Статья 'Факторы, снижающие эффективность аграрной экономической политики' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Theoretical and Applied Economics
Reference:

Factors Increasing Efficiency of Agricultural Economic Policy

Kotova Veronika Aleksandrovna

post-graduate student of the Department of Economics and Finances at Tyumen State Agricultural Academy

625003, Tyumenskaya Oblast, Tyumen, ul. Respubliki 7

ver.kotova@mail.ru

DOI:

10.7256/2306-4595.2013.4.5612

Received:

17-11-2013


Published:

1-12-2013


Abstract: The article is devoted to implementation of agricultural economic policy under the conditions of innovation-driven economic development. The authors of the article describe the mechanism of efficient implementation of agricultural economic policy considering specifics of each region's development and offer a number of factors preventing from improving agricultural policy. 


Keywords:

economics, agricultural policy, performance evaluation, agricultural sector, legal grounds, environmental protection, orientation at innovation-driven economic developm, efficiency of agricultura policy, improvement of efficiency, regional policy

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В условиях модернизации экономической политики страны, перевода ее на рельсы инновационного развития, возникает острая необходимость преобразования её составных частей. Аграрная экономическая политика как раз и является одной из таких составных частей, которой требуется инновационная перезагрузка. Инновационный курс развития аграрной экономической политики будет основываться на доступе российской сельскохозяйственной продукции на зарубежный рынок, а также привлечения иностранных инвестиций в аграрную сферу. Реализация данного направления будет возможна с момента ратификации соглашения вступления России во Всемирную торговую организацию.

Аграрная политика явление сложное и неоднозначное. Она является ориентиром и главным фактором развития агропромышленного комплекса. И в тоже время развитие аграрной сферы корректирует аграрную политику, постоянно дополняя ее и совершенствуя.

Российские экономисты определяют аграрную политику как совокупность мер экономического, социального и частично законодательного характера, систематически проводимых государством с целью изменения положения сельского хозяйства и занятого в нем населения[1].

Аграрная политика в экономической науке рассматривается как «деятельность государства, ориентированная на обеспечение продовольственной безопасности страны с сохранением благоприятной экономической обстановки и решением социальных вопросов на селе»[2].

Политика развития аграрной сферы для каждой, отдельно взятой страны специфична, но в рамках мирового пространства имеет общие черты. Так большинство ученых признают тот факт, что основополагающей целью аграрной политики является создание такого механизма развития аграрной сферы, при котором достигалась бы обеспечение продовольственной безопасности населения.

Именно продовольственная безопасность населения является зеркалом, в котором можно увидеть сходства аграрных политик разных по экономическому развитию стран.

Рациональная аграрная политика России определяет эффективность функционирования аграрной сферы.Проблема неоднородности социально-экономического пространства страны одна из главных проблем, оказывающих инерционное воздействие на развитие государства. Территориальная протяженность России, как с запада на восток, так и с севера на юг, предопределяет крупномасштабный характер регулятивного воздействия, объектом которого выступают крупные территориальные образования: экономические районы, федеральные округа, субъекты Р.Ф. [3] Поэтому, рассматривать аграрную политику необходимо в контексте развития регионов, с целью учета особенностей развития природно-экономического потенциала каждого территориального образования.

Исходя из выше изложенного, аграрную политику можно определить как совокупность мер и действий, направленных на динамичное и эффективное развитие аграрного производства, с учетом особенностей экономического и социального развития каждого региона РФ, для обеспечения продовольственной безопасности страны в целом.

Рассмотрев аграрную политику России, можно выделить факторы, которые негативно сказываются на повышении ее эффективности:

1. Иммобильность труда и капитала. По нашему мнению, данный фактор является основным, который тормозит развитие аграрной сферы. Небольшой приток трудовых ресурсов в аграрное производство обусловлен тем, что на протяжении последних двадцати лет работа в сельском хозяйстве считается не престижной в связи с низкой оплатой труда и ценностными переориентациями общества на сферу услуг.

Нежелание инвесторов вкладывать денежные средства в аграрное производство тоже объяснимо с позиции того, что сельское хозяйство остается самой рискованной отраслью экономики и возврат капитала с процентами возможен только при грамотном ведении аграрного бизнеса.

Труд и капитал, являются основным категориальным аппаратом, определяющим эффективность агробизнеса, который в свою очередь, определяет успешность аграрной политики, инновационность ее развития.

2. Отсутствие правовой основы функционирования аграрных рынков. Рыночные ценовые механизмы должны способствовать стабилизации сельскохозяйственных рынков и ликвидации колебаний цен на продукцию, а также защите интересов аграрных производителей. Разработка правовой базы является неотъемлемым фактором функционирования аграрной политики и непосредственно влияет на повышение ее эффективности.

3. Неэффективная политика в области охраны окружающей среды. Для проведения политики охраны окружающей среды важно определить стандарт качества окружающей среды и поддерживать его с минимальными издержками, что на данном этапе развития государства пока не осуществляется. От того, как будет производится сельскохозяйственная продукция, с соблюдением требований по защите окружающей среды или нет, зависит решение вопроса продовольственной безопасности, а от него в свою очередь – ближайшее будущее страны.

4. Использование традиционных систем ведения хозяйства. При повсеместном внедрении инновационных элементов в разные отрасли экономики, аграрная сфера сильно отстает в этом направлении. Это объясняется недостаточностью инвестиционных средств и рискованностью сельского хозяйства. Неинновационность аграрной сферы препятствует выполнению плана по энергоэффективности экономики страны в целом. Использование традиционных технологий в сельском хозяйстве является важным фактором, который препятствует повышению эффективности аграрной политики.

Таким образом, нами определен круг факторов, которые замедляют эффективное развитие аграрной сферы страны, и в целом влияют на успешность реализации аграрной политики.

References
1. Zhogoleva E.E. Razrabotka prioritetov agrarnoi politiki Rossii. Dis. dokt. ekon. nauk: 08.00.05-M., 1997.-254 c.
2. Kotova V.A. Otsenka effektivnosti regional'noi agrarnoi ekonomicheskoi politiki// Materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii (11 iyunya 2011 g.) «Sotsial'no-ekonomicheskie voprosy innovatsionnogo razvitiya APK», Tyumen'.
3. Agrarnaya reforma v Rossii//Zemlya Rossii, № 1, 1993 g.-s.6.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.