Статья 'О некоторых вопросах обеспечения региональной продовольственной безопасности' - журнал 'Продовольственные технологии' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Food Industry
Reference:

On some questions of ensuring regional food security

Kruglov Sergei Mikhailovich

PhD in Economics

Deputy Director, LLC “Rhythm-K”

350007, Russia, Krasnodar, Krasnaya Street 136, office #2

niipgergo2009@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2453-8876.2017.1.20576

Received:

29-09-2016


Published:

24-03-2017


Abstract: This article is dedicated to the question of examination of the regional food security. The author believes that food safety issues in modern states must be addressed on the central (or federal), as well as the regional levels, which will allow strengthening the national food security and avoiding the situations of food deficit in the country or its uneven distribution across the separate region and municipalities. The work explores the negative and positive experience of the USSR in organization of food security, including through organization of the official reserve. The following scientific methods were applied during the course of this research: description, formal-logical, statistical, historical, modelling, comparative legal studies. The author deems that in the Russian Federation the questions of food security on the regional level are yet to be resolved in full measure; it is referred to the part of legislative determination and consolidation of the regional food security alongside within the framework of establishment of the regional food security system as a whole.


Keywords:

food, region, municipality, Russia, security, nation-state, people, efficiency, certain, provision

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Сохранение любым современным национальным государством своей независимости, территориальной целостности и государственного суверенитета невозможно без комплексного обеспечения его национальной безопасности. В условиях возрастающего мирового населения, ухудшения экологической обстановки значительное место в обеспечении национальной безопасности занимают вопросы, связанные с продовольственной безопасностью государства. По мнению ряда авторов, вопросы продовольственной безопасности, начиная со второй трети 21 века, буду являться приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности нашей страны. [1; 2, с. 5-7; 3, с. 93-95] Продовольственная безопасность любого государства, представляет собой комплексный механизм обеспечения продовольственной самодостаточности, включающий в себя процессы производства сельскохозяйственной продукции внутри страны, обеспечение беспрепятственного экспорта и импорта продовольствия, его распределение по всем регионам страны во избежание наступление дефицита продовольствия как по стране в целом, так и на территории отдельных ее частей. В связи с этим, огромную роль играют вопросы обеспечения региональной продовольственной безопасности. Если в небольших странах, имеющих 1-2 миллиона населения вопросы продовольственной безопасности решаются комплексно централизованно на уровне государства, то в странах со значительным населением, в частности, в Российской Федерации, обеспечить продовольственную безопасности в каждом субъекте страны на федеральном уровне не представляется возможным в полном объеме и с оптимальными затратами. По мнению ряда авторов, отчасти, это обусловлено высоким уровнем коррупции в системе государственного управления; [4, с. 36-40; 5, с. 83-89] отсутствием четкой стратегии обеспечения национальной безопасности России в контексте продовольственной безопасности; [6, с. 9-12; 7, с. 71-76] деградацией культуры государственного управления; [8, с. 55-61; 9, с. 23-33] существенных ухудшением общего уровня корпоративного управления в агропромышленном секторе экономики. [10, с. 10-17; 11, с. 12-17] Примером может служить обеспечение продовольственной безопасности в СССР в 20-30 годы прошлого века. Так, голод 30-х годов в СССР (в Поволжье, Северном Кавказе, ряде областей Украины и Центральной России) был вызван не только неурожаем зерновых, но и неправильно сформированной стратегией продовольственной безопасности в СССР. [12, с. 21; 13, с. 30] Во-первых, на уровне союзных республик, краев и областей на тот момент не осуществлялось централизованного создания продовольственных фондов и запасов продовольствия. Во-вторых, неправильный расчет и завышенное прогнозирование объемов производства продовольствия повлекли значительный рост экспорта зерна из СССР в страны Западной Европы, что практически лишило страну запасов продовольствия, которыми возможно было осуществлять пополнение нехватки продовольствия в отдельных регионах СССР. В-третьих, не был сформирован стратегический запас продовольствия на уровне СССР в целом. Первые попытки централизованного управления резервами были сделаны только в конце 1931 года. Так, 17 октября 1931 г. постановлением Совнаркома СССР создан специализированный орган, объединивший в себе основные функции управления государственными резервами, – Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов). В ведение Комитета резервов были переданы все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды, ранее находившиеся под управлением Народного комиссариата по снабжению. [14, с. 90] Однако, набрать значительные объемы продовольствия в резерв до массового голода 1932-1933 годов страна не успела. Кроме того, отсутствовала вооруженная охрана государственных продовольственных резервов. Все это привело к неоправданным жертвам населения от голода и болезней, вызванных нехваткой продовольствия у населения ряда регионов страны. После голода 1932-1933 годов руководством страны был сделан ряд выводов. В частности, 4 марта 1938 г. в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР была организована военизированная охрана в системе Министерства материальных резервов Союза ССР. Кроме того, в 1939 году система госрезервов получила собственный научный центр для разработки технологий длительного хранения товаров и материалов -Центральную научно-исследовательскую лабораторию, на базе которой позднее был создан Научно-исследовательский институт проблем хранения. [15, с. 12] Вследствие этого, в 1941-1945 годах, несмотря на утрату страной более 50% пахотных земель, захваченных фашистской Германией, массового голода не произошло. Говоря о роли государственного резерва в начале Великой Отечественной войны, маршал Г.К. Жуков отмечал, что запасы государственного резерва создавались для «обеспечения перевода хозяйства на военный лад и питания войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны», и подчеркивал, что «эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 год, быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны». [16, с. 121] Государство, начиная с конца 30-х годов 20 века стало активно строить систему подземных искусственных и естественных хранилищ продовольствия. Так, крупнейшим хранилищем, с естественным холодом, стал карьер в Сокольих горах (п. Красная Глинка, г. Самара). Штольни были укреплены, в ряд подземных залов проведены трубы, по которым циркулировал охлаждающий «рассол». Холодильные камеры расположены в горных выработках на расстоянии 300-400 метров от поверхности земли. Общая ёмкость для единовременного хранения продуктов составляла 16 400 тонн. [17, с. 1] С падением СССР единая общесоюзная система государственного резерва была ликвидирована. Объекты и материальные ценности, размещенные на территориях союзных республик, были переданы в ведение правительств новых суверенных государств. Указом Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. образован Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР. [18] Комитету, который в 1992 году переименован в Комитет Российской Федерации по государственным резервам, было поручено оперативное управление объектами и запасами государственного и мобилизационного резерва на территории России. Во многом благодаря государственному продовольственному резерву, накопленному во времена СССР, России в 1992-1995 годах удалось избежать нехватки продовольствия и голода (в условиях падения мировых цен на нефть и газ). Резкое снижение объемов государственного резерва потребовало принятия законодательной базы, регулирующей, в том числе, и вопросы продовольственного государственного резерва. Так, 23 ноября 1994 г. был принят Федеральный закон ФЗ-79 «О государственном материальном резерве», [18] который установил общие принципы формирования и использования государственного материального резерва. Законом было введено новое направление в использовании государственного резерва (помимо обеспечения мобилизационных нужд, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания поддержки в случае нарушений снабжения продовольствием и сырьём) — оказание регулирующего воздействия на рынок. 25 мая 1999 г. указом президента Комитет Российской Федерации по государственным резервам был преобразован в Российское агентство по государственным резервам. В марте 2004 года агентство переименовано в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и передано в ведение Министерства экономического развития и торговли (с 12 мая 2008 года - Министерство экономического развития). [18] 28 декабря 2010 г. приняты изменения в Федеральный закон «О государственном материальном резерве», расширяющие полномочия Росрезерва. [18] Изменения направлены на совершенствование норм, регулирующих работу системы государственного материального резерва, и приведение их в соответствие с новыми экономическими условиями. Однако, на уровне регионов вопросы продовольственной безопасности на сегодняшний день не решены в полном объеме. Во-первых, на федеральном уровне вопросы создания региональных продовольственных резервов не вменены в обязанность региональных органов власти, что затрудняет процесс построения региональной системы продовольственной безопасности. [19, с. 29-33] В связи с этим, представляется необходимым разработать и принять Федеральный закон «Об организации системы продовольственной безопасности на уровне субъекта Российской Федерации». Во-вторых, в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствует система региональных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы создания и пополнения региональных продовольственных фондов, резервов, финансируемых из региональных государственных бюджетов. Следует на уровне субъектов страны принять региональные законы, регулирующие вопросы организации продовольственной безопасности в субъекте Российской Федерации. В-третьих, в научной и учебной литературе остается дискуссионным вопрос понимания целей и задач региональной системы продовольственной безопасности, а также пределов компетенции и полномочий государственных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации региональной системы управления продовольственной безопасностью региона. [20, с. 128-131; 21, с. 145-151] Представляется, что ясность в понимание данных вопросов как раз и будет внесена посредством разработки и принятия вышеназванных нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровне. Решение данных вопросов позволит обеспечить региональный уровень продовольственной безопасности и укрепит систему общенациональной продовольственной безопасности в Российской Федерации.

References
1. Viktorov V.A. Prodovol'stvennaya bezopasnost': monografiya. M., 2016. 180 s.
2. Goncharov V.V. Stanovlenie federalizma kak printsipa formirovaniya i funktsionirovaniya organov ispolnitel'noi vlasti v Rossiiskoi Federatsii // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 11. S. 5-7.
3. Denisova N.I. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v otrasli zhivotnovodstva: regional'nyi aspekt // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Ser. 1: Ekonomika i upravlenie. 2012. № 1(1). S. 93-95.
4. Goncharov V.V. Ukreplenie ispolnitel'skoi distsipliny v sisteme ispolnitel'noi vlasti v Rossiiskoi federatsii kak osnovnoe sredstvo bor'by s korruptsiei // Rossiiskii sledovatel'. 2010. № 6. S. 36-40.
5. Sambrash L.V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v kontekste regional'noi bezopasnosti // Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2011. № 18. S. 83-89.
6. Tarasov M.E., Bysyina A.N. Regional'naya prodovol'stvennaya bezopasnost': sostoyanie, problemy i tendentsii // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2013. № 25. S. 9-12.
7. Pshenichnikov V.V., Ruban G.A. Regional'nye problemy upravleniya prodovol'stvennoi bezopasnost'yu v usloviyakh vstupleniya Rossii v VTO // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. 2011 № 4(127). S. 71-76.
8. Goncharov V.V. Mesto i rol' instituta Prezidenta Rossiiskoi Federatsii v sisteme ispolnitel'noi vlasti v strane // Yuridicheskii mir. 2010. № 3. S. 55-61.
9. Abdurashitov A.A. Regional'naya prodovol'stvennaya bezopasnost' v krizisnye periody ekonomiki // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2014. № 36. S. 23-33.
10. Poyarkov S.Yu., Goncharov V.V. Ispolnitel'naya vlast' v ideologicheskoi sisteme rossiiskogo konstitutsionalizma // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2009. № 11. S. 10-17.
11. Goncharov V.V. O nekotorykh voprosakh ukrupneniya sub''ektov Rossiiskoi Federatsii kak usloviya optimizatsii sistemy gosudarstvennogo upravleniya: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya // Yuridicheskii mir. 2010. № 2. S. 12-17.
12. Lukin L.V. Prodovol'stvennyi krizis: istoriya i sovremennost' / v sbornike «Ekonomika SSSR v 1923-1991 gg.». M., 1992. S. 21.
13. Nebogatov V.K. Narodnoe khozyaistvo SSSR v gody pervykh pyatiletok / v sbornike «Ekonomika SSSR v 1923-1991 gg.». M., 1992. S. 30.
14. Lobov A.N. Sotsialisticheskaya ekonomika. L., 1988. S. 90.
15. Ligachev A.F. O sisteme gosudarstvennykh rezervov v SSSR. M., 1990. S. 12.
16. Zhukov G.K. Vospominaniya i razmyshleniya. T. 1. M.: Olma-Press, 2002. S. 121.
17. [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org (data obrashcheniya: 29.09.2016).
18. Spravochno-informatsionnaya sistema «Konsul'tant-Plyus».
19. Goncharov V.V., Zhilin S.M. Problemy vzaimodeistviya i sovershenstvovaniya prezidentskoi i zakonodatel'noi (predstavitel'noi) vlasti v Rossiiskoi Federatsii // Sovremennoe pravo. 2010. № 2. S. 29-33.
20. Shapkina L.N. Regional'nye aspekty upravleniya prodovol'stvennoi bezopasnost'yu // Terra Economicus. 2012. T. 10. № 1-2. S. 128-131.
21. Pustuev A.L. K formirovaniyu regional'noi sistemy upravleniya prodovol'stvennoi bezopasnost'yu regiona / v sb.: Nauka i obrazovanie-agrarnomu proizvodstvu sbornik statei nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2-kh t. 2005. S. 145-151.
22. Niyazmatova M.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie natsional'noi bezopasnosti. // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2010. № 10. C. 60 - 63.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.