Статья 'Эффективность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Efficiency of government subsidization of small and medium businesses as a factor of sustainable urban development

Prygunova Mariya Igorevna

ORCID: 0000-0003-4290-6487

PhD in Economics

Leading Researcher of the Department of Qualitative Research of GBU "Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan", Associate Professor of the Department of General Management of Kazan (Volga Region) Federal University

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Karla Marksa, 23/6, of. 1004

mariya.prigunova@tatar.ru
Other publications by this author
 

 
Nikiforova El'vira Gumarovna

PhD in Economics

Docent, the department of General Management, Kazan Federal University

42008, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Kremlevskaya, 18

aelvir4ik@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-7802.2019.1.28649

Received:

13-01-2019


Published:

22-03-2019


Abstract: The object of this research is the government subsidization of small and medium businesses (SMB) as a factor of sustainable urban development. Under the “green city” and “sustainable city” the authors mean the balanced social, economic, and technical co-development. Moreover, the author present an original matrix for forecasting development of small and medium business in the Republic of Tatarstan until 2020, which allows making effective decisions by the branches of government responsible for development of small and medium-size businesses the region. An assessment is given to the established levels of risks in the activity of small and medium businesses based on probability method, with consideration of forecasting data presented in the official sources: GRP and financing of small and medium businesses in the Republic of Tatarstan. The research allowed concluding that in order to meet the planned targets on increasing the portion of SMB in the GRP with a preset amount of funding, it is necessary to increase the efficiency of measures on subsidization of SMB. The authors believe that it must become the main priority in the measures on subsidization of SMB across not only the region, but its capital Kazan in particular.


Keywords:

green city, sustainable development of the city, entrepreneurship, support, measures of financial incentives, the development of enterprises, forecasting, efficiency, evaluation, factors

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В настоящее время устойчивое развитие страны, региона, города, предприятия - это исключительно важное направление на любом уровне развития. В научной литературе в России последнее время особое внимание уделяется проблемам «зеленых» городов.

Нынешнее обострение международной напряженности означает переход от нормальной фазы к мобилизационной. Поэтому понятие «зеленый город» не следует трактовать буквально, т.е. только как хорошо озелененный город, как это делалось в 1930-х гг. в СССР. «Зеленый город» – это также хорошо защищенный город [1]. Сегодня термин «зеленый» обозначает комплекс условий, среди которых наиболее важными являются здоровье и безопасность горожан, создаваемые природными и техническими средствами с помощью экономических ресурсов [2].

В западной практике под «зеленым» городом понимается сбалансированное социальное, экономическое и материально-техническое со-развитие; где рационально используются ресурсы окружающей среды; устанавливаются приемлемые уровни негативного воздействия вредных факторов на окружающую среду [3]. Помимо термина «зеленый» город в значении «экологически здоровый город» используют такие термины, как «город-сад», «экосити» и «экополис», «компактный город», «низко-углеродный город» и другие. В академическом сообществе есть устойчивое мнение, что концепты «экосити», «устойчивый город» и «зеленый город» являются синонимами [4].

Вследствие кардинальных перемен в общественном устройстве России и ряда критических состояний (войны, смена типов общественного производства), одной траектории развития концепции «зеленого города» в отечественной науке и практике не могло сложиться [5].

Основной особенностью, которую необходимо учитывать при изучении и построении модели городов России, является их структурно-функциональная организация, которая все более подчиняется геополитическим процессам в стране и мире. Этими процессами являются: борьба за ресурсы, за устойчивость существующей политической и экономической систем в стране и одновременно – борьба за геополитическое доминирование в мире; ускоряющееся технологическое развитие; законы глобального рынка; растущий разрыв между богатыми и бедными слоями городского населения; ухудшение экологической обстановки; «инверсия пространства». Сегодня российские мега-города находятся на этапе перехода от индустриальной их модели к постиндустриальной, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные процессы.

Под устойчивым развитием, как правило, понимается достижение трех основополагающих целей: экономического и социального прогресса и охраны окружающей среды.

____

Рис. 1 . Общепринятая взаимосвязь факторов устойчивого развития города

На наш взгляд, данная структура факторов не учитывает тот факт, что экономическая сфера доминирует над двумя другими, так при эффективном развитии экономики региона / города можно улучшить состояние социальной и экологической сфер.

В случае высокого уровня развития инфраструктурного потенциала региона необходимо создавать институциональные условия для того, чтобы инфраструктура стала центром притяжения бизнеса в регион, будучи драйвером роста. Если при среднем (низком) уровне развития инфраструктурного потенциала среднегодовые темпы роста Валового регионального продукта (ВРП) высокие, то видится целесообразной реализация функции создания и диффузии эффективных форм экономического поведения с целью эффективного инвестирования в инфраструктуру, в случае средних темпов роста ВРП, с нашей точки зрения, предпочтение следует отдать реализации инновационной функции, направленной на модернизацию и интенсификацию. Если средние темпы роста ВРП невысоки, то нами рекомендуется реализация воспроизводственной функции.

Таблица 1

Стратегия выбора инфраструктурных инструментов формирования экосистемы бизнеса в регионе [6]

Среднегодовые темпы роста ВРП

Инфраструктурный потенциал

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

СРЕДА

Управление спросом.

Управление инфраструктурными активами как большими, частично интегрированными системами, создание координационного совета на федеративном уровне и проектных офисов по развитию инфраструктуры в регионах

Средний

ПРОЦЕСС

Создание сквозной (от планирования до реализации проекта и операций), долгосрочной, сетевой перспективной концепции развития по всем классам инфраструктурных активов

ПРОЕКТ

Учет долгосрочного и краткосрочного эффекта от реализации инфраструктурного проекта. Контроллинг развития инфраструктуры, прозрачность отбора для финансирования проектов инфраструктуры по объективным критериям. Управление риском и доходностью инфрастр. проектов

ОБЪЕКТ

Оптимизация операционных, а также капитальных расходов на обслуживание инфраструктурный объектов.

Стимулирование инноваций и интенсификации инфраструктурного развития. Стимулирование частных инвесторов к инвестированию к

в инфраструктурные активы на основе превентивно выявленной потребности в инфраструктурном развитии

Низкий

Что касается изучения устойчивости городов, необходимо отметить отсутствие современных российских междисциплинарных исследований по комплексной оценке степени экологизации российских мегаполисов на основе анализа объективных показателей, субъективных мнений разных городских групп населения и мнений экспертного сообщества. Кроме того, ограничением данных методик является невозможность отслеживания динамики развития устойчивости городов во времени. Учитывая данные ограничения, специалистами Казанского федерального университета разрабатывается методика по измерению степени перехода российских городов на стандарты «зеленых» на основе субъективных оценок и объективных показателей, а также с учетом оценки динамики основных компонентов данного типа города и обеспечения их сравнимости с имеющимися в открытом доступе российскими методиками измерения экологизации городов (SGM, Экологический рейтинг городов России, Зеленый патруль, и т.д.).

В рамках проекта в 2018 году уже было проведено кабинетное исследование с целью изучения профилей российских городов (на примере г. Москва, г. Казань), их экологических, экономических, технологических, инфраструктурных и социальных характеристик, исходя из операционализации понятия «зеленый» город.

В 2019 году будет проведена работа по разработке интегрального индекса устойчивости г. Москвы и г. Казани, представим основные показатели, касающиеся экономической сферы, которые будут учтены в интегральном индексе в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели устойчивости за 2017 год*

Показатель

Казань

Москва

Демографическая нагрузка

0,70

0,66

Диверсифицированность рынка труда, индекс Херфиндаля-Хиршмана

1147

1459

Удельный вес убыточных организаций от общего числа организаций, %

21,04

25,5

Уровень безработицы

0,63%

1,30%

Инвестиции в основной капитал на 1 человека в трудоспособном возрасте, тыс. руб. / чел.

221,7

161,7

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб/10000 чел.

1491989,7

1615103,6

Говоря об оценке экономического развития городов нельзя не оценить уровень развития малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день малый и средний бизнес в Казани вносят весомый вклад в городскую экономику. Почти половина (47%) от общего числа зарегистрированных в Татарстане субъектов малого и среднего бизнеса приходится на столицу республики. Также на Казань приходится больше половины от общего оборота и налоговых отчислений татарстанских предпринимателей [7]. Результаты мониторинга деятельности предприятий сферы МСП в г.Казани приведены в таблице 3 [8].

Таким образом, мы можем проецировать основные тенденции, связанные с развитием МСП в регионе на г.Казань.

Таблица 3

Результаты мониторинга деятельности предприятий сферы малого и среднего предпринимательства в г.Казани

п/п

Наименование показателей объектов мониторинга

Единица измерения

9 месяцев 2016 года

9 месяцев 2017 года

9 месяцев 2018 года

Темп роста к аналогичному периоду 2017 года

1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории города Казани

единиц

63741

79799

81908

102,6

1.1

Количество экономически активных малых предприятий

единиц

32702

46470

45652

98,2

1.2

Количество экономически активных средних предприятий

единиц

188

162

235

145,1

1.3

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей

единиц

30851

33167

36021

108,6

2

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях

тыс.чел.

186.5

179,8

174,6

97,1

3

Среднемесячная заработная плата работников

тыс. рублей

22,9

25,1

23,9

95,3

4

Оборот малых предприятий

млрд рублей

324,7

348,2

433,6

124,5

Далее мы провели оценку сложившихся уровней рисков в деятельности МСП основываясь на вероятностном методе, с учетом следующих прогнозных данных, предоставляемых в официальных источниках:

- ВРП;

- финансирование МСП.

Данные показатели в полном объеме отражают возможные внешние и внутренние риски деятельности МСП.

Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2019-2024 годы содержит следующие данные прогнозных значений ВРП (таблица 4) [9, 10].

Таблица 4

Прогноз ВРП в Республике Татарстан на 2019 -2024гг.

млрд руб

2017 (факт)

2018 (оценка)

2019 (прогноз)

2020 (прогноз)

2021 (прогноз)

2022 (прогноз)

2023 (прогноз)

2024 (прогноз)

2116

2229

2350

2467

2683

2922

3184

3447

Таким образом, рост ВРП в среднем происходит от 4 до 8% ежегодно. Согласно представленным статистическим данным в п.1 доля субъектов МСП в ВРП Республики Татарстан за 9 месяцев 2017 года составила - 25,4%. Составим прогнозные значения доли субъектов МСП в ВРП РТ на 3 года, с использованием метода сценарного планирования. Согласно Паспорту Подпрограммы развития и мировому значению вклада МСП ВВП, предположим, что при оптимальных условиях предоставления мер государственной поддержки, произойдет увеличение доли субъектов МСП в ВРП РТ до 40%.

Таблица 5

Прогнозные показатели развития МСП в ВРП в Республике Татарстан на 2018-2020 гг. [11]

млрд руб.

Показатели

2018 (оценка)

2019 (прогноз)

2020 (прогноз)

Прогноз ВРП

2229

2350

2467

Доля МСП в ВРП, в %

25%

30%

40%

Доля МСП в ВРП, в руб.

557,25

705

987

Далее рассмотрим прогноз финансирования развития МСП на территории Республики Татарстан из Паспорта Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы».

Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 3000000,0 тыс. рублей, в том числе средства бюджета Республики Татарстан - 3000000,0 тыс. рублей, а также планируемые к привлечению средства федерального бюджета.

Таблица 6

Финансирование Подпрограммы «Развитие МСП в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы» [11]

тыс.руб.

Год

Средства бюджета Республики Татарстан

Итого

2018

1 000 000,0

1 000 000,0

2019

1 000 000,0

1 000 000,0

2020

1 000 000,0

1 000 000,0

Всего

3 000 000,0

3 000 000,0

Далее необходимо будущие потоки доходов привести к единой величине текущей стоимости (к 2018 году). Ставку дисконта возьмем на уровне годовой инфляции 3,4 %. (таблица 7).

Таблица 7

Финансирование Подпрограммы «Развитие МСП в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы» с учетом дисконтирования**

тыс.руб

Год

Финансирование

2018 год

1 000 000

2019 год

967 117

2020 год

935 453

Таким образом, мы получаем прогнозные значения для построения Матрицы прогноза развития МСП до 2020 года, при этом отметим два варианта развития событий, который будут базироваться на том, что сумма финансирования, предполагаемая на реализацию программ поддержки МСП может уменьшится (с учетом обесценивания), либо получить дофинансирование.

Доля МСП в ВРП в Республике Татарстан

30-40 %

25-30%

0-25%

Менее 100%

100% к уровню 2018 года

Более 100%

Финансирование Подпрограммы «Развитие МСП в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы»

Рис.2. Матрица прогноза развития МСП до 2020 года, в % **

Представим данную матрицу в числовых прогнозных значениях на рисунке 3.

Доля МСП в ВРП в Республике Татарстан

705-987

557-705

До 557

Менее 1

1

Более 1

Финансирование Подпрограммы «Развитие МСП в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы»

Рис.3. Матрица прогноза развития МСП до 2020 года,млрд руб.**

Опишем полученные секции матрицы в таблице 8.

Таблица 8

Описание матрицы прогноза развития МСП до 2020 года**

Секция

Тип динамики

Вероятность

Красная зона

Негативная

Выше средней

Зеленая

Положительная

Ниже средней

Желтая

Нейтральная

Наиболее вероятный путь - получается на пересечении красной и зеленой секций

Серая

«Слепые зоны»

Мало вероятные

Таким образом, мы видим, что для достижения плановых значений по увеличению доли МСП в ВРП при неизменной сумме финансирования необходимо увеличение эффективности самих мероприятий мер поддержки МСП. На наш взгляд это должно стать основным приоритетом в реализации мер поддержки МСП не только в развитии региона в целом, но и в её столице (г. Казани) - от перехода увеличения финансирования и разработки новых мер поддержки к увеличению эффективности действующих мер поддержки. Это позволит сделать еще один шаг к устойчивости развития города, а сэкономленный бюджет можно направить на развитие социальной и экологической составляющих города.

* Составление рейтингов устойчивого развития городов России (2018) URL:

http://www.agencysgm.com/projects/sostavlenie-reytinga-gorodov-rossii-v-oblasti-ustoychivogo-razvitiya/

** Составлено авторами

References
1. Ermolaeva P.O. (2017) In the labyrinths of the «sustainable city» concepts: the meta-analysis of contemporary studies. The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication, Special Edition December 2017, Pp.1288-1293.
2. Yanitsky O.N. (2018) Russian Megalopolis: Processes of Divergence, Separation and Integration of its Agents // International Journal of Political Science (IJPS). Volume 4, Issue 3,Pp. 5-13.
3. Karlenzig W., (2007) How green is your city ? The Sustain Lane U S City Rankings, Post Carbon Institute, California
4. Hassan, A. M., & Lee, H. (2014). A theoretical approach to the design of sustainable dwellings in hot dry zones: A Toshka case study. Tunnelling and Underground Space Technology, 40, 251–262.
5. Yanitsky, O., & Usacheva, O. (2017). History of the "Green City" in Russia. Journal of History Culture and Art Research, 6(6), 125-131.
6. Palei T.F. Infrastrukturnye instrumenty formirovaniya ekosistemy biznesa v regione // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki №6. 2018. C. 67-76.
7. Gde biznesu zhit' khorosho. Kazan' na vtorom meste s Moskvoi po chislu sub''ektov MSB. Istochnik Real'noe vremya [Elektronnyi resurs].URL: https://realnoevremya.ru/articles/114340-10-faktov-o-malom-i-srednem-biznese-v-kazani-i-tatarstanehttps://realnoevremya.ru/articles/114340-10-faktov-o-malom-i-srednem-biznese-v-kazani-i-tatarstane (data obrashcheniya 07.01.2019)
8. Ofitsial'nyi sait Komiteta ekonomicheskogo razvitiya g. Kazani: https://www.kzn.ru/meriya/ispolnitelnyy-komitet/komitet-ekonomicheskogo-razvitiya/biznes-v-kazani/. (data obrashcheniya 02.01.2019).
9. Prygunova M.I., Nikiforova E.G. Osobennosti primeneniya indikativnogo podkhoda k otsenke effektivnosti podderzhki sub''ektov malogo i srednego predprinimatel'stva so storony organov gosudarstvennoi vlasti (na primere Respublike Tatarstan). Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2018. T. 19. № 10 S. 3075-3084.
10. Gosudarstvennoi programmy Respubliki Tatarstan «Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika Respubliki Tatarstan na 2014-2020 gody» [Elektronnyi resurs].URL : http://mert.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-ekonomicheskoe.htm (data obrashcheniya 02.01.2019).
11. Podprogramma «Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Respublike Tatarstan na 2018-2020 gody» [Elektronnyi resurs]. URL: http://mert.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-ekonomicheskoe.htm (data obrashcheniya 02.01.2019).
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.