Статья 'Значение нефтегазовых доходов в экономике России' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Theoretical and Applied Economics
Reference:

Value of oil and gas incomes in the Russian economy.

Aguzarova Fatima Savkuevna

PhD in Economics

associate professor of the Department of Taxes and Taxation at North Ossetian State University N. A. Kosta 
Khetagurov

362025, Russia, respublika Rso-Alaniya, g. Vladikavkaz, ul. Vatutina, 44-46, of. Bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie

aguzarus@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-4595.2014.3.10855

Received:

18-08-2014


Published:

1-9-2014


Abstract: The article "Value of oil and gas incomes in the Russian economy" poses a topical issue regarding oil and gas incomes, their role and value in the Russian economics. The author substantiates the considerable dependency on these raw resources in the Russian economics. The author offers to form a reserve in order to get out of oil and gas dependency in a state, which deserves special attention. The natural resources potential of the state is used without due efficiency, since the entrepreneurs aim at making profits first of all.  They have no stimulae for rational use of resources, and they do not consider exhaustibility factor.  In the process of analysis via synthesis and analysis methods, as well as with the  graph methods, the author established the role and relative share of oil and gas incomes in the federal budget of the Russian Federation for 2010-2012. The tax income holds the top position among the shares of state income.  The natural resources management taxes have the largest share among these taxes.  The priority is for natural resources mining tax. The author makes some conclusions based upon her studies. In particular, she offers to find efficient measures in order to accumulate monetary funds outside the scope of oil and gas income. In particular, she mentions development of small and medim-range businesses, involvement of investments into the economics of the state, development of innovative activities, which should lower the degree of oil and gas dependency.


Keywords:

natural resources, oil and gas income, oil, natural gas, oil and gas complex, economics, budget income, raw materials complex, the National Welfare Fund, reserve fund

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Актуальность исследуемой проблематики

Влияние нефтегазового комплекса существенно во многих сферах хозяйствования страны и находится в тесной взаимосвязи во всех секторах экономики. Сегодня природные ресурсы используются недостаточно эффективно, без учета фактора исчерпаемости. Интересы государства не всегда защищены должным образом. В свою очередь, у пользователей природных ресурсов отсутствуют стимулы к рациональному их использованию. Все это парализует экономический климат в Российской Федерации, приводит к нестабильности в экономике.

В связи с обеспечением стабилизации и устойчивости экономики России 1 января 2004 года был образован Стабилизационный фонд. Этот фонд создан с целью создания бюджетных резервов, призванных поддержать бюджетную систему от возможных негативных явлений, связанных с резким падением цен на нефть (как в период кризиса 1998 г.).[1] На пополнение фонда направлялись доходы от экспортной пошлины на нефть и НДПИ на нефть, полученные сверх установленной нормы. Кроме того, фонд обеспечивал сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, тем самым способствовал стабильности экономического развития страны, уменьшению инфляционного давления, снижению неблагоприятных экономических катаклизм.[7]

С 1 января 2008 г. в условиях мирового финансового кризиса Стабилизационный фонд официально прекратил свое существование, был преобразован и разделен на два новых фонда - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Преобразование Стабилизационного фонда осуществлялось в рамках перехода к так называемой концепции не нефтегазового бюджета, то есть раздельного планирования и использования не нефтегазовой и нефтегазовой частей бюджетных доходов. Основным элементом предложенной системы был нефтегазовый трансферт - ограничение на предельный объем нефтегазовых доходов (текущих или накопленных), которые ежегодно могут использоваться на текущие бюджетные расходы.[2]

В последствие основные функции Стабилизационного фонда перешли на резервный фонд. В число функций входило, в частности, выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, а также стабильность экономического развития страны, уменьшая инфляционный уровень.[8]

Что касается второго фонда - Фонда национального благосостояния, то он изначально призван был обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы. Для этого предполагалось активно накапливать средства в фонде при условии роста цен на нефть, активно их инвестировать и за счет получаемого инвестиционного дохода финансировать выплаты по программе софинансирования пенсионных накоплений и часть трансферта из федерального бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда. [6]

Достичь поставленной цели можно было только при очень быстром накоплении средств в фонд и активной инвестиционной стратегии на фоне благоприятных условий на финансовых рынках, но этого не удалось. Весьма низкий уровень инвестиционных доходов (по причине мирового финансового кризиса) по сравнению с реальными потребностями пенсионной системы привел в дальнейшем к приостановлению деятельности фонда в этом направлении.[12]

Следует отметить, что с учетом извлечения уроков последнего финансового кризиса в мире (2008 г.) можно утверждать, что бюджетные резервы России действительно необходимы, так как степень зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры по-прежнему высокая. Более того, кризис показал, что негативное влияние падения цен на нефть не ограничивается снижением нефтегазовых доходов бюджета. Косвенные эффекты от падения цен и внешнеэкономической нестабильности обусловливают экономический спад, который, в свою очередь, вызывает падение и не нефтегазовых доходов бюджета. Именно поэтому за счет средств Резервного фонда пришлось компенсировать дефицит не нефтегазовых доходов.

Согласимся с мнением экспертов, что в ближайшее время необходимо выполнять новые бюджетные правила, - ограничить чрезмерное наращивание расходов в благоприятные периоды и одновременно поддерживать необходимый объем резервов на случай падения цен.[10]

Итак, проведенный нами анализ роли нефтегазовых фондов в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Фактическая роль фондов, направленных на стабилизацию экономики, в целом совпадает с поставленными при их создании задачами. Так, поставленная перед фондами цель - повышение бюджетной устойчивости, в целом достигнута. Средства фондов использовали для обеспечения бюджетной устойчивости, например, финансировали дефицит федерального бюджета в период кризиса. Однако в данном случае первоначальная роль фонда была расширена. Фактически средства фонда использовали для компенсации недобора не нефтегазовых доходов бюджета, а также финансирования дополнительных расходов на поддержку экономики.

Эмпирическая часть

Проведем анализ составляющей нефтегазовых доходов федерального бюджета Российской Федерации, отдельно выделив в налоговых и неналоговых поступлениях. Проблемам использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ и по сей день уделяется еще недостаточно внимания.

Итак, представим анализ нефтегазовых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации за 2010-2012 гг., выделив их роль в числе налоговых доходов (Таблица 1). Но прежде отметим, что федеральный бюджет Российской Федерации - центральный элемент бюджетной системы Российской Федерации. Налоговые поступления занимают первостепенное место в системе доходов федерального бюджета Российской Федерации. Причем наиболее значительны именно налоги в системе природопользования. Важно отметить, что среди установленных Налоговым кодексом Российской Федерации федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет зачисляется лишь определенная часть, не исключение налоги за пользование природными ресурсами. Пропорции их распределения устанавливаются в законодательном порядке между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый период.[3]

Таблица 1

Нефтегазовые налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2010-2012 гг.

(млрд.руб.)

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Налоговые доходы

в том числе:

4401,9

5985,3

6846,4

Нефтегазовые налоговые доходы (налог на добычу полезных ископаемых) [4]

1376,6

2007,8

2420,5

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

1361,2

1988,5

2399,8

Нефть

1266,8

1845,8

2132,6

Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья

85,1

136,3

257,4

Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья

9,4

6,4

9,8

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов)

13,4

16,4

14,6

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации

2,1

2,7

2,8

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции

25,1

35,0

19,1

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный)

8,3

10,5

0,7

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного

16,8

24,6

18,4

Источник: Отчетные данные об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за 2010-2012 гг.//www.roskazna.ru.

По данным таблицы 1 видно, что в 2010 году общий объем налоговых доходов федерального бюджета составил 4401,9 млрд.руб. Из них нефтегазовые налоговые доходы составили 1376,6 млрд.руб. Так, в их числе львиную долю занимает налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья – 1361,2 млрд.руб. Налог на добычу нефти собран в размере 1266,8 млрд.руб., газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья – 85,1 млрд.руб.

В 2011 году налоговые доходы собраны в размере 5985,3 млрд.руб. Выросли поступления по налогу на добычу полезных ископаемых до 2007,8 млрд.руб. При этом поступления от добычи нефти увеличились до 1845,8 млрд.руб., поступления от газа увеличились до 136,3 млрд.руб.

В 2012 году налоговые доходы выросли до 6846,4 млрд.руб. В их числе нефтегазовым налоговым поступлениям принадлежит 2420,5 млрд.руб., из которых нефтеналоги заняли 2132,6 млрд.руб., а налоги за газ – 257,4 млрд.руб.

Таким образом, за 2010-2012 гг. в федеральном бюджете Российской Федерации значительны поступления по нефтегазовым доходам (налог на добычу полезных ископаемых). Их доля составила: в 2010 году – 31,2%; в 2011 году – 33,5%; в 2012 году – 35,3%. Нефтегазовые налоговые доходы имеют тенденцию к повышению. Наибольший объем поступлений в числе налоговых доходов наблюдается по НДПИ на нефть.

Представим анализ поступления нефтегазовых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации за 2010-2012 гг., выделив их роль в числе неналоговых доходов (Таблица 2).

Таблица 2

Нефтегазовые неналоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2010-2012 гг.

(млрд.руб.)

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Неналоговые доходы

в том числе:

3903,0

5352,8

5934,5

Нефтегазовые неналоговые доходы

из них:

2469,5

3653,3

4053,1

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

1672,4

2332,4

2489,6

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

193,3

384,4

433,5

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

603,8

936,5

1130,0

Источник: Отчетные данные об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за 2010-2012 гг.//www.roskazna.ru.

По данным таблицы 2 видно, что в состав нефтегазовых неналоговых доходов входят: вывозные таможенные пошлины на нефть сырую; вывозные таможенные пошлины на газ природный; вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.

В 2010 году неналоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации исполнены в сумме 3903,0 млрд.руб., из которых нефтегазовые поступления заняли 2469,5 млрд.руб. Из них основной объем поступлений наблюдается по вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую – 1672,4 млрд.руб. (из 2469,5 млрд.руб.). Что касается вывозных таможенных пошлин на газ природный и на товары, выработанные из нефти, то поступления менее значимы: 193,3 млрд.руб. и 603,8 млрд.руб. соответственно.

В 2011 году неналоговые доходы федерального бюджета собраны в размере 5352,8 млрд.руб. Значительно выросли нефтегазовые поступления и составили 3653,3 млрд.руб. По-прежнему высоки поступления по вывозным таможенным пошлинам – 2332,4 млрд.руб. Так, 384,4 млрд.руб. составили поступления по вывозным таможенным пошлинам на газ природный, следовательно, остальные 936,5 млрд.руб. составляющая вывозных таможенных пошлин на товары, выработанных из нефти.

В 2012 году неналоговые доходы бюджета выросли до 5934,5 млрд.руб. В их числе нефтегазовые неналоговые поступления исполнены в сумме 4053,1 млрд.руб. Неуклонно увеличиваются все поступления по нефтегазовым неналоговым доходам, в частности: вывозные таможенные пошлины на нефть сырую – 2489,6 млрд.руб.; вывозные таможенные пошлины на газ природный – 433,5 млрд.руб.; вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти – 1130,0 млрд.руб.

Таким образом, за 2010-2012 гг. в федеральном бюджете Российской Федерации наибольший объем поступлений наблюдается по нефтегазовым доходам. Удельный вес нефтегазовых неналоговых доходов в общей сумме неналоговых поступлений составил: в 2010 году – 63,3%; в 2011 году – 68,2%; в 2012 году – 68,3%. Наибольший объем в числе неналоговых доходов наблюдается по вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую. Менее значительны поступления от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Незначительны вывозные таможенные пошлины на газ природный.

Определим роль нефтегазовых поступлений в общей системе доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг. (Таблица 3).

Таблица 3

Влияние нефтегазовых доходов на формирование федерального бюджета Российской Федерации за 2010-2012 гг.

(млрд.руб.)

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Доходы бюджета – всего

в том числе:

8305,4

11367,2

12845,4

Нефтегазовые налоговые доходы

1376,6

2007,8

2420,5

Удельный вес, %

16,6

17,7

18,8

Нефтегазовые неналоговые доходы

2469,5

3653,3

4053,1

Удельный вес, %

29,7

32,1

31,6

Нефтегазовые доходы всего

3846,1

5661,1

6473,6

Удельный вес, %

46,3

49,8

50,4


Источник: Отчетные данные об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за 2010-2012 гг.//www.roskazna.ru.

По данным таблицы 3 видно, что за 2010-2012 гг. нефтегазовые доходы федерального бюджета составили: в 2010 году – 3846,1 млрд.руб.; в 2011 году – 5661,1 млрд.руб.; в 2012 году – 6473,6 млрд.руб. Их доля в системе доходов бюджета повышается. К 2012 году составила более половины всех поступлений: в 2010 году – 46,3%; в 2011 году – 49,8%; в 2012 году – 50,4%. Причем наиболее значительны нефтегазовые неналоговые доходы. Доля неналоговых нефтегазовых доходов в общей сумме поступлений составила: в 2010 году – 29,7% (из 46,3%); в 2011 году – 32,1 % (из 49,8%); в 2012 году – 31,6 % (из 50,4%). Удельный вес налоговых нефтегазовых доходов менее значителен и равен: в 2010 году – 16,6% (из 46,3%); в 2011 году – 17,7% (из 49,8%); в 2012 году – 18,8% (из 50,4%).

Таким образом, за 2010-2012 гг. нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ формируются за счет налоговых и не налоговых поступлений: налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газ природный); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Наиболее значительны неналоговые нефтегазовые поступления, а именно, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую.

Выводы по теме исследования

В заключение отметим, что сырьевой комплекс Российской Федерации - это серьезный рычаг, от которого зависит экономическое состояние всей экономики (все секторы экономики) и благосостояние населения государства. Нефтегазовый комплекс Российской Федерации повинен в слабости других отраслей экономики, отсутствии инноваций, неразвитости экономических институтов. В этой связи, рационально изыскать другие актуальные бюджетные резервы накопления денежных средств, причем действуя в обход нефтегазового сектора. К таким резервам можно отнести развитие малого и среднего бизнеса. Кроме того, развивать инновационную деятельность, повышать инвестиционную активность. Внедрение всех названных факторов способствует наращиванию доходов государства и снижает нефтегазовую зависимость.

References
1. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Gl. 13.1. 2004g.
2. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Gl. 13.2. 2008g.
3. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Gl.7, st.50. 2014 g.
4. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Gl. 26. 2014 g.
5. Federal'nyi zakon RF № 184-FZ ot 10.12.2003g. «O vnesenii dopolnenii v Byudzhetnyi kodeks RF v chasti sozdaniya Stabilizatsionnogo fonda RF»; Byudzhetnyi kodeks RF. Gl. 13.1. 2004 g.
6. Federal'nyi zakon ot 26 aprelya 2007 g. N 63-FZ «O vnesenii izmenenii v Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii v chasti regulirovaniya byudzhetnogo protsessa i privedenii v sootvetstvie s byudzhetnym zakonodatel'stvom Rossiiskoi Federatsii otdel'nykh zakonodatel'nykh aktov Rossiiskoi Federatsii».
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.01.2004 № 31 (red. ot 21.05.2007) «Ob utverzhdenii Pravil perechisleniya v Stabilizatsionnyi fond Rossiiskoi Federatsii dopolnitel'nykh dokhodov federal'nogo byudzheta, ostatkov sredstv federal'nogo byudzheta na nachalo finansovogo goda i dokhodov ot razmeshcheniya sredstv Stabilizatsionnogo fonda Rossiiskoi Federatsii».
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2007 g. № 955 «O poryadke upravleniya sredstvami Rezervnogo fonda».
9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2007 N 892 (red. ot 31.01.2009, s izm. ot 21.04.2010) «O provedenii raschetov i perechislenii sredstv v svyazi s formirovaniem i ispol'zovaniem neftegazovykh dokhodov federal'nogo byudzheta, neftegazovogo transferta, sredstv Rezervnogo fonda i Fonda natsional'nogo blagosostoyaniya» (vmeste s «Pravilami provedeniya raschetov i perechisleniya sredstv v svyazi s formirovaniem i ispol'zovaniem v sootvetstvii s Byudzhetnym kodeksom Rossiiskoi Federatsii neftegazovykh dokhodov federal'nogo byudzheta, neftegazovogo transferta, sredstv Rezervnogo fonda i Fonda natsional'nogo blagosostoyaniya»).
10. Ermakova E.A. Perspektivy upravleniya neftegazovymi fondami Rossii//Finansy i kredit.-2013.-№ 23. S. 2-10.
11. Kryukov V.A., Marshak V.D. Neftegazovyi sektor v razvitii ekonomiki Rossii//Region: Ekonomika i Sotsiologiya.-2013.-№ 2. S. 148-156.
12. Lebedinskaya L. Rol' neftegazovykh fondov v Rossii//Voprosy ekonomiki. – 2012.-№3. S. 98-118.
13. Filimonova I.V. Finansovo-ekonomicheskie pokazateli deyatel'nosti neftegazovogo kompleksa Rossii//Mineral'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie.-2012.-№ 5. S. 45-53.
14. Eder L.V., Filimonova I.V. Ekonomika neftegazovogo sektora Rossii//Voprosy ekonomiki.-2012.-№ 10. S. 76-91.
15. Rep'eva A.M. Energeticheskaya politika Rossii i stran ATR. // NB: Mezhdunarodnye otnosheniya.-2013.-№3.-C. 40-58. URL: http://www.e-notabene.ru/wi/article_8813.html.
16. O.S. Ivanov Nalogooblozhenie neftyanoi i gazovoi otrasli RF i stran BRIKS (na primere Rossii, Brazilii i Kitaya) // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2013.-№2.-C. 277-293. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.02.7. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=24157.
17. Aguzarova F.S., Tatrova E.T.. Vliyanie neftegazovykh dokhodov na formirovanie federal'nogo byudzheta Rossiiskoi Federatsii//Nalogi i nalogooblozhenie.-2013-9.
18. Aguzarova F.. Znachenie neftegazovykh dokhodov v ekonomike Rossii//NB: Ekonomika, trendy i upravlenie.-2014-1.
19. Shteinberg. Osobennosti optimizatsii nalogovykh vyplat pri osushchestvlenii dobychi nefti po soglasheniyu o razdele produktsii//Nalogi i nalogooblozhenie, 2012-1.
20. Ivanov. Nalogooblozhenie neftyanoi i gazovoi otrasli RF i stran BRIKS (na primere Rossii, Brazilii i Kitaya)//Natsional'naya bezopasnost' / nota bene, 2013-3.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.