Статья 'Преимущества дистанционного обучения и его виды' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

Advantages of Distance Learning. Types of Distance Learning

Pravodelov Sergei Vladimirovich

Undergraduate student of the Department of General Sociology and Social Work at Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

603000, Russia, Niznny Novgorod Region, Nizhny Novgorod, per. Universitetsky 7

Sergilio-p@yandex.ru

DOI:

10.7256/2409-8736.2015.2.14207

Received:

14-01-2015


Published:

18-02-2015


Abstract: The Internet allows to organize individual and group interaction between students and teachers during the learning. Traditional education is connected to a row of restriction which can be overcome by means of Internet resources. In this article the author considers possibility to get the second higher education and taking courses in foreign universities using the Internet. In this paper the author analyzes using distance learning in the educational process. The purpose of article to define the positive role, methods of implementation of distance learning and study main types through the Internet technologies. The theoretical analysis of the Russian scientific literature and review of the leading web resources providing online training are the methods of research of this article. The author gives the list of the best providers of Massive Open Online Courses (MOOC).


Keywords:

innovative education, traditional education, distance education, self-study, web-resource, Internet technology, communication, software platform, Internet communication, educational process

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

К концу XX века определились черты нового постиндустриального общества, которые, по всей видимости, станут доминирующими характеристиками новой эпохи. Активное развитие и совершенствование Интернет-технологий привело к образованию глобальной социально-экономической среды и формированию новых организационных и институциональных структур. Во всех сферах жизни общества [1], по-новому проявляют себя традиционные процессы, возникают абсолютно новые явления: Интернет-занятость [2], Интернет-дружба (Net-дружба) [3] и Интернет-знакомства [4], Онлайн-консультирование [5], Интернет-торговля [6].

Интернет даёт перспективы его пользователям вступать в коммуникационные отношения друг с другом, в том числе и в отношения «преподаватель — студент», что привело к возникновению новой обучающей среды и новой (инновационной) формы процесса обучения. Кроме того, в сети Интернет собрано огромное количество открытой учебной и справочной информации на любые темы, что создаёт насыщенную среду обучения. Интернет позволяет организовать групповое и индивидуальное взаимодействие студента с преподавателем, реализуя методологию дистанционного обучения.

На сегодняшний день идет активное внедрение в образовательный процесс Интернет-технологий по таким направлениям как:

  • Создание информационной основы. Сюда входят: базы данных, банки данных, базы знаний, мультимедийные презентации, обучающие игры, фото и видео галереи и др.;
  • Совместная деятельность студентов и преподавателей над образовательными проектами;
  • Создание интерактивных образовательных веб-ресурсов для активизации самостоятельной учебной деятельности студентов ВУЗов и развития дистанционного обучения;
  • Постоянное общение студентов, преподавателей и научных работников между собой по вопросам образовательной сферы в чатах, аудио и видео конференциях, форумах, блогах, социальных сетях [7].
Образовательные Интернет-ресурсы

К Интернет-ресурсам образовательного назначения относят: обучающие веб-сайты и презентации; личные веб-сайты, отражающие педагогическую деятельность автора; компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы; обучающие системы на базе мультимедийных технологий с использованием графических, видео-, аудиоматериалов, презентаций, программ проверки знаний; базы данных и знаний, упорядоченные по отраслям [7].

Дистанционное обучение — одно из перспективных направлений развития высшего образования в мире. Его целью является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных или дополнительных профессиональных образовательных программ [8].

Использование сферы сети Интернет во многих сферах жизни и деятельности, дало предпосылки к возникновению, развитию дистанционного обучения. Сейчас такой термин как «дистанционное обучение» стал синонимом понятий «электронное обучение» или «онлайновое обучение», означающих не только обучение через Интернет [8]. Таким образом, дистанционное обучение - это такая методика, при которой преподаватель и студент, будучи разделены в пространстве и времени, используют для всех видов учебной деятельности Интернет-ресурсы.

Преимущества дистанционного обучения

Дистанционное обучение дает возможность решения ряда нескольких проблем, присущих традиционному способу обучения. Главное преимущество такого обучения заключается в решении проблемы доступности образования. Система дистанционного обучения позволяет реализовать общедоступность образования, независимо от географического местоположения и от возможностей самого человека [8].

При рассмотрении процесса дистанционного обучения можно отметить различные формы и модели организации обучения, но при всех своих различиях и особенностях, они ориентированы на преодоление таких ограничений, которые связаны с традиционным обучением:

  • Относительно невысокая численность студентов, обучающихся в традиционных учебных заведениях и невозможность принять на обучение всех желающих и способных к получению знаний такой форме.
  • Большой объем аудиторных занятий и связанная с этим необходимость поездок и присутствия в образовательном учреждении, подчас находящимся на значительном удалении от места проживания;
  • Жесткое расписание занятий, не позволяющее совместить обучение с другой деятельностью студента.

В противовес этим ограничениям обучение посредством сети Интернет позволяют организовать учебный процесс на принципах:

  • Открытости (прием всех желающих и способных обучаться);
  • Гибкости (широкого варьирования самим обучаемым времени занятий, индивидуального учебного плана, выбора учебного заведения и преподавателя и пр.);
  • Дистанционности (возможности обучения по месту жительства или работы при систематической удаленности обучающегося от преподавателя) [9].

Система дистанционного образования преследует следующие базовые принципы: стандартизация, универсальность и открытость. На основе данных принципов можно выделить следующие характеристики:

  • Системность;
  • Интерактивность взаимодействия с обучаемым за счет компьютерных и телекоммуникационных возможностей;
  • Многофункциональность;
  • Высокая адаптивность обучаемых к разнообразию требований и преподавателей к содержанию;
  • Технологическая мобильность - возможность использования элементов среды в различных технологиях дистанционного обучения.

Актуальность вышеперечисленных характеристик определяется потребностями обучаемого к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества.

Дистанционное обучение даёт возможность студентам получения второго образования, а также позволяет осуществлять подготовку и переподготовку, повышение квалификации специалистов по дополнительным профессиональным образовательным программам вне зависимости от места жительства.

Данный способ обучения организует доступ студентов к нетрадиционным источникам информации, а также повышает их мотивацию к в самостоятельной работе, дает новые возможности для творческой деятельности, обретения и закрепления различных профессиональных навыков [10].

При обучении по таким дисциплинам как математика, иностранные языки, биология, экономика, социальная робота и т.д., можно использовать Интернет-ресурсы как дополнительный материал, так и форму дистанционного обучения. Например, в социальной работе существуют библиотеки по социальной работе. В них можно найти специализированные учебники по различной тематике, а также журналы и статьи, связанные с профессиональной деятельностью социального работника.

На данный момент, русскоязычных электронных библиотек не очень много. Из наиболее известных, Белорусская библиотека социального работника. На веб-сайте этой библиотеки специалисты или студенты могут найти статьи, социальные проекты, лекции и т.д.

Существую такие онлайн-курсы под названием MOOC (массовые открытые онлайн-курсы). Они представляют собой большое количество курсов многих ведущих университетов мира. Немало важный плюс этих курсов - они бесплатные, но есть и платные. На них может записаться любой желающий и получить образование ведущих университетов мира. MOOC - это курсы, которые предполагают просмотр видео лекций преподавателя по два часа каждую неделю. Учебный материал обычно делится на небольшие порции, предназначенные для углублённого изучения. В некоторых случаях используются интерактивные тесты, чтобы проверить понимание темы. По некоторым вопросам могут быть дополнительные онлайновые ресурсы или учебники, рекомендуемые для чтения.

Немало важно для такого дистанционного образования, что при завершении выбранного вами курса вы получаете сертификат об успешном окончании курсов, который послужит доказательством прохождения курса обучения.

Было бы полезно знать список лучших провайдеров MOOC по гуманитарным наукам:

1. Coursera предлагает курсы по различным дисциплинам, включая гуманитарные науки, медицину, биологию, общественные науки, математику, бизнес, информатику и другие предметы;

2. EdX предлагает 56 курсов МООС и интерактивных онлайн-занятий по дисциплинам, таким как юридическое дело, история, естественные науки, техника, бизнес, общественные науки, информатика, здравоохранение и искусственный интеллект;

3. Udemy помогает научиться всему, начиная от программирования и дизайна вплоть до фотографии и йоги. Присутствуют как бесплатные, так и платные курсы.

Можно разделить курсы на онлайн и оффлайн. Онлайн курсы - это те курсы, где студент непосредственно включен через систему связи “Skype” или другие средства связи в конференцию. Также возможна форма общения с преподавателем «один на один». В рамках онлайн курсов студент слушает лекции или участвует в семинарах, отвечая на вопросы преподавателя.

Оффлайн-курсы предусматривают собой такой вид обучения, как получение задания по электронной почте, просмотр видео лекций, прохождение тестов.

К недостаткам дистанционной формы образования можно отнести снижение роли образования, в частности высшего, в процессе социализации студентов, т.к. на образовательных платформах внутригрупповое взаимодействие существенно ниже, чем в ходе традиционного образовательного процесса или прохождения практики [11]. В то время как образовательная среда ВУЗа и даже отдельного факультета влияет на социализацию и формирует личность студента в соответствии с “Габитусом факультета” [12], обучение посредством сети Интернет может негативно сказаться на социальной интеграции индивида в общество.

Заключение

В заключение вышесказанного, можно отметить, что дистанционное обучение будет набирать все большую популярность. В скором времени данный вид образования будет цениться также как и классическое. В связи с этим, данный вид обучения будет совершенствоваться и развиваться по пути усиления контроля за сдающими экзамены на интернет-курсах и развития самих платформ обучения. Контроль - это одно из самых важных направлений в данном вопросе, так как проходящие интернет-курсы могут заполнять выпускные тесты не сами. Соответственно они получат сертификат о прохождении курса не заслужено, не обладая необходимыми знаниями по проблематике курса. Также нужна предварительная подготовка и развитие навыков использования интернет-ресурсов самими преподавателями, которые обучают студентов дистанционно. Существуют проблемы плохого качества обучающих интернет-ресурсов, на которых информация дана не полностью, не верна или искажена. Для того чтобы избежать использования студентами некачественных обучающих веб-ресурсов, нужно создать базу достоверных, качественных, научных и учебных ресурсов, развивать её, постоянно наполнять и проверять актуальность и внедрять в массы. Важен сам дизайн обучающего веб-ресурса. Он должен обладать удобным интерфейсом, иметь приятные цвета для глаз, которые не ухудшают зрение человека и дают возможность достаточно долго пользоваться таким ресурсом в обучении.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.