Статья 'Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Philosophical Thought
Reference:

Theoretical analysis of the connection between socialization processes and personal development

Mitrokhin Roman

Educator, the department of Developmental Psychology and Consulting, Siberian Federal University

660049, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, ul. Svobodnyi, 79, of. 11-06

klinpsy_sfu@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8728.2019.2.28778

Received:

25-01-2019


Published:

21-03-2019


Abstract: This article examines the role of socialization in the process of personal becoming and development, as well as raises the question of whether or not socialization process is an essential condition for personality formation. The author considers and compares the three stages of personal becoming: an individual (natural, genetic-biological aspect), individuality (psychological aspect), personality (social aspect); as well as the three paramount spheres of socialization: activity, communication, self-consciousness. It is determined that the activity forms individuality of a person, and the social activity forms personality. Such sphere of socialization as communication has an equally significant impact upon all stages of personal development. The sphere of self-consciousness forms along with the process of personal becoming. The fundamental principles of dialectics and activity approach, analysis, generalization, and comparison are applied. The study is structured on the basis of apprehension of the activity nature of a person, which is the foundation of his becoming and development in society. The conclusion is made that socialization process at different stages of social development has its peculiarities, which also manifest in the three described spheres: activity, socialization, and self-consciousness. Examination of the specificities of formation of the aforementioned spheres of socialization allows drawing parallels and concluding on the process of personal development at its various stages (individual, individuality, personality) in the context of a particular historical segment.


Keywords:

socialization, personality, individual, individuality, communication, activity, self-awareness, development, society, consciousness

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Традиционно мы привыкли мыслить о человеческой природе как о триединстве биологического, психологического и социального, причем эти аспекты представляют собой одновременно определенные уровни развития личности.

Об этом свидетельствуют воззрения классиков философии. Так, например, Г. Гегель считал, что индивид становится личностью по мере того, как он овладевает культурой в сфере духа. «Действительность самости состоит единственно в снятии природной самости… Движение индивидуальности…есть становление ее как всеобщей предметной сущности…» [2]

К. Маркса и Ф. Энгельса в «Немецкой идеологии» пишут об историческом различии индивида и личности, которое прослеживается в результате реального взаимодействия индивида с окружающей его социальной действительностью. С точки зрения классиков социальное перерастание индивида в личность происходит исторически [8].

С.Л. Рубинштейн писал, что «свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям…индивидуальные свойства – это не одно и то же, что личностные свойства индивида…» [13]

Это лишь некоторые примеры, того, что человек личностью не рождается, а становится, проходя в своем развитии три ступени: индивид, индивидуальность, личность [4].

Индивид – это «социальный атом», самая простая и достаточно абстрактная характеристика человека, говорящая о том, что он отделен от других (прежде всего, физически, телесно ) от других индивидов. Зародыш в утробе, родившийся младенец – это индивиды.

Индивидуальность обозначает уникальность и неповторимость всякой личности во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Таким образом, человек изначально рождается как особь, «случайный индивид (К. Маркс), затем выступает как индивид социальный (сословный индивид) и, вбирая в себя все многообразие социальных связей и отношений, как личность.

Кто же есть личность? Если говорить очень коротко, то, по нашему мнению, это социальное свойство, характеризующее способ деятельного, сознательного и ответственного существования человека [10].

Безусловно, личностью человек может стать только в социуме, именно социум является той средой, тем важнейшим фактором, который превращает человека из индивида в личность. Можно ли стать личностью вне общества? Безусловно, нет. Тогда наличие социума можно считать необходимым условием для того, чтобы человек превратился в личность. В обществе человек социализируется. Тогда можно ли считать процесс социализации необходимым условием превращения индивида в личность?

Данный вопрос возник не случайно, поскольку авторский научный интерес как раз распространяется на процесс социализации, изучая который с философской точки зрения, мы столкнулись с вопросом о фазах, этапах социализации и их содержанием. Как этапы развития личности соотносятся с этапами социализации? Тождественны ли эти этапы друг другу или их сопоставление недопустимо?

Проблема выделения этапов процесса социализации в научной литературе раскрывается с разных точек зрения.

Так, например, фазы социализации выделяются по возрастному критерию (детство, подростковый возраст, юношество, средний возраст, старость), по степени вовлеченности человека в трудовую деятельность (дотрудовая стадия, трудовая, послетрудовая) [1, 5, 6]. Другие исследователи, как отечественные, так и зарубежные (Э. Гидденс, С.П. Иваненков и др.), предлагают иные критерии и, соответственно, другие стадии социализации [3, 9]. А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию [9].

С философской точки зрения, нам представляется, что процесс становления личности в обществе может быть наиболее полно, содержательнее и емко описан с использованием концепции А. Н. Леонтьева. [7] Согласно ей в ходе своего становления и на протяжении своего развития человек расширяет «каталог» деятельностей, осваивая разнообразные виды этих деятельностей, постепенно становясь, таким образом, субъектом общественной деятельности, субъектом трех важнейших сфер человеческого бытия: собственно деятельности, общения, самосознания.

Можно ли, опираясь на данную концепцию, логически попытаться соотнести данные сферы социализации со стадиями развития личности? Иными словами, можно ли считать «деятельность», «общение», «самосознание» теми сферами, которые соответствуют трем этапам развития личности «индивид», «индивидуальность», «личность»?

На первый взгляд, кажется, что нет. Мы провели собственный анализ, сделав попытку детально разобраться в данном вопросе.

Итак, человек рождается как индивид, что проявляется в специфическом, характерном только для него наборе гено- и фенотипических свойств и особенностей. Можно ли говорить в этом контексте о деятельности человека? Безусловно, нет, если мы ведем речь о младенце. Когда же ребенок начинает заниматься собственно деятельностью? Очевидно, что для того, чтобы это понять, необходимо определиться с понятием деятельности.

В философии деятельность означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями [1]. Деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей.

Деятельность – это целенаправленная и осознанная активность, воздействие на предмет с целью получения необходимого результата. Поскольку здесь одним из критериев выступает осознанность, то человека, находящегося на стадии «индивида» можно охарактеризовать как активного, выполняющего определенные действия, но не деятельного, не осуществляющее определенную деятельность существо. Будет ли человек «оставаться» только индивидом с появлением и формированием у него сознания? Нам представляется, что нет. Во-первых, об этом говорит морфологические анализ и этимология самого слова «сознание», смысл которого дословно звучит как совместное знание, т.е., - это знание, которое человек приобретает, взаимодействуя с другими людьми, - это отражение, преломление общественного знания и формирование собственной картины мира. Во-вторых, о принципе единства сознания и деятельности писали еще А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн.

В избранных философско-психологических трудах С. Рубинштейна сознание предстает как специфическая форма отражения бытия, выполняющая регуляторные функции психических процессов, отношений и деятельности. Сознание выводит личность в мир, а не замыкает его в себе, позволяет ставить цели, которые детерминированы и общественно и индивидуально [13]. Это означает, что с формированием сознания у человека формируется индивидуальность, которую мы условно записали как вторую фазу, второй этап становления развития личности. Таким образом, возвращаясь к поставленной задаче, можно констатировать, что условно «первой» сфере социализации – сфере деятельности соответствует стадия индивидуальности в процессе становления личности.

Вторая сфера социализации – сфера общения. Как эта сфера соотносится со стадиями развития личности? Очевидно, процесс общения, коммуникации возникает с момента рождения человека, т.е. со стадии, когда его можно охарактеризовать как индивида. В данный период этот процесс носит примитивный характер, а в процессе развития человека коммуникационное взаимодействие приобретает все более сложный, социальный характер. Если новорожденный просто сигнализирует взрослому о наличии своих потребностей с помощью простейших, инстинктивных приемов и средств, то на стадии формирования индивидуальности процесс общения приобретает конкретный, многофункциональный, сложно-вербальный характер.

Стадия формирования индивидуальности – это период, когда у человека формируется его своеобразие, которое выводит его за рамки «атомарности». Но это не просто своеобразие и единичность, а именно самость человека, которая отличает его от всех остальных живых существ. По выражению Ю. Хабермаса, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда, когда человек признается не только как личность, но как именно индивидуальная личность [14].

Тем не менее, чтобы разобраться в вопросе соотношения индивидуальности как стадии формирования личности и конкретного (ых) этапов социализации, необходимо обратиться к проблеме определения и формирования личностных особенностей, которые определяют индивидуальность человека.

Когда формируется индивидуальность? Нам представляется, что это происходит, когда ребенок не инстинктивно, а сознательно начинает реагировать на окружающие его раздражители и факторы. Но ребенок буквально с первых дней жизни начинает по-особенному, по-своему реагировать на окружение, выбирая, таким образом, свои индивидуальные способы заявлять о неудовлетворенных потребностях. С момента рождения у него формируется свой особый способ действия, свой стиль поведения, хорошо узнаваемый матерью и близкими. Однако это поведение, в большей степени, инстинктивное, реакции на различные раздражители носят хоть и индивидуальный характер, но они заложены генетически и определены в большей степени биологической природой человека как индивида. Это родовое, нечто общее, и оно определяет лишь сущность физического, телесного «Я» человека [11].

Индивидуальность человека «нарастает» от года к году, проявляясь в чертах, определяющих психическое «Я», сферу его души. Это то, что помогает человеку проявлять свои способности и возможности, определенным образом относится к окружающим, взаимодействовать с ними.

Перечисление всех особенностей представляется нам нецелесообразным, поскольку индивидуальные свойства человека – это сфера психического, которая, как известно, очень трудно поддается систематизации и упорядочению. Однако можно выделить некоторые наиболее значимые с точки зрения формирования индивидуальности свойства. Они касаются сферы познания, эмоциональной сферы и собственно деятельностной сферы человека. [12]

В сфере познания можно выделить специфику познавательных процессов: особенности восприятия, ощущений, памяти, внимания, мышления, воображения, речи – то, что помогает человеку познавать и узнавать окружающий мир индивидуальным, присущим только ему способом. В эмоциональной сфере – это собственно особенности эмоционально-чувственного отношения и реагирования на внешние факторы окружающей среды. С помощью эмоций и чувств человек выражает свое особенное отношение к окружающему миру, оценивает его, наделяет определенными характеристиками.

Наконец, собственно деятельность (игровая, познавательная, профессиональная), отражает систему личностных смыслов (мотиваций, установок, интересов, потребностей и т.д.), которые определяют значимые аспекты деятельности, их уяснение и освоение

Таким образом, стадия индивидуальности – это этап развития личности, отражающий психические и психологические особенности человека, определяющие его реакции, отношение к окружающему мира, специфику мировоззрения и мироощущения, его «Я» во всем многообразии проявлений.

Данный этап – этап формирования индивидуальности тесно сопряжен и со сферой деятельности, и со сферой общения. Далее необходимо внести ясность в вопрос о самосознании человека и месте этой сферы социализации в структуре формирования личности и выделенных этапах.

Развитие и формирование самосознания – это важнейшая сфера социализации личности, связанная с пониманием личностью себя как целостного существа, что достигается путем постоянного приобретения социального опыта в условиях расширения диапазона деятельностей человека, его общения, его взаимодействия с другими людьми.

В работах С.Л. Рубинштейна говорится, что каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью [13]. Определяя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъект, называет своим «Я». «Я» – это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании [13]. Таким образом, самосознание определяет человеческую «целостность», характеризует человека как сознательное общественное существо. Самосознание позволяет «выступать человеку как «я»», осознавать себя субъектом практической и теоретической деятельности.

Можно ли утверждать, что самосознание формируется тогда, когда формируется личность человека. Нам представляется, что это два взаимозависимых и неотделимых друг от друга феномена.

Здесь также, наш взгляд, необходимо ответить на один немаловажный вопрос: формируется ли самосознание стихийно или это целенаправленный процесс, который требует определенных воздействий на человека? Иными словами присуще ли самосознание любому человеку? Каковы его критерии и все ли люди им обладают? Эти же вопросы справедливы и для личности человека.

Если конкретизировать определение самосознания и сформулировать, кто такой человек, как целостный субъект общественной деятельности, то, по нашему мнению, это человек, который смог самореализоваться, «нашел себя», определился, кто он есть и реализовал свои способности в соответствии с собственными потребностями. Иными словами, это человек, который нашел свой путь, свою собственную траекторию жизнедеятельности, основным критерием чего является самоудовлетворение собственной жизнью и самим собой. Можно ли этого достичь на стадии индивидуальности? Нам представляется, что нет, поскольку данное условие выполнимо только, если человек обладает ответственностью перед другими людьми и самим собой, а это есть необходимый критерий становления человека как личности.

Таким образом, в ходе логического сопоставления и сравнения стадий социализации и этапов развития личности нами были выявлено следующее. За основу периодизации процесса социализации была взята теория А.Н. Леонтьева, согласно которой процесс становления человека в обществе осуществляется через деятельность, общение и самосознание. Эти сферы были сопоставлены со стадиями формирования личности: индивид, индивидуальность, личность, и выявлено, что сфере деятельности соответствуют стадии индивидуальности и собственно личности; сфере общения – все стадии развития личности, сфере самосознания – стадия личности.

Данный вопрос рассматривался нами в связи с научным интересом понять сущность процесса социализации и понимания его места в процессе развития личности. В начале статьи был поставлен вопрос: «можно ли считать процесс социализации необходимым условием превращения индивида в личность?». После условного теоретизирования и логических умопостроений, мы пришли к выводу, что является, однако очевидно, что сам процесс социализации на разных этапах развития общества имеет свои специфические особенности, которые проявляются в том числе, в трех выделенных нами сферах: деятельности, общении, самосознании. Изучая особенности формирования этих сфер социализации, мы сможем проводить параллели и делать выводы о том. как протекает процесс развития личности на разных его стадиях (индивид, индивидуальность, личность) на конкретном историческом отрезке времени, но это уже перспективы развития настоящего исследования.

References
1. Andreev, I.L. Proiskhozhdenie cheloveka i obshchestva: 2-e izd., pererab. i dop. / I.L. Andreev. – M.: Mysl', 2008. – 415 s.
2. Gegel', G. Raboty raznykh let / G. Gegel' / Perev. I.G. Arzakan'yana i A.V. Mikhailova − M.: Mysl', 1971. − 316 s.
3. Giddens, E. Sotsiologiya / E. Giddens. − M.: Sputnik, 1999. – 402 s.
4. Kashin V.V., Miroshnikova O.V. Ontologicheskie osnovaniya sotsializatsii lichnosti / V.V. Kashin, O.V. Miroshnikova // Vestnik OGU.-№1(150).-2013. – S. 32-36
5. Kon, I.S. Lichnost' kak sub''ekt obshchestvennykh otnoshenii / I.S. Kon. — M.: Znanie, 1996. —147 s.
6. Kuznetsova, A.Ya. Lichnost' kak rezul'tat protsessa sotsializatsii / A.Ya. Kuznetsova // Biologicheskoe i sotsial'noe v formirovanii tselostnoi lichnosti. − Riga, 2014. − 212 s.
7. Leont'ev, A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. / A.N.Leont'ev. – M.: Feniks, 1995. – 480 s.
8. Marks, K. Nemetskaya ideologiya: Izbr. soch.: V 9 t. T.2. / Marks K., Engel's F. − M.: Mysl', 1985. − 597 s.
9. Petrovskii, A.V. Byt' lichnost'yu / A.V. Petrovskii.-M.: Pedagogika, 1990. – 339 s.
10. Rostovtseva M. V. Adaptatsiya i sotsializatsiya: analiz obshchego i osobennogo / M.V. Rostovtseva // Sotsiodinamika. 2016.-№ 7.-S. 31-37
11. Rostovtseva M.V. Adaptive society: problems and prospects of its construction / Rostovtseva M.V., Kudashov V.I., Mashanov A.A. // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 2015.-№ 1.-S. 170-174
12. Rostovtseva M.V. Adaptatsiya i sotsializatsiya: analiz obshchego i osobennogo / Rostovtseva M.V. // Sotsiodinamika. 2016.-№ 7.-S. 31-37.
13. Rubinshtein, S.L. Bytie i soznanie: o meste psikhologicheskogo vo vseobshchei vzaimosvyazi yavlenii material'nogo mira / S.L.Rubinshtein. − M.: Mysl', 1957. − 328 s.
14. Khabermas Yu. Ponyatie individual'nosti // Voprosy filosofii. — 1989.-№ 2. – C. 18-23
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.