Статья 'Об информационном потенциале источников для изучения доходов и имущественного неравенства населения юга Западной Сибири второй половины XIX – начала XX вв.' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Editorial Board and Editors > Aims & Scope. Policy of publication. > About the journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
History magazine - researches
Reference:

On the Information Potential of Sources for the Study of Incomes and Property Inequality Among the Population in the South of Western Siberia During the Second Half of the 19th - early 20th Centuries

Vladimirov Vladimir Nikolayevich

Doctor of History

Professor, Department of Russian History, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Lenin Avenue, 61, room 312

vvladimirov@icloud.com
Other publications by this author
 

 
Egorova Elena Dmitrievna

Associate Professor, Department of Documentation, Archive Studies and Historical Computer Sciences, Altai State University; Deputy Director, Altai Krai State Archive

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Anatoliya, 72, kab. 16

egorova.eed@yandex.ru
Shchetinina Anna Sergeevna

PhD in History

Associate Professor, Department of Documentation, Archive Studies and Historical Computer Sciences, Altai State University

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Prospekt Lenina, 61, aud. 312

anyash83@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0609.2019.6.31223

Received:

31-10-2019


Published:

26-12-2019


Abstract: The article discusses the information potential of some of the sources discovered in the State Archives of the Altai Krai, specifically, their possible contribution to the study of income and property inequality among the population in the south of Western Siberia. The chronological framework of the article includes the second half of the 19th - beginning of the 20th centuries. The authors note the high and constantly growing relevance of the topic related to the study of property inequality and differentiation by income in populations, including in the historical field. At the same time, the study of the regional aspects of this problem is also gaining importance, especially in such a large territory as Russia. Methodologically, the article focuses on archival search and archival heuristics. A fairly small number of studies, where the question of property inequality in the population of Siberia was discussed and resolved, determine the main research issues in the formation of a source base for this study. The article describes and evaluates, from the point of view of the information potential for the study of incomes and property inequality among the Siberian population in the designated chronological period, the sources stored in the State Archive of Altai Krai. The article's general conclusion is that, despite the difficulties in finding large amounts of data, the information potential of the sources allows us to pose and solve issues related to income and property inequality.


Keywords:

information potential, archive, fund, source, document, income, wealth inequality, tax, money, enterprise

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Вопросы имущественного неравенства и дифференциации населения по доходам приобрели особую актуальность в течение последних десятилетий [1]. Эти вопросы входят сегодня и в повестку дискуссий историков, изучающих эту проблематику по отношению к различным историческим эпохам и странам мира, в частности – позднеимперской России [2, 3].

При изучении эволюции неравенства в такой большой стране, как Россия, большую роль играет региональный аспект. Между тем, рассматриваемая тема не ставилась, как правило, специальной целью исследования в многочисленной литературе по истории Сибири. В современных исследованиях достаточно популярна, например, тема социально-экономической и демографической истории Сибири [4, 5 и др.]. В рамках данной проблематики довольно часто поднималась тема социального и сословного состава городов Сибири XVIII – начала ХХ вв. [6, 7, 8 и др.], в которой, так или иначе, приводятся сведения об имущественном положении представителей сословий [9, 10, 11, 12 и др.]. Однако, специальных исследований вопросов именно имущественного неравенства, дифференциации доходов, сопровождающихся детальным анализом данных, касающихся населения дореволюционной Сибири, пока практически нет. Это относится и к большинству исследований по другим регионам дореволюционной России.

В то же время актуальность этой тематики не вызывает сомнений. Слабая же ее изученность определяется рядом факторов, и, прежде всего, состоянием источниковой базы. Одна из проблем связана с отсутствием подоходного налога в дореволюционной России, а ведь именно данные о подоходных налогах формируют источниковую базу для изучения неравенства доходов историками других стран.

В данной статье предлагается обзор архивных источников, хранящихся в Государственном архиве Алтайского края (ГААК), содержащих различные сведения об имущественном неравенстве и дифференциации доходов населения Алтая во второй половине XIX – начале XX вв., с тем, чтобы оценить их информационный потенциал для дальнейшей аналитической работы по данной проблематике. Можно предположить, что выявленная источниковая база даст основу для проведения сравнительных исследований процессов дифференциации в различных регионах дореволюционной России.

Обзор архивных фондов

Среди письменных источников второй половины XIX – начала XX веков, имеющихся в фондах Государственного архива Алтайского края и отражающих имущественное состояние и уровень доходов различных социальных классов и групп населения Алтайского округа, по источнику происхождения (авторскому признаку) можно выделить следующие группы документов:

– документы органов государственного и сословного управления;

– документы ведомственных (кабинетских) органов управления;

– документы государственных учреждений и организаций;

– документы частных организаций;

– документы общественных и благотворительных организаций, обществ.

В составе каждой группы источников в зависимости от их содержания выделя.тся два основных типа документов:

– документы, непосредственно содержащие сведения о доходах (формулярные списки, личные дела, ведомости на выдачу жалования, сметы; отчеты о расходах на содержание аппарата, поступлении окладных и налоговых сборов; окладные листы по сбору пошлин, заявления владельцев торгово-промысловых заведений с указанием оборотов, заявления о доходах, ведомости экономического обследования сельского населения и др.);

– документы, содержащие косвенные сведения о доходах (сведения о торговых оборотах ярмарок и базаров, о ценах на сельскохозяйственные продукты, описи имуществ, оценочные ведомости на недвижимое имущество, отчеты о выданных ссудах, описи сберегательных касс, своды оборотов по переводным операциям и др.).

В фондах учреждений и организаций, действовавших на территории Алтайского округа в XIX – начале XX вв., сохранились документы, содержащие сведения о заработной плате и доходах сотрудников, среди которых формулярные списки, личные дела, ведомости на выдачу жалования (содержания), сметы, отчеты о расходах на содержание аппарата. Эти дела находятся в фондах органов управления и предприятий, находившихся в ведении Кабинета (Ф.4 – «Главное управление Алтайского округа», Ф.50 – «Чертежная Алтайского губернского управления земледелия и государственных имуществ», Ф.126 – «Алтайское отделение контроля Министерства императорского двора», Ф.28 – «Управляющий казенными золотыми промыслами Главного управления Алтайского горного округа») и некоторых других, а также в довольно многочисленных фондах органов управления, находившихся в ведении государственных органов (среди них Ф.65 – «Томское губернское управление», Ф.235 – «Управляющий Алтайской губернией», Ф.233 – «Алтайская губернская земская управа», Ф.29 – «Управление землеустройства Алтайского округа», Ф.73 «Алтайское губернское управление земледелия и государственных имуществ»), и многие другие.

В фондах ГААК отложились также документы, содержащие косвенные сведения о доходах населения. Из них наиболее значительной по объему представляется группа документов, содержащих сведения о доходах и имуществе владельцев торгово-промышленных заведений Алтайского округа, основная часть которых была сосредоточена в г. Барнауле:

– ведомости и окладные листы фабрично-торговых заведений, по страхованию строений (Ф.233 – «Алтайская губернская земская управа»);

– сведения о доходах и недвижимом имуществе домовладельцев и владельцах торговых и промышленных заведений, о поступлении окладных и налоговых сборов, окладные листы по сбору пошлин с предприятий и имуществ, описи имуществ и решения судов об исполнении завещаний, оценочные ведомости на недвижимое имущество по г.Барнаулу, заявления владельцев торгово-промысловых заведений Барнаула с указанием оборотов, заявления о доходах, жалобы на неправильное исчисление налогов (Ф.51 – «Барнаульская городская Дума», Ф.52-56, 192 – «Податные инспекторы Томской губернской казенной палаты»). В указанных фондах имеются документы одного вида за несколько последовательных лет, что значительно облегчает их обработку и анализ.

В качестве дополнительных источников для изучения уровня доходов различных групп населения на основе анализа цен на товары и услуги, уровня платежеспособности, собираемости налогов и сборов и т.д., могут быть использованы следующие документы:

– журналы заседаний общего присутствия Томской губернской казенной палаты об утверждении отчетов Барнаульских городских банков, обществ взаимного кредита, годовые отчеты потребительских обществ, обществ взаимного кредита, банков, ломбарда (Ф.83, 190 – «Уездные казначейства Томской губернской казенной палаты»; Ф.76, 134, 178, 184, 185 – «Крестьянские начальники Алтайского округа»);

– ведомости, отчеты о выданных ссудах, о состоянии кредитных товариществ, протоколы общих собраний членов кредитных товарищество о выделении ссуд (Ф. 82 – «Барнаульское отделение Государственного банка», Ф.80 – «Барнаульский общественный банк им. В.Г.Бодунова»);

– описи сберегательных касс, своды оборотов по переводным операциям, отчетные ведомости (Ф. 102 – «Барнаульская почтово-телеграфная контора Томского почтово-телеграфного округа», Ф.95, 104-125, 193, 199-209 – «Почтовые отделения Томского почтово-телеграфного округа»);

– прошения родителей о приеме детей, снижении платы за обучение (Ф.35-37, 41, 42, 45-47, 87, 88, 179, 180, 195, 215 – «Общеобразовательные учебные заведения Западно-Сибирского учебного округа»);

– рапорта, прошения об оказании помощи раненым, принятии детей-сирот в приют, заявления о выдаче ссуд (Ф.72 – «Барнаульское городское общество попечения о начальном образовании», Ф.244 – «Алтайский губернский союз землемеров», Ф.143 – «Алтайский дамский комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам»);

– ведомости экономического обследования сельского населения, поступления налогов, сведения о торговых оборотах ярмарок и базаров, о ценах на сельскохозяйственные продукты, ведомости о поступлении налогов, сборов, податей (Ф.170, 171 – «Уездные полицейские управления», Барнаульское и Бийское);

– ведомости о ценах на поденную плату рабочих (Ф.31 – «Строительное отделение Томского губернского управления», Ф.189 – «Горный исправник Алтайского округа»);

– сведения об экономическом положении семей призванных нижних чинов и выплате им пособий (Ф.198 – «Бийский уездный распорядительный комитет», Ф.232 – «Барнаульский уездный воинский начальник Томского губернского воинского присутствия», Ф.217 – «Бийская судебная об отставных контора»).

Число дел в каждом из фондов, как правило, не очень значительное, но, учитывая количество фондов и разнообразие их отраслевой принадлежности, можно провести сравнительный анализ уровня доходов различных категорий населения. Хронологические рамки представленных документов охватывают, большей частью, вторую половину XIX в. и первые 20 лет XX в.

Обзор архивных документов

Для изучения имущественного неравенства населения в рассмотренных фондах имеются документы, которые по назначению документа и содержанию информации в нем можно объединить в три основные группы: Принципы выделения

1. Документы, связанные с уплатой различных податей, налогов и сборов. Предназначались для сбора информации о налогоплательщиках (реальных и потенциальных), об их имуществе, источниках и уровне доходов. Собирались сведения как с граждан, так и с учреждений, организаций и предприятий. Также документы содержат информацию о начислении того или иного налога.

2. Документы на выплату жалований, довольствий, пособий и т.п. Как правило, унифицированные по форме (таблицы) документы, предназначенные для выплаты заработной платы/жалований работникам определенного предприятия, организации, учреждения. Также сюда мы отнесли документы по начислениям и выплатам различных пособий, пенсий и т.п.

3. Документы, содержащие денежную оценку того или иного труда (цены на работы). Документы носили, в основном, справочный характер, указывали стоимость работ и услуг за определенное время (час, день, месяц) или за выполненный объем.

1. Документы, связанные с уплатой различных податей, налогов и сборов

В этой группе четко выделяются документы с информацией по предприятиям, организациям и учреждениям, а также с данными по доходам и имуществу граждан.

Сведения об имеющихся в конце XIX – начале XX вв. в г. Барнауле предприятиях и об их доходах и прибыльности содержатся в документах по промысловому налогу, который собирался в Российской империи в соответствии с «Положением о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898 г. [13]. Основная масса выявленных источников, связанных с промысловым налогом, находится в фонде Податного инспектора первого участка Барнаульского уезда [14]. Минимальную дополнительную информацию можно получить, например, из«Алфавитных списков владельцев торговых и промышленных предприятий».

В фонде имеются общие списки владельцев торговых предприятий, которые представляли собой таблицы с указанием фамилии, имени, отчества владельца, наименования предприятия, его местонахождения и адреса (в некоторых списках указан только адрес предприятия) [14, Оп.1., Д.9]. Однако общих списков в делах фондах насчитываются буквально единицы. Гораздо больше выявлено алфавитных списков по разрядам. Разряд предприятия, согласно «Положению о государственном промысловом налоге», был основанием для начисления суммы налога. Для торговых предприятий было установлено пять разрядов с учетом вида деятельности и объема товарно-денежных оборотов [13, гл.II]. На предприятия первого и второго разрядов велся один список, на третий разряд – другой, списков четвертого и пятого в делах фонда не имеется.

На владельцев промышленных предприятий в делах фонда имеются только общие списки, где в отдельном столбце, помимо перечисленных данных, указывали разряд [14, Оп.1., Д.10.]. Для промышленных предприятий разрядов было установлено восемь (с учетом вида предприятий, числа рабочих и размера прибыли) [13, гл.III].

В фонде Податного инспектора первого участка Барнаульского уезда алфавитные списки на владельцев торговых и промышленных предприятий имеются за период с 1900 по 1919 гг. Источники позволяют составить примерное представление о доходности и прибыльности предприятий, исходя из присвоенного разряда, так как списки не содержат данных о сумме доходов и прибыли. По этим же источникам можно также составить примерное представление и об имущественном положении владельцев предприятий. Однако довольно сложно по таким спискам проследить динамику изменения доходов и прибыли, так как информация по одним и тем же предприятиям имеется, чаще всего, за один-два года и изменения могли отражать только переход предприятия из одного разряда в другой.

Частично восполнить данный пробел позволяет другой вид источников в составе того же фонда – «Заявления владельцев торгово-промышленных предприятий города Барнаула с указанием оборотов». Документы имеются за 1912, 1915, и 1917-1919 гг., что дает возможность проследить хоть какую-то динамику [14, Оп.1., Д.1851-1898, 1946а, 1947-1962; 15, Оп.1., Д.1116-1128, 1130-1144]. К тому же данный источник содержит уже конкретные данные, по которым в дальнейшем предприятию и присваивался разряд.

Еще одним источником, связанным со сбором промыслового налога, являются «Извещения владельцам предприятий о начислении налога». К сожалению, на данный момент среди архивных документов ГААК их выявлено очень мало. Это те извещения владельцам, которые не были вручены по причине того, что они не проживали по указанному адресу [14, Оп.1., Д.6]. Сам документ выполнен на двустороннем бланке. На лицевой стороне указан номер извещения; фамилия, имя, отчество «хозяина заведения»; наименование заведения и его адрес. На обороте указано основание для начисления владельцу промыслового налога с принадлежавшего ему предприятия за определенный год: сумма прибыли, оклад раскладочного сбора (сумма налога) и сумма процентного сбора с излишка прибыли.

Об имущественном и финансовом состоянии граждан информацию можно найти в источниках, связанных с подоходным налогом, квартирным и налогом с недвижимого имущества. В основном, это следующие виды документов:

– расчетные листы учреждений или предприятий;

– списки служащих или частных лиц, подлежащих обложению тем или иным налогом, и требовательные ведомости к ним;

– списки плательщиков (и предполагаемых плательщиков) налогов и других сборов;

– заявления о доходах, подлежащих обложению;

– заявления плательщиков или сведения о плательщиках с указанием объектов обложения и суммы дохода.

«Расчетные листы учреждений или предприятий»– самый немногочисленный источник из перечисленных. На данный момент выявлены расчетные листы пароходовладельцев г. Барнаула за 1912-1913 гг. [14, Оп.1., Д.25.]. Эти документы владельцы пароходных контор должны были предоставить в связи с проверками уплаты гербового сбора. Документ представлял собой табличный список служащих и других лиц, которым конторой выплачивались жалования или оплачивались услуги. В таблице есть указания на должность или род занятия и размер вознаграждения. Для служащих указан размер жалования в месяц или год, а для лиц, оказывавших услуги, – сумма по договору.

В таком документе, как «Списки служащих или частных лиц, подлежащих обложению тем или иным налогом, и требовательные ведомости к ним», речь, в основном, идет о лицах, которые подлежали обложению подоходным налогом в 1909-1919 гг. Списки служащих того или иного учреждения могли содержать достаточно подробную информацию о должности и размере жалования в месяц или год, о дополнительных выплатах и сумме общего дохода. В некоторых же случаях был указан только размер заработка. Требовательные ведомости шли как дополнение или прилагались вместо списков с целью показать размер дохода служащего. В делах фондов податных инспекторов имеются списки чинов и служащих государственных и городских учреждений, находящихся в г. Барнауле, учебных заведений, банков и различных торгово-промышленных предприятий. Отдельно составлялись и велись«Списки домовладельцев на тот или иной год по взиманию подоходного налога и списки владельцев недвижимых имуществ». Таким образом, упомянутые источники позволяют нам судить о доходах граждан разного социального положения и в разных сферах деятельности.

«Списки плательщиков (и предполагаемых плательщиков) налогов и др. сборов» – это документы, относящиеся к сбору подоходного налога (большинство), а также документы о сборе оброчных податей и повинностей с крестьян. Что касается списков плательщиков и предполагаемых плательщиков подоходного налога, то в основном они идентичны по содержанию с предыдущими списками.

Источники по имущественному и финансовому положению крестьян выявлены в фондах Крестьянских начальников 1-го и 2-го участков Бийского уезда [16, 17]. Среди документов указанных фондов имеются именные списки домохозяев с указанием имущественного состояния, списки налогоплательщиков, списки крестьян с указанием суммы налога [16, Оп.1., Д. 32, 36, 39; 17, Оп.1., Д.141] и т.п. Все документы содержат данные за 1914 г.

«Заявления граждан о доходах, подлежащих обложению» – это один из самых многочисленных видов интересующих нас документов. Такие заявления формировались вместе с другими документами гражданина по подоходному налогу в отдельные персонифицированные дела на каждого плательщика. Состав документов в каждом деле небольшой и охватывает период примерно с 1906 г. по 1919 г.

Основным документом в деле было само заявление о доходах, которое составлялось на типографском многостраничном бланке. В заявлении указывались фамилия, имя, отчество гражданина, его должность либо род деятельности или социальное положение, место проживания. Далее перечисляются имеющиеся источники дохода и сумма, полученная с каждого в отчетном году и общая сумма дохода со всех. На бланке указаны такие виды источников дохода как денежные капиталы, недвижимое имущество, предприятия, вознаграждение за службу, занятия, приносящие выгоды, и другие источники. В следующем разделе прописаны различные выплаты, которые плательщик осуществил в отчетном году (страховые, долговые и пр.), и из которых формировался вычет. После этого указывалась итоговая сумма дохода с учетом вычета. Остальные разделы заявления предназначались для подробного описания источников дохода, указанных плательщиком, перечисления имеющихся льгот, а также для «прочих сведений и объяснений». Следующие листы дела представляли собой разного рода квитанции и счета, доказывающие выплаты довольствий или содержаний (при наличии), уплату взносов, наличие банковских счетов и т.п. Также в дело плательщика включались заполненные бланки документов-приложений в соответствии с требованиями налогового законодательства, в том числе частное постановление с указанием суммы налога [14, Оп.1., Д.206.].

«Заявления плательщиков или сведения о плательщиках с указанием объектов обложения и суммы дохода» содержат аналогичную с предыдущими заявлениями информацию за период 1906-1919 гг. Отличие заключается только в том, что касались они не только подоходного, но также и квартирного налога [15, Оп.1., Д.1899-1945]. Кроме того, это могли быть не отдельные дела на каждого плательщика, а непосредственно только заявления или сведения о плательщике.

2. Документы на выплату жалований, довольствий, пособий и т.п.

Вторая группа архивных материалов ГААК представлена такими документами, как «Требовательные ведомости на выплату заработной платы и различных вознаграждений служащим различных ведомств и учреждений», действовавшими на территории Томской/Алтайской губернии в начале XX в. В документах представлена информация о заработной плате чиновников, учителей, медицинских работников, сотрудников милиции и пр. [18, 19, 20].

3. Документы, содержащие денежную оценку того или иного труда (цены на работы)

Главным источником информации в данном случае являлись «Сведения или дела о справочных ценах на строительные материалы и поденную плату рабочим, мастеровым или поденным рабочим»[например: 20, Оп.1., Д. 38; 21, Оп.1., Д. 6-10, 92-127 и др.]. Источники содержат сведения по городам Барнаулу, Змеиногорску, Бийску, а также по соответствующим округам и уездам и охватывают период с 1881 г. по 1919 г. В табличной форме приводятся наименования строительных и т.п. профессий с указанием минимальной и максимальной сумм оплаты их труда за день.

Несмотря на разные виды документов, все три рассмотренные группы архивных материалов имеют ряд общих характеристик. Прежде всего, все они являются документами, содержащими первичную информацию. Кроме того, ряд документов (из первой группы) относятся к одному комплексу, таким образом, информация одних дополняет информацию других. Отражая разные сферы деятельности, должности, профессии, рассмотренные документы относятся к разным городам и уездам Томской/Алтайской губернии за период с 1880-х гг. до 1919 г. Таким образом, можно говорить о репрезентативности выявленных архивных материалов.

В силу своей специфики, а также специфики содержащейся информации рассмотренный комплекс архивных материалов является в настоящее время слабо востребованным исследователями, что также говорит о перспективности их изучения.

Заключение

Первоначальное изучение содержания фондов архива и их анализ на предмет содержания документов, раскрывающих те или иные аспекты проблем имущественного неравенства, приводит к выводу, что эти документы рассредоточены, большей частью, по различным фондам. Из этого вытекает необходимость дальнейшего поиска источников, сочетая при этом источниковедческую работу с непосредственной обработкой и интерпретацией уже выявленных документов и материалов. Тем не менее, информационный потенциал выявленных источников позволяет рассматривать их как полноценный комплекс материалов для изучения доходов и имущественного неравенства населения юга Западной Сибири второй половины XIX – начала XX вв.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.