Статья 'Экономическое и политическое будущее Гонконга' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Economic and political future of Hong Kong

Stepanov Nikita Sergeevich

ORCID: 0000-0002-5136-8580

PhD in Economics

Senior Scientific Associate, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences

117218, Russia, g. Moscow, ul. Nakhimovskii Prospekt, 32, kab. 720

stepanov720@inecon.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7802.2020.2.33443

Received:

13-07-2020


Published:

02-08-2020


Abstract: Relevance of this article is substantiated by series changes in the world's largest economy, related to the special status of Hong Kong, which is rapidly losing its autonomy and privileges associated with it. The goal consists in outlining potential prospects and restrictions pertaining to economic and political future of Hong Kong. The subject of this research is the peculiarities, trends and patterns of Hong Kong’s development in the economic and political spheres. Examination of the development of Hong Kong and the factors impacting these processes was conducted by means of structural approach, methods of logical, comparative and statistical analysis, grouping, abstract-logical modeling, etc. The conducted research of modern trends and patterns allowed determining the key problems that may negatively affect successful development of Hong Kong in the nearest future: China’s encroachment on the special status of Hong Kong, reflected in the adoption of in 2019; possible sanctions from the United States, threatening to deprive Hong Kong of the status of world’s top financial hub; protests of Hong Kong’s residents; effects of the Coronavirus pandemic in the economic sector. The acquired results may be applied in formation of Hong Kong’s strategic development vectors, considering current conditions of political conflicts, as well as crisis trends related to Coronavirus pandemic. The scientific novelty lies in identification of the problems of current state of Hong Kong, as well as in formulation of possible solutions for balancing the crisis trends. The author believes that there could be several scenarios of events. Full abolition of the special status of Hong Kong seems less realistic, as it would suppress the attempts to establish relations based on the principle “one state – two systems”.


Keywords:

Hong Kong, China, status, the global financial system, autonomy, crisis, protests, pandemic, coronavirus, USA

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Территориально-административное деление Китая представляет собой довольно сложную структуру, особенно это касается специальных и автономных районов. Вместе с 22 провинциями (кроме Тайваня, которого власти КНР считают своей 23 провинцией) существует 5 автономных районов и 2 специальных административных района: Сянган, в составе которого входит Гонконг, и Аомынь с центром Макао. Оба являются мощными экономическими центрами с большим количеством миллиардеров среди населения (примерно на 7 млн жителей Гонконга 500000 – миллионеры). После 150-летнего пребывания под протекторатом британской монархии, Китаю вернули Гонконг лишь в конце прошлого века. В основе успеха Гонконга последних лет лежит концепция «одна страна, две системы», которая является ядром конституции, введенной в 1997 году, гарантирующей Гонконгскую автономию [9].

Таких примеров в истории не так много, но, несмотря на переход под суверенитет Китая, Гонконг остался де-факто под собственной юрисдикцией [2]. Это ярко выражено в существующей границе и визовых ограничениях между материковой и специальной автономной провинцией (САР), также в том, что граждане Гонконга имеют свои собственные паспорта. Условия особого статуса предусматривают переходный период сроком в 50 лет, если договоренности о статусе этого региона после 2047 не будет. Так как на сегодня такая тенденция сохраняется, Гонконг имеет возможность через 28 лет стать обычной провинцией КНР без каких-либо преференций.

Сегодня именно модель «одна страна, две системы» придает Гонконгу уникальность, привлекательность как для международных инвесторов, так и для жителей материкового Китая, которые ценят положение этой территории как благоприятной для ведения бизнеса [10]. Например, международное бизнес-сообщество, сосредоточенное на рынке Китая после его вступления в ВТО, обращаются не напрямую на китайский рынок, а к гонконгским предпринимателям, знающим международный бизнес, а также китайскую культуру, правила и обычаи ведения бизнеса в Китае [12].

Однако, в 2019 году такое течение событий осложняется современной волны антиправительственных протестов, международной торговой войной КНР и США, а также кризисом в экономике, связанной с коронавирусной инфекцией и ее последствиями. В связи с чем актуальной представляется проблема изучения экономических и политических направлений будущего развития Гонконга с учетом успешного международного опыта.

Методология исследования

Анализ проблем современного состояния экономической и политической сфер в Гонконге базируется на фундаментальных положениях экономической теории, трудах ученых и аналитических отчетах государственных и общественных экономических институтов и международных финансовых организаций, законодательных и нормативно-правовых документах по регулированию данных процессов. В работе применена совокупность общефилософских методов, что позволило всесторонне изучить вопрос взаимоотношений Гонконга, КНР и США, происходящих на фоне обострения торговой войны, которая ведется между двумя крупнейшими экономиками мира. Системный анализ использован для определения стратегических направлений развития Гонконга с учетом того, что проблема Гонконга может иметь серьезные последствия для всей мировой экономики.

В статье проводится сравнение перспектив развития Гонконга с Лондоном, который, как и Гонконге, имеет сектор услуг, составляющий 84% его экономики. В начале 1960-х годов американские банки создали в Лондоне рынок евродолларов, чтобы избежать внутреннего банковского регулирования, а к середине 1990-х годов Лондон стал крупнейшим финансовым центром в мире, продолжая оставаться в центре мировой финансовой системы. Стать оффшорным торговым центром юаня может быть очень важно для будущего финансирования Гонконга и экономического роста Китая.

Научная новизна

Проведен анализ современных проблем, вызывающих обеспокоенность в отношении будущего Гонконга, сформулированы перспективные направления развития Гонконга с учетом дальнейшей экономической интеграции с материковым Китаем и возможности становления Гонконга в качестве оффшорного торгового центра юаня может, что может быть очень важно для будущего финансирования Гонконга и экономического роста Китая. Изучение предмета исследования может привнести в экономическую теорию посредством использования результатов исследования при формировании стратегических направлений развития национальных экономик, интеграционных группировок с учетом современных условий, связанных с политическими конфликтами, а также кризисных тенденций, связанных с пандемией коронавируса.

Обсуждение

Будучи десятой по величине торговой экономикой и третьим по величине финансовым центром в мире, Гонконг часто называют моделью либеральной экономики. Однако в настоящее время экономика замедляется, и в 2019 году ВВП вырос на -1,2% против 2,9% в 2018 году. Это замедление обусловлено охлаждением экономики Китая, торговой напряженностью в отношениях с США, снижением прямых иностранных инвестиций и ужесточением условий кредитования. По данным Financial Times, экономика Гонконга пострадала от протестов. Согласно обновленным прогнозам МВФ от 14 апреля 2020 года, в связи со вспышкой COVID-19, ожидается, что рост ВВП снизится до -4,8% в 2020 году и увеличится до 3,9% в 2021 году, в зависимости от постпандемической глобальной экономической ситуации [11]. Среди секторов, несущих основную тяжесть экономического спада, - розничная торговля и туризм.

Таблица – Основные показатели экономического развития Гонконга[1] [11]

Показатель

Ед.изм.

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Тем роста ВВП

%

2,169

3,791

2,862

-1,188

-4,821

3,909

Валовой внутренний продукт,

текущие цены

Млрд.

долл.США

430,49

455,23

479,66

482,23

461,90

489,31

Валовой внутренний продукт на душу

населения, постоянные цены

%

1,236

3,287

1,854

-1,377

-5,002

3,309

Инфляция, потребительские цены

на конец периода

%

2,411

1,481

2,408

2,865

2

2,5

Уровень безработицы

%

3,387

3,119

2,816

2,955

4,462

3,891

Третичный сектор является основой экономики Гонконга. Финансовые услуги, торговля и логистика, туризм, импорт / экспорт, воздушный транспорт, профессиональные услуги являются традиционными ключевыми отраслями в Гонконге. Сектор услуг обеспечивает около 92,2% ВВП и насчитывает почти 88,1% рабочей силы (рис.1). Гонконг выступает в качестве сервисного центра для азиатских компаний, особенно для тех, кто торгует с Китаем. Согласно данным, опубликованным Коммерческим регистром, в Гонконге зарегистрировано более 900 тысяч компаний [11, 14].

Рисунок 1 – Структура добавленной стоимости и занятости, % [11]

В разгар коронавирусного кризиса Китай предпринимает действия, которые могут привести к потенциальным санкциям со стороны Запада. В связи с опасениями США в отношении конкуренции Китая за мировое лидерство, был разработан отчет, санкционированный Конгрессом США, в котором оценивается, обладает ли Гонконг достаточной автономией, чтобы оправдать особый экономический статус, который он имеет с США. По сути, в соответствии с законодательством США, которое предшествовало передаче Гонконга Великобританией Китаю в 1997 году, Гонконг по-прежнему рассматривается как территория, контролируемая Великобританией. Например, в последнее время это означало, что Гонконг не подвергался тарифам, которые США налагали на товары, экспортируемые из материковой части Китая. Если США отменит особый статус Гонконга - под угрозой оказывается статус Гонконга как всемирно значимого финансового центра и торгового узла.

Вся торговля с США с материковым Китаем идет транзитом через Гонконг, чтобы избежать тарифов США. Изменение статуса Гонконга и ввод санкций / тарифов в отношении торговых и финансовых потоков Гонконга используется в качестве оружия в попытках США сдержать рост экономического и геополитического влияния Китая [13]. Аннулирование особого статуса имело бы особое значение не только для Гонконга, но и для западного капитала и компаний, работающих на этой территории. Это также было бы очень невыгодно для самого Китая [5].

Только в США около 82 миллиардов долларов США (123 миллиарда долларов США) прямых инвестиций и более 1300 компаний, работающих в Гонконге. Экономическое взаимодействие с Гонконгом развивается и в странах Европейского союза. Австралийские компании инвестировали в Гонконг более 50 миллиардов долларов США, а объем двусторонней торговли приближается к 20 миллиардам долларов США в год. Гонконг - это ворота Китая в мировую финансовую систему; его ключевой канал на запад для иностранного капитала и торговли. Около 1 триллиона долларов США торговых потоков проходит через Гонконг каждый год [11]. Будучи небольшой открытой экономикой, Гонконг развивается как «независимый» субъект. Но его рост в основном зависит от импортных ресурсов и внешних рынков. Поскольку его традиционные производственные фирмы переехали на север в Кантон для сокращения расходов, доля промышленности Гонконга в его экономике сократилась; экономика такого типа подвержена спекулятивным пузырям или внешним колебаниям [15].

С 1997 года Гонконг стал более тесно связан с материковой экономикой благодаря способности города развивать развитую экономику услуг. Это сделало Гонконг идеальным местом для выгод от структурных сдвигов, происходящих на соседнем материке. Учитывая высокие факторные затраты в Гонконге, он может потерять свою конкурентоспособность, если не ускорит интеграцию с материковым Китаем [8]. Это необходимо не только потому, что Китай предоставляет Гонконгу внутреннюю территорию с более дешевой / квалифицированной рабочей силой и менее дорогой землей, но также потому, что преимущества первичной и вторичной промышленности могут дополнять преимущества Гонконга в отношении капитала и услуг и низких трансакционных издержек. Дальнейшее экономическое слияние может сделать экономическую структуру Гонконга более сбалансированной и обеспечит сильный синергетический эффект для его долгосрочного роста.

Неясно, почему в разгар экономических проблем, с которыми Китай сталкивается в результате пандемии коронавируса [1], его руководство выбрало этот момент, чтобы предпринять действия, которые потенциально могли вызвать массовые протесты в Гонконге и осуждение и возможные санкции со стороны Запада, а не только США. Протесты в городе были первоначально вызваны законопроектом, разрешающим экстрадицию в Китай. Позже они превратились в более широкие антиправительственные демонстрации, которые включают такие требования, как большая демократия и всеобщее избирательное право.

В данной связи данные протесты можно рассматривать как инструмент в борьбе США с растущим влиянием Китая. [3], поскольку если Пекин будет проводить мероприятия по становлению Гонконга в качестве оффшорного торгового центра для юаня, то нынешний финансовый статус Лондона может отразить позицию Гонконга в мире финансов завтрашнего дня. Кроме того, Лондон, аналогично Гонконгу, имеет развитый сектор услуг, составляющий 84% его экономики. В начале 1960-х годов американские банки создали в Лондоне рынок евродолларов, чтобы избежать внутреннего банковского регулирования, а к середине 1990-х годов Лондон стал крупнейшим финансовым центром в мире. Гонконг способен пройти аналогичным путем, поскольку ожидается рост юаня в сфере его использования и влияния в Азии и за ее пределами, а экономика Китая будет приближаться к экономике Америки в будущем.

Еще одной из большинства не освещенных СМИ проблем протестов является одобрение так называемого «Hong Kong Human Rights and Democracy Act» с целью законодательного закрепления базовых ценностей и прав, которые должны быть обеспечены местными властями Гонконга. Это односторонний документ США, который зарегистрирован в Конгрессе еще в 2017 году, но до сих пор не был реализован. Проблема в том, что именно в 2017 году впервые за 20 лет со времени, как Гонконг стал китайским, были проведены выборы главы администрации Гонконга, но эти выборы, которые прописаны в Базовом законе, не являются прямыми. Часть из них выбирают в соответствии с районом проживания, другие 1200 человек выбирает коллегия выборщиков, и лишь треть определяют прямым голосованием

Что касается самого документа «Hong Kong Human Rights and Democracy Act», то в случае его одобрения, инициатор, Соединенные Штаты будут ответственными за гарантии прав безопасности жителей Гонконга. Современный подход «одна страна-две системы» уже слишком кардинально отличается от первоочередной версии в 1997 году. США уже одобряли подобную декларацию «The United States-Hong Kong Policy Act», но в 1992 году она имела исключительно односторонний характер и сосредоточила вектор отношений США и Гонконга, прежде всего, на вопросах торговли. Впоследствии это привело к тому, что специальный автономный регион де-факто не имеет самостоятельной денежной политики, поскольку курс доллара в Гонконге тесно связан с долларом США. В свою очередь стабильность денежной единицы привлекает международные компании и инвесторов [6].

Экономическая ситуация в Гонконге очень сложная. Несомненно, в Гонконге произошел отток капитала, хотя эти тенденции ослабляются, поскольку в последние месяцы интенсивность протестов уменьшилась. Не следует забывать, что США и КНР находятся в активной фазе торговой войны, поэтому Гонконг рискует стать своеобразной периферией для первой и второй экономик мира. Если бы эти требования протестующих зафиксировали юридически, то должны были бы быть внесены изменения относительно самого статуса Гонконга в пределах Китая, которые закреплены в «Basic law of the Hong Kong special administrative region of the People's Republic of China».

Кроме того, недавно в Сенате США была введена мера, предусматривающая наказание лиц и учреждений Китая, связанных с законами о безопасности, и любых банков, которые ведут с ними коммерческие сделки. США очень эффективно использовали свое доминирование в мировой финансовой системе и угрозу санкций в отношении банков, чтобы перекрыть поток финансов и капитала в такие страны, как Иран и Россия, а также богатых и влиятельных людей в них. Существует целый ряд других возможных санкций, в том числе визовые ограничения для китайских чиновников и простых граждан. Америка также неуклонно пополняет список технологических компаний Китая, деятельность которых она считает противоречащей национальным интересам; в настоящее время они настаивают на том, что китайские компании, зарегистрированные в США, должны быть проверены американскими аудиторами. Тарифы, которые были наложены на экспорт Китая на сумму более 360 млрд. долларов США, также существенно ограничивают возможности китайской экономики [7].

Китай, считает, что сила его собственной экономики подтверждает статус Гонконга как мирового финансового центра. Он также указал, что лишение особого статуса Гонконга нанесло бы ущерб американским компаниям и разрушило инвестиционное сотрудничество с американскими компаниями. Ожидается, что Гонконг сохранит свои позиции в качестве одного из трех крупнейших центров IPO, финансового центра мировой экономики, в том время как протесты выступают как один из инструментов воздействия со стороны США на Китай в борьбе за экономическое лидерство в мире [4, 7].

Полагаем, что государственная система Гонконга должна быть реформирована, чтобы играть большую роль в содействии долгосрочному экономическому развитию. Как было показано ранее, отношения Гонконга с материком имеют основополагающее значение для определения его социально-экономической судьбы, и взаимодополняемость этих отношений принесла огромные выгоды. Успешное сотрудничество с материком используется частным сектором Китая и Гонконга, а дальнейшая интеграция требует от правительства Гонконга принятия критических мер. Это сформировало бы огромные возможности для Гонконга, а также для китайской экономики.

Концентрированная экономика услуг в Гонконге может иметь основополагающее значение для экономики Китая, структурные изменения в котором способствуют превращению будущего Гонконга в полноценный мировой центр. Обычно растущая экономика тратит больше на услуги, и это то, что происходит в Китае. Широкий спектр услуг, которые Гонконг может предложить растущему населению с увеличивающимися доходами, обеспечит получение прибыли и возможности трудоустройства. Данное преимущество Гонконга позволяет ему стать уникальным сервисным центром Китая, где жителям материка станет легче работать. В современном мире сфера услуг все чаще обеспечивает более быстрый экономический рост и повышение производительности труда. С учетом этого и с учетом масштабных изменений, происходящих в Китае, полагаем, что Гонконг может изменить геополитический и геоэкономический статус Китая, что говорит о необходимости сохранения его особого положения.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что последние события, связанные с протестами, а также реакции на них власти Китая показала, что уже сейчас надо работать над соглашением после 2047. Одним из вариантов является продолжение этого периода с «мягкой» интеграцией Гонконга в состав КНР.

Установлено, что может быть несколько вариантов развития событий: сохранение и продолжение нынешнего статуса провинции как специального автономного региона, частичная отмена автономии путем отмены местных выборов, или полная отмена особого статуса Гонконга и превращение его в обычную китайскую провинцию. По моему мнению, наиболее успешным вариантом для Гонконга и КНР было бы получение дальнейшего развития интеграционных процессов с материковым Китаем и становление Гонконга в качестве оффшорного торгового центра для юаня, что имеет решающее значение для укрепления его статуса финансового центра мирового класса. Для извлечения взаимодополняемости требуется, чтобы материковый Китай и Гонконг сотрудничали в рамках межправительственной координации обеих территорий.

References
1. Bakhturazova T. V., Maiorov M. K., Maiorova N. V., Edelev D. A. Ugrozy promyshlennoi politike, torgovle obmenu znaniyami usloviyakh vsemirnoi chrezvychainoi situatsii // Vestnik GUU. 2020. №4. S.42-46.
2. Voskanyan M. A. Opyt ekonomicheskikh reform «aziatskikh tigrov»: faktory uspekha // Journal of new economy. 2020. №2. S.24-44.
3. Luk'yanin A.D. Analiz vliyaniya politiki protektsionizma na rynok tsennykh bumag Kitaya // Vestn. Tom. gos. un-ta. Ekonomika. 2020. №49. S.236-247.
4. Nozdrev S.V. Aziya: protsessy regional'noi ekonomicheskoi integratsii // Vostochnaya Aziya: fakty i analitika. 2020. №1. S.34-46.
5. Petrenko V.Yu. Rol' ofshornykh finansovykh tsentrov v sisteme finansovoi globalizatsii // Innovatsii i investitsii. 2020. №4. S.69-72.
6. Chzhen Vei Vneshnetorgovaya deyatel'nost' KNR // Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik. 2020. №1. S.104-109.
7. A look at the future as Beijing seeks more influence over Hong Kong. https://news.harvard.edu/gazette/story/2020/06/anthony-saich-on-future-of-beijings-relationship-with-hong-kong/
8. Fan Q., Wang T. The impact of Shanghai-Hong Kong Stock Connect policy on A-H share price premium. Financial Research Letters. 2017, Vol.21, pp.222-227.
9. Fong Brian C.H. The Future of Hong Kong’s Autonomy. How will China and the West respond to the Water Revolution? URL: https://thediplomat.com/2019/10/the-future-of-hong-kongs-autonomy/
10. Huo R., Ahmed A. D. Return and volatility spillovers effects: evaluating the impact of Shanghai-Hong Kong Stock Connect. Economic Modelling, 2017, Vol.61, pp.260-272.
11. IMF – World Economic Outlook Database, 2020. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2020/01/weodata/weorept.aspx?sy=2014&ey=2021&ssm=1&scsm=1&scc=1&ssd=1&sic=1&sort=country&ds=.&br=1&pr1.x=46&pr1.y=20&c=532&s=NGDP_RPCH%2CPPPGDP%2CNGDPRPPPPCPCH%2CPCPIPCH%2CPCPIEPCH%2CLUR%2CGGXCNL_NGDP%2CBCA_NGDPD&grp=0&a=
12. Luo J., Xiao H. Residents’ perception of non-casino gaming in an urban destination: the case of Hong Kong. Journal of Destination Marketing & Management, 2017, Vol. 6 (4), pp. 335-343.
13. Shen H. et al One country, two strata: implications of social and cultural conflicts of Chinese outbound tourism to Hong Kong. Journal of Destination Marketing & Management, 2017, Vol. 6 (3), pp. 166-169.
14. Why the US dollar remains crucial for Hong Kong’s economic prosperity. https://theconversation.com/why-the-us-dollar-remains-crucial-for-hong-kongs-economic-prosperity-139605
15. Zhang A. et al. Impacts of global manufacturing trends on port development: the case of Hong Kong. The Asian Journal of Shipping and Logistics, 2015, Vol. 31 (1), pp. 135-159
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.