Статья 'Информационное пространство корпоративной культуры в здравоохранении' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

The information space of the corporate culture in health care

Gryaznova Elena Vladimirovna

Doctor of Philosophy

Professor of the department of Philosophy and Theology at Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

603005, Russia, g. Nizhnii Novgorod, ul. Ul'yanova, 1

egik37@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8744.2015.5.15978

Received:

24-07-2015


Published:

05-10-2015


Abstract: the Subject of research is the study of the role of the information space of corporate culture as a factor effectivnogo health development.This article is a continuation of studies of the problems of Informatisation of public health, published NotaBene. The author considers in detail the structural elements of the information space of the corporate culture and their role in health development. In the work special attention is paid to this element of corporate culture as an information subsystem of a person. In particular the problem of formation of information culture in the health system at the level of personnel training and retraining.As the main research methods used in the work of the analytical method, activity-based approach, information approach, typology, generalization. Research has shown that one of the problems of Informatisation of health care is the low level of information culture of the potential of medical personnel.Information space formed on the basis of the information of the


Keywords:

Corporate culture, Health, nformatization, Information analytical system, Information space, Social information, Socio-economic development, Socio-economic policy, Information competence, Information culture

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В настоящее время период развития экономики в нашей стране получил определение «экономической неустойчивости». В таких условиях одной из проблемных сфер оказывается здравоохранение. Подтверждение этому мы находим в Докладе о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год: «Наиболее серьезными проблемами российского здравоохранения являются недостаточная (причем во многих районах ухудшающаяся) доступность медицинской помощи и ее низкое качество» [1, C. 60]. Причин подобной ситуации много: это и недостаточный уровень финансирования системы здравоохранения, и отсутствие высококвалифицированных специалистов, и низкий уровень жизни населения, и др. Однако не менее важной проблемой остается проблема внедрения и использования информационных технологий в сфере здравоохранения. В своих работах мы рассмотрели существующие проблемы информатизации здравоохранения [2,3] среди которых была обозначена проблема формирования информационной культуры на базе корпоративной культуры в здравоохранении.
За основу возьмем структуру информационной корпоративной культуры рассмотренной нами ранее. [4] В частности, мы представили ее как совокупность восьми элементов: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, систему, среда. Информационное пространство корпоративной культуры медицинского учреждения создается всеми ее элементами: субъектами, объектами, средствами, условиями и т.д. Кончено, главным на сегодня остается субъект-человек. Системный подход в исследовании корпоративной культуры подчеркивает существование тесной взаимосвязи между всеми информационными элементами системы. Причем эти связи носят в информационном пространстве информационный характер. Мы не отрицаем триединства мира (информация, энергия, материя). Нам важно выделить информационную компоненту только в целях нашего исследования.
Итак, наша задача раскрыть механизмы формирования и развития информационного пространства корпоративной культуры здравоохранения. Понятно, что основным создателем культуры является человек. В нашем случае речь должна идти о медицинских работниках и других сотрудниках системы здравоохранения, а также о пациентах и всех, кто имеет отношение к функционированию медицинского учреждения, иными словами о тех, кто и является создателем корпоративной культуры. Именно от уровня их информационной культуры будет зависеть качество информационного пространства здравоохранения.
Отметим еще один важный для дальнейшего исследования методологический момент. Как мы показали ранее [4, c. 817], культура формируется на основе трех подсистем: информационной, операционной и мотивационной. Они, в свою очередь базируются на образовании, обучении и воспитании.
В условиях информационного общества к медицинским учреждениям предъявляется большое количество требований, как в области профессиональной деятельности, так и финансовой, так же со стороны общества, и со стороны пациентов. Принципиальное решение перечисленных проблем сегодня невозможно без информатизации здравоохранения. Это подчеркивается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [5]. В частности в статье №2 «Развитие здравоохранения» говориться о том, что: «… отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное лечение), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы» [5]. При реализации информатизации системы здравоохранения, выделяется необходимость создания медицинского информационного ресурса, включающего в себя и ресурс образовательный. Информационный ресурс может выступать объектом, средством, средой, условиями, а в конкретных случаях и результатом информационной культуры.
В ГОСТ 7.0-99 дается следующее определение информационных ресурсов: «Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации». Как известно из курса информатики, данные – это информация, обработанная и представленная в закодированном определенном виде для дальнейшей обработки. Таким образом, можно обобщенно определить, что информационные ресурсы - это отдельные документы и массивы документов в информационных системах. Это положение как раз и подчеркивает тот факт, что без информационной составляющей корпоративной культуры информатизация здравоохранения невозможна.
Именно поэтому формирование информационного ресурса для пациента является одной из составляющих информационной корпоративной культуры. Это положение отражено и в федеральных законах: №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в российской Федерации» (статья 20 «Права и обязанности медицинских организаций»); №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (статья 79 «Обязанности медицинских организаций»).
Что же касается средств информационной корпоративной культуры медицинских учреждений, то одним из наиболее важных из них является медицинская информационная система. На сегодня ее внедрение и эксплуатация регламентируется документом: «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011г. №364), которая полностью определяет принципы работы, общую структуру, основные этапы создания информационной системы в сфере здравоохранения, механизм управления и ресурсное обеспечение ее создания и сопровождения.
В структуре информационной корпоративной культуры основным объектом и средством корпоративной деятельности является информация. Собственно данные и информационные ресурсы – это все ее производные. Причем речь должна идти о различных видах социальной информации. Если учесть, что в самом общем виде социальная информация – это сведения об окружающем мире, получаемые непосредственно нашими органами чувств и опосредованно с помощью различных технологий, то ее далее можно делить на виды по различным основаниям. Например: по субъекту медицинской деятельности: для медперсонала и пациента; по виду материального носителя: бумага, электронные носители, субъект; по специфике профессиональной принадлежности: управленческая, статистическая, пользовательская и т.д. При этом следует отметить, что федеральным законодательством особо ограничивается и регулируется обмен информацией в здравоохранении (Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ. Российская газета (статья 13 «Соблюдение врачебной тайны»).
Как объект медицинской деятельности система информационного обеспечения граждан – это неотъемлемая часть информационной культуры, повседневная необходимость, обусловленная необходимостью активного участия пациента в лечебном процессе, а, следовательно, пациент является носителем медицинской корпоративной культуры в определенном смысле. В пространстве корпоративной культуры качество медицинской социальной информации характеризуется её основными свойствами: актуальностью, объективностью, полнотой, достоверностью, адекватностью, доступностью.
Формирование информационной корпоративной культуры любого медицинского учреждения подразумевает системную организацию его информационной среды с целью своевременного предоставления максимально достоверных, полных, объективных сведений сотрудникам и пациентам для оптимизации лечебно-диагностического процесса и научно-практической деятельности.
Информационная корпоративная культура медицинского учреждения повышает эффективность его деятельности, решая следующие задачи:
• рациональное использование и планирование всех видов ресурсов учреждений;
• реализация системы унификации системы медицинской деятельности;
• переход учреждения к инновационному типу развития;
• развитие системы добровольного медицинского страхования;
• повышения уровня кадрового потенциала;
• обеспечение высокого качества менеджмента в сферах оказания медицинских услуг и экономики;
• создание системы информационного взаимодействия между субъектами медицинской деятельности;
Информационное взаимодействие как основа деятельности медицинского учреждения – это сложный и многоранный процесс, направленный на решение не только профессиональных, но и организационных задач. Он предусматривает процессы формирования и структурирования информационной среды медицинского учреждения на основе использования определенной совокупности информационных средств.
Как известно, социальную информацию можно делить на виды по различным основаниям. Одним из вариантов может стать деление по виду потребителя информации. Тогда получим три основных ее вида: деловая информации, информация для специалистов и массовая потребительская информации. Если применить подобную методологию к информационной среде медицинского учреждения, то получим деление на информацию для пациентов (потребительская), информацию для сотрудников (профессиональная), информацию для страховых компаний, деловых партнеров, предприятий (деловая).
Информационная среда медицинской корпоративной культуры определенного медицинского учреждения может быть направлена на создание и развитие следующих основных блоков:
1. Информативный блок: информация о медицинском учреждении.
2. Юридически-правовой блок: нормативно-правовая база, регламентирующая медицинскую деятельность.
3. Управляющий блок: медицинская информационная система.
4. Коммуникативный блок: работа во внешних информационных системах и порталах.
В данных блоках отражены основные виды информационного взаимодействия, при которых происходит циркуляция информации всего медицинского учреждения, движение информационных ресурсов между субъектами информационной корпоративной культуры. Для различных медицинских учреждений разного уровня и подчиненности объем используемых информационных технологий и ресурсов будет отличаться, но все выделенные блоки актуальны для любого из них.
Основной целью информационной культуры медицинской организации является повышение доступности и качества оказания специализированной и квалифицированной медицинской помощи на основе совершенствования информационного взаимодействия. При этом основными направлениями являются:
• Ориентация на потребителя – пациента.
• Оптимизация процесса медицинской деятельности.
• Повышение информированной культуры сотрудников.
• Повышение эффективности управления деятельности медицинской организации.
Изучение сайтов медицинских учреждений показало, что информационные блоки для пациентов разработаны на сегодня недостаточно. Пожалуй, единственное направление, которое удалось внедрить - это запись к специалисту через интернет. При этом важно понимать, что система информации для пациентов должна осуществляться через дружественный и удобный интерфейс. Однако именно с этой проблемой чаще всего сталкиваются пациенты. Особенно это касается людей пожилого возраста.
В качестве объекта информационной корпоративной культуры могут выступать различные информационные ресурсы. Например, информация о медицинском учреждении, которую можно делить на два вида:
1. Для граждан, еще не ставших пациентами (потенциал) - это общая информация о медицинском учреждении, его профиле, перечне предоставляемых медицинских услуг, месте расположения, карте проезда, контактах для связи и т.д.)
2. Для актуальных пациентов – это информация, для тех, кто уже стал участником медицинской деятельности учреждения. Это уже более расширенная информация о возможностях учреждения, о его структуре, об условиях пребывания, правилах работы, оплаты услуг, особенностях проведения исследований, работа в личном кабинете пациента и т.д..
И вот здесь уровень информационной корпоративной культуры, степень ее организации зависит удовлетворенность пациентом полученной медицинской помощью.
Для эффективного управления работой медицинского учреждения применяется управляющий блок, в основе которого находится уникальное на сегодня средство обработки, передачи и хранения медицинской, статистической, финансово-экономической информации в медицинском учреждении - медицинская информационная система (МИС).
В подтверждении полученных нами результатов исследования внедрения медицинских информационных систем А. Н. Ильницкий и М. И. Чурносов пишут, что: «Во-первых, характерными особенностями развития информатизации здравоохранения в большинстве регионов на нынешнем этапе являются направленность на решение локальных учетно-расчетных задач и ведение документации, обеспечение делопроизводства. Во-вторых, не развиты аналитические схемы поддержки принятия решений и контроля использования ресурсов. В-третьих, отсутствие электронного документооборота и слабо развитый парк современного компьютерного оборудования. В-четвертых, несовершенное программное обеспечение, отсутствие лицензионного ПО, отсутствие защиты информации. В-пятых, проблема привлечения квалифицированных специалистов и низкий уровень компьютерной грамотности» [6].
Тем не менее, МИС выступает в качестве комплексного информационного ресурса, обеспечивающего полный спектр функциональных возможностей, направленных на обеспечение научно-практического и лечебно-диагностического процесса. МИС собирается из модулей. Конфигурация МИС зависит от профиля медицинского учреждения, его задач и возможностей. Наиболее распространенными для медицинского учреждения считаются модули и подсистемы, такие как: «Амбулаторная помощь», «Кадры», «Электронная история болезни», «Аптека», «Товарно-материальный учет», «Статистика», «Договорная деятельность», «Экономика», «Аналитика».
Использование медицинской информационной системы в практике медицинского учреждения позволяет автоматизировать многие функции медицинской деятельности, облегчая монотонный, поддающийся формализации труд. Например, ведение электронных медицинских карт, обеспечивает сокращение времени врача для обработки медицинской документации. Повышает оперативность доступа к медицинской информации всем специалистам. Появляется возможность осуществлять полноценное ведение финансового учета и анализа объемов услуг, оказанных учреждением, отдельными подразделениями и конкретными исполнителями. Как инструмент управления МИС позволяет планировать и оптимизировать использование медицинских ресурсов. Например, она позволяет контролировать коечный фонд, планировать госпитализацию и выписку пациентов, составлять графики работы врачей, графики использования помещений и оборудования, назначение больным времени приема у врача или прохождения процедуры и т.д. Для помощи в принятии управленческих решений МИС как в автоматическом режиме, так и по запросу может генерировать отчетную и аналитическую документацию по всей базе имеющихся данных.
Одной из важнейших задач корпоративной культуры является формирование знаний, информационной подсистемы культуры. Медицинская информационная система в этом случае позволяет создавать и использовать базы справочников (справочник услуг, МКБ-10, лекарственный справочник, стандарты медицинской помощи, программы страховых компаний и др.) которые могут применяться для непрерывного обучения сотрудников и повышения эффективности деятельности медицинского учреждения.
Наличие в базе МИС полноценной действующей информации позволяет управлять и двумя другими составляющими корпоративной культуры медицинского учреждения – мотивационной и операциональной подсистемами. Речь идет о вопросах качества оказания медицинской помощи, которая контролируется с помощью экспертизы на соответствие стандартам, и рекомендациям, прописанным в нормативных актах.
Для выхода за пределы локального информационного пространства конкретного медицинского учреждения существует возможность обмена информацией собственной МИС с другими имеющимися информационными системами, медицинским оборудованием и единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
Для централизованного сбора и обработки информации должны создаваться Информационные центры, основными функциями которых являются:
1. Социализирующая;
2. Справочно-информационная;
3. Коммуникативная.
Первая функция служит для социализации новых сотрудников, каждый из которых при устройстве на работу может пройти обучение в информационном центре. В данном разделе содержится информация об истории и современной структуре клиники, основных подразделения и их функциях. Сотрудники могут обучаться самостоятельно работе с медицинской информационной системой, получать навыки работы со справочными правовыми системами, сетью Интернет. Ценность подобного сервиса заключается в том, что сотрудники имеют возможность самостоятельно проводить обучение, обращаясь к имеющимся источникам информации в интернете.
Справочно-информационная функция предоставляет в удобной форме актуальную информацию о деятельности учреждения и предназначена для различных субъектов: сотрудников, пациентов, посетителей клиники. Здесь же может находится и информационный архив медицинского учреждения.
Коммуникативная функция Информационного центра позволяет использовать его как конференц-зал для проведения видеоконференций, пресс-конференций, вебинаров и т.п.
Результативность деятельности Информационного центра может быть обеспечена дополнительными информационно-компьютерными средствами, например, компьютерным классом, с наличием интерактивных стендов, отражающих информацию о различных структурных подразделениях и отдельных аспектах жизни учреждения т.д.
Подобное информационное взаимодействие как основа корпоративной культуры современного медицинского учреждения требует наличия квалифицированных специалистов по обслуживанию информационной техники и программистов.
Вот здесь нам и следует вернуться к вопросу об информационной культуре субъекта медицинской корпоративной деятельности. Можно принять трактовки понятия информационная культура, которые в наибольшей степени подтверждают полученные нами результаты. Одним из них можно считать определение Г.Г. Воробьева, который определил информационную культуру как «… умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» [7, c. 288]. Иными словами речь идет о том, что формирование информационной культуры – это действительно, в условиях информационного общества, дополнительная профессия практически любого специалиста. Хочется привести еще одно определение, которое подтверждает и наше понимание информационной культуры, как феномена, создающего информационное пространство человеческой деятельности. Так, Е.А. Медведева определяет информационную культуру как «… уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [8, c.59]. Более того, мы находим и подходы, подтверждающие наши выводы о том, что информационная, мотивационная и опреациональная подсистемы корпоративной культуры тесно взаимосвязаны между собой. Например, А.А. Гречихин пишет, что «информационная культура - информационная деятельность аксиологического характера, то есть обусловленная ценностями культуры» [9].
Полученные нами результаты и выводы о соотношении информационной корпоративной культуры и культуры общества в целом также находят свое подтверждение в научных публикациях. В частности Э.Л. Семенюк пишет, что «… информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании» [10, c.3].
И, пожалуй, еще одно наше положение о структуре информационной корпоративной культуры, построенной на основе деятельностного подхода, позволивший нам выделить и исследовать каждый ее структурный элемент, так же находит научное подтверждение в публикациях. Например, Т.Н. Соснина пишет, что: «Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быта, художественная культура). Она неразрывно связана со второй (социальной) природой человека, является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей» [11, c.43]. Проведенное нами исследование показало, что в условиях, когда информация становится одним из ресурсов, каждый сотрудник медицинского учреждения для успешной самореализации в информационном обществе должен обладать достаточным уровнем информационной культуры. Поэтому информационная культура личности - это составная часть общей корпоративной культуры медицинского учреждения, которая является качественной характеристикой информационной деятельности сотрудника. Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, навыков, позволяет осуществлять субъекту корпоративной культуры взаимодействие в информационном пространстве на основе использования новых информационных технологий.
Важной проблемой России, является проблема формирования новой информационной культуры специалистов в сфере здравоохранения. Она предполагает не только их способности хорошо ориентироваться в новом информационном пространстве, но также и умения использовать его возможности в своей профессиональной деятельности.
Однако, изучая нормативные документы, мы сталкиваемся с парадоксальными явлениями. Так, например, в соответствии с Приказами Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010г. №541н (здравоохранение) и от 11 января 2011г. №1н (образование) мы видим отсутствие требований к владению ИТ-компетенциями в квалификационных характеристиках руководителей разного уровня и врачей-клиницистов. В данном случае становится очевидным, что существует расхождение между современным состоянием информационной подготовки будущих медиков в вузах и требованиями к их будущим должностным обязанностям.
Аналогичные результаты по формированию информационной культуры мы видим и в исследованиях процесса дополнительного образования медперсонала. «Участниками интерактивного семинара названы … недостаточный уровень предварительной подготовки, прежде всего, компьютерной (32% ответов) и отсутствие доступа к надежному высокоскоростному интернету (15% ответов)», - указывает Н.Г. Дзеранова [12, c.22]. В дополнение к сказанному приведем результаты, полученные в исследовании Л.И. Лазаревой, в котором отмечается, что в российском образовании практический опыт формирования информационной культуры студентов вуза есть, но он носит локальный характер и с трудом прокладывает дорогу к уровневой вертикали системы образования [13].
Решение этой проблемы требует коренных изменений существующей системы медицинского образования и должно стать одной из первоочередных задач государственной политики.
Таким образом, мы можем сделать ряд выводов:
1. Покомпонентное исследование информационных элементов корпоративной культуры здравоохранения показало:
- информационное пространство любого медицинского учреждения – это результат функционирования информационной корпоративной культуры учреждения как системно-деятельностного процесса;
- в качестве пассивных источников информационного пространства выступают информационные ресурсы: социальная медицинская информации и данные;
- в качестве активного источника информационного пространства выступает субъект;
- основным и наиболее эффективным средством информационного пространства является современная информационная система, позволяющая осуществлять централизованную обработку, передачу и хранение медицинской информации;
- информационная среда медицинской корпоративной культуры, являясь элементом информационного пространства, выполняет ряд функций: информативную, юридически-правовую, управляющую, коммуникативную.
- результатом функционирования информационной корпоративной культуры должно стать создание единого информационного центра, выполняющего социализирующую, справочно-информационную, и коммуникативную функции.
2. Основными задачами информационного пространства корпоративной культуры здравоохранения является:
- адаптация и социализация сотрудников здравоохранения;
- коммуникация между всеми субъектами информационной корпоративной культуры;
- управление и согласование работы всех элементов информационной культуры.
3. Выявленные системные свойства информационной корпоративной культуры позволяют говорить о ней как об одном из важнейших элементов социально-экономической политики государства. Без данного компонента здравоохранение не сможет выйти из кризисного состояния. Поэтому так важно, чтобы в разрабатываемых государственных программах и стратегиях по информатизации здравоохранения внимание уделялось формированию необходимой информационной корпоративной культуры, как объединяющей и целеполагающей основы в развитии отечественного здравоохранения.


References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.