Статья 'Особенности политического развития' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Philosophical Thought
Reference:

Peculiarities of Political Development

Borisenkov Aleksandr Aleksandrovich

Doctor of Philosophy

professor of the Department of History and Political Studies at State University of Management. 

109542, Russia, Moscow, Ryazanskii prosp., d. 99

alex.borisenkov@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-0174.2013.6.445

Received:

18-05-2013


Published:

1-6-2013


Abstract: The article is devoted to the concept of political development. The author of the article describes the contents, stages, means, grounds and forms of political development and shows the close connection between political development and political life. The author also establishes the provision that poltical life is one of the means of political development that appears in the form of political evolution. Based on the analysis of the structure of political development, the author describes the grounds and forms of political life as well as factors of its destruction.  


Keywords:

politics, political environment, political life, political dynamics, political transformations, political development, political evolution, political influence, political process, political progress

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Особенности политического развития

Анализ понятия политической жизни [2] подводит к выводу о том, что она образуется в результате возникновения и формирования политического организма, охватывает собой этап его функционирования и прекращается вместе с его разрушением. Это означает, что политическая жизнь сопряжена с развитием политического организма, а тем самым и с политическим развитием. Данная связь определяет направление её дальнейшего исследования, состоящее в изучении понятия политического развития, а также в выяснении соотношения политического развития и политической жизни. Выяснение структуры развития политического организма подводит к пониманию особенностей политического развития, его этапов и способов, его основ и форм. Вместе с этим раскрываются основы и формы политической жизни, а также факторы её разрушения. Рассмотрим некоторые представления о политическом развитии.

Представления о политическом развитии

Толкование политического развития, предлагаемое сегодня в политологической литературе, является, на наш взгляд, несколько запутанным и как следствие непростым для восприятия. В основном оно опирается на анализ особенностей и соотношения явлений, представляющих, по мнению исследователей, «политическую динамику» («динамическую характеристику политики»). К таким явлениям чаще всего относят политический процесс, политические изменения и политическое развитие.

Данный подход имеет свои недостатки, поскольку соединяет, а по сути смешивает качественно различные виды процессов (виды «политической динамики»), которые обусловлены и рождены политическим бытием. Прежде всего речь идёт о смешении политического процесса, составляющего собой ход политического влияния, с процессом политического развития, а заодно и с процессом политической жизни. В результате в толковании политического развития обнаруживаются серьёзные противоречия, искажающие сущность этого развития.

Проиллюстрируем сказанное, опираясь на некоторые суждения и размышления, представленные в политологической литературе.

Чаще всего политическое развитие характеризуется как определённый компонент политического процесса. При этом политический процесс рассматривается как наиболее широкая категория, которая охватывает собой «совокупность всех изменений политических явлений». В свою очередь политические изменения разделяются исследователями на три способа, например: «функционирование, развитие и упадок политических явлений». В итоге получается, что политическое развитие образует особый способ политических изменений, который отличен от «функционирования» и «упадка» и при этом составляет компонент политического процесса. [9, с. 287]

Согласимся с тем, что политическое развитие связано с политическими изменениями, что, впрочем, подтверждается опытом всякого развития, обусловленного соответствующими ему изменениями, и является вполне очевидным. Без изменений не может быть динамики и, следовательно, развития. Однако остаётся не ясным вопрос, почему политическое развитие включается в политический процесс, почему оно рассматривается как компонент данного процесса. Это положение совсем не является очевидным, а аргументы, раскрывающие его, не приводятся. Также не убедительным является противопоставление политического развития таким изменениям как «функционирование» и «упадок» политических явлений. Разве в этих изменениях не содержится политическая динамика, характерная для политического развития?

Другое суждение о политическом развитии является ещё более запутанным и более противоречиво отражает соотношение явлений политической динамики. Например, говорят: «Политический процесс можно и должно объяснять как определённые перемены в состояниях политической системы, обеспечивающие цикл её воспроизводства (становление, функционирование, развитие с выходом на более высокий уровень). Вместе с тем между понятиями политического процесса, политического изменения и развития есть существенное различие. Если процесс воспроизводит политическую систему, то изменения и развитие представляют собой не просто преобразование внутренних свойств системы, а ещё и её переход в иное качественное состояние либо смену одного системного типа другим». [8, с. 322.]

По мнению данного автора, политический процесс охватывает собой «определённые перемены в состояниях политической системы», а именно: её «становление, функционирование, развитие с выходом на более высокий уровень». Не сложно видеть, что политическое развитие включается в состав политического процесса, как, впрочем, и «становление», и «функционирование» политической системы. При этом не объясняется, почему это должно быть именно так. Не ясно, например, почему названные перемены в состояниях политической системы не могут также отражать «её переход в иное качественное состояние либо смену одного системного типа другим». Разве такой переход и такая смена не являются разновидностями перемен? Не объясняется также, в чём заключается и проявляется данный переход или данная смена. Утверждение о них носит характер декларации и нуждается в конкретизации.

Одновременно автор пытается противопоставить политический процесс политическому развитию, рождая этим дополнительные вопросы, а именно: как одно из этих явлений может включать в себя другое явление и в то же время от него «существенно» (!) отличаться? Если они «существенно» различные, то на каком основании одно включается в другое? Никаких убедительных объяснений не приводится. В итоге же оказывается, что отмеченное суждение совсем не раскрывает суть политического развития, а наоборот, усложняет его толкование. Это суждение создаёт впечатление запутанности исследуемой проблемы.

На самом деле политический процесс и процесс политического развития – это два разных вида процессов, которые нельзя смешивать друг с другом. Один не входит в состав другого и не характеризуется другим, а их различие отражается прежде всего в различии самих терминов. Но главное – особенность политического процесса как вида динамики состоит в том, что он раскрывает собой ход политического влияния и показывает нам, каким образом, в какой последовательности идёт принятие руководящих решений. Тем самым выясняется, как происходит определение направлений исполнительной деятельности, а, следовательно, каким образом политика реализует своё назначение в системе социального управления. Политический процесс является особой характеристикой «управленческой» миссии политики и раскрывает технологию её осуществления, образуя при этом компонент в составе управленческого процесса. [3]

Совсем другое дело, политическое развитие. Как вид политической динамики оно обусловлено и сопряжено с развитием отдельных политических организмов и отражает процесс качественных изменений, происходящих в этих организмах. Раскроем сущность политического развития.

Сущность политического развития

Как показывает разнообразный и многократно подтверждаемый опыт, процесс развития всякого организма включает в себя, во-первых, его возникновение и формирование, во-вторых, его функционирование, что воплощается в его жизнедеятельности, и, наконец, в-третьих, его разрушение (гибель). Этот процесс охватывает собой зарождение и становление, а также осуществление и разрушение связанной с данным организмом жизни и потому составляет его жизненный цикл. Подчеркнём здесь, что всякий организм рано или поздно разрушается, поэтому на смену одному организму приходит другой организм, развитие которого составляет уже другой жизненный цикл. В результате оказывается, что общий процесс развития складывается из совокупности связанных между собой отдельных жизненных циклов, отражающих сначала переход организма от одного своего качественного состояния к другому, а затем и к другому организму. В таком переходе и заключается сущность всякого развития.

Таким образом, переход организма от одного своего качественного состояния к другому можно охарактеризовать как процесс развития данного организма. Но этот же процесс создает основание для последующего перехода от одного организма к другому. В итоге получается, что развитие одного организма сменяется другим организмом и потому включается в общий процесс развития. Развитие не может идти иначе, как на основе развития отдельных, сменяющих друг друга организмов.

Полученный вывод соотносится с важнейшими характеристиками всякого развития, которые специально выделяются в философской литературе и представлены такими явлениями как направленность, необратимость и закономерность. Например, говорится, что развитие есть «необратимое, направленное,закономерное изменение». [10, с. 561] Раскроем эти черты.

Направленность развития заключается в том, что всякий организм проходит путь своих изменений в определённом направлении, а именно: от момента своего возникновения и последующего формирования через свою жизнедеятельность на основе функционирования к своему разрушению, а в итоге и к новому организму. Следовательно, направленность развития определяется происходящими в организме качественными изменениями, отражающими его движение от одного своего состояния к другому и, наконец, к новому организму.

Необратимость развития состоит в том, что произошедшие качественные изменения препятствуют движению организма в обратном направлении, предотвращая его возврат к прежнему состоянию. Необратимость развития подчеркивает особую направленность этого развития.

Закономерность развития означает, что происходящие в организме качественные изменения являются неизбежными. Они обусловлены действием объективных законов, которые с необходимостью приводят сначала к возникновению и формированию организма, затем его функционированию и, наконец, его разрушению и переходу к новому организму. Закономерный характер развития определяет одновременно его направленность и необратимость.

Подчеркнём особое значение закономерности всякого развития. Из данной характеристики следует, что политическое развитие также является закономерным, а, значит, подчинено своим особым законам. Осознание этого факта ставит перед политическими исследователями задачу познания законов политического развития и тем самым объяснения логики политического бытия. Изучение законов политического развития создаёт предпосылки для раскрытия всех законов политического бытия.

Можно предложить следующее определение политического развития – это направленный, необратимый и закономерный переход политического организма от одного своего качественного состояния к другому, а в итоге к другому политическому организму. Такой переход означает, что общий процесс политического развития складывается из совокупности процессов развития отдельных, сменяющих друг друга политических организмов, а, значит, из совокупности политических жизненных циклов, составляющих внутреннюю связь этого развития. В итоге раскрывается, что политическое развитие как особый процесс охватывает собой, во-первых, весь жизненный цикл отдельного политического организма, а, во-вторых, все жизненные циклы других политических организмов, обусловленные переходом от одного организма к другому. Если представить отдельный жизненный цикл как движение по определенному кругу, то становится очевидным, что политическое развитие, составленное из совокупности взаимосвязанных друг с другом политических жизненных циклов, выступает как спиралевидный процесс, который отражает собой изменчивость и повторяемость этого развития.

Таким образом, политическое развитие есть особый вид движения, который необходимо отличать от других «динамических характеристик» политики и, в частности, от политического процесса. Однако между этими явлениями существует определённая связь. Она заключается в том, что политический процесс (ход политического влияния) обусловлен функционированием сложившегося политического организма, создающего своей жизнедеятельностью предпосылки для этого процесса. Говоря иначе, политическое влияние опосредствуется политической жизнью, которая в свою очередь является следствием и в то же время особым способом политического развития.

Данное толкование политического развития подводит к пониманию ещё одной проблемы, поставленной в политологической литературе в связи с изучением этого развития. Данное толкование позволяет провести различие между такими явлениями как политическое развитие и политический прогресс. Дело в том, что политическое развитие иной раз пытаются представить как «позитивную эволюцию», как «поступательно-восходящее» движение политической системы, как её «развитие с выходом на более высокий уровень». В частности, утверждают, что политическое развитие отражает «такие модификации черт и параметров политических явлений, которые предполагают их дальнейшую позитивную эволюцию. Например, развитие может означать такие изменения, при которых политика государства выводится на уровень, позволяющий властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями, обеспечивать удовлетворение социальных требований населения с учётом усложнения интересов различных групп и граждан». [9, с. 287]

Возникают вопросы: почему политическое развитие как особый процесс следует сводить к «позитивной эволюции» политических явлений? В чём заключается такая «позитивность» по своей сущности? В чём может состоять тот «уровень» государственной политики, который, наконец, позволит «властям адекватно отвечать на вызовы времени»?

Из предложенного нами определения следует, что политическое развитие непосредственно не отражает «позитивность» политических изменений. Значение политического развития заключается в другом, а именно: в том, чтобы показать связь развития сменяющих друг друга политических организмов и тем самым подчеркнуть цикличность и закономерность политической жизни. В свою очередь «позитивность» политических изменений обнаруживается только в результате перехода политической жизни от своего менее совершенного состояния к более совершенному состоянию, т.е. в результате качественных изменений основ политического бытия. Такие «позитивные» изменения являются следствием отнюдь не отдельного жизненного цикла и даже ряда жизненных циклов. Такие изменения складываются только в результате перехода от одного вида политической культуры к другому её виду и служат явлением политического прогресса. [1] Как политический прогресс указанные изменения действительно отражают «поступательно-восходящее» («позитивное») движение политики и могут рассматриваться как явление «повышения её соответствия» изменяющимся общественным потребностям.

В качестве примера позитивных изменений можно назвать такое явление как «политическая модернизация». Политическая модернизация по своей сути означает конкретно-исторический переход от традиционной политической культуры к современной демократической политической культуре. «Как известно, модернизация есть совокупность важнейших процессов качественного преобразования, сопровождающихся расширением адаптационных возможностей социально-политической системы и её переходом на новый режим развития. Для процессов модернизации характерно сложное взаимодействие современных и традиционных институтов, вследствие чего появляются диспропорции и рассогласование». [7, с. 22]

Особенность политической модернизации состоит в том, что она отражает определённое преобразование основ политического бытия, вследствие чего создаются такие условия, которые соответствовали бы современному демократическому политическому развитию. Говоря иначе, речь идёт об особой разновидности политического прогресса, который предполагает переход к политической жизни, основанной на принципах демократии. Такой переход может быть относительно легким и быстрым, если политические реформы осуществляются на основе развитых социальных предпосылок и носят «решительный» характер. А может быть затяжным и «болезненным» и может включать в себя несколько жизненных циклов, каждый их которых может завершиться политическим конфликтом или политическим кризисом.

В отличие от политического развития, которое характеризуется своей направленностью, необратимостью и закономерностью, политический прогресс может иметь обратимый характер. Политическиеизменения, обусловленные изменением политической культуры, могут менять своё направление, что определяется особенностями осуществления этой культуры и, в частности, тем, как используются в политической жизни принципы демократии: последовательно или не очень последовательно. В результате политическиеизменения могут идти и в направлении политического регресса.

Таким образом, политическое развитие и политический прогресс – это также разные политическиеявления. Характеризуя политическое развитие как «поступательно-восходящее» или «позитивное» движение, политологи смешивают указанные явления и этим искажают их. На самом деле политическое развитие отражает собой политические изменения, которые носят циклический, повторяющийся и тем самым закономерный характер. Это такие политические изменения, которые входят в содержание политического жизненного цикла и определяют собой процесс развития сменяющих друг друга политических организмов.Это такие политические изменения, которые разделяют политический жизненный цикл, и, следовательно, политическое развитие на особые этапы, образуя заодно основание для установления соответствующих этим этапам способов развития.

Этапы и способы политического развития

Разделение политического развития на особые этапы и способы означает его структурирование. В современной политологии структурирование политического развития как процесса нашло своё отражение в выявлении в нём различных волн и циклов, а также в разработке особой модели «фазовой дифференциации». [5] Не отрицая возможности такой дифференциации, необходимо отметить, что данная модель не учитывает развитие политического организма, а значит, не отражает в полной мере связь политического развития и политической жизни. В результате предлагаемые «фазы» политического жизненного цикла не соотносятся с возможными этапами и способами политического развития, обусловленными развитием политического организма. Это снижает обоснованность указанной структуры и характеризует её в определённой мере как искусственную.

Разделяя политическое развитие на определённые этапы и способы, мы руководствуемся логикой развития отдельного политического организма, сопряженной с происходящими в нём изменениями. Политический организм, как, впрочем, и всякий организм, в какой-то момент возникает и формируется. Сформировавшись, он функционирует и тем самым осуществляет жизнедеятельность, выполняя при этом своё назначение (служит политическому влиянию). Одновременно, в процессе своего функционирования он эволюционирует («стареет»), становится противоречивым и неэффективным и, в конце концов, перестаёт осуществлять своё назначение, приходит в упадок и разрушается. Такая логика охватывает собой весь политический жизненный цикл, обусловленный развитием политического организма, и позволяет установить в рамках этого цикла три качественно различных этапа политического развития.

Первый этап – это возникновение и формирование политического организма. На этом этапе происходит зарождение и становление политической жизни. Это начальный (исходный) этап политического развития. Политического организма ещё нет, он только формируется. Нет и сложившейся политической жизни. Но политическое развитие уже началось. Этому этапу соответствует особый способ политического развития, который приводит к становлению политического организма. Этот этап завершается тем, что образуются функции, составляющие собой политический организм, т.е. складывается политическая жизнь.

Второй этап – это функционирование уже сложившегося политического организма и соответственно осуществление политической жизни. Этот этап охватывает собой политические изменения, которые обусловлены жизнедеятельностью политического организма. Если на первом этапе политическая жизнь только возникает и формируется, то на этом этапе она осуществляется, а одновременно с этим идёт процесс эволюции политического организма, процесс политической эволюции. В политическом организме происходят на первый взгляд невидимые изменения, накапливаются противоречия (политические противоречия), которые приводят к постепенной деградации («старению») этого организма, вследствие чего он перестаёт быть эффективным. Функционирование политического организма составляет содержание политической жизни. В свою очередь политическая жизнь выступает как способ функционирования политического организма и одновременно как способ политической эволюции. В результате раскрывается, что политическая жизнь образует особый способ политического развития, который можно охарактеризовать как «эволюционный».

В научной литературе подчёркивается закономерность таких незначительных изменений, которые приводят к эволюции всякого организма. Например, говорят: «Функционирование системы, даже по, казалось бы, «заведённому кругу» сопровождается незначительными, количественными изменениями. Со временем достигнув определённой величины, количественные изменения приводят к процессу перестройки как элементов, так и структуры, к трансформации системы (иногда к её гибели). Это особенно важно учитывать при изучении социальных систем, развитие которых неизбежно сопровождается трансформацией, переходом из одного качественного состояния в другое». [4, с. 11]

Второй этап развития политического организма охватывает собой основную, самую продолжительную часть политического жизненного цикла. Вследствие этого данный этап и соответствующий ему способ политического развития можно назвать основными.

Наконец, третий этап – это разрушение политического организма. Противоречивый и неэффективный политический организм в какой-то момент прекращает своё функционирование и разрушается, подготавливая этим условия для возникновения и формирования нового политического организма, для начала нового жизненного цикла. На этом этапе разрешаются сложившиеся политические противоречия. Поэтому его и соответствующий ему способ политического развития, состоящий в разрушении противоречивой политической жизни, иной раз называют «конфликтным» или «революционным». Такая характеристика отражает особенности перехода от одного политического организма к другому. Этот этап и соответствующий способ политического развития можно также назвать переходными.

Таким образом, в структуре политического развития как процесса выделяются три этапа, которым соответствуют три способа этого развития, а именно: исходный, основной (эволюционный) и переходный (революционный). Каждый из этих этапов и способов развития является вполне закономерным, определённым образом направленным и необратимым. Отсюда следует, что на каждом этапе политического развития действуют свои законы, которые заключены в соответствующем способе политического развития и раскрывают собой его содержание.

Нельзя не отметить, что иной раз политическое развитие трактуют слишком узко и по существу сводят к одному из названных выше его этапов и способов, а именно: к исходному. Например, О.Ф. Шабров, размышляя о политическом развитии, выделяет «три этапа бытия»: развитие, зрелость и упадок. «Иными слова, - заключает он, - развитие представляет собой только один из трех этапов бытия системы, предшествующий её зрелому состоянию и деградации, упадку». [11, с. 42]

Получается, что политическое развитие осуществляется только в период зарождения и становления политической жизни (возникновения и формирования политического организма) и на этом как бы прекращается. Подобный вывод также возникает, когда политические изменения разделяются на три способа, как, например: «функционирование, развитие и упадок политических явлений». В этом случае не учитываются два других этапа и способа политического развития – основной и переходный. Такой подход приводит к искаженному представлению о политическом развитии и, в частности, к выводу о якобы остановке этого развития на этапах «зрелого состояния» (функционирования) и «упадка» политического организма.

Итак, в политическом развитии на уровне отдельного жизненного цикла выделяются три вида политических изменений. Они служат основанием разделения этого развития на три этапа и выявления трёх его способов. Речь идёт об исходном, основном и переходном этапах и соответствующих способах политического развития. Политическое развитие складывается из совокупности взаимосвязанных друг с другом политических жизненных циклов и носит направленный, необратимый и закономерный характер. При этом обнаруживается, что исходя из особенностей политических изменений, соответствующих тому или иному этапу политического развития, можно устанавливать явления, которые содержат в себе данные изменения. Изучая такие явления, мы раскрываем основы и формы политического развития.

Основы и формы политического развития

Этот вопрос не получил должного освещения в политологической литературе. Прежде всего потому, что политическое развитие не соотносится с явлениями, которые раскрывают особенности его различных этапов и способов и характеризуют соответствующие политические изменения. В частности, потому, что политическое развитие не соотносится с политической жизнью. Однако предлагаемая нами структура политического развития даёт ключ к решению этого вопроса, она позволяет уточнить и систематизировать представления об этих явлениях и в итоге определить основы и формы данного развития.

Например, исходный способ политического развития, реализующийся в процессе зарождения и становления политической жизни, подводит к пониманию особых общественных явлений, из которых вырастает эта жизнь. Очевидно, что она не может возникнуть из ничего, на пустом месте. В результате складывается вывод о политических основах, благодаря которым политическая жизнь закономерно возникает. Выясняется, что эти основы играют ключевую роль в возникновении и формировании политического организма и тем самым определяют собой весь последующий ход политического развития. Изучая данные явления (политические основы), мы раскрываем процесс зарождения и становления политической жизни, а вместе с этим познаём законы, посредством которых начинается политическое развитие. Каковы же эти основы?

В философской литературе установлено, что изучение того или иного вида общественной жизни и общественного развития необходимо начинать с понятия соответствующего вида социальной активности, который составляет их логическое начало. [6] Такое положение является естественным, поскольку всякое общество рождается благодаря социальной деятельности, служащей источником возникновения связей, объединяющих между собой людей. Исходным пунктом политического развития выступает соответствующая ему политическая деятельность. Она составляет собой логическое начало политического жизненного цикла. Её особое значение для политического развития заключается в том, что на основе её осуществления между людьми складываются политические связи, которые составляют собой политическое бытие. Благодаря этим связям образуется необходимый для принятия руководящих решений политический организм, жизнедеятельность которого способствует осуществлению назначения политики.

Итак, политическая деятельность служит исходным пунктом и исходной основой политического развития. Стремясь раскрыть особенности политической деятельности, установить её критерии, мы неизбежно приходим к осознанию другой политической основы, которая определяет собой качественные особенности этой деятельности, а тем самым качественные характеристики всего политического бытия. Речь идет о таком общественном явлении как политическая власть. Она образует собой политическую субстанцию (первооснову политического бытия) и служит критерием «всего политического». Накопленные сегодня политические знания с необходимостью подводят к выводу о том, что политическая власть есть именно то явление, на основе которого складывается качественно особый вид общественного бытия и формируется такое общественное явление, которое называется политикой. Будучи политической субстанцией, политическая власть заключает в себе критерий, который позволяет отделить политические явления от других общественных явлений и, в частности, от таких как государство, демократия, гражданское общество.

Таким образом, политическими основами, благодаря которым формируется всё политическое содержание, включая политическую жизнь, являются политическая деятельность и политическая власть. Политическая деятельность составляет начало, исходный пункт политического развития, а политическая власть заключает в себе критерий этой деятельности. Оба явления характеризуют исходный способ политического развития и содержат в себе законы зарождения и становления политической жизни. Кроме того, они определяют собой особенности всего политического бытия, всех политических явлений, их внутреннюю взаимосвязь и субординацию.

Несмотря на свою особую роль, политические основы тем не менее остаются «за пределами» политического бытия. Они не входят в состав политической жизни, не являются её структурными элементами и формами политического развития. Однако без этих основ политическая жизнь не может возникнуть, а политическое развитие – начаться.

Приводя к возникновению и формированию политического организма, политические основы способствуют становлению политической жизни, а, следовательно, становлению её форм. Формами политической жизни являются устойчивые политические связи, которые воплощаются в существовании политического организма. Формы политической жизни образуют её структуру и входят в состав политического организма. Формы политической жизни соответствуют основному этапу и способу политического развития, вследствие чего являются также основными формами политического развития. Они содержат в себе эволюционные законы политического развития.

Установить эти формы, значит, раскрыть строение политического организма и связанной с ним политической жизни. Всякий сложный организм выступает как объединение различных функций на основе их взаимосвязи (системы). Сложный политический организм – это объединение функций, осуществляемых в процессе принятия руководящих решений. Такой объединение складывается на основе политической системы, являющей собой взаимосвязь данных функций. Это означает, что формами политической жизни являются, во-первых, функции политического организма, а, во-вторых, их взаимосвязь.

Функции политического организма проявляются в виде политических отношений, складывающихся между людьми в процессе использования политической власти. При этом различные способы использования политической власти определяют собой различные виды политических отношений. Если обобщить разнообразие политических действий, которые исполняют люди в процессе деятельности, например, современного парламента, то все эти действия сводятся к двум важнейшим видам политических отношений, а именно: руководству и оппозиции. Они обусловлены разделением участников политического процесса на «большинство», которое определяет своим потенциалом основное содержание принимаемых руководящих решений и тем самым осуществляет функцию руководства, и «меньшинство», которое противостоит этому большинству, осуществляя функцию оппозиции. Руководство и оппозиция составляют собой две основные функции политического организма в условиях демократического правления. Политическая жизнь в этих условиях не может осуществляться без этих функций и не может не отражать собой их взаимосвязь.

Примечательно также, что в качестве функций политического организма политические отношения составляют собой частные формы политической жизни, поскольку характеризуют собой деятельность его отдельных компонентов. Наряду с ними образуется общая форма политической жизни, являющая собой взаимосвязь данных функций и называемая политической системой. Если функции есть способ жизнедеятельности отдельных органов в организме, то его система (система функций) есть способ жизнедеятельности организма как целого (организма в целом). Система функций политического организма (политическая система) составляет общую форму политической жизни.

Таким образом, основному способу политического развития в условиях демократического правления соответствуют два вида форм политической жизни, которые представлены, во-первых, политическими отношениями, во-вторых, политической системой. Эти формы «организуют» и упорядочивают собой политическую жизнь. Своим функционированием они придают ей устойчивый характер, раскрывают её как способ политической эволюции. Они же выступают в качестве основных форм политического развития, заключающих в себе эволюционные законы этого развития.

Значение политических отношений и политической системы состоит ещё и в том, что в процессе функционирования политического организма они накапливают в себе противоречия (политические противоречия). Тем самым они образуют основание для развития этих противоречий и определяют собой ещё одну группу форм политического развития. Это такие формы, которые вырастают из политических противоречий, являются их продолжением и завершением, а в итоге приводят к разрушению политической жизни и потому называются факторами её разрушения. Такими формами политического развития и факторами разрушения политической жизни являются политические конфликты и политические кризисы. Они соответствуют переходному способу политического развития и содержат в себе законы данного перехода.

При этом политические отношения, накапливая в себе противоречия, служат основанием возникновения политических конфликтов, которые ведут к разрушению этих отношений и тем самым к разрушению политического организма. В свою очередь политические кризисы являются результатом сложившегося несоответствия политической жизни назначению политики, заключённому в политическом влиянии, что приводит к разрушению политической системы и тем самым политического организма.

Таким образом, переходному способу политического развития соответствуют два вида явлений, служащих факторами разрешения политических противоречий и факторами разрушения противоречивого политического организма, а именно: политический конфликт и политический кризис. Примечательно, что эти явления не образуют формы политической жизни, поскольку не являются функциями политического организма. Однако они производны от этой жизни, вырастают из её противоречий, а в результате способствуют переходу от одного политического организма к другому. Следовательно, они являются особыми формами политического развития.

Итак, трём, рассмотренным выше способам политического развития соответствуют три периода политического жизненного цикла и три группы явлений, представляющих разные этапы политического развития. Исходный способ политического развития сопряжён с основами возникновения и формирования политической жизни, которые, однако, не входят в структуру политического развития и политической жизни, но благодаря им политическая жизнь зарождается. Основной способ политического развития осуществляется посредством сложившихся форм политической жизни, образующих одновременно основные формы этого развития. К ним относятся политические отношения и политическая система. Наконец, переходному способу политического развития соответствуют формы политического развития, представленные факторами разрушения политической жизни. В качестве таких факторов выступают политический конфликт и политический кризис. В своей совокупности названные явления политической реальности образуют основы и формы политического развития и заключают в себе законы это развития. Дальнейшее изучение политической жизни сопряжено с раскрытием этих основ и форм и установлением соответствующих им законов политического развития.

References
1. Borisenkov A.A. O demokraticheskoi politicheskoi kul'ture i politicheskom progresse // Nota Bene: Filosofskie issledovaniya. 2012. №
2. Borisenkov A.A. O novoi paradigme v politicheskoi nauke // Nota Bene: Problemy obshchestva i politiki. 2012. № 2.
3. Borisenkov A.A. O politicheskom protsesse // Nota Bene: Problemy obshchestva i politiki. 2012. № 3.
4. Dmitriev A.V. Sotsial'nyi konflikt: obshchee i osobennoe. M., 2002.
5. Lapkin V.V. Tsikly, ritmy, volny: problemy modelirovaniya politicheskogo razvitiya // Polis, 2002. № 4.
6. Momdzhyan K.Kh. Kategorii istoricheskogo materializma: sistemnost', razvitie. M., 1986.
7. Pantin V.I. Vozmozhnosti tsiklicheski-volnovogo podkhoda k analizu politicheskogo razvitiya // Polis, 2002, № 4.
8. Politologiya / A.Yu. Mel'vil' i dr. M., 2010.
9. Solov'ev A.I. Politologiya: Politicheskaya teoriya. Politicheskie tekhnologii. M., 2010.
10. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar'. M., 1983.
11. Shabrov O.F. Politicheskoe upravlenie: problema stabil'nosti i razvitiya. M., 1997.
12. Borisenkov A.A. Fenomen neyavnogo znaniya//Filosofiya i kul'tura, №5-2011
13. Borisenkov A.A. Paradigmal'noe znanie v politicheskoi nauke kak faktor ee razvitiya//Filosofiya i kul'tura, №10-2011
14. Borisenkov A. A. Politicheskii rezhim — sposob politicheskogo vliyaniya//Politika i Obshchestvo, №5-2011
15. Borisenkov A. A. Politicheskii institut — sredstvo politicheskogo vliyaniya//Politika i Obshchestvo, №4-2011
16. Borisenkov A. A. Politicheskoe vliyanie – vnutrennii faktor sotsial'nogo upravleniya//Politika i Obshchestvo, №2-2011
17. Borisenkov A.A. Ponyatie politicheskogo vliyaniya//Politika i Obshchestvo, №7-2010
18. Borisenkov A.A. O politicheskom protsesse // NB: Problemy obshchestva i politiki. — 2012.-№ 3.-S.101-129. DOI: 10.7256/2306-0158.2012.3.235. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_235.html
19. Borisenkov A.A. O novoi paradigme v politicheskoi nauke // NB: Problemy obshchestva i politiki. — 2012.-№ 2.-S.22-54. DOI: 10.7256/2306-0158.2012.2.202. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_202.htm
20. A.A. Borisenkov Demokraticheskaya politicheskaya kul'tura i politicheskii progress // Filosofiya i kul'tura.-2012.-8.-C. 54-61.
21. Borisenkov A. A. Politicheskii protsess – khod politicheskogo vliyaniya//Politika i Obshchestvo, №8-2012
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.