Статья 'Институциональная среда региональной отраслевой кластеризации' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Institutional Environment of Regional Industry Clustering

Shakirova Ramziya Kavievna

PhD in Economics

 
Ramziya K. Shakirova
PhD (Economics), Associate Professor, the Analysis and Accounting Chair, the Institute of Economics, Management and Finance, the FSBEI HPO "Mari State University"; ramziya05@gmail.com;

1, pl. Lenin, Yoshkar-Ola, 424000, Republic of Mari El, Russia

ramziya05@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7802.2016.3.19973

Received:

03-08-2016


Published:

25-01-2017


Abstract: The object of the research is the process of formation of regional industry clusters, the subject of the research is the institutional environment that affect the formation and development of clusters in the regions. The author of the article considers theoretical aspects of topics related to the concept of "institution" and "institutional environment". In particular, she outlines the main qualifying features of the concept "institution", methods of classification of institutions, highlights the basic elements of the institutional environment of regional cluster development. Special attention is paid to the algorithm used to analyze the institutional environment of regional clustering. The main research method involves a set of abstract-logical methods (induction and deduction, analysis and synthesis, analogy and comparison, formalisation and modelling). The main conclusion of the research is that for the initial stage of studying the institutional environment of the cluster it is better to divide institutions into different groups depending on their level of formalization and level of control. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author defines elements of the institutional environment for cluster development of the regions, and also develops the algorithm for this kind of analysis.


Keywords:

region's competitiveness, economic growth, innovation economics, spatial development, industrial cluster, institution, institutional environment, classification of institutions, element of the institutional environment, analysis algorithm

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение
Одним из трендов, связанных с переводом страны от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста и повышением региональной конкурентоспособности, является переход к новой модели пространственной эволюции России. Это предполагает, как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, необходимость формирования новых центров роста и «создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий» 1. Между тем, современная экономическая наука уделяет значительное внимание институциональным аспектам происходящих хозяйственных процессов, что требует изучения теории и методологии кластерного развития территорий в соответствующем ключе.
Результаты исследования.

В теории институционализма базовым является понятие «институт». Данный термин имеет множество различных определений (таблица 1), основной смысл которых сводится к акцентированию внимания на нормах и правилах общественного взаимодействия.

Таблица 1. Варианты трактовки термина «институт»

Автор

Определение

Источник

Т. Гоббс

Институт – социальный контракт между людьми, которые жили без государства в обществе и наносили ущерб друг другу в погоне за выгодой.

Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1964. – 748 с.

Э. Дюркгейм

Институты – это любой вид мыслей, действий и чувств, ограничивающие индивидов.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М.: Канон, 1995.- 352 с.

Д. Норт

Институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия – будь то в политике, социальной сфере или экономике

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.- М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.- 180 с.

Т. Парсон

Институты – это нормативные модели, которые определяют, что в данном обществе считается должным, заданным или ожидаемым образом действия или социального взаимоотношения.

Парсон Т. Мотивация экономической деятельности. О структуре социального действия.- М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.

В.Б. Корнейчук

Институт – принятые в обществе правила взаимодействия индивидов, сложившиеся в процессе развития культуры и определяющие привычный способ организации той или иной сферы общественной жизни.

Корнейчук В.Б. Институциональная экономика: учебное пособие для вузов.- М.: Гардарики, 2007.- 255 с.

Источник: Составлено автором

Таким образом, по своей сущности институт – это комплекс правил (формальных и неформальных) взаимодействия в обществе и механизмов обеспечения соблюдение этих правил, которые направлены на снижение уровня неопределенности общественных отношений и должны приводить к снижению трансакционных издержек (таблица 2).

Таблица 2. Основные квалифицирующие признаки категории «институт»

Признак

Характеристика

Сущность понятия

Совокупность формальных и неформальных правил взаимодействия между людьми, а также соответствующих механизмов обеспечения соблюдения этих правил

Основная функция

Снижение уровня радикальной неопределенности, с которой сталкиваются индивиды, принимая решения

Логическая структура

1) адресат норм и правил;

2) описание условий (ситуации), в которых должны соблюдаться конкретные нормы и правила;

3) описание порядка действий;

4) описание санкций за нарушение норм и правил

Принципы эффективного функционирования институтов

1) реализация функций, призванных удовлетворить определенные общественные потребности;

2) создание рамочных условий функционирования различных экономических субъектов для оптимизации этой деятельности;

3) минимизация затрат и максимизация полезного результата деятельности экономических субъектов разных уровней;

4) учет человеческого фактора, формирование уровня сознания, накопление опыта, передача информации [2]

Источник: Составлено автором

Под институциональной средой (ИС), как известно, принято понимать совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые формируют базис для производства, обмена и распределения и определяют рамки человеческого поведения [3].

В коллективной монографии под общей редакцией украинского профессора З. Г. Ватаманюка наряду с общепринятым понятием утверждается, что институциональная среда - это чёткий, упорядоченный набор институтов, которые определяют ограничения для экономических субъектов, формирующихся в границах той или иной системы координации хозяйственной деятельности [4].

Современные отечественные ученые [5] к основным элементам институциональной среды относят:

1) формальные и неформальные правила, структурирующие процесс взаимодействия между экономическими агентами;

2) «носителей» правил - субъекты, обеспечивающие установление и реализацию норм и правил взаимодействия между экономическими агентами.

Иными словами, в структуру понятия «институциональная среда» помимо норм и правил включается также организационная составляющая.

В зависимости от выбранной для исследования системы координации хозяйственной деятельности (от объекта воздействия соответствующих экономических институтов) российскими авторами предлагаются самые разные срезы анализа институциональной среды. Например, изучается институциональная среда: экономического роста [6]; постиндустриальной экономики [7, 8] и неоиндустриальной модернизации экономики [9]; инновационной экономики [10-13]; структурных сдвигов в экономике [14]; развития рыночных отношений и торговли [15]; финансового рынка [16]; инвестиционных отношений [17, 18]; повышения конкурентоспособности региональной экономики [19, 20]; сбалансированного развития муниципальных образований в регионе [21]; развития предпринимательской деятельности [22]; развития малого и среднего бизнеса [23]; агропродовольственного бизнеса [24]; формирования и развития человеческого капитала [25]; формирования институтов развития [26]; развития монопрофильной территории [27]; социальной ответственности бизнеса [28]; организаций [29, 30] и т. д.

Следует также отметить, что учитывая многогранность концепции институционализма, в литературе, кроме деления на формальные-неформальные, предлагаются различные способы классификации институтов (таблица 3). Так, отечественными учеными [31] выделяются следующие варианты группировки институтов: по происхождению – естественные и искусственные; по типу возникновения – первичные и вторичные; по степени оригинальности – оригинальные и заимствованные; по сфере функционирования – экономические, политические и социальные; по сложности – простые и сложные; по характеру воздействия на поведение субъектов – сигнализирующие, регулирующие и стимулирующие; по отношению к субъекту – эндогенные и экзогенные; по степени зрелости – развивающиеся, развитые и разрушающиеся; по степени эффективности – эффективные и неэффективные и др.

Таблица 3. Классификация институтов

Классификационный признак

Виды институтов

Примечания

По уровню формализации

- формальные

законодательно установленные нормы, регулирующие процесс взаимодействия между субъектами общественных отношений. Могут оформляться в виде:

а) отдельного нормативно-правового акта,

б) отдельных норм в рамках более общего нормативно-правового акта,

в) подзаконного акта,

г) внутреннего (локального) документа организации

- неформальные

принятые в обществе и не оформленные законодательно обычаи и правила взаимодействия между акторами

По происхождению

- естественные

возникают естественным путем в результате эволюции общественных отношений

- искусственные

появляются в результате сознательных целенаправленных действий государства и общества

По типу возникновения

- первичные

являются основой для функционирования институтов более низкого порядка

- вторичные

для формирования и функционирования этих институтов необходимо наличие эффективной системы институтов более высокого порядка

По отношению к субъекту

- внешние (эндогенные)

нормы и правила, возникающие вне поля деятельности конкретных субъектов

- внутренние (экзогенные)

нормы и правила, формирующиеся внутри и по воле самих субъектов общественных отношений

По сфере функционирования

- экономические

институты, регулирующие экономические отношения в обществе

- политические

институты, оказывающие влияние на политические отношения в обществе

- социальные

институты, воздействующие на социальные отношения

По степени определенности участников

- ориентированные на определенный круг участников

регулирующее воздействие институтов направлено на определенную категорию участников общественных отношений

- ориентированные на неопределенный круг участников,

регулирующее воздействие институтов направлено на всех лиц, которые могут выполнять действия, организуемые данным институтом

По характеру воздействия на поведение субъектов

- сигнализирующие

не оказывают прямого влияния на поведение субъектов, но сигнализируют о направлениях государственной политики, позволяют координировать действия различных субъектов общественных отношений с действиями органов власти, т. о. косвенно влияют на выбор типа поведения субъектов

- регулирующие

оказывают прямое регулирующее воздействие на поведение субъектов

- стимулирующие

побуждают акторов выбирать определенный тип поведения предоставлением различных льгот и стимулов

По уровню воздействия

- мегаинституты

институты международного уровня

- макроинституты

институты общегосударственного уровня

- мезоинтитуты

региональные и отраслевые институты

- микроинституты

общие институты внутрифирменного регулирования

- миниинституты

внутрифирменные институты узкой направленности

- наноинституты

институты, регулирующие поведение отдельных индивидов и домашних хозяйств

По сложности (наличию внутренней структуры)

- простые

институты, которые невозможно разделить на более мелкие составляющие

- сложные

составные институты, которые могут быть разделены на более простые компоненты

По способу функционирования

- институты общественного механизма

институты функционируют непосредственно на основе институтов более высокого уровня, норм доверия и делового оборота

- государственный механизм

институты функционируют посредством органов и механизмов государственной власти и управления

- специальные организации

институты функционируют посредством специально созданных организаций

По степени зрелости

- развивающиеся

находящиеся в процессе перехода к более совершенному состоянию

- развитые

достигшие высокой степени развития

- разрушающиеся

находящиеся в стадии распада, разрушения

По степени оригинальности

- оригинальные

вполне самостоятельные, не заимствованные, чуждые подражательности институты

- заимствованные

перенятые институты, опыт работы которых почерпнут откуда-либо (обычно за рубежом)

По степени эффективности

- эффективные

действенные, приводящие к нужным результатам

- неэффективные

безрезультатные, непроизводительные, недейственные, не дающие нужного эффекта

Источник: Составлено автором с учетом [31]

По уровню воздействия авторы различают: а) мегаинституты международного уровня; б) макроинституты общегосударственного уровня; в) региональные и отраслевые мезоинтитуты; г) микроинституты - общие институты внутрифирменного регулирования; д) внутрифирменные миниинституты узкой направленности; е) наноинституты, регулирующие поведение отдельных индивидов и домашних хозяйств.

Очевидно, что для начального этапа изучения институциональной среды кластерного развития регионов оптимальным является разделение институтов по двум признакам: по уровню формализации и по уровню воздействия с укрупненным делением на макро- и мезоинституты.

Институциональная среда регионального кластерного развития включает следующие элементы [32]: 1) институты, влияющие на формирование и сохранение человеческого потенциала региона; 2) институты, оказывающие воздействие на предпринимательскую активность (деловую среду); 3) институты, создающие основу инвестиционной активности и содействующие привлечению капитала в экономику региона; 4) институты, стимулирующие инновационное развитие и создающие инновационный потенциал региона; 5) институты, укрепляющие внешнеэкономические позиции субъекта РФ, в том числе оказывающие поддержку внешнеторговой деятельности и укреплению внешних связей; 6) институты, позволяющие реализовать конкурентные преимущества региона.

Сложность структуры институциональной среды кластерного развития региона самым непосредственным образом влияет на алгоритм ее анализа (рисунок 1).

На первом подготовительном этапе анализа осуществляется: а) постановка целей и задач процедуры анализа; б) выявляются, систематизируются и детализируются элементы институциональной среды, влияющие на формирование региональных отраслевых кластеров; г) подбор адекватных методов для оценки выделенных элементов институциональной среды.

Второй этап - аналитический, он предусматривает проведение тщательного отбора показателей и индикаторов, характеризующих различные элементы институциональной среды; поиск источников информации и непосредственный анализ полученной информации. Анализ проводится в разрезе каждого из элементов институциональной среды кластерного развития региона. При этом, как было указано ранее, целесообразно проводить оценку формальных и неформальных институтов, а также оценку субъектов, обеспечивающих установление и реализацию норм и правил, на макро- и мезоуровне. На этом же этапе с учетом полученных результатов анализа идентифицируются проблемы развития институциональной среды и причины их возникновения.

На третьем заключительном этапе определяются возможные пути преодоления институциональных барьеров и формулируются общие выводы.

.png

Рисунок 1. Алгоритм анализа институциональной среды кластерного развития региона

Качественная и количественная оценка институциональной среды кластерного развития регионов России может быть основана на способах, которые предлагаются в литературе [5, 33]. К этим способам относится анализ на основе: 1) опросов предприятий и населения как пользователей государственных услуг; 2) опросов экспертов; 3) макроэкономических показателей (статистические данные); 4) прямых измерений конкретных качественных характеристик (с использованием стандартных тестов). Отечественными учеными утверждается, что для проведения качественного анализа институциональных барьеров инновационного развития экономики России, необходимо рассмотрение аспектов институциональной среды с точки зрения относительного положения в международных сопоставлениях, а также динамику этих относительных показателей.

Мировой практикой наработан определенный опыт оценки институциональной среды социально-экономического развития территорий [5], исследовательские институты и организации используют самые разные наборы индикаторов для проведения соответствующей работы (таблица 4). На базе полученных интегральных показателей обычно выстраивается рейтинг территорий. Как отмечают специалисты, данные рейтинги не всегда точны, но дают общее представление о положении страны в определенной системе координат.

Таблица 4. Индексы, характеризующие развитие институциональной среды (мировая практика)

Методика

Авторство

Основные параметры

Индекс экономических свобод

Стратегический исследовательский институт США (Heritage Foundation Economic Freedom of the World)

Состоит из 10 разделов, по которым рассчитывается свой субиндекс:

- права собственности;

- свободы от коррупции;

- фискального регулирования;

- государственного вмешательства в экономику;

- регулирования бизнеса;

- регулирование рынка труда;

- монетарного регулирования;

- торговой политики;

- инвестиционного регулирования;

- регулирования финансового сектора

Индекс экономических свобод

Институт Фрайзера (Fraser Institute)

Интегральный индекс экономической свободы включает 5 основных сфер анализа, состоящих из 38 компонентов. Применяется система рейтингов от 0 до 10 (где 0 − наименее, 10 − наиболее высокий уровень). Основные сферы анализа индекса:

- размеры государства − налоги, государственные расходы, государственное предпринимательство (5 компонентов);

- законодательная система и обеспечение прав собственности (5 компонентов);

- надежность денежной системы (4 компонента);

- внешнеэкономическая сфера, свобода международной торговли (9 компонентов);

- регулирование кредитования, рынка труда и предпринимательской деятельности (15 компонентов)

Индекс условий для ведения бизнеса

Всемирный банк (World Bank Doing Business)

Состоит из набора индикаторов, призванных измерить трансакционные издержки по следующим направлениям:

- открытие нового бизнеса;

- лицензирование;

- наем и увольнение сотрудников;

- разрешение на строительство;

- подключение к электросетям;

- регистрация собственности;

- получение кредита;

- защита инвесторов;

- уплата налогов;

- внешнеэкономическая деятельность;

- обеспечение исполнения (инфорсмент) контрактов;

- банкротство и закрытие бизнеса

Индикатор восприятия коррупции

Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру (Transparency International)

Интегральный индикатор, определяемый на основе различных данных за 2 года, предшествующих отчетному периоду. Рассчитывается на основании данных опросов, основная цель которых состоит в измерении степени распространения коррупции в определенном регионе. Отражает оценку восприятия людьми уровня коррупции в государственном секторе и не претендует на объективное измерение масштабов коррупции в стране

Индикаторы качества государственного управления

Всемирный банк (World Bank Worldwide Governance Indicators)

Сводный индекс, включающий следующие субиндексы:

- права граждан и подотчетность государственных органов;

- стабильность политической системы и отсутствие насилия;

- эффективность органов государственного управления;

- качество регулирующих институтов;

- качество правовых институтов;

- антикоррупционный контроль.

Позволяет измерить следующие аспекты:

- качество государственных услуг;

- качество государственной службы;

- уровень независимости государственной службы от политических давлений;

- качество выработки политики и ее выполнения;

- уровень доверия к правительству относительно обязательств выполнения

государственных программ

Интегральный показатель инновационного развития

Аналитическое подразделение британского журнала «Economist Intelligence Unit» (EIU)

Основан на системе индикаторов инновационной активности. Включает большое число факторов:

- численность занятого в НИОКР персонала,

- количество ученых,

- государственные расходы на НИОКР в процентах от ВВП,

- патентная активность,

- индикаторы «взаимодействия» – взаимосвязи между научным и производственным сектором [34]

Оценка масштабов теневой экономики

Всемирный банк и университет Кеплера

Косвенный анализ методом спроса на наличные деньги

Показатель изобретательской активности

Статистический показатель

Количество заявок на охрану прав промышленной собственности в расчете на 10 тыс. жителей

Источник: Составлено автором

Заключение.

Следует отметить, что анализ состояния институциональной среды не является самоцелью. Его конечным итогом должно являться выделение позитивных и негативных явлений и тенденций, поиск способов борьбы с выявленными институциональными барьерами и рисками, а также стимулирование положительных факторов социально-0экономического развития регионов. В заключение отметим, что к факторам, оказывающим влияние на формирование институтов инновационного развития территорий [35-42], можно отнести: 1) высокую зависимость институциональной матрицы от прошлого; 2) степень общественной востребованности институциональных преобразований; 3) уровень общественного сознания и политическая воля; 4) сообразное использование механизмов трансплантации институтов; 5) уровень финансового обеспечения преобразований.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.