Статья 'Причины употребления современной молодежью сленга как варианта русского нелитературного языка ' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > About the journal > Editorial board > Editorial collegium > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Philology: scientific researches
Reference:

What Causes Modern Youth to Use Slang as a Non-Literary Variant of the Russian Language

Suvorova Nadezhda Nikolaevna

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of The Russian and Foreign Languages at Omsk State Transport University

644046, Russia, Omsk Region, Omsk, Karl Marx' str., 35

suvorova_1809@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Drofa Svetlana Yur'evna

PhD in Philosophy

Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Languages at Omsk State Transport University

644046, Russia, g. Omsk, ul. Marksa, 35

reg55@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0749.2019.1.28629

Received:

11-01-2019


Published:

23-03-2019


Abstract: This article is devoted to the vocabulary used by modern youth. The authors of the article analyze the conceptual and linguistic contents of slang and try to define what causes the young generation to use it by comparing the vocabulary of senior school students and first-year university students. The variety of the material collected during the research allows to define the reasons why young people prefer to use slang intead of literary language. One of the reasons usually discussed is the low level of speech culture. The research material has been collected through the survey and questionnaires. The conclusion is that slang is actually a bright expressive means that enable young people not only to express their thoughts but also share their emotions. Noteworthy that when young people were used to explain the meaning of slang words, they used synonyms and word combinations that can be defined as diverse and expressive variants of standard Russian. The language material presented in the article can ba used as examples to study the speech of modern young people in terms of the Russian language and speech culture as well as active vocabulary of modern Russian. 


Keywords:

slang, vocabulary, semantic content, expressiveness, emotionality, language norms, culture of speech, society, conciseness, consumption activity

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Во все времена молодое поколение имело свои взгляды на жизнь, своих кумиров, свое понимание мира и, бесспорно, собственные языковые средства, с помощью которых можно выразить всю эту уникальность. Язык, на котором общается современная молодежь, поражает уже не столько количеством слов, хотя с каждым новым поколением сленговых единиц становится больше, сколько разнообразием новых языковых средств. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества, особенно это отражается на пополнении лексического запаса, что ярко можно проследить на таком его нелитературном варианте, как сленг.

Молодежный жаргон представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми среди «своих» [2, с. 32], но не воспринимаемых «взрослыми» в качестве «хороших», общеупотребительных или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения вносят в язык особый смысловой оттенок.

Автор работы, посвященной самой концепции «сленга», Г. А. Судзиловский [4, с. 67] отмечает, что термин «сленг» обычно объединяет самые разные понятия. Среди наиболее значимых отличительных особенностей сленга он выделяет следующие: 1) сленг — лексическое явление 2) сленг относится к нелитературной лексике 3) сленг — это словарь, характерный для устной речи 4) сленг — это словарь, который имеет эмоциональную окраску 5) сленг характеризуется определенным знакомым цветом 6) сленг обычно называют всевозможными шутливыми, ироническими и другими выражениями.

И. В. Арнольд пишет о сленге следующим образом: «У выраженного эмоционального, оценочного выразительного характера есть особый, генетически гетерогенный слой лексики и фразеологии, называемый сленгом, который используется в разговорной речи и выходит за рамки литературной нормы». Автор также дает следующее определение: «Сленг наполнен грубыми или комическими, чисто разговорными словами и выражениями, которые требуют новизны и оригинальности» [1, с. 85].

По мнению Ф.В. Снегирева, под молодежным сленгом подразумевается набор постоянно трансформирующихся лингвистических средств высокой выразительной силы, которые используются в общении молодых людей, состоящих из знакомых, дружеских отношений [3].

Исследование жаргонной лексики – интересный и противоречивый вопрос для современной лингвистики. Путем формирования уважительного отношения молодых людей к своей речи и к родному языку, можно бороться за сохранение родного литературного языка. На наш взгляд, в школе и в вузе нужно чаще обсуждать вопросы культуры речи и экологии языка, анализировать подобную речь молодого поколения, указывая не только отрицательные моменты, но и находя положительные: творчество, выразительность и краткость, присущие сленгу.

Жаргонные слова – распространённое явление в любом языке. Как правило, жаргонизмы живут недолго и широко не употребляются. Но в речи молодёжи они всегда существовали, существуют и будут существовать. Поэтому, на наш взгляд, вряд ли стоит сурово осуждать подобные слова. Жаргонизмы не наносят вреда языку, если они в нём лишь вкрапления, элементы стилевого разнообразия, средства, создающие шутку, иронию. Но когда вся речь студента или старшеклассника напичкана жаргонизмами, когда молодой человек или девушка практически начинают терять возможность и способность выразить по-другому свою мысль, положение складывается весьма удручающее. Осознание этого привело нас к исследованию причин активного использования сленга современной молодежью.

В данной статье мы попытаемся ответить на несколько важных, на наш взгляд, вопросов, раскрывающих причины употребления сленга как старшеклассниками, так и первокурсниками.

Опрос проводился осенью 2018 года среди учащихся 11-ых классов и студентов первого курса неязыкового вуза, в нем участвовало 250 человек в возрасте 17 - 20 лет. Некоторые вопросы в анкете не предполагали выбора предложенных ответов, опрашиваемые письменно и в свободной форме излагали свои мысли.

Среди школьников (всего опрашиваемых было 117 человек) 94% употребляют сленг в своей речи и только 6% не используют его. Нормально реагирует на сленг 81%, 12% – нейтрально и лишь 7% - негативно отнеслись к ненормативной лексике. 60% прибегают к данным словам ежедневно, 23% - ежечасно и 17% говорят на сленговом языке только в крайних случаях. На вопрос «Является ли сленг главным способом выражения мысли?» лишь 3% ответило положительно из 94% школьников, использующих сленг.

Больше всего нас интересовало, почему же молодежь любит употреблять в своей речи данные слова. Самый распространенный ответ среди старшеклассников: сленг – это модно, необходимо быть на волне с другими, что составляет 37%, 25% считают такую речь наиболее удобной. Около 18% школьников полагают, что сленг лучше помогает выразить сильные эмоции. 11% предполагают, что людям с маленьким словарным запасом именно сленг помогает выражать ту или иную мысль. Оставшиеся 9% утверждают, что, говоря на таком языке, люди чувствуют себя "крутыми".

Результаты опроса представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Причины употребления сленга школьниками.

Опрос проводился и среди студентов 1 курса неязыковых специальностей (всего опрашиваемых 133 человека). На вопрос "Как вы относитесь к тому, что молодежь активно употребляет сленг?" ответы студентов распределились следующим образом: очень хорошо – 37%, нормально – 32%, нейтрально – 17%, негативно – 14%.

На вопрос "Употребляете ли вы сленг?" отрицательных ответов было только 3%. Из тех, кто употребляет молодежный сленг, ежечасно – 9%, ежедневно используют его 76%, прибегают к подобным словам только в крайних случаях – 15%.

На вопрос "Является ли сленг главным способом выражения мысли?" положительных ответов только 2%.

Причины того, что молодежь любит употреблять сленговые слова, довольно разнообразны:

- сленг лучше передает информацию, так как содержит ёмкие по смыслу слова (одним словом можно выразить целое предложение) – 36 %

- сленг лучше передает эмоции – 28 %

- мода (показывает степень «продвинутости» говорящего, соответствие ровесникам, выделяет среди других людей) – 13%

- влияние социальных сетей – 11%

- маленький словарный запас (мало читают, не знают, как по-другому выразить мысли, низкий уровень культуры) – 8%

- обособленность от старшего поколения - 3%

- легко запоминаются – 1%.

Результаты опроса студентов представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Причины употребления сленга студентами.

Проанализировав собранный материал, мы можем сказать, что студенты (97%) употребляют сленговые слова чаще, чем школьники (94%). Возможно, это связано с большим словарным запасом первокурсников и вхождением в новую социальную среду.

Причины появления сленга формулировались участниками анкетирования самостоятельно, заранее никакие варианты ответов не предлагались. Несмотря на это, и те, и другие выделили как самые основные следующие: мода, ёмкость смысла (удобно) и передача эмоций. У школьников на первом месте – мода (37%). Возможно, это объясняется тем, что старшеклассники находятся в поиске не только своей дальнейшей сферы деятельности, но и в определении социума, в котором им комфортно общаться, отсюда и желание быть модным, крутым, своим. В это же время у студентов на первом месте находится такая причина, как емкость смысла (36%). Это подтверждается и примерами сленга, которые приводились опрашиваемыми. Студенты давали пояснение к сленгу через разнообразные синонимические ряды, отличные от слов, данных старшеклассниками: деньги – кэш, сабжи, питик (пятьсот рублей), полтос (пятьдесят рублей), бабки, бобы, бабосики; любить, строить отношения – тащиться, мутить, западать, залипать, втюриться; смешно – прикольно, угарно, лол, ржака, ржамба, орово; плохо – беспонтово, стремно, тупо; дискотека, сборище молодежи – пати, дискач, туса, вписка, тусаджуса, тусовка. Такая причина, как мода, выделялась и студентами, но только в 13 % случаев. Это подтверждает то, что студенты в языковом плане более сформированные личности. Кроме того, при подаче сленговых единиц ими давалось описание (перевод на литературный язык) через синонимы и словосочетания, которые в целом можно оценить как разнообразные и выразительные варианты русского нормированного языка. Также многие из них отметили, что используют сленг в большей степени для экономии речевых усилий, так как с его помощью можно передать при минимуме слов максимум информации.

Второстепенными общими оказались указания на то, что сленг частотен по причине маленького словарного запаса говорящего (школьники – 11%, первокурсники – 8%). К сожалению, этот факт отмечается преподавателями и учителями как причина, указывающая на низкую речевую культуру некоторых представителей молодого поколения. Важно отметить, что выявление этой причины школьниками и студентами говорит об отрицательном отношении к таким людям, что, возможно, в дальнейшем приведет к уменьшению их количества. Динамика положительная, так как среди первокурсников прослеживается тенденция постепенного мысленного взросления: большинство из тех, кто принимал участие в опросе, в учебе имеют отличную успеваемость, активную творческую жизнь и при общении с преподавателями грамматически верно и аргументированно излагают свои мысли.

Эмоциональность, как причина употребления сленга, имеет расхождение между студентами (28%) и старшеклассниками (18%) в 10% случаев. На наш взгляд, это объясняется тем, что студенты более раскованны в общении и имеют весьма разнообразный и яркий сленговый запас. Причем в сознании студентов четко фиксируется утверждение: чем эмоциональнее слово, тем больше в нем смысла.

Активность процесса формирования языковой личности студентов подчеркивается и тем фактом, что они представили те причины, о которых школьники не упомянули: влияние социальных сетей, обособленность от старшего поколения и запоминаемость. Таким образом, сленг как для старшеклассников, так и для студентов – это возможность модно, эмоционально ярко и ёмко в смысловом отношении излагать свои мысли.

В любой молодежной субкультуре сленг — один из способов самовыражения, яркий, экспрессивный слой нелитературной лексики, стиль языка, занимающий место, прямо противоположное крайне формальной речи: не «замечательно», а «прикольно», не «хороший», а «классный». Невозможно найти молодого человека, который не пользовался бы сленговыми выражениями, даже среди тех, кто утверждает, что в своей речи их не использует (значение многих из них им все равно известно). Произнося их, говорящий чувствует, что выбрал не обычное, а более резкое, более выразительное, шутливое или грубое слово. Порой, чтобы попасть в компанию, необходимо блеснуть знанием молодежного сленга, тогда ты покажешь себя как «продвинутый чел», и станешь «своим».

В результате исследования можно сделать вывод о том, что причины употребления сленга школьниками и студентами отличаются. Так, данные лексические единицы студентам помогают более емко и четко выразить не только мысли, но и эмоции (36% и 28%), у старшеклассников же наиболее популярной причиной употребления сленга является мода (37%). Интересным оказался и тот факт, что количество студентов, негативно относящихся к сленгу, и количество тех, кто прибегает к нему в крайне редких случаях, почти одинаково (14% и 15% соответственно). У старшеклассников же картина несколько иная: негативно - 7%, не используют - 6%. Это говорит о том, что первокурсники более осознанно подходят к употреблению сленга, выборочно его используют, школьники, находясь под влиянием моды, в языковом плане менее избирательны. В качестве положительного момента следует остановиться и на том, что и те, и другие критически относятся к молодежному жаргону, выделяя одной из причин его активности - маленький словарный запас молодого поколения. В целом, анализ представленного материала свидетельствует о том, что сленг действительно ярко и выразительно помогает как студентем, так и старшеклассникам не только емко выражать мысли, ярко делиться эмоциями, но и быть в тренде среди "своих".

Сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно. Главные достоинства - выразительность и краткость, поэтому в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе для придания речи живости.

Несмотря на все плюсы употребления сленга, выделяемые молодежью, и минусы, отмечаемые лингвистами, молодежный жаргон интересен и тем, и другим с точки зрения наполнения как емкого смыслового, так и творческого языкового.

References
1. Arnol'd I. V. Stilistika sovremennogo angliiskogo yazyka: (Stilistika dekodirovaniya): Ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov po spets. «Inostr. yaz». — 3-e izd. — M.: Prosveshchenie, 2010. — 300 s.
2. Polivanov B.D. Stuk po blatu. – M., 1989. – S. 28-40.
3. Snegirev F. V. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «sleng» // Molodoi uchenyi. — 2018. — №9. — S. 199-202. — URL https://moluch.ru/archive/195/48587/ (data obrashcheniya: 16.01.2019).
4. Sudzilovskii G. A. Sleng — chto eto takoe? Angliiskaya prostorechnaya voennaya leksika / G. A. Sudzilovskii. — M.: Voenizdat, 1973. — 182 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.