Статья 'Внешняя торговля Российской Федерации и Республики Казахстан: оценка текущего уровня и прогнозы на будущее' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Trade between Russia and Kazakhstan: an evaluation of the current level and forecasts for the future

Balynin Igor' Viktorovich

PhD in Economics

Associate Professor, Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

125468, Russia, Moskva, g. Moscow, ul. Leningradskii pr-T, 49

igorbalynin@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7802.2015.3.15144

Received:

28-04-2015


Published:

11-05-2015


Abstract: The subject analyzed in the article is economic cooperation between Russia and Kazakhstan, from the point of view of export and import, in 2004 – 2013. The author attaches especial attention to cooperation between Russia and Kazakhstan within the framework of the Eurasian Economic Union (an alliance for economic cooperation between Russia, Belarus, Kazakhstan and Armenia), a treaty about the creation of which was signed in May of 2014 in Kazakhstan’s capital Astana. In his analysis, the author uses both general economic methods (analysis, synthesis, calculation) and special (economical-mathematical and statistical) methods. The scientific novelty of the article lies in the results achieved from a detailed analysis of mutual trade between Russia and Kazakhstan within a long period of time – from 2004 to 2013. The author also estimates the prospects of the two countries’ social and economic cooperation within the framework of the Eurasian Economic Union.


Keywords:

trade, economic cooperation, customs union, import, export, foreign trade, Eurasian Economic Union, foreign trade turnover, economic forecasts, customs code

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Решение многих экономических и социальных вопросов требует взаимного сотрудничества между государствами. При этом, огромное значение для формирования долгосрочных партнерских отношений имеет развитие торговых связей.

Прежде всего, проанализируем ключевые социально-экономические показатели Российской Федерации и Республики Казахстан, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ключевые социально-экономические показатели Российской Федерации и Республики Казахстан

№ п/п

Показатель

Российская Федерация

Казахстан

1

Население, млн. чел.

146,27

17,41

2

Площадь, млн. км2

17,1

2,7

3

Национальная валюта

рубли

тенге

4

ВВП, в трлн. национальной валюты

71,41

38,71

5

Индекс потребительских цен, 2014, в%

11,4

7,4

6

Уровень безработицы, февраль 2015, в%

5,8

5,0

7

Индекс развития человеческого потенциала (2013 год)

0,788 (Высокий)

0,754 (Высокий)

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [12] и Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан [10].

Из таблицы 1 видно, что Россия и Казахстан имеют высокий индекс уровня развития человеческого потенциала, невысокий уровень безработицы (в феврале 2015 года: 5,0% - в Республике Казахстан и 5,8% - в Российской Федерации). При этом, индекс потребительских цен значительно ниже в Республике Казахстан – 7,4% против 11,4% (в Российской Федерации).

В целях определения ключевых направлений сотрудничества целесообразно изучить объемы внешней торговли Российской Федерации и Республики Казахстан. Для этого используем официальные данные Федеральной службы государственной статистики за период с 2004 по 2013 гг.

Так, в таблице 2 представлены результаты анализа экспорта в Республику Казахстан из Российской Федерации.

Таблица 2 – Экспорт в Республику Казахстан из Российской Федерации

Годы

Экспорт, млн. дол. США

Темп роста экспорта в Республику Казахстан, в %

Темп роста экспорта в страны СНГ, в %

Доля экспорта в Республику Казахстан в общем объеме экспорта в страны СНГ, в %

В Республику Казахстан

Всего со странами СНГ

2004

4664

29471

x

x

15,83

2005

6524

32627

139,88

110,71

20,00

2006

8967

42310

137,45

129,68

21,19

2007

11920

52661

132,93

124,46

22,64

2008

13299

69656

111,57

132,27

19,09

2009

9147

46811

68,78

67,20

19,54

2010

10796

59685

118,02

127,50

18,09

2011

14099

79435

130,59

133,09

17,75

2012

15080

78107

106,96

98,33

19,31

2013

17460

73490

115,78

94,09

23,76

2013 к 2004

+12796

+44019

374,36

249,36

+7,93

Источник: составлено и рассчитано автором на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики [12].

По данным таблицы 2 следует сделать вывод о том, что в исследуемом периоде ежегодно объем экспорта в Республику Казахстан увеличивался (за исключением 2009 года, где выявлено снижение на 31,22%). При этом, ежегодные темпы роста экспорта в Казахстан были выше, чем темпы роста экспорта в страны СНГ (за исключением 2008, 2010 и 2011 гг.). При этом, объем экспорта в Казахстан увеличился в 2,74 раза, а в страны СНГ – лишь в 1,49 раза. Важно также подчеркнуть, что значительно увеличилась доля экспорта в Республику Казахстан в общем объеме экспорта в страны СНГ – с 15,83% в 2004 году до 23,76% - в 2013 году (+7,93%).

В таблице 3 представлены результаты анализа импорта в Российскую Федерацию из Республики Казахстан. Так, выявлен ежегодный рост объемов импорта из Республики Казахстан в Российскую Федерацию (за исключением 2005 и 2009 годов). При этом, доля импорта из Республики Казахстан в общем объеме импорта из стран СНГ увеличилась на 1,13% - с 19,36% до 21,81%. При этом, объем импорта из Республики Казахстан увеличился в 2,63 раза (при общем увеличении импорта из стран СНГ – в 2,33 раза).

Таблица 3 - Импорт в Российскую Федерацию из Республики Казахстан

Годы

Импорт, млн. дол. США

Темп роста импорта в Российскую Федерацию из Республику Казахстан, в %

Темп роста импорта в Российскую Федерацию из стран СНГ, в %

Доля импорта в Российскую Федерацию из Республики Казахстан в общем объеме импорта из стран СНГ, в %

Импорт, млн. дол. США

Всего со странами СНГ

2004

3429

17713

x

x

19,36

2005

3225

18995

94,05

107,24

16,98

2006

3840

22374

119,07

117,79

17,16

2007

4623

29871

120,39

133,51

15,48

2008

6379

36607

137,98

122,55

17,43

2009

3697

21818

57,96

59,60

16,95

2010

4478

31606

121,12

144,86

14,17

2011

6579

44841

146,92

141,87

14,67

2012

8618

41642

130,99

92,87

20,69

2013

9011

41309

104,56

99,20

21,81

2013 к 2004

+5582

+23596

262,78

233,22

+2,45

Источник: составлено и рассчитано автором на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики [12].

Как известно, 29 мая 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в столице Казахстана был подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Странами-участниками этого объединения стали Российская Федерация, Беларусь и Казахстан. 10 октября 2014 года был подписан договор о присоединении Республики Армения, а 23 декабря 2014 года – о присоединении Кыргызской Республики

«Договор имеет эпохальное, историческое значение. Мы переходим на принципиально новый уровень взаимодействия», - именно такую оценку дал Президент Российской Федерации Владимир Путин [11]. В этом аспекте следует отметить, что подписанный договор обеспечивает свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории государств-членов Евразийского экономического союза.

Важность и значимость подписания этого договора отметил и Президент Беларуси Александр Лукашенко :

«Не один год мы шли по пути евразийской интеграции. Но мы видели цель. Жизнь показала, что мы выбрали правильный путь, чтобы не допустить дезинтеграции советского пространства. Какие обвинения нам пришлось выслушать: и воссоздание империи, и утраты суверенитета. Всякое было. Кого-то мы теряли на этом пути, я имею в виду Украину времен Кучмы, ноша оказалась тяжелой. Уверен, рано или поздно Украина поймет, где ее счастье» [11].

Подписанный договор состоит из четырех частей. Так, в первой части («Учреждение Евразийского экономического союза») обозначены ключевые термины, принципы, цели, компетенция и право Союза, его органы, бюджет, внешний аудит и международная деятельность. В свою очередь, во второй части («Таможенный союз») описано информационное взаимодействие, принципы формирования статистической информации, порядок осуществления таможенного и технического регулирования, внешнеторговой политики, а также принципы функционирования таможенного союза. Особое внимание уделено регулированию обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также защите прав потребителей. В третьей части («Единое экономическое пространство») обозначены направления макроэкономической политики, цели и принципы валютной политики, общие принципы и правила конкуренции. Более того, внимание уделено также регулированию финансовых рынков, интеллектуальной собственности, энергетике, промышленности, транспорту, налогам и налогообложению, порядку торговли услугами, осуществлению инвестиционной деятельности, трудовой миграции, а также государственным и муниципальным закупкам.

Наконец, в четвертой части («Заключительные и переходные положения») детально прописаны переходные положения в разрезе отдельных разделов договора. Кроме того, обозначены заключительные положения, касающиеся социальных гарантий, привилегий, иммунитетов, вступления в Союз и выхода из договора, рабочего языка его органов, разрешения споров и других вопросов.

Договор имеет 33 приложения, среди которых Положение о Евразийской экономической комиссии, Статут Суда Евразийского экономического союза, Протокол о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза, Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании, Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран и др.

Следует отметить, что с 6 июля 2010 года на территории Российской Федерации, Беларуси, Казахстана действует Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС). Так, в соответствии со статьей 2 ТК ТС «единую таможенную территорию таможенного составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией» [1].

ТК ТС включает в себя две части: общую и особенную. В состав общей части входят 3 раздела. Так, в первом разделе («Основные положения»), включающем 8 глав, приведены основные термины, используемые в ТК ТС; основные задачи таможенных органов; порядок консультирования таможенными органами; условия включения и основания для исключения из реестра таможенных представителей и перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли; их права, обязанности и ответственность; условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора; используемые таможенными органами информационные системы и технологии; порядок ведения таможенной статистики. В главах 6-8 раздела 1 ТК ТС внимание уделено ведению единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза и классификации товаров, их стране происхождения и таможенной стоимости.

В разделе 2 («Таможенные платежи»), включающем 6 глав, обозначены общие положения о таможенных платежах, льготы по их уплате, а также виды ставок таможенных пошлин. Кроме того, в этом разделе приведен порядок исчисления таможенных пошлин налогов, сроки и порядок их уплаты, условия и способы ее обеспечения, порядок возврата (зачета) излишне уплаченных (или излишне взысканных) сумм.

В 3 разделе («Таможенный контроль»), состоящем из 7 глав, представлены зоны таможенного контроля; формы, принципы и порядок его проведения; понятие и состав взаимной административной помощи таможенных органов; системы управления рисками; порядок проведения камеральных и выездных таможенных проверок; случаи назначения, порядок, срок проведения и виды таможенной экспертизы; особенности задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.

Особенная часть включает в себя несколько разделов. Так, в разделе «Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации» перечислены основные положения о перемещении товаров через таможенную границу; порядок, место и время прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза, а также убытия с нее; общие положения, места и срок временного хранения товаров, операции с ними.

В свою очередь, в разделе «Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру» указаны необходимые документы и сведения для осуществления таких операций, а также порядок, место и время, а также уделено внимание таможенному декларированию товаров и их выпуску.

В разделе «Таможенные процедуры» представлены общие положения о таможенных процедурах, их виды, порядок помещения, виды и изменение.

Нормы права, представленные в разделе «Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров», регулируют особенности пересылки товаров в международных почтовых отправлениях, перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц, совершения таможенных операций в отношении припасов, а также товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, перемещения товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи, перемещения товаров для личного пользования.

В разделе «Переходные положения» указаны как общие переходные положения, так и в отношении отдельных лиц, таможенных операций, статусе товаров и таможенных процедурах и др.

Таким образом, на основании проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:

  1. Россия и Казахстан – страны с высоким индексом уровня развития человеческого потенциала, невысоким уровнем безработицы (в феврале 2015 года: 5,0% - в Республике Казахстан и 5,8% - в Российской Федерации) и со своими национальными валютами (в Российской Федерации – рубль, в Казахстане - тенге. При этом, важно отметить, что индекс потребительских цен в Республике Казахстан значительно ниже, чем в Российской Федерации (7,4% против 11,4%).
  2. Объем экспорта в Республику Казахстан в 2004-2013 гг. ежегодно увеличивался (за исключением 2009 года, где выявлено снижение на 31,22%). При этом, ежегодные темпы роста экспорта в Казахстан были выше, чем темпы роста экспорта в страны СНГ (за исключением 2008, 2010 и 2011 гг.).
  3. Объем экспорта в Казахстан из Российской Федерации увеличился в 2,74 раза, а в страны СНГ – лишь в 1,49 раза.
  4. Важно также подчеркнуть, что значительно увеличилась доля экспорта в Республику Казахстан в общем объеме экспорта Российской Федерации в страны СНГ – с 15,83% в 2004 году до 23,76% - в 2013 году (+7,93%).
  5. Объемы импорта в Российскую Федерацию из Республики Казахстан ежегодно увеличивались (за исключением 2005 и 2009 годов).
  6. Доля импорта из Республики Казахстан в общем объеме импорта из стран СНГ увеличилась на 1,13% - с 19,36% до 21,81%. При этом, объем импорта из Республики Казахстан увеличился в 2,63 раза (при общем увеличении импорта из стран СНГ – в 2,33 раза).
  7. Исторически значимое решение о создании Евразийского экономического союза открывает для государств-членов новые возможности для взаимовыгодного партнерства и сотрудничества в различных областях.

В заключение следует отметить, что в настоящее время созданы все условия (в том числе и соответствующая нормативно-правовая база) для укрепления имеющихся внешнеторговых отношений между Российской Федерации и Республикой Казахстан. Однако, очень важно использовать их максимально полно и продуманно.

References
1. Tamozhennyi kodeks Tamozhennogo Soyuza (Prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza, prinyatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzES na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 N 17).
2. Drozdova S.A. Tamozhennyi Soyuz i edinoe ekonomicheskoe prostranstvo – osnova formirovaniya Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza // Tamozhennoe delo. 2014. № 4. S. 12-15.
3. Isaev L.M. Mesto Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva v politike Kazakhstana // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii. 2011. № 1. S. 123-128.
4. Mansurov T.A.EVRAZES: ot integratsionnogo sotrudnichestva k Evraziiskomu ekonomicheskomu soyuzu // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2014. № 10. S. 15-34.
5. Nemtsev I.A. Strategiya ustoichivogo razvitiya kak integratsionnoe yadro Evraziiskogo Soyuza // Politika i obshchestvo. 2015. № 1. S. 91-106.
6. Suzdal'tsev A.I. Smenit li Evraziiskii ekonomicheskii Soyuz Soyuznoe gosudarstvo Belorussii i Rossii? // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. 2013. № 3. S. 1-16.
7. Toktamysheva Yu.S. Eksport toplivno-energeticheskikh resursov kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2014. № 2 (27). S. 240-245.
8. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soyuze. – [Elektronnyi resurs].URL:http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depsng/agreement-eurasian-economic-union
9. Evraziiskaya ekonomicheskaya komissiya.– [Elektronnyi resurs].URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx.
10. Komitet po statistike Ministerstva natsional'noi ekonomiki. – [Elektronnyi resurs].URL: http://www.stat.gov.kz/
11. Prezidenty podpisali dogovor o sozdanii EAES. – [Elektronnyi resurs].URL: http://izvestia.ru/news/571652 .
12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. – [Elektronnyi resurs].URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#
13. Kashirkina A.A. Konstitutsionnye osnovy evraziiskoi integratsii // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya / Journal of foreighn legislation and comparative law. - 2013. - 6. - C. 1050 - 1057.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.