Статья 'Совершенствование налогообложения коммерческих банков в условиях инновационной экономики' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Improving Taxation of Commercial Banks Under the Conditions of Innovation-Driven Economy

Nikulkin Roman Nikolaevich

student of the Department of Finances and Credit at N.P. Ogarev's Mordivian State University

430000, Russia, Republic of Mordovia, Saransk, Polezhaev's str., 44, bld. 25

goalkiper.95@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-7802.2016.1.15485

Received:

04-06-2015


Published:

26-12-2015


Abstract: The subject of the research article is the combination of financial and economic relations between commercial banks, tax authorities and economic entities in the process of taxaton. The author examines theoretical and practical aspects of developing taxation of the financial sector, in particular, commercial banks. This is an obviously important research topic because developing taxation of the financial sector has always been the indicator of the economic development in general as well as the indicator of the developed financial policy while taxation of commercial banks is the essential element of the 'proper operation' of the country's finance system. In this research Nikulkin has analyzed aspects of taxation of foreign commericial banks and offers measures aimed at improving the process of taxation of commercial banks in the territory of the Russian Federation. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author has developed theoretical provisions and practical recommendations on developing taxation of commercial banks taking into account peculiarities of their activity under the conditions of further reformation of the country's taxation sytem. The author concludes that in response to the processes ongoing as part of the innovation-driven economy, improving taxation of commercial banks will increase tax revenues which, in the long run, will improve the country's economy in general. Moreover, by restributing gained revenues the government will be able to solve the problems of disadvantaged people and relieve the social tension. 


Keywords:

Taxation, Commercial Bank, Economy, Budget, Income, Taxpayer, Ministry of Finance, Central Bank of the Russian Federation, Tax Administration, Financial institutions

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

В современных условиях очень сложно представить жизнедеятельность людей без использования технологий. Любой процесс основан на потоке инвестиций, на технологическом совершенствовании, на производстве высококачественной продукции и т.д. Подобная модель инновационной экономики многих развитых стран, обеспечивает им экономическое превосходство в плане научно-технического прогресса и дальнейшего развития экономики страны. Интеллектуальные продукты, производимые этими странами, способствуют возникновению повышенного спроса со стороны государств, специализирующихся на производственном процессе материальных благ и предоставлении услуг. Инновационная экономика – это форма постиндустриального общества, отличительной чертой которого является то, что основным источником создания нового богатства выступают инновации. Переход к инновационному развитию, в данном случае, рассматривается как переход к инновационной экономике, то есть переход к тому моменту, при котором инновации становятся источником создания нового богатства. Причем, фундаментом инновационной экономики выступает высококачественный человеческий капитал, обеспечивающий не менее высокий уровень развития образования, и его научно-исследовательская модернизация. Немаловажна роль государства в научно-исследовательской сфере. Государство определяет концепции и приоритеты, а также и воплощение в реальность процесс инновационного развития общества. А именно, государство может финансировать неприбыльные инновационные области деятельности, либо создать систему субсидий, дотаций, налоговых льгот для организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Основным ресурсом в инновационной экономике являются не материальные факторы производства, как в индустриальной экономике, а трудовые, в структуре которых резко повышается удельный вес интеллектуального труда исследователей и разработчиков. Особое внимание в условиях инновационной экономики следует уделять процессу налогообложения. Основным инструментом косвенного регулирования инновационной деятельности, способствующим инновационному развитию страны, является налоговая система, которая на данный момент не способна полноценно стимулировать инновации, так как действующее налоговое законодательство имеет ряд проблем и недостатков, препятствующих эффективному функционированию инновационных организаций РФ. Помимо этого, в российской экономике наблюдаются диспропорции между наличием инновационных возможностей и их практическим использованием. Методологические основы налогообложения были заложены в трудах классиков экономической теории: А.Вагнера, Дж. Кейнса, Ф.Кенэ, А. Лаффера, Д.Локка, К.Маркса, Д. Рикардо, А. Смита, Дж. Стиглица, М. Фридмана, а также в трудах представителей российской экономической науки: Н.Д. Кондратьева, А.А. Соколова, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула. Процесс эффективного налогового стимулирования инновационной деятельности в России раскрывается в трудах Г.С. Гамидова, Л.П. Гончаренко, Т.А. Исмаилова, Н.И. Малис, О.В. Мандрощенко и др. Общность работ этих экономистов заключалась в развитии национальной экономики, посредством совершенствования налоговой системы.[2,с.4].

Роль налогообложения банков в экономическом развитии

В настоящее время все большую актуальность приобретает налогообложение коммерческих банков. Банковая система России с точки зрения отношений, складывающихся между входящими в нее институтами, является двухуровневой. Первый уровень представлен Центральным Банком РФ, второй основными участниками – коммерческими банками. Именно коммерчески банки обеспечивают жизнеспособность национальной экономки, выполняют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, участвуют в эффективном перераспределении инвестиций, обеспечивают стабильность всей банковской системы. Коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, а также организациями, платежеспособность которых имеет огромное общественное значение. На банковских счетах находятся безналичные средства организаций, с этих счетов они рассчитываются с бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками и подрядчиками, прочими контрагентами, переводят заработную плату своим работникам, кроме того в банках хранятся накопления граждан в виде вкладов, банки финансируют потребности ФЛ и ЮЛ, которые опережают возможности их денежного обеспечения. Именно поэтому неплатежеспособность коммерческих банков приводит к значительным экономическим и социальным затруднениям. Роль коммерческих банков в условиях инновационной экономики трудно переоценить, от того, как они будут функционировать и развиваться зависит и реальное производство, а, следовательно, увеличение доходов бюджета.

В рамках налоговых отношений коммерческие банки могут выступать:

  • в качестве субъекта налогообложения (налогоплательщика);
  • в качестве посредника между государством и другими налогоплательщиками;
  • как агент налогового контроля.

Налоговая система России до сих пор находится на стадии реформирования. Остается много проблем в области налогообложения по ряду отраслей, в том числе и в банковской сфере. Одной из первостепенных задач на сегодняшний день выступает оптимизация налогообложения коммерческих банков. В соответствии с этим возникает потребность в проведении сравнительного анализа налогообложения коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории России, с процессом налогообложения коммерческих банков, действующих за рубежом, а в частности в развитых странах. Подобный анализ позволит выявить различия между данными структурами процесса налогообложения. Виды налогов и налоговые ставки коммерческих банков действующих за рубежом представлены в таблице 1.

Таблица 1- Налогообложение коммерческих банков зарубежных стран.

Вид налога

Налоговая ставка,%

Франция

Налог на прибыль корпораций

33,3-36

Профессиональный налог

18

Германия

Налог на наследование и дарение

7-30

Промысловый налог

14-17,15

Налог с корпораций

15,825

Налог на собственный капитал

26,375

США

Налог на доходы корпораций

34

Италия

Налог на прибыль корпораций

36

Местный налог

16,2

Великобритания

Налог на прибыль корпораций

33-35

Япония

Корпоративный налог на прибыль

37,5

Местный налог на прибыль

12,6

В ведущих странах основными налогами для коммерческих банков являются НДС, налог на доход и налог на операции с ценными бумагами. Их налогообложение выполняет две задачи: с одной стороны, налогообложение коммерческих банков несет в себе фискальную нагрузку, а с другой, способствует переливу ресурсов из финансового сектора в реальный. Стоит отметить и важную особенность налогообложения банков – высокие налоги увеличивают стоимость кредита, а значит, снижают рентабельность реального сектора экономики. Налоговые поступления от коммерческих банков в странах, рассмотренных нами выше, составляет около 5%. Выделим основные характеристики налогообложения банков развитых стран в условиях инновационной экономики:

  • единый налог на прибыль, как для предприятий, так и для банков;
  • низкий удельный вес налоговых поступлений в бюджете от предприятий и банков;
  • полное или частичное освобождение от обложения подоходным налогом и налогом на прибыль процентов по займам, полученным физическими и юридическими лицами.

Однако это еще не самые «удобные» страны с точки зрения коммерческого банка как налогоплательщика. Более подробная характеристика налоговых систем различных стран, представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Самые «удобные» налоговые системы мира. [9]

Страна

Количество уплачиваемых налогов, платежей в год

Величина полной налоговой ставки, % от коммерческой прибыли

Мальдивы

1

9,1

Катар

1

11,3

Гонконг, Китай

4

24,2

ОАЭ

14

14,1

Сингапур

5

27,8

Ирландия

9

26,5

Саудовская Аравия

14

14,5

Оман

14

21,6

Новая Зеландия

8

32,8

Кирибати

7

31,8

Кувейт

15

15,5

Маврикий

7

22,9

Бахрейн

25

15,0

Дания

9

29,2

Люксембург

22

20,9

Великобритания

8

35,9

Норвегия

4

41,6

Ботсвана

19

17,1

Восточный Тимор

6

0,2

Вануату

31

8,4

Швейцария

24

29,7

В налогообложении коммерческих банков за рубежом особое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. На данный момент сформирован ряд способов стимулирования:

  • Освобождение от налогов доходов банка, полученных в результате предоставления долгосрочных кредитов для производства, а для предприятий – уменьшение ставки налога на прибыль, полученной от использования банковского кредита долгосрочного характера на развитие или модернизацию производства;
  • Предоставление дополнительных налоговых льгот или полное освобождение от налогов наиболее затратных банковских услуг;
  • Налоговые льготы для специализированных банков;
  • Введение льгот для малых или только созданных коммерческих банков;
  • Увеличение ставки по налогу на прибыль для успешно функционирующих прибыльных коммерческих банков;
  • Совершенствование амортизационной политики для стимулирования роста объемов производства и инвестиций в банковской сфере.
  • Модификация характера отношений между налоговыми органами и банками.

Налогообложение коммерческих банков – это задача не из простых, так как коммерческие банки выступают не только в роли крупных налогоплательщиков, но и в качестве экономических агентов, оказывающих значительное влияние в экономической сфере. Банки, как налогоплательщики, осуществляют уплату налогов, страховых взносов и сборов в бюджеты. Коммерческие банки уплачивают следующие налоги: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги.[5.с.5].
Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения определяемой в соответствии с налоговым законодательством общей суммы доходов (без учета налога на добавленную стоимость и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства) на сумму расходов, включаемых в соответствии с налоговым законодательством в себестоимость оказываемых услуг, и уточнению полученной разницы на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности [8] С точки зрения налогового регулирования деятельности коммерческих банков, особую роль играют НДС и налог на прибыль. А именно, возникает потребность в осуществлении наиболее эффективного налогообложения прибыли, которая увеличит количество и объем выдаваемых кредитов для реального сектора экономики, направленных на инвестирование в ценные бумаги предприятий и в валютный рынок, что в результате приведет к росту доходов кредитных организаций, предприятий реального сектора экономики и бюджетов всех уровней. В данном случае налогообложение будет выступать в качестве инструмента развития экономики и стимулятора процесса производства и реализации работ, товаров, услуг. Помимо этого они могут выступать в качестве посредников между налогоплательщиками и государством, тем самым производят уплату налоговых платежей в пользу государства. Так же, стоит отметить, что существующий механизм налогообложения банковской деятельности имеет определенные недостатки и государству необходимо более активно использовать передовой рыночный опыт для повышения эффективности налогообложения результатов деятельности отечественных банковских учреждений. На данный момент в России существует возможность введения налога на финансовые операции. Модель новой системы была предложена американским экономистом Джеймсом Тобином и состояла в введении налога на сделки с иностранной валютой. Мнения экономистов по поводу введения этого налога разделяются: одна группа экономистов считает, что данный налог может защитить страну от финансовых кризисов, другая группа – полагает, что такой налог будет ограничивать эффективность глобальной экономической системы. Джеймс Тобин неоднократно указывал на то, что модель данного налога чисто теоретическая и очевидно, что техническое внедрение данного налога может столкнуться с массой трудностей. Однако внешняя простота модели налога не позволяет многим экономистам отказаться от идей его внедрения в экономику. Мы полагаем, что введение данного налога в России несвоевременно. Страна не нуждается еще в одном косвенном налоге, способствующем повышению цены банковской услуги. Также необходимо отметить, что наметившиеся тенденции к реформированию системы региональных налогов, позволяют нам судить о том, что в ближайшее время транспортный налог, возможно, приобретет косвенный характер. Введение двух новых косвенных налогов еще больше повысит уровень косвенного обложения, что в основном характерно для стран с развивающейся налоговой системой и не желательно в РФ. Современными учеными отмечается, что косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньше часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. На наш взгляд, налог не позволит достичь тех целей, которые ставит мировое сообщество и Российский законодатель, при этом налог будет иметь весьма негативный социальный и экономический эффект. Современный потребитель только учится пользоваться широким набором современных банковских услуг. Введение нового налога может способствовать задержке формирования массовой финансовой культуры населения и тормозить процессы легализации денежных потоков. Все вышесказанное предопределяет отсутствие реальных потребностей и желаемого эффекта от введения налога.[7] На данный момент ряд перспективных направлений совершенствования налогообложения находятся в программах Министерства Финансов. На основании результатов деятельности государственного органа определены актуальные задачи налогообложения, а также наиболее перспективные сектора экономики и необходимые меры налогообложения для рационализации налоговых поступлений вкупе со структурным воздействием на банковскую отрасль.[4, c.16-17]. Но, к сожалению, не все эффективные направления находят свое отражение в программах. Например, в Министерстве Финансов обсуждалось предложение по разработке механизма снижения долгосрочного инвестиционного налогообложения для увеличения заинтересованности банков в предложениях по инвестированию на долгий срок (более 1 года) для развития производства реального сектора и инновационной сферы. Но чтобы данные кредиты пользовались спросом, необходимо изменение налогового законодательства, через которое коммерческие банки будут временно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшена ставка по налогу на прибыль, причем уменьшение должно иметь долгосрочный характер. В результате доходы, поступаемые в бюджет в виде налогов, заметно увеличатся, так как предприятия будут развиваться, появятся и другие налоги для уплаты, такие как налог на добавленную стоимость, налоговой базой которого служит объем реализации, а не прибыль. Но не все банковские операции облагаются налогом на добавленную стоимость, из-за чего бюджет теряет большую сумму налоговых платежей. Также можно сформировать ряд предложений, которые не менее эффективно скажутся на доходной части бюджета. А именно:

  • временно освободить банки от уплаты налога на прибыль, производящие выдачу долгосрочных кредитов для промышленных и строительных предприятий;
  • временно освободить банки от уплаты налога на прибыль, производящие выдачу долгосрочных кредитов в дорожные фонды;
  • освободить от уплаты налога на прибыль и дорожные фонды, на время строительства;
  • ввести дифференцированные ставки налогообложения для отдельных банков, в частности на первоначальном этапе их деятельности;
  • предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающихся переработкой сельхозпродукции, на более выгодных для них условиях, т.к. данные процессы становятся более востребованы в результате введения политических санкций со стороны других государств. Немаловажным моментом для данного предложения является снижение Центральным Банком ключевой ставки до 12,5%, что увеличит конкурентоспособность и ликвидность реального сектора экономики;
  • следует уделить внимание в отношении налога на прибыль совершенствованию амортизационной политики, которая является инструментом стимулирования роста объемов производства, а также инвестиций в банковской сфере;
  • необходимо пересмотреть ряд положений, которые регламентируют перечень расходов, относимых на издержки банков.

Подобные предложения могут поспособствовать увеличению числа рабочих мест, что в результате увеличит доход бюджета за счет налогов на доходы физических лиц и страховых взносов, а так же и налоговых выплат по налогу на прибыль организаций, но уже со стороны налогоплательщиков реального сектора и других секторов экономики. Данная «корректировка» могла бы быть эффективной в случае существования не менее эффективной службы мониторинга и контроля за действительностью целевого назначения долгосрочных кредитов. Банки должны заботиться не только о своей прибыли, но и о выгоде предприятия от приобретения кредитов. Создание эффективной системы налогового администрирования банковской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов. Структурные изменения в банковском секторе предопределили отнесение кредитных организаций к крупнейшим налогоплательщикам, в этом аспекте от налоговых органов потребуется более качественный уровень контрольной работы. Успех налогового администрирования во многом зависит от 2 факторов:

  1. совершенства налогового законодательства;
  2. уровня информационной взаимосвязи внутри налоговой системы.

Для осуществления первого направления мониторинга банковской деятельности необходимо устранить те неоднозначные и противоречивые нормы, которые существуют на сегодняшний день, а затем следовать по пути совершенствования норм НК РФ. В рамках второго направления следует сказать, что современная налоговая система оснащена инновационными технологиями, позволяющими быстро получать и обрабатывать информацию, а так же предоставлять ее для других участников налоговых отношений.

Таким образом, роль налогового регулирования банковской деятельности существенно возрастает, в связи с тем, что возникает необходимость в проведении налогового стимулирования и в неэффективности и труднореализуемости определенных банковских операций. [1]. Процесс совершенствования налогообложения коммерческих банков увеличит налоговые доходы бюджета, что в конечном итоге, скажется на улучшении экономики и государства в целом. Причем государство, путем перераспределения полученных доходов, решит проблемы необеспеченных слоев населения, ослабит социальную напряженность общества и т.д.

Заключение

Обобщая и резюмируя все вышесказанное, отметим, что деятельность коммерческих банков очень многообразна, поэтому их место и роль в экономике имеют действительно существенное значение. В налоговой системе данные учреждения выполняют двойную роль. Во-первых, банки, как и другие коммерческие организации, производят отчисления в бюджеты всех уровней, они являются плательщиками большинства налогов. А, во-вторых, банки выступают в роли посредников между государством и налогоплательщиками, осуществляя переводы налогов на счета государства, т.е. банки занимаются кассовым исполнением бюджета. В современных условиях инновационной экономики основной задачей налогового воздействия на деятельность коммерческих банков является переориентация спекулятивных инструментов банковской деятельности таких, как фондовой рынок, валютные ценности, межбанковское кредитование, на вложения банков в реальный сектор экономики. С точки зрения налогового регулирования деятельности коммерческих банков первоочередное значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Налогообложение коммерческих банков – это очень сложная проблема, так как их платежеспособность имеет важное общественное значение. Основные источники доходов банка – это процентные и комиссионные доходы. За счет предоставления кредитов физическим и юридическим лицам, а также предоставления ссуд, банки могут расширять сферу оказываемых ими услуг. А проведение банком грамотной политики по оптимизации налогообложения способствует снижению налоговой нагрузки. Как и любой бизнес, банковскую деятельность можно стимулировать через налоговую политику государства, которая должна основываться на тех же принципах, что лежат в основе взимания налогов с других коммерческих предприятий. Ужесточение налоговых механизмов, направленных на сокращение прибыли банков, окажет воздействие на реальный сектор экономики, а он свою очередь – на экономическое развитие страны в целом. Напротив, снижение налоговой нагрузки для банков окажет стимулирующий эффект, который проявится в виде инвестиционных вливаний банковского капитала в производство. Предлагаемые в данной работе мероприятия нацелены на оздоровление финансово-экономической системы, улучшение климата в банковской сфере, усовершенствование обслуживания налогоплательщиков. Но не стоит забывать, что банковская деятельность связана и с другими финансовыми институтами. Поэтому в банковской системе для формирования долгосрочных ресурсов необходимо активное развитие негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и прочих учреждений. Система налогообложения должна преследовать не только фискальные цели, а быть экономическим рычагом, способствующим подъему отечественной экономики.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.