Статья 'Проект «Танец листьев» – пример организации выставочного пространства в рамках дизайна окружающей среды' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

The project “Dance of Leaves” – an example of arranging exhibition space within the framework of environmental design

Chan Xiaogeng

Post-graduate student, the department of Environmental Design, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design; Educator, the department of Arts, Beijing Institute of Petrochemical Technology

192174, Russia, Leningradskaya oblast', g. Saint Petersburg, ul. Pr. Aleksandrovskoi Fermy, 8, str.1, kv. 531

changxiaogeng@bipt.edu.cn
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2019.5.30991

Received:

07-10-2019


Published:

07-11-2019


Abstract: This article is dedicated to the various methods of creating exhibition space as a specific artistic form of interactivity. The foundation for this research became the original project “Dance of Leaves”. The name is associated with the theme and visual content of the exhibition, which is dedicated to the role of photographer and photographs in modern life. This also defines the social significance of the project. The selected theme is reflected in exhibition structure, executed in form of trees and leaves, where a photographer is compared to a tree giving life to the leaves – the photographs. Besides the methods of exhibitory and environmental design, the author applied different technological approaches, which turned the exhibition into a platform for interaction between the exhibition space and a person. One of such approaches became the use of various lightening approach. The research also demonstrates the role of social communication methods in creating designer projects. The conclusion is made that the design of exhibition space is a platform than incorporates the art and technologies. It is not just the phenomenon within the framework of a sign event or platform for information exchange or interactivity between the attenders or attenders and environment, it is also the phenomenon that may be continues outside the boundaries of a specific place or time, as well has functional meaning in everyday life.


Keywords:

Environmental design, Exhibition design, Social communication, Photography, Technology, Art, Interactivity, Functionality, Visual effect, Lighting equipment

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Современный выставочный дизайн может пониматься как временно-пространственная платформа, которая распространяет информацию об экспонатах, интегрирует в себе множество видов дизайна, вбирает в себя знания множества дисциплин, устанавливает непосредственное, образное, систематичное, общедоступное, увлекательное и динамичное взаимодействие между человеком и экспонатом, экспонатом и пространством, пространством и человеком[1]. Выставочный дизайн является одним из объектов исследования средового дизайна. Принципы проектирования средового дизайна применяются для анализа отношений между средой и содержанием выставки. При рациональном использовании пространства, применении соответствующего языка форм выставочная среда способна соединить воедино культуру и технику.

Проект «Танец листьев» является примером выставочного дизайна, созданного в рамках дизайна среды. Проект был подготовлен по инициативе китайского журнала «VISIONВзгляд молодежи» и компании BOSCH.Проект представляет собой выставку серии фоторабот китайского фотографа Чжан Да (张达) под названием «Еда». Выставочные конструкции, на которых располагались фотографии, были выполнены в форме деревьев, ветвей, листьев. Одной из особенностей выставки была работа со светом, что создавало эффект интерактивности между посетителями и выставочным материалом. Отметим, что интерактивность – это неотъемлемая часть средового дизайна, поскольку объектом средового проектирования является человек «со всей присущей ему активностью физической, эмоциональной, культурной осваивающей деятельности» [2, c. 89].

В процессе мероприятия выставки «Танец листьев» нам нужно было удовлетворить требованиям журнала «VISIONВзгляд молодежи» и компании BOSCH, а также реализовать конкретные дизайнерские задачи. Название проекта – это своего рода отражение наблюдений за природой и опыта работы с фотографией.

1. Предыстория проекта

Сегодня кухонная техника является одним из наиболее важных товаров потребления. В особенности, в условиях быстрого ритма города надежное и удобное электрооборудование играет большую роль в улучшении качества жизни жителей.

В ноябре 2015 года на территории молла «Фэнлянь» (丰联广场,Фэнлянь гуанчан) в центре Пекина был официально открыт Креативный испытательный центр бытовых электроприборов BOSCH (博世家电创意体验中心, боши цзядянь чуанъи тиянь чжунсин). Это центр изучения бытовой техники, в работе которого отражаются современные идеи о ведении бытовой жизни с новейшими технологиями и дизайном (молл «Фэнлянь» является знаковым зданием улицы Чаоянмэнь района Чаоян. Чаоян – первый район в Пекине по экономическим показателям, это наиболее предпочтительная область для оживленной и активной работы крупнейших международных и отечественных компаний в Пекине).

Для продвижения бренда компания BOSCHприсоединилась к известному китайскому художественному изданию «VISION Взгляд молодежи» (青年视觉,чиннянь шицзюэ, «VISION Взгляд молодежи» - первый и на сегодняшний день единственный в Китае журнал, который использует искусство для трактовки моды и моду – для толкования искусства. Его основные рубрики включают в себя: визуальные блоки, посвященные гуманитарным наукам, искусству, космосу, моде, макияжу, технологиями и др.). В результате, совместными усилиями представителей компании BOSCH и журнала «VISION Взгляд молодежи» была организована выставка кухонного электрооборудования BOSCH.

В начале декабря 2015 года нами было получено приглашение от издания «VISION Взгляд молодежи» стать креативным дизайнером площадки мероприятия «BOSCH & VISION». Также было объявлено, что мероприятие будет официально проведено в январе 2016 года в Креативном испытательном центре бытовых электроприборов BOSCH. Организаторы «BOSCH & VISION» в отношении дизайна выдвинули некоторые требования. В качестве ключевых можно отметить следующие:

1. Необходимо было отразить цели двух сторон-заказчиков: для BOSCH – это презентация технологий и воплощение концепции компании «Разработано для жизни» (“Invented for life”, в китайском переводе слоган звучит как “наука и техника для красоты жизни”, 科技成就生活之美, кэцзи чэнцзю шэнхуо чжи мэй) [3]; для журнала «VISION Взгляд молодежи» - поиск взаимосвязи между искусством и технологиями.

2. Способы выражения должны совмещаться с содержанием.

3. Стиль и манера презентации должны иметь уникальный художественный дизайнерский вкус, желательно оригинальный и с собственной спецификой.

4. Все работы по строительству и демонтажу демонстрационных площадок необходимо выполнять при условии, что Креативный испытательный центр бытовых электроприборов BOSCH сможет функционировать в обычном режиме в течение всего дня.

2. Роль социальной коммуникации в выставочном дизайне на примере проекта «Танец листьев»

«Дизайн есть коммуникативная практика конструирования знакового продукта, способного создавать ситуацию впечатления» [4, c. 28].

Средовой, выставочный дизайн, как и дизайн в целом, имеет тесную взаимосвязь с социальной коммуникацией: дизайнеру при создании проектов необходимо полностью ориентироваться на получателя информации.Для этого необходимым является использование определенных методов коммуникации, одной из которых является модель «5 W» Гарольда Дуайта Лассуэлла.

Вплоть до XX в. существовала лишь одна модель коммуникации, состоявшая лишь из трех элементов: коммуникатора, сообщения и коммуниканта. Но с распространением технологий массовой коммуникации эта модель претерпела изменения. В 1948 году профессор Йельского университета, именитый политолог Гарольд Лассуэлл в статье «Структура и функции коммуникации в обществе» (“The structure and function of communication in society”) предложил метод коммуникации «5 W». Он состоит из пяти основных элементов, а именно: «источник информации» (кто?), «информация» (что?), «способ передачи информации» (по каким каналам?), «получатель информации» (кому?) и «эффект коммуникации» (с каким эффектом?) [5].

Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что порядок вопросов, предложенный Лассуэллом в его методе, становится обратным в рамках работы над проектом «Танец листьев». Мы сначала должны были проанализировать эффект коммуникации, далее – позицию получателя, способа передачи информации, самой информации и распространителя информации. Согласно такому порядку, дизайнер уделяет особое внимание тем элементам, которые поставлены на первые места.

Согласно И. А. Розенсон, «центром среды, ее средоточием и средообразующим фактором является человек» [2, c. 100], соответственно и основой средового дизайна выступает человек, поэтому большое значение необходимо придавать «получателю» и «распространителю» информации. Мы считаем, что эффект коммуникации должен определяться тем, насколько дизайнер понимает положение «получателя» и «распространителя». С точки зрения «эффекта коммуникации», как самого важного элемента цепочки коммуникации, предложенной выше, оценка «получателя» полностью определяет степень удовлетворения «распространителя» его работой и мероприятием в целом. Иными словами, «получатели» являются важным элементом «испытания» дизайнерских услуг выставки «Танец листьев», их критерии оценивания влияют на качество «эффекта коммуникации» в целом и представляют собой ключевой фактор для оценки успеха или неудачи проекта.

Для того, чтобы понять «получателя» нам необходимо было знать информацию о посетителях выставки. Она была предоставлена организаторами в начале подготовки проекта. Список гостей включал в себя: вице-президента компании BOSCH в Китае и его команду из отдела продаж; членов дизайнерской команды «Электрооборудование BOSCH», которая выиграла в 2015 году немецкую премию Red Dot Award; руководителя отдела продаж журнала «Взгляд молодежи» и его работников; журналистов различных китайских и зарубежных СМИ, дизайнеров, художников и т.д. Среди журналистов выставку должны были посетить представители печатных СМИ, радиовещания, телевидения, а также и интернет-изданий, их число составило более 50% от количества всех гостей. В целом можно сказать, что «получатели», с которыми мы должны были взаимодействовать – это в основном китайские и зарубежные офисные работники (30–55 лет) с высшим образованием и определенными культурными требованиями к жизни.

Проводя анализ фотовыставки «Танец листьев» с позиций «эффекта коммуникации», мы определили три ее наиболее важных аспекта. Во-первых, выставка должна иметь определенную тематику. Так, можно обеспечить создание конкретной направленности для работников СМИ, которые стали большинством посетителей выставки. Во-вторых, содержание выставки должно обладать глубиной. Необходимо было осуществить анализ китайской культуры, для того чтобы в конечном итоге отразить ее особенности. Это могло бы помочь «получателю» информации понять, прочувствовать и запомнить элементы выставки. В-третьих, выставка должна быть увлекательной. Не нужно, чтобы стиль художественного дизайна был чересчур недоступным для посетителей, при этом форма показа остается интерактивной и интересной. И несмотря на то, что дизайнер, художник не может полностью отразить чаяния «получателей» информации или же «получатели» не могут полностью понять процесс размышления художника, тем не менее взаимопонимание возможно. По мнению художника В. В. Кандинского, «произведение искусства отражается на поверхности сознания. Оно лежит “по ту сторону” и с утратой влечения [к нему] бесследно исчезает с поверхности. И здесь тоже есть некое прозрачное, но прочное и твердое стекло, которое делает невозможной непосредственную внутреннюю связь. И здесь существует возможность войти в произведение, действовать в нем активно и переживать его пульсацию во всей ее полноте» [6].

После получения информации о задачах компании BOSCH и журнала VISION, посетителях выставки и анализа процесса работы выставочного проектирования с точки зрения модели коммуникации «5 W» мы разработали концепцию проекта.

3. Концепция выставки

В творческом методе дизайна «на первый план выходит концептуальная составляющая творчества, идея или замысел будущего проекта» [7, c. 9]. «Дизайн – это не просто технология производства. Дизайн – это акт открытия новых проблем, существующих в жизни. Наша окружающая среда состоит из людей, имеющих определенный жизненный уклад. Дизайн и технологии являются будущим человечества и окружающей его среды» [8, c. 36].

До начала реализации проекта мы задавались вопросом, какой метод необходимо использовать, чтобы привлечь посетителей с интересом участвовать в этой выставке? Какова ее социальная значимость? Каким должно быть художественное воплощение проекта? Как технологии и искусство могут быть связаны в дизайнерском проекте?

Нами было решено сделать проект фотовыставки. Во-первых, сегодня весьма популярна организация выставок фотографических работ. Во-вторых, фотография – это своего рода соединение искусства и технологий, что соответствует содержанию требований, поставленных перед нами.

Однако помимо требований BOSCH&VISION хотелось, чтобы выставка сама по себе представляла собой объект искусства и несла в себе определенный посыл, обладала социальной значимостью. Мы метафорически подошли к решению данной проблемы, сравнив фотографии с листьями деревьев. Идея была основана на опыте наблюдений за разноцветными листопадами в один из пекинских осенних периодов. Кружащиеся, «танцующие» листья казались похожими на фотографии – нет двух одинаковых, подобно ускользающим мгновениям жизни. А фотографы в свою очередь похожи на деревья, они подарили «листьям» жизнь, чтобы зафиксировать мгновения жизни и приостановить течение времени. Так, выставка была названа «Танец листьев», она отражает чувства замирания времени и пространства, возвращения в историю вопоминаний, подаренных человеку фотографиями. А основной темой проекта стал ответ на вопрос о том, в чем заключается смысл работы фотографа.

Идея сравнения фотографий с листьями деревьев, а фотографов – с дереревьями сделала проект сюжетно направленным. Выставочная площадка была разделена на несколько зон в соответствии с временами года, благодаря чему как бы воспроизводилась «история листьев». Сюжетность очень важна при создании дизайнерских работ, поскольку «проектировать зачастую необходимо не столько предметное наполнение, сколько те ощущения, ту эмоциональную составляющую, ради которой человек и окружает себя тем или иным контекстом» [9, c. 4-13].

В соответствии с названием проекта была определена форма выставочных конструкций и модулей – в виде деревьев, ветвей, листьев. Кроме того, мы поставили перед собой задачу сочетать функциональный и визуальный эффект выставочных конструкций, а также через «древесную» форму разработать методы передачи содержания фоторабот. Для этого было выбрано несколько способов использования светового оборудования, поскольку задача фотографа – умелая работа со светом, фотографирование представляет собой искусство применения света, а «фотографический образ строится как световой отпечаток некой среды» [10, c. 168].

4. Описание схем передвижения людских потоков и функционального разделения выставочных пространств

В начале создания проекта перед нами была поставлена задача сохранить возможность функционирования Креативного испытательного центра бытовых электроприборов BOSCH в обычном режиме. В связи с этим необходимо было изучить площадку центра и отрегулировать в нем систему движения людских потоков в течение выставки.

Главный вход Креативный испытательного центра бытовых электроприборов BOSCH расположен на восточной стороне, с шириной около 3500 мм. Выход расположен на юго-западной стороне и имеет ширину около 6300 мм.Во время выставки «Танец листьев» имевшийся изначально восточный вход центра BOSCHбыл закрыт, главные выход и вход мероприятия соединены в один на юго-западной стороне. Подобное решение было вызвано не только тем, что с этой стороны дверной проем довольно широкий, но и тем, что зона галереи за дверью и внутри помещения центра BOSCH просторна, это помогло обеспечить определенную логику осмотра выставки и удобство организационных работ в начале мероприятия.

Как показано ниже на рисунке 1, линия потока разделена на две категории: линия осмотра всей выставки от начала до конца и линия быстрого осмотра (линия VIP). Первая линия пролегает по длинному проходу через выставочный зал с правой стороны, где посетители могут осмотреть одну за другой каждую выставочную зону (красная линия обозначает вход на выставочную зону, синяя – выход из нее). Линия быстрого осмотра – войдя в дверь, необходимо повернуть налево и, не останавливаясь на каждой выставочной зоне, пройти прямо к концу места проведения выставки (фиолетовая линия) (Рис. 1).

001

Рис. 1. Схема движения людских потоков

Пространство выставки было разделено на зоны в соответствии с временами года, что отражало «историю листьев». В первой зоне (она выделена на рисунке 1 красным цветом) посетители могут узнать содержание выставки, это своего рода фойе. Зоны со второй по четвертую (выделенные фиолетовым, желтым, голубым, зеленым цветами) – это соответственно «весна», «лето», «осень», «зима» (Рис. 1). В каждой зоне были размещены фотоработы.

5. Фотографические работы проекта «Танец листьев»

Работы различных фотографов были предоставлены нам журналом «VISION Взгляд молодежи». В конечном итоге была выбрана серия творческих работ под названием «Еда» китайского молодого фотографа Чжан Да (张达), которая в 2013-2015 гг. экспонировалась в рамках рубрики “VISION Lab” (Лаборатория журнала «VISION Взгляд молодежи» – данная рубрика направлена на поиск художественного воплощения блюд) [11].

На наш взгляд, серия фоторабот «Еда» обладает определенным художественным потенциалом, уникальным эстетическим вкусом и богатой цветовой политрой, что было необходимо для успешной организации выставочного пространства. Кроме того, данный фотограф использует особые методы съемки, чтобы показать моменты приготовления блюд и уловить микроскопические детали еды, фотограф как бы наблюдает за течением времени и ведет своего рода «диалог» с едой. В частности, на крайней левой фотографии рисунка 2 (Рис. 2) фотограф запечатлел своеобразное «столкновение» муки и яичного блина (鸡蛋饼, цзиданьбин), чтобы создать ощущение Большого Взрыва. Три других работы фотографа на рисунке 2 отображают оригинальные методы фотосъемки: фруктового сока с добавлением в него красителей для создания нужного фотографу оттенка, замороженных нарезанных ломтиками овощей, раздавленных фруктов.

Подобный вид съемки, наделяющий еду жизнью, с точки зрения замысла, соответствует выставке творческой тематической фотографии «Танец листьев», поскольку использует методы сравнения и олицетворения. Одним из важных пунктов было также и то, что в Креативном испытательном центре бытовых электроприборов BOSCH, который стал выставочным пространством, было представлено на обозрение посетителям большое количество кухонных электроприборов, поэтому тематика фотографий пришлась весьма кстати. Всего нами было отобрано 62 фотоработы.

002

Рис. 2. Примеры работ фотографа Чжан Да.

6. Форма выставочных конструкций проекта «Танец листьев»

В проекте было две формы стендов – подвесные и напольные. Подвесные стенды были выполнены свисающими сверху вниз в форме ветвей дерева без ствола. Существовало два вида напольных стендов. Первый – это деревья с ветвями, тянущимися вверх.

На подвесных и напольных стендах в виде деревьев были размещены светодиоды, а также «листья», выполненные из тряпичного материала (Рис. 3). «Листья», которые можно было прикрепить и снять с веток деревьев, выполнены в разной цветовой гамме.

003

Рис. 3. Фото подвесных и напольных выставочных конструкций

Тряпичные фигурки были сделаны в виде листьев магнолии или фикуса священного (другое название – дерево Бодхи). Выбор именно такой формы обусловлен своими причинами.

Пекинские магнолии обычно распускаются ранней весной (март-апрель). Магнолия характеризуется тем, что в период цветения на ветвях нет листьев, а при росте листьев, дерево не цветет. Каждый период роста магнолии с течением времени неповторим, уникален и ценен. На наш взгляд, это своего рода воплощение «перфекционизма» в природе, когда используется вся имеющаяся энергия и сила лишь для достижения единственной цели. Подобный способ жизни и существования, по сути, являющийся своего рода стремлением к предельно возможному, очень похож на рабочее состояние художника, дизайнера или инженера, которые во время творения, исследования и новых разработок желают достичь наилучшего результата работы.

Таким образом, процесс роста магнолии олицетворяет собой ценность времени и является символом стремления к совершенству, что также соответствует работе компании BOSCH, уже более ста лет создающей надежные и пользующиеся популярностью товары. Так, в проекте «Танец листьев» на изделиях, по форме напоминающих листья магнолии, был написан текстовый логотип BOSCH.

Второй выбрана форма листьев дерева фикуса священного. Согласно поверьям, Будда Шакьямуни достиг «просветления» именно под этим деревом, поэтому его еще называют Деревом Бодхи. «Бодхи» – это транслитерация с санскрита, означает «просветление» и «мудрость». Другими словами, это дерево – символ «просветления», «постижения истины».

Листья дерева Бодхи представляют пространство, которое заставляет нас выйти за пределы обыденности, позволяет войти в другой мир и отражает пробуждение. Форма этого листа связана с фотоматериалами выставки «Танец листьев», ведь работы фотографа дают нам возможность вновь пережить моменты прошлого, переосмыслить их и по-новому открыть для себя. На тряпичных фигурках в форме листьев дерева Бодхи были размещены фотографии, либо эти фигурки были полностью окрашены в определенные цвета, в соответствие с цветовой тематикой выставочных зон (см. пункт 7).

004

Рис. 4. Слева – форма листа фикуса священного, справа – листа магнолии.

Как было сказано ранее, существовало два вида напольных стендов. Второй – это специальные камеры (в соответствие с древесной тематикой названные «наплывами» или «наростами»), в которые были вставлены фотографии Чжан Да, отснятые на цветную пленку. Посетители могли просматривать фотографии на пленке через специальный видоискатель с 3-кратным увеличением.

7. Материалы выставочных стендов проекта «Танец листьев»

Для создания всех экспозиционных частей был выбран электропроводящий композитный материал на основе углеродного волокна (композитный материал, полученный после смешивания смолы с углеродными волокнами разных видов и проводящий электричество) [12]. Он обладает такими характеристиками, как легкий вес, простота в обработке, регулируемое удельное электрическое сопротивление в пределах широкого диапазона, легкая промышленная обработка в больших количествах и низкая цена. Кроме того, данный материал активно исследуется сегодня специалистами в области материаловедения, что делает использование его в рамках дизайна весьма актуальным [13]. В проекте для создания выставочных стендов было решено использовать трубки, сделанные из композитного материала.

Всего для выставки было изготовлено в общей сложности 3 группы подвесных стендов в форме веток деревьев, максимальная длина которых составляет 3000 мм и 9 комплектов напольных стеллажей в форме деревьев, в зависимости от разных условий выставочных зон их высота была в диапазоне от 1200 до 2500 мм. Независимо от того, напольная это конструкция или подвесная, были использованы две композитные трубы на основе углеродного волокна двух разных размеров: внешний диаметр одной трубы составил 5 мм, внутренний 3 мм; внешний диаметр другой трубы – 9 мм, внутренний – 6 мм. Заводская длина композитной трубы из углеродного материала составляет 1500 мм. Длина и ширина сборной интерактивной конструкции подвесного стенда – 3000 мм и высота 750 мм. Конструкции стендов имели естественную форму, похожую на упругие ветви деревьев.

Кроме того, на стендах были размещены герконовые переключатели (переключатели, воздействующие на источник света при помощи магнита). Герконовый переключатель с внешним диаметром 1,5 мм был помещен в композитную трубку и соединен со светодиодом в 9 Вт с использованием трансформатора и проводов. На месте герконового переключателя, помещенного внутрь композитной трубки, на ее внешней стороне был зафиксирован железный зажим, чтобы посетители знали, куда прикреплять «листья». Каждый «лист» подвешен на металлической цепочке, на конце которой был вставлен магнит диаметром 3 мм. Когда магнит касался металлического зажима, светодиодная лампа включалась, благодаря действию герконового переключателя. Лампочка продолжала гореть до тех пор, пока «лист» был на «ветви». И наоборот, после того, как посетители убирали «листья», огни погасали. Для того, чтобы гарантировать зажигание лампочки каждый раз при прикосновении магнита, нами был выбран зажим, который полностью охватывал с каждой стороны «ветви» герконовый переключатель. Кроме того, благодаря размеру магнита на конце «листьев» в 3 мм светодиоды загорались только в тот момент, когда магнит уже «притянулся» к ветви.

Напольные стенды или камеры, названные «наростами», были сварены с использованием квадратных железных труб размером 20*20 мм, общей высотой 2200 мм. В камеры была вставлена лампа LED (10 Вт, 4000K). Высота камер – в диапазоне 1300-1500 мм. Панели камер были выполнены из полупрозрачной эпоксидной смолы со средней толщиной не менее 10 мм. Внутри камер, помимо цветных пленок, также посредством эпоксидной смолы приклеивались листья магнолии, окрашенные в белый, холодный красный и зеленый цвета. Использование листьев магнолии загораживало свет от светодиодной лампы и тем самым не мешало визуальному восприятию посетителями фоторабот «Еда».

Каждый из стендов проекта «Танец листьев» был оснащен лампочками с датчиками движения. Когда посетитель приближался на расстояние одного метра от выставочного стенда, встроенный в индикаторе источник света автоматически включался. Это создавало ощущения «живых» стендов, интерактивности выставочного пространства и, несомненно, притягивало внимание посетителей выставки.

8. Цветовое наполнение выставочного пространства «Танец листьев»

В результате подробного ознакомления с дизайном электрооборудования BOSCH, было обнаружено, что оно, в основном, белое. Во многих европейских странах белый цвет электротехники BOSCH имеет собственное название – “Glacier white” (на русский можно перевести как «цвет ледника»). В Китае имеется другое именование – «Цвет сверкающей луны» (皓月白, хаоюэ бай). Эти названия определенным образом соотносятся с культурными особенностями стран. Например, в Китае луна является символом чистоты, красоты и единства. С древних времен и до настоящего времени китайские поэты воспевают луну в стихотворениях. Электроприборы «цвета сверкающей луны» наиболее отвечают эстетическим потребностям современных китайцев. Основным цветом стен пекинского Креативного испытательного центра бытовых электроприборов BOSCH является именно белый цвет – «цвет сверкающей луны». Для того, чтобы скоординировать цветовое наполнение выставочного пространства и центра BOSCH, «цвет сверкающей луны» был выбран в качестве основного для создания изделий проекта «Танец листьев», что весьма согласуется с эстетическими канонами китайской культуры.

Отметим, что в каждой зоне, которая представляла собой один из времен года, преобладали фотографии тех или иных цветов и оттенков. Весна – большинство фоторабот белого цвета с небольшим количеством прохладных зеленых тонов. Это выражает идею того, что ранней весной все вокруг оживает и возрождается, растения начинают прорастать сквозь весенний снег. Лето – преобладают теплые тона с оранжевыми и зелеными цветами фотографий. Это передает аромат цветочных растений и символизирует знойный климат Пекина. Осень – цвет, в основном, темный, представлено максимально возможное количество темно-красных фотографий. Эти оттенки олицетворяют богатую на урожай осень; присутствует ощущение полноты и счастья людей после сбора урожая. Для зимы черный является основным цветом, с небольшим количеством бело-голубых фотографий. Это указывает на то, что ночное время становится длиннее, возникает чувство, что жизненная сила и надежда скрыты под снегом и льдом, они ждут своего часа, чтобы воскреснуть.

005

Рис. 5. Верхний левый угол – весна, верхний правый – лето, нижний левый – осень, нижний правый – зима.

9. Особенности работы выставочных площадок проекта «Танец листьев»

Одной из особенностей выставки была своеобразная работа со светом, как было сказано ранее. Всего в проекте применялось три направления фокусировки и наблюдения за светом.

В пространстве «Весна», которое является началом выставки, использовалась система напольных и подвесных выставочных стендов в форме деревьев, выполненных с применением герконового переключателя – это первое направление работы со светом.На ветвях деревьев висели фигурки в форме листьев фикуса священного или магнолии. Каждую из этих фигурок можно было повесить на ветви «деревьев», после чего, благодаря системе герконовых переключателей, сразу загорались фонари на ветвях. Это создавало ощущение интерактивности между посетителями и деталями выставки. В процессе работы персонал также разъяснял гостям творческий подход к дизайну выставочного пространства «Листья и птицы».

Выставочная зона «лето» продолжила режим зоны «весна» (работа с тряпичными «листьями» магнолии и фикуса и системой герконовых переключателей). Кроме этого, в коридорах между зонами «весна»-«лето», «лето-осень» был осуществлен второй метод работы со светом. Мы использовали систему проекторов (два HD-проектора с высоким разрешением 1920 × 1080P), которые были размещены на потолочной конструкции помещения Креативного испытательного центра бытовых электроприборов BOSCH. Луч проектора направлялся на пол и показывал фотографии серии «Еда», выполненные в форме листьев фикуса священного. В каждой напольной картинке был ранее при помощи графического редактора Photoshop выключен зеленый (в коридоре между зонами «весна»-«лето») либо красный цветовой каналы (между зонами «лето-осень»), в соответствии с цветовым наполнением площадки этих сезонов. Так, была создана ситуация хроматической абберации. Восстановить необходимые цвета можно было при помощи «листьев» формы фикуса священного тех же цветов (зеленого либо красного), наводя их на картинку, которая высвечивалась на полу. Таким образом, создавалось ощущение, что луч света как бы проходит сквозь кроны деревьев в лесу и освещает опавшие листья разных цветов, поднять эти листья и разглядеть их можно при помощи тех самых тряпичных фигурок.

Создание интерактивной зоны между площадками «весна»-«лето» и «лето-осень» было необходимо, чтобы привлечь внимание посетителей, заставить их двигаться по направлению к свету, с тем, чтобы они продолжали осматривать выставку [14].

При проверке линии движения людского потока в начале создания проекта было обнаружено, что коридоры между выставочными зонами «весна»-«лето» и «лето-«осень» недостаточно просторны (около 2000 мм). Однако из-за необходимости соблюдения логики создания выставки и передачи ее содержания, в этих местах были размещены проекторы. Хотя в коридорах не было напольных стендов, помимо «деревьев» с зелеными и красными «листьями», тем не менее нам не хотелось вынуждать посетителей надолго задерживаться здесь и создавать ситуацию столпотворения. Для этого точка фокусировки проектора была установлена на расстоянии 500-550 мм от пола. Это означает, что наилучшим разрешение изображения, и, соответственно, его отчетливость могут быть только в таком диапазоне высот. Поэтому большинству участников выставки нужно было согнуться или присесть, чтобы рассмотреть фотографию. В этом положении посетители не хотели оставаться слишком долго, что способствовало быстрому прохождению зоны. Другими словами, такой план просмотра фотографических изображений с помощью проектора обеспечил беспрепятственное, упорядоченное и эффективное направление людских потоков.

В зоне «осень» были размещены стенды в виде деревьев с фотографиями серии «Еда» в красном, темно-красном диапазоне цветов. Интерактивная выставочная зона «осень» – наиболее открытая площадка, поскольку не имеет перегородок посередине, что видно на рисунке 1 (Рис. 1). Поэтому зона «осень», с функциональной точки зрения, казалась более завершенной и была выбрана местом интервьюирования гостей. В этой зоне были установлены инфракрасные синхронизаторы для вспышки (оборудование, обычно используемое в фотостудии). Как только кто-то проходил через эту область, вспышка автоматически мигала, создавая атмосферу воодушевления [15, C. 26].

В выставочной зоне «зима» использовались отснятые на цветную пленку фотографии серии «Еда», о чем упоминалось в пункте 5. Пленки помещались в специальные камеры (или «наросты»). Создание этих камер было направлено на то, чтобы посетители выставки лучше поняли и прочувствовали особенности работ фотографа Чжан Да, обратили внимание на красоту деталей изображений серии «Еда». Такой метод презентации работ фотографа оказался необходимым, поскольку, как мы считаем, цифровая фотография, повсеместно распространенная в «эпоху гипер-индустриализации» [16] не способна передать чувства и идеи фотографа так, как это было возможно сделать, с помощью пленочной фотографии.

Кроме того, важной частью площадки «зима» стало видео, сформированное из работ фотографа Чжан Да серии «Еда». Просматривая видео, посетители могли понять процесс съемки, ее уникальность и визуальную неповторимость (Рис. 6).

006

Рис. 6. Выставочные зоны весна, лето, осень, зима (слево-направа, сверху-вниз)

10. Заключание

«Средовой дизайн фактически отражает процесс интеграции современной культуры, науки и техники» [17, c. 3]. Фотовыставка «Танец листьев» оказалась именно такой работой в рамках средового дизайна. Мы стремились к тому, чтобы соединение чувственного и рационального в проекте помогло посетителям по-новому взглянуть на особенности работы компании BOSCH. А в рамках творческого рабочего процесса над проектом «Танец листьев» журнал «Взгляд молодежи» отразил то, как искусство может «освещать» современную жизнь.

Связь между технологиями и искусством в проекте была выражена через конкретную тему, которая заключалась в ответе на вопрос о том, в чем смысл работы фотографа. Мы метафорически подошли к этой проблеме, сравнив листья деревьев с фотографиями. Именно в развитии данной темы состояла социальная значимость проекта.

Форма выставочных конструкций отражала тему выставки. Конструкции были выполнены в форме деревьев и листьев. Поскольку выставка проходила в Китае, предложенный дизайнером вариант оформления выставочного пространства должен был отвечать вкусам китайской аудитории и каким-то образом перекликаться с «китайской спецификой». Отсюда и конкретная форма листьев (дерева Бодхи), а также преобладание белых тонов в цветовом наполнении выставки.

Помимо этого проектимел определенный визуальный и функциональный эффект. Визуальный эффект был достигнут за счет использования светового оборудования, что также обеспечило возможность интерактивности между посетителями и выставочным простанством. Функции проекта «Танец листьев» состояли в том, что, во-первых, он реализовал задачи компании BOSCH и журнала «Взгляд молодежи», а, во-вторых, каждый из выставочных модулей мог быть непосредственно использован в бытовой жизни. Например, тряпичные фигурки формы листьев магнолии и фикуса могли бы стать брелками для ключей или маленькой диванной подушкой. Отметим, что по окончании мероприятия посетители взяли большинство представленных изделий. Именно такой результат мы, будучи дизайнером «Танца листьев», очень хотели увидеть. С одной стороны, это доказывает, что посетителям понравился дизайн выставки, а ее идея получила признание. Однако, что еще более важно, «жизнь» изделий фотовыставки «Танец листьев» продолжилась после окончания мероприятия. Другими словами, проект «Танец листьев» через свою функциональность реализовал лозунг BOSCH «разработано для жизни».

References
1. Chzhan Tszyun'chzhu. Tsun chuanbosyue de shie gushisin syushu de tszyaodu kan' chzhan'shi shetszi (Rassmotrenie vystavochnogo dizaina s tochki zreniya izlozheniya vizual'noi syuzhetnosti sotsial'nykh kommunikatsii) / Chzhan Tszyun'chzhu // Arkhitektura Shan'si. – 2010. – 36(26). – S. 6. 张俊竹 / 从传播学的视野故事性叙述的角度看展示设计 /山西建筑, 2010, 36(26), 第6页
2. Rozenson I. A. Osnovy teorii dizaina. – Piter. – 2013. – 218 s.
3. Internet-novosti platformy Van''i (网络新闻来源:网易), 2016. Rezhim dostupa: http://home.163.com/16/0112/10/BD4FKN2E00104JOP.html (data obrashcheniya: 09. 09. 2019)
4. Lola G. N. Dizain-kod: kul'tura kreativa. – SPb: ELMOR. – 2011. – 140 s.
5. Chzhuan Yuifei. Tushuguan' “5W” chuan'bo moshi chzhi vo tszyan' – yu Lasyveier “5W” chuan'bo moshi bitszyao fensi (Moe videnie modeli rasprostraneniya «5W»: sravnitel'nyi analiz modeli kommunikatsii «5W» Lassvella») / Chzhuan Yuifei // Bibliotechnyi forum. – 1999. – №5. – S. 1. 庄育飞/《图书馆“五W”传播模式之我见-与拉斯韦尔“五W”传播模式比较分析》/ 图书馆论坛, 第五期, 1999, 第一页
6. Kandinskii V. V. Tochka i liniya na ploskosti / Per. E. Kozinoi / SPb.: Azbuka-klassika, 2005. Rezhim dostupa: http://aliveline.ru/lib/Kandinskij.pdf (data obrashcheniya: 09. 09. 2019)
7. Zaeva-Burdonskaya E. A. Sredovoi podkhod i problemy stilya v dizaine / E. A. Zaeva-Burdonskaya //Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA / Moskovskaya gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya imeni S.G. Stroganova. – MGKhPU. – 2009. –№1-2. – S. 3-15
8. Keniya Khara. Proektiruya dizain / Per. s kit. Chzhu E / Shan'dun zhen'min'. – 2008. – 311 s. 原研哉(Kenya Hara)/《设计中的设计》/ 译者:朱鄂 / 山东人民出版社,2008年,共311页
9. Kurasov S. V. Stanovlenie kontseptsii sredovogo dizaina na spetsializirovannoi kafedre MGKhPA im. S. G. Stroganova // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA / Moskovskaya gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya imeni S.G. Stroganova. – MGKhPA, 2015. – No 3. – 462 s.
10. Ponomarenko E. M. Fenomenologiya fotografii i aspekty vizual'nogo vospriyatiya fotograficheskogo sveta //Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA / Moskovskaya gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya imeni S.G. Stroganova. – MGKhPA, 2015. – No 3. – 462 s.
11. Ofitsial'nyi mikroblog zhurnala «VISION Vzglyad molodezhi» (《VISION青年视觉》官方微博). Rezhim dostupa: http://blog.sina.com.cn/s/blog_6d66a16d0102v30f.html (data obrashcheniya: 09. 09. 2019)
12. Yui Tsze, Van Tszikhuei, Van Tszyun'. Tan' syan'vei shuchzhi tszi fukhe tsailyao daodyan' sinnen yan'tszyu (Issledovanie elektricheskikh svoistv kompozitnogo materiala iz uglerodnogo volokna na osnove smoly) / Yui Tsze, Van Tszikhuei, Van Tszyun' // Vestnik Ukhan'skogo politekhnicheskogo universiteta». – 2005 – 5 (27). – S. 24-26. 于杰 , 王继辉 , 王钧 /《碳纤维树脂基复合材料导电性能研究》/ 武汉理工大学学报,2005,5(27),24-26页
13. Chen' Fatsyao. Tan' syan'vei fukhe tsailyao dyan'li sinnen yan'tszyu(Issledovaniya elektricheskikh svoistv kompozitnogo materiala iz uglerodnogo volokna)/ Chen' Fatsyao // Ukhan'skii politekhnicheskii universitet. – 2007 – №11. – S. 4. 陈发桥 /《碳纤维复合材料电力性能研究》/武汉理工大学, 2007, 11, 第4页
14. Obzor: Povyshenie «fototaksisa» na urovne psikhologii (评论:提高心理“趋光性”) // «Ninbo zhibao» (《宁波日报》), 2014. Rezhim dostupa: http://society.people.com.cn/n/2014/0728/c136657-25355891.html (data obrashcheniya: 09. 09. 2019)
15. Van Ilin. Shan'guan tsytszi sya nao dyan'ya pin'lyu byan'khua tesin yan'tszyu (Issledovanie kharakteristik izmeneniya chastotnosti napryazheniya mozga pri svetovom razdrazhenii vspyshkoi) / Van Ilin //Universitet Guansi. – 2014. – №6. – 65 s. 王怡玲/《闪光刺激下脑电压频率变化特性研究》/广西大学, 2014年6期,共65页
16. Vel'ts P'er. Chao gun''e shidai (Obshchestvo giper-promyshlennosti) / P'er Vel'ts. – Taivan': Lyan'pu. – 2018. – 176 s. 皮耶.维勒兹/《超工业时代》/台湾:脸谱,2018. 共176页
17. Barsukova N. I. Dizain sredy v proektnoi kul'ture postmodernizma kontsa XX-nachala XXI vekov. Avtoref…dis. d-ra iskusstvedeniya. – M.: 2009. – 56 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.