Статья 'Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов в Италии' - журнал 'Энергетический вестник' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Energy Herald
Reference:

Pipeline transportation of oil and oil products in Italy

Meshkov Ivan

Analyst at the Centre for Strategical Research and Geopolitics in the Sphere of Power Industry of MGIMO

121248, Russia, Moscow, ul. Kutuzovskii, 10

ivan.vax@hotmail.com

DOI:

10.7256/2453-8892.2016.1.20778

Received:

18-10-2016


Published:

16-01-2017


Abstract: The article contains the characteristic of the Italian system of oil and oil products pipeline transportation. The author describes the key pipeline systems: the Central Europe Pipeline System, the Transalpine Pipeline and the Northern Italy Pipeline System, and enumerates the working oil refineries. Besides, the author considers the norms of regulation of pipeline transportation of oil and oil products and the normative peculiarities of a new infrastructure creation, line tap and its modification. The author applies theoretical research methods: the analysis of foreign language sources, the Mass Media information analysis and the national statistics analysis. The scientific novelty of the study consists in the systematization and actualization of data on the Italian pipeline system; the description of the key directions of oil and oil products transportation from Italy to West European and Central European countries; the description of the process of oil and oil products transportation in Italy on the base of the national statutory acts; the analysis of the prerequisites to the reorganization of the Italian logistic system of oil and oil products transportation.


Keywords:

the Central Europe Pipeline System, the Transalpine Pipeline, oil products, European pipeline systems, transportation, Italian oil refineries, oil, pipeline transport regulation, Italy, pipeline transport

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Общая характеристика системы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов

Италия является одной из ключевых экономик еврозоны, входит в группу 7 (G7). Несмотря на это, национальная экономика находится в рецессии (темпы роста ВВП в 2014 году составили -0,4%), вызванной последствиями финансово-экономического кризиса, нерешенностью структурных проблем.

Страна является нетто-импортером сырья, при этом поставки сырья, принимая во внимание особенности географического расположения, осуществляются в основном морским транспортом. В стране ведется незначительная добыча нефти и газа, которая, по оценкам Международного энергетического агентства, в ближайшие годы будет падать. На 2012 год внутренняя добыча нефти обеспечивала 7,7% национального спроса. Основными поставщиками сырой нефти в 2014 году являлись Россия (16%), Азербайджан (16%), Ирак (8,3%), Саудовская Аравия (8,4%), Ливия (6,4%), при совокупном объеме импорта сырья 53,4 млн. тонн. Импорт нефтепродуктов составил 18,37 млн. тонн (основные поставщики – Алжир, Испания, страны СНГ)[1].

Спрос на нефть и нефтепродукты в основном приходится на транспортный сектор. С 1998 по 2012 год доля дизельных автомобилей увеличилась с 18% до 33%, а доля бензиновых упала с 23% до 16%[2]. Параллельно в Италии осуществлялась реализация программы по интенсивной газификации и повышению энергоэффективности, что привело к практическому снижению использования нефти в генерации электричества и сокращению совокупного спроса на продукцию НПЗ.

На территории Италии расположено 16 портов, принимающих нефтеналивные танкеры. Крупнейшие из них: Генуя, Таранто (на юге Италии), Милаццо (Сицилия), Фальконара (Анкона) и Аугуста (Сицилия). Основные нефтеперерабатывающие мощности сконцентрированы на побережье, поэтому протяженные нефте- и нефтепродуктопроводы практически отсутствуют.

Ключевыми нефтепроводными системами являются:

· Центрально европейский нефтепровод (CEL), с пропускной способностью до 1 млн барр/сутки, по которому сырье поставляется по маршруту: Генуя (Италия) – Феррара – Эгль (Швейцария) – Ингольштадт (Германия)[3]. Общая протяженность нефтепровода составляет 753 км[4].

· Трансальпийский нефтепровод (TAL), с пропускной способностью 850 тыс барр/сутки, соединяющий Италию, Германию, Австрию и Чехию. Нефтепровод TAL состоит из трех частей: TAL-IG, TAL-OR, TAL-NE, которые соответствуют участкам Италия-Германия (465 км), Инглоьштадт – НПЗ в городе Карлсруэ (266 км) и Ингольштадт – НПЗ в Нойштадте (21 км).

· North Italian pipeline system – часть общеевропейской системы нефтепроводов, работа которых обеспечивается полностью за счет средств НАТО. Технический оператор – частная компания IG Infrastrutture e Gestioni S.p.A, дочернее общество Technip.

Условные обозначения

Нефтепроводы

Нефтепродуктопроводы

НПЗ

Нефтяные платформы

Нефтехранилища

Рис. 1. Карта расположения основных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов в Италии

На 2014 год в Италии функционировало 13 НПЗ, расположенных недалеко от моря, что и определяет в большей степени систему транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов. Совокупный годовой объем переработки составил 87,5 млн тонн[5]. Следует отметить, что последние 4 года объемы переработки сокращались на 7-10 млн тонн ежегодно, что связано со снижением темпов роста экономики и сокращением внутреннего спроса. В частности, в 2011 году закрылся НПЗ Tamoil, в 2012 - НПЗ рядом с Римом, в начале 2014 - НПЗ IES. Данные нефтеперерабатывающие мощности будут преобразованы в логистические центры, а потребность регионов в нефтепродуктах будет покрываться за счет импорта.

Таблица 1. Нефтеперерабатывающие заводы Италии

Название

Регион

Установленная мощность

(млн. тонн)

1

ALMA

Ravenna

0,4

2

API

Falconara

3,9

3

ENI Div. Refining&Marketing

Porto Marghera

4,2

4

ENI Div. Refining&Marketing

Sannazzaro

8,5

5

ENI Div. Refining&Marketing

Livorno

4,3

6

ENI Div. Refining&Marketing

Taranto

5,5

7

ISAB Impianti Nord (Erg/Lukoil)

Priolo

8

8

ISAB Impianti Sud (Erg/Lukoil)

Priolo

11,4

9

ESSO

Augusta

8,8

10

IPLOM

Busalla

1,75

11

RAFF. DI MILAZZO

Milazzo

9,8

12

SARAS

Sarroch

15

13

SARPOM

Trecate

8,75

Источник: Unione Petrolifera, Data book 2016

Регулирование транспортировки нефти и нефтепродуктов

Итальянский нефтяной рынок открыт для конкуренции. Государство участвует только в качестве регулирующего органа, обеспечивающего равные права участников рынка и противодействующего монополизации. При этом, установка новых НПЗ, строительство нефтехранилищ и прилегающей инфраструктуры должно быть согласовано с Министерством экономического развития Италии.

В рамках Министерства экономического развитияИталии функционирует Дирекция энергетической безопасности и энергетической инфраструктуры (Direzione generale per la sicurezza dell’approvvigionamento e per le infrastrutture energetiche), которая курирует вопросы, в том числе, в области разработки нормативных документов, анализа рынка нефти и нефтепродуктов, подготовки рекомендаций по изменению текущей энергетической стратегии.

Согласно закону №239 от 23 августа 2004 года «О реорганизации сектора энергетики», в области транспортировки нефти и нефтепродуктов государство несет ответственность за:

1. Координацию работы представителей региональной власти и заинтересованных министерств в области проработки различных политик, связанных с налогообложением и вопросами экологической безопасности,

2. Мониторинг совместно с органами власти регионов хранения, экспорта и импорта углеводородов;

3. Поддержку инициатив, не несущих дополнительных бюджетных затрат, совместно с регионами, направленных на улучшение существующей инфраструктуры по транспортировке нефти и нефтепродуктов, в целях повышения обеспеченности страны энергоресурсами;

4. Согласование с «Объединенной конференцией» (Conferenza unificata) критериев и процедуры выдачи разрешений на установку и управление объектов по хранению и транспортировки нефти и нефтепродуктов;

5. Разработку с «Объединенной конференцией» схемы национальной системы нефтепроводов.

Основные нефте- и нефтепродуктопроводы Италии расположены на севере страны или вблизи ключевых портов. Соответственно непосредственное курирование вопросов, затрагивающих функционирование данной инфраструктуры, обеспечивается органами власти регионов, по которым данная инфраструктура пролегает.

Согласно статье 57 закона №5 от 9 февраля 2012 года «Срочные меры по упрощению административных процедур и развитию экономики» нефтепроводы и нефтепродуктопроводы относятся к стратегической инфраструктуре. Инфраструктура, входящая в национальную сеть нефтепроводов (пока в стадии формирования), находится в ведении Министерства экономического развития Италии при участии компетентных организаций, которое осуществляет выдачу разрешений (autorizzazione) совместно с региональными органами власти на проведения тех или иных работ, связанных с установкой или модификацией существующей нефтегазовой инфраструктуры.

Для получения вышеупомянутого разрешения необходимо направить описание проекта и все сопроводительные документы в следующие инстанции:

· Министерство экономического развития. Департамент энергетики. Дирекция энергетической безопасности и энергетической инфраструктуры;

· Министерство инфраструктуры и транспорта. Дирекция портовой инфраструктуры для согласования проектов, расположенных в прибрежной зоне;

· Компетентные органы региональной власти, для получения одобрения проекта в соответствии с экологическими нормами (Valutazione di Impatto Ambientale) и планом застройки территории;

· Министерство природы и водных ресурсов (Ministero dell’ Ambiente e della Tutela del Territorio e del Mare) – Дирекция экологической безопасности, для согласования результатов экологической экспертизы;

· Таможенную службу. Дирекция контроля (Direzione centrale accertamenti e controlli)

· Коммуну;

· Органы власти провинции;

· Региональный пожарный инспекторат (Ispettorato Regionale dei Vigili del fuoco), в случае если проект несет риски возможного возгорания;

· Пожарную службу провинции.

После того, как все необходимые документы были поданы и рассмотрены, Министерство экономического развития созывает «Конференцию по услугам» (Conferenza dei servizi – совещательный орган, созданный для упрощения процесса выдачи различного рода разрешений со стороны государственных органов исполнительной власти), в которую входят представители всех вышеперечисленных органов власти. На данной конференции органы власти региона выносят окончательное решение по рассматриваемому проекту. На основании данного решения Министерство экономического развития (Дирекция энергетической безопасности и энергетической инфраструктуры) выдает разрешение в течение 180 дней[6].

В национальной энергетической стратегии от 2013 года, разработанной Министерством экономического развития Италии, указано, что в будущем государство нацелено на упрощение и ускорение процесса получения разрешений для повышения конкурентоспособности национальной отрасли[7]. В частности, данная инициатива затронет область нефтепереработки, которая на текущий момент испытывает значительные затруднения, связанные с низкими темпами роста экономики и изменениями на рынках основных поставщиков.

В заключении следует отметить, что Италия является важным логистическим центром Западной Европы, из которого сырая нефть направляется по двум крупным нефтяным артериям, Центральному европейскому нефтепроводу и Трансальпийскому нефтепроводу, для переработки в Германию, Швейцарию, Чехию. Кроме этого, страна обладает значительными собственными мощностями по нефтепереработке, однако общая экономическая конъюнктура негативно влияет на сектор, что уже привело к закрытию нескольких предприятий как в Италии, так и других странах Европы. В таких условиях правительство страны делает акцент на диверсификации поставок сырья, повышении гибкости существующей инфраструктуры, совершенствовании энергоэффективных технологий.

Список литературы

[1] Союз импортеров нефти, Статистика за 2016 год, стр. 77 // Unione petrolifera, Data book 2016 URL: http://www.unionepetrolifera.it/

[2] Италия, Энергетическая безопасность 2014, отчет Международного энергетического агентства//Italy, Energy supply security 2014, IEA, стр. 262-271

[3] там же

[4] Трубопроводы Австрии, Италии, Швейцарии, URL: http://www.geomondiale.fr/pipelines/carte_pipelines_autriche_italie_suisse.html

[5] Союз импортеров нефти, Статистика за 2016 год, стр. 77 // Unione petrolifera, Data book 2016 URL: http://www.unionepetrolifera.it/

[6] Выдача разрешений, Агентство по защите окружающей среды региона Ломбардия, // Agenzia Regionale per la protezione dell’Ambiente Lombardia, URL: http://www2.arpalombardia.it/siti/arpalombardia/imprese/depositi-olii-minerali/Pagine/Autorizzazioni.aspx

[7] Национальная энергетическая стратегия Италии: к более конкурентоспособной и устойчивой энергетике, 2013 г. // Strategia Energetica Nazionale: per un’energia più competitiva e sostenibile

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.