Статья 'Организация досуга детей и молодежи как средство предупреждения правонарушений в начале 1960-х гг.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Organization of leisure activities for children and youth as means for preventing legal violations in the early 1960’s

Slezin Anatoly Anatol'evich

Doctor of History

Professor, the department of History and Philosophy, Tambov State Technical University  

392032, Russia, Tambovskaya oblast', g. Tambov, ul. Michurinskaya, 112, kab. 313

anatoly.slezin@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2017.9.24016

Received:

27-08-2017


Published:

19-09-2017


Abstract: The object of this research is the establishment of the All-Union Leninist Young Communist League (Komsomol) that celebrates 100th anniversary in 2018. The subject of this research is the peculiarities of organization of leisure activities for children and youth in first half of the 1960’s, when the union practically crossed the “equator” of its historical path. The main sources used in this work as the materials from the Russian State Archive of Socio-Political History, State Archive of Socio-Political History of Tambov Oblast, as well as the highly classified “Codes of Rules” that initially were distributed in small circulation into the republican and regional Komsomol Committees. The author reviews Komsomol as a sociocultural phenomenon of the XX century, as well as illustrates that in the time of “Thaw”, the center of attention in activity of the Komsomol organizations was reoriented towards satisfaction of all increasing requests and interests of the entire Soviet youth. In public consciousness, Komsomol was associated with the interesting and valuable organization of leisure activities, which played a substantial role in prevention of legal violations among young men and women.


Keywords:

Social beginnings, Sport and labor camp, Young attendants of police department , Labor camp, Military and sport camp, Teenagers club , Komsomol, Leisure activities, Youth, Prevention of legal violations

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Одним из главных достижений в правоохранительной сфере в середине 1950-х гг. стала стабилизация преступности среди несовершеннолетних. Если в 1955 г. удельный вес преступности среди несовершеннолетних в СССР составил 5,6 %, то в 1956 г. – 5,2 % [1]. Однако в дальнейшем темпы роста преступности превышали темпы роста преступности. Численность населения в СССР в 1953-1960 гг. выросла в 1,1 раза, преступность же только с 1953 по 1958 гг. выросла в 1,3 раза [2, с. 57]. Это вызвало серьезную обеспокоенность не только государственных и партийных органов, но и комсомола.

В феврале 1960 г. вопрос о роли комсомольских организаций в борьбе с нарушениями общественного порядка рассмотрел пленум ЦК ВЛКСМ [3]. В данной статье мы хотели бы обратить особое внимание читателей на то, что пленум напрямую связал недостатки в борьбе с нарушениями общественного порядка с недостаточной заботой комсомола о досуге молодежи. Причем вопреки распространенному стереотипу речь шла не о политико-просветительной работе, а о культурно-массовой, спортивной деятельности, развитии туризма, использовании по прямому назначению парков, стадионов, клубов. Именно недостаточное внимание досугу молодежи виделось главной причиной воздействия на молодежь «чуждых взглядов и морали».

Выходные и предвыходные дни ЦК ВЛКСМ планировал «превратить в подлинно народные празднества», предписывал устраивать в парках, садах, скверах, на улицах и площадях молодежные гулянья. В постановлении пленума ЦК ВЛКСМ провозглашалось: «Двери клубов, дворцов культуры, спортивных залов, стадионов, плавательных бассейнов должны быть всегда широко открыты для молодежи» [4, с. 26].

Значительные события в жизни юношей и девушек (окончание школы, получение специальности, совершеннолетие, поступление на работу, свадьба, рождение ребенка) во многих коллективах отмечали совместно, всей компанией. «Каждое такое торжество, празднество целесообразно сопровождать ярким, запоминающимся ритуалом, творчески используя лучшие народные обычаи и обряды, национальные традиции,» – провозгласил пленум ЦК ВЛКСМ [4, с. 27].

Комитетам комсомола совместно с органами культуры было поручено разработать, исходя из национальных традиций, типовые проекты массовых аттракционов.

По примеру Московской (городской), Горьковской и ряда других комсомольских организаций стали создавать советы по работе среди молодежи и детей по месту жительства (при домоуправлениях, квартальные, уличные). Им поручалась организация воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы. Во многих местах были предприняты попытки создания при домоуправлениях, домовых и уличных комитетах комсомольских групп, на которые возлагалась ответственность за работу с подростками.

При домоуправлениях также пытались создать детские комнаты на общественных началах. В частности, в Новосибирской области в 1963 г. работало 90 детских комнат на общественных началах, созданных по инициативе комсомольцев-дружинников [5, д. 3, л. 58].

Была одобрена инициатива комсомольских организаций Ленинграда, Калинина, Одессы и др. по созданию общественных клубов молодежи по интересам. Комитетам комсомола рекомендовалось организовывать самодеятельные клубы любителей литературы, поэзии, живописи, хорового пения. Широкое распространение в этот период получили клубы и секции фото-, радио- и кинолюбителей, юных техников, рыболовов, туристов, краеведов.

В середине 1960-х гг. в Ленинграде почти в каждом микрорайоне работали 1-2 самодеятельных клуба, объединяющих 100-300 подростков. Из числа самих ребят были избраны командиры, советы. Одним из самых популярных стал клуб «Спутник», начинавший свою деятельность с ремонта полузаброшенного помещения «красного уголка». Затем в клубе были организованы секции: юных любителей техники, фотодела, автотранспорта, курсы юных баянистов, фигуристов, танцоров, эстрадный оркестр. Интересные «огоньки», КВН, встречи с выдающимися земляками, газета «Полундра», туристические путешествия привлекали в клуб все новых участников [6, с. 105].

В работе среди молодежи по месту жительства активно участвовали деятели культуры и науки, творческих союзов. В ленинградском клубе «Грация», объединявшем более 600 детей, балетными группами руководили выдающиеся мастера балета. Прославленные боксеры работали на общественных началах в клубе «Боевые перчатки». При Ленинградском политехническом институте им. М. И. Калинина ученые вуза вели кружки по изучению радиоэлектроники, двигателей внутреннего сгорания [6, с. 105].

В городе Свердловске для ребят при домоуправлениях в начале 1960-х гг. было создано 138 клубов. В кружки и клубы по месту жительства в первую очередь привлекались «трудные» ребята. Так, Железнодорожный райком ВЛКСМ вместе с районным Домом пионеров пригласили заниматься в различные кружки и объединения 70 подростков, которые неоднократно нарушали общественный порядок и находились на учете в детской комнате милиции. Многие из них изменили свое поведение, сами руководили кружками младших школьников [7, с. 244-245].

Можно сказать, что в первой половине 1960-х гг. случился настоящий прорыв в организации работы с подростками по месту жительства. В 1963 г. был проведен смотр-конкурс на лучшую постановку воспитательной работы с детьми и подростками. В РСФСР лучшими были признаны комсомольские промышленные организации Воронежской, Костромской, Ленинградской и Свердловской областей [5, д. 3, л. 36]. Подводя итоги смотра, ЦК ВЛКСМ рекомендовал местным комитетам ВЛКСМ решить вопрос о выделении помещений под пионерские клубы и комнаты не только во всех вводимых в строй жилых массивах, но и существующем жилом фонде. Специально подчеркивалось: «Для работы с детьми нужны не только грибки, песочницы, качалки, беседки, но и волейбольные, баскетбольные, городошные площадки, гимнастические городки, теннисные столы и т.п.» [5, д. 3, л. 37].

С 1962 по 1965 год по данным 15 областей РСФСР численность подростковых клубов по интересам возросла более чем в 4,5 раза. В 5 раз увеличилось количество спортивно-трудовых, военизированных подростковых лагерей [8, с. 83].

В Тамбовской области, например, в 1964 г. действовало 35 лагерей труда и отдыха, спортивных, туристических, юных техников, в которых отдыхало 5350 (из 9918!) старшеклассников. В области было создано 23 клуба старшеклассников, 318 сводных отрядов по месту жительства, в которых вожатыми, руководителями кружков и секций работали 826 учащихся 8-10 классов[5, д. 15, л. 57, 91].

Как правило, подростки сами участвовали в оборудовании летних площадок, что также способствовало у них воспитанию здорового коллективизма и ответственности за имущество.

Таблица 1 наглядно демонстрирует рост численности детских внешкольных культурно-просветительных учреждений в 1958-1964 гг. Особое внимание обратим на рост численности дворцов и домов пионеров, станций юных техников, детских парков.

Таблица 1

Численность внешкольных детских культурно-просветительных учреждений[8, с. 334]

Культурно-просветительные учреждения

1958 г.

1964 г.

Дворцы, дома пионеров и школьников

2908

3344

Станции юных техников

320

384

Станции юных натуралистов

254

287

Детские экскурсионно-туристические станции

140

174

Детские парки

158

182

Детские железные дороги

33

33

Детские театры и театры юного зрителя

105

117

Еще более быстрыми темпами росли количество детских спортивных школ и численность занимавшихся в них (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Численность детских спортивных школ и их учащихся [8, с. 335]

1958 г.

1965 г.

Количество детских спортивных школ

1086

2035

Количество учащихся в детских спортивных школах

291031

851 855

Учтем также, что в 1965 г., кроме того, действовало 216 спортивных школ молодежи, в которых занималось 52984 человека [8, с. 335].

Особое внимание было уделено организации досуга в интернатах. В постановлении ЦК ВЛКСМ от 9 мая 1961 г. говорилось: «Совершенно нетерпимо, что в подавляющем большинстве школ-интернатов классные комнаты и комнаты отдыха, библиотеки, игротеки, спортивные залы закрываются от детей на замки» [9, с. 128]. Именно такое отношение к организации воспитательной работы среди детей связывалось в комсомоле с грубыми нарушениями дисциплины, систематическими пропусками школьных занятий, безнадзорным образом жизни.

В августе 1963 г. ЦК ВЛКСМ негативно оценил работу с подростками в алма-атинской комсомольской организации. В слабых усилиях по организации разумного отдыха подростков ЦК ВЛКСМ увидел причины антиобщественных проявлений [10, д. 3, л.17-20].

Именно в невнимании Пензенского горкома ВЛКСМ к досугу молодежи ЦК видел причины преступлений, совершаемых пензенской молодежью в выходные дни в местах массового отдыха. Недостатком комсомольской организации называлось положение в местах массового купания: «Пляжи замусорены. Единственное «развлечение» молодежи – спиртные напитки, которые неограниченно продаются в буфетах, вблизи от пляжа, в местах отдыха»[9, с. 261].

«Каждого подростка надо занять полезным делом с учетом его интересов, помогать в учебе, оказывать постоянное комсомольское влияние,» – подчеркивал ЦК ВЛКСМ в июле 1964 г.

Успешной была признана работа московского студенчества по созданию спортивно-трудовых лагерей для подростков – учащихся профессионально-технических училищ. Летом 1964 г. на базе колхозов и совхозов Подмосковья было создано 23 подобных лагеря, в которых побывало 1800 учащихся. Многие из этих ребят состояли на учете в детских комнатах милиции, имели условные судимости. Для работы с подростками было отобрано более 200 студентов, имеющих производственную специальность, прошедших службу в армии или работавших на целине. Горком ВЛКСМ организовал для них учебу по методике и практике воспитательной работы с 14-17 летними подростками [11, с. 316].

Вся жизнь в том или ином лагере, как правило, направлялась самим коллективом подростков во главе с советом командиров, избранным из числа самих учащихся. Интересно, что начальником штаба был утвержден дипломник Института мясной и молочной промышленности Виктор Архангельский – в прошлом сам воспитанник исправительно-трудовой колонии [11, с. 319]. Местами для жилья в большинстве случаев стали палаточные городки. В каждом лагере было от 70 до 100 подростков, объединенных в отряды по 10-15 человек. В некоторых отрядах число «трудных» составляло половину подростков. Четыре часа в день ребята трудились или на сельскохозяйственных работах, или на ремонте и сооружении школ, овощехранилищ, животноводческих помещений. Подростки сами распределяли работу, подводили итоги соревнования отрядов, поощряли отличившихся. Из постоянного общения со студентами они узнали много интересного по самым разным отраслям знаний. Много внимания было уделено привитию им навыков походной жизни, спорту, военизированным играм, знакомству с предприятиями и историческими местами Подмосковья.

В результате многие подростки были сняты с учета в детских комнатах милиции, более 200 из них приняты в комсомол с положительными характеристиками [11, с. 317].

ЦК ВЛКСМ принял постановление о распространении опыта московского студенчества по работе с трудными подростками. Было разработано «Положение о спортивно-трудовых лагерях для учащихся профессионально-технических училищ. В 1965 г. состоялось совещание комсомольских активистов и работников профтехобразования, на котором широко обсуждался опыт работы московских спортивно-трудовых лагерей и организационные вопросы по их формированию.

Не менее ценный опыт был накоплен в 1964-1965 гг. в Иркутской, Новосибирской и Пермской областях и Красноярском крае, где были созданы военно-спортивные лагеря для подростков. Воспитанию ребят содействовал порядок, во многом повторяющий армейские традиции: день начинался с утренней зарядки, заправки коек, уборки территории, большое внимание уделялось строевой подготовке, изучению уставов Советской Армии и основ военного дела. Избранный воспитанниками совет командиров ежедневно подводил итоги дня, намечал мероприятия на следующий день, приглашал на беседы нарушителей. Как отмечено в информационной записке отдела спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ, лагеря оказали положительное влияние на подростков, имевших ранее дурные привычки. Ребята бросили курить, сквернословить. Назывались фамилии подростков, которые ранее имели 6-10 приводов в милицию, а в лагере не имели ни одного замечания, отличаясь в дальнейшем хорошей учебой и примерным поведением [12, с. 72-73].

Одним из главных результатов деятельности созданных в Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Воркуте клубов юных летчиков «Ракета» (там занималось около 1000 подростков, обучавшихся по выбранной авиационной специальности) ЦК ВЛКСМ характеризовал следующим образом: «Подростки заметно подтянулись в учебе, улучшилась дисциплина, возрос интерес к общественной работе»[12, с. 118-119].

В Свердловской области первые подростковые лагеря были образованы летом 1963 г. на турбазах Свердловска и Верх-Исетского завода. В 1964 г. в области насчитывалось уже 11 лагерей с охватом 1080 подростков. А в 1965 г. было организовано свыше 300 юношеских лагерей, которыми было охвачено около 30 тысяч подростков, то есть почти каждый восьмой старшеклассник, каждый девятый подросток-рабочий, каждый десятый учащийся городских профессионально-технических училищ [12, с. 332].

В данном регионе подбор кадров для лагерей подростков-рабочих осуществляли из числа штатных комсомольских работников, ведущих спортсменов, офицеров запаса и лучших командиров оперативных отрядов. Помощниками командиров взводов, командирами отделений избирались подростки. Руководящий состав лагерей стремился к тому, чтобы как можно больше ребят имело общественные поручения.

Каждый пятый подросток за период пребывания в лагере получил права на вождение мотоцикла, стал телеграфистом, каждый третий – разрядником по одному из видов спорта, каждый второй научился владеть боевым оружием, метко стрелять, преодолевать длительные расстояния в пешем походе, готовить обед. Многие из подростков, имевших приводы в милицию, с низким общеобразовательным уровнем, вернулись в школы рабочей молодежи. Статистические данные свидетельствовали о снижении преступности среди подростков в период работы лагерей. Разумеется, работа с подростками в оборонно-спортивных лагерях в течение 24 дней не могла в корне изменить их характер, убеждения, отношение к людям. Там закладывались лишь некоторые основы воспитания. Хорошим продолжением этого процесса была дальнейшая работа с подростками в производственных коллективах. Многие воспитанники лагерей становились опорой советов молодых рабочих, активом комитетов комсомола.

13 оборонно-спортивных лагерей Свердловской области в 1965 г. в основном комплектовались за счет подростков, склонных к правонарушениям. Одновременно в состав лагерей включались школьники-комсомольские активисты. За счет них в лагерях был создан боевой актив из числа самих подростков, что положительно сказалось как на дисциплине, так и на содержании работы.

В лагерях для подростков, склонных к правонарушениям, в режиме дня предусматривался обязательный 4-часовой труд в колхозах и совхозах. Продолжительность работы этих лагерей была доведена до 40 дней, после чего подростки, которые ранее нигде не работали, были трудоустроены, как правило, на те промышленные предприятия, на базе которых были созданы лагеря.

Кроме того, была апробирована идея лагерей труда и отдыха. В 1965 г. в Свердловской области насчитывалось 250 таких лагерей. В них провели часть лета 14 тысяч старшеклассников [12, с. 338]. Созданные на базе колхозов и совхозов, лагеря труда и отдыха работали на основе принципов самоуправления, под руководством комитетов комсомола школ. Лагеря находились на полной самоокупаемости. Главным итогом их работы ЦК ВЛКСМ признавал то, что они помогали комсомольскому активу лучше узнавать интересы подростков, найти индивидуальные подходы к ним [12, с. 338].

В 1965 г. для подростков Ленинграда впервые были организованы городские лагеря по месту жительства. Как правило, они организовывались на базе детских оздоровительных площадок, пионерских лагерей. Работа подростковых лагерей строилась ежедневно в две смены, что дало возможность охватить влиянием не только учащихся, но и большую группу подростков, работающих на промышленных предприятиях [6, с. 108].

Повсеместно разворачивалась широкая работа по обучению юношей и девушек общественным профессиям: пропагандиста книги и печати, юнкора, инструктора по туризму, судьи спортивных игр, экскурсовода пол родному краю, киномеханика, организатора художественной самодеятельности, затейника, инструктора по озеленению и благоустройству и т.п.

Отдельным направлением комсомольской работы была провозглашена профилактика правонарушений со стороны воспитанников учебных заведений профтехобразования. Усилия комсомольского актива пытались направить на индивидуальную работу с учащимися, особенно с теми, кто проявлял склонность к правонарушениям, с сиротами и подростками из многодетных семей. Предупреждение преступлений связывалось с организацией для учащихся содержательного отдыха, поощрением стремления к учебе в вечерних школах рабочей молодежи, заботой об укреплении здоровья, физической закалки ребят. Перед комсомольскими организациями профтехучилищ обоснованно ставились задачи помогать учащимся правильно использовать свободное время, учить по-хозяйски расходовать заработную плату.

Распространенной формой работы с детьми по месту жительства стало создание пионерских штабов. В 1962 г. в Тамбовской области, например, ими было охвачено 50 тысяч учащихся, а через год – почти 77 тысяч учащихся [5, д. 189, л. 107]. Работа в пионерских штабах строилась по образцу пионерских лагерей. Утром пионеры и октябрята по сигналу горна приходили на линейку, делали зарядку, получали задания на день. Как и в лагерях труда и отдыха, старшие пионеры оказывали посильную помощь колхозам и совхозам, работали на пришкольных участках. Под руководством учителей, родителей ребята совершали походы, экскурсии, занимались спортом, играми.

В начале 1960-х годов интересной формой работы с пионерами и школьниками стали создаваемые в школьных комсомольских организациях, пионерских дружинах, при внешкольных учреждениях, детских комнатах милиции и домоуправлениях отряды юных друзей милиции (ЮДМ). В Уваровском районе Тамбовской области такие отряды были созданы в каждой средней и восьмилетней школе [5, д.189, л. 93].

В первую очередь отряды ЮДМ ставили перед собой задачи, связанные с идейно-воспитательной работой. В них активно проводились политинформации, беседы о Программе КПСС, нормах коммунистической морали, об истории советской милиции. Традиционными стали встречи с работниками прокуратуры, суда, органов милиции. На пионерские сборы, костры и линейки приглашали ветеранов органов охраны общественного порядка. Как в школах, так и во внешкольных учреждениях, в комнатах при домоуправлениях члены отрядов ЮДМ оформляли уголки, выставки, посвященные милиции. С помощью шефов из органов охраны общественного порядка ЮДМ организовывали спортивные и туристские секции, стрелковые, санитарные кружки, объединения по изучению законодательства, фотографии, автомотодела, средств связи и сигнализации, служебного собаководства и т.п.

Совместно с сотрудниками милиции ЮДМ проводили рейды и патрулирование в местах отдыха пионеров и школьников, активно участвовали в работе детских комнат милиции, оборудовали игротеки, выпускали фотомонтажи и стенгазеты на темы, связанные с охраной порядка.

В отделах и отделениях милиции члены отрядов ЮДМ выступали с концертами, помогали в оборудовании ленинских комнат и красных уголков, проводили линейки, собирали материалы об истории милиции своего района, города, вместе с милиционерами участвовали в воскресниках по благоустройству и озеленению.

Очень важно, что отряды ЮДМ привлекали к участию в проводимой ими работе и тех ребят, которые раньше находились под влиянием улицы или недостаточно хорошо воспитывались в семьях. Более того, ЦК ВЛКСМ рекомендовал «активнее привлекать в отряды ЮДМ ребят «трудных», допускающих нарушения учебной дисциплины, отстающих в учебе» [13, с. 281].

Деятельность ЮДМ была направлена на привитие юношеству таких качеств как честность, правдивость, скромность, смелость, нетерпимость ко всякого рода нарушениям общественного порядка и этических норм поведения.

Однако с самого начала существования отрядов ЮДМ главным тормозом их работы было несерьезное отношение к отрядам со стороны правоохранительных органов. На местах редко проявлялась инициатива по созданию новых отрядов ЮДМ, а созданные отряды подчас привлекались к выполнению несвойственных им функций, например, к проверке билетов у пассажиров на городском транспорте и в пригородных поездах. Неохотно допускались ЮДМ в клубы, спортивные базы, стрелковые тиры и автохозяйства правоохранительных органов. В некоторых отрядах вся работа сводилась к проведению рейдов и патрулированию. Далеко не в каждом отряде ЮДМ был свой вожатый из числа молодых сотрудников милиции или членов добровольных народных дружин. Формализм при создании отрядов приводил к тому, что в одном отряде оказывались школьники, очень сильно различающиеся по интересам из-за возраста (например, 10 и 17 лет).

Летом 1963 г. отдел школьной молодежи ЦК ВЛКСМ совместно с Главным управлением милиции Министерства охраны общественного порядка РСФСР попытались воздействовать на ситуацию с ЮДМ, обратившись к комитетам комсомола и органам охраны общественного порядка со специальным письмом, в котором они призывали создать при промышленных и сельскохозяйственных комитетах комсомола штабы ЮДМ с участием представителей комсомольских организаций, органов милиции, суда, прокуратуры и народного образования, направить в отряды ЮДМ вожатыми, руководителями кружков и спортивных секций, членами советов друзей отрядов ЮДМ отличников милицейской службы, опытных сотрудников оперативных аппаратов, научно-технических отделов, участковых уполномоченных, инспекторов детских комнат, специалистов государственной автоинспекции, инструкторов служебного собаководства, ведущих спортсменов и тренеров общества «Динамо», членов ДНД, оперативных комсомольских отрядов [14, д. 2897, л. 163].

Было бы грубой ошибкой количество воспитательных мероприятий, степень активности молодежи в правоохранительной деятельности напрямую увязывать с состоянием преступности. Приведем яркий пример из истории г.Тамбова. В феврале 1964 г. учащийся 9-го класса школы №8 Сергей Ч. стал участником группового изнасилования. До этого он очень активно участвовал в общественной работе. Был председателем мужского совета класса. В день совершения преступления он с чувством читал со сцены стихи о чистой красивой любви, об уважении к девушке [5, д. 15, л. 106].

Тем не менее, не будем поддаваться моде и только негативно оценивать опыт комсомола. Как писал современный исследователь Д.А. Решмет, «комсомолу удавалось из года в год наращивать свое участие в деле охраны общественного порядка, предупреждения хулиганских проявлений среди молодежи, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, вырабатывая новые методы и формы работы, привлекая к правоохранительному движению все большее число активной молодежи» [15, с. 52]. Используя для объективной оценки реализации воспитательной функции комсомола основы концепции воспитания жизнеспособных поколений И.М. Ильинского [16], мы также пришли к выводу, что данная деятельность в основном играла позитивную роль. В целом по РСФСР за десять лет активного участия комсомола в охране общественного порядка, с 1955 по 1964 гг., уровень хулиганства снизился на 2%, а его удельный вес в общем количестве преступлений снизился с 32,3% в 1955 г. до 25,7% в 1964 г.[17, д. 556, л. 7]. Но дело даже не в цифрах. Центр внимания в деятельности комсомольских организаций в изучаемый период был переориентирован на удовлетворение все возрастающих запросов и интересов всей советской молодежи, на постоянную заботу о труде, быте, образовании и воспитании сверстников и юных поколений. Причем комсомол применял все более разнообразные, соответствующие возрастной специфике формы работы с детьми и молодежью. Одной из заметных инноваций изучаемого периода стало активное использование для воспитательной работы воскресных и праздничных дней, а также летнего отдыха. Именно в этот период комсомол наиболее ярко продемонстрировал, что от умелой организации досуга зависят самые разные стороны жизни общества, в том числе и правопорядок.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.