Статья 'Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

The Essence of Teacher's Self-Actualization from the Point of View of the Humanitarian Approach

Rybakova Nadezhda Alekseevna

Doctor of Pedagogy

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow Witte University

115432, Russia, g. Moscow, ul. 2-I kozhukhovskii proezd, d.12, str. 1, of. 313

779169@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8744.2015.2.15183

Received:

02-05-2015


Published:

03-05-2015


Abstract: Object of research in this article is self-updating of the teacher. An object of research – its essence from the point of view of humanistic approach. The humanistic psychology which developed by 60th years of the XX century in the western science became a counterbalance to postulates of a freydizm and a behaviorism, peculiar by "the third force" in relation to them. This concept for the first time in the center of studying put the "complete" person, with all individual and unique features inherent in it. The author analyzes ideas of value of each person as persons, recognitions behind it of the right for free development and manifestation of own abilities which are still actual and intensively develop in modern science. The special attention is paid to self-updating consideration as the phenomenon opposed to a manipulyatorstvo. Method of research is the analysis of interpretation of concept of self-updating as psychological phenomenon in scientific literature, and also generalization on the basis of which the essence of this phenomenon comes to light. The main conclusions of the author are that self-updating is initiated by the corresponding congenital requirement which characterizes the highest level of the potrebnostny sphere of the person; self-updating is provided, mainly, with intra personal conditions though effective incentive for it are also conditions of an external order; self-updating isn't end in itself; adequate self-updating requires comparison of with Another, interaction with it; results of self-updating should be estimated as in individual, and social plans; sensibleness – an indispensable condition of adequate self-updating.Novelty of article consists that in it scientific experience of humanistic psychology concerning essence of self-updating of the personality and, specifically, the teacher is generalized. On the basis of the received results, the author considers self-updating of the teacher as the conscious process provided with the corresponding internal and external conditions, ability to interact with other people, an adequate self-assessment. Thus efficiency of self-updating has to be estimated both in individual, and in social plans.


Keywords:

personality growth, personality, motivation, need, professional activity, pedagogue, self-actualization, consciousness, interaction, adequacy

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Самоактуализация педагога как самостоятельный феномен исследована на сегодняшний день недостаточно. Вместе с тем состояние современной теории и практики показывает, что это перспективный путь повышения эффективности современного образования школьников. Отсюда, ведущим направлением самоактуализации педагога является реализация его тенденций, связанных с идеями личностно-ориентированного и развивающего обучения, гуманистического подхода к человеку и ценностного отношения к нему [1-5]. В связи с этим самоактуализация учителя должна рассматриваться как обязательная и неотъемлемая характеристика его профессиональной деятельности. Именно на этих основаниях она функционирует в работе педагогов-мастеров.

Однако главная проблема состоит в том, что эффективная самоактуализация имеет скорее единичный, нежели массовый характер. Результаты анализа состояния теории и практики позволили предположить, что данное обстоятельство связано с недостаточной изученностью проблемы. Представляется, что ее решение создало бы необходимую базу, способную оказать реальную помощь учителю в самоорганизации эффективной самоактуализации.

Выявлено, что в науке существует обширный и ценный опыт, который создает существенные предпосылки к разработке теоретических основ и технологии самоактуализации педагога. Это широкий комплекс философских, психологических, педагогических идей и концепций [6-9]. Особое значение для формирования представлений о самоактуализации педагога в профессиональной деятельности имеет гуманистический подход.

Гуманистическая психология, сложившаяся к 60-м годам ХХ века в западной науке, стала противовесом постулатам фрейдизма и бихевиоризма, своеобразной «третьей силой» по отношению к ним. Этой концепцией впервые в центр изучения был поставлен «целостный» человек, со всеми присущими ему индивидуально-неповторимыми особенностями (Ш. Бюлер, С. Джурарда, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др.). Идеи ценности каждого человека как личности, признания за ним права на свободное развитие и проявление собственных способностей до сих пор актуальны и интенсивно развиваются современной науке. Именно эти идеи послужили отправной точкой для активной разработки проблемы самоактуализации.

Во взглядах психологов-гуманистов на феномен личности и личностного развития немало общего. Согласно их исследованиям, ведущими являются следующие положения: 1) личность – уникальная целостность и ценность высшего порядка; 2) каждый человек имеет природную потенцию к непрерывному саморазвитию; 3) развитие личности обусловлено соответствующими врожденными мотивами; 4) существование личности представляет собой непрерывный процесс постановки и достижения все новых, усложняющихся целей; 5) каждый человек должен иметь право на свободное развитие и проявление своих способностей; 6) внешние стимулы менее значимы для развития личности, нежели внутренние.

Особый интерес в плане исследования художественно-творческой самоактуализации имеет теория развития личности, предложенная Карлом Роджерсом. В обобщенном виде, ее основные положения заключаются в следующем: 1) каждый человек имеет врожденную способность к актуализации; 2) потребность в актуализации управляет поведением личности; 3) человек участвует в оценивании опыта в соответствии с тенденцией к самоактуализации. Другими словами, Роджерс считал, что человек развивается как личность не под влиянием сферы бессознательного или внешних факторов, а руководится в этом процессе соответствующей мотивацией, а именно – «мотивом роста». Согласно его теории, индивид стремится стать самим собой при любых условиях. В то же время, ученый признает, что для максимальной самоактуализации необходимо доброжелательное, сочувственное отношение окружающих [10]

Абрахам Маслоу, взявший за основу термин К. Голдштейна «self-actualization», обозначил понятием «самоактуализация» феномен положительного потенциала личности, противоположного манипуляторству [11].

Манипуляторство рассматривается психологами как способ психологической защиты. Любая же защита не позволяет человеку быть собой, открыто выражать свои чувства, мысли, желания, свободно развиваться. Позиция манипулятора дает индивиду возможность поддерживать свой имидж, профессиональный статус, но при этом его истинная сущность остается скрытой как для окружающих, так и для него самого [12].

Эверетт Шостром считает, что манипулятору присущи ложь (фальшивость), неосознанность (апатия, скука), контроль (закрытость, цинизм, безверие), в то время как самоактуализирующуюся личность характеризуют честность (искренность), осознанность (интерес, жизненаполненность), свобода (открытость, спонтанность), доверие (вера, убежденность). Небезосновательно высказывание ученого о том, что современный человек в результате своего бесконечного манипулирования потерял всяческую возможность выражать себя прямо и творчески и низвел себя до уровня озабоченного автомата, который все свое время тратит на то, чтобы удержать прошлое и застраховать будущее [13].

Человек становится манипулятором в результате своей социализации. Если, как доказано психологами, потребность в самоактуализации заложена в индивиде врожденно, то манипуляторство - качество приобретаемое, и, по сути, должно быть противоестественным человеческой натуре. Однако практика показывает, что манипулятивное поведение – обычное явление.

В науке существуют попытки вскрыть причины манипулятивного поведения человека. В качестве таких причин называют следующие: недоверие себе и другим людям (Ф. Перлз); замена любви человека властью над ним (Э. Фромм); страх остаться в одиночестве (Дж. Буженталь); страх перед затруднительным положением (Э. Берн, В. Глассер, Дж. Хейли); желание получать одобрение от всех и каждого (А. Элисс). Итак, манипуляторство – механизм защиты человека от возможных неудач. В то же время чем больше он манипулирует, тем больше вероятность этих неудач.

Манипулятивное поведение может осуществляться как осознанно, так и бессознательно. Все люди в той или иной степени, в той или иной ситуации являются манипуляторами. Вместе с тем, существует грань, за которой человек из существа уникального и неповторимого, каким создала его природа, становится подобен марионетке, управляемой обстоятельствами, другими людьми, подавляющей свою истинную натуру. Манипуляторство как средство психологической защиты в ряде случаев является адекватной реакцией. Однако слишком частое прибегание к такого рода защитам блокирует процесс свободной самореализации личности, а, следовательно, и ее развитие.

Самоактуализация – явление противоположное манипуляторству. Оно означает полное раскрытие и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала личности. Опора на самоактуализацию позволяет человеку реально воспринимать мир, других людей, осознать свое место в жизни, обеспечить богатство эмоциональной и интеллектуальной сфер, психическое здоровье и нравственность.

А. Маслоу выдвинул самоактуализацию в центр своей концепции личности. В разные годы, в разных работах он давал отличающиеся определения этому феномену. Он рассматривал ее как: полное, бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, когда человек является целиком и полностью собой; выбор пути продвижения вперед, личностного роста в противовес выбору отступлений, страха, защит; «мета-потребность» духовного уровня и ценность высшего порядка, которая и отличает человека от животного; стремление индивида к самоосуществлению, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенции, стремление человека стать все более и более тем, кем он способен стать; создание своей личности в процессе свободного выбора путем принятия решений, способствующих личностному росту.

Ученый обоснованно считал, что у каждого индивида есть свое собственное «Я», к которому он может и должен прислушиваться, чтобы быть тем, кем он является потенциально. А. Маслоу доказал, что неспособность к самоактуализации говорит о психическом нездоровье, а, следовательно, нельзя изучать здоровую личность через призму больной.

Развитие личности в теории Маслоу представлено как восхождение по лестнице потребностей. В своей широко известной «пирамиде потребностей» (или «треугольнике потребностей») ученый отвел самоактуализации вершину, считая, что потребности более высоких уровней могут быть удовлетворены только после удовлетворения уровней нижележащих. То есть, самоактуализация возможна только после реализации потребностей: 1) физиологических;.2) в безопасности; 3) в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4) в уважении и признании. Данный подход оспаривался многими учеными. В частности К. Роджерс и В. Франкл рассматривали самоактуализацию как естественный мотив любого человека вне зависимости от степени удовлетворенности других потребностей. К такому же мнению пришел к концу жизни и сам А. Маслоу. Однако представляется, что нельзя отрицать значимость удовлетворенности потребностей первых четырех уровней, особенно при разработке и создании условий для самоактуализации в профессиональной или учебной деятельности.

В целом, представители экзистенционально-гуманистической психологии считали ведущим источником самоактуализации внутриличностную сферу человека. Однако в других научных направлениях предпринимались попытки выдвинуть в качестве детерминант этого процесса внешние факторы. В рамках логотерапии (Ф. Франкл), например, возникло мнение о том, что самоактуализация есть результат реализации некоего смысла, который не является врожденным, а приобретается в процессе жизни. Отсюда главный источник развития личности – стремление к этому смыслу. Отсутствие последнего ведет к «экзистенциональному вакууму».

В какой-то степени идеи Франкла близки положениям теории деятельности, они могут быть рассмотрены в качестве попытки преодолеть оторванность теории Маслоу от деятельности человека. Однако автору не удалось до конца привести в гармонию внутреннюю и внешнюю обусловленность самоактуализации. Это же можно сказать о концепциях Юрга Вилли и Мартина Бубера. Первая из них доказывала с точки зрения «экологической самоактуализации», что личность может самореализоваться только при взаимодействии с окружающими. Вторая выдвигала в качестве ключевого момента для самораскрытия присутствие Другого. М. Бубер рассматривал бытие как диалог между человеком и Богом, между человеком и миром [14].

Гуманистической психологией намечены пути, ведущие к самоактуализации личности. А. Маслоу, в частности, определил следующие способы: осознание и принятие собственных переживаний; отказ от защит и выбор пути собственного роста; создание условий для самопроявления; ответственность; стремление к независимости в своих суждениях и поступках, полное доверие себе; систематическая деятельность по самоактуализации; готовность к переживаниям высшего порядка с целью избавления от ложных представлений о себе. Э. Шостром считал, что человек должен верить в себя как в высшее творение природы, в свое «Я», но при этом объективно оценивать свои качества, возможности и поступки. При этом практически все ученые сходятся во мнении, что главный путь к самоактуализации лежит через осознание себя, своей сущности и предназначения.

В обобщенном виде, для выявления сущности самоактуализации педагога ценны следующие идеи гуманистической психологии: каждый человек – ценность высшего порядка; самоактуализация инициируется соответствующей врожденной потребностью, которая характеризует высший уровень потребностной сферы человека; самоактуализация обеспечивается, главным образом, внутриличностными условиями, хотя действенным стимулом для нее являются и условия внешнего порядка; самоактуализация – не самоцель; для адекватной самоактуализации необходимо сравнение себя с Другим, взаимодействие с ним; результаты самоактуализации следует оценивать как в индивидуальном, так и социальном планах; осознанность – обязательное условие адекватной самоактуализации.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.