Статья 'Восточноевропейская политика канцлера ФРГ Ангелы Меркель в контексте персонального восприятия России и Украины' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Eastern European Policy of the Chancellor of Germany Angela Merkel in Terms of Personal Perception of Russia and Ukraine

Kharlan Anna Aleksandrovna

graduate student of the History Department of International Relations and Foreign Policy of Ukraine at Institute of Ukranian History of the National Academy of Sciences of the Ukraine

01001, Ukraine, Kiev, Grushevsky's str., 4

annaharlan@ukr.net

DOI:

10.7256/2306-420X.2014.6.13665

Received:

11-11-2014


Published:

25-11-2014


Abstract: Merger of two German states and change of the status of Germany on the international scene became a consequence of radical geopolitical changes of the end of the 1980th – the beginnings of the 1990th. Germany had an urgent need to modernize the foreign policy in the East European direction as with end of an era of "Cold war" its eastern frontier automatically became eastern frontier of the European Union. Modern Germany as the political and economic leader among the European states is one of the most desirable partners for Russia and Ukraine. The German chancellor Angela Merkel, holding this post since November, 2005, has every chance to continue to influence formation of the East European policy of Germany and the European Union, at least, till fall of 2017. This fact defines scientific and practical interest in its political installations influencing perception of Russia and Ukraine. The German-Russian interaction during Angela Merkel's chancellorship, despite her former reusable criticism of "the special relations" of G. Schröder and V. Putin, didn't undergo essential changes. The position of the chancellor Merkel concerning Russia and Ukraine can be defined as pragmatical and careful. Germany, as before, doesn't wish to finance the Ukrainian European aspirations along with business, more important for Germany, – rescue from bankruptcy of the eurozone. At the same time Germany has no need and transformation of Ukraine into the anti-Russian base, a possible source of intensity in Europe. In too time of Merkel doesn't want that the Russian policy of Germany differed from the Russian policy of the European Union. The politician Merkel concerning Russia and Ukraine Russia and Ukraine in close prospect recognizes that are ready to accept "modernization partnership". Therefore, there is no need to refuse the project "Great Europe" with participation of Russia and Ukraine.


This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Канцлер Германии Ангела Меркель, занимая этот пост с ноября 2005 г., имеет все шансы продолжать влиять на формирование восточноевропейской политики ФРГ и Европейского Союза, по крайней мере, до осени 2017 года. Этот факт определяет научный и практический интерес к ее политическим установкам, влияющим на восприятие России и Украины.

Опубликованные политические биографии Ангелы Меркель лишь частично приоткрывают завесу неизвестности над этой проблемой. В частности Норберт Зайтц отмечает факт доминирования прагматичного подхода в политике Меркель относительно России, который опирается на исторические традиции германско-российских отношений [1]. В беседах с Хьюго Мюллер-Фогтом Ангела Меркель констатирует факт своего неплохого знания русского языка, что делало ее более благонадежной в ГДР и содействовало научной карьере [2].Этот эксклюзивный для немецкого политика факт такого уровня считает ключевым для формирования образа России в сознании Ангелы Меркель ее биограф Вольфганг Шток [3].

Хотя, такое определяющее значение знания русского языка для развития российской политики А. Меркель отрицает другой ее биограф Жаклин Бойзен [4]. С нею солидаризируются Эвелин Ролль [5] и Герд Ланггут [6], которые доказывают, что Меркель свободна от традиционных стереотипов «русофилии» и «русофобии», свойственных многим западным политикам. Поэтому она способна быстро формировать свой восточноевропейский курс, исходя из реалий, которые складываются.

Правда, после распада СССР, который контролировал восточную часть Германии до 1990 г., Российская Федерация воспринимается многими немцами как «неоимперия», стремящаяся к «аншлюсу» постсоветского пространства.

Конечно, пока рано делать окончательные однозначные выводы по поводу персонального восприятия России и Украины Ангелой Меркель, ведь ее политическая карьера еще далека от завершения, что делает открытыми возможности метаморфоз подобного восприятия. Кроме того, исследовать эту проблему можно только по косвенным свидетельствам, система которых состоит из фактов политической биографии Меркель, ее публичных выступлений и главное реального политического курса.

Биография, как правило, является конкретизацией общественных процессов в судьбе человека. Её фактами часто становятся события, которые повлияли на человека, даже если он в них непосредственно не участвовал. Наоборот, обстоятельства личной жизни могут стать фактом политической биографии, в зависимости от их места в историческом процессе. В этом смысле интересной является судьба Ангелы Меркель, которая родилась в Гамбурге, но социализировалась как личность в бывшей Германской Демократической Республике. Тридцать пять лет ее жизни определялись бытием в ГДР, где она была далека от политической деятельности. Вряд ли в это время в негативном контексте ее волновали процессы, происходившие в СССР.

Ангела Доротея Каснер (Меркель) родилась 17 июля 1954 г. в Гамбурге в лютеранской семье Хорста и Герлинды Каснер. Отец изучал теологию в университетах Гейдельберга и Гамбурга, а мать преподавала латынь и английский язык. Приоритетом в младшие детские годы Ангелы было семейное воспитание, далекое от идеологических фантомов [7].

Осенью 1961 г., когда активно обсуждали последствия постройки Берлинской стены, Ангела Каснер пошла в первый класс средней политехнической школы города Темплин. В школьные годы она была хорошо адаптированной ученицей. Заметными были ее успехи в учебе, особенно по русскому языку и математике. В 1973 г. Ангела Каснер сдала с отличием экзамены за курс полной средней школы. Идеологическая нагрузка школьной социализации была для нее формальными обязательствами [8].

Стремясь быть подальше от гуманитарных и политических проблем, после окончания школы Ангела Каснер решила поступать на физический факультет Лейпцигского университета имени Карла Маркса. Осенью 1973 г. она переехала в Лейпциг. В студенческие годы она не принадлежала к диссидентским группам, хотя и увлекалась творчеством немецкого писателя диссидента Райнера Кунце. В 1974 г. на одной из встреч в рамках молодежного обмена со студентами Москвы и Ленинграда она познакомилась со студентом физиком Ульрихом Меркелем. Поженились молодые люди в Темплине 3 сентября 1977 года [9]. Личная судьба Ангелы Меркель в это время не корреспондировалась с нараставшими проблемами социалистического содружества и была полуавтономной даже от политических процессов в ГДР.

Перспективный физик Ангела Меркель получила работу в Центральном институте физической химии при Академии наук ГДР, в восточно-берлинском районе Адлерсхоф. В 1982 г. она развелась с первым мужем и в 1984 г. стала жить со своим нынешним супругом Иоахимом Зауэром. Официально отношения между ними были оформлены лишь в 1998 году, когда Ангела делала стремительную политическую карьеру, а для консервативного электората вряд ли был приемлемым гражданский брак [10].

Скорее всего, поворотным моментом в формировании нового образа постсоветской России для Меркель, как и для многих немцев послевоенного поколения стало объединение Германии. Это был тектонический сдвиг в общественном сознании и европейской геополитике. Впервые Германия стала национально целостным государством в состоянии стабильной демократической системы и процветающего социального рыночного хозяйства. Не менее важным фактором было то, что Германия в условиях стремительно развивавшегося процесса европейской интеграции более не позиционировала себя как «находящаяся в окружении врагов».

В ноябре 2009 г. Ангела Меркель вспоминала, как в день падения Берлинской стены 9 ноября 1989 г. она посетила Западный Берлин и ужинала с абсолютно незнакомыми людьми. Это была настоящая эйфория [11].В декабре 1989 г. была распущена Академия наук ГДР. Меркель к тому времени была членом партии «Демократический призыв». В партийном штабе она отвечала за работу офисной техники. В феврале 1990 г. Меркель стала референтом лидера партии «Демократический призыв» Вольфганга Шнуре [12].Биограф Меркель Герд Ланггут пишет, что ее знакомые удивлялись тому, что она делает карьеру в правоцентристской партии, имея к тому времени убеждения, близкие к идеологии партии зеленых [13].

12 апреля 1990 г. Лотар де Мезьер стал демократически избранным премьер-министром ГДР. Ангела Меркель получила пост пресс-секретаря последнего правительства ГДР. Исполняя эти обязанности, она присутствовала на переговорах по подготовке Государственного договора между ФРГ и ГДР о создании валютного, экономического и социального союза.

4 августа 1990 г. Меркель вошла в Христианско-демократическую партию. В августе 1990 г. как член правительства ГДР Ангела Меркель присутствовала в Москве на церемонии подписания договора об окончательном решении германского вопроса [14]. Эти исторические факты вряд ли сформировали в ее сознании комплексы «победителя» в «холодной войне», хотя бы потому, что прожив к тому времени всю жизнь в ГДР, она излишне не политизировала свою ментальность. Этот факт дал возможность Меркель не только успешно пережить «люстрацию», которая поставила крест на политической карьере многих выходцев из ГДР в объединенной Германии, но и дать старт собственной политической карьере.

2 октября 1990 г. на гамбургском съезде ХДС состоялась ее первая личная встреча с Гельмутом Колем [15]. Позднее Ангела Меркель получила пост советника в Федеральном министерстве прессы и информации. На первых общенемецких выборах 2 декабря 1990 г. Меркель была впервые избрана в бундестаг ФРГ.

18 января 1991 г. 36-летняя А. Меркель получила пост федерального министра по делам женщин и молодежи. В декабре 1991 г. на дрезденском съезде ХДС Ангела Меркель стала единственной представительницей бывшей ГДР в президиуме Христианско-демократической партии. В июне 1993 г. она возглавила земельную организацию ХДС в восточногерманской федеральной земле Мекленбург Передняя Померания [16].

После очередных выборов бундестага, которые состоялись 16 октября 1994 г., А. Меркель в правительстве Г.Коля получила портфель министра экологии и ядерной безопасности. В этой ипостаси в апреле 1996 г. она впервые побывала в Украине по случаю 10-летия Чернобыльской катастрофы. Тогда в Киеве Меркель только напомнила об обязательствах Украины до 2000 г. закрыть Чернобыльскую атомную станцию. Показательно, что финансовые гарантии международного сообщества относительно компенсаций Украине за этот шаг и через 13 лет после закрытия Чернобыльской атомной станции оказались недостаточными, чтобы построить надежный новый саркофаг над разрушенными 26 апреля 1986 года реакторами. По итогам этой поездки образ Украины в сознании Меркель был представлен как имидж страны с масштабными экологическими и социальными проблемами, весьма далекой от европейских стандартов.

Выборы бундестага 27 сентября 1998 г. закончились поражением Г.Коля. Лидером христианских демократов стал В.Шойбле, а Ангела Меркель заняла пост генсека партии. Скандал с нелегальными партийными счетами подпортил репутацию Гельмута Коля и спровоцировал отставку 16 февраля 2000 г. В.Шойбле. После этого 10 апреля 2000 г. на съезде ХДС в Эссене Ангела Меркель была избрана новым лидером партии.

Чаще всего политики, как правило, не имеют цельной картины мира, а находятся в некоем информационном поле исторических и культурных мифов, которое создают для них различные экспертные и разведывательные сообщества. После избрания Меркель на пост лидера ХДС начали озвучивать версии того, что спецслужбы ГДР могли помочь Меркель сделать научную карьеру. Меркель признала, что сотрудничество ей предлагалось, но она заявила, что «неспособна к этой работе, потому что не умеет держать язык за зубами и все рассказывает друзьям» [17]. Вероятно, поэтому Меркель так спокойно для своего политического имиджа пережила скандал с прослушиванием ее канцлерских разговоров американским Агентством национальной безопасности, о чем летом 2013 г. стало известно с подачи бывшего сотрудника АНБ США Эдварда Сноудена.

В 2000-2005 гг. Ангела Меркель возглавляла правоцентристскую оппозицию правящей коалиции социал-демократов и партии зеленых. Она критиковала личную дружбу канцлера Г.Шредера и В.Путина. Заметными были нотки тревоги за судьбы российской «суверенной демократии». В этот период времени восприятие Ангелой Меркель России соответствовало настроениям и ожиданиям немецкого общества.

Вероятно, наиболее обобщающее представление о взаимодействии немецких и русских стереотипов дал в свое время Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в очерках «За рубежом», где он привел «Разговор мальчика в штанах и мальчика без штанов»: «Мы, немцы, имеем старинную культуру, у нас есть солидная наука, блестящая литература, свободные учреждения, а вы делаете вид, как будто все это вам не в диковину». На это «мальчик без штанов» отвечает: «Только жадность у немцев первого сорта, и так как вы эту жадность произвольно смешали с правом, то и думаете, что вам предстоит слопать мир. Все вас боятся, никто от вас ничего не ждет, кроме подвоха». В условиях кризиса в зоне евро подобные настроения в отношении к Германии, скорее всего, у большинства представителей наций Южной Европы.

12 ноября 2005 г. Ангела Меркель, возглавив «большую коалицию» ХДС-ХСС и СДПГ, стала первой женщиной - федеральным канцлером и одновременно в свои 51 год самым молодым федеральным канцлером за всю историю ФРГ. Она также первый представитель новых федеральных земель на этом посту и первый федеральный канцлер с естественнонаучным образованием. Таким образом, за тысячу лет Ангела Меркель – первая женщина не только во главе Германии (и вторая после жившей в Х веке императрицы Феофании), но и первая за тысячу лет представительница слабого пола, возглавившая крупнейшую страну Европы [18].

Характеризируя изменения в российско-германских отношениях этого периода, российский германист В.В. Павлов отмечает, что «из российско-германских отношений ушел личностный фактор, который в течение длительного периода положительно влиял на их характер» [19].На первый взгляд это может показаться парадоксальным, ведь Меркель и Путин «перекрестно» знают языки друг друга, но при этом не всегда могут найти взаимопонимание. Конечно, свое значение имеет и гендерный аспект, ведь у Меркель и Путина не могло сложиться «крепкой мужской дружбы», которая была у Коля и Ельцина, или у Путина и Шредера. Тем не менее, Меркель содействовала прагматичному развитию немецко-российских торгово-экономических отношений и реализации проекта строительства газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Показательно, что этот газовый проект прямо ущемил интересы Украины. Вообще, в период украинско-российских «газовых войн» 2005-2006 гг. Германия не желала ссориться с «Газпромом», хотя и агитировала Россию за присоединение к Европейской энергетической хартии, которая должна покончить с монополией на европейском энергетическом рынке.

Осторожными были отношения канцлера Меркель с руководством Украины после «оранжевой революции». Хотя во внешнеполитическую часть коалиционного договора между ХДС/ХСС и СДПГ и был внесен тезис о поддержке европейских устремлений Украины [20], но, тем не менее, попытки президента Украины В.Ющенко привлечь Германию в качестве контрбаланса российскому доминированию на постсоветском пространстве не увенчались успехом. Одновременно Германия пыталась показать США, что речь не идет о доминировании «раппальского подхода» к отношениям с Россией. Благодаря этому наметившийся раскол между «старой» и «новой» Европой, стимулом к которому стала американская агрессия в Ираке, после расширения Евросоюза 1 мая 2004 г. приобрел скорее социально-экономическое и социокультурное измерение, нежели геостратегическое.

10 февраля 2007 г. А. Меркель присутствовала на Мюнхенском форуме безопасности, на котором президент России В.В. Путин выступил с речью, осудив односторонние действия США в мире и на постсоветском пространстве. В западной литературе эта речь называется едва ли не второй «фултоновской» речью, которая маркировала начало «новой холодной войны». Тем не менее, в период президентства Дмитрия Медведева (2008-2012) Ангела Меркель радикально не пересмотрела свое личностное восприятие ни России, ни Украины. Поскольку Германия не собиралась и не собирается отказываться от удовлетворения своих жизненных потребностей в развитии стратегического сотрудничества с Россией, нельзя не согласиться с российской исследовательницей С.В. Погорельской, что отличительными чертами политического стиля Ангелы Меркель являются способность к компромиссам во имя общенациональной цели и способность извлекать выгоду из того, что противники ее недооценивают [21].

Осторожной была реакция Германии на российско-грузинскую войну августа 2008 года. В мае 2009 г. Швеция, Польша и Литва инициировали «Восточное партнерство» Евросоюза, к которому привлекли Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову, Украину. Россия в позиционном документе экспертной группы «Восточное партнерство» была определена как партнер, который не является членом «Восточного партнерства, но с которым ЕС должен вести конструктивный диалог о политике соседства [22]. В России эту инициативу определили как вариант выстраивания на западной границе РФ «санитарного кордона». Действительно, проекты Европейской политики соседства и «Восточное партнерство» некоторым образом противоречат немецкой внешнеполитической стратегии в Восточной Европе, поскольку немецкая позиция основывается на консервативном геополитическом подходе, согласно которому опасно выстраивать в Европе новые разделительные линии.

Разочарование Ангелы Меркель Украиной эпохи президентства В.Ющенко было связано с перманентной кланово-олигархической борьбой за власть над Украиной без решения стратегических задач реформ. В тоже время устанавливается некая личная дружба Ангелы Меркель и Юлии Тимошенко. По одной из версий, именно А. Меркель стимулировала Ю.Тимошенко подписать 14 января 2009 г. газовый контракт, за который бывший премьер-министр Украины была осуждена.

27 сентября 2009 г. по итогам очередных выборов Меркель получила возможность отказаться от коалиции с неудобными социал-демократами и создать коалицию со «Свободной демократической партией». Меняется и риторика Германии в отношениях с Россией. Больше внимания Берлин акцентирует на правах человека, что соответствует общественным настроениям большинства граждан ФРГ. Правда, и Украине не обещают даже в отдаленной перспективе членство в Евросоюзе. По мнению Меркель, желающие вступить в ЕС государства прежде всего должны обеспечить достаточную стабильность своих внешнеполитических отношений. ЕС не должен заниматься исключительно улаживанием конфликтных ситуаций вокруг своих потенциальных членов, тем болем, что такой негативный опыт у ЕС уже есть [23].При этом многие немцы шутят, что Украина вступит в ЕС после Турции, а Турция не вступит никогда.

Противоречивыми остаются отношения России с Евросоюзом. В 2003 г. было декларировано намерение приступить к формированию общих пространств – экономического, социального, правового, культурно-образовательного. После победы на президентских выборах 2012 г. В. В. Путина российско-немецкие отношения все еще остаются особыми с точки зрения экономики и торговли, но уже теряют доверительность в политической сфере. На фоне скандала с Э. Сноуденом, немецкая пресса не преминула указать, что канцлера А. Меркель подслушивали не только американцы, но и русские.

В сентябре 2013 р. А. Меркель одержала очередную победу на выборах бундестага. В предвыборной программе под названим «Быть вместе успешными для Германии» ХДС/ХСС уже в который раз декларировала стремление к добрососедским отношениям с Российской федерацией, хотя с той оговоркой, что глубина и широта этих отношений в значительной мере зависит от того, на сколько Россия выполняет свои международные обязательства в соответствии с принципом верховенства закона и демократических стандартов [24]. Однако, провал на выборах «Свободной демократической партии» вынудил христианских демократов договариваться с социал-демократами. Вследствие этого Меркель снова пришлось вернуться к примирению с социал-демократическим курсом по отношению к России, который не предполагает жесткое разделение сфер влияния, прежде всего, в Восточной Европе и на постсоветском пространстве.

На этом фоне осенью 2013 г. Меркель призвала Украину подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. США убеждали Меркель в том, что не кризис в зоне евро, ни системный кризис самого Евросоюза не являются критериями лидерства Германии в Европе, а именно отторжение Украины от России является таковым критерием.
27 ноября 2013 г. христианские демократы, христианско-социальный союз и социал-демократы подписали коалиционное соглашение. В новой «большой коалиции» социал-демократы настояли на отказе от конфронтационного курса в германско-российских отношениях.

Накануне вильнюсского саммита «Восточноевропейского партнерства» А. Меркель призывала В. Путина «не рассматривать европейскую интеграцию Украины как инструмент борьбы против России». В немецкой прессе в этот период много писали о раздражении Меркель российской политикой, которая стремиться решать стратегические задачи отдельно и наперекор стремлениям всех прочих европейских наций. Понятно, что Меркель не считает ликвидацию СССР величайшей геополитической катастрофой ХХ века, а рассматривает этот процесс как катализатор решения немецкого вопроса и геополитической трансформации Евразии. России предлагают отказаться от национального самоутверждения, имперского расширения и статуса сверхдержавы.

В этих исторических условиях особенно противоречиво выглядит немецкая позиция на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства», где 29 ноября 2013 г. президент Украины В. Ф. Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Ангела Меркель лично высказала Виктору Януковичу по итогам вильнюсской встречи разочарование такой позицией Украины. Однако в это время основное внимание Меркель было сосредоточено на легитимации коалиции с социал-демократами. Поэтому инициативу в украинском вопросе перехватил министр иностранных дел Г. Вестервелле, которому считанные дни оставалось быть на этом посту. 5 декабря 2013 г. в Киеве он лично посетил Евромайдан и заверил, что «двери в Европу остаются открытыми» [25]. Правда, следует учитывать и тот факт, что Польша и Литва, являясь главными активистами продвижения европейской интеграции Украины, считаются группой влияния США в Евросоюзе. Но Германия не желает финансировать украинские европейские устремления одновременно с более важным для ФРГ делом – спасением от банкротства зоны евро. Незачем Германии и превращение Украины в антироссийский плацдарм, возможный источник напряженности в Европе.

В тоже время Меркель, которую справедливо именуют «немецким лидером с пониманием русской души», не хочет, чтобы российская политика Германии отличалась от российской политики Евросоюза. Восточноевропейская политика Меркель исходит из того, что Россия и Украина в близкой перспективе готовы принять «модернизационное партнерство». Следовательно, нет необходимости отказываться от проекта «Великой Европы» с участием России и Украины.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.