссертационного исследования наиболее часто будет применяться термин интернет-маркетинг, т.к. именно он является связующим двух сфер интернет-технологий - теории и практики. По нашему мнению, интернет-маркетинг - это раздел маркетинга, направленный на изучение принципов взаимодействия экономических субъектов в сети интернет с целью разработки универсальных систем для извлечения прибыли и удовлетворения социальных потребностей общества.

Сопоставляя исследования двух этапов развития интернет-технологий базового и массового, можно выделить следующие ее роли в деятельности предприятий:

1) Персонализированная роль – свойство новой экономической среды, ответственное за создание прямого взаимодействия с потребителями при помощи интернет-технологий. Ключевой аспект этой роли сводится к наиболее точным оценкам потребностей рынка и расширение представлений о маркетинге.

2) Информационная роль – свойство новой экономической среды, контролирующее сбор и предоставление информации. Основная функция данной роли нацелена на изучение свойств внутреннего и внешнего окружения предприятия. Результатом этого процесса является внесение корректив в развитие направлений интернет-брендинга, контентной оптимизации, социального медиа маркетинга и интерактивной рекламы.

3) Развивающая роль – свойство новой экономической среды, балансирующее части маркетингового комплекса в плане усиления технической оптимизации процессов на предприятии для максимизации прибыли через построение отношений с рыночным окружением.

Третий этап развития интернет-технологий получил название «адаптационный», закладывая в своей основе поиск и внедрение оптимального соотношения развития предприятия в условиях постоянной конкуренции. Определение текущих изменений экономической среды и разработка стратегических планов стали неотъемлемой частью работы маркетинговых служб. Концентрация усилий специалистов на технической стороне медиаканалов обладает ограниченным сроком актуальности в силу устаревания технологий. Данные условия ведения бизнеса заставляют организации находиться в состоянии постоянного поиска уникальных инструментов для удержания конкурентных позиций на рынке. Это приводит к тому, что направление интернет-маркетинга внедряется на предприятии не в полном объеме, а частично.

В настоящее время специалисты ИТ-рынка выделяют следующие инструменты интернет-маркетинга для развития бизнеса и продвижения бренда:

1) Поисковая оптимизация (SEO) это процесс работы над сайтом, его внутренними факторами, влияющими на ранжирование в поисковых системах – структурой, контентом, кодом HTML, его внешними факторами ранжирования – ссылками на сайт с целью увеличения релевантности ресурса определенным, заранее известным ключевым словам, увеличения популярности сайта для поисковых машин и, соответственно, увеличения позиций в поисковых результатах для привлечения большего количества посетителей на сайт [14].

2) Контекстная реклама – вид размещения интернет рекламы, при котором рекламное объявление соответствует содержанию интернет-страницы, где оно размещается, и, которую посещает интернет-пользователь. При этом может размещаться как баннер, так и текстовое сообщение. Особую популярность приобрел частный вид контекстной рекламы - реклама на странице результатов поиска самой поисковой системы, называемая поисковой рекламой.

3) Маркетинг в социальных медиа (SMM) – продвижение (позиционирование) продукта (компании) с использованием социальных сервисов через вовлечение существующей на сервисе аудитории пользователей в коммуникационный процесс, связанный с данным продуктом (компанией).

Основным инструментом продвижения товара посредством социальных сетей является интернет-реклама. Уникальность ее в данной среде состоит в том, что она обладает высокой степенью доверия. Участники общения, находясь в неформальной дружественной обстановке, в значительной степени готовы к восприятию информации, в том числе рекламного содержания.

4) Медийная (баннерная) реклама – это инструмент маркетингового продвижения продукции, услуг, брендов, сайтов, торговых марок и пр., на площадках средств массовой информации глобальной сети интернет при помощи визуализированной информации (флеш-картинок, видеороликов, изображений и т.д.).

5) Вирусный маркетинг – способ продвижения продукции и услуг посредством добровольного участия потенциальных потребителей. Отличительными чертами вирусного маркетинга являются: воздействие на эмоциональную сферу, невысокая стоимость реализации по сравнению с использованием традиционных маркетинговых инструментов, а также, при условии «попадания в цель», т.е. точного определения нужд, мыслей и потребностей целевой аудитории – распространения в геометрической прогрессии. Наиболее активно данную форму маркетинга применяют при создании видеороликов и дальнейшем их размещении на просторах сети интернет.

6) Интернет-PR – комплекс pr-мероприятий, направленных на взаимодействие с ключевыми медиа ресурсами аудиторий и обществ, которые воздействуют на интернет при помощи различных онлайн-каналов: поисковые системы, социальные сети, блоги, форумы, новостные порталы и т.д. Одной из приоритетных областей для интернет-pr является управление репутацией компании и бренд мониторинг в глобальной сети.

7) E-mail-маркетинг – инструмент интернет-маркетинга, применяемый для продвижения товаров и услуг при помощи технологий электронной почты.

Перечисленные выше инструменты интернет-маркетинга формировались, более двадцати лет, однако текущее развитие информационной среды постоянно ставит перед данными технологиями новые задачи, которые требуют кардинально иного решения, чем раньше. Среди нерешенных вопросов остаются темы связанные с переходом компаний от многоканальности к омниканальности (комплексная стратегия сопровождения клиента от предоставления информация до совершения покупки/оказании услуги на различных платформах компании: оффлайн-магазин, вебсайт, мобильные устройства, социальные медиа), построением системы высокоточной персонализации (точный подбор товара или услуги) и создании дополненной визуализации товаров близкой к реальному объекту (наделение товара свойствами исходного материала: запах, форма и т.д).

Учитывая рост влияния интернет-технологий на потребительский рынок, предприятиям необходимо сосредоточить усилия на создании маркетингового комплекса внутри своей структуры. Исследования изменений экономической среды подчеркивают актуальность расширения роли интернет-маркетинга и постоянной адаптации его к инновационно-технологическим решениям. Осуществление совместного развития маркетинга предприятия и интернет-маркетинга является необходимым условием построения успешной модели ведения бизнеса.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.