Статья 'Информационно-технологические основы модернизации налогового администрирования' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Information-based and techological foundations for improving tax administration

Efremova Tat'yana Aleksandrovna

PhD in Economics

Associate professor of the Department of Finance and Credit Ogarev Mordovia State University

430005, Russia, g. Saransk, ul. Polezhaeva, 44

Efrta@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Efremova Lidiya Ivanovna

PhD in Economics

Docent, department of Information systems in Economics and Administration, N.P. Ogaryev Moscow State University.

EfremovaLI@mail.ru

Received:

17-11-2012


Published:

1-12-2012


Abstract: Currently, a number of problems persist that disallow to adequately improve the quality of tax administration. In relevance to this, there is a justified necessity for modernization of tax organizations, which involves expanding them into informational space. The author justifies the necessity for data center reformation and the encouragement of digital interaction between tax organizations and tax-payers, as well as broadening digital documentation exchange with corporate bodies and organizing a central digital information storage vault.


Keywords:

administration, modernization, information, digital document exchange, digital service, data bank, tax-payer

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

Одним из жизненно важных для любого государства направлений его деятельности является фискальная деятельность, разработка фискальной политики и ее осуществление. Любое государство функционирует по большому счету за счет налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим важнейшей задачей в данном аспекте представляется эффективная организация работы налоговых органов государства, оптимизация их деятельности и т.д. В Российской Федерации деятельность налоговых органов, построенная на принципах функционирования в условиях переходного периода развития государства, уже устарела по способу организации. В связи с чем, достаточно объективно возникла необходимость модернизации налоговых органов.

Термин «модернизация» появился в западной науке в 60–70-е годы ХХ века и означаетизменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему- либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.

Вокруг данного понятия ведутся многочисленные споры. Одни под модернизацией понимают реформы, то есть глубинное обновление и переосмысление деятельности государственных и социальных институтов, служб. Другие считают, что модернизация – это синоним слову «развитие», когда общество переносится из одного качественного состояния в другое, с новыми качествами и новыми смыслами.

Следует согласиться со сторонниками первого подхода, поскольку модернизация предполагает не саморазвитие, а какие-либо изменения в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.

В связи с этим под модернизацией государственного налогового администрирования следует понимать комплекс мероприятий, направленных на проведение как структурных, так и функциональных преобразований деятельности налоговых органов, изменение принципов работы их должностных лиц.

Осуществление данных преобразований возможно только при широком применении современных информационных технологий, позволяющих автоматизировать весь процесс проведения налогового администрирования.

Организационно данную работу призвано обеспечивать специализированное подразделение ФНС Минфина РФ – Управлении по модернизации на­логовых органов ФНС, созданное в 2004 году.

Процессы модернизации налоговых органов России были начаты еще в 2001 году в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2001 года «О федеральной целевой программе «Развития налоговых органов 2002–2004 годы» и продолжают осуществляться по настоящее время.

Проведение работ по модернизации проходит на двух уровнях: уровне центрального аппарата ФНС России и уровне региональных и местных органов или инспекций. Главными задачами функциональной реорганизации первого уровня являются: повышение эффективности, усиление внутреннего контроля, стандартизация правил и процедур, используемых в рамках каждого из основных функциональных направлений работы, единых на всей территории Российской Федерации.

Второй уровень модернизации охватывает отдельные региональные инспекции, исполняющие роль пилотных, основная задача которых заключается в усилении эффективности работы по таким функциональным направлениям как регистрация и учет налогоплательщиков, обработка деклараций, налоговые проверки, информационные услуги, предоставляемые налогоплательщикам.

За годы реализации Федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов» удалось устранить большую часть недостатков действующей налоговой системы, разрешить ряд проблемных вопросов, существовавших многие годы между налогоплательщиками и налоговыми органами, чему во многом способствовало применение новых информационных платформ, а также современных систем ведения технологических процессов.

Итогом реализации Программы явились следующие результаты:

– изменение структуры налоговых органов (укрупнение инспекций);

– переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип организации деятельности;

– значительное сокращение дублирующих разными структурными подразделениями функций;

– более четко выраженная специализация работников налоговых органов;

– отделение приема деклараций от их камеральной проверки;

– появление специалистов, ответственных за информирование налогоплательщиков;

– разделение налогоплательщиков на определенные группы;

– сокращение объема трудоемких ручных операций, выполняемых работниками налоговых органов.

Несмотря на все положительные тенденции, произошедшие в процессе модернизации налоговых органов, требуется дальнейшее решение задач, связанных с обеспечением разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий органов налогового контроля, а также со снижением возможности для уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов.

В современных условиях модернизация налогового администрирования предполагает переход налоговой службы от фискального органа, главной задачей которого является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет, к становлению ее как сервисного ведомства, от имени государства осуществляющей формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.

Становление налоговых органов как сервисной компании невозможно без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация, под которой следует понимать организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей налоговых органов в получении необходимых им сведений на базе информационных систем и сетей [7, с. 115].

При этом на первый план выходят не традиционные количественные параметры информатизации, такие, как число компьютеров, серверов, а направления создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора.

Проблемы налогового администрирования

Используемые в деятельности налоговых органов программные продукты позволяют в разы снизить их материальные и трудовые затраты, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности их работы и качестве обслуживания налогоплательщиков. Однако в области информатизации и модернизации налоговых органов остаются еще нерешенными ряд проблем, препятствующих достижению поставленных целей и не позволяющих в должной мере повысить качество налогового администрирования:

1. Концентрация основной налоговой информации на уровне налоговых инспекций. В настоящее время информация о налоговых операциях хранится и обрабатывается в инспекциях ФНС, в вышестоящие органы передаются сводные данные. Качество информации зависит от квалификации и добросовестности налогового инспектора. Это приводит к неполноте и противоречивости информации о налогоплательщике, создает основу для злоупотреблений, не позволяет вести детальный статистический анализ и оптимизировать управление налоговым администрированием на уровне РФ [8, c. 32-35].

2. Не всегда достаточная квалификация работников налоговых органов, что зачастую приводит к возникновению конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками.

3. Недостатки линейно-функционального построения территориальных налоговых органов, такие как:

– жесткая структура с трудом реагирует на какие-либо изменения;

– у каждого из функциональных подразделений образуются специфические цели, что затрудняет горизонтальное согласование;

– строгая профессиональная специализация сотрудников затрудняет их взаимозаменяемость;

– организация директивных связей по однолинейному
принципу способствует возникновению конфликтных связей между отделами при решении вопросов, находящихся на пересечении функций структурных подразделений.

4. Не в полной мере решены вопросы межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с органами Федерального казначейства, МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, внебюджетными фондами, а также другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Каждый субъект взаимодействия опирается в своей деятельности на свою отдельную информационную систему, функционирование которой обусловлено задачами, стоящими перед тем или иным ведомством. По мере расширения функциональности и увеличения количества ин­формационных систем возникают проблемы, связанные с пересечением облас­тей их применения. Такая ситуация порождает необходимость внесения, актуализации и обработки одной и той же информации различными органами, а также решения проблем дубли­рования и сопоставления сведений из различных систем.

5. Проблемы, связанные с обслуживанием налогоплательщиков. В настоящее время во всех налоговых инспекциях для работы с налогоплательщиками функционируют соответствующие отделы, осуществляющие прием налоговой и бухгалтерской отчетности, выдачу документов, сверку расчетов с бюджетом, проведение тематических семинаров. Однако требования к операционным залам (система звукового информирования; компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами в помощь налогоплательщикам; электронная система управления очередью) выполняются полностью лишь в единичных территориальных органах [6, c. 10].

6. Несовершенство автоматизированной информационной системы налоговых органов (АИС «Налог»), которое влечет за собой снижение уровня надежности, производительности и адаптивности.

Практика применения АИС «Налог» показала, что ей присущи следующие недостатки:

– разобщенность средств автоматизации по уровням иерархии налоговых органов;

– недостаточные информационно-расчетные и интеллектуальные возможности средств автоматизации по обработке разнородной информации;

– использование различных баз для хранения одних и тех же данных (многократное дублирование данных);

– несовместимость (программная, информационная, лингвистическая) существующих программно-информационных комплексов (ПИК) различных налоговых органов;

– несоблюдение принципа однократности ввода информации об объектах и событиях, в связи с чем, аналогичная информация об одних и тех же объектах и событиях в разных ПИК может иметь различные значения;

– отсутствие единых алгоритмов и средств обмена информацией как внутри налоговой службы, так и с автоматизированными системами взаимодействующих министерств и ведомств, а также использование различных протоколов взаимообмена;

– невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных [3, c. 67].

Разбиение системы на совокупность задач и создание для каждой из них автоматизированных рабочих мест с жестко закрепленным набором данных обусловили низкий уровень надежности, производительности, адаптивности и сопровождаемости программно-информационных комплексов. Имеет место плохо контролируемый рост разнообразия и сложности информационной системы в целом.

Что касается программного комплекса «Система ЭОД местного уровня», то здесь можно отметить следующие проблемы, с которыми сталкиваются его пользователи:

– громоздкость системы. У каждого отдела своя специфика работы в системе. Более того, отсутствует доступ к данным другого отдела. Для деятельности конкретного подразделения есть свой набор операций, присущий только этому отделу. Объем информации в системе настолько велик, что многие операции вообще не применяются (потому что о них не знают или они не связаны с деятельностью этого отделаъём информации в системе настолько велик, что многие операции вообще не применяются ()разделения есть свой набор операций, при). Это приводит к неэффективному использованию системы, поскольку не задействованы все ее составляющие.

– сложность системы. Она рассчитана не на рядового пользователя, обладающего необходимым набором знаний персонального компьютера, а на специалиста, занимающегося компьютерными технологиями. Возможности, заложенные в систему разработчиком, используются лишь на 10 – 15 %. Это связано с тем, что инспектор заучивает простейший алгоритм работы, не вдаваясь во все подробности. Проблема налоговых органов состоит в том, что они не уделяют должного внимания эффективности работы инспектора в системе ЭОД. Кроме того, важным фактором, влияющим на качество использования ЭОД, является текучесть кадров в инспекциях. Вновь пришедшие работники не имеют возможности быстро ознакомиться с программой, что приводит к потере времени и влечет за собой снижение результатов деятельности отдела. На практике получается, что из всего отдела лишь несколько человек могут свободно работать в ЭОД. Это подчеркивает необходимость постоянного повышения грамотности инспекторов в знании компьютера.

– слишком частые обновления системы, требующие тщательного их изучения. Несмотря на то, что вместе с корректировками поступают и пояснения к ним, в действительности отсутствует возможность у всех инспекторов ознакомиться с ними. И хотя обязанность рассказать об изменениях лежит на начальниках отделов, на практике этому не уделяется должного внимания. Зачастую сотрудники самостоятельно пытаются разобраться с новациями, что влечет за собой потерю времени и, как следствие, снижение качества работы.

– несоответствие обновленной программы требованиям действующего законодательства. Внесение изменений или создание новой версии программы требует значительных временных затрат. В связи с довольно частыми изменениями в налоговом законодательстве возникает противоречие между предложенной компьютерной версией и откорректированной методикой. Новая программа не может применяться в работе налоговых органов в связи с тем, что она постоянно устаревает.

– отсутствие возможности у рядового инспектора узнать полную информацию о налогоплательщике, состоящем на учете в данной инспекции. Каждый отдел ограничен в доступе к системе. Можно просматривать только те вопросы, которые напрямую связаны с задачами данного отдела. Наибольшие проблемы доставляет невозможность получения сведений о налогоплательщике любой инспекции региона (например, если он перешел в другую инспекцию). У каждого налогового органа отдельная система и свой код для работы в ней. Отсутствие доступа к данным других инспекций доставляет неудобства. В итоге затрачивается много времени на отправку запроса по почте для получения необходимой информации [7, c. 127-130].

7. Трудности технического характера, связанные с приемом отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Это приводит к нарушению сроков регистрации отчетности, отправки квитанции, подтверждающей прием отчетности, и протокола входного контроля налогоплательщикам. Поэтому должно проводиться дальнейшее совершенствование программных продуктов и технических средств, обеспечивающих передачу отчетных данных налогоплательщиков в информационные системы налоговых инспекций.

Направления модернизации налоговых органов

Для решения проблем, имеющихся в сфере информатизации и модернизации налоговых органов, нужны не только значительные капитальные вложения, но и дальнейшие научные теоретические и практические разработки.

Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. Кроме того, необходима оптимизация численности территориальных налоговых органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Основными целями проекта модернизации государственного налогового администрирования на современном этапе являются:

1. Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет фактически о переводе в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизация системы информационного обслуживания, которая включает развитие системы интернет-сайтов ФНС России и создание единого контакт-центра, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. Объем уже накопленной в налоговой службе информации составляет порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции и анализа этой информации, в первую очередь для выявления зависимостей, важных для налогового администрирования и проведения контрольной работы.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов – соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России [13].

Основываясь на выше обозначенных целях, ФНС России необходимо осуществлять модернизацию налоговых органов, включающую пять основных составляющих (рисунок 1):

1

Рисунок 1 – Направления модернизации налоговых органов

Во-первых, максимальное разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей. Функции налогового автомата будут реализованы в Центре обработки данных (ЦОД) и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное казначейство, Центральный банк, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.). Конечная цель – переход полностью на электронный документооборот и с внешними источниками, и с налогоплательщиками. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.

Для этого необходимо провести модернизацию телекоммуникационной системы путем перевода всех точек подключения в единый сегмент и переход на работу с единым провайдером, а также перестроить систему Центров обработки данных с учетом возложения на них дополнительных функций. В результате комплексной модернизации ФНС России должен быть получен четко работающий, прозрачный временный механизм, основанный на максимальной автоматизации, что позволит вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень.

При разработке концепции модернизации информационной системы налоговых органов сотрудниками Главного научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС России) был проведен анализ новых тенденций и технологий в IT-области, которые уже сегодня и в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих тенденций была разработана новая архитектура системы налоговых органов России (рисунок 2).

2

Рисунок 2 – Модернизация архитектуры информационной системы
налоговых органов

Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в региональных центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет.

Региональный ЦОД должен обеспечивать централизацию обработки бухгалтерской и налоговой отчетности и иных данных, существенных для налогового администрирования, формировать информационные базы, необходимые для повседневной работы налоговых инспекторов в местных инспекциях, обеспечивать распределенный режим доступа к интегрированным информационным ресурсам. Региональный ЦОД должен предоставлять необходимую информацию региональным подразделениям ФНС России и быть универсальным центром обработки данных, обеспечивающим консолидацию, хранение и обработку федеральных баз данных налогового администрирования в рамках соответствующего региона РФ.

Региональный ЦОД должен выполнять функции центра массовой обработки и хранения бумажных документов, центра информационного обмена с региональными внешними организациями и регионального центра, центра информационной поддержки налогоплательщиков. Региональный ЦОД должен представлять собой многофункциональный центр обработки данных и включать в себя подсистемы, указанные на рисунке 3.

3

Рисунок 3 – Состав и структура Регионального центра обработки данных

В ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяющейся нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг.

Будет создано единое централизованное хранилище данных, с которым станут работать пользователи всех уровней в режиме терминального доступа.

Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью и резервированием [11].

Для выполнения этих задач будут созданы информационно-аналитические подсистемы, предназначенные для тех, кто занимается контрольной работой, управлением производственными процессами и службой в целом. Работа аналитических подсистем обеспечит информационно-аналитическую поддержку процедур налогового контроля и других процессов налогового администрирования, формирование комплекса индикаторов и интегральных показателей деятельности ФНС России, формирование унифицированной регламентированной и нерегламентированной отчетности, анализ данных, моделирование и прогнозирование, выявление информационных связей и зависимостей и т.д. В состав аналитических приложений будут также входить мобильные офисы для руководителей Центрального аппарата и Управлений ФНС [9, c. 35].

Во-вторых, создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде. Внедрение данной системы началось уже в 2012 г.

В целях обеспечения эффективной работы налоговых органов региона требуется совершенствовать способы их взаимодействия с другими государственными органами. Для этого необходима разработка комплекса мероприятий, реализация которых будет способствовать созданию эффективной организационно-распределенной информационной инфраструктуры налогового администрирования.

ФНС России предполагает существенно расширить электронный документооборот с юридическими лицами в рамках технологии, применяемой для сдачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, – это сверка расчетов с бюджетом, выписка из ЕГРЮЛ, требования об уплате налогов, любые другие неформализованные запросы.

Единая система электронного документооборота (ЕСЭД) должна стать одной из систем, обеспечивающих доступ государственных служащих к информации, систематизированной надлежащим образом в нужный момент [9, c. 36].

Преимущества межведомственного электронного документооборота, которые сможет предоставить ЕСЭД, представлены на рисунке 4.

4

Рисунок 4 – Преимущества межведомственного электронного документооборота с использованием ЕСЭД

Одним из перспективных направлений повышения эффективности взаимодействия налоговых органов республики с другими государственными органами является организация Единого электронного информационного хранилища данных в регионе, обеспечивающего доступ к требуемой информации в рамках региона (а для руководителей государственных структур – к любому региону страны). Единая база данных позволит оперативно использовать в аналитической работе государственных органов сведения о физическом или юридическом лице, что в итоге приведет к повышению результатов контрольных мероприятий.

Кроме того, в целях создания единой системы информационного обмена налоговых органов с другими государственными органами необходима также разработка единого программного обеспечения, установление единого формата представления данных, что позволит значительно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в налоговые органы информации из других источников вследствие разности их информационных баз и систем. Это приведет к уменьшению материальных и трудовых затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов [5].

В-третьих, развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Его цель – практически полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и переход на электронный документооборот.

С целью снижения объема бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в последние годы активно внедряется в практику сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Это наиболее современный и надежный способ общения налогоплательщиков с налоговыми органами, представляющий обеим сторонам ряд существенных преимуществ.

ФНС России непрерывно совершенствует онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов и активно внедряет практику электронного взаимодействия с налогоплательщиками.

По оценкам многих экспертов, сайт налоговой службы является самым востребованным, информативным и посещаемым среди сайтов государственных органов власти. Ежемесячно его посещает почти 3 млн пользователей. На сайте ФНС России можно найти подробную информацию о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговой отчетности, налоговом контроле и другие сведения. Разобраться в налогах поможет также рубрика «Помощь налогоплательщику», где представлены все последние изменения в налоговом законодательстве, а также актуальные вопросы налогоплательщиков и ответы на них специалистов налоговой службы.

С каждым годом совершенствуются онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов. Сегодня действуют такие как: «Обращение в УФНС России»; «Адрес Вашей инспекции»; «Заполнить платежное поручение»; «Вакансии»; «Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц»; «Личный кабинет налогоплательщика» и другие.

Внедрение сервиса «Личный кабинет» стало инструментом контроля в руках общества за достоверностью и полнотой данных о налоговых обязательствах граждан. Проведение сверок с налогоплательщиками и государственными органами власти, обязанными представлять в налоговые органы информацию об объектах налогообложения, позволит реализовать меры по повышению полноты и достоверности баз данных налоговых органов. В целях дальнейшего развития сервиса разработано и находится на стадии тестирования программное обеспечение II этапа, предоставляющее налогоплательщикам возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, но и оплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами. Сервис «Личный кабинет» будет включать проведение регистрации, перерегистрации, сверки расчетов, запросов документов, осуществление зачетов и возвратов налогов [2].

Кроме того, почти во всех регионах с 2009 г. введена услуга «СМС-информирование». Для получения информации о задолженности налогоплательщика – физического лица ему необходимо отправить CMC-сообщение, содержащее ИНН, на федеральный номер сотовой связи. Ответом налогоплательщику является CMC-сообщение, содержащее информацию о сумме совокупной задолженности по имущественным налогам на дату состояния расчетов в разрезе видов платежей. При отсутствии задолженности налогоплательщику передается соответствующее СМС-сообщение.

Следовательно, в настоящее время главная задача – дать налогоплательщику возможность в режиме он-лайн видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами: регистрация, сверка состояния расчетов с бюджетом, проведение зачетов или возвратов излишне уплаченных сумм, уточнение невыясненных платежей, направление и получение документов и т.д.

В-четвертых, формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая контроль соблюдения процедур и сроков, формирование сигнальной информации об организационно-технологическом состоянии налогового органа, блок поддержки принятия управленческих решений.

В-пятых, модернизация инфраструктуры ФНС России. Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене проблемно-ориентированной информацией через базы данных общего пользования.

Заключение

Таким образом, в ближайшее время намечается существенное изменение практики работы налоговых органов, перераспределение полномочий между структурами налоговой службы, развитие взаимодействия как с прочими государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация.

Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения деятельности налоговых органов сводятся к разработке новой автоматизированной информационной системы, приемлемой для налоговых органов всех регионов, и созданию во всех субъектах РФ Регионального центра обработки данных, в котором бумажные документы преобразуются в электронные носители информации. В результате перераспределения функций работники налоговых органов будут освобождены от выполнения рутинных операций по обработке документов, что, в свою очередь, будет способствовать созданию наилучших условий для их содержательной деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современных условиях модернизация налоговых органов Российской Федерации предполагает переход от фискального органа, главной задачей которого является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет, к становлению их как сервисного ведомства, от имени государства осуществляющего формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.