Статья 'Роль комплексного археологического музея-заповедника в развитии внутреннего туризма' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

The role of the archeological open-air museum in development of domestic tourism

Kaplunov Valeriy Aleksandrovich

Director, Open-air Museum “Tomsk Pisanitsa”

650099, Russia, Kemerovo, Tomskaya Street 5a

mztp@bk.ru
Rodionova Dar'ya Dmitrievna

PhD in Philosophy

Head of the department of Museology, Docent, Kemerovo State Institute of Culture

650056, Russia, Kemerovo, Voroshilova Street 17

dasha.d.rodionova@yandex.ru
Nasonov Aleksander

PhD in History

Docent, the department of Museology, Kemerovo State Institute of Culture

650056, Russia, Kemerovskaya oblast', g. Kemerovo, ul. Voroshilova, 17

nas-alex-alex@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8744.2016.4.20349

Received:

10-09-2016


Published:

17-09-2016


Abstract: The object of this research is the complex archeological open-air museums in the area of development of the domestic cultural-educational tourism. The authors introduce into the scientific discourse the notion “complex archeological open-air museum”, as well as reveal its content through the analysis of activity of the historical-cultural and natural open-air museum “Tomskaya Pisanitsa”, which is located on the territory of Kemerovo Oblast. The authors underline that the comprehensive approach is the most efficient and promising method of musefication of the material and immaterial heritage. Using the structural-functional method, the authors examine the combination of the activity on preservation of the objects of heritage with the efforts on their implementation within the framework of the development of national tourism. In particular, the authors characterize the experience of the open-air museum in development of the event and religious tourism, as well as review the problem of implementation and improvement of the information-communication technologies into the work of the museum. The authors make a conclusion that the complex archeological open-air museum manifests as a center of research, preservation, and presentation of heritage, although these functions could be realized for the purpose of development of the national cultural-educational tourism only on the basis of the project approach and application of the advanced information-communication technologies.


Keywords:

Archeological heritage, Structural-functional method, Project approach, Information-communication technologies, Religious tourism, Event tourism, Cultural-educational tourism, National tourism, Open-air museum, Historical-cultural heritage

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В современной российской практике музейного дела наблюдается тенденция формирования музеев нового типа – комплексных археологических музеев-заповедников. Однако в отечественной музеологии до сих пор не обосновано данное понятие. В связи с этим имеется необходимость ввести в научный оборот этот термин. Комплексный археологический музей-заповедник – это музей, предметной основой которого является памятник археологии, сохраненный в состоянии in situ («на месте»), вокруг которого был создан комплекс других экспонируемых объектов: как историко-культурных, так и природных. Такой тип музея и соответствующий метод музеефикации является наиболее эффективным и перспективным методом сохранения и использования объектов наследия.

Комплексность рассматриваемого типа музея заключается в сочетании ценного памятника археологии с разными по специфике и времени возникновения музейными объектами в рамках одного локального культурного ландшафта. Это позволяет демонстрировать временную ретроспективу во всем ее разнообразии, акцентируя внимание на главных вехах развития. Для комплексного археологического музея-заповедника характерны различные формы использования материального и нематериального наследия, в первую очередь в научных и рекреационных целях. В таком музее осуществляется комплекс исследовательских, культурно-просветительных и туристских мероприятий.

Используя структурно-функциональный метод, посмотрим на примере одно из комплексных археологических музеев-заповедников, каким образом происходит сочетание функции сохранения наследия с усилиями по его использованию во внутреннем туризме.

Особенностью развития современного музея в условиях рыночной экономики является в то, что он одновременно должен оставаться хранителем национального достояния и быть эффективным субъектом рынка услуг. В свою очередь комплексный археологический музей-заповедник обладает набольшим потенциалом расширения форм работы, следовательно, наиболее оптимально отвечает современным потребностям населения. В этой связи комплексный археологический музей-заповедник обладает рядом возможностей включения и активного участия в процесс развития внутреннего туризма.

Одним из таких музеев является историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница», расположенный в Яшкинском районе Кемеровской области. Он наиболее полно демонстрирует комплексный подход к сохранению и использованию материального и нематериального наследия и активно участвует в развитии внутреннего туризма.

За годы работы музей-заповедник «Томская Писаница» сформировался как привлекательный центр культуры, досуга и отдыха. Сегодня название музея является узнаваемым брендом региона. Особе место в деятельности «Томской Писаницы» занимает событийный туризм. Поскольку музей располагается за пределами крупных населенных пунктов, именно яркое событие привлекает посетителей, а разнообразие культурной программы и наличие точек питания позволяет туристам проводить на территории музея целый день.

Все праздничные мероприятия в музее-заповеднике по тематике могут быть разделены на несколько групп: международные, государственные, календарные фольклорно-этнографические, религиозные (в первую очередь христианские), экологические и семейные. В дни праздников проводятся тематические концертные программы, исторические викторины, мастер-классы, конкурсы, тематические выставки, экскурсии по экспозициям музея-заповедника. Для проведения праздников привлекаются лучшие творческие коллективы Кемеровской области.

Кроме просмотра и участия в праздничной программе, активного отдыха на природе посетителей знакомятся с экспозициями, в первую очередь с уникальным памятником наскального искусства – древнем святилищем Томской писаницей, имя которого носит музей [1, с. 141].

Несмотря на определенные успехи результативная деятельность в рамках развития внутреннего туризма требует поиска новых подходов и приемов работы как с реальными, так и потенциальными посетителями. Новым этапом в развитии музея-заповедника видится реализация проекта архитектурного историко-этнографического комплекса «Русские Притомья» [2]. Его претворение в жизнь, на наш взгляд, позволит усилить комплексный характер музея и увеличит туристский поток.

С целью изучения общественных потребностей в социально-культурной сфере, учета тенденций развития туристической отрасли музей-заповедник наладил взаимодействие с другими музейными учреждениями и вузами. В особенности тесное сотрудничество ведется с Кемеровским государственным институтом культуры при подготовке квалифицированных специалистов в области музеологии и культурного туризма, организации экспедиций, проведении научных мероприятий [3].

Событийную составляющую органично дополняет религиозный туризм. Традиционными на территории музея-заповедника являются мероприятия, основанные на православной культуре. Они проводятся совместно с Кемеровской епархией Кузбасской митрополии. Это Крещение Господне, Рождество, Пасха, Троица, Спасы. Разные по организации, они имеют одну общую направленность: демонстрацию роли православной культуры в истории и современном этапе развития российского общества.

Обрядовый характер носит праздник Троицы, организуемый сотрудниками музея-заповедника. Местный характер носит праздник Святой Пасхи. Пасха и пасхальные гуляния стали традиционными и привлекают большое количество участников, проводятся по специальной программе, включающей знакомство с музеем-заповедником, пасхальные игры, выступления творческих коллективов.

В 2009 году впервые был организован и проведен областной открытый фестиваль звонарей «Звоны над Томью». Он стал традиционным и собирает лучших мастеров звонарного искусства Сибирского федерального округа. Мастер-классы проводят специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.

Центром его является площадь перед Храмом святых Кирилла и Мефодия. Это культурное мероприятие, направленное на восстановление творческой культуры колокольных звонов, привлекает большое количество посетителей в музей-заповедник. Здесь же происходит знакомство с экспозицией по истории православного христианства в Сибири, сибирских христианских просветителях и святых преподобных.

Однако стоит заметить, что в музее-заповеднике реализуются программы именно религиозного, а не паломнического туризма. Ведущей в данном случае является именно культурно-познавательная составляющая, и она выходит за христианские конфессиональные рамки. В музее-заповеднике прилагаются усилия по реконструкции и презентации традиционных культов древних славян и коренного населения Южной Сибири. Например, действуют экспозиция «Мифология и эпос народов Сибири», реконструкция древнеславянского языческого капища «Славянский мифологический лес» [1, с. 142–143].

Большой популярностью пользуется этнографический праздник Чыл-Пажи (встреча Нового года по Саяно-Алтайскому календарю) с использованием экспозиций музея-заповедника, на которых представлена культура народов Саяно-Алтайского региона. В рамках праздника демонстрируется реконструированный обряд и праздничное представление с участием национальных коллективов (шорских, телеутских, хакасских, алтайских).

Гости музея знакомятся с национальной кухней народов Саяно-Алтая, играми, декоративно-прикладным творчеством. Этот праздник дает возможность ярко и в полном объеме познакомить жителей и гостей Кемеровской области с материальной и духовной культурой, традициями и обычаями коренных народов Саяно-Алтая, воспроизвести для широкой аудитории посетителей основополагающие элементы духовного наследия коренных тюркоязычных народов Южной Сибири в естественной, природной среде.

Развитие внутреннего туризма сегодня невозможно без активного использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе направленных на продвижение историко-культурного наследия. В настоящее время музей- заповедник интенсивно их задействует с целью улучшения качества оказания услуг населению по предоставлению информации и доступа к музейным ценностям в электронном пространстве. На сегодняшний день «Томская Писания» является признанным лидером и данном направлении.

На территории музея-заповедника установлены видеокамеры и организована онлайн трансляция мероприятий на сайт музея-заповедника. Для посетителей музея действует зона Wi-Fi и свободный доступ к интернет, с учетом того, что только 9 из 43 государственных и муниципальных музеев Кемеровской области, предоставляют подобную услугу.

В настоящее время музей-заповедник «Томская Писаница» ведет работу по продвижению имиджа музея с помощью инструментов SMO (Social Media Optimization) и SMM (Social Media Marketing).

Основные способы SMO: Размещение кнопок с социальных сетей, например, кнопок «Мне нравится» с Facebook и Вконтакте. «Мне нравится» позволит посетителям сайта не только выразить свое отношение к статье одним кликом, но и поделиться ссылкой на нее с друзьями, даже если они не считают необходимым оставлять комментарий. Каждый раз, когда пользователь делится статьей, ссылка на нее появляется на его странице, а также в новостях у его друзей.

Продвижение музея-заповедника в социальных сетях подразумевает активную и ежедневную работу. Она заключается в размещение тематических и рекламных постов во время наибольшей активности пользователей, в осуществлении обратной связи, в своевременном обновлении актуальной информации об изменениях в работе музея и проведения мероприятий. Более активно планируется работать с привлечением новой аудитории посредством проведения конкурсов, написанием информационных постов для формирования устойчивого интереса подписчиков к обсуждению новых тем, а также представителями других организаций и их сообществами в целях взаимной рекламы.

С 2008 г. реальные и потенциальные посетители музея-заповедника имеют возможность высказывать свои пожелания, замечания, а также задавать вопросы в гостевой книге на сайте музея (модуль предоставлен порталом «Музеи России» как информационному партнеру).

С 2008 г. осуществляется ежедневный мониторинг сайта музея-заповедника посредством системы HOTLOG, что позволяет отслеживать количество и «качество» посещений сайта музея. Так, общее число посетителей за 2015 год составило 141279 человек, что составляет примерно 387 уникальных посетителей в день. Проведя анализ нескольких последних лет, можно проследить положительную динамику посещений сайта музея как соотечественниками, так и иностранцами [4–6]. Стабильный поток иностранных посетителей наблюдается из следующих стран: США, Швеция, Украина, Казахстан, Германия, Беларусь, Канада. Наибольшее число посетителей России из Сибирского и Центрального федеральных округов: из Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области и Санкт-Петербурга.

Наибольшее число посетителей узнали про сайт через поисковые системы Yandex (по 45,8%) и Google (по 42,58%), ссылающиеся домены: Музейный сервер «Музеи России», Свободная энциклопедия «Википедия», Социальные сети «В Контакте», «Одноклассники», «Фейсбук» и «ЖЖ», туристические ресурсы Кемерова, Томска, Новосибирска и др. Экспертами портала «Музеи России» сайт музея-заповедника отмечен в номинации «Отборные» среди отобранных 197 музейных сайтов из 1097 зарегистрированных на портале. По итогам 2014 г. в рейтинге портала «Музеи России» сайт занимает 3 место по количеству посетителей и 9 место по итогам голосования пользователей среди 1097 зарегистрированных на портале сайтов отечественных музеев [7].

Получать информацию из Интернета, которая касается деятельности музея, можно не только анализируя статистику посещения собственного сайта и структуры его внутреннего содержания, но и отслеживая последствия транслирования этой информации во Всемирной паутине разными Интернет-изданиями и Интернет-ресурсами. Кроме этого, можно анализировать и оценивать и другие показатели, которые характеризуют образ музея в информационном пространстве. Со времени организации в 2002 г. в музее-заповеднике отдела информационных технологий ведется мониторинг информации о музее-заповеднике на поисковых системах.

Мониторинг публикаций и упоминаний о музее и его выставках с помощью поисковых систем позволяет скоординировать работу музея в Интернете и со средствами массовой информации (СМИ). Благодаря этому можно оценить информационную кампанию музея в различных типах СМИ: как печатных, так и электронных, отследить транслирование информации на различные сайты и порталы России и наметить комплекс дальнейших мероприятий.

Кроме того, на сайте организована работа форума и подписка на новости музея-заповедника.

В 2014 г. студентом кафедры музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусств, под руководством заместителя по научной работе музея-заповедника «Томская Писаница» А.Ф. Покровской в рамках курсового проекта был подготовлен аудиогид по музею-заповеднику на основе бесплатного приложения «Izi.travel». Данный ресурс «izi.travel» предоставляет большие возможности для создания мультимедийных гидов, как для музеев, так и для пеших прогулок: дополнять свои истории видео, аудио, фотографиями, викторинами, делать их многоязычными. Приложение позволяет посетителям пользоваться им онлайн или скачать тур для оффлайн использования. Оно работает внутри помещений и на улице, поддерживает GPS, оффлайн карты и QR-коды.

На сайте izi.travel была создана учетная запись музея-заповедника «Томская Писаница», из которой и ведется работа над приложением. Добавлена информация о музее: время работы, адрес, фотографии, аудиоинформация и карта с возможностью прокладывания маршрута до музея. В разделах созданы образы всех экспозиций музея, добавлена текстовая, графическая и аудиоинформация. После обновления информации на сайте она мгновенно появляется в приложении. На экспозициях музея-заповедника размещены QR -коды, которые автоматически генерирует сайт. Их можно считать при помощи приложения IZI.travel. Это упрощает поиск и ведет посетителя напрямую к интересующей его информации [8].

Одним интересных решений для современной экспозиции стало применение 3d mapping [9]. Так, в экспозиции «Археодром: павильон погребений» в летнее время демонстрируется световое шоу, включающее в себя определенные знаки и символы и сопоставленные с определённым звуковым сопровождением. Все это позволяет более аттрактивно представить экспозицию, дополнив ее недостающими элементами.

Одним из приоритетных направлений работы музея в области информатизации является формирование электронного каталоа. Так, в 2015 г. число предметов внесенных в электронный каталог составило 1429 единиц, из них 398 доступны в Интернете, а в Государственный электронный каталог Музейного фонда Российской федерации – 11, с учетом того, что только 6 музеев Кемеровской области внесли сведения за прошедший год. Продолжается работа по оцифровке музейных коллекций, в том числе в 3D-формате [6].

В 2015 г. на базе музея при активном участии заместителя по научной работе музея-заповедника «Томская Писаница» А.Ф. Покровской и выпускника кафедры музейного дела КемГИК был разработан проект концепции развития информатизации историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» до 2020 года. Основным содержанием проекта концепции развития информатизации стало превращение информатизации музея в инструмент эффективного использования человеческих ресурсов для осуществления поставленной государственным заданием задачи по необходимому количеству внесенных единиц экспонатов в электронный каталог, а также – компьютеризованные рабочие места научных сотрудников, развитие системы повышения квалификации музейных специалистов и поддержание функционирования сайта и представительств в социальных сетях.

Реализация основных положений проекта концепции позволяет существенно ускорить работу над информационными ресурсами музея, включить их в информационный обмен, увеличить представленность в региональном, общероссийском и мировом информационном пространстве.

Реализация проекта концепции будет способствовать поддержанию и продвижению современных информационных технологий в музее, позволяющих работать как в локальных, так и в глобальных сетях, объединять информационные ресурсы различных типов и видов, предоставлять многофункциональные сервисы для работы с ними всем категориям граждан и организаций. Кроме того, данный проект будет способствовать привлечению молодежи к сфере информационных технологий музея, приведет к появлению качественно новых рабочих мест, форм и направлений культурного досуга. А в целом создаст необходимые предпосылки для существенного повышения качества и разнообразия форм предоставления информационных услуг гражданам и организациям, позволит повысить место музея-заповедника «Томская Писаница» в общероссийской и мировой информационной среде, обеспечит продвижение культурного имиджа музея и региона. В этой связи хочется отметить, что историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» уже лидирует  в рейтинге отзывов путешественников по Кузбассу на международном туристическом сайте ТрипАдвизор (TripAdvisor) [10].

Таким образом, комплексный археологический музей-заповедник выступает аккумулятивным центром изучения, сохранения и презентации наследия. На современном этапе реализация этих функций возможна только при встраивании в рыночные отношения, а, следовательно, должна быть продумана, претворена в жизнь и регулярно совершенствоваться стратегия музея в области развития внутреннего культурно-познавательного туризма. Это возможно только при реализации проектного подхода и использования передовых информационно-коммуникационные технологии.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.