Статья 'Состояние и перспективы отношений Ирана со странами Центральной Азии и Закавказья' - журнал 'Международные отношения' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > Editorial Office > Editorial collegium > About the journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
International relations
Reference:

The current state and the prospects of Iran’s relations with the countries of Central Asia and Transcaucasia

Mekhdiev Elnur Tadzhaddinovich

PhD in History

Scientific Associate, Center for Post-Soviet Studies of the Institute of International Research of Moscow State Institute of International Relations

119454, Russia, g. Moscow, ul. Prospekt Vernadskogo, 76

e.mehdiev@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0641.2017.4.23235

Received:

04-06-2017


Published:

28-11-2017


Abstract: The article analyzes the prospects of Iran’s relations with the countries of Central Asia and the South Caucasus after the lifting of the Western sanctions. The author studies Iran’s foreign policy towards Central Asia and the South Caucasus, and the current state of bilateral relations with the countries of these regions. In particular, the author analyzes political, economic and cultural relations. The author outlines the factors determining mutual interest of Iran and the countries of the regions in bilateral cooperation. Special attention is given to joint projects in the transport, communications, energy, trade and economic spheres. The research methodology includes both general scientific and specific methods of cognition, for example, analysis and synthesis, system approach and historical method. The author concludes that economics and security are the key elements of Iran’s foreign policy strategy in Central Asia and the South Caucasus. Iran’s cooperation with the countries of these regions can be the most productive in such sectors as trade, energy industry, transport and oil and gas industry. On a long term horizon, such cooperation will be one of Iran’s foreign policy priorities. 


Keywords:

transport projects, bilateral relations, multilateral diplomacy , regional integration, regional projects, foreign policy, energy industry, South Caucasus, Iran, Central Asia

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В период действия санкционного режима Запада внешняя политика Исламской республики Иран в отношении постсоветских стран Центральной Азии и Закавказья была направлена на преодоление международной изоляции и повышение уровня региональной и собственной безопасности.

Активность Ирана в Центрально-Азиатском регионе и Закавказье охватывала различные сферы – идеологическую, культурную, экономическую.

Несмотря на то, что двусторонние отношения были установлены со всеми странами указанных регионов, сотрудничество ИРИ с каждой из них находилось на разных уровнях, что обусловлено интересом Ирана к конкретной стране.

«Мягкая сила» Ирана в странах Центральной Азии и Закавказья выражалась преимущественно в деятельности иранских культурных центров на их территории, важная роль в «экспорте иранской культуры» была отведена персидскому языку и литературе. При этом ИРИ не ставила своей целью «экспорт исламской революции».

В двусторонних отношениях с большинством стран данных регионов преобладал экономический аспект. Экономические интересы Ирана включали не только торговлю, но и развитие энергетического сотрудничества. Также особое значение в двусторонних отношениях Тегеран придавал транспортной сфере.

Снятие международных санкций с Ирана в январе 2016 г., означавшее завершение его изоляции, могло повлиять на расклад сил в регионе Центральной Азии и Закавказья. Иран, который уже давно претендовал на региональное лидерство (в то же время не оспаривая лидерства России в регионе), начал проводить более активную политику.

После снятия санкций акцент во внешней политике Тегерана в отношении стран Центральной Азии и Закавказья был сделан на усилении экономического взаимодействия в регионе. В целом региональная концепция Ирана сводится к увеличению влияния в Центральной Азии и Закавказье путем расширения двустороннего и многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Отмечается рост интереса со стороны Ирана к странам, участвующим в ЕАЭС (Армения, Казахстан, Кыргызстан) и в транспортно-коммуникационных проектах (Грузия, Азербайджан).

К приоритетным областям в экономической сфере Иран относит торговлю, логистику и транспортировку энергоресурсов. Развитие торговли со странами регионов рассматривается Тегераном не только с точки зрения создания рынка сбыта для иранских товаров, но и с позиций обеспечения доступа промышленных предприятий к сырью и использования транзитного потенциала страны, в особенности для транзита китайских грузов и энергоресурсов центральноазиатских стран. Иран готов инвестировать в развитие соответствующей инфраструктуры стран регионов.

Как и в санкционный период, ИРИ стремится выгодно использовать свое географическое положение (на стыке Европы и Азии, выход к открытым водам), активно участвуя в создании и модернизации транспортно-коммуникационной инфраструктуры с целью формирования на своей территории транспортного хаба. Так, в 2014 г. введен в эксплуатацию прямой железнодорожный маршрут Казахстан – Туркмения – Иран (Восточный маршрут МТК «Север – Юг»). В феврале 2016 г. открыт новый маршрут Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран, являющийся первым логистическим решением в скоростной доставке грузов (10 суток) из Восточного Китая на рынки Персидского залива. Совместно с Арменией Иран намерен построить автомагистраль, которая свяжет Персидский залив с Черным морем через территории Ирана, Армении и Грузии. В марте 2017 г. состоялся тестовый запуск железнодорожной линии Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), которая является частью МТК «Север – Юг», в 2018 г. планируется соединение этой линии с участком Казвин – Решт, который в свою очередь будет соединен с иранским портом Энзели. Данная железная дорога может использоваться и в рамках коридора ТРАСЕКА, к которому Иран присоединился в 2009 г.

Перспективным с точки зрения расширения торгово-экономического сотрудничества является установление партнерских отношений с ЕАЭС, в частности создание зоны свободной торговли. Однако подписание временного соглашения по зоне свободной торговли, запланированное на апрель 2017 г., не состоялось, поскольку не удалось найти баланс между запросными позициями стран – участниц ЕАЭС и Ирана, так как последний запрашивает больше, чем готов предоставить в ответ [20].

Энергетическое сотрудничество с регионами Центральной Азии и Закавказья охватывает вывод иранских энергоресурсов на внешние рынки, обеспечение внутренних потребностей в энергоресурсах, а также транспортировку энергоресурсов центральноазиатских стран. После снятия санкций Иран заговорил о возобновлении своп-поставок нефти с Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном. Также осуществляется обмен газом с Азербайджаном, ведутся переговоры о газовом свопе между Ираном и Россией через Азербайджан, планируются поставки газа в Грузию через Армению. В области электроэнергетики Иран продолжает реализацию программы «Электроэнергия в обмен на газ» с Арменией, в 2016 г. Иран совместно с Россией, Грузией и Арменией подписал «дорожную карту» строительства энергетического коридора «Север – Юг», связывающего энергосистемы четырех стран.

В то же время в постсанкционный период наблюдается ухудшение двусторонних отношений с некоторыми странами региона (Таджикистан, Туркменистан). Взаимодействие с такими странами на современном этапе обусловлено задачами обеспечения безопасности и стабильности в регионе (в том числе в рамках международных организаций, например ШОС) и в меньшей степени экономической целесообразностью.

С обеспечением безопасности и стабильности в Центральной Азии и в Закавказье Тегеран всегда связывал национальную безопасность, поэтому и ранее выступал с посредническими инициативами (межтаджикское урегулирование, конфликт в Нагорном Карабахе и его недавнее обострение). Интерес Ирана к региональной экономической интеграции объясняется возможностью снизить нестабильность в Центральной Азии и Закавказье. Позиция иранского руководства об обеспечении региональной безопасности без участия внерегиональных акторов осталась неизменной. Иран проявляет активный интерес к ШОС, где он имеет статус наблюдателя. Центральноазиатские страны – участницы ШОС могут поддержать членство Ирана в этой организации. В перспективе полноценное членство в ШОС способно дать Ирану возможность усилить влияние на формирование региональной системы безопасности Центральной Азии и Закавказья.

Помимо таких угроз, как региональные конфликты и вмешательство внешних сил в регионе, к общим для Ирана и России угрозам относится усиление влияния НАТО на регионы Центральной Азии и Закавказья. Также актуальной для обеих стран является религиозный экстремизм и угроза со стороны Исламского государства в частности. Российско-иранское сотрудничество по этим вопросам может составить основу для региональной системы безопасности.

В целом двустороннее взаимодействие Ирана и стран Центральной Азии и Закавказья можно охарактеризовать как ситуативное, то есть направленное на решение конкретных вопросов.

Иран – Туркменистан

Взаимный интерес обусловлен общей границей, исторической и конфессиональной близостью, а также наличием туркменского меньшинства, компактно проживающего на севере Ирана.

Двустороннее взаимодействие в санкционный период характеризовалось как стабильное и динамичное. Приоритетными направлениями являлись торгово-экономическая, транспортная и нефтегазовая сферы. В постсанкционный период наблюдается некоторое охлаждение в отношениях двух стран, вызванное разногласиями по газовому вопросу.

В Туркменистане осуществляют деятельность около 80 иранских компаний. Хорошо налажено межведомственное взаимодействие. Созданы межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, консульским, таможенным и пограничным вопросам. Подписано более 160 договоров и соглашений по различным вопросам.

Основными статьями иранского экспорта в Туркменистан являются строительные материалы, оборудование, легковые автомобили, автобусы, сельскохозяйственная продукция, бытовая техника, электротехническое оборудование и нефтехимическая продукция. Среди импортируемых из Туркменистана товаров – сельскохозяйственная и текстильная продукция, природный газ и электроэнергия.

Несмотря на неоднократные заявления глав государств о намерении довести показатели товарооборота до 60 млрд долларов, значительного роста не наблюдается: по итогам 9 мес. 2015 г. товарооборот превысил 2,62 млрд долларов, что на 2,2 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. [27].

Сотрудничество в нефтегазовой сфере заключалось в импорте Ираном туркменского газа для снабжения его северо-восточных районов. Поставки осуществлялись по газопроводам Корпедже – Курткуи и Довлетабад – Серахс – Хангеран. Среди реализованных совместных проектов в нефтегазовой сфере – строительство терминала для хранения и отгрузки сжиженного газа в порту Киянлы.

Со стороны Ирана неоднократно звучали заявления о намерении снизить зависимость от туркменского газа, но несмотря на них импорт не прекращался (в 2014-2015 г.г. было поставлено 6,5 и 7,2 млрд куб. м газа соответственно) [21; 28],[22; 28]. Однако в начале января 2017 г. Туркменистан прекратил поставки, ссылаясь на непогашенную задолженность иранской стороны в размере 2 млрд долларов. Иран не согласился с размером долга, но не опроверг сам факт его существования. Иранские СМИ развернули информационную кампанию против туркменской стороны, обвиняя Туркменистан в недобрососедском поведении, а «Туркменгаз» в нарушении условий договора. Также в СМИ появлялись противоречивые сообщения, что Иран и Туркменистан продлили газовый контракт на 5 лет [15].

Охлаждение двусторонних отношений на фоне газового конфликта невыгодно, в первую очередь, Туркменистану, который остается с единственным потребителем газа – Китаем. Альтернативные экспортные маршруты (Транскаспийский газопровод, газопровод ТАПИ) в ближайшее время не будут реализованы, поэтому наиболее перспективным вариантом является транзит туркменского газа через территорию Ирана.

В транспортной сфере завершено строительство железной дороги Теджен – Серахс – Мешхед (1996 г.), восточного маршрута МТК «Север – Юг» Казахстан – Туркменистан – Иран (2014 г.), а также автомобильной трассы Серахс – Мешхед. Продолжается формирование транспортного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман. В марте 2017 г. был открыт железнодорожный мост через Амударью, который имеет важное значение для функционирования данного маршрута [14].

Таким образом, перспективным направлением туркмено-иранского сотрудничества являются транспортно-транзитные проекты.

Иран – Таджикистан

В основе двустороннего сотрудничества лежат этнокультурная, языковая и историческая близость. В 1990-е гг. Иран совместно с Россией содействовал межтаджикскому перемирию во время гражданской войны в Таджикистане, что способствовало сближению двух стран и укреплению двусторонних отношений.

Между странами налажено политическое взаимодействие. Регулярные официальные и рабочие визиты глав государств, представителей парламентов, министерств и ведомств свидетельствуют о высокой степени взаимной заинтересованности. Регулярно собирается совместная межправительственная торгово-экономическая комиссия. Также установлены прочные научные и культурные связи. Осуществляются программы студенческого и научного обмена, изучения фарси в школах и высших учебных заведениях, проводятся совместные культурные мероприятия [10].

В 2016 г. наблюдается рост напряженности в двусторонних отношениях, вызванный политическими мотивами. Таджикские власти обвиняли Иран в поддержке оппозиции (запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана). Иран в свою очередь обеспокоен активностью Саудовской Аравии в Таджикистане. Эр-Рияд намерен выстроить стратегическое партнерство с Душанбе и планирует увеличить инвестиции в экономику, в том числе в гидроэнергетический и горнодобывающий секторы.

Несмотря на политические разногласия, в ноябре 2016 г. Тегеран и Душанбе подписали меморандум о расширении сотрудничества в торгово-экономической, технологической, культурной и научной сферах [26].

Основными статьями экспорта Ирана в Таджикистан машинное и техническое оборудование, товары из черного металла и пластмассы, цемент, бытовая химия, продовольственные товары. В импорте из Таджикистана преобладают хлопок и алюминий. Товарооборот по итогам 2015-2016 гг. не превысил 200 млн долларов.

Одним из приоритетных направлений торгово-экономического сотрудничества в период действия санкций являлось строительство гидроэлектростанций. Так, в сентябре 2014 г. состоялся полный запуск Сангтудинской ГЭС-2 на реке Вахш. Инвестиции Тегерана в объект превысили 180 млн долларов США. Также Иран планировал построить ГЭС «Айни» на реке Зарафшан, но к реализации проекта так и не приступил.

Среди совместных проектов также можно выделить соединение транспортно-энергетических сетей двух стран, прокладку водопровода из Таджикистана в Иран и трубопроводов для поставки нефти и газа из Ирана в Таджикистан, а также завершение работ по усовершенствованию автомобильного тоннеля Истиклол, инвестиции в который со стороны Ирана составляют около 40 млн долларов США.

Перспективными направлениями в двустороннем сотрудничестве после отмены санкций могут стать транспортные и энергетические инфраструктурные проекты. Иран готов инвестировать в строительство участка железной дороги Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан - Иран. Сотрудничество в гидроэнергетике может включать реализацию таких проектов, как Айнинская ГЭС и Рогунская ГЭС. Таджикистан возобновил строительство Рогунской ГЭС после смены руководства Узбекистана, выступавшего против проекта. Однако вопрос нехватки финансовых ресурсов может потребовать привлечения инвесторов, которым, возможно, будет Иран.

Иран – Казахстан

На характер и содержание двусторонних отношений большое влияние оказывают общность экономических интересов и территориальная близость стран в рамках Каспийского региона.

В постсанкционный период наблюдается интенсификация политического и торгово-экономического взаимодействия. В 2016 г. главы государств обменялись официальными визитами, что придало новый импульс двусторонним отношениям. Представители деловых кругов двух стран подписали более 50 соглашений на сумму 1 млрд долларов, которые охватывают такие проекты, как поставки сельскохозяйственной и машиностроительной продукции в Иран, строительство солнечных и ветряных электростанций в Казахстане и пр. [12].

Взаимный интерес связан преимущественно с транспортной сферой: Иран предоставляет Казахстану выход к Персидскому заливу, а Казахстан Ирану – выход на Россию и Китай. Открытие прямого авиасообщения Алматы – Тегеран и запуск в 2016 г. маршрута Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран должен способствовать реализации потенциала обеих стран. Развитию морской транспортировки грузов будет способствовать Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области морского судоходства в Каспийском море, подписанное в декабре 2016 г.

Структура экспорта Казахстана в Иран включает зерновые и стальной прокат. Из Ирана Казахстан импортирует строительные материалы, нефтехимическую продукцию, легковые автомобили, фрукты и овощи. В 2016 г. отмечается рост товарооборота на 15 % по сравнению с 2015 г. (750 млн долларов) [17].

Приоритетным направлением сотрудничества является транспортная сфера. Наряду с уже функционирующими маршрутами, стороны участвуют в проекте строительства транспортного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман, к которому Казахстан присоединился в феврале 2015 г. В перспективе строительство совместного терминала в иранском порту Бендер-Аббас, соглашение о котором подписано в декабре 2016 г. [8].

Сотрудничество в энергетической сфере Иран и Казахстан также относят к приоритетным направлениям двусторонних связей. Планируется строительство нефтеперерабатывающего завода в потру Амирабад для переработки казахстанской нефти. Также возможно возобновление нефтяных свопов, прекращенных в 2010 г.

Перспективы расширения ирано-казахстанского сотрудничества также прослеживаются в связи с членством Казахстана в ЕАЭС.

Иран – Узбекистан

Политика Ирана так же строится на культурной, языковой, религиозной и исторической общности.

Между странами налажено межправительственное и межведомственное взаимодействие, подписаны соглашения по вопросам экономики, торговли, таможни, транспорта и инвестиций, поддерживаются связи в сфере культуры и спорта. В Узбекистане функционирует около 120 совместных ирано-узбекских предприятий.

Товарооборот между странами по итогам 2014 г. превысил 250 млн долларов США. При этом представители Ирана и Узбекистана неоднократно заявляли о намерениях увеличить товарооборот до 1 млрд долларов США [19].

Основные статьи иранского импорта из Узбекистана – хлопок, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, химволокно. Часть товаров из Узбекистана (например, хлопок) поставляется на мировые рынки транзитом через Иран. Иран экспортирует в Узбекистан строительные материалы, бытовую химию, продукты питания, фрукты, чай.

Перспективы двустороннего сотрудничества связаны с транспортной сферой, в частности с проектом строительства коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман. Данный коридор может использоваться для поставок иранской нефти в Узбекистан (в объеме до 1 млн т в год).

По результатам встречи заместителей министров иностранных дел, состоявшейся в марте 2017 г. после семилетнего перерыва, Иран и Узбекистан подтвердили свои намерения развивать двусторонние отношения [28]. Иранская сторона намерена обеспечить доступ Узбекистана к транспортной инфраструктуре, которая позволит Ташкенту получить выход к морю.

В целом развитие двусторонних отношений в настоящее время нельзя назвать динамичным. Перспективы сотрудничества связаны преимущественно с транспортно-коммуникационными проектами.

Иран Кыргызстан

До середины 2000-х гг. сотрудничество осуществлялось в основном в рамках Организации экономического сотрудничества и Организации исламского сотрудничества. Ограниченность взаимодействия Ирана и Кыргызстана была обусловлена, в частности, наличием в аэропорту «Манас» авиабазы США.

До снятия международных санкций с Ирана потенциал сотрудничества с Кыргызстаном не был реализован в полной мере. Товарооборот не превышал 100 млн долларов. Более динамичным было гуманитарное сотрудничество. Некоторая активизация двусторонних отношений прослеживается с 2013 г., после официального визита Х. Роухани в Бишкек. Взаимодействие осуществлялось на уровне парламента, министерств и ведомств.

В 2015-2016 гг. усилилась динамика в отношениях Тегерана и Бишкека. Главы государств обменялись официальными визитами. Во время визита Х. Роухани в Бишкек в декабре 2016 г. была подписана программа долгосрочного сотрудничества на период 2016-2026 гг. [2]. Перспективными направлениями сотрудничества названы здравоохранение, фармацевтика, образование, социальная сфера, информационно-коммуникационные технологии, сельское хозяйство, малая гидроэнергетика и транспортная сфера. В рамках сотрудничества в транспортной сфере рассматривается строительство железной дороги по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран.

Однако результаты торгово-экономического сотрудничества более чем скромные. Товарооборот в 2016 г. составил 14,8 млн долларов [18]. Иран экспортирует в Кыргызстан сельскохозяйственные товары и пластиковую продукцию.

Перспективы расширения двустороннего взаимодействия могут быть связаны также с участием Кыргызстана в ЕАЭС.

Иран – Армения

Двустороннее политическое взаимодействие находится на высоком уровне, что объясняется близостью позиций по региональным и международным вопросам. В 2016 г. Х. Роухани посетил Армению с официальным визитом. Культурные и исторические связи также способствовали установлению дружественных, добрососедских отношений. В советский период связи между Арменией и Ираном сохранялись на диаспоральном уровне [9; 42]. На современном этапе диаспоры продолжают играть важную роль в развитии межгосударственных отношений.

Экономические связи менее развиты по сравнению с политическими и культурными отношениями. В период действия санкций товарооборот сохранялся на уровне 250-300 млн долларов. Иранский экспорт в Армению представлен в основном природным газом и продукцией нефтяной и химической промышленности. Импорт из Армении включает электроэнергию, животноводческую продукцию, алюминий, медицинские изделия.

Снятие санкций было воспринято армянской стороной положительно, поскольку Армения связывала с этим событием возможность расширить взаимную торговлю с Ираном и привлечь его к участию в инфраструктурных проектах, в которых задействована Армения. Транспортная и энергетическая сферы являются наиболее перспективными с точки зрения развития двусторонних отношений.

Проект железной дороги Армения – Иран до сих пор остается на бумаге, поскольку требует значительных инвестиций для строительства участка дороги на территории Армении. В этой связи на первый план выдвинуты другие транспортные инициативы, в частности по формированию транспортного коридора, связывающего Персидский залив и Черное море посредством автомобильных и железных дорог, проходящих по территории Ирана, Армении и Грузии [4]. Строительство автомагистрали, связывающей иранскую и грузинскую границы Армении, началось в 2012 г. В эксплуатацию сдано только 40 км.

Расширение взаимной торговли и инвестиций Ереван и Тегеран связывают со свободной экономической зоной «Арас» на границе двух стран, а также зоной свободной торговли с ЕАЭС. Армения как единственная страна – член ЕАЭС, имеющая сухопутную границу с Ираном, является инициатором подготовки соответствующего соглашения. Кроме того, Армения работает над созданием армяно-иранской свободной экономической зоны в г. Мегри на границе с Ираном.

Среди совместных ирано-армянских инфраструктурных проектов в энергетике можно выделить строительство Мегринской ГЭС на реке Аракс. Финансирование данного проекта полностью взял на себя Иран (более 300 млн долларов). Завершение строительства запланировано на 2017 г. В течение 15 лет после ввода ГЭС в эксплуатацию вырабатываемая энергия будет бесплатно поставляться в Иран, после этого ГЭС перейдет в собственность Армении [3].

Сотрудничество в энергетической сфере включает также реализацию программы «Электроэнергия в обмен на газ», в соответствии с которой Армения перерабатывает иранский газ в электроэнергию и поставляет ее в Иран. В планах Армении увеличить экспорт электроэнергии до 1 млрд кВт*ч в год с нынешних 300 000 [6]. Этому будет способствовать строительство третьей ЛЭП.

В перспективе к ирано-армянскому энергетическому сотрудничеству должны присоединиться Россия и Грузия. Соответствующая «дорожная карта» была подписана в 2016 г. [11]. Совместная работа энергосистем четырех стран позволит использовать ЛЭП для сезонных взаимоперетоков и свопов.

Иран – Грузия

Взаимный интерес обусловлен культурно-цивилизационной общностью, связывающей страны на протяжении многих веков. После распада Советского Союза и в настоящее время в двусторонних отношениях приоритет отдан культуре, науке и образованию.

Политические контакты с независимой Грузией, придерживающейся курса на сближение с Западом, осложняются антизападными идеологическими установками Ирана. Тем не менее и Грузия и Иран выражают намерение укреплять отношения.

Договорно-правовая база сотрудничества насчитывает около 50 соглашений, регулирующих взаимодействие в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Однако в целом потенциал двусторонних отношений не реализован.

Развитию туризма, укреплению деловых контактов и росту инвестиций в грузинскую экономику должна способствовать отмена виз для граждан ИРИ. Безвизовый режим, отмененный в 2013 г., был восстановлен в 2016 г. [23]. В свою очередь Иран отменил визы для граждан Грузии в 2015 г.

Товарооборот в последние годы составлял 150-200 млн долларов. При этом отмечается, что он может увеличиться до 2 млрд долларов [16]. В иранском экспорте преобладают продовольственные товары, строительные материалы, швейные изделия, медицинские товары. Из Грузии Иран импортирует трубы, алюминий, машинное оборудование.

Перспективы двустороннего сотрудничества лежат в плоскости транспорта и энергетики. Грузия может предоставить Ирану транзитные пути для выхода к Европе через черноморские порты. Иран представляет интерес для Грузии как резервный источник энергоресурсов.

В январе 2017 г. Тбилиси и Тегеран подписали соглашение о сотрудничестве, призванное содействовать устранению барьеров на пути транзита. Совместно с Азербайджаном Грузия и Иран намерены создать железнодорожный коридор, связывающий порт Бендер-Аббас в Персидском заливе с Каспийским и Черным морями [25].

Энергетическое сотрудничество с Ираном в газовой сфере позволит Грузии снизить зависимость от Азербайджана. На основании соглашения о пробном экспорте газа из Ирана в Грузию, подписанного в 2016 г., иранская сторона планирует поставлять через территорию Армении до 500 млн куб. м газа ежегодно. Однако с учетом существующей инфраструктуры можно предположить, что речь идет о газовом свопе: Иран поставляет газ в Армению, а Россия – такой же объем газа в Грузию. По газопроводу, проходящему по грузинской территории в Армению, поставляется российский газ, поэтому для этой схемы требуется согласие «Газпрома».

Таким образом, развитие ирано-грузинских двусторонних отношений, имеющих в целом ограниченный характер, связано с транзитными возможностями Грузии и ее заинтересованностью в диверсификации поставок газа. В то же время расширение взаимодействия в транспортной и энергетической сферах, ввиду отсутствия общей границы, требует налаживания сотрудничества со странами-соседями и учета их интересов.

Иран – Азербайджан

До снятия международных санкций с Ирана двусторонние отношения, несмотря на историческую, культурную и религиозную общность, наличие общей границы, нельзя было назвать ровными. Недовольство Тегерана вызывало военно-техническое и энергетическое сотрудничество Баку со странами Запада и Израилем. Определенное беспокойство у Ирана вызывал фактор многочисленной азербайджанской диаспоры. Поддержка Ираном Армении также вносила напряженность в ирано-азербайджанские отношения.

На современном этапе Азербайджан и Иран являются партнерами в различных сферах. Двустороннее взаимодействие основывается на прагматизме. Баку старается балансировать между Ираном, Турцией и Россией и извлекать выгоду из кооперации с соседями.

Баку не заинтересован в ухудшении отношений с соседями. Сегодня спорным вопросом в двусторонних отношениях с Тегераном является неурегулированный статус Каспийского моря. По многим вопросам региональной повестки дня позиции обеих стран близки друг к другу.

В целом обе страны демонстрируют заинтересованность в расширении сотрудничества, о чем, в частности, свидетельствует обмен официальными визитами на высоком уровне, последний официальный визит Х. Роухани в Баку состоялся в марте 2017 г. [13]. Вызывает интерес новый формат трехстороннего сотрудничества, предлагаемый Баку: Азербайджан – Иран – Россия, Азербайджан – Иран – Турция, Азербайджан – Иран – Грузия.

Снятие санкций с Ирана придало новый импульс экономическим отношениям с Азербайджаном. В 2016 г. иранские инвестиции в азербайджанскую экономику достигли 2,5 млрд долларов. Товарооборот за 2016 г. вырос более чем на 70 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Среди перспективных проектов – строительство совместного завода по производству автомобилей, предприятия по производству лекарственных препаратов [5].

Иран заинтересован в совместном формировании и использовании транспортных коридоров «Север – Юг» и TRACECA. Сотрудничество в нефтегазовой сфере и энергетике также развивается. В декабре 2015 г. подписан меморандум о взаимопонимании по обмену электроэнергией между Ираном и Азербайджаном. В 2016 г. обмен электроэнергией увеличился в 2,5 раза с 200 до 500 МВт, благодаря новой ЛЭП. Сейчас рассматривается проект энергетического коридора Россия – Азербайджан – Иран, по которому электроэнергия будет экспортироваться из России в Азербайджан и далее в Иран [1].

В нефтегазовой сфере продолжаются своповые поставки газа, благодаря которым Азербайджан обеспечивает Нахичеванскую автономную республику. В 2016 г. достигнута договоренность об использовании газохранилищ ГНКАР (SOCAR) для хранения иранского газа и его поставке в северные районы Ирана в зимний период [24].

Иран участвует в азербайджанском газовом проекте «Шахдениз-2», владея 10-процентной долей, и проявляет интерес к Трансанатолийскому (TANAP) и Трансадриатическому газопроводам (TAP), по которым азербайджанский газ будет поступать в Европу. Интерес обусловлен желанием вывести собственные газовые ресурсы на европейские рынки, в этой связи Иран рассматривает присоединение к проекту TANAP [7].

Несмотря на то, что Иран и Азербайджан являются конкурентами в нефтегазовой сфере, обе страны намерены развивать сотрудничество, что, по их мнению, укрепляет стабильность в регионе.

* * *

Как представляется из вышеизложенного, ключевыми элементами внешнеполитической стратегии в Центральной Азии и Закавказье являются экономика и безопасность. Наиболее перспективными областями, в которых сотрудничество Ирана и стран Центральной Азии и Закавказья может быть наиболее эффективным, являются нефтегазовая отрасль, торговля, энергетика и транспорт. Несмотря на то, что основным направлением внешней политики Ирана в постсанкционный период является налаживание отношений с западными странами, сотрудничество с центральноазиатскими странами и Закавказьем также относится к приоритетным составляющим иранской внешней политики в долгосрочной перспективе.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.