Статья 'Строительные леса у Собора: Мартин Хайдеггер и поэтическое мышление' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > Editorial board > Council of editors > About the journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Philosophy and Culture
Reference:

Scaffolding around Cathedral: Martin Heidegger and poetic thinking

Antonova Elizaveta Mikhailovna

post-graduate student of the Department of Philosophical Anthropology at State Academical University of Humanitarian Sciences. 

105064, Russia, g. Moscow, ul. Gorokhovskii Per, 14

grinui@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2017.6.20942

Received:

02-11-2016


Published:

07-07-2017


Abstract: This article attempts to analyze the texts of M. Heidegger’s seminars and lectures over the period of 1934-1935 dedicated to the hymns “Germania” and “The Rhine” by Friedrich Hölderlin. These works already indicate the targeted by Heidegger grounds for the realized so-called “turn” (die Kejre), focused on the role of “poetic thinking” in the questions of apprehending the true Being, which later had a significant impact upon the entire philosophical though of the XX century, and still remains an object of interest among the scholars. The article uses the method of analysis of the primary source, comparison of the text with the earlier and later works, hermeneutic methodology, problem-thematic way of analysis and interpretation of the material. The main conclusions consist in the following: for the first time, based on the aforementioned texts, was revealed the method of determination of Martin Heidegger’s “poetic thinking”; understanding of the phenomenon of poetic in philosophical heritage of M. Heidegger as the key notion of his later philosophy is being realized; analysis alongside interpretation of the notions used by the philosopher for structuring the concept of cognizing the being using the “poetic thinking” is being conducted. 


Keywords:

Ontology, Speech, Language, Present being, Turn, Aletheia, Unconcealedness of Being, Poetic thinking, Friedrich Hölderlin, Martin Heidegger

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

"На какую вершину должны мы взойти, чтобы свободно обозревать

человека в его сущностном бедствии?"

Мартин Хайдеггер

 «Забвением бытия» - назвал великий философ Мартин Хайдеггер современную жизнь и все, что ее создает. Мартин Хайдеггер – один из философов, у которого отсутствует страх посмотреть в глаза будущему, и нет препятствий для понимания того, что наступает Великая Полночь. Следуя за Ницше, который возвестил о смерти Бога, Хайдеггер говорит о конце не только человеческого бытия, но и о конце философии. Сама фигура философа - последняя точка западноевропейского мышления, в том классическом, греческом понимании.

Современный мир и человек в нем слишком далеки от истоков, их жизнь наполняет «шум», который не позволяет услышать «зов» бытия. Находясь в круговороте  засоренного пространства,  человек пытается заполнить его еще больше, всем: начиная с вещей – заканчивая понятиями, симулякрами, сущностно не отражающими ничего. Стремление к тотальной рационализации обесценило не только философию, но и саму жизнь. Капиталистическая модель существования современного человека – есть свидетельство апофеоза экзистенциального  кризиса, который с каждым днем становится все менее интересным.

Мартин Хайдеггер – философ, чья система взглядов направлена на «высвечивание» фундаментальных основ бытия, вопросы экзистенции. Но надо сказать, что в послевоенный период творчества Хайдеггер смог, как пишет, крупнейший исследователь творчества Хайдеггера, Р.Сафрански: «освободившись из плена научной философии, осуществить свое первоначальное намерение, он придал понятию «экзистенция» другой смысл». И действительно, философ обращается к поиску ответов на главные вопросы с помощью поэтического мышления. Но, все же,  Хайдеггер — не поэт, и очевидно, что Хайдеггер сосредотачивается на «поэтическом мышлении» как предмете.

Однако задача раскрытия и объяснения роли, функции, сущности поэтического мышления весьма сложная. Но Мартин Хайдеггер одним из первых осуществил попытку вернуть ему должное внимание.  Как пишет Р. Сафрански: «Еще со времен Платона философы – кто втайне, кто открыто – мечтали о такой возможности. Гуссерлю тоже было не чуждо это ощущение. «Философия и поэзия, – сказал он как-то, беседуя с одним японцем, – связаны между собой в своих глубинных истоках и обладают тайным душевным родством».

Философия должна пойти на выучку к поэзии, чтобы очиститься от ненужного и лишнего. Только поэты еще способны услышать «зов бытия» и откликнуться на него. Казалось бы, как в 20 веке после расцвета плеяды философов-рационалистов, позитивистских течений возможен Хайдеггер с онтологией, построенной на анализе и рассмотрении поэтического мышления? Можно ответить, что в 20 веке возможно чрезвычайно многое из того, что никак не соприкасается с позитивизмом и рационалистическим мышлением, но возможен ли философ, ставящий вопрос о роли «поэтического мышления» в контексте поиска истины бытия, а не литературного жанра? Мартин Хайдеггер был в авангарде этого движения и, как говорил сам философ, его учение станет понятным лет через 300.

Мартин Хайдеггер, вдохновленный фигурой поэта Фридриха Гельдерлина, посвящает разбору его творчества массу лекций, семинаров и текстов, например, «Гельдерлин и сущность поэзии», «Как в праздник…» и другие. В позднем периоде творчества сам философ использует язык поэтического мышления для написания своих работ, что для многих хайдеггероведов становится проблемой, потому что подобного рода тексты гораздо труднее поддаются исследованию и интерпретации.  Но для философа, как раз, главной и становится задача научить человека воспринимать не только сухой язык понятий.

В семинарах 1934–1935 годов, посвященных гимнам Гёльдерлина «Германия» и «Рейн», Хайдеггер делает важные шаги на пути выстраивания новой философии, в основе которой лежит постижение «несокрытости» бытия, вместе с ним подлинное существование «единичного человека», которое не возможно без поэтического мышления.

По своей структуре лекция о гимнах «Германия» и «Рейн» состоит из отдельных блоков, в которых философ поступательно осуществляет движение на пути к раскрытию поэтического мышления, а также проводит подробный разбор стихотворений Гельдерлина.

В главе «О нашем образе действий вообще. Поэтизирование и мышление» Хайдеггер показывает, насколько отличен тот метод, который он употребляет по отношению к поэзии Гельдерлина от повседневного и по сути неправильного подхода к стихотворению: «Возможно, мы в силах говорить о поэзии поэтично, что, разумеется, не значит – в стихах и с рифмой. Итак, вовсе не обязательно говорение в следовании поэзии будет неизбежной праздной болтовней ‹по поводу› и ‹о› стихотворении». Философ достаточно последовательно заявляет о необходимости выбора другого метода постижения стихотворного текста, а, параллельно, отказа от старого. Как было им отмечено ранее, философия способна на постижение «несокрытости», истины бытия, таящейся в поэтическом произведении, и поэтическом мышлении, но не методом рационального, логического, сухого разложения, а другим, являющимся наиболее подлинным и естественным. Поэзия способна приоткрыть тайну бытия, а этот процесс важен для того, чтобы перед нами возникло «сущее», которое «мимолетно», но его необходимо остановить и сохранить. А поисками основ сущего занимаются науки и философия. Но Хайдеггер критикует рационалистический подход к поэтическому и пытается избежать всяческого механического «препарирования» текста, он пишет: «Труднее и сомнительнее все же другое: то, что философия берется теперь за поэзию. Оружие философии все-таки (по меньшей мере, это должно быть так) – ледяной холод понятия. На место опасности раз-балтывания выходит теперь опасность раз-мысливания, тем более что кажется, будто мышление вообще в скором времени будет отменено». Поэтический текст нельзя разложить на понятия, структурировать в соответствии с какой-либо системой, классифицировать, чтобы повесить ярлык, как продолжает Хайдеггер, «объяснить поэзию». Надо сказать, что борьба против клеше и ярлыков велась философом повсюду: даже сам Хайдеггер сознательно исключал себя из реестра «-измов», дабы не сузить круг возможностей для своих размышлений. И без того, его философия после «поворота» сильно озадачила исследователей, можно представить, что было бы, если однажды Хайдеггер на веки вечные обозначил себя феноменологом или герменевтом, или кем-либо другим.

Продолжая движение по пути рассуждения о поэзии и философии, Хайдеггер отмечает: «Мы хотим оградить себя от подобного поведения; но не потому, что мы полагаем, будто философия должна держаться вдали от поэзии Гельдерлина, а потому, что этот употребляемый повсеместно метод не имеет никакого отношения к философии». Хайдеггер называет Гельдерлина философом и ставит в один ряд с Шеллингом и Гегелем, но призывает к отбрасыванию стандартного подхода к интерпретации, вступить в мыслительное противостояние с обыденностью восприятия, «поставить строительные леса у Собора». Он напоминает, что «опасность раз-балтывания и раз-мысливания поэзии будут постоянно сопровождать нашу работу, и тем больше, чем меньше мы пока что знаем о поэтизировании, мышлении и сказывании, чем меньше нам удалось обнаружить, как и почему эти три силы глубочайше принадлежат нашему изначальному, историчному здесь-бытию». «Историчность», у Хайдеггера, одно из важнейших понятий, тесно связанных с языком, поэтизированием, мышлением, речью. По Хайдеггеру, язык – это та область, в которой человек творит себя, как историческое существо. По мнению Хайдеггера, именно поэты (помимо своей сакральной функции) сообщают каждому народу его идентичность. Они, подобно Гомеру и Гесиоду, учреждают для народа его богов, а значит, устанавливают "нравы и обычаи".  Хайдеггер связывает функции поэзии и с созданием государства. В лекциях достаточно большие фрагменты посвящены разбору стихотворного текста Гельдерлина, как раз, сквозь призму понятий «государства», «народа», «историчности», но для нас, в данных текстах существеннее представления Хайдеггера о поэтическом мышлении в целом, как фундаментальном понятии его философии позднего периода.

 «Поэзия – не игра, обращение к ней – не играющая, заставляющая забыть самого себя разрядка, но пробуждение единичного человека и его овладение собственным существом, благодаря чему он возвращается в основание своего здесь-бытия». Важнейшим здесь является «пробуждение единичного человека». Для Хайдеггера, который постоянно говорит о подлинном существовании, возможность к «пробуждению единичного человека», как раз, дает поэзия. Поэтическое мышление по сути своей является индивидуальным, оно может воспринимать общее, но им не исчерпывается. Как мы сказали выше: поэтическое не должно быть  объяснено, то есть сведено к логике и понятиям, внутреннее восприятие человеком поэтического – вот способ приближения к «несокрытому», к истине бытия. «Единичный человек», олицетворяющий собой Dasein, противопоставленный Das Man, имеет инструменты для выхода из «ночи» (говоря языком Хайдеггера), которая настолько черна, что человек забыл о том, что существует свет.

В главе «Помещение в область власти поэзии» Мартин Хайдеггер задает актуальный и сегодня вопрос: «Но как это может совершиться? Как может сегодня стихотворение, – я говорю лишь о стихотворении Гельдерлина, – обрести некую власть там, где полностью другие ‹реалии› определяют здесь-бытие?». И действительно, уже в эпоху жизни Мартина Хайдеггера на авансцену бытия выходят новые понятия, характеризующие бытие человека. Индустриализация, урбанизация, глобализация – вот причины для движения в сторону «забвения бытия», которые Хайдеггер отметил еще в пору зарождения этих явлений. Уже не экзистенциальный ужас, тошнота, страх, смерть Бога -  уже полное забытье всего. Отвечая на свой вопрос, Хайдеггер пишет: «Но, возможно, не стихотворение виновато в том, что мы не обнаруживаем более в нем никакой власти, но сами мы – в том, что лишились дара обнаружения, что наше здесь-бытие запуталось в повседневности, по вине которой оно остается выброшенным из всякой области власти искусства». Повседневность и заурядность – вот, что торжествует в мире, а вместе с тем, как следствие «выброшенность» из искусства, что по Хайдеггеру есть конец понимания прекрасного. Далеко не к праздности, украшенной поэтическими инсинуациями, призывает Хайдеггер, а к поиску ответа на вопрос: «Как начать думать?». И здесь необходимо следовать за Поэтом, который первый идет по этому пути, вдохновленный и благословленный Богами, жертвующий себя, как Гельдерлин.

В главе «О существе поэзии» философ предлагает способ избавления от стереотипных и шаблонных взглядов на поэзию (но, кстати, касается и других аспектов мышления, подвергнутых поверхностной интерпретации и сущностно деформированных), которые скрывают ее подлинную суть. «Расхожее представление о поэзии как о выразительном проявлении переживаний» - пишет Хайдеггер и предлагает пересмотреть данный подход, начиная со странного, на первый взгляд, разделения понятий «стихотворение» и «поэзия».  Мартин Хайдеггер говорит: «Мы разыскиваем поэзию в стихотворении. Снаружи это выглядит как переход от некого наличного отрывка для чтения, обладающего формой и содержанием, при том, что и первая и второе по возможности полны красот, переход от этого к иному, – к поэзии. Что здесь понимается под поэзией?». Для Хайдеггера данный наивный вопрос – способ подвести читателя к своей главной мысли о поэзии и поэтическом мышлении. Философ продолжает пояснять читателю, следующему за плавным развертыванием его мысли: «Ведь нам надлежит ясно понять поэзию, определить ее, и таким образом знающе находиться в ней. Значит, мы должны знать о ней уже для того, чтобы отделять ее надлежащим образом от стихотворения». У читателя опять возникает недоумение: зачем отделять поэзию от стихотворения? Зачем рушить устоявшуюся концепцию об их взаимозаменяемости и синонимичности? Но для философа важнейшей остается задача не испугать человека непривычными для него умозаключениями, высказываниями, не вызвать недоумения. Ведь, наверное, как и тогда, сегодня не уменьшилось количество исследователей, хайдеггероведов, да и простых читателей для которых остается загадкой концепция философа о «поэтическом мышлении», связанная  с понятиями «несокрытости», «Истины бытия», «зовом»  и прочими столпами хайдеггеровской «поворотной» философии. Продолжая развертывать свое рассуждение, Хайдеггер констатирует: поэзия там, где нечто поэтизируется. «И поэтизирование – оно происходит, прежде всего, при помощи силы воображения». Далее философ описывает весь процесс создания поэтического: поэт воображает себе нечто, затем додумывает, расписывает и оформляет в символическом выражении свои представления. Он поясняет, что подобного рода «переживания» могут быть разных видов: индивидуальные, коллективные, личные и общественные, как выражение души народа и даже нации. Но самое главное, что все эти варианты представления  не исчерпывают главного и не должны стать единственными определениями и характеристиками поэзии. Хайдеггер критикует способ мышления, при котором упускается сущностное содержание, а во внимание берется лишь форма явления: «Поэзия, таким образом, есть некое непосредственно обнаруживаемое явление, которое наличествует среди других, и явление это как любое другое понимается затем при помощи столь же безучастного определения как «выразительное проявление» бурлящей позади нее души. Явления мы понимаем как выражение. И лай собаки тоже выражение. Этот способ мышления является в себе самом следствием вполне определенного способа бытия ‹либерального› человека». В данном случае Хайдеггер использует термин «либеральный» в широком значении, характеризуя человека, который живет в «забвении бытия», и способ мышления которого основывается на общих понятиях. Для Хайдеггера это  мышление – есть результат развития человеческой истории (в том числе философии), которое пошло не по тому пути, он продолжает: «Таким образом, этот способ представления устраивает настоящие оргии, к примеру, у историков искусства и в истории духовных явлений. То, что труды Ницше и сегодня еще целиком подвергаются ложному толкованию, имеет свое сущностное основание в господстве этого способа мышления, тем более что собственная сила и искусство критического разбора явлений культуры Ницше оказали содействие этому образу мышления и очевидно утвердили его. Потому мы вновь и вновь попадаем назад в этот способ мышления как бы по естественно склонности. Поэтому и наши усилия по возможности, прежде всего, должны быть защищены от того, чтобы быть неправильно понятыми в смысле названного способа мышления». Прошло внушительное количество лет, но мы можем наблюдать, как «оргии» о которых пишет Хайдеггер, ложные толкования Ницше - и сегодня никуда не делись, ведь способ мышления остался прежним. Да и сама фигура Хайдеггера часто становится жертвой грубых поверхностных интерпретаций.

Возвращаясь к гимнам, надо сказать, что, когда читатель уже более-менее подготовлен, проследовал вместе с философом по пути развертывания его мысли,  Хайдеггер более четко определяет ненужное, неправильное в трактовке поэтического: «Но пока что мы говорим исключительно отрицая и отвергая: 1. Стихотворение – это не просто наличное, обладающее смыслом и красотой речевое образование. 2. Поэзия – это не душевный процесс производства стихотворений. 3. Поэзия – это не речевое ‹выражение› душевного переживания. Стихотворение и поэзия возможно и являются всем только что названным, и все же все эти понимания в основе своей упускают существо поэзии».  Сам философ понимал, насколько трудной является задача «реабилитации» поэтического мышления,  объяснения его сути,  поэтому пытаясь определить поэзию, использует формулировку «поэзия – это не». Далее, Хайдеггер продолжает попытку определить поэтическое, но, уже, используя сам «поэтический» тезаурус, что усложняет его понимание. Мартин Хайдеггер говорит: «Поэзия есть учреждение, требовательное основывание остающегося. Поэт – основатель Бытия», -  и продолжает, – «Поэзия – вынесение намеков богов – учреждение Бытия». Исходя из этого, можно сказать, что поэзия не просто результат развития культуры, не общее в речи, будоражащее фантазию, а есть стояние «под грозой Божьей». В поэтическом мышлении и речи открывается сущее, «высвечивается» несокрытое, приоткрывается тайна бытия. Как писал Александр Кожев: «Страстью Хайдеггера было вопрошание, а не ответы. Сам он называл то, о чем спрашивал и что непрерывно искал, «бытием». На протяжении всей своей философской жизни он вновь и вновь задавал один-единственный вопрос – о сущности бытия. Смысл же вопроса сводился к тому, чтобы вернуть жизни ее тайну – тайну, которая в современную эпоху оказалась на грани исчезновения».

Завершая, Мартин Хайдеггер рассматривает вопрос о речи, ее сущности и значении для поэтического мышления, как инструменте и средстве выражения.

Надо сказать, что вся данная работа заключается не в разборе стихотворных текстов, выработке терминов, определений, она направлена на демонстрацию методологического приема, который Хайдеггер предлагает попробовать читателю. Его суть - в решимости получить индивидуальной опыт подлинного переживания бытия.

"Может случиться, что однажды нам придется отречься от своей повседневности и оказаться во власти поэзии; что мы никогда больше не вернемся в ту повседневность, которую оставили"

References
1. Bofre Zh. Dialog s Khaideggerom. Kn. 1: Grecheskaya filosofiya. SP., 2007. C. 24-36.
2. Gel'derlinovskie gimny: «Germaniya» i «Rein» (1934) // VOX. 2007. № 2. C. 1-39.
3. Gurevich P.S. Intuitsiya – eto ne skorochtenie mysli // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2014. № 4. C. 357-360. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.4.11923.
4. Khaidegger M. Raz''yasneniya k poezii Gel'derlina. SPb.: Akademicheskii prospekt, 2003. C. 5-25.
5. Antonova E. Pereotsenka poeticheskogo slova. Martin Khaideger i «poeticheskoe myshlenie» // Filologiya: nauchnye issledovaniya. 2013. № 1. S. 43.
6. Korneev M.Ya. Tvorchestvo Martina Khaideggera v zarubezhnoi sravnitel'noi filosofii // Khaidegger i vostochnaya filosofiya: poiski vzaimodopolnitel'nosti kul'tur. 2-e izd. SPb.: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2001. C. 5-28.
7. Safranski R. Khaidegger: germanskii master i ego vremya / Per. s nem. T.A. Baskakovoi pri uchastii V.A. Brun-Tsekhovogo; Vstup. stat'ya V.V. Bibikhina. 2-e izd. M.: Molodaya gvardiya, 2005. C. 76-79.
8. Gregory Fried. Heidegger's Polemos: from Being to Politics. Yale University Press, 2000. Referativnyi perevod Sity Twilight. C. 14-15.
9. Antonova E.M. Pereotsenka poeticheskogo slova. Martin Khaideger i «poeticheskoe myshlenie» // Filologiya: nauchnye issledovaniya. 2013. № 1. C. 36-42. DOI: 10.7256/2305-6177.2013.01.5.
10. Antonova E.M. Poeticheskoe voproshanie Martina Khaidegera // Filologiya: nauchnye issledovaniya. 2012. № 4. C. 51 - 58.
11. Gurevich P.S. Ontologicheskii reduktsionizm // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2015. № 2. C. 119-121. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.2.14455.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.