Статья 'Трансформация менеджмента в условиях процессов цифровизации и искусственного интеллекта' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Transformation of management in the conditions of digitalization processes and artificial intelligence

Levchaev Petr Aleksandrovich

Doctor of Economics

Professor, the department of Banking and Finance, National Research Ogarev Mordovia State University

430004, Russia, respublika Mordoviya, g. Saransk, ul. Bol'shevistskaya, 68, ekonomicheskii fakul'tet

levchaevpa@yandex.ru
Khezazna Badar

Postgraduate student, the department of Banking and Finance, N. P. Ogarev National Research Mordovia State University

430010, Russia, respublika Mordoviya, g. Saransk, ul. Moskovskaya, 74, of. 46

khezazna.badar@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7802.2020.2.30322

Received:

18-07-2019


Published:

02-08-2020


Abstract: The goal of this research consists in studying the influence of digitalization processes upon generally recognized (“classical”) management approaches, as a management science in a narrow sense, or the impact of control subsystem upon management subsystem for achieving the set goals (in a broad sense of understanding managerial impact). The object of this research is the transforming (under the influence of digital technologies) management science. The subject of this research is a set of conceptual economic, organizational and managerial relations established in the process of development and influence of digital technologies upon the basic provisions of management science. The author applies systemic, procedural and comprehensive scientific approaches with corresponding tools, as well as the theory of information objects. The following conclusions were made: 1) in the conditions of digitalization, increases the effectiveness of management decisions based on implementation of digital technologies, and in particularly of algorithms and capabilities of artificial intelligence; 2) polarization of society increases, which entails a very limited by a number of top management pyramid control subsystem, represented by the initiator, developer, controlling element, and the lower part – represented by service users, and object of management influence.; 3) management system becomes self-sufficient, since it already incorporates a set of all possible variables in implementation of managerial acts with regards to “formalized” object of influence. The action of object in predetermined digital environment forms the competences of existence therein, depriving an individual of the creative beginning and the ability to think and act independently; 4) paradigm of the classical school of management (with prevalence of personal communication skills for influencing the managed system) is replaced with the paradigm of formalized-algorithmized and depersonalized management of focus groups carried out by artificial intelligence.


Keywords:

management, management science, control system, artificial intelligence, digitalization, digital technological structure, external environment, internal environment, organizational structure, process

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В условиях интенсификации процессов цифровизации и использования возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в повседневной жизни потребителей услуг и различных групп пользователей проблемы взаимодействиях управляющей и управляемых подсистем приобретают приоритетную важность, поскольку непосредственным образом фактически влияют не только на все поведенческие особенности личности в цифровом экономическом укладе, но и в существующем социальном укладе. Об особой значимости проблемы управления в контексте развития постиндустриального общества и формирования информационной среды цифрового общества свидетельствует резонансное заявление нашего Президента В.В. Путина на Санкт-Петербургском форуме: - «Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта, то последствия нам всем понятны - тот станет властелином мира" [1]. В этом утверждении заложена чрезвычайно глубокая и фундаментальная мысль, понимание грядущей структуры мира в которой существующие компромиссы и допущения управленческой науки будут как никогда поляризированы по причине смены технологического уклада и представляющихся возможностей развития для элиты (приобщенной к технологическим новинкам и перспективным структурным преобразованиям) и масс (в силу различных обстоятельств, не вошедших в число инициаторов, разработчиков или «контролеров» происходящих кардинальных структурных сдвигов в экономике и обществе).

Статья посвящена исследованию особенностей влияния управляющей подсистемы, представленной различными вариантами алгоритмов, элементами и компонентами искусственного интеллекта, на подсистему управления, а именно кадры, человеческие ресурсы, группы пользователей, социальные группы.

Гипотетической признается идея о том, что цифровые технологии и алгоритмы искусственного интеллекта выступают в качестве управляющей подсистемы для мозга современного человека в условиях цифрового технологического уклада.

В исследовании применены системный, процессный и комплексный научные подходы с соответствующим им инструментарием, используется также теория информационных объектов.

Основополагающие принципы структуризации материала предполагают в основном постулаты «классического» менеджмента и в частности следующие: 1. управление рассматривается с позиции системного подхода, предполагающего выделение управляющей подсистемы (субъект управления) и подсистемы управления (управляемой – объект управления); 2. процесс управления предполагает реализацию последовательности этапов, фаз (замкнутой последовательности этапов) с целью достижения поставленных целей; 3. внешним (вход системы) воздействием на систему управления рассматривается применение управленческих приемов, алгоритмов и установок для реализации заданных (внутренних) параметров управляемой подсистемы и получения в итоге конечного результата (выход системы) в виде необходимых управляющей подсистеме поведенческих особенностей объекта управления;

Проблема управления в менеджменте принимается ключевой во все времена, поскольку касается взаимодействия управляющей и управляемой подсистем для достижения нужного результата. Частности и особенности этого взаимодействия менялись в процессе эволюционирования зарубежной и отечественной управленческой науки [2-12]. Сегодня, когда в качестве ориентиров социально-экономического развития общества ставится ориентир построения цифрового экономического уклада (включая т.н. цифровую экономику [13 - 16]) и соответственно «цифрового» общества, данная проблема становится не просто дискуссионной, но и ключевой, и здесь важность приобретает понимание и осознание тех процессов которые, пожалуй, уже предложены основной массе общества.

Остановимся на наиболее значимых, ключевых изменениях, которые, на наш взгляд, произойдут в менеджменте, как управленческой науке, и в частности системе управления.

Общепризнано, что в настоящее время доминирующими подходами в управленческой науки являются системный, ситуационный и процессный. Именно сочетание данных основополагающих воззрений сформировало т.н. комплексный взгляд, подход в менеджменте. Однако, здесь фактически не учитывается понимание науки управления с точки зрения использования информационно-коммуникационных и вычислительных возможностей, берущих свое начало в послевоенный период.

Безусловно, фрагментарные возможности этой на сегодня, по нашему мнению, определяющей концепции зародились и имели место и в ранний период – речь идет о развитии количественных подходов (на основе математики, статистики и инженерных наук, включая изыскания и «научный» подход Ф. Тейлора), исследовании операций и построении моделей (где как раз таки и задаются переменные значения). Как становится понятным, в существовавших до этого классического понимания науки управления и бихевиористских (поведенческих) воззрений, ключевым и отправным моментом отныне рассматривается создание ЭВМ с соответствующими вычислительными возможностями и экономико-математическим моделированием.

Таким образом, именно появившиеся серьезные возможности вычислительной техники, актуализация кибернетики с использованием автоматизированных систем управления (АСУ), в последующем - в формирование унифицированных взглядов и моделей в логистике, бухгалтерском учете и финансовой отчетности, инжиниринговых услугах передовых транснациональных компаний, и наконец, через теорию информационных объектов (рассматривающих распределение информации, включая соответствующий взгляд на человека в этих процессах – лишь как на носителя информации и не более!), в преобладание автоматизированных управленческих технологий и создание соответствующего информационного технологического уклада с построением присущего ему информационного общества.

В настоящее время мы наблюдаем, как автоматизация разрозненных процессов с соответствующими алгоритмами складывается в слаженные и алгоритмизированные действия искусственного интеллекта (ИИ) по отношению к объекту управленческого воздействия – персоналу, потребителям, различным целевым группам и аудиториям. По мнению исследователей перспективным является вопрос о т.н. «сингулярности» (этапе в развитии искусственного интеллекта, который будет характеризоваться как однозначно превосходящий человеческий) до которой остается порядка десяти лет. В этих процессах трехступенчатая (с институциональным высшим уровнем, управленческим – средним уровнем и техническим - нижним) классическая пирамида уровней управления будет трансформирована и представлена сегментами: 1) высший уровень (разработчик ИИ), численность которого стремится к 1; 2) средний (крайне малочисленный и скорее символический) – лица задающие параметры функционирования составляющих частей ИИ; 3) низший уровень, представленный всевозможным количеством пользователей и потребителей (не вошедших в 1 и 2 уровни), широта охвата которых стремится к бесконечности.

Сегодня использование алгоритмизированных автоматизированных управленческих технологий часто находится за пределами понимания общей картины мира рядового специалиста в той или иной области. Эти факты становятся более понятны (да и то не всегда) при приеме на работу (когда роботизированный искусственный интеллект на основе отобранных резюме принимает решение о той или иной вакансии), при установке т.н. мобильного ассистента (учитывающего привычки пользователя и его поведение в сотовой сети или при управлении автомобилем, другими «умными» вещами (речь идет об «интернете вещей»), включая «умный дом», «безопасный город» и пр.) при персонализированном пропуске (или запрете) на рабочее место (в офис, на склад), оценке знаний в электронном дневнике учащегося или студента и т.д.

Не обходится здесь и без курьезов – так например, в США был случай не пропуска искусственным интеллектом компетентного разработчика дорогостоящего проекта в офис (на основе закончившегося и не продленного в последующем контракта), который стоил компании существенных материальных убытков, а самому специалисту - времени и сил на доказывание своей правоты и продление контракта через «устаревшие» человеческие отношения.

А что произойдет в системе управления с точки зрения процессного подхода?

В настоящее время классическим пониманием управленческого воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (управляемой подсистемы) управления является выделение ряда таких функций-фаз как планирование, организация, мотивация, контроль для достижения поставленных целей в управлении и в перспективе – реализации миссии управляющей системы.

Таким образом, указанные управленческие акты-функции направляют подсистему управления в контексте заявленного целеполагания (установка целевых ориентиров развития системы), которое для бизнеса может предполагать рост его стоимости, для административно-управленческого аппарата – рост влияния и стремление к вершинам власти, для социально-экономической сферы общества - всестороннее гармоничное и сбалансированное развитие культуры общества в направлении достижения культивируемых ценностей в динамично-меняющейся среде, и т.д.

Однако, процессы цифрровизации, алгоритмизации происходящих относительно «стандартных» критериев-переменных системы, делают процесс управления формализуемым и дешевым, а поэтому речь уже идет о применении отработанных управленческих технологий к объекту управления – например, как известно, в некоторых нашумевших случаях недобросовестного голосования или рекламных компаний по созданию желаемого образа и менталитета у пользователя услуг.

Не секрет, что сегодня большая часть потребителей формирует свое мнение (а точнее приходит к нему) под воздействием рекламы или информационных потоков и новостей из тех или иных новостных лент (синтезирующих новостной поток информационно-аналитическими агрегаторами, а проще говоря – роботами). Понятно, что в таких условиях от «классических» функций остается лишь название, более того в них уже нет надобности, поскольку вся работа в условиях доминирования компьютерных разработок и соответствующего программного обеспечения (т.н. софта) сводится к установке фильтров, наборов переменных (элементов управления) и ориентиров на входе такой системы и получение запланированного результата на выходе. Сам процесс преобразуется из последовательности управленческих воздействий «планирование – организация – мотивация – контроль» в алгоритмизированную последовательность компьютерных итераций «вход системы – процесс системы – выход системы», реализуемых ИИ.

Фактически каждый из нас весь свой сознательный день проживает под контролем заранее установленных оптимальных рамок поведения и входных-выходных актов управленческого воздействия (именно такой акцент понимания сформировался под воздействием научно-технической революции и создания ЭВМ и понимания алгоритмов его действия, а сама эволюция управленческой науки шагнула из прошлого (классических основ управления) в будущее (алгоритмизированные действиях оптимально смоделированных процессов с заданными результатами).

Например, вполне вероятен такой формализованный график алгоритмизации повседневного дня современного человека: подъем в 7.30, кофе из кофемашины в 7.50, новости на основе новостной ленты, определенных и определяющих в т.ч. наши личные установки (с заранее оговоренными параметрами для каждого из конкретных пользователей), 8.20 путь на работу (или по делам, в соответствии с опять таки обусловленными целевыми ориентирами) по маршруту проложенным навигатором (или вовсе без участия водителя в беспилотном авто) исходя из текущей дорожной обстановки, 8.50 – вход через пропускную систему, турникет на конкретное рабочее место, офис, 9….18 рабочий день с оговоренным должностными обязанностями и поиском, анализом нужной информации (предоставленной той или иной компьютерной программой, сайтами) или совершение ряда действий совместно с машинными алгоритмами (взаимодействие с банкоматом, компьютером, погрузчиком, логистическими схемами поставок и движения товаропотоков). В течении рабочего дня по предварительной предустановке, дома, стиральной машиной будет выстирано белье, проведена уборка пылесосом, а кондиционер или система освещения «выставит» нужные параметры к приходу владельца с работы (подобная «схема» управления реализуется в концепции современных «умных» домов, позволяющих владельцу жилища получить необходимый уровень комфорта и жизнеобеспечения, дистанционировавшись или вовсе обойдясь без персонала как объекта управленческого воздействия).

К вышеописанным сознательным действиям такого «пользователя» добавляются такие акты восприятия «управленческого» воздействия (нацеленные в т.ч. на подсознание) как реклама, компьютерные игры, опять таки – новости, стандарты жизни, почерпнутые из средств массой коммуникации.

Получается, что каждый из участников цифрового уклада, мира подвергается корректировке, оптимизации внутренних ценностей, предпочтений, устремлений с учетом складывающихся в направлении поставленных (не всегда озвученных и понятных пользователю или потребителю товаров и услуг) целей развития, причем это происходит настолько эффективно (достаточно вспомнить, что 70 % визуальной информации обрабатывается и принимается мозгом человека, сюда же можно добавить звук, вкус, ощущения и воспоминания, например, умело созданные группой рекламщиков или продуманных и реализованных продюсером с учетом ориентиров определенных собственником или разработчиком ИИ), что цели принимаются «потребителем» как свои, ибо уже фактически представляют готовый «софт» (программное обеспечение), но не для компьютера или сотового телефона (хотя и для него тоже), а для целевых аудиторий, масс, электората или конкретных участников цифровой среды.

Подобные обезличенные команды в форме соглашения или отрицания с предлагаемыми программой (компьютера, техники, интернета-вещей) предустановками и диапазонами эффективного или комфортного функционирования не дают возможности полноценно осознать и прочувствовать происходящие процессы, фактически отделяя исполнителя или разработчика (как управляющей подсистемы) от конечного осмысленного результата управленческого воздействия-процесса, и лишая самого управляющего причинно-следственного смысла деятельности, но легко соединяя ближайшие точки в алгоритме дерева целей машинного интеллекта.

Далеко ли здесь до цифровой копии человека, если все параметры его существования и функционирования уже известны и «приняты» искусственным интеллектом для самообучения и повышения собственной эффективности?

Недалеко, поскольку люди с ограниченным творческим потенциалом могут сразу «перейти» в такую цифровую заготовку-игру, а другие – в большей мере постепенно будут вынужденным также повысить свою «цифровую» эффективность в данной «цифровой» среде, например, начав с имплантации чипа-индификатора личности для прохода в офис. Межличностное общение сегодня часто проходит заочно по видеосвязи или социальным сетям, как и медицинские операции, конференции.

Внутренняя и внешняя среда подобной некогда открытой системы (как явствует из постулатов ситуационного и системного подходов менеджмента прошлого) также поддается алгоритмизации, ибо хорошо понятые, расшифрованные и поддающиеся корректировке побудительные мотивы поведения личностей (как внутренние составляющие системы управления) а также факторы внешней среды замыкаются в сетевую структуру управления, служащую «питательной средой» для самообучения ИИ и выработки оптимальных решений его действий и регуляции поведенческих параметров индивидуумов (а точнее элементов управления) по заранее заявленным командам разработчика или Хозяина. При этом, обратная связь (предполагающаяся в классическом менеджменте для корректировки процесса управления) отсутствует вовсе (достаточно лишь получить виртуально считанный отклик удовлетворенности мозга от процесса, чтобы знать результативность работ и эффективность действия входных фильтров и осуществляемых команд-алгоритмов), поскольку заменяется корректировкой фильтров на входе управленческого алгоритмизированного воздействия управляющей системы в виде ИИ.

Таким образом, изначально социо-техническая система становится технико-социальной с преобладанием команд-управленческих функций, сгенерированных ИИ. Известная пирамида потребностей по Маслоу в этом случае «виртуализируется» и выглядит как иллюзия (поскольку все заявляющиеся в ней ценности и потребности - безопасности, социальные, уважения, самовыражения - представлены в цифровой среде и так же виртуально удовлетворяются как например, в компьютерной игре) и сводится (и то – первоначально) к физиологическим потребностям первичного, базового уровня.

Итак, сформулируем основные выводы по проведенному исследованию: 1) в условиях цифровизации многократно возрастает эффективность управленческих решений на основе использования цифровых технологий, и в частности алгоритмов и возможностей искусственного интеллекта; 2) возрастает поляризация общества, предполагающая выделение крайне ограниченной по количеству (приближается к единице) верхней части управленческой пирамиды – управляющей подсистемы, представленной инициатором, разработчиком, контролирующим звеном и нижней части (управляемой подсистемы) – пользователями услуг, объектом управленческого воздействия; 3) Управляющая система становится самодостаточной, поскольку уже включает и охватывает набор всевозможных переменных при осуществлении управленческих актов в отношении «формализованного» объекта воздействия. Действие объекта в заранее обусловленной цифровой среде формирует навыки существования в ней, лишая личность, индивида творческого начала и способности к самостоятельному мышлению и действиям. 4) парадигма классической школы управления (с преобладанием личностно-коммуникационных навыков воздействия на управляемую систему) заменяется на парадигму формализовано-алгоритмизированного обезличенного управления фокус-группами со стороны искусственного интеллекта.

References
1. Putin: monopolist v sfere iskusstvennogo intellekta mozhet stat' vlastelinom mira. [Elektronnyi resurs] // URL: https://tass.ru/ekonomika/6489864.
2. Michael E. Porter, Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors (New York: Free Press, 1980), chapter 2.
3. Michael E. Porter, «What Is Strategy?» Harvard Business Review, November–December 1996, pp. 61–78.
4. Philip Kotler, Kotler on Marketing (New York: Free Press, 1999), pp. 21–22.
5. «Basic Concepts» ASQ, www.asq.org/glossary/q.html, January 16, 2010.
6. Meskon M.Kh., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta: Per. s ang. – M.: «Delo LTD», 1994 – 702 s.
7. Analiz i formirovanie organizatsionnoi struktury promyshlennogo predpriyatiya (voprosy metodologii i metodiki) / G.V. Grenbek, V.G. Basareva, V.L. Kupershtokh, T.A. Sil'chenko. – Novosibirsk: Nauka, 1983. – 184 s.
8. Mil'ner B.Z. Teoriya organizatsii: Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2001. 480 s.
9. Fatkhutdinov R.A. Organizatsiya proizvodstva: Uchebnik. M.: INFRA-M, 2001. 672 s.
10. Ekonomika i menedzhment: problemy i perspektivy / Pod red. d-ra ekon. nauk, prof. A.V. Babkina. SPb.: Izd-vo Politekhn. Un-ta, 2005. 774 s.
11. Gribov V.D., Gruzinov V.P. Ekonomika predpriyatiya: Uchebnik. Praktikum. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Finansy i statistika, 2004. 336 s.
12. Formirovanie innovatsionnoi ekonomiki: problemy i perspektivy / Pod red. d-ra ekon. nauk, prof. A.V. Babkina. SPb., 2011. 384 s.
13. Levchaev P.A. Ekonomika novogo tekhnologicheskogo uklada. Finansovye aspekty innovatsionnogo vektora razvitiya ekonomiki regiona. / P.A. Levchaev-Germaniya, «Palmarium Academic Publishing», 2015. 116 s.
14. Levchaev P.A. Problemy tsifrovoi ekonomiki. // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika. Tom 5 № 5, 2017. URL: ttps://naukaru.ru/ru/nauka/article/18558/view.
15. Levchaev P.A. Tsifrovaya ekonomika kak budushchee nashei zhizni [Elektronnyi resurs] // Russian Journal of Management, 2018, Tom 5 № 4. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19735/view
16. Levchaev P.A. Blokchein-tekhnologii i virtualizatsiya biznes-protsessov kak osnova tsifrovogo uklada obshchestva. [Elektronnyi resurs] // Nauchno-prakticheskii i analiticheskii zhurnal «InnoTsentr». №2, 2018. S. 1-12. URL: http://innoj.tversu.ru/Vipusk2(19)2018/1%20-%20Levchaev.pdf
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.