Статья 'Социокультурная эволюция идеала женщины в творчестве И. С. Тургенева ' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Philosophical Thought
Reference:

Sociocultural evolution of feminine ideal in the works of I. S. Turgenev

Savina Ol'ga Eduardovna

Postgraduate student, the department of Sociology, Philosophy, and Work with Youth, Smolensk State University

214025, Russia, Smolenskaya oblast', g. Cmolensk, ul. Ul. Akademika Petrova, 1, of. 60

zinko134-a@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8728.2020.6.33089

Received:

02-06-2020


Published:

22-06-2020


Abstract: The subject of this research is the feminine ideal in the works of I. S. Turgenev. The object is the female images depicted by the Russian writer, mostly of noble descent. The author examines the external traits, behavioral patterns, women’s social roles, as well as traces the changes in these categories over time. Special attention is given to the critical revolutionary time, since many transformation of the feminine ideal took place under its influence: in prerevolutionary time, woman is a caring mother, obedient and faithful wife, while in revolutionary period – a like-minded person, the master of her life. The main conclusions consist in observation of changes in feminine ideal, achieved through determination and comparison of particular categories of the ideal female image in sociocultural aspect during the indicated historical period of Turgenev’s works. The author’s special contribution consists in systematicity of presented information in accordance with the historical methods. Application of comparative analysis allows tracing the transformation of feminine ideal unfolding in the Russian culture of 1830’s – 1970’s, based on the example of literary images of the heroines in works of the Russian writer I. S. Turgenev from historical-cultural perspective. The research results are primary within the framework of studying transformations of woman’s image as a construct of Russian culture, and are valuable for further research on the topic of social transformations of a woman.


Keywords:

woman, ideal, image of woman, literary and artistic image, change, socio-cultural evolution, social role, external appearance, internal appearance, creativity

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Творчество И. С. Тургенева можно определить как своего рода литературно-художественную историю, зафиксировавшую жизнь России в сложный исторический период: переход общества от феодально-крепостнического строя к буржуазно-капиталистическому. В произведениях писателя отражены наиболее значимые этапы общественного движения масс русского народа, начиная с 1830-х гг. (студенческие кружки Московского университета) и заканчивая в 1870-е гг. (революционное движение в России).

Произведения И. С. Тургенева всегда были тесно связаны с современностью, с насущными и остроугольными вопросами русской действительности. Ещё Н. А. Добролюбов писал о прогностических способностях И. С. Тургенева, его способности улавливать новое, неприметные черты ближайшего будущего, уже начинающие затрагивать общество [2, с. 132]. Мимо внимания писателя не ускользало ни одно минимально значительное событие общественной и литературной жизни.

Жизнь И. С. Тургенева была тесно связана с борьбой за отмену крепостного права и реакционной деятельностью государства. Писатель не был политическим борцом и по многим вопросам его мнение противопоставлялось мнению представителей революционной демократии, но, несмотря на это, его литературная и общественная деятельность была направлена против угнетения народа и насилия над людьми, царивших в России [4, с. 159].

Л. Н. Толстой говорил, что И. С. Тургенев, написав «удивительные портреты женщин", сделал великое дело [3, с. 23].

И. С. Тургенев явился создателем замечательных и неповторимых образов русских женщин, раскрыв их высокий нравственный облик, душевную чистоту и страстное стремление вырваться из сферы личной жизни на простор общественной деятельности и борьбы.

Именно это стремление тургеневских героинь представляет собой социокультурную эволюцию идеала женщин, заключающуюся в постепенном «выходе из тени мужчин».

Социальные предпосылки становления женщины как полноценного конструкта общества и культуры проявляются в секуляризации общества и сломе его феодально-сословной организации, в развитии индустриальной цивилизации, вовлечении женщин в работу по найму, что создает предпосылки для принципиального превращения женщин в свободного человека, собственника - по крайней мере своих рабочих рук, которыми она может независимо от воли мужа или отца самостоятельно «продавать» на рынке труда за денежное вознаграждение.

Все эти преобразования социальной значимости и роли женщин в обществе хорошо прослеживаются в произведениях И. С. Тургенева на примерах его героинь. Особенно среди всех женских образов писателя выделяются героини его романов, являющиеся идеалами женщин: Елена Стахова в «Накануне» (1860), Лиза Калитина и Варвара Павловна Коробьина в «Дворянское гнездо» (1856-1858), Ласунская Дарья Михайловна в «Рудин» (1855), Марианна Викентьевна в «Новъ» (1876), Ирина Ратмирова в «Дым» (1865-1867), Одинцовы Анна и Екатерина в «Отцы и дети» (1859-1861) и т. д.

Еще в 1909 г. Иннокентий Анненский в своей статье «Символы красоты у русских писателей» отмечал: « …В своих романах Тургенев, рисуя женские образы, преследует два начала в русской женщине. Это общечеловеческое начало (Лиза из «Дворянское гнездо») и активное начало, присущее времени (Наталья Ласунская в «Рудин», Елена Стахова в романе «Накануне») [1, с. 10-21]. В связи с этим следует выделить 2 основных направления, постепенно развивающихся в жизни русских женщин тургеневского времени и дающих основания утверждать, что постепенно происходят значительные перемены в образе жизни и мышлении женщин, выводящих их на новый, до этого несвойственный им уровень, а именно: А – семейно-бытовое направление, Б – социально-политическое направление.

Рассмотрим преобразования идеала женщины более подробно в каждом направлении.

Анализируя тургеневские женские образы с точки зрения семейно-бытовых отношений, стоит отметить, что основными занятиями женщин того времени, являются: шитье и вышивание, пение, игра на музыкальных инструментах, чаще всего, фортепиано, игра в преферанс, посещение театров и бальных вечеров, занятия по изучению языков, обычно, французского, ведение переписки, езда верхом и т.п. («В жену мою до того вселились все привычки старой девицы: Бетховен, ночные прогулки, резеда, переписки с друзьями, альбомы и прочее, - что ко всякому другому образу жизни, особенно жизни хозяйки дома она никак привыкнуть не могла; а между тем, смешно же замужней женщине томиться безымянной тоской и петь по вечерам…» [6, с. 292]; «…вела огромную и деятельную переписку» [7, с. 45]; «Она довольно хорошо говорила по-французски и по-немецки» [9, с. 83]; «…вальсировала прекрасно» [9, с. 90]; «Она щеголяла знанием родного языка, хотя галлинизмы, французские словечки попадались у ней частенько» [9, с. 272]; «…проворно бросила шитье…» [11, с. 199]; « …явилась на бал…» [10, с. 263]; «…принялась петь…» [10, с. 263]; «…она достала и раскрыла сонату…», «Она хорошо играла на фортепиано» [9, с. 137]; «села за фортепиано…» [9, с. 171], «…так вальсировала…» [9, с. 175]; «…ловко вскочила на свою кобылку…» [13, с. 140]; «…играла мастерски в карты…» [10, с. 281]). Этими видами деятельности занимались преимущественно дворянки, барыни, светские дамы.

Женщины крестьянского сословия являются работницами по дому, на которых лежит забота об уборке дома, приготовлению пищи для господ, приглядыванию за барским хозяйством и т.д. (Например, Фенечка в романе «Отцы и дети» [10], Акулина в рассказе «Свидание» [6]и т.д.).

Стоить отметить также, что светские дамы любили закурить, в то время как простые женщины курением не интересовались («…отряхнула пятым пальцем пепел с пахитоски» [9, с. 273]; «…и курила папироску…» [9, с. 8]; «…достала пахитоску, коробочку со спичками и начала курить» [9, с. 54]; «…свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила» [10, с. 261], «Простые женщины не курят, стало быть, и мне не след курить» [9, с. 207]).

Религиозность, вера в Бога, в порчу и сглазы, посещение церкви - является практически неотъемлемой частью жизни женщин тургеневского времени («…ушла в монастырь…» [9, с. 122]; «…она любила одного Бога, восторженно, робко, нежно» [9, с. 83;] «Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, заговоры, сны…» [10, с. 201]).

Отдельное место в этом направлении стоит уделить личностным отношениям между мужчиной и женщиной, мужем и женой. Здесь наблюдается постепенный, очень плавный, еще не имеющий четкого и резкого очертания, но уже ясный, перелом в поведении женщин. В произведениях И. С. Тургенева периода 1830-1848-х гг., женщина всецело является олицетворением мужского волеизъявления. Женщины не перечат мужчинам, будучи женами и дочерьми. Они послушны, кротки и даже, если не согласны с мнением мужа или отца, не смеют ослушаться.

Брак устанавливался для женщины поневоле. Наиболее подходящий жених, по мнению родителей девушки, где более весомым было слово отца, становился избранником для новоиспеченной невесты. Так молодые юноши часто посещали дом своей избранницы и могли лишь наблюдать ее и беседовать с ней, проводить время вместе за игрой на музыкальных инструментах или совместных прогулках, но, как правило, наедине они оставались крайне непродолжительное время.

Рассматривая идеал женщины как социальный элемент в произведениях И. С. Тургенева, стоит отметить, что женщины не проявляют заинтересованности в общественно-политических делах. Единственное, что больше всего их интересует – мода на все новое, в частности одежду, а также роскошь («…тщательно занималась своим туалетом, своею прическою…» [11, с. 188]; «У ней было много практического смысла, много вкуса и очень много любви к комфорту, много уменья доставлять себе этот комфорт» [9, с. 171]).

В период 1850-х годов идеал женщины, представленный писателем, начинает меняться.

С точки зрения семьи и быта, наиболее броско заметны внутрисемейные изменения, проявления которых начинаются с молодого поколения, жаждущего нового. И здесь женщины не отстают. Так, например, наблюдаются поступки, идущие вразрез с мнением мужчин, главенствующих в семье, с мнением родителей.

Прослеживаются случаи тайных встреч и венчаний (например, Елена Стахова и Инсаров в романе «Накануне» [10]), побеги из дома, где примером может являться Марианна Викентьевна в романе «Новъ» [9], Муза Павловна Виноградова, также сбежавшая из дома от Бабурина к Тархову сказав, что любит другого, [13]).

Кроме того, женщины не стесняются выказывать свои не всегда положительные эмоции или размышления в лицо мужчинам («Обмерила мужа взглядом с ног до головы, повернулась к нему спиной и ушла в свой кабинет» [11, с. 223]; «…глядит на него и усмехается – усмешкой собственника, владыки» [13, с. 150]»; «Ей словно было приятно говорить мне смелые и опасные вещи…» [13, с. 199]).

Со стороны социально-политического направления начинают встречаться женщины, с четко сформированной социально-политической позицией (например, Муза Павловна Виноградова в рассказе «Пунин и Бабурин» [13]), женщины, являющиеся главной в семье по ведению коммерческих дел («Она высказывала такие коммерческие и административные способности, что оставалось только изумляться» [13, с. 123]). Появляются жены, поддерживающие и разделяющие политические убеждения мужей, а также приобщенные к политической работе (Муза Павловна Виноградова, жена Бабурина, продолжавшая политическое дело мужа после его ссылки в Сибирь и его кончины [13]).

Теперь, с наступлением нового исторического периода в жизни России, с постепенным изменением всего общественного сознания, женщины чувствуют, что те проявления социально-общественной жизни, которые до этой поры были им закрыты, становятся доступными и для них. Женщины начинают проявлять интерес к литературе, в том числе и политической («…она пожирала глазами строки…» [9, с. 94]). Но самое главное, что сами мужчины чувствуют эти изменения женской натуры, признают и замечают их, а в некоторых случаях даже рьяно поддерживают («…жертвовать собою сладко для них» [11, с. 70]; «…эта злюка – это новый тип…» [13, с. 173]; «дичок с норовом…» [13, с. 173]; «Известное дело: ходить по самому краю пропасти – любимое женское занятие» [13, с. 199]; «Вы уже теперь, все вы, русские женщины, дельнее и выше нас, мужчин» [9, с. 222]; «Впрочем, эта самая дикость мне в ней нравится. Признак самостоятельности!» [13, с. 159]), выступая за то, что женщины обязаны бороться за брак по личному волеизъявлению и выступать против замужества поневоле, а также поддерживают свободную гражданскую и социально-политическую позицию слабого пола (например, подобные идеи высказывали Нежданов с Соломин в романе «Новъ» [14]).

Подобные преобразования идеала женщины обуславливаются окружающей социально-политической обстановкой. Именно в 1850-е гг. особую остроту приобретал вопрос о деятелях, способных пробудить русское общество. Этот период является предреволюционным, постепенно ломающим старый уклад жизни.

Что касается внешнего облика женщин, то здесь по прежнему главными элементами внешнего убранства являются: длинное платье, шляпа, перчатки, мантилья, зонтик и т. д. («…скользнули по ее длинному серому платью…» [7, с. 246]; «…разглаживая полы платья…» [9, с. 80], «На ней было темненькое, уже поношенное платье с передником…» [11, с. 9], «…в легком сереньком платье с розовым зонтиком на плече…» [11, с. 22], «…надевая шляпку…»[9, с. 81]; «…с синим вуалем на лице…» [11, с. 224]; «закутанная в черную мантилью» [11, с. 262]; «…на ней было белое платье, перехваченное, вокруг пояса широкой, тоже белой лентой, …соломенная шляпа» [9, с. 177], «…в шляпе и перчатках…» [9, с. 178]; «в шляпе и шали…) [9, с. 175]; «…в своих бледно-лиловых жувеневских перчатках…» [9, с. 254]; «…серое парижское платье…» [9, с. 254]; «…шляпою в одной руке, с мантильей в другой…» [10, с. 85]; «…придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы, кокетливо выносила из-под розово-бежевого платья свои маленькие ножки, обутые в светло-серые ботинки с тупыми носками…» [10, с. 70]; «…в лиловом шелковом платье…» [10, с. 18]).

Большую роль в образе женщин играла прическа, которой они всегда уделяли много внимания. Волосы, как правило, носили длинные, заплетая их в косы или собирая в высокую прическу («…начала заплетать свои длинные косы молча и важно…» [13, с. 146]). В произведениях «Ася» [9] и «Новъ» [14] встречаются девушки (Ася Гагина и Марианна Викентьевна) с коротко остриженными волосами, чего до этого не встречалось и в данный период времени являлось новшеством и чудачеством («…ее черный волосы, остриженные и причесанные как у мальчика…» [9, с. 74]; «Она стригла свои густые волосы…» [9, с. 43]).

Итак, исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что женщина, безусловно, всегда являлась конструктивной частью общества. С течением времени, с переменами, происходящими в общественной жизни, меняется и сама женщина, а значит и идеал женщины, воспринимаемый обществом, мужчинами в особом смысле, поведенческие реакции, внешний облик, а также степень участия в общественной и политической деятельности.

Итог анализа изменения идеала женщины в определенных категориях в период 1830-1870 гг. в произведениях И. С. Тургенева, можно кратко представить в виде таблицы:

Идеал женщины

И. С. Тургенева

в 1830-1840-е гг.

Преобразованный идеал женщины И. С. Тургенева

в 1850-1870-е гг.

Атрибуты одежды

1. Длинное платье

2. Шляпа

3. Перчатки

4. Мантилья

5. Зонтик…

Внешний облик

1. Милая внешность

2. Стройность фигуры и грациозная осанка, походка

3. Длинные волосы, собранные в прическу …

Черты характера, поведенческие реакции

Кротость, покорность, смирение, верность, преданность, скромность, образованность, чрезвычайная нравственность, духовность, совестливость, трогательность, утонченность, доброта, искренность, душевная мягкость, романтичность, мечтательность, впечатлительность, набожность, грациозность…

Смелость, сила характера, жертвенность (в том числе за идею), справедливость, правдолюбие, несдержанность, порывистость, упрямство, независимость, своенравное мышление, реалистичное восприятие окружающей обстановки, энергичность, деятельный образ жизни…

Основные занятия, виды деятельности, привычки

Рукоделие (шитье, вышивание), пение и игра на музыкальных инструментах, изучение языков, посещение театров и бальных вечеров, переписки со знакомыми, верховая езда, игра в азартные игры (карты)…

Ведение коммерческих и административных дел, увлечение литературой, в том числе и политической, общественно-политическая активность, интерес к табаку…

Безусловно, изменение идеала женщины по всем рассмотренными показателям в рассматриваемый временной промежуток истории России не является исчерпывающим. Кроме того, с дальнейшим течением времени трансформация общественного сознания неизбежно ведет к изменениям в сознании, а следовательно, в поведении членов общества, в частности - женщин. Наблюдения, представленные в статье, помогут в дальнейшей работе при изучении трансформации идеала женщины.

References
1. Annenskii I. F. Vtoraya kniga otrazhenii. S-Peterburg.: Nauka, 1909. – 136 s.
2. Batyuto A. I. Turgenev-romanist. L.: Nauka, 1972. – 394 s.
3. Pustovoit P. G. I. S. Turgenev – khudozhnik slova. M.: Prosveshchenie, 1980. – 302 s.
4. Shatalov S. E. Khudozhestvennyi mir I. S. Turgeneva. M.: Nauka, 1979. – 313 s.
5. Markovich V. M. Chelovek v romanakh I. S. Turgeneva: monografiya. M.: Prosveshchenie, 2000. – 45 s.
6. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom IV. Zapiski okhotnika. 1847-1874. Moskva-Leningrad: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1963. – 614 s.
7. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom V. Povesti i rasskazy. Stat'i i retsenzii. 1844-1854. Moskva-Leningrad: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1963. – 659 s.
8. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom VI. Povesti i rasskazy. «Rudin». Stat'i i vospominaniya. 1853-1856. Moskva-Leningrad: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1963. – 615 s.
9. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom VII. Povesti i rasskazy. «Dvoryanskoe gnezdo». 1856-1858. Moskva-Leningrad: Nauka, 1964. – 515 s.
10. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom VIII. Nakanune, Gamlet i Don-Kikhot, Ottsy i deti. 1859-1861. Moskva-Leningrad: Nauka, 1964. – 623 s.
11. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom IX. Povesti i rasskazy. «Dym». 1860-1867. Moskva-Leningrad: Nauka, 1965. – 561 s.
12. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom X. Povesti i rasskazy. 1867-1870. Moskva-Leningrad: Nauka, 1965. – 511 s.
13. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom XI. Povesti i rasskazy. 1871-1877. Moskva-Leningrad: Nauka, 1966. – 545 s.
14. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 28 tomakh. Sochineniya v 15 tomakh. Sochineniya. Tom XII. Nov''. 1876. Predislovie k romanam 1880. Moskva-Leningrad: Nauka, 1966. – 585 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.