Статья 'Объективные источники и внешне-активизирующие условия самоактуализации педагога ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > Editorial board > Council of editors > About the journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Psychology and Psychotechnics
Reference:

Objective Sources and External Activating Conditions for the Self-Actualization of a Teacher

Rybakova Nadezhda Alekseevna

Doctor of Pedagogy

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow Witte University

115432, Russia, g. Moscow, ul. 2-I kozhukhovskii proezd, d.12, str. 1, of. 313

779169@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.11.22760

Received:

22-04-2017


Published:

18-06-2017


Abstract: The article concerns the problem of identifying the conditions for ensuring the adequacy and efficiency of teacher's self-actualization in professional activity. Recognizing the fact of priority of personal factors therein, the emphasis is made on objective sources and external-activating conditions. According to the author, their complex is able to provide the necessary assistance to the teacher in his professional and personal development and growth through the self-actualization of his individual professionally significant potential.  The article is devoted to objective characteristics of the main sources of teacher's self-actualization in professional activity. Understanding and Using these resources are an important factor that influence the aforesaid process. A significant place is given to the principles of self-actualization of a teacher revealing the significance of the whole complex of external factors in unity with the internal ones. Rybakova pays special atention to justifying and describing external activating conditions. The research is based on the ideas of existentialism about the need to complete absolute freedom with total personal responsibility, activity approach, the theory and concept of personal growth and self-actualization, acmeological approach to teacher's self-actualization, axiological approach to teaching activity, etc. The main conclusion of the research are the following provisions: development and efficiency of teacher's self-actualization process to a high degree is determined by external factors. Important objective sources of teacher's self-actualization include being in deman socially, objective theoretical knowledge, society's culture, and professional activity itself. External activating conditions relate to stimulating professional environment and special teacher's training preparing a teacher for self-actualization under the conditions of continuous education.


Keywords:

teacher, student, professional-pedagogical activity, factors, self-actualization, objective sources, principles, external-activating conditions, personality, training

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Современное общество стремительно развивается, широко используя потенциал науки и информационных технологий. Очевидно, что это развитие будет продолжаться, становиться ещё более интенсивным и технологичным. В связи с этим наше общество ждет появления выпускников всей системы образования, способных активно и адекватно познавать, развивать и реализовать свой индивидуально-личностный профессионально значимый потенциал, благодаря этому непрерывно повышать свою квалификацию, осваивать новые технологии, принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. То есть, неотъемлемой характеристикой современного специалиста является его непрерывный профессионально-личностный рост [1], основой и механизмом которого является самоактуализация в профессиональной деятельности.

Чтобы готовить специалистов такого уровня, безусловно, требуются соответствующие технологии обучения. Однако самые передовые теории, оригинальные новации, подробные инструкции и методические разработки сами по себе не могут сделать педагогический процесс эффективным. Решающую роль в достижении такого результата, что доказано педагогикой уже давно, играет личность педагога. И если речь идет о подготовке самоактуализирующейся личности, то и педагог тоже должен быть таковой.

Процесс самоактуализации является сложным и длительным, протекающим в течение всей жизни человека. Для его успешности важно то, в какой среде он осуществляется, каковы индивидуальные качества личности и особенности её деятельности [2]. В этой связи проблема факторов и условий самоактуализаци является ключевой. Вместе с тем, она на сегодняшний день ещё не находит четкого и однозначного ответа. Остается нерешенным и вопрос о конкретных факторах, обеспечивающих эффективную самоактуализацию педагога в профессиональной деятельности.

Наукой доказано, что наличие развитых внутренних условий – определяющий фактор эффективности самоактуализации. Вместе с тем нельзя не учитывать и то, что в значительной степени способствуют самоактуализации соответствующие внешне-активизирующие условия. При этом важное значение имеет степень осознания и использования педагогом для собственной профессиональной самоактуализации ее объективных источников.

Ряд исследователей утверждают, что самоактуализироваться удается не каждому человеку. В частности, Д.А. Леонтьев высказывал мнение, что не всякий индивид может самостоятельно развить в себе сущностные силы [3]. Представляется, что в этом случае внешние условия могут оказать человеку необходимую помощь в самораскорытии и самореализации.

А. Маслоу считал, что процесс самоактуализации может ограничиваться сочетанием различных внешних и внутренних факторов, к которым он, в том числе, относил социальные влияния и групповое давление, которое часто действует против вкусов и суждений личности [4].

Согласно мнению К. Хорни, под воздействием социальных и культурных условий существования человека, его стремления и желания оказываются расщепленными и направленными в противоположные стороны [5]. При неблагоприятном сочетании внешних факторов, самоактуализация может потребовать слишком больших энергетических, временных и даже материальных затрат, которые личность не в состоянии себе позволить.

Нельзя не согласиться с позицией К.А. Абульхановой-Славской, что организация личностью жизни осуществляется не параллельно, а при одновременном встречном процессе регуляции со стороны общества и на основе саморегуляции [6]. Данная идея нашла значительное развитие в работах ученых более позднего периода.

С.И. Кудиновым разработана полисистемная модель самореализации личности. Ученый относит к основным условиям личностной самореализации помимо социальных и психологических факторов педагогические, психоэкологические и психофизиологические условия [7].

Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выделили две группы факторов, влияющих на самоактуализацию личности. Одна из них – факторы, не зависящие от личности. Это, в первую очередь, социальная среда, материальная обеспеченность, уровень жизни, средства массовой информации, экологическая ситуация [8, с. 224].

Результаты исследования сущности, функций, содержания, факторов самоактуализации позволили нам выделить комплекс наиболее значимых объективных источников и условий самоактуализации педагога, которые в совокупности способны повысить интенсивность и эффективность данного процесса.

Самоактуализация педагога осуществляется непосредственно в педагогической деятельности, цели и содержание которой определяются конкретной исторически сложившейся социальной и культурной ситуацией, уровнем научно-технического развития общества и его требованиями к подрастающему поколению. Отсюда самоактуалиация педагога в профессиональной деятельности не может быть обособленным и самодостаточным процессом, оторванным от особенностей и запросов этих объективных факторов, которые одновременно являются и источниками самоактуализации. Посредством адекватного отражения во всех компонентах педагогической самоактуализации (в первую очередь в целях), они оказывают влияние на ее результативность.

К таким ведущим источникам, на наш взгляд, целесообразно отнести: социальную востребованность, объективные научные знания, культуру общества, саму профессионально-педагогическую деятельность.

Социальная востребованность характеризует реальную потребность общества на конкретном историческом отрезке времени в педагогических кадрах, способных к эффективному решению задач образования, отражающих государственный заказ на воспитание членов общества, обладающих определенными качествами личности.

В настоящее время существует объективная необходимость в гражданах, являющихся самоактуализирующимися личностями, воспитать которых под силу только самоактуализирующемуся педагогу. Именно данный источник является своеобразной «идеологической основой» самоактуализации педагога и обусловливает ее направленность на реализацию тенденций современного образования.

Объективные научные знания. Данный внешний источник самоактуализации выражает уровень развития соответствующих научных теорий и концепций, которые создают необходимые основания для формирования и описания ее системных характеристик, а также могут послужить базой для разработки как нормативных, так и индивидуальных способов ее реализации.

Культура общества. Это один из важнейших источников, так как только посредством распредмечивающе-опредмечивающего взаимодействия личности с культурой общества возможна ее самоактуализация. Данный источник позволяет рассматривать ценностный тип самоактуализации как приоритетный.

Профессионально-педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность не только сфера, в которой осуществляется самоактуализация, но и ее источник. Именно он определяет и корректирует содержание и реализацию интерперсонального направления самоактуализации, регулирует интраперсональные действия педагога.

Указанные объективные источники в значительной степени обеспечивают содержательное наполнение целевого компонента самоактуализации, степень систематичности и интенсивности ее процесса, а также эффективность результата.

Все компоненты и факторы самоактуализации участвуют в процессе достижения ее результата опосредованно – через личность педагога как субъекта деятельности. Поэтому насколько бы научно обоснованно и точно не была описана сущность самоактуализации, какими бы перспективными не были предлагаемые нормативные способы её осуществления, насколько благоприятными не были бы внешне-активизирующие условия, если педагог не готов к их личностному принятию и использованию, все они останутся не реализованными.

С другой стороны, если педагог активен, но руководствуется ложными представлениями о цели, предмете, структуре процесса самоактуализации, не адекватной технологией, к тому же работает в неблагоприятных условиях, он не сможет получить необходимый результат. Самоактуализация педагога будет протекать долгим путем проб и ошибок, пока он самостоятельно не найдет правильные решения многочисленным проблемам или не откажется от самоактуализации, предпочтя более легкий путь манипуляторства.

Итак, только в преломлении через призму психологической, личностно-психофизиологической, научно-теоретической и практической готовности педагога в единстве с его профессиональной компетентностью реализуются все прочие компоненты, достигается необходимый результат деятельности.

Другими словами, только педагог, активно исследующий объективные источники самоактуализации и регулирующий свою деятельность в соответствии с их новыми достижениями и требованиями, способен получать высокие результаты. Не осознавая и не рефлексируя изменений в объективных источниках, педагог утрачивает взаимосвязь с ними, перестает их распредмечивать, а, следовательно, самоактуализироваться.

В обобщенном виде, объективные источники самоактуализации непосредственно определяют ее цель и содержание, являясь основой как для нормативного, так и для индивидуальных способов реализации этого процесса. Все они в совокупности влияют на требования к позиционной готовности педагога к самоактуализации, выступают в качестве ориентира для осуществления специальной подготовки и создания необходимых внешне-активизирующих условий в профессиональной среде.

Результаты исследования самоактуализации педагога в профессиональной деятельности позволили выделить основные закономерности этого феномена:

- детерминированность самоактуализации педагога социальной востребованностью, уровнем развития объективного научного знания в данной области, культурой общества и профессиональной деятельностью;

- обусловленность педагогической самоактуализации всем комплексом ее компонентов при ведущей роли внутренних условий.

Первая закономерность означает, что чем более полно в структурных компонентах самоактуализации представлены требования ее объективных источников, чем оперативнее реагирует вся система на изменения в них, тем выше возможности объективных источников в достижении результата самоактуализации, тем благоприятнее условия для ее функционирования и развития. При этом существует и обратная связь: эффективная самоактуализация педагога способствует достижению социальных целей и потребностей.

Обусловленность педагогической самоактуализации всем комплексом ее компонентов при ведущей роли внутренних условий. Непосредственно осуществляет самоактуализацию и, соответственно, получает определенный результат только сам педагог (внутренние условия). Остальные компоненты действуют опосредованно – через него. С другой стороны, результат самоактуализации в значительной степени зависит от того, на какое именно содержание, структуру процесса ориентирована личность, насколько адекватную и действенную технологию использует, в каких внешних условиях работает, получает ли необходимую подготовку. Поэтому результат самоактуализации обусловлен всем комплексом компонентов, качественным состоянием каждого из них, логичностью и мобильностью связей между ними.

Данные закономерности позволяют выделить ряд принципов самоактуализации педагога, определяющих роль ее объективных источников и внешне-активизирующих условий во взаимосвязи с внутренними.

Принцип осознания социальной востребованности означает понимание социальной значимости самоактуализации, ее важной роли как для самого педагога, так и для подготовки им нового поколения членов общества. Он предполагает также ориентацию самоактуализации на тенденции современного образования, которые определяют ее развитие. Реализация данного принципа означает, что вся система самоактуализации должна оперативно реагировать на требования общества к образовательной системе и личности педагога.

Принцип ориентации на развитие объективного научного знания. Данный принцип предполагает, что при осуществлении самоактуализации необходимо систематически обращаться к обновляющимся достижениям теории и практики в соответствующих областях науки: философии, педагогики, психологии и др. Новый опыт позволяет педагогу совершенствовать как самоактуализацию в целом, так и отдельные ее компоненты, находить и самостоятельно разрабатывать индивидуальные способы, методы и приемы своего профессионального саморазвития и самореализации, совершенствования личностных условий, а также формирования качеств самоактуализирующейся личности у обучающихся.

Принцип активного взаимодействия с культурой общества. Один из важных источников самоактуализации – культура общества. Без ее систематического распредмечивания самоактуализация личности невозможна в принципе. Взаимодействие с культурой должно происходить как можно интенсивнее, в первую очередь, на основе постижения, осмысления и освоения ее ценностного компонента. Именно в этом процессе активно осуществляются пополнение и саморазвитие профессионально-значимого потенциала личности.

Принцип учета своеобразия педагогической деятельности. Во-первых, данный принцип выражает необходимость осуществления самоактуализации с пониманием того, что она ограничивается условиями педагогической деятельности, которая накладывает на нее определенные рамки. Во-вторых, следует учитывать, что самореализация (как часть самоактуализации) осуществляется непосредственно через функции профессиональной деятельности педагога, каждая из которых должна соответствовать определенным требованиям. В-третьих, следование данному принципу обеспечивает адекватность позиционной готовности к самоактуализации комплексу профессиональных требований к личности педагога.

Принцип ведущей роли внутренних условий. Данный принцип акцентирует значимость личности для самоактуализации, так как вся система действует исключительно через нее. Осуществляет и регулирует деятельность сам педагог, поэтому степень зрелости внутренних условий играет решающую роль для эффективности самоактуализации. Отсюда, педагог должен осознавать это и стремиться к самостоятельному самосовершенствованию собственных личностных условий самоактуализации.

Эти условия - динамичное комплексное явление, которое может и должно постоянно развиваться, включать новые элементы, отражать изменения, происходящие как во внешних источниках, так и внутри всех компонентов самоактуализации. Поэтому действие данного принципа тесно связано с реализацией ранее перечисленных принципов и активизацией таких направлений работы как исследование и самоисследование, самовоспитание, самосовершенствование и т.д.

Принцип создания стимулирующей профессиональной среды. Действие данного принципа связано с необходимостью осознания и практического создания для педагога таких условий работы, которые будут способствовать активизации его самоактуализации. При этом следует иметь в виду, что такая среда зависит не только от руководства образовательными учреждениями, не только от коллег по работе, но во многом и от самого субъекта самоактуализации, который должен не только использовать эту среду, но и инициировать ее формирование и развитие.

Принцип взаимосвязи подготовки и профессиональной среды. Его назначение в обеспечении скоординированности требований, предъявляемых к педагогу и его самоактуализации в процессе специально организованной подготовки и в процессе профессионального становления и труда. Их рассогласование приводит к приостановке, прекращению или снижению эффективности самоактуализации.

Обратимся к определению и конкретизации основных составляющих внешне-активизирующих условий самоактуализации педагога в профессиональной деятельности.

Самоактуализация педагога осуществляется в конкретной сфере – в рамках профессионально-педагогической деятельности, которая имеет свои особенности, условия и требования. Поэтому внешние (внешне-активизирующие) условия должны определяться не только с учетом общей теории самоактуализации личности, но и с учетом данного обстоятельства.

И.Ф. Исаев считает, что для самореализации и творчества педагога необходима, помимо субъективных условий, соответствующая стимулирующая среда, то есть, определенные объективные условия. К ним автор относит, помимо влияния социокультурной среды и конкретного культурно-исторического контекста, педагогическую реальность; положительный эмоциональный психологический климат в коллективе, наличие адекватных средств, материально-техническую оснащенность и др. [9]. Эта идея развивает положение представителей гуманистической философии и психологии о том, что для максимально эффективной самоактуализации необходимо доброжелательное, сочувственное отношение окружающих (К. Роджерс).

Б.С. Гершунский (выражая мнение многих исследователей) полагает, что личность сможет стать способной к полноценной самореализации только на основе эффективного образования [10, с. 6].

Опираясь на мнения ученых, аналогичных указанным, а также на результаты нашего собственного исследования, мы выделили круг, на наш взгляд, наиболее значимых внешне-активизирующих условий самоактуализации, который мы связываем с двумя аспектами:

1) стимулирующая профессиональная среда;

2) организация специальной подготовки к самоактуализации.

Стимулирующая профессиональная среда предстает как совокупность следующих компонентов: востребованность и поощряемость, благоприятный психологический климат в коллективе, материально-техническое обеспечение.

Востребованность и поощряемость. Становление самоактуализации требует со стороны педагога значительных усилий. Поэтому для него важно, чтобы его труд был значим и небезразличен для Других: для руководства и коллег по работе. Усилия педагога должны быть востребованы, по достоинству оценены, отмечены. Кроме того, важно, чтобы были созданы условия, активизирующие все функции самоактуализации – самопреобразование личности педагога, творческое преобразование им профессиональной деятельности, преобразование личности обучающегося.

Благоприятный психологический климат в коллективе. Позиционная готовность педагога к самоактуализации предполагает наличие у него развитых интерперсональных качеств личности, которые характеризуют его отношение к обучающимся и соответствующий стиль общения. Вместе с тем педагог также нуждается в признании и принятии его собственной ценности, субъектности, стремления к независимости и свободе, ответственности, а также в уважительном и доброжелательном отношении к нему как к личности, в доверии его духовным и творческим силам. Это возможно только в коллективе, который разделяет ценности самоактуализации, где каждый стремится к их воплощению в профессиональной деятельности и поддерживает друг друга в творческом поиске. Такая атмосфера и создает в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат, предполагающей взаимодействие и взаимоподдержку на основе принципов и правил общения самоактуализурующихся личностей.

Материально-техническое обеспечение. Самоактуализация в целом невозможна без систематического распредмечивания объективных источников самоактуализации, о которых говорилось выше. Для этого педагогу необходимы соответствующие средства деятельности, научная и методическая литература, диагностические материалы, доступ к интернет-ресурсам, возможность непосредственного изучения опыта коллег через участие в семинарах, конференциях, мастер-классах и т.п. Педагог должен располагать педагогическими средствами для внедрения новых технологий и методик, материально-технической базой для проведения собственных исследований и экспериментирования. Очень значимую роль для становления и осуществления педагогом эффективной самоактуализации могла бы сыграть возможность индивидуальных консультаций со специалистом-психологом и педагогами-мастерами. Это позволило бы быстрее и правильнее оценивать свой индивидуально-личностный потенциал, намечать пути его развития и самореализации.

Вторым важным аспектом внешне-активизирующих условий самоактуализации выступает организация специальной подготовки педагога к ее осуществлению.

Согласно К. Роджерсу и его последователей, самоактуализация есть результат действия внутренней потребности в ней, которая может активизироваться в любой период жизни человека. В педагогической практике самоактуализация осуществляется главным образом импровизационно, под «руководством» этой врожденной потребности. Она подготавливается опытом работы, развитыми педагогическими и творческими способностями личности и т.п. Вместе с тем, адекватная и эффективная самоактуализация - явление далеко не массовое. Отсюда следует, что большинству педагогов необходима действенная помощь в становлении его позиционной готовности к самоактуализации, то есть - специальная подготовка в системе непрерывного образования и в первую очередь - в процессе профессионального обучения будущего специалиста.

В настоящее время каждый вуз имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы обеспечить не только подготовку компетентного педагога, но и создать в образовательном процессе условия для формирования готовности к самоактуализации в профессиональной деятельности. Это право установлено новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. То есть, для этого возможно внести в содержание подготовки целесообразные (допускаемые ФГОСВО и учебным планом) дополнения и уточнения.

Во-первых, это могут быть соответствующие дисциплины по выбору, спецкурсы, факультативы, которые отражали бы теоретические основы и практические установки самоактуализации педагога.

Целью такого курса должно стать создание условий для подготовки студентов к самоактуализации в профессиональной деятельности посредством формирования основ позиционной готовности к реализации данного процесса.

На уровне задач данная дисциплина должна быть направлена на: 1) создание условий для формирования у будущих педагогов психологической готовности к самоактуализации; 2) способствование развитию и саморазвитию у студентов личностной готовности к самоактуализации; 3) формирование основ научно-теоретической готовности к данному процессу; 4) формирование практической готовности будущих педагогов к осуществлению самоактуализации.

Методической основой для освоения курса, безусловно, должны стать активные и интерактивные формы и методы обучения, важное место среди которых занимают тренинги.

Во-вторых, возможно соответствующим образом дополнить рабочие программы дисциплин, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью педагога, а также программы практик.

В-третьих, важно создать в вузе условия для разнообразной творческой профессионально-значимой деятельности студентов во внеучебное время, включая научно-исследовательскую работу и волонтерство.

В-четвертых, с целью осуществления индивидуального подхода к каждому студенту, который является наиболее эффективным для становления самоактуализирующейся личности, должна действовать на постоянной основе психологическая служба. Психологи смогут оказать студентам помощь в разрешении вопросов самопознания, выявления особенностей своего индивидуально-личностного потенциала, формирования адекватной самооценки, выбора методов саморазвития и др.

Важным и обязательным моментом для подготовки студентов к самоактуализации в профессиональной деятельности является создание высокого уровня стимулирующей профессиональной среды: востребованности и поощряемости всех проявлений самоактуализации, достаточное материально-техническое обеспечение; создание благоприятного психологического климата. В основу общения преподавателей со студентами должны быть положены гуманистические идеи об отношении к Другим: признание, принятие их индивидуальной ценности, субъектности, стремления к независимости, свободе и творчеству, уважительное отношение к студентам как к личностям, доверие их духовным силам и др.

Важнейшим условием подготовки педагога к самоактуализации как в период обучения в вузе, так и в системе послевузовского образования, является соответствующим образом подготовленный преподаватель. Процесс такой подготовки является достаточно сложным. Он требует хорошо проработанной теоретической базы, должен опираться на результаты соответствующих диагностических исследований, которые позволяют выявить его личностные и индивидуальные особенности. Подготовка преподавателей к самоактуализации должна в значительной мере носить индивидуальный характер. Необходимо также учитывать определенную нелинейность и непредсказуемость самоактуализации, которые связаны с особенностями жизненного пути и опыта деятельности каждого конкретного преподавателя.

М.И. Ситникова выделяет следующие организационно-педагогические условия развития культуры профессионально-педагогической самоактуализации (самореализации) преподавателя вуза:

- проектирование и внедрение в практику функционирования вуза стратегий формирования у преподавателей культуры профессионально-педагогической самореализации;

- создание внутри вуза системы специального обучения преподавателя культуре профессионально-педагогической самореализации;

- всемерное обеспечение преподавателю доступа к информационным ресурсам, необходимым для собственного профессионального роста;

- приобщение преподавателя к активному участию в культурно-образовательной деятельности вуза;

- оказание управленческого содействия преподавателю в сохранении эмоционального позитива в отношении к культуре профессионально-педагогической самореализации; его включение в инновационную деятельность вуза [11].

Итак, осуществление самоактуализации как неотъемлемой характеристики и функции профессиональной деятельности педагога требует наличия не только внутренних, но и внешне-активизирующих условий, а также осознания и использования её объективных источников.

Отмечая приоритетное значение внутренних условий, следует признать, что их становление и эффективное функционирование в высокой степени детерминируется условиями внешними.

Важными объективными источниками самоактуализации педагога выступают социальная востребованность, объективные научные знания, культура общества, сама профессионально-педагогическая деятельность. Внешне-активизирующие условия связаны: 1) с наличием стимулирующей профессиональной среды (совокупность востребованности и поощряемости, благоприятного психологического климата, достаточного материально-технического обеспечения); 2) с организацией специальной подготовки педагога к самоактуализации в системе непрерывного профессионального образования. Учитывая данное обстоятельство, важной задачей образовательных учреждений является создание таких условий, которые будут способствовать становлению и функционированию эффективной самоактуализации педагога в профессиональной деятельности.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.