Статья 'Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

Complexes of traditional male and female costume of Nogais

Kanokova Fatima Yur'evna

Doctor of Art History

Docent, the department of Architectural Engineering, Design and Applied Arts, Kabardino-Balkaria State University named after H. M. Berbekov 

360004, Russia, respublika Kabardino-Balkariya, g. Nal'chik, ul. Chernyshevskogo, 226

f.kanokova@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8744.2017.1.21521

Received:

23-12-2016


Published:

03-04-2017


Abstract: The subject of this research is the complex of male and female traditional costume of Nogais, which reflects the characteristic features of nomadic or sedentary lifestyle of the ethnos. Currently, the examined question is insufficiently studied; it is practically not represented in museums or national life, and the main visual material consists in sketches and impressions of the travelers, as well as photo images of the XVIII-XX centuries. This research is conducted for closing such gap. The work applies the general and specific methods of culturological and art review; the method of field ethnography is used due to the disperse dwelling of the Nogais. This article is first to determine not just the local peculiarities, but also common features that characterize the Nogai costume as an integral and monumental phenomenon that has common constructive and compositional system. This research is called to acquire further development in reconstruction of costumes for the museum collections and stage variations.


Keywords:

Nogais, costume, decoration, ornament, color, jewelry, overcoat, embroidery, headgear, silver

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Традиционный костюм любого народа является важнейшим источником сведений о его происхождении, культурных связях и эстетических идеалах. Формы костюма менялись в зависимости от уровня производительных сил и смены социального устройства общества, творчески перерабатывались и приспосабливались к внутренним потребностям этноса. Эти закономерности нашли яркое отражение и в традиционном костюме ногайцев, который складывался из разных культурных компонентов, аккумулируя в себе черты, характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни. Обладая самобытными формами, ногайский костюм имел локальные особенности, выделяющие его в отдельный комплекс.

Изучение традиционного костюма ногайцев представляет весьма сложную задачу, которую призвано решить настоящее исследование. Сложность в решении поставленной задачи обусловлена, во-первых, дисперсным проживанием отдельных этнических групп ногайцев, во-вторых, недостаточной изученностью обозначенной проблемы в обширной литературе. Одежда ногайцев практически не представлена в музеях, не используется она и в национальном быту. Основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников и фотоснимки XVIII­XX вв., что значительно ограничивает хронологические рамки исследования (верхняя граница обозначена серединой XVIII в., а нижняя – началом ХХ в.).

На сегодняшний день, традиционный костюм различных этнических групп ногайцев, его убранство и аксессуары, фрагментарно рассмотрены в работах современных этнографов, историков и этнолингвистов – это коллективный труд «Ногайцы» [6, с. 120-137], монографические исследования С. Ш. Гаджиевой [3, c. 86-180] и Р. Х. Керейтова [8, с. 210-224], статьи Э. Ш. Идрисова [5, с. 29-35], С. А. Кукаевой [9, с. 251-256], А. У. Акбердиевой [1, с. 473-477]. В вышеперечисленных источниках, костюм рассматривается как часть этнической истории и бытовой культуры этноса, изучается лексика традиционной одежды, при этом отсутствует художественная характеристика и искусствоведческий анализ ее основных элементов, несущих визуальную информацию, закодированную в форме конструктивных элементов, архаичных знаках и цветовых формулах.

Данная статья является попыткой впервые рассмотреть комплексы традиционной мужской и женской одежды ногайцев с искусствоведческой точки зрения, выделив характерный образ для создания полноценной картины, характеризующий ногайский костюм как явление цельное, монументальное, выдержанное в единой цветовой гамме и орнаментальном ключе.

Для решения поставленной задачи в исследовании использованы общие (системный, компаративный, типологический) и общие (исторический, семиотический, герменевтический) методы искусствоведческого и культурологического исследования, а для более глубокого раскрытия изучаемого вопроса применен метод полевой этнографии (экспедиции проведены в регионы компактного проживания отдельных этнических групп ногайцев – Ставропольский край, Астраханская область, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесия).

При изучении вышеперечисленного материала, возникла необходимость провести классификацию костюмного комплекса ногайцев по этногруппам, в результате, выделены караногайский, кубанский, карагаш-ногайский и юртовский типы.

Каждый тип имеет локальные особенности, которые наиболее ярко проявились в технологии исполнения декора убранства и аксессуаров. Фактически, на формирование указанных отличий повлияли территориальные границы, взаимосвязи с соседями, близость торговых путей. К примеру, кубанские ногайцы, соседствуя с черкесами, абазинами и карачаевцами, в ювелирных украшениях предпочитали распространенные у соседей техники филиграни и зерни, их изделия отличались большей ажурностью и изяществом. В декоре платья они использовали золотную вышивку, в декоре головных уборов – галуны. Юртовские ногайцы, расселенные на территории Астраханской области, раньше всех этногрупп начали вести оседлый образ жизни, что обусловило быстрый рост материального благосостояния данной группы. В украшениях юртовцы использовали жемчуг, бирюзу, вышивку производили дорогими нитками, покупали привозное кружево и тесьму. Их одежда отличалась дороговизной ткани, обилием аксессуаров и богатством отделки. Костюм карагаш-ногайцев, проживающих по соседству с юртовцами, также изобиловал дорогими серебряными украшениями, в декоре платья и аксессуаров преобладали широкие галуны, вышивка производилась шелковыми и золотыми нитями. По обилию ювелирных украшений костюм карагаш-ногайцев схож с костюмом караногайцев, отличия проявлялись в оформлении верхнего платья – у караногайцев оно прошивалось мелкой стежкой, а у карагаш-ногайцев – орнамент выкладывался галунами. Несмотря на отличия, декор и аксессуары выполнены в едином стиле, имеют четкую локализацию на костюме и знаковую функцию. Общим является и крой нательной и верхней одежды, цветовые предпочтения, семантика орнамента. Для выявления общей структуры необходимо подвергнуть анализу художественные и конструктивные особенности формирования каждого компонента комплексов традиционного мужского и женского костюма ногайцев.

Комплекс традиционного мужского костюма ногайцев.

Мужская одежда, изначально, была приспособлена к образу жизни кочевого скотовода, а с ­­начала XIX в. – оседлого крестьянина.

В комплекс традиционного мужского костюма ногайцев входят: нательная одежда (широкая и длинная рубаха, штаны), верхняя одежда (длинный кафтан, халат, штаны, черкеска), головные уборы (нижние и верхние), обувь.

Нижняя одежда была представлена нательной рубахой и штанами. Вплоть до середины XIX в. нижняя рубаха туникообразного покроя была общераспространенной у всех этнических групп ногайцев. От туникообразных рубах соседних народов, она отличалась длиной и шириной – свободная, длиной до колен, с широкими и длинными рука­вами – она никогда не подпоясывалась. Некоторое распространение получила рубаха с разрезом на правой стороне груди. На обрядовых свадебных рубахах воротник делали отложным. Со второй половины XIX в. в обиход входят рубахи современного покроя – со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником [10, с. 71].

Основным материалом для мужских рубах был домотканый белый холст или пестрядь, которые, с распространением фабричных тканей заменяются преимущественно ситцем и сатином. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, тесьмой, стежкой или позументом. Из сплетенной вручную тесьмы изготавливали пуговицы.

Нижние штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, полу­чившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Они были приспособлены для верховой езды.

Верхней одеждой служил длинный кафтан или узкий, длиною до колен, камзол, с характерным воротником – стойкой и застежками. Бытовала легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Зимний кафтан иногда изготавливали из шкур жеребят, который кроился так, чтобы вдоль спины и по рукавам сохранялись швы.

Неотъемлемой частью костюма ногайцев считалась черкеска. Ее подпоясывали ременным поясом. В более ранний период ногайские мужчины пользовались и матерчатыми поясами – кушаками [6, с. 124].

Носили стеганый халат туникообразного покроя, иногда несколько халатов носили вместо шуб. В ненастную погоду поверх одежды надевали суконный плащ, зимой – длинную шубу с крытым верхом или нагольный овчинный тулуп. Характеризуя шубы астраханских ногайцев, С. Г. Гмелин отмечал, что один тип «подобен верхним кафтанам, с тем только различием, что рукава у них цельные и длиннее, а с другой российским тулупам» [4, с. 178].

Мужские головные уборы делились на следующие домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка – она имела полусферическую форму и обычно ее шили из четырех клиньев. Для сохранности формы и из гигиенических соображений ее простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации (в основном геометрический и растительный орнамент) давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие выши­тые золотошвейной гладью тюбетейки предназначались для молодежи, а более скром­ные для стариков.

Поверх тюбетейки надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (типичная для ногайцев массивная меховая шапка). Часть национальной интеллигенции в конце XIX в., следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Среди мусульманского духовенства было распространено ношение чалмы.

На босую ногу ногайцы надевали суконные чулки и вязаные из шерстяных ниток носки. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожа­ная и валяная. Кожаная обувь широко бытовала у зажиточной части сельчан и духовенства. Одно­тонные черные сапоги, сшитые из мягкой кожи – носили как мужчины, так и женщины, только, у последних, сапожки были покороче и без отворотов. При выходе из дома надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Бытовали и сапоги на твердой подошве [7, c. 76].

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повсе­дневной были калоши. На ноги в сенокос надевали поршни. Зимой повсеместно носили валенки.

Комплекс традиционного женского костюма ногайцев.

Комплекс традиционного женского костюма ногайцев окончательно сложившийся к XIXв., представляет продукт, сочетающий в себе функциональные и технологические характеристики, придающие ему самобытность и оригинальность. В нем нашли отражение как возрастные, так и социальные различия – богатые женщины украшали одежду дорогой вышивкой, носили золотые и серебряные ювелирные украшения, изготовленные на заказ местными ювелирами, им были доступны импортные ткани, такие как китайский и индийский шелк, льняные русские полотна, золотые нити, шелковые нити и шнурки. С XIX в. к ногайцам начали проникать фабричные ткани, одежда и обувь из России, такие как батист, бархат, диагональ, атлас, кружево, тесьма и атласные ленты [6, с. 121]. Бедные слои населения обходились домоткаными тканями, носили одежду из грубого сукна, войлока и дешевых тканей. Одежду шили вручную женщины, они «… занимались домашними работами и сообразными их полу рукоделиями: ткали ткани для собственного потребления и для продажи сукна, серебряные галуны, всякого рода одежду и обувь», писал И. Бентковский [2, с. 85].

Ярче всего своеобразие ногайского традиционного костюма проявляется в таких характеристиках как многослойность, антропность, эстетичность, функциональность и удобство.

По своей комплекции и конструкции женский ансамбль весьма интересен, в него входили такие элементы, как нижняя и верхняя одежда, головные уборы, украшения и аксессуары, обувь.

Женская нательная одежда состояла из нижней и верхней рубахи, корсета и штанов. Проанализировав все виды рубах, сменявших друг друга, но одновременно сосуществовавших во временном отрезке, начиная с XVIII в., можно выделить следующие основные типы:

- туникообразная рубаха, имеющая перекидное плечо, длинный широкий рукав, пришитый к стану по прямой линии с ластовицей;

- рубаха с выкроенными проймами и сшитым плечом, была уже в плечах, на рукавах, доходящих до кисти, делали обшлажок или по краю продергивали резинку. На груди рубахи посередине делали прямой разрез, застегивающийся у горла на одну пуговицу. Вырез оформляли по шее, иногда с небольшой стоечкой;

- праздничная рубаха - отличалась не только качеством материала, но и длиной, иногда и покроем рукавов, который делали очень длинным или с оборкой, пришитой у локтя.

Неотъемлемой частью костюма, вне зависимости от сословной и возрастной принадлежности, являлись штаны. Только девочки до семи лет могли носить длинную рубаху, не одевая при этом штаны, но это скорее было признаком бедности. Шили штаны с широким и узким шагом, подвязывали шнурком, продетым по поясу, к низу штаны сужались. Штаны были прямыми доходили до щиколоток или до пят. Между штанинами вставлен очень большой клин ромбической формы. Верхние углы клина доходили до обшивки у пояса, в два других - почти до низа штанин. Штаны с узким шагом имели книзу сужающиеся слегка выкроенные штанины, между которыми вшивался небольшой клин в форме трапеции. Внизу штанины свободно, редко закладывались в сборку, что делало шаг менее ограниченным. Штаны шили, как правило, из тонких тканей (ситец, бязь) светлых цветов. Женские штаны по названию и покрою не отличались от мужских. В XIX в. праздничные, особенно свадебные штаны, шили из шелка [10, с. 134].

Кафтан – обязательный элемент одежды девушки и женщины, который существовал до конца XIX в., часто исполнял роль верхней одежды. Кафтанчик надевали поверх рубахи под распашное платье. Таким образом, он был виден лишь частями: грудь с металлическими застежками, передние полы (в разрез платья) и нижняя часть рукавов, в тех случаях, когда платье имело короткие или разрезные рукава. По своему покрою, назначению и системе застежек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плечей до талии. Застежки представляли собой продолговатые металлические пластинки, одна из которых кончалась петлей, а другая полушаровидным выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался.

Женскую верхнюю плечевую одежду, надеваемую поверх рубахи или кафтанчика, называют термином «платье». До XIX в. наиболее характерным покроем женского платья у ногайцев и сопредельных народов был покрой типа мужской черкески. Нарядное выходное платье шили из богатых тяжёлых тканей: бархата, плотного шелка.

Праздничное платье ногайки из состоятельной семьи представляло собой довольно сложную по крою и способам украшения одежду. Его можно разделить на два типа: платье молодой (незамужней) девушки и платье замужней женщины.

Костюм замужней женщины отличался многими элементами от наряда молодой девушки, такими как: головной убор (женщина могла носить только платки и шали, в редких случаях до рождения первенца носила шапочку). В платье замужней женщины отсутствовали украшения из серебра и вышивки (кроме пояса и серебряных нагрудных застёжек), цветовая гамма была более сдержанной, предпочтения отдавались более тёмным тонам; у взрослых и пожилых женщин преобладали черные, коричневые цвета.

Весьма разнообразны по форме и отделке головные уборы, которые можно условно разбить на три группы:

- головные уборы типа шапок;

- головные уборы типа мешочков;

- платки.

В изготовлении головных уборов мастерицы использовали мех, бархат, сукно, шелк, бязь – словом все, что имелось под рукой. Узоры были яркие, четкие, хорошо читаемые на фоне ткани, техника исполнения отличалась высоким мастерством, синтезировала вышивку, плетенку. Такая отделка придавала шапкам нарядный, праздничный вид. Художественные достоинства головных уборов ногаек заключались в выразительности вышиваемых узоров растительного происхождения, а также самой формой, насыщенностью колорита, разнообразием фактуры, придающей шапкам живописность, где декор подчинялся конструкции и форме изделий. Как и в свадебном, праздничном костюме на головном уборе такого назначения, ногайки с большим вкусом подвешивали различные ювелирные украшения, монеты.

Важной составляющей частью ногайского традиционного женского костюма издревле были украшения. По назначению и способу ношения ювелирные изделия ногайских женщин подразделяются на украшения малых и крупных форм, которые в свою очередь классифицируются на головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные [3, с. 167]. На ногайских украшениях меньше черневого декора и больше свободного пространства, они не перенасыщены орнаментально, но в этом аскетизме есть особая изысканность, подчеркиваемая крупными вставками из драгоценных камней.

Народное искусство ногайцев XIII-XV в., как и поздний ногайский фольклор – предания, поверья, сказки содержало много интересных религиозных поверий, символов, полных глубокого значения. Вера в различные сверхъестественные силы отражена в произведениях ногайского искусства. После введения мусульманства продолжали еще долго носить изделия, служившие по прежнему «оберегами», эти миниатюрные вещицы, изготовленные из серебра, одновременно были принадлежностями женского наряда, их носили постоянно в виде нагрудного украшения на цепочке, одеваемой на шею.

Рассмотрев комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев и его художественное оформление, можно прийти к выводу о том, что общая тенденция ногайского искусства, обусловленная монументальностью форм, минимального содержания декора и преобладанием фона, нашла отражение и в одежде. Данные локальные отличия выделяют костюмы ногайцев среди костюмных комплексов сопредельных народов, являются чертами, характерными для традиционного ногайского костюма в целом, что, безусловно, указывает на факт этнической идентичности, самобытности и индивидуальности стиля.

Не только мастерство, нечто гораздо большее хранится в этих костюмах – между нитей, филигранных переплетений, драгоценных камней. Это особый дух бытия, неимоверная сила, успевающая за мгновенье охватить любого зрителя, способная перенести его в далекое прошлое – в этом есть непреходящая сила, как народного костюма, так и декоративно-прикладного искусства в целом.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.