Статья 'Формирование стрессоустойчивости в психологическом сопровождении сотрудников пенитенциарной службы' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > Editorial board > Council of editors > About the journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Psychology and Psychotechnics
Reference:

Forming a Stress Resistance as Part of Psychological Support Program for Penitentiary Officers

Gridneva Alena Andreevna

post-graduate student of the Department of Genetic and Clinical Psychology at Tomsk State University

634050, Russia, Tomskaya oblast', g. Tomsk, ul. Lenina, 36

a_mia@ngs.ru
Larionova Anastasiya Vyacheslavovna

PhD in Psychology

Docent, the department of Genetic and Clinical Psychology, National Research Tomsk State University; Docent, the dpartment of Philosophy and Sociology, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

36 Lenin Ave., Tomsk, Russia 634050

vktusur@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Meshcheryakova Emma Ivanovna

Doctor of Psychology

professor of the Department of Genetic and Clinical Psychology at Tomsk State University

634050, Russia, Tomsk Region, Tomsk, Lenin's prospect, 36

mei22@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2018.1.25667

Received:

04-03-2018


Published:

11-03-2018


Abstract: The subject of the research is the formation of stress resistance to extreme situations that may be experienced by penitentiary officers during their service. Stress resistance is formed through combined effect of psychological training and audovisual stimulation. This research is the health psychology type of research and aimed at developing particular methods for psychological support and prevention of stress that may be experienced by penitentiary officers in extreme situations. The researchers create and test a psychological support program aimed at forming stress resistance of penitentiary officers. This program is usedat psychological centers of penitentiary organisations. Based on the aims and objectives ot the empirical research, the authors have used assessment methods, educational experiment, methods of qualitative and quantitative analysis of empirical data. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the authors obtain new scientific data about developing stress resistance by teaching self-regulation skills and developing life-sense orientations. As a result of this program's approbation, the researchers have discovered that combination of training and audiovisual stimulation proves to be more efficient in formation of stress resistance as a mental health resource and significantly increases such indicators as life-sense orientations and stress resistance. 


Keywords:

health psychology, stress, penitentiary system, psychological support program, forming a stress resistance, life-sense orientations, extreme professions, audiovisual stimulation, training, approbation

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Проблема психического и психологического здоровья представителей экстремальных профессий широко представлена в психологической, социологической, медицинской, педагогической и профессиологической литературе (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров) [4; 6]. К настоящему времени накоплены данные исследования различных последствий нарушения психологического здоровья в условиях экстремальной деятельности (профессиональный стресс, профессиональная деформация, профессиональное выгорание). Область психологического знания и психологической практики, изучающая закономерности функционирования психики человека и социально-психологические явления в экстремальных условиях профессиональной деятельности [2; 4], является направлением клинической и экстремальной психологии и характеризуется некоторой размытостью предмета и внутридисциплинарных границ, что создает определенные исследовательские трудности, но обуславливает различные варианты ее дальнейшего развития.

Представленноеисследование базируется на разработанных в психологической науке представлениях о соотношении личностных-социальных-профессиональных оснований в комплексе психического здоровья человека, о смысложизненных ориентациях, способности к целеполаганию, локус-контролю и осмысленности жизни, о жизнестойкости личности, которая сохраняет эмоциональную стабильность в ситуациях угроз и рисков для здоровья и жизни, о качестве жизни работников экстремальных профессий, их стрессоустойчивости.

Особенностью профессиональной деятельности в экстремальных типах профессий, к которым и относится пенитенциарная система, является возникновение различных проблемных ситуаций, которые характеризуются неопределенностью, наличием дефицита времени, информации, высоким уровнем сложности, ответственности и опасности, которые можно условно отнести к рискам среды. Кроме того, необходимо учитывать психические, индивидуально-психологические, личностные особенности профессионала, которые влияют на восприятие и переживание вероятностных и реальных профессиональных рисков, выступающих стрессогенным фактором. Риски нарушения психического здоровья в общем виде можно классифицировать по внешним критериям (условия среды жизнедеятельности, включая профессиональную сферу) и внутренним (особенности личности). Понятие «экстремальность» было заимствовано психологией из медицинских исследований психогенных реакций человека на чрезвычайные ситуации, из физиологического учения Г. Селье (1982) о стрессе, а также из исследований адаптации человека в особых условиях жизни – технических, экологических, военных и прочее [8]. Но подобное понимание не доходит до онтологии личности, а продолжает оставаться в кругу физиологических реакций, эмоциональных процессов, когнитивных и поведенческих нарушений. На сегодняшний день собственно психологический концептуальный аппарат для понимания феномена экстремальности находится в самом начале его разработки, поэтому изучение особенностей деятельности экстремального типа профессий и их влияние на личность специалиста является актуальной областью психологического знания, как для отечественной науки, так и для мирового сообщества.

Наиболее значимыми личностными характеристиками при формировании здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ в условиях психологического обеспечения деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы являются полная идентификация с профессиональной деятельностью (с частичной утратой идентификации с другими социальными группами: гендерная идентификация, идентификация с семейной ролью и т.д.), а также установка на сообщение психологу профессионально-желательной информации, отсутствие мотивации на сбережение здоровья, что связано с наличием дезадаптивных взаимосвязей между высоким уровнем профессиональной успешности и затратами внеурочного времени на осуществление профессиональных функций. Актуальным становится внедрение современных эффективных превентивных программ, направленных на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости сотрудников УИС, посредством актуализации личностного потенциала.

Деятельность каждого сотрудника УИС проходит в условиях истощающего психоэмоционального стресса, последствиями которого часто являются нарушения, проявляющиеся в виде различного девиантного поведения, связанного с алкоголизацией, проявлением вербальной и физической агрессии или наличием скрытой аутоагрессии, склонностью к саморазрушающему, суицидальному поведению. Осложняет профессиональную деятельность постоянная психологическая напряженность, детерминированная взаимодействием с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, подавляющее большинство из которых имеют психические аномалии и девиации, и нестабильное эмоциональное состояние, условиями труда, связанными с ограничениями в перемещении по территории учреждений, ограничениями в использовании личных вещей, строго регламентированной нормативными документами деятельностью и прочее [1]. Существенное влияние на личность сотрудника УИС оказывает нахождение в закрытой среде, которая ограничивает ресурсность в совладании со стрессовыми ситуациями.

Согласно научной литературе источники опасностей делятся на:

· естественно-социальные опасности – наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие;

· социально-техногенные опасности – профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания;

· социальные опасности - опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность, неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве;

· политические опасности - конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны;

· профессиональные опасности - профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм (явление в определенной отрасли (т.е. принадлежность профессии к классу опасных), регионе, стране) [7].

Сотрудники пенитенциарной системы подвержены практически всем указанным видам опасностей. Указанные виды опасностей соответствуют вредным факторам, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания [1; 2; 5]. Поэтому особую актуальность представляет разработку эффективных способов работы по формированию стрессоустойчивости сотрудников пенитенциарной сферы.

Первый этап – психодиагностический. В исследовании был использован следующий пакет методик: Шкала организационного стресса Мак-Лина (1954); Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (Мини-мульт) (адаптация В.П. Зайцева, 2004); Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьев (2000); Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева (1984); Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF) (1991). Исследование проведено на базе Федеральной службы исполнения наказаний, в нем приняло участие 219 сотрудников пенитенциарной сферы. Средний возраст респондентов составил 35±7,16 лет. Проведенное эмпирическое исследование социально-психологических характеристик, личностных особенностей и компонента стрессоустойчивости как ресурса психического здоровья позволило выявить факторы, влияющие на формирование стресса. Выявлено, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений преобладают сотрудники, склонные к формированию дистресса (168 человек из 219). Для стрессоустойчивых сотрудников характерна активность, энергичность, уверенность, отсутствие тревожности, возможна недооценка опасностей. Респонденты считают себя значимыми и достаточно ценными, способны находить пути влияния на результаты стрессогенных изменений, принимают стрессовые ситуации как возможность для развития и достижения результатов. Сотрудники имеют сформированные цели в жизни, но способны, ориентируясь на имеющиеся условия, корректировать их и пути их достижения, удовлетворены процессом жизни, оценивают свою жизнь как интересную и эмоционально насыщенную, довольно результативную. Стрессоустойчивость сотрудников связана с подвижностью нервных процессов, быстротой переключаемости эмоциональных переживаний (шкала «Паранойя» теста Мини-мульт), убежденностью в том, что включенность в ситуацию дает максимальный шанс для развития и достижения целей («Вовлеченность» теста HS), а активность в процессе жизни позволяет влиять на исход ситуации («Контроль» теста HS). Высокий уровень стрессоустойчивости также сопровождается высокими значениями по шкалам: «Микросоциальная поддержка», «Социальное благополучие», «Цели в жизни», «Удовлетворенность процессом жизни», «Результативность жизни», «Локус-контроля Я», «Локус-контроля Жизнь», «Общий показатель осмысленности жизни».

Сотрудники, склонные к формированию организационного стресса, обладают гибкостью поведения в только в стабильной ситуации; достаточно активны и продуктивны в рамках определенных паттернов поведения; имеют средний уровень широты интересов; способны принимать ценности других людей, сопоставляя свою индивидуальность с окружающими. Возможно проявление недостаточной требовательности к себе и окружающим. Жизненные цели не устойчивые, либо отсутствует уверенность в целесообразности деятельности или ее успехе. Жизнь воспринимается как ситуативно управляемая, цели – как достижимые при наличии определенных обстоятельств, собственная личность – как имеющая достаточное количество ресурсов для их достижения. Характерно стремление полагаться на случай или действия окружающих. Сотрудники ощущают уверенность в своих силах в преодолении стрессовых ситуаций, стремятся к проявлению активности в достижении желаемого, при этом оценка собственной эффективности зависит от контекста ситуации (является ли она «личностно значимой», «личностно трудной»). Респонденты удовлетворены процессом жизни, оценивают свою жизнь как интересную и эмоционально насыщенную, довольно результативную.

На следующем (втором) этапе исследования осуществлена разработка и апробация программы, направленной на формирование стрессоустойчивости сотрудников пенитенциарной сферы. Программа состояла из двух модулей:

Первый, «Тренинговый модуль программы психологического сопровождения формирования стрессоустойчивости» имеет следующие цель и задачи. Цель применения модуля программы психологического сопровождения: повышение стрессоустойчивости сотрудников посредством формирования смысложизненных ориентаций и жизнестойкости. Задачи: 1) выявление предрасположенности сотрудников к формированию дистресса и личностных качеств, определяющих наличие этой предрасположенности; 2) развитие навыков целеполагания, целеустремленности и ассертивности; 3) формирование смысложизненных ориентаций и жизнестойкости сотрудников как качеств, повышающих стрессоустойчивость; 4) развитие навыков саморегуляции эмоционально-поведенческих реакций. Прототипом создания модуля является программа повышения жизнестойкости, разработанная С. Мадди (2013), которая называется Hardiness Enhancing Lifestyle Program (HELP). Программа включает в себя: расслабляющие практики (работа с дыханием и мышцами, использование методов биологической обратной связи); практика совладания (обучение решению проблем, исследование эмоциональных качеств); обучение коммуникации, развитие навыков общения и социальной поддержки; контроль результатов на протяжении года с целью предупреждения рецидивов [9]. Разработанная программа состоит из 12 групповых занятий длительностью в 1 час, индивидуальных консультаций с целью динамического контроля психоэмоционального состояния по мере необходимости, но не реже, чем через 3 занятия. Длительность и количество занятий согласованы со временем, отводимым для сотрудников нормативно-правовыми актами на служебно-боевую подготовку, в которую входит работа с психологом. Программа включает в себя:расслабляющие практики (работа с дыханием и мышцами, способы согревания рук, методов аутотренинга); обучение навыкам разрешения проблем, поиска стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями (методы когнитивно-поведенческой терапии); обучение коммуникации, развитие навыков общения и социальной поддержки; актуализация и развитие личностных ресурсов, мотивирующих к активной жизненной позиции и развитию (методы логотерапии, гештальт-терапии); обучение навыкам психофизической саморегуляции эмоционально-поведенческих реакций; контроль результатов на протяжении года посредством индивидуального консультирования с целью повышения стойкости эффекта.

Второй «Модуль психологического сопровождения с использованием аудиовизуальной стимуляции» имеет целью повышение стрессоустойчивости сотрудников посредством аудиовизуальной стимуляции. Задачи модуля: 1) коррекция функционального состояния; 2) повышение психологической готовности к стрессу путем поддержания стабильного функционального состояния за счет нормализации волновой активности головного мозга; 3) развитие навыков саморегуляции. В работе используются приборы аудио-визуальной стимуляции (майнд-машины) Luma10 и InnerPulse американской фирмы Photosonix [3]. Использование приборов аудиовизуальной стимуляции позволяет изменять функциональное состояние головного мозга и организма в целом, тренировать головной мозг для поддержания определенного уровня волновой активности в зависимости от используемой программы.

При проведении мероприятий в рамках исследования были использованы следующие программы (сессии):

1) релаксационные программы «Волны спокойствия» (для быстрого расслабления; используется, в частности, шумановский резонанс (7,83гц); 10 минут; частота 7,83-12 гц; тип тона dbb), «Мощное расслабление» (расслабление для физического тела; используется после тяжелой физической или умственной работы; 15 минут; частота 10-11 гц; тип тона dbb);

2) медитативная программа ««ОМ» медитация Медитация» (с успокаивающим звуком прибоя и с шумановским резонансом и его гармониками; 33 минуты; частота 4-24 гц; тип тона bbs);

3) программа обучения «Отвлекись!» (способствует абстрагированию от навязчивых мыслей, помогает успокоиться и сосредоточиться на состоянии «здесь и сейчас»; 10 минут; частота 1,5-34 гц; тип тона dbb);

4) энергетическая программа «Перед работой» (двойные бинауральные ритмы бета–диапазона на низких тонах дают энергетический эффект, для психического подъема до тренировки или физических упражнений; 18 минут; частота 1-20 гц; тип тона dbb).

Использование приборов аудивизуальной стимуляции в практике пенитенциарного психолога осуществляется в индивидуальной работе. Перед использованием приборов необходимо выяснить наличие или отсутствие у сотрудников противопоказаний к использованию оборудования. Для отслеживания динамики изменения психоэмоционального состояния сотрудников рекомендуется использовать экран психоэмоционального состояния, где сотруднику предлагается выбрать из предложенных (подчеркнуть) определений характеризующие его состояние до сеанса и после (формы представлены в приложении).

На третьем этапе исследования проводилась повторная психодиагностика с целью определения динамики показателей. В результате системного воздействия посредством сочетанности модуля тренинговых мероприятий и модуля аудиовизуальной стимуляции, получены следующие результаты:

· повышены показатели стрессоустойчивости сотрудников и ее компоненты (способность самопознания, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность) за счет развития навыков целеполагания, целеустремленности и ассертивности, повышения психологической готовности к стрессу;

· развитие способности стойкого совладания со стрессовыми воздействиями и восприятия их как менее значимых, принятии рисков в жизнедеятельности за счет развития навыков саморегуляции;

· повышение психологической готовности к стрессу через поддержание стабильного функционального состояния за счет нормализации волновой активности головного мозга;

· повышение качества жизни по показателю «социальное благополучие» во взаимосвязи с позитивным самовосприятием;

· повышение показателей осмысленности и целенаправленности жизни, ощущения управляемости и эмоциональной насыщенности жизни как ресурса стрессоустойчивости.

Проведение мероприятий, входящих в модуль психологического сопровождения с использованием аудиовизуальной стимуляции, позволило снизить предрасположенность к стрессовому реагированию на нестандартные ситуации в профессиональной деятельности путем развития широты интересов, гибкости поведения, принятия ценностей окружающих, повышения уверенности в себе, рефлексивности, осмысленности жизни и развития способности к целеполаганию и осознанию своей личности как сильной, способной достигать поставленные цели, повышению жизнестойкости и качества жизни. В результате аудиовизуальной стимуляции, как и в первой группе, наблюдается повышение стрессоустойчивости посредством развития способности самопознания, ощущения управляемости жизнью, готовности к активности и саморазвитию (аттитюд жизнестойкости «принятие риска) и субъективного ощущения повышения качества жизни. Использование аудиовизуальной стимуляции, в тренинговых мероприятий, не показало свою эффективность в развитии широты интересов, гибкости поведения, принятия ценностей окружающих, вовлеченности в процесс жизни, формировании осмысленности жизни и постановке жизненных целей, что входит в структуру стрессоустойчивости. Психологическое воздействие, сочетающее в себе одновременное использование тренинга и аудиовизуально стимуляции позволяет добиться большей эффективности в формировании стрессоустойчивости как ресурса психического здоровья.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.