Статья 'Деятельность местных органов самоуправления по улучшению санитарно-гигиенической ситуации в г. Владивостоке и Приморской области в условиях модернизации начала XX в. ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Activity of the local self-government aimed at improvement of sanitary and hygienic situation in Vladivostok and Primorskaya Oblast in the conditions of modernization of the early XX century

Suprunova Elena

PhD in History

Docent, the department of Humanities, Pacific State Medical University

690002, Russia, Primorskii krai, g. Vladivostok, ul. Okeanskii Prospekt, 90, kv. 57

elena.suprunova@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2020.8.33490

Received:

20-07-2020


Published:

03-09-2020


Abstract: The subject of this research is the activity of central and, specifically, local authorities aimed at ensuring conditions for public health and well-being in Vladivostok and Primorskaya Oblast in the early XX century. The goal is to determine the key problems pertaining to provision of urban amenities to the city and region, and the measures taken by the authorities to resolve them. Research methodology is based on the analysis of archival documents and a combination of special historical methods, such as problematic-chronological, comparative-historical, and classification. The author also used the materials from Primorsky State Archive, including cases of Vladivostok City Administration, reports of Vladivostok State Duma, and cases of the Military Governor of Primorskaya Oblast. In the conditions of modernization of the early XX century, including Stolypin's resettlement policy, the unpreparedness of suburbs of the Far East to mass population by foreign and Russian citizens became evident due to the absence of basic conditions of urban civilization. The conclusion is made that local authorities, relying on support of the central administration, undertook measures for ensuring favorable living conditions in the region. Leaning on examination of the previously unstudied archival documents, the author concludes on ineffectiveness of measures undertaken by the local authorities. The acquired results of can be applied in the current activity of local authorities, as well as in teaching historical disciplines universities, including such discipline as the History of the Primorsky Krai (in the department of Humanities at Pacific State Medical University). The experience accumulated demonstrates the effective solution for multiple issues.


Keywords:

modernization, local government, improvement, public health, hygienic, resettlement, demography, living, hygiene, public health care

This article written in Russian. You can find original text of the article here .


Введение

Развитие России начала XX в., одной из крупнейших мировых держав, характеризовалось крайне противоречивыми чертами. Экономика отличалась преимущественно аграрно-сырьевой направленностью. Одной из особенностей являлось отставание национальных и территориальных окраин обширной территории - Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока - неразвитость инфраструктуры, отсутствие дорог, элементарного благоустройства. Русское самодержавие рассматривало окраины как рынок сбыта, как зону аграрной колонизации и источник сырья, что в значительной степени тормозило их развитие [1].

Вместе с тем в общественной жизни страны наряду с архаичными чертами появлялись признаки модернизации. В последнее десятилетие XIX в. огромную роль в развитии дальневосточного региона сыграло сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали. Государство вкладывало огромные средства в строительство и эксплуатацию железных дорог, выкупив их у частных застройщиков, в рудники, заводы, портовые сооружения и т.п. Соответственно расширялся рынок рабочей силы, усиливался приток капиталов. Однако удаленность от развитых европейских центров, сложные климатические условия по-прежнему усугубляли положение на восточной периферии империи.

Стремясь нивелировать различия в развитии центра и окраин, Государственный совет санкционировал переселение казаков. Практиковалось массовое контрактование квалифицированных рабочих и технических специалистов в европейской части страны, что способствовало, в свою очередь, росту региональных центров [2].

Однако для успешного развития окраин требовалось закрепление населения в регионе. Решение этой задачи было связано с постоянной заботой властей о повышении качества жизни населения. С этой целью административные органы стремились обеспечить, в первую очередь, достаточный уровень санитарно-гигиенического состояния городов и сел региона, в том числе заботиться о привлечении и закреплении медико-санитарных кадров, эффективно осуществлять мероприятия по борьбе с эпидемиями опасных инфекционных болезней – чумой, холерой, оспой и т.д.

Местными органами власти был накоплен определенный опыт в сфере санитарно-гигиенического жизнеобеспечения граждан. Он может быть использован в современных условиях с целью выявления причин демографических и экономических проблем Дальнего Востока, связанных в том числе с явлением оттока населения.

Исследование условий жизни на Дальнем Востоке России на рубеже XIX-XX вв., актуальные проблемы находят освещение в целом ряде научных и публицистических работ. В работах общеисторического плана: Владивосток: штрихи к портрету [3]; Владивосток: сборник исторических документов (1860-1907) [4]; Исаков А. В. Развитие здравоохранения Дальнего Востока [5]; История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. – февраль 1917 г.) [6]; Константинова Т. А. Губернаторы Забайкалья. 1851-1917 гг. [7]; Матвеев Н. П. Краткий исторический очерк г. Владивостока [8] – освещаются особенности экономического, общественно-политического развития городов и районов региона.

Особый интерес для данного исследования представляют работы специального характера. В монографиях: Сергеева О. И., Лазаревой С. И., Тригуб Г. Я. Местное самоуправление на Дальнем Востоке во второй половине XIX-начале XX в. Очерки истории [9]; Ярославцевой Т. А. Жилищно-коммунальное хозяйство на Дальнем Востоке России во второй половине XIX – начале ХХ вв.: историко-правовой аспект [10] - представлен широкий спектр направлений деятельности местных административных органов: экономический, социально-политический аспекты; дан анализ мероприятий, направленных на благоустройство городов и сельских районов, рассмотрено санитарное состояние и развитие лечебного и санитарного дела в крупных городах Дальнего Востока. Подчеркивается эффективность этой многоплановой работы, позволившей поднять жизнеобеспечение городов до общероссийского уровня.

Состояние и развитие городов Дальнего Востока исследуется в статьях Позняк Т. З.: Проблемы развития городов Дальнего Востока России второй пол. XIX-нач. XX в. в дореволюционной историографии; Жилищные и бытовые условия в дальневосточных городах (вторая половина XIX–начало XX вв.) и др. [11]; а также в кандидатской диссертации Щербина П.А. Условия жизни населения в городах Дальнего Востока России в конце XIX-нач. XX в.) [12]. Внимания заслуживает статья Ланкиной Ю. С. Санитарно-гигиеническое состояние городов юга Дальнего Востока России как элемент повседневной жизни обывателей в конце XIX–начале ХХ вв. [13]. В ней рассматриваются основные проблемы санитарного состояния крупных городов Дальнего Востока и деятельность органов власти по их решению как одно из важнейших направлений истории повседневности. В рамках исследования представляет интерес статья группы авторов – Андреянова В. Ю., Нагирной Л. Ю., Титовой Ю. В., Шепарева А. А., Скварник В. В., Бектасовой М. В. Развитие медико-санитарной помощи детскому населению Приморья с 1860 по 1926 годы (исторический очерк), где раскрываются особенности организации и оказания санитарно-медицинской помощи детскому населению края местными органами власти в условиях крайней ограниченности отпускаемых государством средств и только в периоды эпидемий [14].

В данной статье, в отличие от названных, основное внимание уделяется дальневосточному форпосту империи – Владивостоку и деятельности местных органов власти.

Методология исследования

Работа строилась на привлеченных впервые архивных документах начала XX в.: дел Владивостокской городской Управы, докладов Владивостокской городской Думы, дел Военного губернатора Приморской области и т.п. Исследование этих материалов позволяет сделать вывод о достаточной эффективности деятельности муниципальных органов, направленной на повышение уровня благосостояния жителей одного из самых отдаленных от центра регионов страны и, прежде всего, на улучшение санитарного состояния на территории и укрепление здоровья ее жителей.

Исследование опирается на комплекс методологических приемов исторического исследования – проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, метод классификации. В качестве общенаучных методов исследования использовались индукция, дедукция, анализ, синтез.

Результаты и выводы

Статья имеет несколько разделов, каждый из которых раскрывает важнейшие проблемы в плане благоустройства и общественного здоровья и меры местной власти, предпринимаемые для их решения. Среди них – обустройство мест свалок и вывода нечистот, организация лечебного дела, помощь сельским лечебным учреждениям и медицинским работникам, борьба с эпидемиями и одна из самых актуальных для Владивостока проблем – организация водоснабжения. В ходе исследования автор пришел к следующим выводам. В начале века органы самоуправления, несмотря на финансовые проблемы, бюрократические препоны, старались решать вопросы градостроительства, благоустройства городов и районов края в соответствии с требованиями времени, технической и управленческой модернизации. Территориальная удаленность от центра, приграничное положение, демографические и национальные особенности (переселенческий элемент, ссыльные, пришлое население, иностранцы из сопредельных стран) осложняли их деятельность. Зачастую препятствовали решению задач объективные обстоятельства (природные условия, например, бесснежные зимы во Владивостоке). Власти, тем не менее, принимали меры с целью концентрации в городах и области лечебных и санитарно-гигиенических учреждений, медицинских кадров, различных благотворительных организаций и структур, которые могли обеспечить социальную помощь нуждающимся.

Дальневосточная окраина России на рубеже XIX-XX вв. отличалась высокими темпами урбанизации, однако санитарно-гигиеническое состояние многих городов не соответствовало городскому образу жизни. В крупных городах – Владивостоке, Никольске-Уссурийском, Благовещенске, Хабаровске – отмечался высокий уровень заболеваний и смертности; большинство горожан проживали в антисанитарных условиях, обыватели зачастую не поддерживали свои дворы в чистоте и порядке; многие улицы не соответствовали техническим и санитарным нормам. Задача поддержания необходимого санитарного состояния городов ложилась на плечи органов местного самоуправления – городских дум и управ.

Они формировали санитарные комиссии, решали вопросы с выделением средств на устройство городской инфраструктуры, контролировали выполнение правил и постановлений, касающихся санитарного состояния [15].

Особенно привлекательным для населения стал Владивосток – форпост России на Дальнем Востоке. Изначально город не был приспособлен для большого количества гражданских лиц. Отсюда – отсутствие здоровых жилищных условий, скученность жителей как в воздвигаемых строениях, так и сдаваемых в наем, и связанная с этим чудовищная антисанитария; несоответствие требованиям строительного устава – все это создавало условия для возникновения очагов опасных инфекционных заболеваний [16].

Проблемы антисанитарии усугублялись тем, что Владивосток стал пунктом для скопления переселенцев, как правило, неимущих людей. С целью решения вопросов призрения бедных в регионе государство предусматривало следующие меры по их решению: беспроцентная ссуда для переселенцев; сооружение дешевых квартир; рационально оборудованных ночлежных домов. Приморские города, и особенно Владивосток, были весьма привлекательны для иностранцев – корейцев и китайцев, что создавало дополнительные трудности [17].

Вопросы городского благоустройства постоянно находились в центре внимания местной власти. Изучение ведомости расходов Владивостокской городской Управы за 1904-1905 гг. позволило составить таблицу 1, содержание которой показывает самый широкий спектр интересов городских властей и значительные средства, выделявшиеся на эти нужды.

Таблица 1

Направления благоустройства г. Владивостока в 1904-1905 гг.

[18]

1904 г.

Направления деятельности

Средства в руб.

Содержание и ремонт улиц

2274.79

Содержание бульваров, общественных садов

641.90

Обустройство и содержание колодцев

878.19

Освещение городов

4.915.50

Итого (благоустройство)

8.776.38

Медицинская, санитарная, ветеринарная части

53.325.20.

1905 год

Благоустройство… всего

30.739

Медицинская и ветеринарная части

137.307.99

Составлено автором.

Одной из первоочередных задач для Владивостокской Думы были поиски мест для городских свалок и вывода нечистот. Но если в центре города относительный порядок все же поддерживался, то в отдаленных районах царила антисанитария. Все отходы стекали в море. Только в 1908 г. началась прокладка городской современной технически совершенной канализационной сети [19].

Вопросы, связанные с устройством канализации, очистки сточных вод, ассенизацией, были постоянно в центре внимания властей. В перечень мероприятий в начале века XX входили: вывоз мусора, нечистот в отдаленные места из слободок Матросской, Офицерской, Докторской в овраги за городом; вывоз упавшего скота за Куперовскую Падь; необходимость осмотра санитарными врачами больных животных; досмотр за инородцами, отрицавшими вентиляцию в домах, носящими на себе мириады насекомых, которые могут послужить развитию эпидемической заразы. Обо всех нарушениях следовало докладывать в городскую Управу и полиции [20].

Из Краткого санитарного очерка в Журнале заседаний санитарно-исполнительной комиссии от 12 апреля 1903 г. узнаем, что территория Владивостокского лазарета, расположенного на южной части п-ва Эгершельд, характеризуется хорошим санитарным состоянием – и воздух, и вода, и почва. Однако ситуацию осложнял слив ванных вод в бухту. Поэтому было принято решение включить лазарет в общую канализационную сеть сплава ванных вод. Не отвечала требованиям гигиены и выносная система клоачных отбросов. Предлагались следующие меры: поднять грунт вокруг колодца, устроить надлежащий скат, чтобы предупредить образование луж из помойных отходов и загрязнение питьевой воды, оборудовать правильную местную канализацию. Особенное опасение в санитарном плане вызывали территории Артиллерийских казарм, Куперовская Падь, Корейская слободка на берегу Амурского залива, где необходимо было устроить источники питьевой воды в виде колодцев. Для этого очистить имеющиеся от нечистот, устроить фиксированные ведра, установить крыши над колодцами и закрыть те, что не используются [21].

Неудовлетворительное санитарное состояние населенных пунктов вызывало беспокойство власти и с точки зрения уровня цивилизованности, в широком смысле, и в узком – как дополнительный источник постоянных инфекций, грозивших тяжелыми заболеваниями.

При устройстве общегородской системы канализации городские власти старались учитывать возникающие при этом экологические угрозы. В июне 1906 г. Владивостокское отделение Государственного банка предложило устроить канализационную трубу для отпуска нечистот в бухту Золотой Рог. Однако городской санитарный врач высказался против этой идеи, так как бухта врезывается в город, не являясь выходом в открытое море и, следовательно, вся затея чревата громадной проблемой – превращением бухты в зловонное озеро, которое будет заражать весь город разлагающимися нечистотами. С учетом высказанных замечаний было принято предложение Госбанка об устройстве канализационной трубы, но с соблюдением следующих условий: выгребы должны обеззараживаться; канал – располагаться на достаточной глубине под землей и выводиться далеко от берега, на наибольшей глубине под водой; к каналу должны примыкать отводы от соседних домов (с соблюдением соответствующих требований); и, наконец, если город устроит свою канализацию, то Госбанк должен будет присоединиться. Таким образом, принятое решение учитывало экологическое состояние развивающегося города и обеспечивало поддержание достаточного уровня современной цивилизации и технологий посредством создания единой общегородской системы очистки и канализации [22].

Вопросы санитарного благополучия заботили не только городские власти. В газете «Приамурские ведомости» от 1 января 1915 г. было размещено объявление о торгах, намеченных на 21 января на «отдачу работ по очистке отхожих мест, помойных ям и прочих резервуаров для грязной воды и дымовых труб в селе Спасском», подписанное начальником окружного управления по квартирному довольствию войск Приамурского военного округа генерал-майором Серебренниковым [23].

Таким образом, проблема утилизации отходов и вывоза мусора была одной из самых актуальных в рассматриваемый период и решалась как на уровне местного самоуправления, так и самими горожанами.

Организация лечебного дела. Улучшение общественного здоровья напрямую было связано с состоянием врачебного дела. В первую очередь, речь шла об обеспеченности медицинскими кадрами. Так, в решении Владивостокской Думы от 23 февраля 1901 г. (№21/760) предлагалось увеличить содержание ветеринарным и медицинским фельдшерам в виду частой смены работников, что наносило ущерб больным. Медицинским фельдшерам назначался оклад 900 руб., ветеринарным – 940 руб. в год [24].

Вследствие возраставшей численности населения Владивостокская Дума решением от 27.02.1907 (№ 4154) распорядилась пригласить на службу в городскую больницу четвертого врача. Ежедневное количество пациентов городской больницы увеличилось с 41 чел. в 1901 г. до 90 чел. в 1907 г. Число амбулаторных больных также возросло. За весь 1901 г. было принято 6675 чел., а только в январе 1907 г. – 1810 чел. Оклад приглашенного врача должен был составить 2400 руб. в год [25].

Насущной необходимостью было и расширение городской больницы, так как по существовавшим возможностям приходилось отказывать в помощи нуждающимся. Согласно решению Гордумы от 16.11.1907 комиссия по призрению бедных согласилась на передачу в пользу больницы работного дома и последующий его ремонт. Принято решение о расширении лечебницы на 50 койко-мест для инфекционных больных. В декабре текущего года были выделены средства (25 тыс. руб.) на расширение больницы. Смета была утверждена Военным губернатором Приморской области 12.01.1908 за № 1644 [26].

В докладе Военному губернатору от 7.12.1909 г. была отмечена активная работа по оказанию медицинской помощи населению городской амбулатории на Первой Речке. В течение года ежемесячно она принимала 175 пациентов. Особенной заботы требовало неимущее население. Доктору Горшкову было предложено вести бесплатный прием имеющих квитанцию больничного сбора, о чем больница должна была ежедневно давать отчет. Доктору полагалось вознаграждение в размере 50 руб. [27].

Владивостокская Дума в своих постановлениях от 8.04.13. № 97/3417; от 20.11.13. № 29/1770 и др. принимала решения: увеличить число амбулаторных врачей, амбулаторных пунктов; создать – ночное дежурство врачей и скорую врачебную помощь; собственную городскую Аптеку; службу школьных врачей; специалиста санитарной организации города; гигиеническую лабораторию; расширить городскую больницу устройством родильного павильона. Заявлялось о необходимости устройства земской больницы во Владивостоке с тем, чтобы разгрузить городскую больницу от переселенцев и крестьян [28].

Особенно актуальной была помощь сельским лечебным учреждениям и медицинским работникам. По распоряжению врачебного инспектора при Военном губернаторе сельские врачи (например, Сучанской, Камень-Рыболовской, Черниговской лечебниц) должны были быть обеспечены достойной заработной платой, подъемными средствами, если речь шла о переезде в другие районы, средствами на обзаведение хозяйства.

Эти вопросы рассматривались как общегосударственное дело «ввиду необходимости увеличения в области числа чинов сельской медицины». В августе 1902 г. Петербургский Губернатор Малиновский обратился к Владивостокскому Губернатору по поводу оказания поддержки врачу Маркевичу в связи с переездом из Петербурга на должность сельского врача Южно-Уссурийского округа Приморской области. На переезд были выделены подъемные в размере 1051 руб. 59 коп. (на три лошади, на обзаведение); две трети годового оклада – 775 руб. 56 коп. [29].

Всего в течение 1901-1902 гг. в Приморской области были учреждены: четыре сельских лечебницы, две новых должности сельского врача, четыре должности медицинского фельдшера и две - повивальных бабок; выделен кредит на сумму 7 тыс. руб. [30]. Особенно актуальной была помощь беременным женщинам и новорожденным, так как системного вспомоществования этой категории населения в масштабах государства в тот период не существовало. И в городе, и на селе женщины работали практически до самых родов, которые зачастую проходили в антисанитарных условиях, что приводило к высокой смертности женщин и младенцев. Только в 1910 г. на базе губернской больницы в г. Владивостоке было открыто акушерско-гинекологическое отделение на 40 коек [31].

Из Рапорта врачебного инспектора в 1907 г. в адрес Министерства Внутренних дел по поводу содержания сельской врачебной части области можно видеть, что помощь лечебным учреждениям оказывалась в самом широком спектре: обеспечение дровами, продуктами, мероприятия по очистке от нечистот, проведение выгодных казне торгов на получение подрядов на доставку продуктов и т.п. На основании материалов, представленных в данном документе, составлена таблица (табл. 2) расходов на содержание сельской врачебной части [32].

Таблица 2

Расходы (в руб.) на содержание сельской врачебной части

[32]

Год

На обзаведение

Приб. к жалов.

На воспит. детей

На мед.перс.

Содерж.леч.учрежд.

1905

637.50

1938.98

480

21.092

20.157

1906

1278

1321

340

23.528

21.350

1907

1632.78

2484.49

-

24.881

-

Составлено автором.

Таким образом, значительное внимание местных органов самоуправления, поддержанных правительственными кругами (Военный губернатор, отделение Министерства внутренних дел), было направлено на материально-финансовое обеспечение лечебных учреждений и медицинского персонала городов и сельских населенных пунктов Приморской области.

Борьба с эпидемиями. Население дореволюционной России, как и многих других стран, в начале века страдало от целого ряда тяжелых инфекционных заболеваний – оспы, чумы, холеры, тифа и т.п. Причины этого явления состояли не только в недостаточном уровне развития медицины в то время, но, главным образом, в распространенной бедности большинства жителей страны, неблагоустроенности жилищных условий. Благополучие населения, его здоровье зависели напрямую от тех мер, которые принимали правительство и местные власти по ликвидации очагов инфекций и медико-профилактических мероприятий.

Едва ли не ежегодными были холерные эпидемии. В начале 1903 г. Владивостокская городская Управа приняла решение об ассигновании средств на борьбу с разразившейся в 1902 г. холерной эпидемией в размере 24.354 руб. 41 коп. [33].

На борьбу с эпидемиями было направлено, в частности, принятие в ведение города детской заразной больницы, построенной известным благотворителем Л. Ш. Скидельским. Городская Управа решением № 66/2147 от 16.06.1903 г. постановила – вынести благодарность Его Высочеству принцу П. А. Ольденбургскому, председателю Совета Общества для борьбы с заразными болезнями; благодарность жертвователю Л. Ш. Скидельскому, уполномоченному Общества действительному Статскому советнику А. И. Удачину и сотруднику М. Я. Сибирцеву; в дальнейшем именовать лечебное учреждение Ольгинской заразной больницей; завезти всю обстановку; выделить на обустройство 16.521 руб. 70 коп. [34].

Более других городов был подвержен эпидемиям Владивосток – общероссийский порт, конечный пункт железной дороги, большое количество пришлого населения. Усугубляли положение и требовали огромных средств – сложный рельеф городских улиц, отсутствие пресной воды и доставка ее издалека. Кроме того, в городах Центральной России для переселенцев существовали земские больницы, во Владивостоке они отсутствовали в тот период. Поэтому было принято решение ходатайствовать о выделении субсидии на их организацию [35].

Эпидемии холеры случались в городе в 1908, 1909 гг. Городские власти, как могли, организовывали противоэпидемические мероприятия: открывали холерные бараки в разных частях города, проводили очистку; нанимали дополнительный медперсонал; принимали меры для снабжения водой тех районов, где не было хорошей воды [36].

В октябре 1909 г. городская Дума в докладе губернатору отчиталась о принятых против холерной эпидемии мерах. Одним из очагов инфекции было скопление инородческого населения – Корейская и Китайская слободки. Санитарный врач города Порватов добился обустройства поселений для них на Эгершельде и Федоровском покосе; осмотрены были и приведены в порядок Рабочая слободка, Голубиная Падь, Первая Речка. Приняты решения – о закрытии холерных бараков ввиду незначительного количества больных; увольнении принятого на время эпидемии персонала; а также выражена благодарность комиссии, работавшей по организации противохолерных мероприятий [37].

Помимо холеры, в эти годы население города страдало от таких серьезных инфекционных заболеваний, как оспа, скарлатина, дифтерит, брюшной тиф, рожистое воспаление, дизентерия. Городской санитарный врач Порватов представил Управе график эпидемических заболеваний за декабрь 1906 г., где были данные о том, сколько людей заболело, выздоровело, умерло. Врачебное отделение города обратилось в Управу с настоятельной просьбой усилить оспопрививание среди населения. Городской фельдшер Баландин предложил свою помощь в проведении бесплатного оспопрививания в районе Куперовской Пади и Первой Речки, а также – дать бесплатное объявление в газетах об этой акции. Владивостокское благотворительное общество особенное внимание обращало на население ночлежных домов, где заболевшие возвратным тифом пребывали вместе со здоровыми, и просило принять больных на излечение в городскую больницу [38].

Санитарное состояние, а, следовательно, благополучие жителей, их здоровье зависели от состояния системы водоснабжения. В дальневосточных городах эта проблема всегда была актуальной, особенно острой ситуация была во Владивостоке (как и, впрочем, во всех приморских городах страны). Усугублялась проблема в связи с бесснежными зимами. Приходилось постоянно искать дополнительные источники водоснабжения, рыть артезианские колодцы.

Вопросы водоснабжения постоянно находились в центре внимания власти. Решением Думы от 23 февраля 1901 г. № 21/760 была создана городская комиссия по устройству водопровода (3 члена из среды гласных: В. К. Вальден, М. И. Суворов, В. Е. Филипенко) [39]. В мае этого же года принято решение об ассигновании денег на расходы по техническим работам водопроводной комиссии. Было выделено 1200 руб. из запасного капитала [40].

Вместе с тем становилось ясно, что местными силами решить этот насущный вопрос не представлялось возможным. Городская комиссия на заседании 23.08.1901 г. приняла решение о ходатайстве в Министерство Внутренних дел о выделении г. Владивостоку правительственной ссуды в размере 600 тыс. руб. и прошении к правительству принять в уплату процентов листовой и полу-копеечный сборы г. Владивостока [41]. В ноябре этого же года в обращении к Военному губернатору Приморской области было предложено использовать подрядно-концессионный способ строительства и начать переговоры с известной иностранной фирмой «Бромлей» в Москве. Ответственным за исполнение проекта был назначен опытный инженер Зимин, строивший водопроводы во многих городах страны [42]. Однако эти проекты не были реализованы.

В октябре 1906 г., согласно Постановлению городской Думы (№3/5482), утвержденному Военным губернатором Приморской области, был принят на службу имевший опыт работы при московских водопроводах инженер П.П. Чечулин с годовым окладом 5 тыс. руб. [43]. В дальнейшем постоянно выделялись средства на приобретение оборудования и изыскание грунтовых вод (в районе р. Лянчихэ), выделение ассигнований из запасного капитала на устройство водопровода [44].

В 1910 г. к решению проблемы водоснабжения, в виду важного оборонного значения Владивостокской крепости, присоединились военные власти. По предложению коменданта крепости, для сооружения водопровода следовало использовать помощь иностранных предпринимателей, технических специалистов и рабочих; за проведением работ необходимо было установить наблюдение жандармских чинов (№ 51/1899) [45].

Проблемы, однако, не отступали. В 1911 г., в виду суровой зимы, воду в город возили из Японии. Инженер Лаговский, пристально занимавшийся этим вопросом в течение многих лет, в 1917 г. пришел к выводу, что водоснабжение Владивостока должно иметь «государственное значение» [46]. (К сожалению, актуальным вопрос оставался еще долгие – долгие годы и при советской власти. Решить его удалось только в последние десятилетия, в том числе при помощи строительства Пушкинской депрессии и т.п.).

Таким образом, в начале века органы самоуправления, несмотря на колоссальные финансовые трудности, бюрократические препоны, старались решать вопросы градостроительства, благоустройства, водоснабжения и обеспечения должного санитарного состояния городов и районов края в соответствии с требованиями времени, технической и управленческой модернизации. Территориальная удаленность от центра, приграничное положение, демографические и национальные особенности (переселенческий элемент, ссыльные, пришлое население, иностранцы из сопредельных стран) осложняли их деятельность. Не все удавалось, в том числе в силу объективных обстоятельств (природные условия). Однако власти предпринимали достаточные усилия, чтобы в области, прежде всего в городах, концентрировались лечебные и санитарно-гигиенические учреждения, медицинские кадры и база их подготовки, различные благотворительные организации и структуры, обеспечивавшие социальную помощь нуждающимся.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.