Статья 'Арктика в контексте оптимизации развития Российской Федерации' - журнал 'Арктика и Антарктика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Arctic and Antarctica
Reference:

The Arctic in the context of optimization of development of the Russian Federation

Toropov Evgenii Fedorovich

Doctor of Economics

N/A

350000, Russia, Krasnodar, Lenina Street 12, office #10

niipgergo2009@mail.ru

DOI:

10.7256/2453-8922.2016.1.20171

Received:

21-08-2016


Published:

16-01-2017


Abstract: This article discusses the exploration of the Arctic in the context of optimization of socioeconomic development of the Russian Federation. These issues are particularly relevant due to the fact that the Arctic increasingly becomes a sphere of interaction and cooperation of different states, as well as the point of exerting of their authority, political-military, and economic power. In the author’s opinion, the Russian Arctic is a region of certain geostrategic interests of the state and long-term economic interests of society, primarily from the perspective of development and rational use of natural resources along with maintenance of the global ecological balance. The formation of a coherent system of incentives for the development of the Arctic zone, requires the formulation and adoption a special law, which is able to set the principles of state policy and mechanisms of its implementation in the Arctic. Its defense is a question of national prestige, honor and dignity of the great power, which Russia still is.


Keywords:

Arctic, optimization, development, economics, Russian Federation, cooperation, international law, the Arctic zone, disputes, strategic region

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В последние десятилетия Арктика все чаще становится объектом внимания не только научных исследователей, [1, с. 12-15] но и транснациональных корпораций, занимающихся геологической разведкой, разработкой и добычей природных ископаемых (прежде всего, нефти и газа), а также государств арктической зоны.

Это обусловлено рядом экономических, геополитических и правовых причин.

Прежде всего, Арктика в современном мире является последним огромным и практически нетронутым природным резервуаром, содержащим значительное количество природного ископаемого сырья, минералов, которые необходимы для целого ряда отраслей промышленности, энергетики, сельского хозяйства, фармацевтики, медицины и т.д. В связи со стремительно растущим объемом потребления углеводородов (нефти, газа, газового конденсата и т.п.) в мире сокращается число месторождений данного вида сырья, объем разведанных и предполагаемых запасов данных полезных ископаемых. Это повлечет в ближайшем будущем достаточно жесткую борьбу между развитыми экономиками мира за доступ к полезным ископаемым, прежде всего, углеводородам и металлам, без которых невозможно поддержание конкурентоспособности и независимости национальных экономик и государств. Не исключено, что противоборство национальных государств за обладание ресурсами Арктики будет осуществляться с помощью военной силы, что ставит вопросы активного освоения ее ресурсов в повестку дня обеспечения экономической и военной безопасности нашей страны. [2, с. 41-45; 3, с. 27-30]

Кроме того, транснациональные корпорации, занимающиеся разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых, их транспортировкой, переработкой, традиционно являются локомотивами национальных экономик как развитых государств планеты, так и стран периферийного капитализма. Несмотря на поэтапный переход национальных экономик на рельсы нового технологического уклада, зависимость ряда отраслей экономики от углеводородов будет сохраняться на протяжении всего 21 века. Таким образом, от степени освоения арктических богатств во многом будет зависеть уровень модернизации экономики нашей страны, сохранения и развитие ее в качестве суверенной и независимой державы мирового и регионального уровня. [4, с. 6-9]

В целях освоения и использования арктической зоны в интересах как отдельных национальных государств приарктической зоны, так и всего человечества в целом разрабатываются и принимаются многочисленные международные и национальные правовые акты, содержание программы и условия использования Арктики.

При этом, как отмечает ряд авторов, Арктика выступает не только в качестве зоны сотрудничества национальных государств, [5, с. 2-12; 6] но и местом их конкуренции за обладание природными богатствами арктической территории, в связи с тем, что уровень технологического развития современного человечества позволяет осуществлять эффективную разработку и добычу полезных ископаемых (прежде всего – углеводородов – нефти и газа), содержащихся в акватории Арктики.

Одним из важных вопрос освоения Арктики является вопрос определения ее географических границ и условной принадлежности тех или иных районов Арктики тем или иным государствам, с ней граничащим. Непосредственно к арктическому региону примыкает ряд крупным государств мира (США, Канада, Российская Федерация). А также более мелких государств, входящих в Европейский Союз (например, Норвегия).

Некоторые развитые государства Европейского Союза (в частности, Швеция, Финляндия, Исландия), хоть и не имеющие непосредственной границы с Арктикой, также претендуют на участие в ее освоении в силу того, что, во-первых, они ближе других расположены к арктическому бассейну, во-вторых, ученые и исследователи данных стран принимали в течение 19-20 веков очень большое участие в исследовании Арктики, открытии ее границ, климатических и природных особенностей, составлении карт Арктики и т.п.

Кроме того, ряд государств - локомотивов мировой экономики, в частности, Китайская Народная Республика, также претендуют на участие в исследовании Арктики и освоении ее природных богатств, мотивирую это тем, что арктический бассейн является «ничейной территорией». [7, с. 20-21]

Поэтому, Арктика рассматривается всеми крупными государствами планеты как важный стратегический регион с огромными запасами полезных ископаемых, прежде всего, углеводородов и чистой питьевой воды, чье значение в 21 веке будет возрастать постоянно.

В настоящий момент международно-правовой статус арктического региона является не определенным в достаточной степени. Особенно это касается статуса «континентального арктического шельфа», в границах которого, по мнению данным ряда ученых, заключается до 2/3 природных богатств Арктики. [8, с. 11-20]

Так, документами, которые в некоторой степени регулируют вопросы освоения и статуса арктического региона, являются: Конвенция ООН по морскому праву 1982 году; Конвенция о континентальном шельфе 1958 года. Однако, данные конвенции по-разному определяют понятие «континентального шельфа».

Так, Конвенция по морскому праву 1982 года считает под континентальным шельфом прибрежного государства «морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние», в то время как Женевская конвенция 1958 года определяет континентальный шельф как синоним слова геологический шельф. [9, с. 40-88]

Такое разночтение в понимании термина «континентального шельфа» создает почву для полемики и конфликтов приарктических государств в части определения прав тех или иных государств на часть арктического региона для последующего его освоения и добычи полезных ископаемых.

Наша страна несколько веков имела и имеет в Арктике различные экономические, политические, географические интересы, которые в 21 веке приняли характер объективной необходимости, которая позволит сохранить российскую государственность и обеспечить развитие экономики нашей страны как конкурентоспособного участника международных торгово-экономических отношений.

По прогнозам специалистов, уже к 2040 году из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда, что существенно облегчит добычу природных богатств со дна и удешевит перевозки, а ведь на дне Северного Ледовитого океана располагается около 25 % мировых запасов нефти и газа, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца (например, запасы арктической нефти, по данным ООН, превышают 100 млрд. тонн, это в 2,4 раза больше всех ресурсов России). [10; 11, с. 154-157]

Таким образом, освоение Российской Федерацией значительной части арктического региона, и, прежде всего, континентального арктического шельфа, добыча в нем природных ископаемых, в частности, углеводородов (нефти, газа, газового конденсата и т.п.) - приоритетная задача России в 21 веке.

Во многом именно от ее решения зависят дальнейшее развитие региона и позиции России как энергетической сверхдержавы. Запасы углеводородного топлива только на прилегающем к российской территории континентальном шельфе оценивают в 9-10 млрд. условных тонн. [12; 13, с. 2-15]

Нашей стране необходимо учитывать существующий международный опыт в этой области и стремиться привлекать зарубежных партнеров к освоению природных ресурсов региона.

В целях обеспечения эффективного освоения Российской Федерацией ресурсных богатств арктической зоны (прежде всего - континентального шельфа Арктики) необходим учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, невозможно освоить арктическую территорию без обеспечения России значительным количеством элементов транспортной и портовой инфраструктуры. Ключевая роль в освоении Арктики отводится Северному морскому пути. Он является наиболее коротким водным путем, соединяющим западные и восточные районы страны, европейские и азиатские порты (таким образом, может использоваться в транзите грузопотоков, следующих из Юго-Восточной Азии в Европу и Северную Америку). Нашим законодательством Северный морской путь определяется как: «Исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». [9, с. 82]

Во-вторых, Российской Федерации после 20 лет экономии на геологоразведке полезных ископаемых (практически все время после развала СССР открывались месторождения углеводородного сырья, разведанные и оцененные еще во времена СССР), следует осуществить широкомасштабное финансирование геологоразведки полезных ископаемых в арктической зоне, принадлежащей России. Так, само государство может взять на себя проведение начальных геологоразведочных работ и создание инфраструктуры, а бизнесу достанутся детальные геологоразведочные работы и строительство горнодобывающих комплексов.

Значительными затруднениями в проведении геологоразведки месторождений полезных ископаемых в Арктике выступают, в частности, ледовая обстановка, климат, отсутствие должной береговой инфраструктуры. Однако, в целом, для российской добывающей индустрии обстановка в Арктике предстает весьма позитивной. В зоне континентального шельфа Арктики, принадлежащего России, по оценкам специалистов, может быть до 40 месторождений углеводородов, в частности, нефти и газе, до 10 крупных месторождений, содержащих сырье для металлургической промышленности, а также месторождения редкоземельных металлов, без которых невозможно автономное функционирование электронной промышленности, создание ЭВМ и различной промышленной и бытовой техники, роботов и т.п. [14, с. 78-81]

Представляется, что для более эффективного освоения Российской Федерацией Арктики требует разработка и принятие на федеральном уровне Федерального закона «Об освоении Арктики», который позволит систематизировать на государственном уровне вопросы правового, финансово-экономического, политического обеспечения процессов освоения русской Арктики. Кроме того, на уровне российских регионов, непосредственно граничащих с Арктическим бассейном, необходимо разработать и принять региональные программы развития Арктики с дополнительным финансированием из федерального бюджета, что позволит создать надлежащую транспортную инфраструктуру в данных субъектах России.

Все это позволит обеспечить эффективное использование богатств арктического региона в проведении масштабной модернизации российской экономики, роста ее ВВП с превращением нашей страны в экономического лидера мирового уровня.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.